Содержание
Диаметр ступицы и проставочные (центровочные) кольца – что это такое?
Большинство автолюбителей, при выборе колесных дисков зачастую игнорируют очень важный параметр, а именно – диаметр центрального отверстия диска или диаметр ступицы. Это неприемлемое упущение, хотя бы с точки зрения того, что не представится возможным установить диск на авто. Например, если диаметр воротника оси больше чем диаметр отверстия на диске. И наоборот, если размер оси меньше чем диаметр ступицы на колесе. В этом случае, нежелательную разницу диаметров устраняют при помощи вспомогательных средств. Если деталь свободно вращается на оси, то в отверстие ступицы устанавливают проставочные кольца, либо в редких случаях, подшипники качения.
Размер проставочного кольца определяется двумя диаметрами (внутренним и внешним):
Таким образом, полный размер проставочного кольца будет включать в себя эти два параметра — 73,1 / 57,1. Иными словами, диапазон, между первым и вторым числом и есть та самая нежелательная разница в диаметрах деталей, т.е. зазор. Решение проблемы данным путем является одним из самых практичных и безопасных.
Почему так бывает? Попытаемся дать Вам объяснение.
К примеру, Вам хочется переобуть своего железного коня к лету, и Вы пребываете в поиске приемлемого варианта. Как вариант, Вы отдаете предпочтение определенному диску, который, априори, не предназначен конкретно для Вашего авто, а может выступить как вариант замены.
Допустим, Вы являетесь владельцем хэтчбэка Mazda 3, 2022 года выпуска, с объемом 1,6i. Заводской параметр воротника оси (куда устанавливается диск) имеет размер 67,1 мм (параметры своего автомобиля можно узнать по следующей ссылке). При выборе колес, Вы обратили внимание на диск 16-го диаметра Disla Formula (silver) 5×114.3 16×7 ET38 D72.6 , с диаметром ступицы 72,6. Таким образом, Вам необходимо заполнить нежелательное пространство (разницу диаметров) проставочным кольцом 72,6/67,1 , где 72,6 – размер диска, а 67,1 диаметр ступицы Вашего авто.
В отношении проставочных колец, среди автолюбителей существует довольно распространенный вопрос: почему кольца пластмассовые а не металлические? И как это влияет на качество подгонки? Напоминаем, что главным и единственным предназначением центровочного кольца является обеспечение точности посадки колеса на ступицу, и при этом в процессе эксплуатации автомобиля нагрузка на центровочное кольцо отсутствует. При этом, материал, из которого сделаны центровочные кольца, при первой установке колеса на ступицу, особенной роли не играет.
Преимущество пластиковых центровочных колец, предлагаемых в продаже, во-первых, отличаются достаточно низкой стоимостью (в сравнении с алюминиевыми), а также обычно выполнены из достаточно твердого пластика. Таким образом, если для Ваших условий (заводской и фактический диаметры цетровочного отверстия) существуют центровочные пластиковые кольца, сделанные в заводских условиях проверенным производителем – для Вас нет никакого смысла искать и переплачивать за кольца из какого-либо другого материала.
Рекомендуем обращать внимание на данный параметр, как и на остальные в равной степени.
Ведь корректная сборка ходовой части автомобиля, это в первую очередь безопасность, не говоря уже о комфорте и прочем. Соблюдение всех параметров, помогает Вам избежать нежелательных вибрации и колебаний, особенно при преодолении барьера скорости, свыше 60-70 км/ч. Теоретически, колеса могут быть установлены только за счет болтов, однако фактически, их роль ограничивается фиксацией (упором) диска на ось.
Болты не предназначены для передачи вибрации на колесо. Это функция лежит на воротнике оси. Отсутствие идеальной подгонки может обернуться различными неприятными последствиями, начиная от банального люфта, и заканчивая полной деформацией колеса.
Каким должно быть центральное отверстие
Прежде чем искать пути обхода, позволяющие посадить неродной диск на ступицу своего автомобиля, уточним, что именно означает аббревиатура DIA. Это сокращение от слова «Hub Diameter», что дословно переводится как «посадочный диаметр». Так называется размер центрального отверстия в диске, соответствующий по диаметру посадочному пояску на ступице.
Перед тем, как подобрать диски на автомобиль, сопоставьте DIA с размером ступицы
Если отверстие на диске меньше ступицы
Глупо, конечно, покупать для автомобиля заведомо неподходящие колёса. Зачем протачивать диски, если без проблем можно найти родной размер? Но иногда приходится.
Ситуации ведь бывают разные. Например, модель машины довольно редкая, и диски с нужными параметрами просто не найти в магазинах. Или допустим, человек не может позволить себе купить новый комплект, а на рынке есть подходящий вариант, но только немного не помещается на ступицу вашей машины.
На заметку: Чтобы определить точную разницу, нужно воспользоваться штангенциркулем, и замерить диаметр ступицы и диаметр отверстия на диске, как показано на фото.
Перед тем, как выбрать бу диски, замерьте ступичное отверстие
Самостоятельная расточка стальных дисков
В таком случае, автовладельцы часто обращаются к токарям с просьбой о расточке, или ищут ответ на вопрос: как самому проточить ЦО литого диска. Конечно, это работа не для гаража, потому что необходимо снять слой металла, и сделать это надо точно. Снимете лишнее – испортите диски.
Максимум, что можно сделать в домашних условиях – это убрать 1-2 мм, если диски железные. Для этого можно использовать дрель с лепестковым кругом, подогнанным по диаметру к отверстию диска.
Фиксация лепесткового круга
Проточка ЦО на железном диске
Примерка колеса
Но это штамповка. А можно ли проточить литые диски изнутри? На этот вопрос ответим далее.
Ступичные отверстия и разболтовки у автомобилей от разных производителей
При покупке дисков в магазине проблем с выяснением их размерности не возникает. Все параметры указаны на ценнике, а если нет – так можно прочитать на упаковочной коробке. Если же родного размера в продаже не оказалось, консультант всегда подскажет, от какого авто подходят колесные диски на вашу машину.
В основном, подобная информация может понадобиться автовладельцу, если он приобретает колёса с рук. О том, как выбрать литые диски бу, будет рассказано далее.
Модели и размеры. Таблица параметров.
Так как при подборе дисков нужно ориентироваться не только по DIA и радиусу, но и по разболтовке и вылету, приведём таблицу с основными параметрами дисков наиболее популярных автомобилей. В ней будет видно, от каких авто подходят диски на тот или иной автомобиль.
Бренд автомобиля | Модель | Основные параметры | |||
DIA | PCD | ET (от и до) | |||
Alfa Romeo | 145,146; 155; 164 | 58,1 | 4×98 | 35-42 | |
Alfa Romeo | 75, 156, 164 2.0 turbo, GTV, Spider | 58,0 | 5 x 98 | 28-30 | |
ВАЗ | 2101-2107 | 58,6 | 4×98 | 25-32 | |
ВАЗ | 2108-все легковые | 58,6 | 4×98 | 35-40 | |
Fiat | все | 58,1 | 4×98 | 35-42 | |
Audi | A6, A8, S6, Quattro, Audi 200 | 57,1 | 5×112 | 35-42 | |
Audi | A3 96-03гг, S3 98, TT 99 | 57,1 | 5×100 | 38-42 | |
Audi | Audi 80, Audi 100 | 57,0 | 4×108 | 35-42 | |
Seat | Ibizia; Leon Cupra R; Toledo II | 57,1 | 5×100 | 35-45 | |
Skoda | Fabia, Octavia | 57,1 | 5×100 | 35-42 | |
Chevrolet | Corsica, Beretta, Cavalier | 57,1 | 5×100 | 35-40 | |
Chevrolet | Camaro, Corvette, Lumina, Blazer | 70,5 | 5 x 120 | 38-50 | |
Chevrolet | Tahoe | 78,1 | 6 x 139.7 | 31 | |
Volkswagen | Golf IV, Bora; Golf III 5 | 57,1 | 5×100 | 35-42 | |
Volkswagen | New Golf V; Passat 5; Transporter; Phaeton, Sharan, Touran | 57,1 | 5×112 | 40-45 | |
Volkswagen | Corrado 4, Golf I и II, Passat 4, Polo | 57,1 | 4×100 | 35-42 | |
Volkswagen | Touareg | 71,6 | 5×130 | 50 | |
Citroen | C8, Evasion | 58,1 | 5×98 | 25-38 | |
Citroen | Berlingo, C2 — C5, Saxo | 65,1 | 4×108 | 15-25 | |
Saab | 9, 900, 9000 | 65,1 | 4×108 | 35-42 | |
Volvo | 850 4 Stud | 65,1 | 4×108 | 25-42 | |
Volvo | 7 & 9 Series | 65,1 | 5×108 | 15-25 | |
Volvo | 850 5 Stud, 960, C70 & S70, S60, S80, V70 | 65,1 | 5×108 | 35-42 | |
Volvo | S40 / V40 | 67,1 | 4×114,3 | 35-42 | |
Ford | Escort, Fiesta, Scorpio, Mondeo | 63,4 | 4×108 | 35-42 | |
Ford | Focus, C-MAX, New Mondeo, Taunus 4 | 63,4 | 5×108 | 38-45 | |
Ford | Galaxy | 57,1 | 5 x 112 | 42-45 | |
Ford | Explorer, Maverick | 100.0 | 6 x 139.7 | -3-0 | |
Honda | Civic/CRX, Jazz 01 | 64,1 | 4×100 | 35-42 | |
Honda | Accord / Prelude, Civic 1.8 / Aerodeck | 64,1 | 4×114,3 | 38-45 | |
Honda | Accord 03, CR-V, HR-V, Integra, Odysee | 64,1 | 5×114,3 | 38-50 | |
Rover | 600, 800 | 64,1 | 4×114,3 | 35-42 | |
Rover | 200, 400, 25, 75, Steetwise | 56,1 | 4×100 | 35-42 | |
Hyundai | Accent, Elantra, Sonata, Matrix | 67,1 | 4×114,3 | 35-45 | |
Hyundai | Santa Fe, Trajet | 67,1 | 5×114,3 | 35-45 | |
Hyundai | Getz | 54,1 | 4×100 | 35-45 | |
Kia | Carens, Magnetis | 67,1 | 4×114,3 | 35-42 | |
Kia | Rio | 54,1 | 4×100 | 35-42 | |
Lexus | все | 60,1 | 5×114,3 | 38-45 | |
Toyota | Avensis, Carina, Celica | 54,1 | 5×100 | 35-42 | |
Toyota | Avensis Verso, Camry, MR2 W2, Picnic, Rav 4, Sienna, Supra | 60,1 | 5×114,3 | 35-42 | |
Toyota | Corolla 02, Corolla Verso, Prius, Starlet, Yaris | 54,1 | 4×100 | 35-42 | |
Renault | Clio, Kangoo, Megane, Scenic, Super 5 | 60,1 | 4×100 | 35-42 | |
Renault | Espace, Laguna 01, Scenic RX4, Vel Satis | 60,1 | 5×108 | 38-45 | |
Renault | Trafic, Twingo | 71,2 | 5×118 | 38-45 | |
LADA | PRIORA, KALINA, GRANTA | 58,6 | 4×98 | 33-38 | |
LADA | LARGUS, VESTA, XRAY | 60,1 | 4×100 | 45-50 | |
LADA | Нива, 4X4 URBAN | 98,5 | 5×139.7 | 15,35,58 | |
Mazda | Premacy, Tribute, Xedos, 626; 3; 6 | 67,1 | 5×114,3 | 35-45 | |
Mazda | 323, Demio, MX3 | 54.1 | 5×114,3 | 35-45 | |
Mercedes | C Class, CL Class, CLK, E Class, S Class W140, SL Class | 66,6 | 5×112 | 35-42 | |
Mercedes | A Class, | 66,6 | 5×112 | 45-50 | |
Mercedes | M Class ML430, S Class W220 | 66,6 | 5×112 | 98-99 | |
Mitsubishi | Carisma 1.6, Colt, Lancer | 56,1 | 4×100 | 38-45 | |
Mitsubishi | Carisma 1.8, Galant, Space Star, | 67,1 | 4×114,3 | 38-45 | |
Mitsubishi | Outlander, Pinin, Space Wagon | 67,1 | 5×114,3 | 38-45 | |
Nissan | Almera 99, 100 NX, Micra, Sunny | 66,1 | 4×100 | 35-42 | |
Nissan | Almera 00, 200 SX, Primera | 66,1 | 4×114,3 | 35-42 | |
Nissan | Almera Tino, Maxima, Serena, X Trail | 66,1 | 5×114,3 | 35-45 | |
Peugeot | 106, 205, 206, 306-406 | 65,1 | 4×108 | 15-20 | |
Peugeot | 605, 607 | 65,1 | 5×108 | 35-42 | |
Subaru | Forrester, Impreza, Legacy | 56,1 | 5×100 | 42-50 | |
Subaru | SVX | 56,1 | 5×114,3 | 42-50 | |
Opel | Astra, Astra 4, Corsa 00, Mervia, Tigra, Vectra 4 | 56,6 | 4×100 | 35-45 | |
Opel | Astra 5, Astravan, Vectra 5, Corsa 1.7 Cdti, Vectra/Sigrum, Zafira | 65,1 | 5×110 | 35-45 | |
Opel | Sintra | 70,3 | 5×115 | 35-45 | |
Opel | Vivaro | 71,2 | 5×118 | 40-45 | |
BMW | BMW 3 serija (E30) | 57,0 | 4 x 100 | 15-25 | |
BMW | BMW M3 (E30), BMW 3 serija (E36), BMW 3 serija (E46), BMW 5 serija (E34), BMW 7 serija (E32) и (E38), BMW 8 serija | 72,5 | 5 x 120 | 18-20 | |
BMW | BMW 5 serija (E39) | 74,0 | 5 x 120 | 18-20 | |
Daewoo | Espero, Lanos, Nexia | 56,5 | 4 x 100 | 38-42 | |
Daewoo | Matiz | 69,1 | 4×114,3 | 38 |
Хоть в таблице перечислены далеко не все марки и модели машин, надеемся, что эта информация поможет сориентироваться в параметрах. Но перед тем, как выбрать диски на авто, необходимо точно замерить на них ступичное отверстие.
Ширина, диаметр и вылет указаны на диске
Вылет (ЕТ) можно прочитать на обороте диска – где именно, на фото показано стрелкой. Что касается PCD, то его придётся высчитывать по формуле, в зависимости от количества отверстий. Более подробно об этом вы можете прочитать на нашем сайте о том, какие бывают разболтовки колес
Для каких видов спецтехники применяется
- • строительной: бетономешалки, автокраны и экскаваторы;
- • подъемной: автовышки, краны-манипуляторы, погрузчики;
- • коммунальной: снегоуборочные машины;
- • сельскохозяйственной: уборочные машины;
- • дорожной: бетоноукладчики и асфальтоукладчики, а также катки.
Для чего нужна ступица колеса
- • передача крутящего момента колесу;
- • удержание узлов на полуоси;
- • обеспечение вращения колеса;
- • удержание барабана и тормозного диска;
- • фиксация диска колеса.
Классификация ступиц
Для ведущих управляемых и неуправляемых колес. Для неуправляемых: деталь устанавливается на ведущих осях легковых/грузовых автомобилях, в том числе и спецтехнике,
но только с задним приводом. Для управляемых: ступица размещается на переднем мосту автотранспортных средств с передним приводом, оптимальна также и для полноприводных автомобилей.
Конструкционные особенности
Конструкция ступицы состоит из обода со шпильками или отверстиями – они нужны для крепежа колеса. Во внутренней
части изделия есть специальное посадочное место для подшипника. В запчасти есть также отверстие, чтобы установить полуось.
А в дорогих современных авто можно также увидеть «гнездо» — это посадочное место для датчика АБС.
Назначение
Особенности крепления
Ступица крепится к подшипнику или двум, благодаря чему имеет возможность вращаться и передавать это вращение колесу.
Металлическую запчасть прикрепляют шайбой или несколькими гайками. Само изделие устанавливают на край коленвала с помощью
подшипника.
Подшипники ступицы
Данная деталь представляет собой подшипник качения, состоящий из внутренних/наружных колец и сепаратора. Какие виды выделяют:
- • упорные;
- • радиальные;
- • упорно-радиальные;
- • радиально-упорные.
Причины поломки и замена ступицы
Из-за поломанной ступицы может барахлить тормозная система. Если вовремя обнаружить и устранить поломку детали, можно избежать
серьёзных аварий и трат на более сложный ремонт. Причинами поломки детали подшипника могут стать: агрессивная и
неаккуратная езда, «дрифтование», протирание брюхом автомобиля гравия, песка или грязевой жижи на дорогах, регулярное попадание
колёсами в ямы и на кочки, перегруз.
Определить поломку ступицы поможет стук и слух
— Первый способ – постучать о колесо ногой. От лёгких ударов шины не должны ни шататься, ни люфтовать.
Если же ощутили шатание или заметили зазор между запчастями при постукивании, то это сигнал о поломке.
— Другой вариант – прислушаться во время езды. Если из-под колёс доносится неприятный режущий звук или
любой другой посторонний шорох – деталь колеса следует немедленно заменить.
На передних и задних колёсах неисправность запчасти определяют по-разному.На передних шинах это сделать проще. Нужно разогнать автомобиль до скорости 60 км/час и выше и повилять по дороге в разные стороны.
Если поломался левый подшипник, то звук будет усиливаться на левом повороте, а если правый – соответственно при повороте вправо.
Неисправные ступицы на задних колёсах ведут себя иначе. Определить, какая поломалась – трудно. Бывает, что неприятный звук доносится
справа, но сломана левая запчасть. Опытные автомобилисты советуют приподнять корму авто, после чего покрутить колесо в разные стороны.
Одно и другое. Там, где услышите хруст, посторонний звук или обнаружите люфт – нужен ремонт либо замена детали.
Стандартные характеристики и размеры
Подшипниковые детали для крепления колёс изготавливают разного размера. Речь идёт о диаметре ступицы.
Размерные характеристики запчасти всегда будут зависеть от марки автомобиля и размера колёсных дисков.
Производители придерживаются правила: цилиндр металлического изделия должен всегда
совпадать с размером колеса автомобиля.
Определением этих параметров занимается специальная система – DLA.
Дело в том, что большие колёса на ступицах маленького диаметра будут болтаться. Иногда для колёсных дисков большого диаметра,
под которые не подходит стандартная ступица, устанавливают дополнительное переходное кольцо.
Функции и задачи ступиц
Ступица, как часть подшипника, обеспечивает колёсам автомобиля полноценное вращение. Все ступицы
передают крутящий момент колесу, удерживают тормозную систему авто, крепят колесо к подвеске,
вращают его вокруг оси. За счёт этого автомобиль осуществляет свою главную функцию – едет.
В передних и задних колёсах детали подшипника выполняют немного разные функции.Основные задачи ступиц передних колёс – соединение диска с поворотным механизмом, торможение и
движение автомобиля в целом, если он переднеприводный. Дело в том, что в этом случае именно через эту запчасть происходит вращение колеса.
Чертеж ступицы
Проточка литого диска
Вообще, делать это нежелательно, так как прочность диска в точке его крепления к ступице при механическом воздействии ослабевает. Он может при движении попросту треснуть. Если и точить, то совсем немного, и делать это лучше в нормально оборудованной мастерской.
• При этом диск укладывается на стол координатно-расточного станка. В его пазах имеются шпильки и надета ступица, чтобы можно было качественно зафиксировать диск.
Фиксация диска перед расточкой
• Для грубой центровки устанавливается конус, который опускается в ЦО диска, после чего на шпильки наворачиваются гайки.
Грубая центровка конусом
• Затем конус снимают и ставят на его место микрометр, с помощью которого определяется более точное положение диска на столе. То есть, осуществляется полноценная центровка.• Далее устанавливается резец и начинается проточка диска. Подготавливается нутромер и фиксируется на том размере, до которого нужно расширить отверстие.
Приблизительная расточка
• Первичная подгонка осуществляется приблизительно, точное значение достигается уже в финале.
Определение нутромером точного параметра отверстия
• Готовые, расточенные диски останется только примерить.
Готовое отверстие после финальной расточки
Работа по расточке отверстий у четырёх дисков обойдётся порядка 3000-3500 руб. Если эту сумму, вкупе со стоимостью б/у дисков (и уж тем более новых), вы сочтёте вполне приемлемой – дело ваше. Но за их состоянием придётся регулярно следить, ведь маленькая трещина вокруг ЦО может вырасти в большую проблему.