45 лет «Ниве»: прошлое, настоящее и будущее российского внедорожника — Wylsacom

Содержание

1971 год

АвтоВАЗ предпочитает вести отсчет с этого года. Именно в 1971-м в Тольятти начались активные работы по проектированию многофункционального полноприводного автомобиля, сочетающего легковой комфорт и серьезные внедорожные способности.

Заказчиком выступил ни много ни мало Совет министров СССР. За ответственное задание взялась команда Петра Прусова (ведущий инженер), Валерия Семушкина (дизайнер) и Владимира Соловьева (конструктор).

Ведущий инженер проекта ВАЗ-2121 Петр Прусов

Петр Прусов

Дизайнер «Нивы» Валерий Семушкин

Валерий Семушкин

Главный конструктор Владимир Соловьев

Владимир Соловьев

1977 год

Тут-то мы и подбираемся к праздничной дате: 5 апреля 1977 года с конвейера того самого нового корпуса 062 сошел первый серийный ВАЗ-2121 «Нива». И все же относительно полноценная (по 12–14 экземпляров за смену) сборка началась лишь в июле. Внедорожник с порядковым номером 1000 изготовили 31 августа.

Первый серийный ВАЗ-2121 «Нива» (5 апреля 1977 года)

Первый серийный ВАЗ-2121 «Нива», 5 апреля 1977 года.

2005–2006 годы

Впрочем, постойте – ведь есть еще и такая штука, как нейминг. И в 2005 году он дерзко и нагло постучался в двери (три или пять – без разницы) героини рассказа. Ушлые маркетологи, запускавшие на рынок внедорожник Chevrolet Niva, натурально «отжали» у классического вездехода его имя собственное, оставив невнятное «4×4». А освоение годом позже модификации с гидроусилителем руля стало лишь слабым тому утешением.

Экстерьер Niva Travel Luxe Off-road

Внедорожник Chevrolet Niva, ныне продаваемый под именем Lada Niva Travel, фактически также базируется на решениях и агрегатах классического ВАЗ-2121.

45 лет «ниве»: прошлое, настоящее и будущее российского внедорожника

5 апреля 1977 года с конвейера Волжского автозавода сошёл первый экземпляр ВАЗ-2121 «Нива». Выглядел он так:

45 лет «Ниве»: прошлое, настоящее и будущее российского внедорожника — Wylsacom
ВАЗ-2121 «Нива». Фото: Юрий Белозеров / ТАСС

Однако история автомобиля «Нива», до сих пор выпускающегося с относительно небольшими изменениями, начинается на рубеже 1969–1970 гг. Тогда перед АВТОВАЗом поставили задачу сделать автомобиль, который будет подходить для жителей сельской местности. Он должен ездить по полям и спокойно выезжать из глубоких грязевых луж. В общем, нужен был полноприводный, компактный и неприхотливый автомобиль.

По сути, конкурентов на тот момент ещё не существовало. Например, выпускавшийся с 1971 года УАЗ-469 со своим брезентовым верхом был слишком уж утилитарным, а Land Rover Series II был недоступным для жителей СССР. Если посмотреть глобально, «Нива» стала первым внедорожником с несущим кузовом, на целых шесть лет опередив Jeep Cherokee.

Разработка длилась почти семь лет. Тогда подготовили несколько прототипов. Некоторые из них сейчас кажутся довольно странными. Вот, например, один из самых первых. Его сделали в 1971 году:

45 лет «Ниве»: прошлое, настоящее и будущее российского внедорожника — Wylsacom

Примечательной особенностью этого прототипа стала раздаточная коробка, позволяющая с помощью самого обычного переключения сделать из полноприводного автомобиля передне- или заднеприводный. Однако из-за технических особенностей от такой конструкции решили отказаться.

В 1973 году подготовили вариант с цельным кузовом и постоянным полным приводом. Выглядел он гораздо привычнее:

В тот момент прототип уже походил на тот автомобиль, что сойдёт с конвейера спустя четыре года. Для большей надёжности решили использовать постоянный полный привод с межосевым дифференциалом. В принципе, вторая версия была признана успешной, но несколько доработок всё-таки нужно было внести. Например, добавить тахометр и треугольную форточку в дверях. Третий прототип уже поставили на государственные испытания, а пятый выглядел уже практически полностью идентичным серийной модели.

И вот апрель 1977 года. С конвейера сходит первый экземпляр, к августу того же года их собрано тысяча штук, к марту 1978 года — уже десять тысяч. Автомобиль оказался очень популярным, даже несмотря на высокую цену в девять тысяч рублей. При этом его приняли не только в СССР, но и за его границей.

Почему-то нам особенно важно, чтобы труд оценили за границей. Например, Джеймс Мэй, экс-ведущий британского автошоу Top Gear, назвал «Ниву» устаревшим автомобилем, но всё же признался ему в любви:

В качестве предмета фермерского или землевладельческого оборудования, который покупаешь один раз, а потом сохраняешь навсегда, пока он постепенно становится частью твоего ландшафта, Niva вполне себе хороший вариант. Левый руль в поле проблемой не будет, и он обладает замечательно утилитарным салоном, который можно мыть из шланга, и который очень понравится тем, кто на самом деле ездит по бездорожью. Автомобиль идеально подходит для своей цели, и мало о чём в этом мире можно сказать то же самое.

Экс-ведущий Top Gear

Много ли людей способны также говорить о «Ниве»? На деле — нет. Мои коллеги признают, что это легендарный автомобиль, но ему не место в современном мире. Дело в том, что самые крупные изменения произвели в начале 1990-х, когда появилась пятидверная версия, а также, наконец, сделали нормальную дверь багажника. Изначально было так:

45 лет «Ниве»: прошлое, настоящее и будущее российского внедорожника — Wylsacom

Затем переделали вот в такой вариант:

45 лет «Ниве»: прошлое, настоящее и будущее российского внедорожника — Wylsacom

Рестайлинг и выход новой версии были вынужденными. Ещё с 1980-х шла работа над вторым поколением внедорожника, но кризис очень сильно стопорил разработку. Вот один из вариантов дизайна тех лет:

45 лет «Ниве»: прошлое, настоящее и будущее российского внедорожника — Wylsacom

В 1993 году показан прототип с уже знакомым дизайном:

45 лет «Ниве»: прошлое, настоящее и будущее российского внедорожника — Wylsacom

Но в 1998 году случился дефолт. Запуск внедорожника отложили ещё на несколько лет. К концу десятилетия стало понятно, что своими силами запустить в производство этот автомобиль не получится. На помощь пришли американцы, с которыми было создано совместное предприятие «GM-АВТОВАЗ».

Автомобиль решили выпускать под логотипом Chevrolet, передав ему бренд Niva. Старую «Ниву» с тех пор начали выпускать под брендом 4 × 4.

45 лет «Ниве»: прошлое, настоящее и будущее российского внедорожника — Wylsacom

«Шнива» выпускалась практически без изменений до марта 2009 года. Тогда проходит рестайлинг «Шнивы». Причём им занимается известное кузовное ателье Bertone:

45 лет «Ниве»: прошлое, настоящее и будущее российского внедорожника — Wylsacom
Источник: 5koleso

В 2022 году на Московском автосалоне показали концепт Chevrolet Niva второго поколения:

45 лет «Ниве»: прошлое, настоящее и будущее российского внедорожника — Wylsacom

Впоследствии зарегистрировали «гражданский» вариант:

45 лет «Ниве»: прошлое, настоящее и будущее российского внедорожника — Wylsacom

Автомобиль вполне подходил под линейку Chevrolet тех лет. Средства нашли даже несмотря на кризис, вызванный санкциями в 2022 году, но появились очередные сложности. В первую очередь это неопределённая позиция самого АВТОВАЗа — производство-то совместное, поэтому обе стороны должны дать соглашение. Негласная причина — разработка «Нивы-3». Этот автомобиль мог конкурировать с «Шеви Нивой» второго поколения, а это было уже каким-то каннибализмом. В 2022 году показали концепт, нарисованный Стивом Маттином с большим уважением к оригинальной «Ниве»:

В теории американская сторона вполне могла начать делать автомобиль собственными силами, но вот только для этого нужны были инвестиции вообще другого толка: перестройка линии, строительство нового сварочного цеха, а также нового склада, закупка новых комплектующих. Например, КПП могли взять от «Газели».

Но этого не случилось. В конце 2022 года долю GM выкупил АВТОВАЗ. Предприятие теперь называется «Лада Запад Тольятти». Вместе с ним АВТОВАЗу возвращается бренд «Нива», так что LADA 4 × 4 и Chevrolet Niva переименовываются — теперь это LADA Niva Legend и LADA Niva Travel. Последняя, кстати, к концу 2020 году получила очередной рестайлинг:

Презентация «Нивы» третьего поколения откладывалась кучу раз. Сначала обещали 2022 год, затем — конец десятилетия. Потом — 2021 год, а новый дизайн, представленный в январе 2021 года, символизировал ещё один перенос. Тогда сообщили, что автомобиль точно выйдет до 2025 года.

Предполагалось, что Niva Legend будет производиться «несколько лет» и после выхода третьей версии — автомобиль прост в обслуживании и дёшев.

45 лет «Ниве»: прошлое, настоящее и будущее российского внедорожника — Wylsacom
Скетч, показанный в январе 2021 года. Источник: LADA

Но после 24 февраля будущее «Нивы» находится под большим вопросом. По данным Bloomberg, Renault пытается найти способ избавиться от доли в 68 % АВТОВАЗа. Если это случится и покупателя найдут, то от проекта третьего поколения «Нивы» в очередной раз придётся отказаться.

45 лет «Ниве»: прошлое, настоящее и будущее российского внедорожника — Wylsacom

В этом случае, скорее всего, выход на пенсию самого первого поколения отложат ещё на несколько лет, а разрабатываемый сейчас автомобиль, который должен был базироваться на платформе CMF-B, уйдёт в небытие. Сколько ещё круглых юбилеев оригинального LADA Niva мы увидим, остаётся только гадать. Это очень грустно, учитывая тот факт, что Тольятти — мой родной город. И особенно учитывая тот факт, что я в нулевых годах сам работал на конвейере завода. Тогда я очень надеялся на грядущее развитие завода.

В белый свет, как в копеечку

Осветительные приборы – одна из слабых сторон не только ВАЗовского мини-внедорожника, но и вообще большинства отечественных автомобилей того периода. Да и многие зарубежные модели того времени тоже не могут похвастаться достаточно хорошими приборами освещения.

В случае, когда проводится тюнинг ваз 2121 нива, основной проблемой в переделке освещения является малый внутренний объем «родной» фары. Это зачастую не позволяет улучшить качество освещения дороги «малой кровью», установив биксеноновые лампы – сами лампы, стартер и корректор просто не помещаются в миниатюрной фаре «Нивы».

Есть два выхода из такого положения. Первый – это подбор как можно более миниатюрных устройств, которые впишутся в ограниченное пространство штатной фары. Помимо сложности с поиском, этот вариант чреват также проблемами во время эксплуатации улучшенного светового прибора.

Более сложным, но и более надёжным вариантом является полная замена штатных осветительных приборов на другие – побольше и помощнее. Правда, такая работа требует и подготовки посадочного места под них, замены решетки радиатора и некоторых работ по соединению электрической цепи фар. Однако в результате, выполнив такой тюнинг нивы 2121, владелец получит достаточно качественный свет – как ближний, так и дальний.

Частым вариантом тюнинга является также установка дополнительных приборов – на бампере, либо на специальной рампе, закрепляемой на крыше. Такое решение позволяет улучшить освещённость передней плоскости, совершенно не изменяя конструкции штатных фар.

При выборе такого вида тюнинга необходимо учитывать два момента. Во-первых, мощность новых фар не должна создавать излишней нагрузки на бортовое электрооборудование. Во-вторых, нельзя забывать о правильной настройке светового потока таких приборов. Они должны освещать пространство впереди, а не ослеплять встречных водителей подобно прожекторам ПВО.

Легенда мирового масштаба: 8 фактов о ваз-2121 «нива»

ВАЗ-2121 «Нива» – один из истинных долгожителей отечественного автопрома. Его начали выпускать с 1977 года, да так и забыли снять с производства. Что ж, российской глубинке подобная доступная техника с трех- и пятидверным кузовом, досконально изученной конструкцией и практически повсеместным наличием запчастей всегда будет нужна. Интересно, что название модели неоднократно менялось. Так, например, с 2006 по 2021 год вездеход брендировался как Lada 4×4. Напомним, созданное в 2001-м совместное предприятие GM-АвтоВАЗ получило лицензию на использование товарных знаков «Нива» и Niva. В конце 2022 года тольяттинский производитель выкупил 50-процентную долю General Motors в СП и вновь мог распоряжаться своим историческим названием. Так что с недавних пор экс-Chevy Niva зовется Lada Niva Travel, а классический вариант – Niva Legend. Действительно, легенда!

Одним из последних дополнений линейки классической «Нивы» стала версий Urban с пластиковыми бамперами под цвет кузова, кондиционером, другим рулем, электростеклоподъемниками, электрорегулировками и обогревом зеркал, обогревом передних сидений. В конце 2022 года внедорожник претерпел рестайлинг. Снаружи он прежний, а вот салону основательно досталось. Появилась новая передняя панель с вращающимися шайбами климатической установки вместо древних ползунков, видоизмененный приборный щиток с маршрутным компьютером, более эргономичные сиденья, боковая подушка безопасности, улучшенная шумоизоляция и другие апгрейды.

Работа над подвеской

Полноценный тюнинг Нивы-2121 невозможен без улучшения свойств подвески. Рассмотрим самый популярный тюнинг Нивы своими руками. Он включает:

  1. Установку проставок (магазинных или изготовленных своими руками) между элементами подвески.
  2. Замену амортизаторов — например, можно поставить амортизаторы «Ранчо».
  3. Установка новых пружин.
  4. Установка стальных коробов, позволяющих усилить передний и задний мост.

Доработка лифта подвески во время тюнинга Лады зависит от размера и диаметра колёс. Чем он больше, тем значительнее доработки потребуются.

Доработка Нивы может включать в себя и тюнинг раздатки. Проблемы люфта валов переднего и заднего мостов решаются путём установки новых комплектующих (то есть крышек, подшипников, фланцев и валов).

Можно также усилить опоры вала, установив модернизированный фланец с дополнительным сальником и подшипников на место заводского. Качественная установка сальника снизит риск протекания.

Чтобы уменьшить вибрацию и износ подвески в её нижней части, необходимо выполнить правильную центровку раздатки в горизонтальной и вертикальной плоскости. Центровку выполняем вручную или используем подрамник.

Тюнинг ВАЗ-2121 своими руками включает установку более высоких пружин, что позволяет значительно увеличить клиренс. Однако, чтобы клиренс был увеличен на целых 10 см, лучше установить полный набор для лифтинга.

Для того, чтобы несколько увеличить дорожный просвет, желательно использовать заводской лифт — комплект для Нивы-2121, продающийся как в фирменных магазинах, так и на авторынках. С помощью прилагаемой инструкции осуществить желаемый тюнинг можно будет всего лишь за 1 день. Однако здесь есть один существенный недостаток: лифт подвески производится ровно настолько, насколько того счел нужным производитель.

При этом, если есть острая необходимость подогнать автомобиль под конкретные нужды или специфику дороги, изготовить лифт комплект на Ниву можно и своими силами.

Достаточно лишь подготовить следующий комплект инструментов:

  • задние и передние пружины (лучше всего на Шевроле Нива становятся детали длиной 31,5 см и толщиной 1,57 см, однако эти параметры вполне могут быть изменены согласно требованиям владельца);
  • резиновые проставки под пружины со специальными металлическими чашками;
  • амортизаторы;
  • проставки под верхнюю шаровую опору (не продаются в магазинах, поэтому могут быть изготовлены только на заказ);
  • кронштейны под задние амортизаторы;
  • шайбы под чашку Нива-21214 укрупненного типа с внутренним диаметром в 1 см, а внешним — 3 см;
  • домкрат;
  • доски;
  • стяжки для пружин.

Подбирая проставки под пружины для задних амортизаторов, можно не особо углубляться в поиски и изготовить их собственными силами из обычного металлического уголка. Внутренний диаметр изделия — 13,2 мм, внешний — 32 мм.

Кроме того, в процессе работы обязательно нужно обращаться к схеме (рис. 1).

И, если все тонкости технической начинки 2131, равно как и 2121 согласованы и упорядочены, можно сразу же приступать к работе. Всего несколько часов кропотливых трудов, и тюнинг Нивы будет завершен.

Данное авто отличается простотой конструкции, легкой доступностью ко всем узлам и механизмам, а также его повышенной надежностью.

При желании можно сделать тюнинг Нивы своими руками. Для этого потребуется:

  • иметь собственный гараж для проведения работ;
  • приобрести необходимый инструмент, ознакомиться с производственным процессом, который следует выполнить;
  • проконсультироваться со специалистами, совет высококвалифицированного мастера может уберечь от возможных неприятностей.

Выполняя доработку автомобиля своими силами, человек удостоверяется в качестве выполненной работы, получает огромное удовольствие от достигнутого результата, экономит свои финансы.

При недостаточном опыте, можно привлечь мастера к выполнению ответственных операций, а самому стать его помощником.

В таком случае будет выполнена качественно работа при минимальных затратах семейного бюджета.

Тюнинг нивы 2121 для бездорожья своими руками

Изначально Нива 2121 создавалась как универсальный вездеход, который комфортно себя чувствует на бездорожье и в городе. Поэтому логично, что особой популярностью пользуется внедорожный тюнинг Нивы 2121.

Это объясняется относительной простотой. Для создания, точнее, усиления имиджа внедорожника на автомобиль необходимо установить:

  • Колеса большего диаметра с резиной, рассчитанной на экстремальное бездорожье. Следует напомнить, что низкопрофильная резина в этом случае не актуальна. Также необходимо учесть, что установка дисков большого диаметра требует внушительных показателей в части крутящего момента. Игнорирование этого правила приведет к преждевременному износу силового агрегата
  • Установить расширители арок на Ниву – решить сразу несколько задач: избавиться от брызг грязи на крыльях и дверях, расширить возможности в части выбора диаметра дисков, дополнить тюнинговую композицию
  • Силовой обвес. Он состоит из мощного кенгурятника. Его несложно изготовить самостоятельно из труб. На заднюю дверь устанавливается конструкция, на которую крепится запаска. Она также будет выполнять функцию защиты. Обязательно необходимо установить лебедку. Она поможет на бездорожье и придаст автомобилю агрессивный, мужественный вид

Это все, что необходимо для создания автомобиля, ориентированного на участие в спортивных соревнованиях или активного отдыха. Такой внешний тюнинг Нивы 2121 совмещает в себе эстетические и практические функции. Поэтому вложенные в него силы и средства быстро оправдаются.

Можно сделать лёгкий тюнинг Нивы 2121 – установить новые диски с резиной и нанести стильную аэрографию с 3D эффектом. Для осуществления последней операции необходимо привлечь специалистов.

Усовершенствование салона

Несмотря на широкий ряд модификаций, салон Нивы требует доработки. Делая тюнинг салона Нивы необходимо:

  • произвести качественную шумоизоляцию с использованием современных технологий и материалов;
  • качественнее закрепить торпеду, избавляясь от скрипа при движении;
  • усовершенствовать обшивку салона, желательно избавиться от родного пластика имеющего тенденцию трескаться;
  • хорошим преимуществом для водителя станет подлокотник, удобный руль, накладки на педали.

Все зависит от желаний владельца. Можно усовершенствовать систему отопления, установить обогреватели сидений.

Обновляя салон, многие автовладельцы стараются не только повысить уровень комфорта транспортного средства, но и подчеркнуть свою индивидуальность. Есть множество вариантов для усовершенствования интерьера автомобиля.

Разумеется, кардинально переработать салон не получится. Достаточно короткая база, выбранная в угоду проходимости, значительно ограничивает простор для тюнинга. Но некоторые улучшения сделать можно и, более того, нужно.

Прежде всего, стоит позаботиться о шумоизоляции. Прокладка специального материала, вырезанного по размерам днища, значительно улучшить звуковой комфорт в салоне, ведь вал автомобиля достаточно громко «поет» при движении по асфальтированным дорогам.

Тюнинг интерьера Нивы 2121 осуществляется по стандартной схеме. Необходимо заменить обшивку салона и дверей, а также модернизировать сидения. Их можно заменить новыми спортивными или усовершенствовать родные. Второй вариант затратный, занимает много времени, поэтому рациональной альтернативой станет полная замена кресел.

Для перетяжки салона можно использовать свои материалы или купить уже готовые специализированные наборы. Отлично смотрится интерьер внедорожника, выполненный в светлых тонах. Тюнинг салона Нивы 2121 своими руками рекомендуется делать под руководством опытного специалиста. В крайнем случае, следует изучить какой-нибудь курс или мастер класс по этому процессу.

Также неотъемлемой частью модернизации салона является установка нового рулевого колеса. Есть возможность усовершенствования родного путем перетяжки различными материалами и установки дополнительных элементов.

Так как 21 Нив ещё довольно много, а новая 214М обивка гораздо лучше старой, причём не только по внешнему виду, но и за счёт большей толщины пластмассы, решил поделиться своим опытом по внедрению этой обивки, может кому-нибудь и пригодится:))Среднюю часть поставить довольно легко, основная сложность приспособить заднюю часть, дело в том что задняя панель на 21 Ниве не только тоньше 213 фонарей

такая вот разница

https://www.youtube.com/watch?v=GUYBqrlhJBc

, но ещё и ниже фонаря.

вид сзади

Короче резал, грел, гнул, но ничего толкового не получалось:))Потом просто взял и вырезал угол из старой обивки и состыковал его с новой.

такой вот кусок

В старой обивке я делал в своё время лючки для доступа в карманы крыльев, на предыдущей фотке видно как был лючок, а закрывался он вот этой крышкой.

такая вот крышка

Для стыковки с новой обивкой лючок оказался великоват и я его обрезал.

обрезанная крышка


Вообще, можно и без этого лючка, тогда ещё проще:))Но лучше его сделать

А еще интересно:  Шеви-нива не сбрасывает обороты
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *