Содержание
Что мы знаем о мотособаках
Мотобуксировщики, как и снегоходы, какими мы знаем их сейчас, впервые появились в Канаде. Там суровый климат и большие просторы, что неизбежно привело к механизации передвижения в зимний период. Но если снегоходы за годы существования сильно изменились и развились, то мотособаки даже сегодня – предельно простые и недорогостоящие агрегаты.
Первые модели, которые вышли за границы кустарщины (к примеру, Bolens Hus Ski), имели компоновку, которая используется и по сей день: бензиновый мотор от генератора, гусеница большой ширины, центробежное сцепление. В России изготовлением мотособак долгое время занимались только гаражные мастера, используя готовые чертежи из журналов, но сейчас доступен большой ассортимент заводских моделей.
На заметку! Подобные «заводы» в большинстве своем – это те же кустарные цеха, немного подросшие, но зато имеет место предельная унификация с доступными комплектующими: многие запчасти от «Бурана», двигатель – это, как правило, еще одна копия классической Honda GX и т. д.
Огромным преимуществом мотобуксировщиков является не то, что они дешевые и для них не нужны права (по закону они – то же, что и мотоблоки). Компактный агрегат, который легко может поместиться в багажнике машины, всегда пригодится рыбаку либо охотнику.
1 koira 500 9
★ Высокая проходимостьСтрана: РоссияСредняя цена: 82489 руб.Рейтинг (2022): 4.9
Сравнительная таблица участников рейтинга
Модель | Мощность мотора, л. с. | Вес, кг | Буксируемый груз, кг | Максимальная скорость, км/час | Расход бензина, л/час | Средняя стоимость |
IRBIS MUHTAR | 7.5 | 91 | 200 | 24 | 1,2 | 66000 |
ЗиД МБГ-1 (FishCar) | 6.5 | 85 | 200 | 17 | 0,95 | 55000 |
ЦЕЛИНА МБ | 9 | 105 | 250 | 20 | 1,8 | 71500 |
СТЕМ Север | 15 | 95 | 500 | 60 | 4.1 | 79000 |
Мотодог 500 | 9 | 110 | 400 | 35 | 2 | 74000 |
БАРС P 550 | 9 | 102 | 200 | 40 | 1,75 | 68300 |
Paxus 500 | 15 | 115 | 400 | 40 | 2 | 62000 |
Помор 500 | 17 | 120 | 400 | 50 | 4 | 76600 |
Ураган | 7 | 87 | 280 | 25 | 2,1 | 61600 |
KOiRA 500 | 9 | 80 | 350 | 35 | 2,2 | 82489 |
БУРЛАК-M LFP | 9 | 87 | 250 | 30 | 2,5 | 75850 |
Волкодав | 13 | 150 | 600 | 20 | 3 | 89800 |
CRONUS | 8 | 85 | 200 | 30 | 0, 4 | 62645 |
Рекс | 9,5 | 110 | 300 | 40 | 3 | 95500 |
Barboss Mini | 6.5 | 79 | 150 | 20 | 1,5 | 54000 |
Тофалар 500 | 15 | 120 | 300 | 30 | 3,8 | 90000 |
БТС-2 Стандарт | 15 | 107 | 250 | 30 | 2,3 | 77200 |
Лидер-Сигма 2 | 8 | 120 | 150 | 25 | 1,5 | 70800 |
Чинук L15 | 15 | 115 | 400 | 40 | 3 | 75900 |
Мужик Обновленный 2К-1450/760 | 18,5 | 105 | 800 | 50 | 2,5 | 88000 |
Внимание! Представленная выше информация не является руководством к покупке. За любой консультацией следует обращаться к специалистам!
Baltmotors snowdog standart-13 (s-b13me)
Надежная всесезонная модель-вездеход, одинаково успешно преодолевающая бездорожье и глубокий снег. Широкие 500-миллиметровые гусеницы позволяют использовать ресурс мотора по максимуму. При этом мотособака не проваливается в снег и не срывает почву. Агрегат оснащен 14-сильным мотором Zongshen с емкостью 6,6 л. Максимальное расходование горючего за час составляет 3 л. В комплект вместе с буксировщиком входят:
- вариатор Сафари;
- светодиодная фара;
- электростартер с кнопкой, расположенной на руле;
- корпус, выполненный из непромокаемой мембранной ткани.
Для безопасной езды имеется вытяжная чека. В случае потери управления происходит остановка движка.
Преимущества:
- мощный мотор;
- разнообразное дополнительное оснащение;
- безопасность;
- высокая грузоподъемность;
- компактность. Агрегат «съедает» минимум пространства при перевозке и хранении;
- в комплекте — электростартер, позволяющий запустить мотор даже в 30-градусный мороз.
Минусы:
- дорогостоящие импортные детали;
- сильная вибрация при езде;
- резкое увеличение расходования горючего при увеличении нагрузки.
Koira 500 9
Небольшая мотособака весом всего 90 кг легко разгоняется до 40 км/ч. Двигатель от производителя Lifan 15 л.с. справляется с тяжелопроходимыми участками и позволяет перевозить в сцепке 450 кг груза. Койра сделали упор на создание транспортного средства для северных регионов.
Достоинства:
- Регулируемый руль;
- Низкий расход топлива;
- Легкая управляемость;
- Яркая фара.
