В АЗ-2122 выиграл ралли «Нива»

До старта юбилейного 40-го «Дакара» остается десять дней. Сейчас на слуху иностранные автопроизводители в зачете внедорожников, но когда-то российская «Нива» была близка к успеху в легендарном ралли-рейде. AUTOSPORT. com. ru рассказывает историю участия ВАЗ-2121 в знаменитом марафоне.

Задолго до дебюта «КАМАЗа»

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

История российского автоспорта на «Дакаре» начинается отнюдь не с 90-х годов, когда состоялся дебют легендарной команды «КАМАЗ-Мастер». Первый отечественный автомобиль вышел на старт самого первого марафона. Это был полноприводный внедорожник из СССР – «Нива» ВАЗ-2121 – сошедший с конвейера в апреле 1977 года. Произошло это, правда, исключительно благодаря французскому экспортеру Жан-Жаку Поку, который был просто без ума от техники с завода в Тольятти. Дважды он сам выступал в ралли-рейде на этой машине, но только в качестве штурмана, и не на «Дакаре», а на египетском Ралли Фараонов в 1987 и 1988 годах. Управлял «Нивой» ни много ни мало вице-чемпион Формулы 1 и победитель «24 часов Ле-Мана» Жаки Икс.

«Это был настоящий внедорожник: дешевый и надежный, тогда как раньше были только тяжелые военные машины», – вспоминает Пок.

Дебют «Нивы» состоялся всего через полтора года после выпуска. На старт у Эйфелевой башни в Париже 26 декабря 1978 года вышли пять автомобилей, привезенные из России. Отличий от стандартной модели за исключением обязательного каркаса безопасности и дополнительного бака не было, остался даже заводской 1,6-литровый двигатель. Тем не менее две из пяти машин благополучно добрались до финиша 14 января 1979 года. Жан-Луис Летенду занял 28-е место в общем зачете, а Кристиан Дубоску расположился на 32-й позиции. Учитывая то, что в то время на «Дакаре» не было никаких разделений на категории, результат получился, действительно, впечатляющим, ведь позади оказались такие машины как Peugeot, Renault, а 2/3 участников впереди выступали на мотоциклах.

Модернизированная «Нива»

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

К середине 80-х от серийной «Нивы» не осталось фактически ничего за исключением внешних очертаний. Командой Пока, получившей название Lada Poch, а затем двумя другими коллективами VSD и Pastis была модернизирована подвеска, кузов был усилен, расширен и облегчен за счет использование карбона, а вазовский двигатель сначала доработали, а затем и вовсе заменили. Так что на базе советского внедорожника получился настоящий «дакаровский» прототип.

Особенно интересно, как с каждым годом росла мощность силового агрегата: 110, 150, 180, 240, 270 л. Наконец, в 1986-м, когда на «Ниве» был установлен турбированный мотор R. C, количество лошадиных сил перевалило за 300! На прямиках с такой мощностью машина разгонялась до 240 км/ч.

Успехи «Нивы» на гоночных трассах

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Несколько раз «Нива» была близка к успеху на ралли-рейде «Париж-Дакар». Уже в третьем издании гонки в 1981-м российский автомобиль под управлением француза Жан-Клода Приавона лидировал в общем зачете на протяжении большей части дистанции, но, к сожалению, пробитый радиатор на одном из последних этапов отбросил экипаж на третье место. Спустя год тот же Приавон финишировал вторым, уступив только соотечественнику Клоду Маро на Renault.

Еще одно второе место команде Пока принес в следующем году Андре Троссат. Этот подиум стал последним для «Нивы». По мере доработки надежность прототипа, которая и так всегда хромала, становилась только хуже. В 1985-м ни одна из 18 стартовавших «Нив» не доехала до финиша у «Розового озера». Причем, большинство сошли из-за проблем с амортизаторами.

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

В отличие от своего предшественника, десять лет выходившего на старт «Дакара», этот прототип был полностью собран на заводе «АвтоВАЗа» и значительно уступал по характеристикам. Если последняя модификация Lada Poch оснащалась мотором мощностью 310 л. и разгонялась до 240 км/ч, то отечественный покоритель ралли-рейдов мог похвастать только 135 л. и максималкой в пределах 160 км/ч.

Были локальные успехи у данного прототипа, такие как победы на ралли-рейдах в Венгрии в 1991-м и 1994-м, но на крупных международных соревнованиях «Ладе Нива T3» не хватало конкурентоспособности, что и подтвердил единственный выезд на «Дакар» в 1994-м. Александр Лакеев финишировал на далеком 41-м, а экипаж Анатолия Кривобокова сошел.

Чуть лучше дела обстояли на ралли-рейде «Париж-Москва-Пекин» – аналог нынешнего «Шелкового пути» – где в 1995-м «Нива» под управлением того же Лакеева заняла десятое место. Но вскоре FIA запретила категорию автомобилей T3, и на этом программа «ВАЗа» в международных соревнованиях прекратила существование.

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Вряд ли кто-нибудь мог представить, что «Нивы» примут участие в самом знаменитом ралли-марафоне. Взлет оказался стремительным. Правда, первое место «Ниве» так и не покорилось.

ВАЗ-2121 «Нива» дебютировала 5 апреля 1977 года. Характеристики автомобиля не были выдающимися: 4-ступенчатая «механика», 4-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель 1,6-литра и мощностью 80 л. Но имелись особенности, благодаря которым модель снискала популярность. Это постоянный полный привод, 2-ступенчатая «раздатка», блокируемый межосевой дифференциал и увеличенный до 220 миллиметров дорожный просвет. Благодаря этому арсеналу машина демонстрировала феноменальную проходимость.

Спустя год, как первый экземпляр сошел с конвейера, многие страны Европы (особенно Франция) наладили экспорт. И удивляться нечему, поскольку за свою цену «Нива» ни имела аналогов среди «проходимцев».

В это же время у французского мотогонщика Тьерри Сабина родилась идея устроить ралли-марафон Париж-Дакар длиной в 10 000 километров. Участвовать могли все желающие. На старт в 1978-м вышли 12 грузовиков, 90 мотоциклов и 80 экипажей на легковых автомобилях. В их числе — пять на советских «проходимцах». Французы первыми из европейцев отважились испытать «Нивы» в «диких» условиях.

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Камера — это жизнь

Видеофиксаторы на дорогах снижают количество ДТП, и как следствие, уровень смертности при авариях

ВАЗ-2121 против всех

Поскольку жесткого регламента на первом ралли установлено не было, в бой пошли практически серийные модели «Нивы». Надо сказать, все экипажи выступали в частном порядке, то есть, они не представляли ни Советский Союз, ни французских автодилеров, экспортировавших модель в страну.

В столицу Сенегала добрались только два экипажа на «Нивах», три других сошли с дистанции. Поэтому в общем зачете «Нивы» заняли довольно скромные 28 и 42 места. Любопытно вот еще что: на первом ралли не было разделения участников по классам. Так что, если отбросить мотоциклистов, результат становится более впечатляющим — 13 и 17 места на серийных автомобилях.

После гонки экипаж, занявший 28-е место, продал свою машину прямо в Дакаре. Возврат второй машины, доехавшей до финиша, оплатил Жак Пок, экспортер «Нив» во Францию. Взамен он попросил информацию о выступлении своих подопечных в гонке. Узнав подробности, на Париж-Дакар-1980 Жак решил выставить свой экипаж.

Помимо машины Бриавуана в этой гонке участвовало еще семь экипажей на «Нивах». Троим удалось добраться до финиша. Они заняли 19, 26 и 28 места.

На Париж-Дакар-1981 Жак Пок снова выставил экипаж. На этот раз объем двигателя увеличили до 1,8-литра вместо стандартных 1,6. Мощность теперь составляла 140 лошадиных сил. Кроме того, французы заменили 4-ступенчатую коробку на 5-ступенчатую. После этих метаморфоз максимальная скорость выросла до 160 км/ч.

Но все равно, это был грандиозный успех. Кроме команды Жака Пока в этом ралли участвовали еще 12 экипажей «Нив». К слову сказать, санитарные машины, сопровождавшие гонщиков, также являлись советскими внедорожниками. Европейцы верили в ВАЗ-2121.

А еще интересно:  Почему происходит пробуксовка АКПП

На гонку 1982 года Жак Пок решил выпустить два экипажа. Кроме них участвовало еще 18 «Нив», за рулями которых находились французы, итальянцы, бельгийцы и испанцы. Но из-за плохой видимости и неправильного чтения карты Бриавуан запорол первый дополнительный этап и отстал от лидеров более чем на 20 минут. Затем, уже по традиции, начал резво отыгрывать секунды. Но экипаж Renault 20 Turbo 4×4 братьев Марре сумел удержать лидирующую позицию.

Несмотря на рекордное количество «Нив», финишировать смог только экипаж Жана-Клода Бриавуана, который завоевал серебро.

На следующий Париж-Дакар было решено выставить лишь три экипажа. Но родной советский мотор явно не справлялся с поставленными задачами. И тогда в дело вступил Марсель Морель — известный гонщик и владелец фирмы по модернизации силовых агрегатов. Именно у него Жак Пок заказал новые двигатели.

Перед гонкой на «Ниву» поставили 2,4-литровый 4-цилиндровый двигатель SImca JRD. При разном уровне форсировки из мотора получалось выжать от 180 до 215 «лошадей». Багажник, двери и капот поменяли на аналоги из стеклопластика. Спереди поставили дисковые вентилируемые тормоза.

Сплошная зимой: Пересекать или нет?

Что делать, если разметку занесло снегом

Было понятно, что команда настроена только на победу. Но проблемы начались уже на первых этапах. Из-за неполадок с электрикой женскому экипажу начислили 15 часов штрафного времени. Затем случилась главная беда — из-за проблем со сцеплением выбыл Жан-Клод Бриавуан. На трассе остался лишь один экипаж под руководством Андре Тросса. Он уверенно держался в лидирующей группе, ехал без серьезных ошибок в навигации и даже выиграл несколько спецучастков.

На одном из этапов Mercedes-Benz 280 GE — единственный оставшийся серьезный соперник «Нивы» — повредил передний мост и остановился. Благодаря второму экипажу «Мерседеса» машину сумели дотащить до финиша этапа, где были ремонтники. Утром оба экипажа снова вышли на трассу. Вскоре судьи обнаружили, что на втором «Мерседесе» нет контрольных отметок, которые ставились на передний мост перед стартом гонки. Догадаться, что произошло несложно: детали переставили на Mercedes-Benz 280 GE, который боролся за лидерство. Но организаторы не приняли никаких мер, а команда Жака Пока не подала официальный протест, тем самым признав второе место.

Этот год считается лучшим в истории «Нив» на ралли Париж-Дакар. До 1988 года команда постоянно участвовала в гонках, но прежнего успеха повторить не удалось: пришло время новых героев.

Светлой памяти Светланы Майсурадзе (ака Жужа Майская – Cockchafer) 12. 1975 — 07. 2013

НИВА в ралли-рейдах

Вообще для российского автоспорта «НИВА» — это автомобиль не просто культовый, а легендарный.

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

НИВА на марафоне ‘Париж-Дакар’

В больших ралли-рейдах «НИВА» выступала с 1979 года. А наивысшим достижением стало 2-е место на марафоне «Париж-Дакар» в 1982 году экипажа Жан-Клод Приавон и Андре Дэлиар.

https://youtube.com/watch?v=_kPOzD_jEoI%3Fwmode%3Dopaque%26rel%3D0

https://youtube.com/watch?v=hgXgTItV1hw%3Fwmode%3Dopaque%26rel%3D0

https://youtube.com/watch?v=ovIFoJcaEp4%3Fwmode%3Dopaque%26rel%3D0

https://youtube.com/watch?v=_qPRTcaGHlk%3Fwmode%3Dopaque%26rel%3D0

https://youtube.com/watch?v=tELY9haDCfI%3Fwmode%3Dopaque%26rel%3D0

https://youtube.com/watch?v=LK30YcsV6yI%3Fwmode%3Dopaque%26rel%3D0

ГонщикиИнтересно то, что за рулем автомобилей «НИВА» ездили:

Пьер Лартиг – 3-х кратный победитель марафона «Париж-Дакар».

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Пьер Лартиг на реконесансе ралли-рейда »Шелковый Путь»

Пьер Лартиг: «Я не смог сдержать слез»Пьер Лартиг на «Шелковом пути»

Жан-Луи Шлессер – Лис Пустыни, участник Формулы-1 и многократный победитель всего и организатор альтернативной «Дакару» гонки “Africa Race”.

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Жан Луи Шлессер

Джеки Икс — вице-чемпион Формулы-1, шестикратный победитель «Ле-Мана» и победитель «Дакара» 1983 года.

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Примечание:Участникам CanAmTrophy будет интересно узнать, что серия CanAm изначально проводилась в 1979 году на кольцевых трассах. Там участвовал Кеке Росберг (отец Нико Росберга – пилота Формулы-1) на автомобиле Spyder NF-11 команды Newman-Freeman Racing, совладельцем которой был известный актер и автогонщик Пол Ньюман и Джеки Икс на автомобиле Lola T333CS.

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Сергей Таланцев на пресс-конференции 3-го этапа ЧР по РР

Как это построено?

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Lada Niva Poch 1987 год.

Дакаровские НИВыДакаровские НИВыДакаровские НИВы и не толькоДакаровские НИВыНе совсем Дакаровские НИВы

АвтоВАЗ в 1990-ом году начал собственную ралли-рейдовую программу. Для чего были подготовлен отечественный прототип LADA NIVA T3. Который должен был поехать на супермарафон Париж – Москва – Пекин в 1991 году. Но в силу известных причин, гонка не состоялась.

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Кузов автомобиля, в целом, остался без изменений, если не считать усилений в местах крепления двигателя, трансмиссии и подвески. Конечно, согласно требованиям FIA по безопасности, автомобиль оборудован трубчатым каркасом и резиновым баком с пористым наполнителем. Двигатель собран на основе стандартного блока 21213, объемом 1860 см. куб. , развивающий мощность в 135 л. при 5600 об/мин. Подвеска — практически без изменений — независимая спереди, зависимая сзади, лишь усилены балки, и вместо одного амортизатора на каждое колесо используется по паре. Довершают картину дисковые тормоза диаметром 304мм, как спереди, так и сзади. Максимальная скорость LADA NIVA T3 сегодня не слишком впечатляет — 170 км/ч, но для советского джипа в 1991 году, когда и «восьмерка» с трудом набирала 160 — показатель весьма неплохой. Боевое крещение спортпрототип получил в Венгрии на ралли-рейде «Magyar MAVAD Raid-4», и результат был весьма неплохим — 1, 3 и 4-е места! Затем, в рамках подготовки все к тому же «Париж-Москва-Пекин» состоялись испытания NIVA T3 в Каракумах. Супермарафон «Париж-Москва-Пекин», все же, состоялся на следующий, 1992 год, а в копилке Александра Никоненко и Сергея Таланцева уже было 14-е место в ралли Атлас. Оно словно предопределило судьбу экипажа — на ралли «Париж-Москва-Пекин» Никоненко взял то же 14-е место. В 1995м году, уже Александр Лакеев и Анатолий Кривобоков смогли улучшить этот результат, заняв в марафоне «Париж-Москва-Пекин» 10-е и 11-е места. А за год до этого, эти же пилоты в Бахе Венгрии финишировали дуплетом, взяв 1-е и 2-е место. В том же, 1994м году LADA NIVA T3, целиком и полностью собранная в Тольятти, все же оставила след своих шин в Дакаре, заняв 36-е место в ралли «Париж-Дакар-Париж».

Из любителей в профессионалыПараллельно профессиональному автоспорту в стране активно развивалось нивоводское движение. Более 16 лет тому назад на молодом и развивающемся ресурсе auto. ru возникла конференция «НИВА», «Автоспорт», «Р3К» и другие. Проходили «Гран-При» auto. ru, джип-спринты, внедорожные ориентирования, ралли третьей категории, клубные ралли, проводящие по правилам Р1К.

https://youtube.com/watch?v=7iaHRgCfURE%3Fwmode%3Dopaque%26rel%3D0

https://youtube.com/watch?v=2fYyZrpgEhM%3Fwmode%3Dopaque%26rel%3D0

https://youtube.com/watch?v=aVN0of7ecW0%3Fwmode%3Dopaque%26rel%3D0

Везде участвовали автомобили НИВА в разных комплектациях и разной степени подготовки. Тогда же возникла команда NIVA CLUB Sport, которая выступала под знаменами разных спонсоров.

В 2003 году экипаж Константина Купцова ака KUK и Екатерины Николаевой ака Катя-на-Мерседесе стали обладателями Кубка России по ралли-рейдам в национальном классе и завоевали второе (Екатерина) и третье (Константин) места в Чемпионате России по ралли-рейдам в зачетах второго и первого водителей.

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Екатерина Николаева и Константин Купцов

Материал Михаила Ласточкина.

Многие нивоводы до сих пор имеют отношение к автоспорту:

Роман Иванов ака GlaZZ уже давно и профессионально проводит технические инспекции, судит и организовывает различные соревнования, участвует в соревнованиях на своем эндуро.

А еще интересно:  Гелик против нивы по грязи и Нива Бронто

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Алексей Иванов ака Alvi главный по приборам, которые выдаются экипажам на ралли-рейдах. Он и сам участвует в марафонах в качестве штурмана.

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Кирилл Шубин ака River известный штурман, участник Чемпионата России и Кубка Мира.

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

3-й этап ЧР и КР по РР »Великая Степь. Дон. » Кирилл Шубин на финише гонки.

Алексей Меньшенин ака М4, штурман, журналист, организатор внедорожных соревнований.

Штурман экипажа «ГАЗ-Рейд Спорт» Елена Правдина ака Black Kisa тоже активно участвовала и участвует в соревнованиях различного уровня. Кстати, ей принадлежит знаменитая фраза:

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Мне по OFF-у Ваш Road

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Елена Правдина.

Павел Милосердов ака PashaM, штурман экипажа Suprotec Racing начинал свой путь в автоспорте в руле на автомобиле НИВА.

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Ралли-рейд »Великая Степь — Дон 2016». Торжественный старт. Павел Милосердов — штурман NIVA T1 Superproduction Suprotec Racing

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Она развивалась в рамках конференции «НИВА» на www. auto. ru и нашло свое продолжение в проекте www. nivaclub. ru/. Там была конференция, база участников, взаимопомощь на дорогах, фотоархив и даже нивоводское творчество. А назывался этот проект «Колхоз «Красная НИВА».

Колхозный ветеринар Евсеев поставил Прибору (pmiloserdov)14 лет тому назад следующий диагноз: Юзер средней тяжести.

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

За прошедшее время ничего не изменилось

Литературное творчество нивоводов — это повод провести вечер в избе-читальне.

С учетом того, что ГАЗ-Рейд Спорт и Suprotec – это единый организм с точки зрения технической и спортивной части до сих пор актуально звучат сегодня такие строки:

Если вам вдруг захотелось в Кэмел-Трофи поиграть

То тогда мощнейшим тросом вы Газель к себе цепляйте,И, включив все блокировки (и пониженную тоже),Смело отправляйтесь в лес.

Там вы скорость не снижайте, и дождавшись поворота,Проходите его смело, что с того, что лед везде.

Особенно интересно, что даже Лурк написал статью про НИВУ, где буквально процитировал Антона Царевского ака AntonTs.

И в заключении, несколько слов про

историю создания автомобиля НИВА

Википедия о НИВЕ

Материал Ивана Зенкевича между прочим 🙂

ВАЗ-2121 «Нива»: история создания легенды

История создания автомобиля НИВА

Владелец компании Жак Пок представлял на французском рынке чехословацкие автомобили Skoda, а также советские Москвичи и марку Лада (с 1972 года). При этом он являлся большим поклонником автомобильных гонок и принимал в них участие еще в начале пятидесятых годов.

Очевидно, что предприимчивый француз разделял известную поговорку «Выигрывай в воскресенье — продавай в понедельник», поскольку спортивные успехи не только способствовали продажам автомобилей любой марки, но и могли «поднять» имидж не самых престижных машин, произведённых в странах соцлагеря. Ведь, чего греха таить, многие европейцы отдавали предпочтение советской технике только благодаря её доступности. Однако участие (не говоря уже о победе!) в каком-нибудь престижном и известном соревновании могло подогреть интерес к Ладам и Москвичам — что, собственно, и произошло с «четыреста двенадцатыми» еще во время участия в марафонских ралли «Лондон-Синдей» и «Лондон-Мехико». Немудрено, что месье Пок, представлявший на французском рынке советские автомобили Москвич с 1965 года, cмог извлечь из отличного результата команды «Автоэкспорта» в длительных и тяжелых марафонах немалую коммерческую выгоду.

В 1978 году советские гонщики Стасис Брундза и Арвидас Гирдаускас на ВАЗ-21011 неплохо выступили на греческом ралли «Акрополис», заняв 10-е место в общем зачете. Но успех в длительном ралли-марафоне доказал бы выносливость тольяттинской техники еще убедительнее

Когда появилась Нива, многие западные потребители взглянули на советскую марку Lada по-новому. Ведь по набору потребительских качеств ВАЗ-2121 с постоянным полным приводом, «понижайками» и блокировкой межосевого дифференциала не только опередил своё время, но и не имел равных – по крайней мере, в своей ценовой категории. Оставаясь почти легковым автомобилем по уровню комфорта, советская машина по возможностям и потенциалу была сравнима с хорошими «проходимцами» тех лет. При этом за счет короткой базы, небольшой снаряженной массы и удачной развесовки даже с относительно слабым «шестёрочным» двигателем Нива показывала великолепные результаты при штурме бездорожья.

Неудивительно, что Жак Пок наряду с остальными западноевропейскими импортёрами тут же наладил поставки Нив во Францию. И практически одновременно с европейским дебютом ВАЗ-2121 в 1978 году французский мотогонщик Тьерри Сабин задумал провести дерзкое и неожиданное соревнование — ралли, которое стартовало бы в Париже и финишировало в столице Сенегала, африканском городе Дакар. Таким образом, участники могли испытать себя и автомобили в знаменитых своим коварством песках Африки.

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Тьерри Сабин на фоне Нивы незадолго до гибели (1986 год)

Идея явно понравилась моторизированным авантюристам всего мира, ведь на старт первого ралли «Париж-Дакар» было заявлено ни много ни мало 170 автомобилей и мотоциклов! Причем пять экипажей стартовали на. правильно, советских ВАЗ-2121.

Афиша первого ралли «Париж-Дакар»

Самое удивительное, что при этом все они не представляли ни советскую команду, ни французского импортёра! То есть, эти участники просто приобрели Нивы в частном порядке, выбрав новейший и почти никому не известный советский полноприводник в качестве доступного автомобиля, на котором можно (и нужно) принять участие в новом ралли-рейде.

По этой причине автомобили не сильно отличались от обычной серийной Нивы: вваренный каркас безопасности, более объемный бензобак, дополнительная защита днища и усиленные подвески. Под капотом при этом оставался все тот же стандартный 80-сильный двигатель Жигулей.

В такой спецификации наряду с остальными экипажами Нивам предстояло проехать десять тысяч (!) километров, состоявших из спецучастков, проложенных по пустыне, грунтовым «дорогам» и пересеченной местности. По сути, серийные автомобили советского производства с минимумом доработок должны были проехать там же и так же, как и серьезно подготовленные «боевые» машины.

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

В первом ралли ехали кто на чем горазд – например, на «полувоенном» вездеходе Volkswagen Iltis

Конечно, на финиш прибыли не все Нивы — добраться до столицы Сенегала получилось у двух экипажей из пяти, причем один из них занял 28-е место в общем зачете, а второй — 42-е. Однако в действительности результат был куда более высоким, ведь регламент первого ралли «Париж-Алжир-Дакар» не предполагал разделения участников по классам, поэтому итоговые места «делились на всех», включая мотоциклы и грузовики.

При этом условия первой гонки, мягко говоря, оставляли желать лучшего — ралли оказалось не только сложным, но и не могло похвастать высоким уровнем организации. Многие экипажи испытывали трудности с. водой и питанием! Что уж и говорить о техническом обеспечении автомобилей, которым приходилось выступать одновременно и боевыми экипажами, и своеобразными «техничками», навьючив на борт все необходимое в пути, включая провиант и запасные части.

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Как видно, Нивы были загружены, что называется, под завязку

Видимо, испытание оказалось слишком суровым для экипажа под стартовым номером 132, занявшего 28-е место в абсолюте: сразу после финиша Пьер Минонзио и Жан-Луи Ле Денту продали свою Ниву прямо в Сенегале.

А еще интересно:  Многочисленные объявления о продаже и покупке нивы против растений можно найти на Avito

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Обе Нивы на финише первого Дакара

Ну а вторая Нива №107, финишировавшая 42-й, вернулась домой с помощью Жака Пока, который оплатил этот «обратный трансфер» в обмен на информацию от Кристиана Дюбоска о том, как Нивы себя показали на протяжении всего пробега.

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Относительно удачный дебют спортсменов-любителей на советских машинах в Дакаре-79 натолкнул Пока на мысль о том, что на следующее соревнование необходимо выставить собственный экипаж. Разумеется, подготовка машины под стартовым номером №128 и условным названием Niva Proto была выполнена на куда более высоком уровне — в частности, мощность двигателя различными ухищрениями подняли до 110 «лошадок», а за рулём оказался профессиональный гонщик Жан-Клод Бриавуан. Всего же во втором Дакаре приняло участие уже восемь экипажей на русских внедорожниках.

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

В семидесятые годы Жан-Клод Бриавуан (на фото справа) принимал участие в различных соревнованиях

Результаты «поковской» Нивы на первых этапах Дакар-80 были очень обнадеживающими — спортсмены показали лучшее время, но. уже в Алжире они были вынуждены сойти с трассы из-за поломки. Зато «частник» Андре Тросса смог финишировать девятнадцатым.

Тем не менее, короткое, но блестящее выступление гонщиков команды Пока не осталось незамеченным – теперь в Ниву уже поверили всерьез.

После дакаровских успехов Нивы Lada Poch выпустила соответствующую модификацию автомобиля. «Прикоснуться к Дакару» мог любой желающий

Ведь в сравнении с остальными участниками достаточно доступный советский вездеход выглядел отнюдь не мальчиком для битья благодаря полноприводной трансмиссии и крепкой ходовой части. Вдобавок Нива была довольно лёгкой, благодаря чему многие сложные участки могла преодолеть «ходом».

В 1981-м Пок снова выставил Ниву на гонку, увеличив объем мотора до 1,8 литра. Это позволило выжать из жигулёвского двигателя впечатляющие 140 л. — то есть, он стал почти вдвое мощнее стандартного!

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

На третий «Дакар» Пок выставил такую «техничку».

Увы, в этот раз спортсменов подвела не техника, а отсутствие достаточного опыта в навигации по пустыне. Не совсем точно трактовав «легенду», Бриавуан потерял много времени, а также один раз встал посреди допа с «сухим» баком. На итоговый результат повлияли и неоднократные проколы колёс, замена которых тоже привела к потерям драгоценного времени.

Каждый «Дакар» — суровое испытание и людей, и техники. Причем не только во время езды, но и при ремонте

Впрочем, французский гонщик смог догнать лидировавшего Рене Метжа на Range Rover, но. из-за потёкшего радиатора Нивы со 157-м стартовым номером вместо победы команде Lada Poch S. удалось занять лишь третье место в абсолюте. В любом случае, это был успех и очевидное достижение и французских гонщиков, и советского автомобиля.

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Неудивительно, что в 1982-м в «Дакаре» приняло участие уже два экипажа команды Пока, а всего в этой гонке приняло участие рекордное количество ВАЗ-2121 — два десятка автомобилей!

В этот раз победить в «Дакаре» смогли братья Марре. Слагаемые их успеха — 170-сильный Renault 20 Turbo 4×4 и богатый опыт участия в африканских рейдах.

Ну а экипаж команды Пока (Жан-Клод Бриавуан/Андре Дэлиар) довольствовался вторым местом в абсолютном зачете — прямо скажем, хороший результат.

https://youtube.com/watch?v=hFTdcRDpg5U

Lada Niva на ралли Париж-Дакар (1983 год)

К сезону 1983 года Жак и Жан-Жак Поки поняли, что советский мотор себя исчерпал и решились на «пересадку сердца» — установку двигателя Simca объемом 2,4 литра. Изначально этот мотор был турбированным (!), но для большей надежности от такого способа прибавки мощности решили отказаться, ведь Нива должна была ехать не только быстро, но и долго.

Переделку выполнила компания Maurelec, принадлежавшая Марселю Морелю, который в 1981-м и сам принимал участие в Дакаре на Ниве с французским мотором.

В результате расположенный в базе двигатель гоночного ВАЗ-2121 развивал около 200 л. Но и этого Покам показалось недостаточно: французы решили облегчить автомобиль, установив стеклопластиковые двери, капот и крышку багажника. Кроме того, машина получила более мощные тормоза и модернизированное электрооборудование. Таким образом, выставленная на Дакар-83 Нива по технике заметно отличалась от серийного «исходника», причем достаточно вольный техрегламент допускал подобные метаморфозы.

В гонке приняло участие сразу три экипажа команды Lada Poch, которые вдобавок получили постоянную техническую поддержку со стороны собственной команды на протяжении всей гонки.

В АЗ-2122 выиграл ралли "Нива"

Дакар-83: пожалуй, лучшее время Нивы. И команды Lada Poch S.

Увы, надежды на первое место снова не оправдались: из-за неполадок в электрике «женский» экипаж Мартин Дэ Кортенз/Энн-Мари Дэ Белабре быстро сошел с дистанции, а технические проблемы откинули Бриавуана аж на 36-е место. Зато Нива под управлением Андре Тросса финишировала второй, причем в этом не было вины пилота! Во-первых, короткобазная машина уже шла на пределе своих возможностей, а, во-вторых, соперники из команды Mercedes-Benz отремонтировали свой G-класс с нарушением регламента, из-за чего впоследствии должны были получить дисквалификацию. Но представители Lada Poch так и не подали протест, согласившись с очередным дакаровским «серебром».

Нива на обложке «дакаровского» издания 1984 года – символично, но уже не актуально

К слову, в девяностые годы заводская команда ВАЗа на гоночных прототипах Lada Niva T3 также испытала свои силы в ралли-рейде Париж-Дакар-Париж. Увы, в общем зачете российские гонщики оказались лишь сорок первыми.

В 1989 году советские журналисты тоже решили поехать на Нивах в Африку. Однако состязались они только с Сахарой и самими собой

Безусловно, спортивные успехи ВАЗ-2121 в начале восьмидесятых годов позволили здорово оживить интерес французских автомобилистов и к советскому внедорожнику, и к остальным моделям ВАЗ, чем и воспользовался предприимчивый Пок, продавая в лучшие периоды около 24 000 Лад ежегодно! Однако волею упомянутых выше обстоятельств у гонщиков команды Lada Poch так ни разу и не получилось взять первое место в «Дакаре». Возможно, в этом крылась некая ирония судьбы – ведь в то же самое время в других соревнованиях на этих же Нивах французы побеждали неоднократно.

А вы знали о выступлениях Нивы на Дикаре под управлением французских гонщиков?

1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *