Содержание
Основные отличия
Основное отличие карбюратора от инжектора заключается в принципе работы. В первом случае бензин засасывает в цилиндр, а во втором он впрыскивается через форсунки в камеру сгорания. Но заключается не только в этом:
Инжектор гораздо экономичнее и экологичнее карбюратора. Он позволяет использовать меньше топлива и практически не загрязняет воздух при выпуске газов. Отличается и периодичность поломок. Карбюратор придется ремонтировать гораздо чаще. Хотя его обслуживание обойдется дешевле, чем простая диагностика инжектора.
По-разному две системы проявляют чувствительность к температуре окружающей среды. Карбюратор замерзает, если оставить машину зимой на улице. А инжекторный автомобиль прогревать не нужно.
Качество топлива также зависит от типа двигателя. В карбюраторном можно использовать дешевый бензин с примесями, инжектор такого не выдержит. Ему нужно высококачественное топливо.
Основные различия между системами
Предназначение обеих систем состоит в насыщении цилиндров горючей смесью. Система заранее определяет и подготавливает смесь к подаче в двигатель, неэффективное распределение топлива влияет на общий расход, окружающую среду. Что лучше карбюратор или инжектор, первый пользуется популярностью при отдаленных местностях от сервисов, так как поддаются настройке без специализированного инструмента.
Все реже можно увидеть на рынке автомобили с моновпрыском, так как автомобильную промышленность заполонили силовые агрегаты с современной системой подачи топлива. Чем отличается инжектор от карбюратора, что количество бензина подается при точно дозированной форме при определенных нагрузках, что положительно влияет на расход. Инжектор или карбюратор имеют различия между собой и особенности, ставящие серьезный выбор перед будущим владельцем.
Так что же лучше?
В общем случае — инжектор. Но у карбюраторов есть и поклонники.
В первую очередь — это консервативные люди старшего поколения. Они инстинктивно побаиваются сложной электроники, поскольку привыкли иметь дело с конструкциями, которые можно «починить на коленке». В случае же инжектора они видят непонятную матчасть, разбираться в которой нет ни желания, ни возможности.
Вторая категория — джиперы. Люди, которые забираются на своих автомобилях в настолько дремучие места, где помощь можно получить очень нескоро. Отсюда и требования к безотказности техники. Или к оперативному ремонту ограниченным количеством инструмента. Тут, конечно, с карбюратором будет попроще. Там ломаться особо нечему, а промыть и продуть каждый из них сможет.
Но и они в большинстве сейчас используют впрысковые Нивы. Во-первых, они свежее, а значит надежней. А во-вторых, далеко не каждый отказ приводит к омертвлению автомобиля. Их даже легко перечислить. Мотор не будет работать при отказе бензонасоса, модуля зажигания, контроллера или датчика коленвала.
И еще стоит отметить — джиперское движение постепенно все более приобретает экологический уклон. В этой среде считается неприличным оставлять за собой мусор, разрушать растительность или мыть машины в водоёмах. Видимо и понимание, что карбюраторный мотор отравляет воздух также получит устойчивый рост.
Что общего у этих автомобилей?
Общего много. Это уникальный по своей цене и возможностям легковой автомобиль очень высокой проходимости. Независимо от примененной системы питания Нива обладает постоянным полным приводом, понижающей передачей в трансмиссии, блокировкой межосевого дифференциала, прекрасной геометрической проходимостью, независимой передней подвеской, отличными ремонтопригодностью и потенциалом для тюнинга.
Собственно, если не заглядывать под капот, то и особых отличий нет, если конечно это не автомобили с разницей в годе выпуска лет десять и более. Но вот в процессе эксплуатации отличия имеются.
Что лучше — «нива» карбюратор или инжектор: технические характеристики, советы и рекомендации
- 17 Февраля, 2022
- Автомобили
- Афанасьев Юрий
«Нива» — это, пожалуй, самый известный советский и российский внедорожник. Впервые эта машина была представлена еще в 70-х годах прошлого века. Производится «Нива» и по сей день. На данный момент все новые «Нивы» уже идут с инжекторными моторами. Но на «вторичке» есть много карбюраторных вариантов. Какая «Нива» лучше – инжектор или карбюратор? Попробуем разобраться.
