Содержание
Замена крестовин кардана на ниве
Добро пожаловать!
Крестовины карданных валов – во-первых про карданные валы сразу скажем, вы уже скорее всего знаете что автомобиль Нива оснащается двумя карданными валами, в отличие от других автомобилей, к примеру в отличии от автомобилей Классического семейства на которых только один карданный вал присутствует, в связи с этим на Нивах и крестовин будет больше (Две крестовины на один карданный вал), поэтому и работы будет немного по больше, но как правило из строя выходит из всех четырёх одна какая то крестовина, а не все сразу, но если вы вовремя не поменяете крестовину то и другая очень быстро разобьётся, вить крестовины нужны лишь для того чтобы места соединений карданный валов соединять (Просто если напрямую соединить валы, то они могут деформироваться со временем и изогнуться, а с крестовинами этого не случиться так как крестовины могут перемещаться) и поэтому если одна крестовина выходит из строя, то у вала появляется люфт и он начинает неравномерно крутиться, что приводит к выходу другой крестовины из строя и к потери мощности у автомобиля.
Примечание!
Чтобы произвести замену крестовины карданного вала, вам нужно будет запастись: Отвёртками, а так же если есть тоненькие плоскогубцы, то их тоже возьмите, кроме этого набор всевозможных ключей обязательно понадобиться, да и вообще без ключей ни один ремонт не делается, ну и молоток с выколоткой из мягкой стали (К такой стали относиться: Алюминий, медь, латунь) понадобиться и тиски (Вместо них пресс ещё можно)!
Краткое содержание:
Где находятся все крестовины у карданных валов?
В нижней части автомобиля они располагаются, поэтому вам придётся под машину лезть, чтобы сами крестовины заменить или чтобы их вообще увидеть, для наглядности чуть ниже размещёно фото, которое было сделано из под нижней части автомобиля, на нём видны два карданных вала (Указаны красными стрелками) и места где все четыре крестовины располагаются, эти места указаны синими стрелками, но одной крестовины на фото к сожалению не видно (Она не вошла в кадр), но вы как залезете под автомобиль её сразу же найдёте.
Когда нужно менять крестовины у карданных валов?
Как только они разболтались и люфт появился у одного из карданных валов автомобиля, проверить этот люфт очень легко, достаточно залезть под автомобиль и именно в том месте где стоит интересующая вас крестовина, возьмитесь рукой и подёргайте карданный вал (Застопорить его при помощи отвёртки ещё не забудьте, а то он проворачиваться будет, либо просто первой рукой держите сам вал, а второй дёргайте его из стороны в стороны в том месте где по вашему мнению крестовина износилась, если люфт будет присутствовать, то в таком случае крестовину нуждается в своей замене), но это всё проверки, а симптомы того что крестовина износилась будут такими: Во-первых при трогание с места, а так же при резком торможении, когда на газ вы резко тоже нажимаете и при переключения скоростей в нижней части может происходить стук (Где карданные валы находятся), если вы этот стук постоянно слышите, то он говорит лишь о том, что какая то из крестовин пришла в негодность и нуждается тоже в замене.
Примечание!
Насчёт люфта у крестовины хотели бы мы вам сказать, если подшипники у крестовины придут в негодность (Разобьются и тому подобное), то этого люфта даже и не будет, поэтому когда залезете под автомобиль, крестовины тоже осмотрите на наличие деформаций на них, а ещё лучше их осматривать можно, разъединив фланцы между собой (Для этого всего лишь гайки отвернуть нужно будет, по мере прочтения статьи вы поймёте о чём мы говорим)!
Примечание!
Перед тем как менять крестовины, рекомендуем вам снять нужный вам карданный вал с автомобиля, хотя некоторые люди и на установленном карданном валу работу делают, но это очень не удобно (В этом случае в тиски карданный вал не устанавливается, а просто берётся молоток и проставка из мягкого металла и молотком наносятся удары в это самую проставку и подшипник тем самым запрессовывается во внутрь, прочтя полностью статью вы поймёте о чём мы говорим), поэтому рекомендуем вам его полностью снять и заменить крестовину на снятом валу с автомобиля! (О том как снять карданный вал с автомобиля, читайте в статье: «Замена карданной передачи на ВАЗ»)
Снятие:
1) Начнём с того что все четыре крестовины заменяются абсолютно идентично и поэтому пример замены показывать мы будет только лишь на одной крестовине, в общём в начале вам нужно будет снять все четыре стопорных кольца (На фото показано только лишь одно кольцо, оно ещё стрелкой указано и на маленьком фото показан как он выглядит) при помощи тонких плоскогубец или же чем то наподобие них (Отвёрткой можно ещё попробовать подцепить кольца).
Примечание!
Если вы ещё не поняли в каких местах располагаются все четыре кольца, то объясним сразу, крестовина имеет четыре конца (На фото ниже только два конца у крестовины видно, они красными стрелками указаны) на то она и называется крестовина (От слова крест), на каждом из концов крестовины установлены стопорные кольца (Удерживают они подшипники, чтобы те не слетели) и те самые подшипники под кольцами находятся, для наглядности один из подшипников указан синей стрелкой и ещё на маленьком фото снятый подшипник ко всему этому показан!
2) После того как кольца будут сняты, берите в руки мел, либо фломастер, либо зубило с молотком и нанесите две метки, чтобы знать как при сборке нужно устанавливать фланец на карданный вал, метки нужно наносить на две части, а именно как вы уже видите на фото ниже, одну метку на сам фланец нанесите, а другую на корпус карданного вала (Метка которая нанесена на корпусе, указана красной стрелкой).
3) Теперь положите фланец карданного вала на что ни будь (Можно для удобства тиски использовать и вилку поверх их положить, на так называемые губки тисков) и после чего возьмите в руки подходящего диаметра отрезок трубы или же накидную головку (Тоже подходящего диаметра) и их приложите после этого к вилки как на фото 1 показано и начните бить по отрезку трубы или по накидной головки молотком, до того пока вилка не упрётся в крестовину, как только упёрлась (см. фото 2) и уже не спускается ниже, снимите с нижней части корпус подшипника, точно такую же операцию и с противоположной стороны (С другим, верхним подшипником) проделайте, если же подшипники у вас не выходят и прочно сидят на своих местах, то в таком случае болгаркой или же чем то наподобие неё, проточите на корпусе подшипников лыски (см. фото 3) и после чего зажмите корпус подшипников в тисках (см. фото 4), вращая рукой карданный вал выньте оба корпуса подшипника из отверстий в которых они находятся, как только они вынуться, снимите вилку с карданного вала для начала (см. фото 5) и в завершение выньте из вилки крестовину, а так же два корпуса подшипника ещё из вилки выбейте, на фото 6 один из корпусом можно ещё разглядеть (Указан красной стрелкой), он выбивается очень легко, при помощи молотка и бородка или же выколотки.
Примечание!
Когда все подшипники выбьете и крестовина у вас будет снята, возьмите мелкозернистую шкурку или же напильник и с их помощью уберите всю ржавчину которая образовалась в тех местах, где подшипники были установлены, для наглядности одно из таких мест указано на фото ниже красной стрелкой!
Установка:
Устанавливается новая крестовина на своё место, в обратном порядке снятию, то есть сперва сама крестовина ставиться, только потом на неё подшипники с обратной стороны напрессовываются, напрессовываются они при помощи тисков, поэтому как вы только установили крестовину, ставьте её в тиски и сверху в отверстия вставляйте сами подшипники и запрессовывайте их во внутрь, до того пока они не пройдут зазор в которое стопорное кольцо вставляется (Это то кольцо которое стопорит их), как только этот зазор прошли, прекращайте запрессовывать подшипник и переходите к другому, но есть одно Но! В тисках вы не сможете вдавить подшипник прямо до упора вглубь, так как тиски уже упираться в него не будут, когда он сравняется с корпусом вилки, поэтому берите в этом случае накидную головку или же отрезок трубы (Указана стрелкой) подходящего диаметра и как показано на маленьком фото ниже, допрессовывайте во внутрь сам подшипник, до того пока он тот самый зазор не пройдёт в которое стопорное кольцо вы установите.
Примечание!
Все подшипники таким образом который описан выше, при помощи отрезка трубы и тисков, запрессуйте во внутрь и после чего их ещё в добавок стопорными кольцами застопорите, кроме этого про метку не забудьте которую вы сделали ранее относительно вилки и корпуса карданного вала (Метки обе должны будут при сборке сойтись между собой), ну и ещё в подшипниках проверьте смазку, обычно производитель экономит и не кладёт смазку в подшипники практически вообще, мы вам рекомендуем немножко в таком случае (Если у вас не окажется смазки или если её будет мало) смазать подшипники (Много не надо, немножко прямо), при помощи смазки Фиол-2У и после этого и производить установку всех подшипников на свои места, после установки, проверьте как вращается вилка, ничего не должно заедать, скрипеть, всё должно будет вращаться нормально!
Дополнительный видео-ролик:
Наглядный ролик в котором показан процесс замены данной крестовины, показан чуть ниже, обязательно просмотрите его и вы всё прекрасно поймёте.
Замена пыльника на шрус
Стоит уделить особое внимание такому важному вопросу: Как правильно поставить пыльник на кардане ШРУС? Этот вопрос пестрит своей популярностью на форумах, но к сожалению мало кто уделяет внимания таким пользовательским сайтам. Итак, как заменяется пыльник на кардане со ШРУС внедорожника Нива Шевроле описано ниже:
- Приобретается новый пыльник, при необходимости два, ведь с обеих сторон расположено по одному изделию. Стоимость одно составляет около 150-200 рублей.
- Снимается кардан, порядок описан выше.
- Вынимаем устройство из ямы и приступаем к снятию старого изношенного пыльника. Вынимается заглушка с задней части шарнира.
- Извлекается стопорное кольцо со шлицевой части, а после чего вынимается шарнир.
- Со стороны, где надевается пыльник, установлено еще одно стопорное кольцо, которое также необходимо извлечь.
- Вынимаем шарнир, а порядок расположения деталей необходимо запомнить. Извлекается изношенный пыльник.
Пыльник можно снять путем обрезки, данная последовательность действий необходима, чтобы поставить новый элемент.
- Промываются все детали, затем смазываются и одеваются на место.
- На вал первоначально одевается пыльник, а затем и все остальные детали.
- На пыльник устанавливаются хомуты.
- Аналогично проводится замена пыльника с другой стороны. Все готово к сборке кардана на место.
Таким образом, каждый водитель автомобиля Нива Шевроле сможет самостоятельно осуществить замену кардана, воспользовавшись данной информацией, независимо от того, какого года выпуска его внедорожник. Удачных ремонтных работ, уважаемые Шниваводы!
Причины и признаки неисправности детали: как обнаружить
Крестовина является ключевым звеном карданного вала. Благодаря ей, крутящий момент передается от КПП, заставляя крутиться валы. Обычно выходит из строя одна из крестовин, которых в Ладе 21213 четыре. Если ее вовремя не заменить, быстро придет в негодность парная ей. Крестовины позволяют карданному валу равномерно крутиться, если они ломаются, появляется люфт, автомобиль теряет мощность.
Чтобы в дороге не было неприятных сюрпризов, нужно следитьза состоянием крестовин. Проводить регулярно внимательный их осмотр, чистить инаносить смазку не реже чем через 10 тыс. км. Если деталь пришла в негодность,необходимо вовремя выполнять ее замену.
Детали в системе привода приходят в негодность из-за люфта вузлах, причиной которого являются повышенные нагрузки и механическоевоздействие. Износу крестовины способствует ее неблагоприятное расположение.Она находится близко к дорожному покрытию, поэтому на нее часто попадает песок,грязь, вода и пыль. Износ зависит от следующих факторов:
- качества изготовления деталей;
- манеры езды водителя;
- резких колебаний температур;
- качества дорог, которое оставляет желать лучшего;
- условий эксплуатации;
- попадание пыли, песка, загрязнений, камней и
воды.
Основные признаки неисправности крестовины:
- появление скрежета, скрипа и треска в районе кардана
во время движения; - стук, когда машина стартует;
- посторонние звуки при движении по неровным
дорогам.
Крестовина относится к деталям, имеющим высокий запас прочности, но подвергаясь большому количеству механических воздействий и эксплуатации в неблагоприятной среде быстро изнашивается.
Процесс замены крестовин на ваз 2121/21213/21214/2123
Удобнее всего установить машину на смотровую яму. После этого, карданный вал с неисправными крестовинами нужно снять, предварительно пометив положение относительно моста и раздатки/КПП.
- Заранее обработайте крестовины WD-40.
- Отбейте стопорные кольца выколоткой из мягкого металла:

3. Демонтируйте стопорное кольцо:
4. Головкой под диаметр проушины выбейте проушину так, чтобы крестовина вышла наружу:
5. Извлеките старые крестовины и очистите посадочные места для новых:

6. Смажьте проушины и просуньте крестовину без чашек следующим образом:
https://www.youtube.com/watch?v=96r9bBze50I
7. Оденьте чашечку и запрессуйте молотком. Также и со второй стороной:
7. Запрессуйте чашечки до конца мягкой выколоткой и установите стопорные кольца:
8. Аналогичным образом одевается вторая часть кардана.
Внимание! Новая крестовина должна ходить легко и без закусываний. Если новая крестовина ходит туго, прослабьте ее легкими ударами по проушине через головку на 27. Если и это не помогает, то проточите стопорные кольца, уменьшив их толщину.
На этом замена крестовин на Ниве завершена.
Снятие кардана со шрус
Многие владельцы Шнив ездят именно на новых моделях, поэтому для них актуальным будет представить порядок снятие кардана со ШРУС.
- Прежде всего, автомобиль ставится на нейтралку и стояночный тормоз в положение вниз.
- Под раздаточную коробку подкладывается упор, который можно будет регулировать.
- Вывинчиваются гайки крепления боковых кронштейнов подвески раздатки и две гайки заднего крепления.
- Опускается коробка до момента, пока она не сойдет со шпилек кронштейнов.
- Проворачивается кардан и осуществляется отвинчивание и снятие гаек крепления вала к фланцу ведущего моста.
- Для выкручивания гаек потребуется установка специальной лопатки в отверстие между фланцем и ШРУСом. После этого ШРУС отжимается этой лопаткой до момента, пока он слегка не сдвинется со шлицов вала и, таким образом, позволит вывинтить гайки.
- Теперь используя две лопатки необходимо отжать ШРУС до момента, пока шпильки крепления не выйдут из щелей во фланце ведущего моста.
- Раздаточная коробка, которая была снята со шпилек, позволит выполнить такую манипуляцию. Если же не вывести раздатку, то свободного хода соединения шлицов обеих ШРУС будет слишком мало.
- Теперь необходимо придержать одной рукой вал, а другой выкрутить четыре гайки крепления вала к фланцу раздатки. Можно снять вал.
- Вал снят с автомобиля Нива Шевроле. Проводится ремонт или замена на новый, а далее сборка осуществляется в последовательности обратной снятию.
Можно не придерживать вал, а зафиксировать его прочным канатом к днищу автомобиля, ну или воспользоваться помощью друга.
Шрусовый кардан, выбор производителя.
Я очень редко похожу к ремонту трансмиссии и «стандартным двигателям». Но темой трансмиссии пришлось заняться конкретно, когда выяснилось что основным тормозом для разгонов «моих» двигателей являются карданы. Для городских кроссоверов нужно было что то искать.
Карданы на крестовинах я отмел сразу. Оставались два производителя ШРУСовых карданов. Завод в городе Сызрань (поставщик на конвейер крестовинных карданов) и Саратовский завод «Серп и Молот». К первым я решил даже не обращаться по причине низкого качества их изделий, а обратился к производителям «Сим-Сим», так их карданы уже окрестили на рынке.
Общий язык нашли почти сразу, особенно после того как выяснили что я не «магазин» и могу помочь не только продажами, но и установкой, экспертизой и ремонтом кардана, если таковой потребуется. Ниже привожу официальное письмо от завода, на делегирование полномочий.
Кое что в последующих абзацах я буду приводить цитатами из того что мне говорили на заводе. Кое что будут мои мысли основанные на опыте эксплуатации.
Ассортимент завода для семейства нива:
- Передний кардан для нивы в двух исполнениях:
- полый трубный
- «прутковый»
- Карданы для Шнивы (они же для нивы), с тремя исполнениями пыльников
- Белый пластиковый пыльник
- Из материала Hytrel
- Самая последняя разработка, с пластиковым защитным чехлом.
- Короткий задний кардан для крокодилов.
- Кардан для 21218 (бронто, длинная дверь).
- Промкардан для Шнивы.
- Ремонтный комплект для кардана.
Красным цветом я отметил позиции, которые собираюсь ставить на автомобили. В приватном разговоре мне были открыты кое какие секреты, которые я не буду афишировать, но которые я учту при установке и продаже данных изделий. Завод дает гарантию на изделие год, при условии неповрежденного пыльника.
https://www.youtube.com/watch?v=I1UVBC2ENps
Учитывая «безумие и храбрость» нашего народа я думаю что это чуть «большеватый» срок гарантии. Поэтому из моих рук – гарантия полгода, при условии что у машины стандартная подвеска и стандартный размер колес. Короткий кардан для крокодила комплектуется подвесным подшипником.