Недостатки:
- Сидение без спинки;
- Иногда заносит.
Инженеры добились увеличения зоны использования устройства путем увеличения показателя морозостойкости гусениц.
Ответить однозначно, какой мотобуксировщик лучше, сложно. Выбор основывается на предполагаемом бюджете, регионе проживания, климатических условиях, количестве снеге в зимний период, качестве дорог и других факторах. Общие рекомендации выглядят следующим образом:
- Для долгой езды без сервисного обслуживания подойдет Бурлак-М2 Vector 15 л.с.;
- Самой комфортной моделью для размещения водителя является Разгуляй-18.5 комфорт;
- Самая продуманная система безопасности у Barboss Standart 15ME;
- Наиболее полной комплектацией может похвастаться Мухтар-15 New;
- Тофалар 500 Толкач подойдет для крупногабаритных перевозок;
- Baltmotors SnowDog Standart-13 (S-R13M) – вариант с самой крепкой конструкцией;
- МБГ-2 «Вьюга», 5 л.с. – лучшее решение для любителей рыбалки;
- Людям, увлекающимся горными видами спорта стоит присмотреться к Помор 500 S15 (1450 мм);
- Рекс LVR500 – находка для мужчин, любящих усовершенствовать свою технику;
- Koira 500 9 – самый подходящий мотобуксировщик для регионов с суровым климатом.
Присматриваться к такой покупке лучше в живую, испытывая на себе удобство сидений, положение руля, легкость нажатия клавиш. Это позволит не ошибиться и долгое время радовать новому приобретению.
Koira 500/15 e
На мотособаке установлены трансмиссия с вариатором Сафари, надежная коробка реверса с полноценной нейтральной передачей и тормозной механизм. Базовая модель комплектуется четырехтактным двигателем Lifan мощностью 15 л.с. с катушкой 7А и регулятором напряжения, коробкой реверса, тормозом.
KOiRA 500/15 E
На сегодняшний день самый мощный букс в зимней линейке, способен ехать в гору с подъемом до 35°, не заваливаясь и не забуриваясь, хорошо преодолевает снежные заносы. Гусеница на 56 шагах с зацепом через окна, высота грунтозацепа – 21 мм, ширина гусеницы – 500 мм, длина 2,83 м с шагом по 50,5 мм. Для запуска электростартер и ручной стартер. Расход 3,2 литра в час.
Подвеска – обычные, надувные пневмоколеса, что дарит Койре плавность хода. Тяговое усилие весьма внушительное – 350 кг, а на грузовой площадке мотособаки можно поместить груз до 100 кг.
Плюсы:
- максимальная скорость 40 км/ч;
- есть задний ход;
- перевозит в сцепке 450 кг;
- большой дорожный просвет, позволяющий пропускать между гусеницами небольшие препятствия
Минусы:
- недолговечные задние брызговики.
№1. baltmotors snowdog «standard» s-b13me-wr
Модель очень проста в обслуживании, что стало возможным благодаря самоустанавливающимся подшипникам и особому механизму (от мотоциклов) натяжения цепи. Руль является складным, его можно использовать как рычаг, чтобы поднимать переднюю часть, когда приходится наезжать на препятствия.
Это отличный вариант, чтобы передвигаться как по земле, так и по снегу. Грузоподъемность модели достигает 500 кг, а потому она станет незаменимым помощником на групповой рыбалке, охоте.
№1. paxus 600 «тайга»
Модель отличается более широкой гусеницей – 60 см. Благодаря этому может справляться с самыми сложными участками. Двигатель имеет мощность 15 л.с. Одновременно к буксировщику можно прицепить до 3-х саней для транспортировки до 600 кг. Задний привод, бак объемом 6,5 л.
№1. pomor 380 1250 s6.5
Буксировщик имеет отличное качество сборки: его рама выполнена из особой конструктивной стали, из которой делают армейские вездеходы. Стальные крепления обеспечивают высокий класс прочности – это 8.8, а потому буксировщик может выдержать большие нагрузки.
№2. irbis «мухтар» 15
Комплектуется двумя разными подвесками, поэтому успешно эксплуатируется и летом, и зимой. Объем двигателя – 450 см куб. Чтобы комфортнее ездить по снегу, можно устанавливать лыжный модуль. Помимо того, «Мухтар» оснащен мощным светодиодным фонарем, гидравлическим тормозом, позволяющим быстро останавливаться вне зависимости от покрытия. Модульный кузов, он легко собирается/разбирается без специализированных инструментов.
Irbis «Мухтар» может без проблем использоваться на различном покрытии. Благодаря высокой мощности и большим гусеницам можно преодолевать самые труднопроходимые участки.
№2. снежок дв500
Модель с жесткой катковой подвеской, объемной рамой отличается высокой устойчивостью при езде. Двигатель защищен от грязи и воды водонепроницаемым капотом из нейлона. Вес модели – 85 кг, двигатель имеет мощность 9 л.с. Такой мотобуксировщик легко поместится в багажнике авто. Благодаря электронному зажиганию двигатель запускается плавно, а энергопотребление снижается.
№3. forza 6.5 л.с.
Что можно сказать об этой модели? Прежде всего, что ею легко управлять. Курок газа запускает мотор, а кнопка останавливает. Кроме того, двигатель без проблем заводится и при -30 градусах. Угол атаки катковой подвески равен 20 градусам, благодаря чему повышается устойчивость буксировщика и облегчается его движение по склонам.
Мощность мотора – 6,5 л.с., гусеницы имеют ширину 38 см. Компактные размеры – 1050х750х450 – позволяют вместить собаку в кузове легкового автомобиля.
№3. бурлак-m2 fk 13
Модель небольшая, но ее грузоподъемность достигает 250 кг. Столь неплохая производительность возможна благодаря широкой гусенице (50 см) и мотору на 13 л.с. Еще здесь приваренные багажники и вспомогательные ребра жесткости повышают прочность рамы.
Весит модель 87 кг, бак вмещает 6,5 л топлива. Буксировщик может ехать со скоростью 30 км/час, причем по любым поверхностям. Сзади можно прицепить сани-волокуши.
№4. альбатрос-м
Этот буксировщик может без проблем преодолевать труднопроходимые участки, поскольку вес человека в нем равномерно распределен между санями и самим буксировщиком. Двигатель на 6,5 л.с. разгоняет агрегат до 25 км/час, благо габариты модели небольшие. Общая грузоподъемность – вместе с прицепом или санями – достигает 170 кг.
№4. пелец «аляска»
Мотобуксировщик с отличной управляемостью благодаря компактности и мягкой подвеске. Отличные характеристики позволяют модели хорошо удерживаться на склонах. Кроме того, ею легко управлять. На мотор не попадают грязь и вода за счет закрытого капота. Сам двигатель, к слову, имеет мощность 15 л.с. и обеспечивает 4200 об. в минуту. А если еще и присоединить прицеп или сани, то грузоподъемность увеличится до 350 кг.
№5. rider v500-9.0 techno
Модель с укороченной базой, может транспортироваться в багажнике небольшого автомобиля. Сохраняет работоспособность при температуре до -35 градусов, так как имеет мощный мотор и карбюратор, подогревающийся выхлопами. Гусеница цельнорезиновая, почти не изнашивается, позволяет свободно перемещаться по асфальту, земле, снегу.
На заметку! Мотор объемом 270 м куб. способен достигать 35 км/час, но не перегревается при серьезных нагрузках благодаря воздушной охлаждающей системе.
№5. зид мбг- 2 «вьюга»
Мотобуксировщик с разборной конструкцией состоит из 6-ти элементов, которые соединяются без особых инструментов. Гусеницы и ходовая соединены шарнирами, а потому отклоняются от единой плоскости в зависимости от местности; следовательно, проходимость увеличивается.
Двигатель на 5 л.с. потребляет 2 л/час. Лыжный/гусеничный модули можно использовать одновременно, чтобы повысить комфорт при передвижении по разнородным покрытиям.
№5. тофалар 380 мини
Мотор запускается мгновенно вне зависимости от погодных условий, что обеспечивается ручным стартером. Модель компактна, но имеет относительно мощный двигатель (7 л.с.) и грузоподъемность до 200 кг. Колебания оперативно гасятся демпферной подвеской, что упрощает управление и заметно повышает устойчивость. Вместе с санями модель весит лишь 50 кг.
Барс mast 500 rv 14 s е
Линейка данных моделей имеет задний двигатель, разрезанную гусеницу 55 сантиметров шириной и массу от 90 до 106 кг.
Моторы на буксе китайский, проверенный жизнью, MTR (маркировка R), потребляет недорогой бензин марки 92А. Трансмиссия – вариатор «Сафари», надежный и долговечный. Мощность 14 л.с. – всю информацию можно получить из названия мотопса.
Барс Mast 500 RV 14 S Е
Это короткая версия буксировщика Барс Маст 500. Мощный двигатель, склизовая подвеска, простая сборка, высокая надежность четырехтактного двигателя — все это обеспечивает буксировщику конкурентоспособность. Передний привод, как было указано ранее, позволяет увеличить тяговые характеристики и проходимость.
Плюсы:
- низкая вибрация на руль;
- малый расход топлива;
- складной руль и фиксация, что упрощает перевозку;
- металлический бампер;
- разрезной балансир катков.
Минусы:
- требует частой замены ремней вариатора;
- отсутствие автоматической смазки цепи;
- вся нагрузка идет на руки.
Инструкция по эксплуатации Барс Mast 500 RV 14 S Е
Бурлак-м fk 9 л.с. с электрозапуском
Универсальная модель, которую по достоинству оценят охотники и рыболовы в любое время года. Агрегат позволяет передвигаться как по болоту, так и по снежным заносам. Мотобуксир оборудован 9-сильным мотором. Расходование бензина за час – 2,5 л. Тип привода — передний, что улучшает проходимость модели. Максимальная грузоподъемность на 2 сцепленных санках-волокушах — по 125 кг.
Преимущества:
- максимально упрощенные и унифицированные запчасти. Никаких проблем с ремонтом и техобслуживанием устройства;
- если сравнивать с аналогами, забиваемость снегом и грязью ходовой части снижена на 25%;
- усиленная рама, способная выдержать значительные нагрузки;
- высокий уровень устойчивости, даже при урагане;
- капот, изготовленный из стеклопластика, устойчивого к максимально низким температурам;
- современный тюнинг, не уступающий моделям от самых именитых компаний;
- регулятор напряжения, продлевающий рабочий ресурс лампочки фары;
- компактные размеры;
- разумная цена.
Недостаток: тихий ход. Максимальная скорость не превышает 30 км/час.
Как выбрать мотобуксировщик (мотособаку)?
Начнем с того, что правильность выбора будет зависит от цели, поставленной покупателем. Ознакомимся с основными параметрами выбора мотособаки.
Таблица. Критерии выбора лучшего мотобуксировщика.
Критерий выбора | Краткое описание |
---|---|
Мощность | Чем мощнее двигатель у мотособаки, тем лучше. У самых простых моделей это 6-7 л.с. Буксировщики с большей мощностью не только «сильнее», но и быстрее. Самыми популярными производителями являются китайские компании Lifan и Zongshen. Двигатель от Honda будет стоить дороже, но его ресурс и характеристики куда лучше. |
Привод – задний или передний | Здесь, опять же, многое зависит от условий эксплуатации. При переднем приводе верхняя ветвь гусеницы натягивается, а вот рабочая – нижняя – расслабляется, а потому не так сильно изнашивается на неровных поверхностях. Также имеет место лучший зацеп. Заднеприводная мотособака лучше на рыхлом снеге. |
Трансмиссия | Дешевые модели имеют обычное центробежное сцепление, но более практичны все же вариаторные буксировщики. По возможности отдавайте предпочтение вторым. |
Ширина гусеницы | В действительности, ширина должна быть такой, чтобы гусеницу можно было без проблем купить. Также не стоит забывать о нагрузке: модели с низкой мощностью не нужна гусеница шириной 50 см, никаких преимуществ она не даст, но зато идеально подойдет для «болотоходного» варианта по причине минимального давления на почву. |
Подвеска | Лучше все-таки катковая подвеска, она универсальна в отличие от склизов, для которых мокрый/рыхлый снег служит необходимой смазкой. Хотя оптимальный вариант – модель «Мухтар-15»: подвеска в ней легко и быстро пересобирается под определенные нужды. |
Размеры мотособаки также имеют значение. Если модель компактная, ее удобно будет перевозить в прицепе либо в багажнике авто. Без проблем транспортируются и разборные конструкции, но с ними возникают трудности при сборке на морозе. Словом, перед приобретением обязательно стоит решить, как именно мотособака будет доставляться к месту назначения.
Важно! Законодательство РФ гласит, что буксировщики являются средствами малой механизации. Техпаспорт в данном случае после покупки не выдают, регистрировать мотособаку не нужно. Но на таком средстве нельзя передвигаться по дорогам общего пользования!
Лидер сигма 2
Основная особенность – облегченная платформа на широкой гусенице «Райда 500 мини», позволяющая Сигме без труда проходить там где другие тяжелые мотобуксировщики проваливаются. Также Сигму можно использовать и без лыжного модуля.
Лидер Сигма 2
Машина имеет традиционную мотоциклетную компоновку с регулируемой рулевой колонкой и настраиваемой седушкой. Все органы управления под рукой, за водительским сидением дополнительное место для пассажира или грузовой тары. При необходимости можно использовать сани-волокуши, и тем самым существенно увеличить грузоподъемность мотобуксировщика Лидер-Сигма-2 до 150 кг. Максимальная скорость 20 км/ч.
Плюсы:
- малогабаритный;
- малый расход топлива – 2 литра АИ92;
- лыжный модуль;
- подсветка;
- рассчитан на эксплуатацию зимой;
- на малой скорости преодолевает высокие сугробы.
Минусы:
- неаккуратное качество сборки;
- неравномерно подогнанные детали и зазоры;
- малый запас прочности деталей.
Инструкция по эксплуатации Лидер Сигма 2
Лидер-3-3т-15ап
Как и следует из наименования, это один из лидеров продаж. Модель сочетает приемлемую стоимость с отличными эксплуатационными качествами и предельно простым управлением. Мощный движок буксира позволяет перевезти до 400 кг поклажи на санях и до 40 кг на самой мотособаке.
Агрегат оборудован реверсом и укомплектован лыжным модулем. Возможно применение как катковой, так и склизовой подвески. В качестве мотора применяется LIFAN, выдержавший испытание временем. Максимальная скорость, которую способен развить агрегат, — 30 км/час. Емкость бензобака 6,5 л, часовые затраты горючего 3 л. 500-миллиметровые гусеницы обеспечивают отличную проходимость.
Преимущества:
- наличие в комплекте лыжного модуля;
- мощный и надежный мотор;
- реверс;
- простое управление даже для начинающего водителя;
- нет необходимости для регистрации в ГИБДД;
- высокая ремонтопригодность. Большая часть использованных комплектующих — российского производства (трансмиссия, вариатор, гусеницы) и постоянно имеются в продаже. Никаких проблем с ремонтом и обслуживанием не бывает;
- фара в комплекте.
Отрицательных отзывов нет. Единственное нарекание, что на 95-м бензине буксировщик работает лучше. Но это сугубо субъективное мнение. Да и быстрой эту модель не назовешь.
Лучшие мотособаки на центробежном сцеплении
Мотобуксировщик «Малек» действительно оправдывает название: в сложенном состоянии он предельно компактен, да и в «боевом» невелик. Конструкция здесь проще не придумаешь: к 6,5-сильному мотору Lifan, имеющему центробежное сцепление и встроенный понижающий редуктор, присоединен дополнительный понижающий цепной редуктор, приводящий в движение гусеницу. И, собственно, все. Максимум шика здесь – это светодиодная фара и электростартер на некоторых модификациях. Однако простота – это одновременно и плюс: ломаться здесь практически нечему, а в случае поломки он разбирается быстрее велосипеда. И при этом он вполне способен утянуть за собой до центнера груза, еще четверть забрав на платформу. Осталось добавить, что производится Малек все в том же Рыбинске. | |
Похоже, с рынком мотобуксировщиков у «Ирбиса» не заладилось – от изначально представленной компанией гаммы мотособак с мощностью до 15 л.с. в актуальном каталоге осталась только одна семисильная модель с приставкой «мини». Самый «младший» из «Мухтаров», а ныне единственный — это достаточно простой мотобуксировщик с двигателем Lifan объемом 212 кубических сантиметров, установленным на открытой раме. Вариатора нет, цепной привод идет на гусеницу через сблокированный с двигателем редуктор с центробежным сцеплением. Сама конструкция мотособаки – модульная: к переднему узлу крепления (на котором установлено водительское седло) монтируется рулевая колонка с «лыжей-корытом», которая может заменяться на колесный модуль. Можно эту сцепку снять вовсе, подцепив сзади на фаркоп более привычные для мотособак сани (в которые компактный буксировщик полностью уберется при транспортировке). Цепь привода гусеницы – открытая, типоразмера 428, натягиваемая выступающим вверх болтом, регулирующим положение башмака. Небольшой багажник в задней части рамы мотобуксировщика рассчитан на нагрузку до 20 кг, в санях можно перевозить до 150 кг. Подвеска – подпружиненная, катковая. Управление ожидаемо простое: на руле можно найти только рычаг газа с винтом регулировки максимального открытия дросселя. Воздушную заслонку придется открывать и закрывать на самом воздушном фильтре, даже выключатель зажигания установили на двигателе (что, кстати, не совсем безопасно – пускай мотособака и разгоняется не больее чем до 25 км/ч, но, «потеряв» ездока, она и дальше сможет уползти спокойно, чеки или «киллсвитча» на руле нет). Стартер, что неудивительно, только ручной. В целом, конечно, это была бы весьма интересная модель в своем сегменте «компактов» без вариатора, но все-таки ее подводит цена (что, похоже, и испортило «Ирбису» все планы): тут уже можно добавить некоторую сумму и рассчитывать на более мощный и тяговитый мотобуксировщик, имеющий вариатор, пускай и тоже без электростартера. Тем более что реализовать «модульность» этой модели получится только при докупании колесного модуля, что задерет цену еще выше – так что логично обсуждать его именно в состоянии «из коробки», а тут его цена оказывается действительно завышенной. | |
Но есть вещи и поменьше «Малька» — самый компактный мотобуксировщик от кировских мастеров за счет отказа от грузовой платформы и бугелей вокруг нее весит всего лишь 50 кг в сборе. Он предназначен для одиночных поездок с небольшими грузами, но может и комплектоваться лыжным рулем, превращаясь в мототолкач, если Вас интересуют подобные развлечения. Мотор же здесь абсолютно тот же самый – 6,5-сильный Lifan, так что лишний раз писать о нем просто нечего. Однако в утилитарности «Альбатрос» настолько проигрывает остальным моделям этого класса, что рассматривать его иначе как развлекательную технику при всем желании трудно – а просят за него ничуть не меньше прочих. | |
Самый дешевый мотобуксировщик в нашем рейтинге родом из Костромы, где «Коньков-Горбунков» с моторами Zongshen 6,5 или 8,5 л.с. собирает ООО «Экстрим моторс». Эти мотобуксировщики предельно компактны и просты донельзя: привод на гусеницу идет напрямую от выходного вала двигателя, смонтированного с центробежным сцеплением и редуктором, без каких-либо кожухов. Даже натяжителя цепи как отдельного узла нет – перемещается вперед-назад крепление самого двигателя. Зато весит 6,5-сильная версия всего 66 килограммов – это плюс к удобству транспортировки, но… Сопоставьте эту массу с использованием короткой и узкой 380-мм гусеницы: мотособака практически не идет по глубокому снегу, что в немалой степени ограничивает ее применяемость и практичность. Ограничена и нагрузка: гусеница слишком легко срывается на букс, даже если в качестве «груза» выступают пара рыбаков, снасти и термос. Подобная техника все-таки не сказать что утилитарна: лично автор бы порекомендовал все-таки добавить по возможности денег на «нормальный» мотобуксировщик с «пятисотой» гусеницей: разница будет огромной, а разрыв в ценах себя окупит. Забавно, что производитель предлагает свои мотособаки даже в качестве набора «сделай сам» — кит-комплект «Конек-Горбунок», включающий в себя раму, гусеницу, катки и все прочее, кроме двигателя, стоит по каталогу на момент написания статьи чуть более 26 тысяч рублей. Это уже вариант предельно экономичнейший – например, если у Вас уже есть под руками подходящий двигатель, да и просто хочется повозиться с техникой, тот тут в дешевизне с костромичами уж точно не поспорить. | |
Лучшие мотособаки с вариатором
Открывает наш рейтинг лучших мотобуксировщиков модель Бурлак-М2. Если что-то в нашей стране имеет гусеницу и предназначено на ней ползать по снегу, то хотя бы какие-то запчасти от рыбинских снегоходов в нем точно будут. Ну, а «Бурлаки-М2» (обновление линейки «Бурлак-М») и вовсе целиком и полностью делаются в этом городе (и, честно говоря, буквально неподалеку от автора статьи) – нетрудно догадаться уже по названию, как-никак именно Рыбинск в свое время называли «столицей бурлаков». К чести производителя, вариантов исполнения в этой линейке хватает, причем тут он действительно «впереди планеты всей»: можно выбрать не только длину базы и тип подвески (катки, склизы, пневмоколеса – они устанавливаются на унифицированную платформу, и уже купленная мотособака может легко переоборудоваться, например, на склизы зимой и «пневматику» летом), но и тип привода – передний или задний. Двигатели – «лифановские», от 9 до 15 л.с., и с такими моторами буксировщики могут таскать даже сцепку из двух саней с суммарной массой до 250 кг. Вариаторы – «Итлан Каюр», проще говоря – модернизированные для корректной работы с низкооборотными «мотособачьими» двигателями «Сафари». Добавляем к этому дополнительное оборудование: колесные модули (как для переднеприводных, так и для заднеприводных моделей), лыжные модули, снегоуборочные отвалы. Для всех моделей можно выбрать исполнение двигателя с электрозапуском и только ручным стартером, причем «электрифицированные» моторы идут с силовой обмоткой на 12 В, которая, помимо зарядки аккумулятора, сможет и запитать фару. Также в числе опций есть и реверс-редуктор. Итак, что мы имеем на выходе? Отличную возможность подобрать исполнение «под себя», причем по вполне разумным ценам, и с наличием запчастей. Многие из них взяты… ах да, мы с этого и начали – их нетрудно найти, да и на официальном сайте производитель не забыл разместить раздел «запчасти» на тот случай, если Вам понадобится что-то из неунифицированного ряда. | |
С момента публикации прошлой редакции нашего рейтинга лучших мотобуксировщиков в гамме мотособак «Балтмоторс» произошли некоторые изменени, так что мы неизбежно обновляем наш топ. «Базовую» линейку мотособак Standard, которая и представляла компанию в нашем рейтинге ранее, сняли с выпуска – теперь «базовой» придется считать линейку Utility. Эти мотособаки выпускаются в двух вариантах – либо с 18-сильным мотором Zongshen GB460, либо с 13,5-сильным двигателем Briggs & Stratton XR2100, за который, между прочим, придется отдать сразу на 10 тысяч рублей больше. При этом «китаец» и мощнее, и тяговитее – и, особо отметим, обладает вполне приличной надежностью, так что на фоне «американца» выигрывает не только ценой. К тому же именно комплектация с китайским двигателем получила заодно и приборную панель с указателями уровня топлива, оборотов двигателя, наработки в моточасах, «контрольками» включенной фары и критического уровня масла. В 2021 году мотособаки были обновлены – теперь они оснащаются штатно подогревом ручек руля (да и сам руль изменен по форме и стал удобнее), защитой рук, увеличенным багажником. Подвеска – катковая, но с возможностью переделки на склизовую (комплект переделки стоит в фирменном интернет-магазине в районе 6 тысяч без скидок). Реверс-редуктор – от «Бурана», с управлением на руле. Вес у мотособаки приличный: полтора центнера «с копейками», так что наличие штатных точек для вкручивания рымов при транспортировке не будет лишним. 500-миллиметровая гусеница обеспечивает хорошую проходимость, чему помогает и грамотно выбранный угол атаки. Максимальная нагрузка на багажник мотособаки по паспорту не должна превышать 50 кг, в санях – 200 кг. Тормоз – дисковый в обоих комплектациях, эффективный и цепкий. Привод – только передний, оба мотора оснащаются электростартерами. | |
Здесь уже виден серьезный подход производителя: практически как в автосалоне Вы можете выбрать и объем двигателя, и дополнительные опции по потребностям и бюджету. «Базовая комплектация», если продолжать автомобильные аналогии – это мотособака с 9-сильным китайским мотором, в «максималке» же здесь уже стоит 15-сильная «Хонда». Во всех вариантах мотобуксировщика применен вариатор «Сафари», возможна установка электростартера. Подвеска гусеницы тоже на выбор – хоть катки, хоть склизы. В гусенице, пожалуй, один из главных плюсов «Следопыта». Она не только широкая (500 мм), но еще и имеет очень серьезные снегозацепы. Поэтому и с самым маломощным двигателем мотособака проявляет качества хорошего «проходимца», ну а с наиболее мощным мотором действительно способна заменить и утилитарный снегоход, если Вы, конечно, не купили путевку на кабана-секача. | |
Уж где-где, а в Архангельске-то точно должны были начать собирать мотособаки, причем весьма интересной конструкции – двухгусеничные, да еще с возможностью комплектации «болотным» понижающим редуктором и хорошим выбором двигателей. Неудивительно, что еще в 2022 году фирма получила премию «Лучший товар года» именно в категории мотобуксировщиков. Выбранная нами для рейтинга лучших мотособак модель оснащается «лифановским» или «зонгшеновским» 15-сильным мотором и двумя 220-милиметровыми гусеницами длиной 2828 мм каждая. Высота грунтозацепов у них – 21 мм, и в результате мы получаем технику с хорошей проходимостью и возможностью буксировки груза до 650 кг, плюс до 90 килограммов нагрузки допускается на сам мотобуксировщик. Более того – как опция предлагается съемный модуль повышения проходимости, представляющий собой еще одну гусеницу, которая связывается с отдельной приводной звездочкой на валу ведущих барабанов. Вместо жестких катков в подвеске применены пневмоколеса, повышающие комфорт при езде. И не будем забывать, что езде всесезонной – конструкция мотобуксировщиков «заточена» под эксплуатацию круглый год, а не только в снежный сезон. Конечно, у всего есть и обратная сторона: мотобуксировщик вышел тяжелым (140 кг) и более сложным в ремонте и эксплуатации, чем его одногусеничные конкуренты. Но, если Вас интересует мощный и проходимый всесезонный аппарат – то именно в Архангельске знают, как на это ответить. | |
Продолжает наш рейтинг очередной мотобуксировщик из Ярославской области, но на этот раз из самого Ярославля – точнее, очередная линейка мотобуксировщиков, поскольку вариантов исполнения «Стем Север Эксперт 500» в каталоге производителя сейчас насчитывается пять штук (еще два варианта с 17-сильным мотором, увы, больше не доступны). Простые и достаточно кондовые по конструкции в полной симметрии со внешним видом мотособаки сейчас предлагаются с двумя моторами: 13-сильным GX390W и 15-сильным GX420W. Эти моторы – китайского производства без указания оригинального производителя, ребрендированные под Stem Techno и, по сути, конструктивно аналогичные популярным на мотособаках «Зонгшненам» и «Лифанам». Вариаторы – «Сафари», подвеска – катковая, так что в целом конструкция этих мотособак неожиданностей не принесет. Длина мотособаки также может варьироваться – вариант «Компакт» выпускается с обоими доступными двигателями, но только при отсутствии электрозапуска – со стартером производитель предлагает только «полноразмерные» версии. Причем вариант с электростартером и светодиодной фарой получается прилично дороже – на уровне того же «Балтмоторса», у которого серьезное преимущество в удобстве управления. Действительно, вот уж что трудно похвалить, так это органы управления у «Эксперта». Справа на руле есть только курок газа, а на левой стойке его в более старых модификациях был закреплен пульт, на котором поселились замок зажигания и выключатель фары (при ее наличии) – на более свежих мотобуксировщиках пульт таки переехал на саму трубу руля, но, конечно, «Балтмоторс» по эргономике впереди далеко не на одну голову. Добавим к этому то, что не только реверс-редуктор, но и дисковый тормоз производитель предлагает только как дополнительное оснащение, требующее установки после покупки (а не входящее в какую-нибудь готовую комплектацию или «с базы») – и в итоге это очевидным образом повлияет на баллы рейтинга. | |
На текущий момент «стандартная» линейка мотобуксировщиков из Санкт-Петербурга включает в себя приличное число вариантов – по мощности двигателя от 9 до 20 лошадиных сил, сами двигатели можно выбирать через онлайн-конфигуратор на сайте – хоть Lifan, хоть Zongshen, хоть Loncin, хоть Honda, хоть Briggs&Stratton. Также сразу можно выбрать, нужен ли Вам реверс-редуктор, подогрев ручек руля, дисковый тормоз – в общем, подобрать вариант «под себя» можно с хорошим перечнем исполнений. Правда, фару в штатной комплектации или как стандартную опцию производитель почему-то не предлагает, а ведь зимой с ее коротким светлым временем суток фара на мотособаке – вещь совсем не из бесполезных! Примечательная особенность конструкции мотобуксировщиков – узел натяжения гусеницы (сама она – стандартной длины 1450 мм и ширины 500 мм). Здесь ленивец перемещается не в пазах рамы, а на резьбовых кронштейнах – они, конечно, сделаны нарочито мощными, но с точки зрения сопромата автор все-таки обеими руками за классическую конструкцию натяжения. Учтите, что при ослабленной контргайке натяжителя ленивца резьбу в раме, куда ввернут кронштейн, будет разбивать быстро! Привод у мотособак – только передний, открытой цепью с левой стороны кожуха. Подвеска штатно идет катковая, на шести парах катков, с возможностью переделки на склизовую. Вариатор традиционно используется «бурановский» — «Сафари», дорабатываемый производителем и оснащаемый чешскими ремнями Rubena. Цепь и звезды используются мотоциклетные, причем цепь – сальниковая, с высоким ресурсом. | |
Ранее под этой торговой маркой у нас в стране были в основном известны китайские лодочные моторы Jianshe и ПВХ-лодки из той же страны, однако сейчас хабаровская фирма предлагает и несколько вариантов мотобуксировщиков. Как нетрудно догадаться по маркировке, выбранная нами в качестве примера модель оснащена 500-миллиметровой гусеницей длиной 1450 мм («стандартная» длина базы) и 20-сильным двигателем. Все моторы, устанавливаемые на мотособаки Sharmax – производства Lifan, на них дается год гарантии (в то время как на сам буксировщик – 2 года). Конструкция здесь самая что ни на есть классическая – переднее расположение двигателя и передний же привод открытой цепью, катковая подвеска с возможностью установки склизов. Вариатор не менее классический – «Сафари». Мотособака штатно комплектуется «световой» обмоткой двигателя и галогеновой фарой, а вот электростартер – уже опция. Основная проблема у этих мотособак, надо сказать, географическая: если для жителей Зауралья доставка из Хабаровска вполне разумна и выгодна по деньгам, то в европейской части России мотособаки неизбежно теряют конкурентоспособность цены в сравнении с мотобуксировщиками, собранными в тех же Рыбинске или Архангельске, откуда их не нужно везти несколько тысяч километров через всю страну. К тому же на рынке уже есть хорошо зарекомендовавшие себя и проверенные в деле модели – так что в игроки «первой лиги» Sharmax’у западнее Урала пробиваться будет явно нелегко. | |
Мотобуксировщик х- motors snow dog 15 л.с.
Данная модель мотобуксировщика предназначена для передвижения по глубокому снегу в холодном климате России. Имеет надежный рабочий двигатель, хорошую и надежную конструкцию. В длину мотособака достигает 144 см, вес 70 кг. Устройство имеет вариаторную трансмиссию сафари, это достаточно качественный узел. Если сделать сцепку из саней, то можно перевозить груз до 300кг.
Разгуляй-18.5 комфорт
Мощная разборная мотособака с задним приводом. Способна проходить даже самые дремучие места, включая заледеневшие водоемы и вязкие болота. Неровности ландшафта при этом сглаживаются благодаря качественной амортизации. За гусеницу и подшипники тоже можно не переживать, ведь инженеры продумали для них специальную защиту.
Максимальный допустимый вес для перевозки составляет 500 кг при присоединении волокуш. Двигатель Lifan на 18,5 лошадиных сил совместно с электрозапуском справляются с такими нагрузками на отлично. Передняя часть корпуса может похвастаться яркой светодиодной фарой, поэтому передвижение ночью не вызывает трудностей.
Достоинства:
- Экономичный расход топлива;
- Задний привод;
- Хорошая проходимость;
- Легко разобрать;
- Компактные габариты;
- Легко найти дополнительные аксессуары.
Недостатки:
К названию неспроста добавили наименование «комфорт». Пользователям нравится мягкое кожаное сидение, которое спокойно вмещает двух человек. Для этой модели отдельно можно купить ветровое стекло и пластиковый кофр для нужных мелочей.
Сравнительная таблица участников рейтинга
Модель | Объем двигателя (куб.см) | Мощность (л.с) | Скорость (км.ч) | Вес (кг) | Перевозимый вес (кг) | Расход топлива (л.ч) | Средняя цена |
Тофалар 500 | 420 | 15 | 40 | 120 | 600 | 3,8 | 105 000 |
Ураган Тайга | 430 | 18 | 40 | 130 | 600 | 3 | 104 500 |
KOiRA Богатырь | 420 | 15 | 45 | 105 | 550 | 3 | 97 000 |
Мухтар 15 Толкач | 420 | 15 | 45 | 130 | 400 | 3,1 | 130 000 |
АЛЬБАТРОС-XLV8 | 270 | 8,5 | 30 | 120 | 200 | 2,5 | 93 000 |
Тофалар 500 толкач
Мотобуксировщик толкач по факту выполняет не только эту функцию. В зависимости от погодных условий, рельефа, типа груза он трансформируется в «тягач». Производитель заявляет, что транспорт справится даже с прохождением песочных насыпей. Для этого продуманы 2 типа сидений.
Достоинства:
- Электростартер;
- Мягкая подвеска;
- Компактный размер;
- Фара 3 ампера.
Недостатки:
Покупатели советуют выбирать маршруты с утрамбованным снегом, так как есть возможность провалиться. А вытаскивать 180 кг, да еще и с грузом, самому – дело не из приятных.
В условиях сурового климата с продолжительной зимой устройство-помощник просто необходимо, чтобы справляться с передвижениями и транспортировкой грузов по глубоким сугробам. Чтобы облегчить выбор, было проведено сравнение более 120 моделей. Лучшие мотобуксировщики представлены следующими 5 вариантами.
Целина мб-509вб
Мощная тихоходная мотособака, которую одинаково успешно используют как для развлекательных мероприятий, так и для хозяйственных нужд. Одно из основных преимуществ модели — продуманная комплектация, поскольку вместе с буксировщиком поставляются санки-волокуши.
Вес у мотособаки 105 кг, этот показатель на уровне среднего. Максимальная совокупная нагрузка (включая вес водителя) составляет 150 кг. Наибольшая скорость, которую способна развить конструкция, 20 км/час. Система запуска ручная, что делает возможным применение буксира даже в условиях сильнейших морозов.
Достоинства:
- мощный мотор с хорошим ресурсом;
- прочный корпус;
- удобство управления;
- эргономичные подогреваемые ручки, что актуально при использовании в холода;
- маленькие размеры. Руль выполнен складным, поэтому при хранении мотобуксировщик не займет много пространства;
- мощная светодиодная фара.
Силовой агрегат четырехтактный, 1-цилиндровый, 9-сильный. Можно использовать бензин АИ . Наибольшее часовое расходование топлива составляет 2,8 л.
Из минусов, помимо высокой цены, владельцы называют малую грузоподъемность.