Что надёжнее карбюратор или инжектор? — автокадабра
Во первых карбюратор очень боится загрязнений, как раз таки загрязнений не только топлива, но и воздуха! Если мелкий мусор попадает в воздушный жиклёр, то вы автоматически получаете потерю мощности, может возникнуть пере обогащение топлива, как следствие «залитые» чёрные свечи. Дело в том, что мусор может попасть не только из вне, мимо воздушного фильтра, но и просто оторваться от самого воздушного фильтра. В инжектроном двигателе нет никаких воздушных жиклёров, воздух смешивается с топливом, непосредственно у самого впускного клапана. Вот из за такой мелкой мусорины, в поле, на морозе, водитель должен разбирать карбюратор автомобиля, для того, что продуть не хитрый воздушный жиклёр. А для этого, как минимум, нужно снять корпус фильтра, снять все трубки подходящие к карбюратору, снять тросики привода заслонок и т.д. А потом ещё собрать всё и настроить для правильной работы. Конечно инжекторный двигатель в поле сложнее чинить, но такие нелепые случаи не случаются с инжекторными машинами.
Во вторых у инжекторных двигателей вместо зажигания с распределителем (трамблёром) установленно статическое зажигание. То есть нет трамблера, с подвижным бегунком, нет отдельной катушки зажигания и коммутатора. Вместо всего этого, стоит один модуль зажигания, в котором объеденны катушки зажигания и коммутатор. Очень часто владельцам «классик» требуется менять подшипники трамблёров, в мороз отказывают высоковольтные провода, часто сгорают контакты трамблёра.
В третьих инжекторные системы, против карбюраторных обладают более ровным и надёжным холостым ходом, благодаря тому что электроника точнее и быстрее может отрегулировать холостые обороты двигателя, к тому же электронику тяжелее расстроить.
Конечно карбюраторы иномарок более надёжны и точны, но в виду того, что самому «молодому» карбюратору иномарки, как минимум 20 лет, то и старенькие карбюраторные иномарки имеют большой комплекс проблем, тем более, что запчасти на редкие карбюраторы дороги и часто трудно доступны. В особенности тяжело обстоит дело с японскими карбюраторами, не везде их могут сделать из за сложности и отсутствия элементарных запчастей.
Мой вывод состоит в том, что всё таки карбюратор не надёжнее инжектора, без условно, продуть, промыть и настроить карбюратор дешевле, но нет никаких гарантий, что через неделю он опять не засорится. Видимо из за отсутствия гарантий цена на ремонт карбюраторов не большая.
Кросспост с моего сайта: http://avto-diagnostika.com
Отпишите Ваше мнение, интересны ли Вам подобные статьи?
При следующей публикации, хочу реализовать на сайте скидочную систему, в которой посетители пришедшие с автокадабры будут на особом положении.
Все двигатели ваз — 2121 «нива»(она же lada 4×4) и его модификаций. что ставилось на самом деле, а что выдумки интернета?
Интернет — великая сила. Причём как по объёму информации так и по объёму слухов и сплетен.
Мы решили взять источники непосредственно на заводе. Сразу оговоримся, что здесь не учитываются двигатели, которые ставили дилеры за рубежом. Т.к. это носило эпизодический характер, и такие авто редко возвращались на Родину.
Начнём пожалуй с простого.
В начале своего жизненного пути у «нивы» было два двигателя. Вернее двигатель был один, а вот степень форсировки и рабочий объём были разные. А именно:
— ВАЗ-2121. мотор марки 2121 . Рабочий Объём 1,6л. и мощность 80л.с. Самый мощный на тот момент «вазовский» мотор. Очень кстати часто в интернете пишут что мощность первых 2121 была аналогична «шестёрке» — 75л.с., по причине идентичного двигателя. И даже ПТС встречаются с такой цифрой.
Двигатели были действительно практически одинаковые. Отличия были только в конструкции маслянного поддона и маслянного насоса по причине присутствия редуктора переднего моста. Однако согласно первым книжкам по эксплуатации, а также прессе тех лет, указана мощность 80л.с. Ставился до 1993 года.
— ВАЗ-21211. мотор марки 21011. Рабочий объём 1,3л. и мощность 69л.с. Тот же базовый двигатель, но с уменьшенным ходом поршня до 66мм. В основном шел на экспорт в страны, где за счёт меньшего рабочего объёма был меньший налог.
Собственно и вся советская моторная гамма, которая была доступна покупателям.
Первая модернизация по двигателям произошла в 1993-ем году с началом выпуска модификации 21213. Тогда же двигатель получил увеличенный рабочий объём 1,7л. и мощность. А вот с мощностью неразбериха. В разных источниках разные цифры. Видимо время было не самое стабильное поэтому все газеты были кто во что горазд.
Ну и раз уж зашла речь о экспортных авто, нельзя упомянуть о попытках оснащать «ниву» дизельными двигателями.
Первая попытка в 1993-ем году была сделана совместно с Peugeot-Citroen. Работы осуществлялись дочерней заводской фирмой «Lada Export» из подмосковного города Чехов. Двигатель марки XUD9L был рабочим объёмом 1,9л. и мощностью 65 л.с. Дизель этой серии знаком поклонникам марки Peugeot по моделям 205 и 405.
Сам мотор конечно прибодрил модель причём не только тягой но и экономичностью — почти 2 литра разницы. С 1998 года был чуть изменённый вариант с маркировкой XUD9SD, по причине новых экологических требований в Европе. АВТОВАЗовский индекс у таких авто был 21215-10.
Ещё одна дизельная история были уже с отечественным участием.А именно с заводом «Барнаултрансмаш». Там был разработан двигатель для сельской техники который подошел и для Тольяттинских моделей.
Чуть ниже видео с одной из дизельных «нив»:
Ставились эти моторы не только на «нивы», но и на «классику», моделей 2104 и 2105. Просуществовал этот проект недолго ввиду отсутствия зап.частей и мощности, которая была мала даже для «жигулей»
В начале нулевых был ещё один вариант с мотором 1,8л. Он был карбюраторный и развивал мощность 83л.с.
Просуществовал он недолго и сегодня попал в разряд «где то слышал, но не видел».
Можно ещё вспомнить недавний вариант с мотором 1,8 от компании «Супер Авто», но по политическим причинам в серию он не пошел, хотя характеристики тяги и крутящего момента были весьма любопытные.
Как бы то ни было, на сегодняшний день у модели Lada 4×4 только один двигатель — марки 21214. И его характеристики тоже всем знакомы — объём 1,7л. и мощность 83л.с. Привод — цепной, крутящий момент — 127,5 H/м.
Ваз 2107 инжектор или карбюратор — avtotachki
Так как я являюсь владельцем ВАЗ 2107 с карбюраторным двигателем, а также езжу на рабочей семерке с инжекторным двигателем, то могу привести сравнительный анализ этих двух автомобилей. Так как семерка является последней из моделей классики, то сравнивать будем именно автомобили ВАЗ 2107. Инжектор начали ставить на семерку всего несколько лет назад, и многие автовладельцы считали, что в связи с этим автомобиль будет немного экономичнее, а также повысится динамика. Но так ли это на самом деле, давайте посмотрим.
Итак, что касается динамики жигулей с инжекторным двигателем, то здесь как раз все наоборот. Сравнивая два этих автомобиля, пришел к выводу, что установка инжектора на семерку ни к чему хорошему не привела, а наоборот, добавила проблем автовладельцам. Разгоняется автомобиль с инжекторным двигателем как ни странно гораздо медленнее, чем с карбюраторным. Возможно, если заменить мозги или поставить другую прошивку, то ВАЗ 2107 инжектор будет по-резвее, чем карбюратор, но пока — карбюратор впереди.
Расход топлива тоже не порадовал на инжекторном двигателе Семерки. При одном и том же стиле езды, на 100 км на карбюраторной семерке на пол литра потратил бензина меньше, чем на инжекторе.
А вот проблем с новым двигателем может быть гораздо больше, чем с обычным. Одна только электроника чего стоит. Замена ЭБУ на ноль седьмой в случае поломки обойдется в немалую сумму, а если менять полностью всю систему впрыска, то легче купить новый двигатель. Два датчика расхода воздуха, замена которых обойдется владельцу более 2000 рублей. Если же сравнить с карбюратором, то за 2000 можно взять новый карбюратор. Электробензонасос также добавляет проблем двигателю с системой впрыска топлива. Теперь не получится ездить до тех пор, пока бензин не кончится, так как насос может сгореть, если в баке меньше 5 литров бензина. За один раз, конечно, такое не произойдет, но если это будет повторяться периодически, то это не исключено.
Откатавшись на каждом из автомобилей более 100 000 км, пришел к выводу, что Семерка инжектор ничем не превосходит карбюраторную модель, а наоборот, даже уступает ей.
Инжекторная система
Использование инжекторной системы в автомобилях обусловлено немалым количеством достоинств.
Применяемый долгое время при производстве силовых агрегатов карбюратор, остающийся лучшим, заменился более современной конструкцией по ряду причин:
- Экономичность достигается за счет подачи бензина при необходимой дозировке, в зависимости от нагрузок и режима эксплуатации, чем отличается инжектор от карбюратора;
- Температура окружающей среды не зависит на запуск двигателя, ЭБУ контролирует количество подаваемой горючей смеси на холодном двигателе;
- Динамические показатели значительно выше, особенно на высоких оборотах.
Перед тем, как сделать выводы, что лучше на ваз 2109 инжектор, или карбюратор, стоит обратить внимание на некоторые сложности. Современная версия не требовательна к расходу бензина, имеет облегченный запуск при зимнем периоде. Однако, при длительной эксплуатации конструкция подвергается дорогостоящему ремонту, а то и заменой узлов.
Распространенные минусы и плюсы:
- Используемое топливо при работе узлов должно быть качеством выше, чем в карбюраторных, иначе форсунки забьются, автомобиль потеряет динамические свойства;
- Обслуживание и замена узлов происходит с помощью немалых финансовых затрат.
Как работает карбюратор
Устройство предназначено для газификации смеси, своего рода смешивания. Схема работы не отличается повышенной сложностью, поплавковая камера, в которой находится топливо, соединяется с камерами через жиклеры, происходит подача бензина во впускной коллектор. Поплавковая камера карбюра соединена с топливной магистралью, уровень горючей смеси контролируется игольчатым узлом.
Воздушная камера состоит из дросселя, распылителя и диффузора – это основные системы, обеспечивающие камеры сгорания двигателя бензином. Дополнительные модернизации, контролирующие запуск холодного двигателя, экономайзер, ускорительный насос устанавливались по потребности и сфере эксплуатации агрегата. За счет разряжения, в цилиндры подается рабочая смесь, которая приводит в движение установку.
Какую ниву лучше купить с карбюратором или инжектором?
Следует сразу же оговориться, что новую Ниву или хотя бы даже хорошо сохранившуюся вы в карбюраторном варианте не купите. Если уж вам совсем не повезёт и кто-то не сохранил для вас в относительной целости редкий экземпляр. Поэтому сравнение будет для большинства читателей достаточно теоретическим.
Однако выбор все равно пока имеется и для многих важен. Причем он имеет достаточно много аспектов, таких как практичность, надежность, территория и условия применения автомобиля, его технического обслуживания, наконец современность конструкции, экология и комфорт. Рассмотрим для начала оба варианта раздельно.
Карбюраторный тип подачи горючей смеси
Наиболее распространенной системой впрыска топлива, особенно на машинах, выпускаемых отечественным автопромом, является карбюраторный. Благодаря возможности ремонта своими руками в дали от автосервиса, следует вывод, что лучше выбрать карбюратор, или инжектор на ваз 21099.
Значительные плюсы и минусы данного типа подачи горючей смеси:
- Замена устройства комплексом, обойдется дешевле инжекторной системы, на стоимость поддержанного автомобиля это никак не влияет;
- Карб менее требователен к качеству бензина, своевременная замена топливного, воздушного фильтра дадут возможность долго проездить без технического обслуживания;
- Ремонт и регулировка не требуют компьютерных диагностик, произвести настройку можно в гараже своими руками.
Естественно, инжектор и карбюратор используется при разных средах, при повышенных нагрузках. У старомодных систем проявляются значительные минусы при эксплуатации, поэтому стоит взвесить все за и против, прежде чем сказать, что лучше карбюратор или инжектор.
Отрицательные стороны карбюраторов:
- Отличие, что запуск при морозе осуществляется только механическим способом, путем выдергивания подсоса из салона автомобиля;
- Расход топлива намного выше, так как горючая смесь подается равномерно при разных режимах работы;
- Малейшие, а так же большие сдвиги при настройке являются следствием нестабильной работы ДВС.
Подводя итоги в споре, что лучше карбюратор или инжектор, необходимо отметить, что каждая из разработок требует должного обслуживания при процессе эксплуатации. При тяжелых условиях следует проводить чистку узлов, замену фильтров чаще, чем описано в регламенте. Своевременное обслуживание придаст уверенности, надежности при эксплуатации автомобиля.
Минусы
Казалось бы, найден ответ на вопрос о том, что лучше – «Нива» карбюратор или инжектор. Однако недостатков у карбюраторного мотора больше. Среди них:
- Низкая надежность. Каждый сезон нужно регулировать карбюратор и проводить его обслуживание.
- Зависимость от температур воздуха. Зимой свечи могло запросто перелить, из-за чего запуск становился невозможным до последующего откручивания и просушки свечей. Также в зимнее время из-за конденсата нередко «залипал» поплавок. А летом часто грелся бензонасос.
- Больший расход топлива.
- Меньшая производительность. Чтобы раскрыть потенциал мотора, приходилось его раскручивать до высоких оборотов.
Какой бы простой и ремонтопригодный данная система питания ни была, она требует много внимания к себе. За год эксплуатации придется несколько раз перебирать карбюратор. Современного автолюбителя вряд ли обрадует такой расклад (особенно настройка карбюратора или просушка свечей в 20-градусный мороз).
Нива с инжекторным двигателем
Их достаточно много разновидностей, к тому же машина выпускается и будет еще долго выпускаться, при этом постоянно обновляется и совершенствуется. Есть смысл выделить две разновидности.
Хотя про первую наверное стоит уже и забыть. Это первые выпуски ВАЗ-21214 с моновпрыском конструкции GM. Изготавливались по требованиям экспортной программы, когда продавать автомобили с карбюраторными двигателями на рынках развитых стран стало почти невозможно. И попутно продавались на внутреннем рынке. Сейчас большая редкость, гораздо проще найти карбюраторную машину.
А вот вторая, непрерывно изменяясь, продолжает сходить с конвейера. Это та же машина ВАЗ-21214 (обобщаем весь спектр Нивы в этом индексе, хотя на самом деле он им не ограничивается), но с системой распределенного впрыска топлива во впускной коллектор. Грубо можно сказать, что имеет корни от фирмы Бош.
Управление системой впрыска и зажигания электронное, контроллер, в просторечии мозги, собирает сигналы от датчиков, а управляет форсунками впрыска, их четыре, и подачей искры в цилиндры. В настоящее время впрыск является фазированным, но наверное не стоит углубляться в технические тонкости.
Стоит упомянуть только про важнейшее принципиальное отличие инжектора от карбюратора — в первом случае топливо впрыскивается под давлением в поступающий воздух, а его количество регулируется временем открытия форсунки, тогда как во втором оно подхватывается разрежением в потоке воздуха из специально разработанного для этого распылителя. Как в пульверизаторе.
Современная система впрыска отвечает самым жестким требованиям по экологии, поэтому в выпуске применен каталитический нейтрализатор, двойной датчик кислорода для обеспечения его нормальной работы, замкнутая система питания без вентиляции в атмосферу, электронное управление дросселем (заслонка механически не связана с педалью акселератора)
Нива с карбюраторным двигателем
На самом деле их два. Если не больше, но на совсем уж экзотические случаи внимания обращать не будем.
Нива ВАЗ-2121. С одной стороны это как бы обобщенная марка машины, но данное обозначение имеет вполне конкретный автомобиль, тот самый, который в далеком 1976 году был представлен к XXV съезду КПСС, а с 1977 пошел в большую серию.
Машина оснащалась карбюраторным мотором 1,6 литра от ВАЗ-2106 и сейчас стала почти раритетом. Хотя попадаются вполне приличные, сохранившиеся или хорошо отреставрированные экземпляры. Двигатель прост как табуретка на школьном уроке труда, широко всем известен (по крайней мере людям старшего поколения), а под капот этой машины в наше время даже смотреть страшновато, настолько там много свободного места.
Нива ВАЗ-21213. Поставлена на конвейер в 1993 году, представляет собой фактически рестайлинг старушки 2121 и снабжена мотором 1,7 литра модели 21213. Двигатель достаточно улучшен по сравнению с 2106, заметно мощнее, установлен карбюратор семейства «Солекс», в отличие от применявшегося ранее классического карбюратора типа «Вебер», а также электронной бесконтактной системой зажигания.
Особенности карбюратора
Давайте рассмотрим, что лучше – «Нива» карбюратор или инжектор. Если говорить о первой версии, она считается более старой и архаичной. Главным узлом в данной системе является карбюратор. Именно этот механизм смешивает порцию бензина с воздухом, создавая горючую смесь.
Переделка типа подачи горючей смеси
Для усовершенствования автомобиля, эксплуатируемого при городских режимах наиболее подходит переделка на инжектор. Автовладельцу предстоит доработать, приобрести множество деталей и комплектов для достижения результата. На этапе подготовки следует иметь все необходимые запасные части, разобрать переднюю часть автомобиля для удобной работы.
Слив жидкостей, разборка карбюратора, будущей инжекторной системы и топливной магистрали – основа для начала работ, необходимо проверить отличие агрегатов. Система питания ваз меняется на идентичный магистрали впрыска, происходит замена ГБЦ, впускного коллектора при большинстве случаев.
Выполнение замены требует определенных навыков, определенности что лучше карбюратор автовладельцу или инжектор, а также подхода к работе. Если не имеется достаточное количество опыта, инструментов и подготовки, стоит обратиться к специалистам в квалифицированный автосервис.
Если остались вопросы, посмотрите этот видео ролик, тут неплохо раскрыт ответ на вопрос, что же лучше карбюратор или инжектор:
Плюсы
Что лучше – «Нива» карбюратор или инжектор? Среди плюсов карбюраторной «Нивы» нужно отметить:
- Простую конструкцию системы питания. В случае поломки устранить проблему можно самостоятельно.
- Дешевизну обслуживания.
- Неприхотливость к качеству топлива. Многие советские «Нивы» легко «переваривают» даже 76-й бензин.
- Отсутствие множества датчиков.
Преимущества карбюратора
Чтобы понять, чем отличается инжектор от карбюратора, нужно разобраться в преимуществах каждой системы. Основное достоинство карбюраторных двигателей – простое обслуживание.
Для начала работы водитель должен прочитать маленькое руководство и только один раз настроить систему. Дальше она будет функционировать по первым указаниям. Сбоев в эксплуатации карбюраторных двигателей практически не бывает.
Но и в случае поломки их легко отремонтировать. Для этого не нужны специальные инструменты. Достаточно взять несколько гаечных ключей и отвертку. Обращаться на СТО нет необходимости – водитель может заняться ремонтом самостоятельно в своем гараже.
Карбюратор подходит для использования низкокачественного бензина и дизеля. Он не проявляет особой чувствительности к посторонним примесям. Жиклеры засоряются быстро, но их легко чистить – можно просто продуть. Быстро меняется работа мотора в автомобилях с карбюратором. Поэтому можно ездить по бездорожью, резко поворачивать и преодолевать крутые подъемы или спуски.
Карбюратор реагирует на атмосферное давление и температуру окружающей среды. Так как он принимает топливо с примесями, то сгоревшие частички превращаются в токсичные газы. Из-за одинаковой подачи бензин расходуется неравномерно.
Принцип работы инжектора
Инжекторная подача горючей смеси – более современная, эффективная при работе двигателей. Преимущества и отличия инжектора от карбюратора, что за подачу бензина в цилиндры отвечает электронный блок управления, который дозирует смесь в зависимости от типов нагрузки.
Форсунки подают горючую смесь непосредственно в цилиндры, такой вид оснащения двигателя бензином используется практически во всех современных силовых агрегатах. За поддержание уровня топлива, наращённого бензонасосом в топливо проводе, отвечает обратный клапан. Устройство и разница форсунок состоит из электромагнитного клапана, пружины, а также распыляющей системы.
Используются различные типы подачи бензина в инжекторных системах:
- Моно впрыск (одноточечная), наиболее дешевый вариант, устанавливается на силовых агрегатах малого объёма, в целях экономии топлива;
- Распределенный (многоточечный) имеет несколько систем распыления для более полного насыщения цилиндров смесью;
- Прямой или непосредственный впрыск устанавливается на гоночные автомобили.
Количество подаваемого бензина в цилиндры происходит по нескольким параметрам. Нагрузка на двигатель, его температура, количество окиси азота выхлопных газов, расход воздуха. Датчик положения коленчатого вала выполняет роль отсчета для подачи топлива в нужный момент и цилиндр.
Принципы работы
Инжектором называют систему, которая регулируется электронным блоком управления. Она впрыскивает топливо в камеру сгорания через форсунки. Инжектор позволяет точно контролировать дозу бензина, поэтому его используют в большинстве современных машин.
Карбюраторы использовали еще в самом начале автомобилестроения. Топливо смешивается с воздухом внутри его корпуса, а затем его засасывает под давлением впускной коллектор.
В карбюраторе нет датчиков, которые реагируют на количество оборотов. Из-за этого в камеру сгорания постоянно попадают одинаковые дозы топлива. Бензин расходуется неравномерно, приходится часто заправляться. А выхлопные газы довольно токсичны, они загрязняют атмосферу.
Таких недостатков нет у инжектора, так как он подает в камеру бензин с учетом оборотов. Благодаря такой точности сокращается выброс вредных веществ при сгорании топлива.
Пятидверные «нивы» ваз-2131 — характеристики
Действительно, пятидверные «нивы» ВАЗ-2131 сейчас выпускают с мотором 2130 — объемом 1,8 л и карбюраторной системой питания или более скромным 1,7-литровым агрегатом 21214 — с распределенным впрыском топлива. По характеристикам двигатели почти одинаковы: первый обладает большим на 0,6 Н.м моментом, второй более «оборотистый» и мощнее на. одну лошадиную силу.
Карбюраторный мотор, судя по паспортным данным, сообщает машине чуть лучшую динамику. Кроме шильдика «1,7i» на корме, опознать впрысковую «Ниву» можно по двум электровентиляторам — их видно под облицовкой радиатора. На карбюраторной единственный вентилятор с ременным приводом стоит позади радиатора.
Цены обеих модификаций примерно равны, даже несмотря на дорогие нейтрализатор и лямбда-зонд у инжекторной — в столице около $7500. Кстати, есть подозрение, что запланированное на январь 2004 года введение норм токсичности Евро II, означающее уход со сцены карбюраторной системы питания, будет отложено.
Только я начал все это излагать, как товарищ дал понять: мол, сам грамотный — все рекламные буклеты, инструкции и характеристики уже прочитал. Цифры цифрами, а как эта разница ощущается за рулем? Или нет никакой разницы? Ладно, говорю, перезвони через недельку.
Дальше, как в «Бриллиантовой руке»: «А такие же, только синие, есть? Нет? Будем искать». Наконец в автосалоне «Лада» на Варшавке» нашлось то, что нужно: две «31-х» «нивы» яркого металлика (плюс $300) с искомыми моторами готовы к испытаниям. Назавтра они уже катили в сторону Дмитровского полигона.
На первой же бензоколонке обменялись колкостями с коллегой: «Слушай, чего ты дергаешься, как эпилептик, да еще пугаешь людей лязгом трансмиссии?» — «На себя посмотри — едешь боком, будто собака с подбитой лапой!» Первое замечание относилось к синей машине: из-за неотрегулированного карбюратора ощущались провалы на переходных режимах и разбалтывающие трансмиссию рывки.
Да и вообще — тронуться с места без «подгазовки» и «игры» сцеплением просто невозможно! У вишневого авто свои проблемы — кронштейны реактивных тяг приварены к заднему мосту несимметрично, из-за чего левое колесо смещено вперед на 10 мм! Соответственно мост развернут почти на полградуса вправо: машина едет боком, а руль тянет в сторону.
Роднят обе «нивы» вой раздаточных коробок, крохотные наружные зеркала, страшно хрустящие ограничители хода дверей, неподъемная пятая дверь, дешевый жесткий пластик в салоне, тяжелые рули без усилителя, безбожно врущие бензоуказатели, путаное управление воздухораспределением.
Встречаются и вовсе чудные вещи: поводки для подъема полки багажника есть, а крючков, за которые они крепятся к двери, нет! Впрочем, не так все плохо, есть и достоинства: огромный салон, небольшие, точные ходы рычага коробки передач, удобные кресла, карманы во всех дверях, четыре мягких подголовника и столько же плафонов освещения, большой багажник. В общем — «чего же вы хотели за такие-то деньги?»
Технические характеристики инжекторной версии
В 2005 году Волжский автозавод перешел на инжекторные двигатели. Это изменение коснулось всех моделей ВАЗ, в том числе и «Нивы». Так, машина стала укомплектовываться мотором с индексом 21214. Это бензиновый агрегат с объемом в 1690 кубических сантиметров.
На данный момент выпускаются «Нивы» с мотором 21214-28. Это двигатели стандарта «Евро-4». Рабочий объем ДВС составляет 1774 кубических сантиметра. Мощность – 92 лошадиные силы, разгон до сотни занимает 17 секунд, а расход – не более 10 литров.
Технические характеристики карбюраторной версии
Чтобы выяснить, какая «Нива» лучше – карбюраторная или инжекторная, для начала нужно рассмотреть технические характеристики обеих моделей. Итак, начнем по порядку. Изначально двигатель для «Нивы» был взят с классических «Жигулей». Это тот же мотор, но с увеличенным объемом камеры сгорания.
Первым для советского внедорожника стал мотор 2121 с рабочим объемом в 1580 кубических сантиметров. Данный двигатель развивал мощность в 80 лошадиных сил. С ним машина разгонялась до сотни за 21 секунду. При этом расход по паспортным данным составлял 13,1 литра, а в реальности еще больше.
Несколькими годами позже машина стала укомплектовываться более модернизированным мотором. Двигатель получил индекс 21213. Это мотор с рабочим объемом в 1690 кубических сантиметров. Мощность силового агрегата составляет 83 лошадиные силы. С этим ДВС машина стала более резвой.
До сотни разгон уменьшился до 18 секунд. Снизился и расход. По паспортным данным, 1,6-литровая советская «Нива» тратит 11,5 литра бензина. Но все же владельцы заявляют о 13-литровом расходе. И в зимнее время данный показатель всегда будет больше на литр-полтора (в основном это связано с более частыми и длительными прогревами двигателя).
Эксплуатация ваз 2131
Заводские инструкции не рекомендуют на первых пятистах километрах разгоняться быстрее 3/4 максимальной скорости. Мы и не разгонялись: пока доехали, пока сделали контрольный заезд на экономичность, покатались на подъемах — полтысячи набралось. На шоссе расход топлива карбюраторной машиной составил 9,8 л/100 км, впрысковой — 9,4 л, что даже лучше заводских данных.
На горных дорогах плохо отрегулированный карбюратор уступил точно работающему впрыску. Синяя «Нива» неотвратимо снижала скорость, преодолевая подъемы 4 и 6%, соответственно, на V и IV передачах. А вот вишневая взбиралась ровно или даже с небольшим разгоном.
Точки над «i» расставили заезды с измерительным комплексом — карбюратор проиграл вчистую. Разрыв был столь ощутим, что для корректности решили повторить замеры на одинаковых покрышках ВлИ-10 (изначально машина с карбюраторным мотором 1,8 л была обута в К-156).
Поменяли колеса, но чуда не случилось, разрыв едва сократился. В итоге разгон до сотни занял, соответственно, 26,3 и 19,8 с — разница 6,5 с или 25%! В заездах на максимальную скорость вишневая «привезла» синей почти 10 км/ч и более секунды в упражнениях на эластичность. — Алло!
P.S. Предвижу вопрос: а почему же не настроили карбюратор перед испытаниями? Отвечаю: не наше это дело! Пусть им занимается завод. Если бы стояла задача показать «парадные» цифры — отрегулировали бы и показали. Но ведь большинство машин попадают к дилерам именно в таком виде, а многие так потом и ездят, мучая владельцев. Впрочем, если вы с карбюратором дружны — берите, в заботливых руках он на многое способен.
Расход бензина на шоссе составил 9,8 л/100 км у карбюраторной «Нивы» и 9,4 л — у впрысковой. «Нива» с впрысковым мотором 1,7 л оборудована нейтрализатором выпускных газов и лямбда-зондом.
Мотор ВАЗ-2130: 1,8 л карбюратор. Мотор ВАЗ-21214: 1,7 л распределенный впрыск. Из-за неправильно приваренных к мосту кронштейнов левое колесо на 10 мм «обгоняет» правое.
Заключение
Разница между двумя видами систем существенная. Но выбор зависит от предпочтений водителя. Если он привык сам ремонтировать автомобиль и желает сэкономить на топливе, то лучше приобрести старые модели с карбюраторными двигателями. А для тех, кому проще заплатить за ремонт, но получить более мощный транспорт, стоит остановиться на инжекторной системе.
Подводим итоги
Итак, что лучше – «Нива» карбюратор или инжектор? Для бездорожья и для города однозначно лучше второй вариант. Инжектор – это более надежная и практичная система. С ней гораздо меньше проблем и головной боли, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы владельцев.
Двигатель проще запускается, лучше отзывается на педаль газа. При этом расход всегда меньше. Если вы не знаете, какую машину покупать – «Ниву» карбюратор или инжектор, отзывы советуют рассматривать к покупке второй вариант. К тому же эти «Нивы» более свежие, и они не будут требовать постоянного ремонта и больших капиталовложений.