ВАЗ 21213 | Основные неисправности рулевого механизма с гидроусилителем | Нива

Схема и описание конструкции

Рулевой редуктор — это отдельный узел в системе РУ, основным элементом которого является червячный вал. Он увеличивает усилие, прикладываемое водителем на управляемые колеса в момент вращения руля.

Типовая схема рулевого редуктора Нива Шевроле:

Данная деталь имеет оригинальный заводской номер: 2123-3400010-20.

Механизм выпускается на рынок фирмой ООО «Рулевые системы» в сборе с сошкой в фирменной бело-синей картонной упаковке с сертификатом качества и годовой гарантией.

На а/м Chevrolet Niva применен механизм, в котором установлен червяк глобоидного типа (переменный диаметр вала). Данная конструкция обеспечивает надежное управление ТС на любых скоростях и разном дорожном покрытие.

В редукторе рулевой системы червячный вал опирается на 2 подшипника качения, такое же количество подшипников поддерживают вращение вала сошки.Шариковые подшипники выполняют функцию снижения трения основных деталей, также облегчая поворот руля в разные стороны.

В момент вращения рулевого колеса осуществляется передача вращающего момента от валов рулевой колонки на червячный узел, который находится в зацепление с роликом, расположенным на валу сошки.

Справка! Передаточное число редуктора составляет 16,4.

Сошка соединяет систему тяг рулевого управления через шарнирные пальцы. Передача движения со средней тяги к правой боковой происходит через маятниковый рычаг.

Червячный рулевой механизм, применяемый на ТС повышенной проходимости, достаточно ударостойкий. Он легко воспринимает все вибрации и неровности от дорожного покрытия

За счет простоты своей конструкции, он обладает высокой степенью износостойкости, обеспечивая ВАЗ 2123 неплохую маневренность при разных условиях дорожного движения и любых скоростях.

Полезное! К небольшим недостаткам данного механизма можно отнести сложность изготовления. Также из-за большого количества подвижных и трущихся элементов, червячную передачу необходимо с определенной периодичностью подтягивать.

В процессе эксплуатации ТС в червячном редукторе со временем происходит выработка подвижных элементов и увеличивается технологический зазор. В результате чего появляются посторонние звуки. Первыми признаками нарушения регулировки является биение и значительное увеличение свободного хода руля, теряется четкость управления транспортного средства.

Все это прямо пропорционально сказывается на безопасности вождения данного автомобиля.Если вовремя не выполнять регулировку, подтяжку данного люфта главной пары, то из-за появившегося биения начинают образовываться задиры на металле червяка и сошки и привод полностью выходит из строя.

Важно! Рулевое управление относится к основным системам автомобиля, отвечающим за безопасность. Поэтому эксплуатация автомобиля с неисправной рулевой системой запрещена Правилами Дорожного Движения.

Ваз 21213 | основные неисправности рулевого механизма с гидроусилителем | нива

Допускаются шумы, сопровождающие нормальную работу рулевого
привода. Шипение является наиболее характерным звуком, который хорошо
прослушивается при стоянке. Этот звук не является следствием неисправности
рулевого механизма и может издаваться ,когда руль поворачивается в крайнее
положение или при медленном вращении руля при стоянке автомобиля
Допускается слабое шипение. Если шипение умеренное, то
клапан менять не следует. Замена клапана как правило не приводит к устранению
шипящего звука. Осмотрите места вокруг заклепок эластичной муфты. Рулевой
вал и шестерня должны быть правильно совмещены, чтобы эластичная муфта
вращалась без деформаций при повороте руля. При любом соприкосновении
металлических деталей через эластичную муфту в салон будет передаваться
шипящий звук.
Ослабление крепления рулевой передачи
Проверить состояние наконечников тяг, при необходимости
заменить.
Трубка гидропривода задевает за окружающие детали
Выставить трубку, подгибать запрещается.
Ослабление вала сошки при повороте из среднего положения
(при поворотах допускаются слабые стуки, связанные с небольшим увеличением
люфта вала относительно среднего положения, что предусмотрено конструкцией)
Запрещается регулировать рулевой механизм и уменьшать
зазоры против нормы с целью ослабления таких стуков. Люфт вала сошки,
превышающий норму, устраняется регулировкой рулевого механизма.
Затянуть гайку сошки с заданным моментом.
Повреждение уплотнительного кольца гасителя колебаний
Давление в шинах отличается от нормы
Отсутствие смазки в деталях передней подвески
Смазать тяги и наконечники тяг.
Задевание фланца муфты за заглушку регулировочного винта
рулевого механизма
Ослабить стягивающий болт и переставить муфту.
Неправильное совмещение рулевого механизма с рулевой колонкой
Нарушение углов установки колес
Проверить и отрегулировать углы установки колес.
Заменить шарниры наконечников тяг.
Заедание шаровых шарниров рычагов подвески
Заменить шаровые шарниры.
Выправить положение руля.
Перетянуты или прихвачены подшипники рулевого вала
Залипание или засорение цилиндрического золотника
Очистить или заменить золотник.
Неправильная регулировка рулевого механизма
Снять рулевой механизм и отрегулировать.
Пережат обратный шланг гидроусилителя
Нарушение углов установки колес
Проверить и отрегулировать углы установки колес.
Разбалансировка клапана рулевого механизма (в этом случае
руль поворачивается легко в направлении ухода автомобиля, а в противоположном
направлении вращается под действием нормального
или несколько большего усилия)
Отрегулировать натяжение или заменить ремень.
Проверить давление на выходе насоса.
Отрегулировать натяжение.
Задевание рулевой тяги за масляный поддон
Недостаточное давление насоса
Проверить давление, при необходимости заменить редукционный
клапан.
Залипание контрольного клапана
Проверить состояние клапана, при необходимости заменить.
Попадание воздуха в гидропривод
Долить жидкость и удалить воздух поворотом руля. Проверить
затяжку штуцеров.
Ослабление крепления рулевого механизма
Затянуть соединения динамометрическим ключом.
Износ наконечников рулевых тяг
Износ тарельчатого клапана
Недостаточный предварительный натяг упорного подшипника
при регулировке
Снять рулевой механизм и отрегулировать.
Повышенный люфт в зацеплении шестерен рулевого механизма
Снять рулевой механизм и отрегулировать.
Отрегулировать натяжение.
Низкий уровень жидкости (при падении уровня жидкости возрастают
шумы от насоса)
Неправильное совмещение рулевого механизма с рулевой колонкой
Задевание фланца муфты за заглушку регулировочного винта
рулевого механизма
Ослабить стягивающий болт и переставить муфту.
Попадание воздуха, потеря жидкости из-за утечки в насосе
Найти течи и устранить. Удалить воздух. Воздух попадает
гидропривод в условиях эксплуатации при очень низкой температуре, когда
уровень жидкости ниже нормы. Если уровень нормальный, но жидкость вспенивается,
то снимите насос и отсоедините бачок. Проверьте состояние корпуса и заглушки.
При
обнаружении трещин насос замените.
Неисправен контрольный клапан
Очистить клапан или заменить.
Перекос нажимной пластины относительно кулачка
Потери давления из-за износа поршневого кольца или износа
цилиндра
Разобрать и проверить состояние кольца и цилиндра.
Утечка колец клапана и сальника клапана
Снять, разобрать и заменить уплотнения.
Отрегулировать натяжение.
Отрегулировать натяжение.
Повышенное обратное давление в шлангах или рулевом механизме,
вызванное пережатием шлангов
Устранить пережатие, при необходимости заменить детали.
Задиры на нажимной пластине, упорной пластине или роторе
Заменить детали и промыть систему.
Заменить изношенные детали.
Попадание воздуха. Негерметичное соединение шлангов
Затянуть штуцеры с заданным моментом. Удалить воздух,
вращая руль в обе стороны до упора.
Неправильная установка крыльчатки
Заедание крыльчатки насоса на пазах ротора
Снять заусенцы, нагар или счистить грязь.
Неисправен контрольный клапан
Повреждение подшипника вала насоса
Заменить корпус и подшипник, промыть систему.

Конструкция

ГУР состоит из нескольких частей. Поскольку усилие, создаваемое им на управление, осуществляется за счет жидкости, находящейся под давлением, конструкция данной системы подразумевает наличие насоса.

А еще интересно:  Почему перегорает предохранитель аварийки ваз 2131

Этот насос, лопаточного типа, в движение приводится от коленчатого вала посредством ременной передачи.

Рабочая жидкость подается из бачка, который имеет два канала: один ведет на насос, а второй используется как «обратка».

Поскольку частота вращения коленчатого вала может меняться, а в ГУР жидкость должна находиться под определенным давлением, в конструкцию включен нагнетательный клапан, который и поддерживает давление в системе постоянным.

В рулевой механизм авто включен распределитель и силовой цилиндр. Основным элементом ГУР является распределитель. Именно он перенаправляет жидкость под давлением в камеры силового цилиндра при повороте колес.

Перенаправление в ту или иную камеру выполняет золотник, установленный в корпусе распределителя.

Схема такова: вал рулевой колонки входит в распределитель. На входе в вал установлен пружинный торсион, проходящий внутри золотника.

При вращении руля происходит скручивание данного торсиона, за счет этого смещается золотник в ту или иную сторону.

При смещении золотник открывает требуемый канал, и жидкость поступает далее в силовой цилиндр. На конце торсиона установлена шестерня, которая взаимодействует с зубчатым сектором рейки.

Силовой цилиндр устанавливается в корпусе рейки, а шток данного цилиндра с размещенным на нем поршнем, является ее продолжением.

Все составные части ГУР соединены между собой трубопроводами высокого давления. Часть из них – металлические, но на некоторых участках используются резиновые армированные трубопроводы.

Признаки неисправности гидроусилителя

Существует ряд типовых симптомов, указывающих на то, что гидроусилитель руля в автомобиле нуждается в ремонте либо, как минимум, следует поменять в нем масло. Так, диагностику ГУР необходимо выполнять в случае появления хотя бы одной из перечисленных ниже ситуаций:

  • Насос гидроусилителя при работе сильно гудит. И этот неприятный звук усиливается при повороте (причем, чем более крутой поворот — тем более сильный и неприятный звук). Это явный признак умирающего насоса ГУР. Реже гул говорит о слабой натяжке ремня или жидкости неподходящей вязкости.
  • Увеличение усилия на руле. При исправном гидроусилителе управлять рулевым колесом можно, что называется, «одним пальцем». Однако по мере появления проблем с системой ГУР усилие на руле будет возрастать, что в совокупности с другими признаками явно укажет на проблемы.
  • Повышенный люфт рулевого вала. Его вполне можно ощутить просто наощупь во время движения и вращения рулевым колесом. Однако тут необходимо также диагностировать рулевую рейку, так как причиной может быть и она.
  • При езде и особенно при поворотах чувствуются толчки руля. Это также может указывать на рулевую рейку, однако вместе с ней необходимо проверить и редуктор гидроусилителя, особенно если он старый и давно не подлежал диагностике и ремонту.
  • Шум в руле. В частности, во время поворота.
  • Различные усилия при поворотах вправо и влево.
  • Руль вращается очень легко. ГУР предназначен для облегчения усилий по управлению рулем, однако в данном случае речь идет о потере «чувства дороги», особенно на значительной скорости, поэтому при такой неисправности лучше сильно не разгоняться на машине!
  • Вибрация в руле. Она может проявляться при разных режимах езды, однако, если вибрация появляется именно при повороте, то причина, скорее всего, кроется в ГУР (подсос воздуха в систему).
  • Возвращение руля в нейтральное положение после прохождения поворота. Одним из условных недостатков ГУР как раз является отсутствие его реактивных действий, которые появляются при частичном выходе усилителя из строя.
А еще интересно:  Какое рабочее давление масла в двигателе ваз 2121

Зачастую признаки неисправности ГУР в автомобиле очень схожи с поломкой других элементов рулевой системы, таких как рейка, рулевые тяги, наконечники и прочие. Поэтому желательно выполнять комплексную диагностику.

Профилактические меры

Профилактика и правильная эксплуатация в данном случае системы гидроусилителя зачастую позволяет значительно продлить срок эксплуатации механизма. Гидроусилитель — достаточно надежная и неприхотливая запчасть, и при правильной эксплуатации она может прослужить около 100…200 тысяч километров пробега. Однако для того чтобы продлить срок эксплуатации гидроусилителя необходимо следовать простым правилам, среди которых:

  • Следить за уровнем жидкости гидроусилителя. Этот фактор напрямую влияет на нормальную работу насоса. При необходимости ее нужно подливать до нужного уровня. Причем желательно пользоваться той же жидкостью, что была залита до этого, смешивать их крайне нежелательно, а жидкости, относящиеся к разным классам и вовсе недопустимо!
  • Менять жидкость ГУР по регламенту. Точную информацию к конкретному автомобилю вы найдете в мануале. Однако для большинства современных легковых автомобилей, оборудованных гидроусилителем руля, этот промежуток составляет около 80…100 тысяч километров пробега. Можно выполнять замену жидкости на регламентном ТО, близком по пробегу.
  • Использовать рекомендуемую жидкость. Как указывалось выше, в настоящее время существует большое их разнообразие, однако только автопроизводитель точно указывает в руководстве по обслуживанию, какой тип смазывающего материала необходимо использовать для конкретной машины.
  • Правильно эксплуатируйте ГУР. В частности, нельзя длительное время держать руль в крайних положениях. Максимально допустимое время — 5…10 секунд (зависит от конкретного автомобиля). Вывернутые колеса заставляют насос работать «на износ», что значительно сокращает его общий ресурс.
  • Проверять состояние пыльников рулевой рейки. Это очень важное требование, поскольку попадание в систему пыли и грязи способствует износу элементов как рейки в целом, так и гидроусилителя в частности. Кроме этого, при износе уплотнений возможно подтекание масла.
  • На стоянке машина должна стоять с выровненными колесами. Как указывалось выше, это требование вызвано тем, чтобы не создавать чрезмерную нагрузку на насос гидроусилителя руля.
  • В мороз не сразу крутить рулем после запуска двигателя. Вместо этого, особенно после длительной стоянке (например, утром), дать системе гидроусилителя руля прогреться вместе с двигателем, и лишь потом уже можно крутить рулевое колесо.
  • Не ездить с неработающим ГУР. Так можно «убить» все рулевое управление в долгосрочной перспективе. До автосервиса или гаража, конечно, доехать можно, но постоянно ездить нельзя.
  • Своевременная диагностика. При выявлении малейших подозрений на появление неисправности гидроусилителя (появление гула во время поворота или просто во время езды, «потяжеление» руля) необходимо как можно быстрее выполнить диагностику с тем, чтобы, во-первых, уменьшить износ деталей, а во-вторых, сэкономить на возможном предстоящем ремонте.
А еще интересно:  Шевроле нива не включается вентилятор «

Следование перечисленным выше нехитрым правилам позволит автовладельцу не только значительно повысить ресурс гидроусилителя избежав неисправности, но и сэкономить на возможных ремонтах.

Устройство и замена насоса гур шевроле нивы

Сегодня, наверное, невозможно представить современный автомобиль без гидроусилителя руля. Даже если такой транспорт встречается его относят к прошлому веку. Его наличие упрощает управление колесной базой, а если учесть, что Шевроле Нива является внедорожником его наличие необходимо, так как его масса больше полутора тонн, а дороги остаются желать лучшего.

Иногда случается так что выходит из строя насос гур, Шевроле Нива не исключение, если такое случилось, то данную поломку следует сразу устранить, так как это может привести к тому что руль просто на просто заклинит. Ремонт можно произвести в специализированном автосервисе, но это не дешевое удовольствие, поэтому многие производят ремонт самостоятельно. Но чтобы произвести ремонт гура своими руками нужно знать его устройство.

Инструменты:

  • Отвёртка плоская
  • Отвёртка крестовая
  • Накидной ключ на 13
  • Рожковый ключ на 13
  • Накидной ключ на 22
  • Торцовый вороток
  • Удлинитель для торцового воротка
  • Головка для торцового воротка на 13
  • Головка для торцового воротка на 22

Детали и расходники:

  • Насоса гидроусилителя рулевого управления
  • Медные шайбы 2шт
  • Жидкость для гидроусилителя руля

Примечания:При выходе из строя насос заменяйте в сборе, так как его ремонт требует применения специального оборудования и инструмента.

Примечание:Если новый насос не укомплектован штуцером для подсоединения шланга, выверните штуцер из старого насоса и установите его в новый.

Работу выполняем на смотровой канаве или эстакаде.

1. Снимаем защиту поддона картера и брызговики двигателя, как описано здесь.

2. Снимаем ремень привода вспомогательных агрегатов, как описано здесь.

3. Откачиваем жидкость из бачка насоса гидроусилителя рулевого управления, как описано здесь.

4. Отверткой стопорим от проворота шкив привода насоса гидроусилителя руля. Накидным ключом «на 13» ослабляем все три болта крепления шкива к фланцу насоса. Отворачиваем болты.

5. Снимаем шкив насоса гидроусилителя.

6. Подставляем емкость для слива жидкости из шлангов и гидроусилителя руля. Крестообразной отверткой ослабляем хомут крепления подводящего шланга насоса.

7. Снимаем шланг.

8. Накидным ключом «на 22» отворачиваем болт-штуцер крепления наконечника шланга высокого давления.

9. Отсоединяем его.

10. Наконечник шланга уплотняется с двух сторон медными шайбами.

11. Накидным ключом «на 13» отворачиваем болт нижнего.

12. Отворачиваем болт верхнего крепления пластины насоса гидроусилителя руля.

13. Тем же инструментом отворачиваем болт нижнего крепления насоса к кронштейну масляного фильтра.

14. Рожковым ключом «на 13» отворачиваем болт верхнего крепления насоса.

15. Отводя насос вперед, снимаем его вместе с пластиной. При этом болт верхнего крепления насоса гидроусилителя руля остается в отверстии кронштейна масляного фильтра, так как его извлечению препятствует масляный фильтр.

16. Головкой «на 13» отворачиваем три болта крепления пластины к насосу гидроусилителя руля.

17. Снимаем пластину.

18. Устанавливаем насос гидроусилителя рулевого управления в обратной последовательности.

19. Удаляем воздух из гидросистемы, как описано здесь.

В статье не хватает:

  • Качественных фото ремонта
1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (Пока оценок нет)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.