ВАЗ 21213 замена маслосъемных колпачков. Как это сделать самостоятельно?

  • Как определить неисправность
  • Ваз 2121 замена маслосъемных колпачков

Маслосъемные колпачки ваз 2121

Маслосъемные колпачки ваз 2121

Замена маслосъемных колпачков на ваз 2121 процедура, не требующая специфических знаний либо навыков. Она  вполне осуществима в гаражных условиях (либо на открытом воздухе), вам не понадобятся ни смотровая яма, ни эстакада.
Наша подробная инструкция поможет сэкономить ваше время и деньги.

  • Приспособление для сжатия пружин клапанов
  • Съемник маслосъемных колпачков
  • Пассатижи
  • Круглогубцы
  • Пинцет
  • Оправка для напрессовки маслосъемных колпачков
  • Молоток
  • Храповичный ключ

Детали и расходники:

  • Пруток оловянного припоя диаметром около 8 мм
  • Маслосъемные колпачки двигателя
    Моторное масло

Примечания:
Внешним признаком износа маслосъемных колпачков является кратковременное появление голубого дыма из выхлопной трубы после пуска двигателя, а также при торможении двигателем после длительного движения под нагрузкой. При этом постоянное дымление обычно не наблюдается. Косвенные признаки — увеличенный расход масла при отсутствии внешних течей и замасленные электроды свечей зажигания. Заменить маслосъемные колпачки можно, не снимая с двигателя головку блока цилиндров.

Содержание

Замена маслосъёмных колпачков клапанов

Внешним признаком износа маслосъемных колпачков является кратковременное появление голубого дыма из выхлопной трубы после пуска двигателя, а также при торможении двигателем после длительного движения под нагрузкой. При этом постоянное дымление обычно не наблюдается. Косвенные признаки – увеличенный расход масла при отсутствии внешних течей и замасленные электроды свечей зажигания.

Заменить маслосъемные колпачки можно, не снимая с двигателя головку блока цилиндров.

Вам потребуются те же инструменты, что и при замене прокладки головки блока и ресивера, а также пассатижи, приспособление для сжатия пружин клапанов, съемник маслосъемных колпачков (по возможности), круглогубцы или пинцет для вынимания сухарей клапанов, оправка для напрессовки маслосъемных колпачков, молоток и пруток оловянного припоя диаметром около 8 мм (для поддерживания клапана).


1. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. тут).


2. Проворачивая коленчатый вал, совместите метку на звездочке распределительного вала с меткой (приливом) на корпусе подшипников распределительного вала (см. тут). При этом поршни 1-го и 4-го цилиндров установятся в положение ВМТ, что позволит исключить падение клапана в цилиндр при его «рассухаривании», а также облегчит фиксацию клапана с помощью прутка из припоя.


3. Снимите распределительный вал (см. тут).


4. Снимите ресивер впускной системы (см. тут), так как он мешает установить приспособление для сжатия клапанных пружин.


   Заметка
При наличии приспособления, отличающегося по конструкции от показанного (например, винтового, вворачиваемого в отверстие в головке блока под гидроопору), возможно, ресивер снимать не потребуется.




Не обезличивайте детали привода клапанов, так как они прирабатываются друг к другу.


7. Отсоедините провод от свечи 1-го цилиндра, выверните свечу и вставьте в отверстие для свечи пруток оловянного припоя, чтобы удержать клапан в закрытом положении после «рассухаривания».

ВАЗ 21213 замена маслосъемных колпачков. Как это сделать самостоятельно?


   Заметка
Не рекомендуется применять для поддержки клапана отвертку или иной термообработанный инструмент. Помимо того, что они царапают поверхность днища поршня и камеры сгорания, при «рассухаривании» клапан может отколоть часть инструмента, которая попадет в цилиндр.


8. Наверните на одну из шпилек (наиболее удобно расположенную для установки приспособления для сжатия клапанных пружин) гайку крепления корпуса подшипников распределительного вала и установите приспособление для сжатия клапанных пружин впускного клапана.


   Заметка
Так выглядит приспособление для сжатия пружин клапанов.


ВАЗ 21213 замена маслосъемных колпачков. Как это сделать самостоятельно?

ВАЗ 21213 замена маслосъемных колпачков. Как это сделать самостоятельно?


    Рекомендация
Если усилие перемещения рычага приспособления значительно увеличивается, а сухари не выходят из проточки клапана, нанесите легкий удар молотком по тарелке пружин, чтобы сухари освободились.


ВАЗ 21213 замена маслосъемных колпачков. Как это сделать самостоятельно?



ВАЗ 21213 замена маслосъемных колпачков. Как это сделать самостоятельно?


ВАЗ 21213 замена маслосъемных колпачков. Как это сделать самостоятельно?


   Заметка
Так выглядит инерционный съемник маслосъемных колпачков. У показанного съемника на другом конце есть оправка для напрессовки колпачков.

ВАЗ 21213 замена маслосъемных колпачков. Как это сделать самостоятельно?


Не снимайте колпачок пассатижами или поддевая его с двух сторон отвертками. Направляющая втулка, на которую надет колпачок, изготовлена из металлокерамики, и ее кромка легко откалывается.


15. Если в комплект новых колпачков входит установочная втулка, наденьте ее на стержень клапана, чтобы предотвратить повреждение рабочей кромки колпачка острыми краями проточек под сухари на стержне клапана.


16. Смажьте внутреннюю поверхность нового маслосъемного колпачка моторным маслом и продвиньте колпачок по стержню клапана до направляющей втулки.


17. Установите оправку для запрессовки колпачка. Легкими ударами бойка по оправке запрессуйте колпачок до упора.

ВАЗ 21213 замена маслосъемных колпачков. Как это сделать самостоятельно?


18. Снимите направляющую втулку со стержня клапана, установите на место опорную шайбу внутренней пружины, пружины и сухари клапанов в порядке, обратном снятию.


    Рекомендация
После установки сухарей и снятия приспособления для сжатия клапанных пружин нанесите несколько несильных ударов молотком по торцу стержня клапана, чтобы сухари гарантированно зафиксировались в проточке стержня. Если установленные с перекосом сухари останутся незафиксированными, при пуске двигателя «рассухарившийся» клапан провалится в цилиндр, приведя к серьезной аварии двигателя.


19. Аналогично замените маслосъемные колпачки выпускного клапана 1-го цилиндра и обоих клапанов 4-го.


20. Придерживая звездочку вместе с цепью, проверните коленчатый вал на половину оборота и замените маслосъемные колпачки клапанов 2-го и 3-го цилиндров.


21. После замены всех колпачков проверните коленчатый вал еще на половину оборота и установите все ранее снятые детали газораспределительного механизма.


   Заметка
Гайки крепления корпуса подшипников распределительного вала затягивайте в последовательности, показанной на рис. 4.6 в подразделе «Гидроопоры рычагов клапанов», моментом, указанным тут.


22. Установите крышку головки блока цилиндров и все снятые узлы и детали в последовательности, обратной снятию.

Маслоотражательные (маслосъёмные) колпачки — замена

Выворачиваем свечным ключом из головки блока цилиндров свечи зажигания.

Снимаем крышку головки блока цилиндров (см. тут)

Поворачиваем коленчатый вал до момента совпадения метки на его шкиве с меткой на крышке привода распределительного вала.

Снимаем корпус распределительного вала и рычаги привода клапанов (см.тут и тут). В этом положении коленчатого вала (поршни 1-го и 4-го цилиндров находятся в ВМТ) меняем маслоотражательные колпачки клапанов 1-го и 4-го цилиндров.

ВАЗ 21213 замена маслосъемных колпачков. Как это сделать самостоятельно?

Через свечное отверстие вставляем между днищем поршня и тарелкой клапана (на котором меняем колпачок) пруток из мягкого металла, диаметром около 8 мм.

Устанавливаем рассухариватель клапанов.

Подпятник рассухаривателя упираем в тарелку клапана, а зацепной рычаг заводим за гайку, навернутую на шпильку крепления корпуса подшипников распределительного вала.

рассухаривание клапанов

ВАЗ 21213 замена маслосъемных колпачков. Как это сделать самостоятельно?

ВАЗ 21213 замена маслосъемных колпачков. Как это сделать самостоятельно?

ВАЗ 21213 замена маслосъемных колпачков. Как это сделать самостоятельно?

замена маслосъёмных колпачков

снятие маслоотражательных колпачков

Щипцами снимаем маслоотражательный колпачок с направляющей втулки клапана.

ВАЗ 21213 замена маслосъемных колпачков. Как это сделать самостоятельно?

При отсутствии щипцов поддеваем двумя отвертками маслоотражательный колпачок и снимаем его.

Смазав рабочую кромку нового маслоотражательного колпачка моторным маслом, аккуратно надеваем его на стержень клапана.

установка новых маслосъёмных колпачков

Через высокую головку «на 12» или оправку напрессовываем колпачок на направляющую втулку клапана.

Собираем клапанный механизм в обратной последовательности. Извлекаем пруток из свечного отверстия. После замены маслоотражательных колпачков клапанов 1-го и 4-го цилиндров, проворачиваем коленчатый вал на 180° (поддерживая цепь привода распределительного вала так, чтобы ее не защемить) и меняем колпачки клапанов 2-го и 3-го цилиндров.

Сборку механизма газораспределения проводим в обратной последовательности. На карбюраторном двигателе регулируем натяжение цепи и тепловые зазоры в приводе клапанов.

Замена маслосъемных колпачков двигателей Шевроле Нива

1. Снимите крышку головки блока цилиндров, как описано здесь.

2. Проворачивая коленчатый вал, храповичным ключом.
Замена маслосъемных колпачков двигателей Chevrolet Niva
Совместите метку на звездочке распределительного вала с меткой (приливом) на корпусе подшипников распределительного вала. При этом поршни 1-го и 4-го цилиндров установятся в положение ВМТ, что позволит исключить падение клапана в цилиндр при его «рассухаривании», а также облегчит фиксацию клапана с помощью прутка из припоя.

3. Снимите распределительный вал, как описано здесь.

4. Снимите ресивер впускной системы, так как он мешает установить приспособление для сжатия клапанных пружин, как описано здесь.

Примечание:
При наличии приспособления, отличающегося по конструкции от показанного (например, винтового, вворачиваемого в отверстие в головке блока под гидроопору), возможно, ресивер снимать не потребуется.

5. Снимите рычаги привода клапанов.
Замена маслосъемных колпачков двигателей Chevrolet Niva

6. Разложите снятые детали на верстаке в том порядке, в каком они были установлены на двигателе.
Замена маслосъемных колпачков двигателей Chevrolet Niva

Предупреждение:
Не обезличивайте детали привода клапанов, так как они прирабатываются друг к другу.

7. Отсоедините провод от свечи 1-го цилиндра, выверните свечу и вставьте в отверстие для свечи пруток оловянного припоя (около 8 мм), чтобы удержать клапан в закрытом положении после «рассухаривания».
Замена маслосъемных колпачков двигателей Chevrolet Niva

Примечание:
Не рекомендуется применять для поддержки клапана отвертку или иной термообработанный инструмент. Помимо того, что они царапают поверхность днища поршня и камеры сгорания, при «рассухаривании» клапан может отколоть часть инструмента, которая попадет в цилиндр.

8. Наверните на одну из шпилек (наиболее удобно расположенную для установки приспособления для сжатия клапанных пружин) гайку крепления корпуса подшипников распределительного вала и установите приспособление для сжатия клапанных пружин впускного клапана.

9. Сожмите приспособлением клапанные пружины.
Замена маслосъемных колпачков двигателей Chevrolet Niva

10. Выньте сухари.
Замена маслосъемных колпачков двигателей Chevrolet Niva

Полезный совет:
Если усилие перемещения рычага приспособления значительно увеличивается, а сухари не выходят из проточки клапана, нанесите легкий удар молотком по тарелке пружин, чтобы сухари освободились.

11. Снимите тарелку пружин.
Замена маслосъемных колпачков двигателей Chevrolet Niva

12. Наружную и внутреннюю пружины.
Замена маслосъемных колпачков двигателей Chevrolet Niva

13. А также верхнюю и нижнюю опорную шайбу пружин.
Замена маслосъемных колпачков двигателей Chevrolet Niva

14. Наденьте на колпачок цанговый зажим приспособления.
Замена маслосъемных колпачков двигателей Chevrolet Niva

15. Легкими ударами бойка приспособления снимите колпачок с направляющей втулки клапана.
Замена маслосъемных колпачков двигателей Chevrolet Niva
Замена маслосъемных колпачков двигателей Chevrolet Niva

Предупреждение:
Не снимайте колпачок пассатижами или поддевая его с двух сторон отвертками. Направляющая втулка, на которую надет колпачок, изготовлена из металлокерамики, и ее кромка легко откалывается.

16. Если в комплект новых колпачков входит установочная втулка, наденьте ее на стержень клапана, чтобы предотвратить повреждение рабочей кромки колпачка острыми краями проточек под сухари на стержне клапана.
Замена маслосъемных колпачков двигателей Chevrolet Niva

17. Смажьте внутреннюю поверхность нового маслосъемного колпачка моторным маслом и продвиньте колпачок по стержню клапана до направляющей втулки.

18. Установите оправку для запрессовки колпачка. Легкими ударами бойка по оправке запрессуйте колпачок до упора.
Замена маслосъемных колпачков двигателей Chevrolet Niva

При отсутствии специальной оправки можно воспользоваться высокой двенадцатигранной инструментальной головкой подходящего размера.
Замена маслосъемных колпачков двигателей Chevrolet Niva
Замена маслосъемных колпачков двигателей Chevrolet Niva

19. Снимите направляющую втулку со стержня клапана, установите на место опорную шайбу внутренней пружины, пружины и сухари клапанов в порядке, обратном снятию.

Полезный совет:
После установки сухарей и снятия приспособления для сжатия клапанных пружин нанесите несколько несильных ударов молотком по торцу стержня клапана, чтобы сухари гарантированно зафиксировались в проточке стержня. Если установленные с перекосом сухари останутся незафиксированными, при пуске двигателя «рассухарившийся» клапан провалится в цилиндр, приведя к серьезной аварии двигателя.

20. Аналогично замените маслосъемные колпачки выпускного клапана 1-го цилиндра и обоих клапанов 4-го.

21. Придерживая звездочку вместе с цепью, проверните коленчатый вал на половину оборота и замените маслосъемные колпачки клапанов 2-го и 3-го цилиндров.

22. После замены всех колпачков проверните коленчатый вал еще на половину оборота и установите все ранее снятые детали газораспределительного механизма.

Примечание:
Гайки крепления корпуса подшипников распределительного вала затягивайте в последовательности.
Замена маслосъемных колпачков двигателей Chevrolet Niva

23. Установите крышку головки блока цилиндров и все снятые узлы и детали в последовательности, обратной снятию.

В статье не хватает:

  • Качественных фото ремонта

Ваз 2121 замена маслосъемных колпачков

Процедура замены  выполняется в следующей последовательности:

  • Отсоединяем минусовую клемму от вывода аккумулятора
  • Снимаем крышку с головки блока
  • Выкручиваем все свечи зажигания из головки блока
  • Используя специальный ключ, прокручиваем коленвал по ходу вращения его до совмещения меток на корпусе его подшипников  и звездочке привода распредвала
  • Откручиваем и достаем натяжитель цепи ГРМ
  • Расконтриваем и откручиваем болт крепления звездочки-шкива
  • Снимаем звездочку-шкив с распредвала вместе с цепью и подвязываем ее проволокой

Примечание: При выполнении следующих действий (сразу после снятия корпуса подшипников распредвала) следует наметить положение всех приводных рычажков клапанов

  • Демонтируем корпус подшипников совместно с распредвалом, а затем приводные рычажки клапанов и пружин
  •  При снятии распредвала (так как мы уже совместили метки) поршни в первом и четвертом цилиндре должны находиться в положении верхней мертвой точки (сокращенно ВМТ)
  •  Это позволяет предупредить выпадение клапана в цилиндр двигателя после того, как он будет рассухарен, иначе предстоит снятие головки и возрастает ценаремонта
  •  В таком положении меняем колпачки на клапанах четвертого и первого и цилиндров
  • Устанавливаем оловянный пруток (заготовленный заранее) через отверстие свечи между клапаном и поршнем

Вставляем пруток 8 миллиметров через отверстие для свечи между клапаном и поршнем

Вставляем пруток 8 миллиметров через отверстие для свечи между клапаном и поршнем

  • Устанавливаем нажимной кронштейн приспособления для рассухаривания клапанов на тарелку пружины, опорный кронштейн закрепляем при помощи гайки
  •  Гайку накручиваем на крепежную шпильку, которая держит корпус подшипников распредвала

Устанавливаем рассухариватель, начинаем сжимать пружину первого клапана

Устанавливаем рассухариватель, начинаем сжимать пружину первого клапана

  • Сжимаем пружину первого клапана при помощи рассухаривателя, затем извлекаем плоскогубцами либо пинцетом два сухаря из проточки
  • Откручиваем гайку и снимаем рассухариватель
  •  Достаем тарелку пружины

Вытаскиваем плоскогубцами (либо пинцетом) сухари, снимаем рассухариватель и достаем тарелку пружины

Вытаскиваем плоскогубцами (либо пинцетом) сухари, снимаем рассухариватель и достаем тарелку пружины

Совет: Собирайте снятые сухари сразу в банку либо коробку, они маленькие и имеют свойство легко теряться

  • Вынимаем пружины клапана наружную и внутреннюю
  • Снимаем опорную шайбу для внутренней пружины клапана
  • Устанавливаем на маслоотражающий колпачок цангу нашего инерционного съемника

Устанавливаем цангу инерционного съемника на маслоотражающий колпачок

Устанавливаем цангу инерционного съемника на маслоотражающий колпачок

  • Ударяя верхним бойком съемника о нижний, зажимаем цангу
  •  Производим снятие маслоотражающего колпачка с направляющей втулки, для этого наносим верхним бойком удары по гайке инерционного съемника
  • Если такового нет под рукой, можно воспользоваться (чтобы снять колпачок) плоскогубцами, либо поддеть его с двух сторон плоскими отвертками (фото № 7)
  • Если к комплекту новых маслосъемных колпачков прилагается установочная втулка, то надеваем ее на стержень клапана
  •  Она поможет вам сохранить рабочую кромку колпачка невредимой в процессе установки
  • Пружинку с колпачка рекомендуется снять, чтоб не повредить и не потерять при установке
  • Смазываем моторным маслом маслоотражающий колпачок изнутри
  • Затем перемещаем его вниз до упора по специальной установочной втулке в направляющую втулку

Перемещаем колпачок вниз по специальной установочной втулке до конца

Перемещаем колпачок вниз по специальной установочной втулке до конца

  • Используя специальную оправку, которую мы приготовили заранее, напрессовываем маслоотражающий колпачок на втулку клапана

Фото № 7, снятие колпачка отвертками и посадка не место при помощи оправки

Фото № 7, снятие колпачка отвертками и посадка не место при помощи оправки

  • Производим установку деталей снятых с клапана в обратном порядке
  • Извлекаем оловянный пруток и наносим пару ударов молотком по поверхности стержня клапана. Делается это для того, чтобы его сухари плотно и окончательно сели на место.
  • Аналогичным способом производим замену маслоотражающих колпачков для остальных клапанов первого, а затем четвертого цилиндров
  • Теперь, проверните коленвал на пол-оборота (это 180 градусов)
  • Затем, придерживая звездочку-шкив распредвала с цепью ГРМ, устанавливаем поршни цилиндров второго и третьего в положение ВМТ
  • Меняем маслоотражающие колпачки второго и третьего цилиндров, как это выполняли ранее для первого и четвертого
  • После замены маслоотражающих колпачков для клапанов второго и третьего цилиндров, проворачиваем коленвал двигателя на полтора оборота (это 540 градусов)
  • Необходимо это чтобы установить поршень четвертого цилиндра в ВМТ такта сжатия
  • Возвращаем корпус подшипников вместе (в сборе) с распредвалом на головку блока двигателя
  •  Потом равномерно затягиваем крепежные гайки
  • Отвязываем проволоку от шкива-звездочки, устанавливаем звездочку на распределительный вал (цепь ГРМ находится на звездочке в это время)
  • Закручиваем резьбовой элемент крепления и законтриваем его, для этого загибаем лепестки стопорной шайбы крепящего болта
  • Проверяем совпадение отметок
  • Заряжаем натяжное устройство цепи газораспределительного механизма
  •  Затем устанавливаем его на место, и снова разряжаем
  • Производим регулировку зазора клапанов
  • Последующую сборку осуществляем в обратном порядке

Вот, собственно и все, замена маслосъёмных колпачков на ваз 2121 нами произведена успешно. Нет в ней ничего сложного при наличии соответствующего инструмента.
Если нашей инструкции вам недостаточно, посмотрите видео на эту тему.

Как определить неисправность

Попадание моторного масла в камеру сгорания двигателя, вызывает появление голубого (сизого) дыма, особенно при использовании торможения двигателем.
Причин может быть несколько:

  • Износились маслосъемные либо компрессионные кольца
  • Вышли из строя маслосъемные (маслоотражающие) колпачки

Первая причина встречается реже и вызывается применением не стандартной марки бензина, масла, нарушением условий эксплуатации двигателя, приближением срока капитального ремонта.
Вторая причина, наиболее распространенная, и легко устранимая своими руками, ее мы и будем рассматривать

Для выполнения замены колпачков вам потребуется следующий инструмент:

  • Набор рожково — накидных ключей либо набор головок
  • Набор отверток
  • Специальный рассухариватель
  • Оловянный пруток (8 миллиметров)
  •  Инерционный съемник
  • Молоток
  •  Динамометрический ключ
  • Оправка, для установки новых колпачков
  • Пинцет, либо плоскогубцы с тонкими губками
  • Ветошь
А еще интересно:  Сварка осей: возможно ли это? Экспертные мнения и рекомендации
1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *