Уменьшить радиус поворота на ниве 2131 и трапецеидальные рулевые разницы 21 и 213. Радиус поворота

Нива 4×4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел / Отличия рулевых трапеций 21 и 213. Радиус поворота.

НА РАЗЛАПИСТОЙ «НИВЕ»

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ, АНАТОЛИЙ ФОМИН

ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН

Непреодолимое желание россиян подчеркнуть свою индивидуальность сплошь и рядом находит выражение в принадлежащих им автомобилях. Особенно заметно это у владельцев «Нивы» VAZ 21213 и ее модификаций. Оставим пока в покое «кенгурятники», пластиковые обвесы и прочие хорошо известные прибамбасы. Лучше поговорим о колесах, ибо добрая половина «нив» разъезжает отнюдь не на своих стандартных с шинами ВлИ-5 и ВлИ-10, а совсем на других.

Плечо обкатки во многом определяется конструкцией передней подвески (рис. 1). Отрицательное плечо обеспечивает более устойчивое движение при разгоне и торможении, особенно на дорогах с разным коэффициентом сцепления под колесами (так называемый «микст»). Плечо обкатки точно можно определить лишь по сборочному чертежу передней подвески автомобиля. Однако этого не требуется. Достаточно знать его изменение, которое можно рассчитать по размерам шины и колеса.

Наиболее важный в этом случае параметр — «вылет колеса» (обычно обозначается ЕТ). Способ его самостоятельного замера (для колес с симметричными бортовыми закраинами) показан на рис. 2. Чем меньше ЕТ, тем больше смещение колеса наружу, а плеча обкатки — в положительную сторону. У «Нивы» оно и так положительное, поэтому увеличение и вовсе не желательно — страдает управляемость автомобиля.

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Проиллюстрировать теорию примерами мы решили с помощью редакционного теста. Носителем колес стал VAZ 21214 с 1,7-литровым мотором и моновпрыском GM. Пробег автомобиля к началу работ составил 4650 км. В тесте использовали четыре варианта колес (на автомобильном жаргоне — дисков) с шинами, размеры которых приведены в табл. 1. Эти комбинации были выбраны, как наиболее распространенные и к тому же не требующие переделки ступичных узлов и элементов подвески.

НА СТАРТ, ВНИМАНИЕ, МАРШ!

Результаты измерений (табл. 2) подтвердили наши предположения. Существенное улучшение динамики — одна из причин установки «маленьких» колес. Вторая, скорее, психологическая — показания спидометра в таком варианте становятся уж очень «оптимистичными». Максимальная скорость во всех вариантах была достигнута на четвертой передаче. В базовом (шины ВлИ-10 и стальные колеса) обороты двигателя при максимально достигнутой скорости 126,2 км/ч составили всего 4800 об/мин. В остальных случаях они колебались от 5300 до 5400 об/мин. Таким образом, в заводской комплектации двигатель не выходит на обороты максимальной мощности. Кроме того, с уменьшением диаметра и массы колес повышается эффективность торможения, но главное — хорошо ощущаешь педаль тормоза.

Многие российские водители весьма амбициозны на дороге, а здесь установка «маленьких» колес, помимо всего прочего, не требует затрат на форсировку двигателя или вмешательства в трансмиссию. Добавим психологический эффект от заметно завышающего скорость спидометра, так что убедить вернуться к стандарту будет совсем не просто. Итак, на меньших по диаметру и более легких колесах автомобиль быстрее разгоняется. А если шины еще и импортные, шоссейные, с низким сопротивлением качению и высокими сцепными свойствами — это ли не триумф «домашнего» тюнинга?

При маневрировании в стесненных условиях (выезд со стоянки, парковка) возрастает усилие на рулевом колесе, которое и у стандартной «Нивы» велико. Езда по бездорожью, особенно с глубокими колеями, также доставляет массу проблем. При этом «удары» на руле при проезде поперечных борозд или неглубоких канав становятся сильнее — берегите пальцы.

Установка колес с уменьшенным вылетом усиливает склонность автомобиля к эффекту «закусывания». Попадая одним из передних колес на поверхность с большим сопротивлением качению (рыхлый грунт или плотный снег), автомобиль резко стремится в эту сторону. Причем усилие на руле нарастает рывком, вдобавок неожиданно для водителя. Сохранить заданное направление движения автомобиля в таком случае довольно трудно.

При торможении с 70 км/ч на «миксте» (колеса одной стороны на сухом, другой — на сыром покрытии) стандартный автомобиль удавалось удерживать в заданном коридоре при усилии на тормозной педали до 200-250 Н. «Нива» на 14-дюймовых колесах с уменьшенным вылетом (ЕТ 0) в аналогичных условиях оставалась в обозначенных конусами пределах при усилии на тормозной педали не более 100-150 Н. Тормозной путь при этом увеличивался на 16-18%.

С ростом скорости экстренное торможение на скользкой дороге с неоднородным покрытием может закончиться потерей траекторной устойчивости автомобиля с последующим глубоким заносом задней оси и неконтролируемым вращением.

Любой серийный автомобиль — своего рода баланс конструктивных решений для заданных эксплуатационных требований. Или, если хотите, компромисс. Поэтому незначительное, казалось бы, вмешательство в конструкцию приводит к улучшению одних, но ухудшению других характеристик. Вопрос только в том, удовлетворяет ли это требованиям безопасности и насколько полученный результат приемлем для потребителя.

ЧТО СКАЖЕТ ЗАВОД?

Наши выводы подтвердили специалисты АвтоВАЗа. Автомобили модельного ряда VAZ 21213 на заводе комплектуются колесами 5jх16 с вылетом обода 58 мм. Уменьшение диаметра колеса или увеличение ширины обода без изменения вылета приведет к касанию обода о верхний рычаг поворотного кулака. На автомобили семейства VAZ 21213, VAZ 2120, VAZ 2131 допускается установка колес 5jх15 при вылете 45 мм и 6jх15 при вылете 35 мм. Применение колес с меньшим вылетом недопустимо по условиям управляемости и устойчивости при торможении. Применение 14-дюймовых колес не разрешается. Необходимо учитывать, что с 15-дюймовыми колесами должны использоваться шины такой размерности, внешний диаметр которых близок диаметру шины 175/80R16, принятой для комплектации VAZ 21213. Например: 195/80R15, 205/70R15, 205/75R15.

«ПОДАРОК» ОТ ГИБДД

Любителям «домашнего» тюнинга необходимо знать, что 7 декабря 2000 года был подписан приказ № 1240 министра МВД РФ, регламентирующий деятельность ГИБДД. Один из разделов приказа касается переоборудования автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации. В соответствии с этим документом внесение изменений, влияющих на безопасность движения, в конструкцию серийного автомобиля возможно лишь с разрешения ГИБДД на основании заключения завода-изготовителя или организаций, аккредитованных в Системе сертификации ГОСТ Р. Но это уже отдельный разговор.

Автомобиль VAZ 2121 был изначально задуман для движения по плохим дорогам. Именно поэтому у него высокий дорожный просвет и короткая база. Чтобы увеличить дорожный просвет, на первых опытных образцах «Нивы» применяли диагональные шины М-51 размером 6,70-15 с высотой профиля около 100%. Однако управляемость короткой машины в таком варианте оказалась неудовлетворительной — высокая шина «складывалась» в поворотах. Поэтому решился применить 16-дюймовые покрышки с уменьшенной высотой профиля (ВлИ-5 — около 80%). Радиальные ВлИ-10 с всесезонным рисунком протектора появились через доброе десятилетие, но и их пропорции (175/80R16) далеки от современных идеалов. Выбранный вазовскими специалистами размер во многом продиктован компоновочной схемой «Нивы», по которой запасное колесо помещается исключительно под капотом — а там альтернативы «стандартному» размеру нет.

РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ООО «ПРОМА-КОЛЕСА ИЗ ЛЕГКИХ СПЛАВОВ» ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ

НА ТЕСТ КОЛЕСА И «РАЛЛИ-КЛУБ» ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ АВТОМОБИЛЬ И АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ИСПЫТАНИЯХ.

175/80R16 ВлИ-10 ЕТ 58

205/65R15 «Волтайр VS-20» ЕТ 35

205/55R16 «Семперит-Дирекшн» ЕТ 58

205/70R14 «Таганка М-284» ЕТ 0

Содержание

Arkadi Alekseev
19 Nov 2009

Я как-то ставил ГУР на 21214, трапецию не менял. При этом сошка на рулевом механизме оказалась лишена ограничителей и колеса стали выворачиваться чуть ли не поперек.

Почти понял, но проясни, плиз — ты поставил сошку от механизма «без усилителя» на машинку с ГУРом? Точнее, ставил рулевой механизм с ГУРом, но при этом сменил сошку на ту, какая была прежде? Так?

Arkadi Alekseev
09 Nov 2009

Вот вопрос, кто сталкивался: угол поворота передних колес Нивы невелик. Ограничивают его, по всей видимости, именно ШРУСы.
Когда речь идет о стандартной 21213, например, это не проблема — машина короткая. А если 2131? Радиус поворота устремляется к бесконечности.

Какие варианты с этим совладать?

Нивавод
14 Nov 2009

Не будем наговаривать на Волгу! у нее радиус поворота — 5,5 метра, точно так же, как и у короткой Нивы.

А вот у длинной Нивы радиус поворота 6,3 метра. Заметная разница!

Dron
21 Nov 2009

Про радиус поворота ничего не скажу, ГУР собственно решает проблему(ШНива сейчас, до этого 2121 и 21214-20).

А вообще чисто для города Нива — не подарок. А для выездов на бездорожье, дача, город, справляется на ура.

Только бы карданчики бы еще работали по схемам(W, Z), а не абы как, и было бы счастье  Т.е. отсутствие вибрации

Arkadi Alekseev
11 Nov 2009

Нивавод, я для упрощения вопроса сказал про 2131, на самом деле у меня, как в профайле написано, Надежда. Она по ходовой точный аналог длинной Нивы.

Rtty
19 Nov 2009

Я как-то ставил ГУР на 21214, трапецию не менял. При этом сошка на рулевом механизме оказалась лишена ограничителей и колеса стали выворачиваться чуть ли не поперек. Она так и ездит, ограничителем являются колеса (там грязевой Сильверстоун на 30 дюймов), которые в крайнем положении упираются в лонжероны, а также крайние наконечники рулевых тяг, которые упираются в амортизаторы. Но хозяин спортсмен и ничего ограничивать не хочет, ему в лесу даже такого уменьшенного радиуса поворота не хватает. ШРУСы же при этом чувствуют себя совершенно нормально.

Отец Федор
10 Nov 2009

С рулеткой вокруг машин не ходил, говорю лишь о личных впечатлениях.

Zlodey
14 Jul 2010

Там на рулевой сошке имеется два отлива которые упираются своими концами в болты крепления рулевой колонки, можно эти оливы спилить, тогда руль будет поворачиваться на больший угол

У товарищей были 2 длинных НИВЫ. Ездили мы на них много. Порой сам оказывался за рулем то одной, то другой. То, что радиус разворота уходит в бесконечность, подтвердить не смогу , но для маневров по узким коридорам и проездам гаражных кооперативов запас приходилось брать примерно как на ВОЛГЕ. Кстати, для разворотов/парковок/заруливаний в гаражи (в тесном пространстве) я всегда использовал пониженную передачу. Удобнее дозировать тягу в приятной близости от шершавой кирпичной стены. И на душе спокойнее .

Нивавод
01 Dec 2009

Я поставил рулевое в сборе с сошкой, то есть старая сошка ушла в металлолом вместе со старым рулевым. Трапецию и маятник не трогал.Дело в том, что упоры на сошке перестали во что-либо упираться Я не разбирался в чем там дело и куда они по замыслу разработчиков механизма должны были упереться Клиент доволен и переделывать отказывается. Пока отказывается

А еще интересно:  10 лучших шин для Шевроле Нивы – рейтинг 2021
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *