Содержание
УАЗ и Нива – особенности
УАЗ изначально создавался как военный автомобиль. Его основным предназначением было движение в колонне или буксирование мелких орудий и техники в условиях военного времени. Для этого создатели обеспечили его надежными узлами и агрегатами, которые легко подлежат ремонту и обслуживанию.
Благодаря своей крепкой конструкции, он использовался не только в войсках, но и в других отраслях – сельское хозяйство, геологические разведывательные работы. В тех местах, где дороги разбитые. Там где нет дорог в принципе, но есть направления. Особенности УАЗ – надежная конструкция рамы, отсутствие комфорта для водителя и пассажиров. Нива создавалась как автомобиль для сельской местности с комфортным проездом по проселочным дорогам. Она создавалась из основных узлов и агрегатов «Жигулей». На момент выпуска считалась первым внедорожником на территории СССР. Много автомобилей этой марки уходили на экспорт в страны ближнего зарубежья, где по достоинству были оценены гражданами этих стран.
Вопрос выбора, что лучше для бездорожья Нива или УАЗ, волнует многих автолюбителей еще на стадии планирования покупки. В первую очередь, рассматривают соотношение цены и качества автомобиля.
Так, покупая современный подержанный внедорожник, его стоимость будет уходить далеко за 700 тысяч рублей. И это притом, что их предназначение эксплуатация в городских условиях, а не для непроходимого бездорожья.
Цена же подержанных УАЗ или Нивы намного меньше, и зависит от состояния транспортного средства. На состояние автотранспорта, главным образом, влияет стиль вождения, особенности обслуживания и ухода предыдущего хозяина.
Можно найти образцы с ценовым диапазоном около 100 тысяч рублей, которые идеально подойдут для поездок на рыбалку или охоту.
УАЗ – характеристики
Особенности УАЗ позволяют сделать вывод о наличии положительных достоинств:
- более мощный двигатель, что позволяет преодолевать препятствие – ямы, канавы;
- наличие прочной рамы – может проехать в лесу, не замечая небольшие кусты и деревья;
- редкий ремонт автомобиля, благодаря прочности и надежности всех агрегатов.
Но при наличии положительных качеств существуют и недостатки:
- масса автомобиля зависит от комплектации и может составлять более 2 тонн – если владелец умеет пользоваться достоинствами своего «вездехода», то он преодолеет любое препятствие благодаря своему тяжелому весу. А если владелец без опыта, то большой вес автомобиля только будет способствовать закапыванию внедорожника в грунт;
- больший расход топлива, что объясняется мощным двигателем.
Модели и модификации УАЗ
маркаДВИГАТЕЛЬКОРОБКА ПЕРЕДАЧРАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКАМОСТЫПОДВЕСКА (передняя)РАДИАЛЬНЫЕ ШИНЫРулевое управлениеКУЗОВСИДЕНЬЯ (мест)ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКАЯЩИК для документовЛЕГКОСЬЕМНЫЙ СТОЛИКУДЛИНЕННАЯ БАЗАРУЧНАЯ СБОРКАЭЛЕКТРОБЛОКИРОВКА ДВЕРЕЙотопитель-подогревательЧАСЫкрасный крестподлокотникипривод запора капотаФАРООЧИСТИТЕЛЬАУДИОПОДГОТОВКАМУФТА ЭЛМОШУМОИЗОЛЯЦИЯ NS-3160РЕМЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИМУФТА ОТКЛЮЧЕНИЯ ВЕНТИЛЯТОРА УМЗ-4178 76 (л. ) 2,4 л 3МЗ-4021 74 (л. ) 2,4 л УМЗ-4218 84 (л. ) 2,89 л 3МЗ-4104 84 (л. ) 2,89 лСТАНДАРТНЫЙРЕДУКТОРНЫЙРЕССОРНАЯПРУЖИННАЯГИДРОУСИЛИТЕЛЬрулевое колесо 3160 или «ДАРФ»замок зажигания с противоугонным устройствомрулевой механизм винт-шариковая гайка (без ГУРа)ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛ-ЙКРАСКАОЦИНКОВКАВЫСОКАЯ КРЫШАТЕНТдверь задка распашнаяЛЮКМЯГКАЯ ОБИВКА САЛОНАОБЫЧНЫЕКОМФОРТАБЕЛЬНЫЕОТКИДНЫЕКЕНГУРИННАРУЖНЫЕ пласт накладки (МОЛДИНГИ)ПЛАСТИКОВАЯ ПАНЕЛЬ ПРИБОРОВУАЗ -31512 — легковой тентованыйУАЗ-31512*4-х**МЛ-12*комб52***УАЗ-3151234СТ90-1 «Андория»5-хММ****МЛ-12*комб52*тип 3153***УАЗ-315123-0174СТ90-1 «Андория»4-х****МЛ-12*комб52*тип 3153***УАЗ-31512-410**4-х**МЛ-12*комб52***УАЗ-315123-410*4СТ90-1 «Андория»5-хММ****МЛ-12*комб52*тип 3153***УАЗ-315123-417*4СТ90-1 «Андория»4-х****МЛ-12*комб52*тип 3153***УАЗ-315126*4-х**МЛ-12*комб52***УАЗ-315126-410 **4-х**МЛ-12*комб52***УАЗ-315122*4-х**МЛ-12*комб52***УАЗ-315122-410**4-х**МЛ-12*комб52***УАЗ-31512-10*4-х**МЛ-12*комб52***УАЗ-31512-410-10**4-х**МЛ-12*комб52***УАЗ-315126-10*4-х**МЛ-12*комб52***УАЗ-315126-410-10**4-х**МЛ-12*комб52***УАЗ-315122-10*4-х**МЛ-12*комб52***УАЗ-315122-410-10**4-х**МЛ-12*комб52***УАЗ-31512-031*4-х**МЛ-12*комб52***УАЗ-31512-431 **4-х**МЛ-12*комб52***УАЗ-315122-031*4-х**МЛ-12*комб52***УАЗ-315122-431**4-х**МЛ-12*комб52***УАЗ -31514 — «ЛЮКС» — легковой , металлическая крыша , двигатель 2,4 литраУАЗ-31514-012*4-х*****МЛ-12комб52*****УАЗ-31514-412**4-х*****МЛ-12комб52*****УАЗ-315142-012*4-х*****МЛ-12комб52*****УАЗ-315142-412**4-х*****МЛ-12комб52*****УАЗ-31514-012-10*4-х*****МЛ-12комб52*****УАЗ-31514-412-10**4-х*****МЛ-12комб52*****УАЗ-315142-012-10*4-х*****МЛ-12комб52*****УАЗ-315142-412-10**4-х*****МЛ-12комб52*****УАЗ-31514-017*4-х*****МЛ-12комб52*******УАЗ-3151434СТ90-1 «Андория»5-хММ*****МЛ-12комб52**тип 3153*****УАЗ-315143-0174СТ90-1 «Андория»4-х*****МЛ-12комб52**тип 3153*****УАЗ-31514-417 **4-х*****МЛ-12комб52*******УАЗ-315143-410 *4СТ90-1 «Андория»5-хММ*****МЛ-12комб52**тип 3153*****УАЗ-315143-417 *4СТ90-1 «Андория»4-х*****МЛ-12комб52**тип 3153*****УАЗ-315146-017*4-х*****МЛ-12комб52*******УАЗ-315146-417 **4-х*****МЛ-12комб52*******УАЗ-315142-017*4-х*****МЛ-12комб52*******УАЗ-315142-417**4-х*****МЛ-12комб52*******УАЗ-31514-017-10*4-х*****МЛ-12комб52*******УАЗ-31514-417-10 **4-х*****МЛ-12комб52*******УАЗ-315142-017-10*4-х*****МЛ-12комб52*******УАЗ-315142-417-10 **4-х*****МЛ-12комб52*******УАЗ-31514-037*4-х******МЛ-12комб52*******УАЗ-31514-437 **4-х******МЛ-12комб52*******УАЗ-315142-037*4-х******МЛ-12комб52*******УАЗ-315142-437 **4-х******МЛ-12комб52*******УАЗ-315148дизель ЗМЗ-5145-хММ*******МЛ-12комб52**тип 3153******УАЗ-315148-410*дизель ЗМЗ-5145-хММ*******МЛ-12комб52**тип 3153******УАЗ -31516 — «ЛЮКС» — легковой , металлическая крыша , двигатель 2,4 литра, впрыскУАЗ-31516-017впрыск-УМЗ-420 (89 лс) 2,4 литра4-х*******МЛ-12комб52********УАЗ-31516-417*впрыск-УМЗ-420 (89 лс) 2,4 литра4-х*******МЛ-12комб52********УАЗ-31516-017-10впрыск-УМЗ-420 (89 лс) 2,4 литра4-х*******МЛ-12комб52********УАЗ-31516-417-10*впрыск-УМЗ-420 (89 лс) 2,4 литра4-х*******МЛ-12комб52********УАЗ -31519 — «ЛЮКС» — легковой , металлическая крыша , двигатель 2,89 литраУАЗ-31519-017*4-х*******МЛ-12комб52********УАЗ-31519-417 **4-х*******МЛ-12комб52********УАЗ-315192-017*4-х*******МЛ-12комб52********УАЗ-315192-417**4-х*******МЛ-12комб52********УАЗ-31519-017-10*4-х*******МЛ-12комб52********УАЗ-31519-417-10 **4-х*******МЛ-12комб52********УАЗ-315192-017-10*4-х*******МЛ-12комб52********УАЗ-315192-417-10**4-х*******МЛ-12комб52********УАЗ-31519-037*4-х*******МЛ-12комб52********УАЗ-31519-437 **4-х*******МЛ-12комб52********УАЗ-315192-037*4-х*******МЛ-12комб52********УАЗ-315192-437**4-х*******МЛ-12комб52********«СТРЕЧ-ЛЮКС» (удлиненная база и кузов), легковой , металлическая крыша ,УАЗ-3153-013*4-х*******МЛ-12**54*тип 3153*тип 3153*тип 3153********УАЗ-315302-013*4-х*******МЛ-12**54*тип 3153*тип 3153*тип 3153********УАЗ-3159-020инжектор-ЗМЗ-409 (128 лс) 2,7 литра5-тиММредукт, колея увел. до1600 мм******Эмаль 2-к***54*тип 3159*тип 3159*тип 3159**********УАЗ -3160 -«ДЖИП 4х4 повышенной комфортабельности»УАЗ-31601-012421. 10-10 (бенз. )4-хММспайсер******МЛ-1111***52*ППУ 3160*********УАЗ-31601-011421. 10-10 (бенз. )5-тиММспайсер******МЛ-1111***52*ППУ 3160*********УАЗ-31604-016дизель VM 4255-тиММспайсер******МЛ-1111***52*ППУ 3160***********УАЗ-31605-011инжектор-4213. 105-тиММспайсер******МЛ-1111**мех. *52**ППУ 3160***********УАЗ-31602-011инжектор-ЗМЗ-409 (128 лс) 2,7 литра5-тиММспайсер******МЛ-1111**мех. *52**ППУ 3160***********УАЗ-31608-011дизель ЗМЗ-5145-тиММспайсер******МЛ-1111**мех. *52**ППУ 3160***********УАЗ-31608-010дизель ЗМЗ-5145-тиММспайсер******МЛ-1111**мех. *52**ППУ 3160***********УАЗ-31622-021инжектор-ЗМЗ-409 (128 лс) 2,7 литра5-тиММспайсер******МЛ-1111**мех. *54**ППУ 3160************УАЗ-31622-050инжектор-ЗМЗ-409 (128 лс) 2,7 литра5-тиММспайсер******МЛ-1111**мех. *54**ППУ 3162************УАЗ — 3303 — грузовой, бортовойУАЗ-3303-024*4-х**кабинаМЛ-12*24*УАЗ-330306-024*4-х**кабинаМЛ-12*24*УАЗ-330302-024*4-х**кабинаМЛ-12*24*УАЗ-33039-024*4-х***кабинаМЛ-12*24**УАЗ-330392-024*4-х***кабинаМЛ-12*24**УАЗ-33036*4-х****ДАРФкабинаМЛ-12**24******УАЗ-330362*4-х****ДАРФкабинаМЛ-12**24******УАЗ-39095*4-х****ДАРФкабина с багажной полкойМЛ-12***24******УАЗ-390952*4-х****ДАРФкабина с багажной полкойМЛ-12***24******УАЗ — 39094 — бортовой «фермер» со сдвоенной кабинойУАЗ-39094*4-х****ДАРФдвойная кабинаМЛ-12***54******УАЗ-390942*4-х****ДАРФдвойная кабинаМЛ-12***54******УАЗ-39094-018*4-х****ДАРФдвойная кабинаМЛ-12***5А4******УАЗ-390942-018*4-х****ДАРФдвойная кабинаМЛ-12***5А4******УАЗ — 3741 — грузовой, фургон. *УАЗ-3741*4-х***МЛ-12*2*УАЗ-374106*4-х***МЛ-12*2*УАЗ-374102*4-х***МЛ-12*2*УАЗ-37419*4-х****МЛ-12*2**УАЗ-374192*4-х****МЛ-12*2**УАЗ — 3909 — специальный -«фермер», грузопассажирскийУАЗ-3909*4-х***МЛ-12*52**УАЗ-390906*4-х***МЛ-12*52**УАЗ-390902*4-х***МЛ-12*52**УАЗ-39099*4-х****МЛ-12*52***УАЗ-390992*4-х****МЛ-12*52***УАЗ — 39625 — специальный, грузопассажирскийУАЗ-39625*4-х***МЛ-12*26**УАЗ-396252-03*4-х***МЛ-12*26**УАЗ-396259*4-х****МЛ-12*26***УАЗ-396252*4-х****МЛ-12*26***УАЗ — 3962 — санитарныйУАЗ-3962*4-х***МЛ-12*27**УАЗ-396206*4-х***МЛ-12*27**УАЗ-396202*4-х***МЛ-12*27**УАЗ-39629*4-х****МЛ-12*27***УАЗ-396292*4-х****МЛ-12*27***УАЗ-3962-016*4-х***МЛ-12**36**УАЗ-396202-016*4-х***МЛ-12**36**УАЗ-39629-016*4-х****МЛ-12**36***УАЗ-396292-016*4-х****МЛ-12**36***УАЗ — 2206 — автобусУАЗ-2206*4-х***МЛ-12*11*УАЗ-220606*4-х***МЛ-12*11*УАЗ-220602*4-х***МЛ-12*11*УАЗ-22069*4-х****МЛ-12*11**УАЗ-220692*4-х****МЛ-12*11**УАЗ-2206-04*4-х***МЛ-12**9***УАЗ-220602-04*4-х***МЛ-12**9***УАЗ-22069-04*4-х****МЛ-12**9****УАЗ-220692-04*4-х****МЛ-12**9****УАЗ-2206-033*4-х***МЛ-12**2ед*11***УАЗ-220602-033*4-х***МЛ-12**2ед*11***УАЗ-22069-033*4-х****МЛ-12**2ед*11****УАЗ-220692-033*4-х****МЛ-12**2ед*11****Примечание:* — комплектация технологическая ( КД — не разрабатывается) отличается от базовой снятием верха кузова для транспортировки. ММ — мелкомодульная раздаточная коробка.
Нива – достоинства и недостатки
Специалисты из основных достоинств данной марки автомобиля выделяют:
- небольшая масса автомобиля 1850 кг, что предпочтительнее в случае застревания в грязи, так как вероятность вытолкнуть ее возрастает;
- комфортный салон – удобные сиденья, мягкий ход автомобиля;
- пониженный расход топлива.
Недостатками при эксплуатации являются:
- багажник достаточно небольшой для использования в сельской местности;
- меньший срок службы узлов и агрегатов;
- отсутствие рамы – не стоит эксплуатировать в местностях с небольшими деревьями
- неудобство в посадке или высадке пассажиров на заднее сиденье – в случае, если автомобиль трехдверный.
ВАЗ-21213 технические характеристики
Годы выпуска1993-2000Тип кузовауниверсал, 3-х дверныйКоличество мест5Другое названиеНиваКолесная формулаНиваГабариты ВАЗ-2121
Длина3720 мм. Ширина1680 мм. Высота1640 мм. Колесная база2200 мм. Колея передних колес1430 мм. Колея задних колес1400 мм. Дорожный просвет220 мм. Размер колес175/80 R16Объём багажника265/980 л. Снаряженная масса1210 кг. Допустимая масса1610 кг. Тип привода4 х 4 с возможностью блокировки межосевого дифференциалаДвигатель ВАЗ-21213 1. 7
Марка21213Система питаниякарбюраторОбъём двигателя1690 см. 3Мощность79 л/с. при 5400 об/мин. Максимальный крутящий момент130 Н*м при 3400 об/мин. Раположение распредвалаверхнееКоличество цилиндров4Количество клапанов8Диаметр цилиндра80 мм. Ход поршня82 мм. Степень сжатия9,3Марка бензинаАИ-92Двигатель ВАЗ-21214 1. 7 i
Марка21214Система питанияраспределенный впрыскОбъём двигателя1690 см. 3Мощность81 л/с. при 5000 об/мин. Максимальный крутящий момент128 Н*м при 4000 об/мин. Раположение распредвалаверхнееКоличество цилиндров4Количество клапанов8Диаметр цилиндра80 мм. Ход поршня82 мм. Степень сжатия9,3Марка бензинаАИ-95Двигатель ВАЗ-21217 1. 6
Марка21217Система питаниякарбюраторОбъём двигателя1569 см. 3Мощность73 л/с. при 5400 об/мин. Максимальный крутящий момент114 Н*м при 3400 об/мин. Раположение распредвалаверхнееКоличество цилиндров4Количество клапанов8Диаметр цилиндра80 мм. Ход поршня79 мм. Степень сжатия8,5Марка бензинаАИ-92Трансмиссия ВАЗ-2121Сцеплениесухого типаТип трансмиссии5-МКППРаздаточная коробка2-х ступенчатаяТормоза передние/задниеДисковые/барабанныеРулевое управлениечервячный редукторТип передней подвескивинтовая пружинаТип задней подвескивинтовая пружинаЭксплуатационные характеристикиМаксимальная скорость137 км/чВремя разгона до 100 км/ч. 137 км/чРасход топлива в городе/по трассе19 с. Объём топливного бака43 л.
Модификации двигателя ВАЗ-21214
21214-41модификация с насосом гур, со стальным сварным коллектором,гидроопоры ЯЗТА, Евро 3. 21214-34модификация без насоса гур, с чугунным коллектором,гидроопоры INA, Евро 3. 21214-33модификация с насосом гур, с чугунным коллектором,гидроопоры INA, Евро 3. 21214-32модификация с насосом гур, с чугунным коллектором,гидроопоры INA, топливные трубки под быстрые разъемы,маховик под сцепление 215мм,Евро 3. 21214-31модификация с насосом гур, со стальным сварным коллектором,гидроопоры INA,Евро 4. 21214-30модификация без насоса гур, со стальным сварным коллектором,гидроопоры INA,Евро 4.
Нива или УАЗ для бездорожья
Что лучше УАЗ или Нива для бездорожья – это предмет для спора многих автолюбителей. Со времен выпуска первых автомобилей этих марок мнение людей не сходится в этом вопросе. Проводилось много спортивных автомобильных соревнований, краш-тестов по результатам которых победители менялись. К финалу приходили то одна, то другая марка отечественной автомобильной промышленности.
На практике многое зависит, в первую очередь от водителя. Это уровень опыта, манера вождения и даже характер самого автовладельца. Один и тот же водитель может показать одинаковые результаты при тестировании машины в одних и тех же условиях.
Также немаловажным условием для благополучного пересечения местности без дорог будет наличие хорошей резины на автомобиле.
Используя любой из автомобилей, следует помнить несколько основных правил. Если машина буксует и стоит на месте, то не давить на педаль газа. А попробовать применить технику назад-вперед – отъехать назад в сторону, чтоб съехать с колеи. Затем попробовать двинуться вперед.
Необходимо проявлять русскую смекалку – подложить под колеса ветки, камни и прочие подручные предметы. Это поможет колесам повысить сцепление с поверхностью.
В любом случае при выборе машины стоит задать себе вопросы «Для чего мне нужен автомобиль? В каких условиях я его буду эксплуатировать?». Если использовать только на бездорожье, то следует приглядеться к УАЗ. Если же комбинирование применение – городские и проселочные дороги, то стоит рассмотреть покупку Нивы.
Планируя покупку внедорожника для бездорожья, желательно рассмотреть все достоинства и недостатки и, только потом, совершить желанную покупку. В этом случае ожидаемый результат принесет радостные моменты при поездках на природу.
https://youtube.com/watch?v=MQWJVrpFxpE%3Ffeature%3Doembed
Что новенького?
Материалы по теме
Годы идут, а трогается «шнива» как и прежде: отпускаешь сцепление, секунду с характерным хрустом цепляются друг за друга шестеренки в трансмиссии – и только после этого машина начинает разбег. Если, конечно, это можно назвать разбегом: после адаптации двигателя под Евро‑5 скорость Chevrolet Niva набирает в час по чайной ложке. А если в машине пятеро да багажник забит под завязку, ускорение совсем грустное. На холмистых участках шоссе приходится сбрасываться не то что на четвертую – на третью! Так мы ездили и на Ниве-прародительнице тридцать лет назад – только сбрасывались с четвертой до второй.
Потери на трение в трансмиссии колоссальные: отпускаешь педаль – и машина замедляется так, словно это электромобиль в режиме рекуперации. Только вся энергия на ветер. На стоянке «шеви» можно вообще не ставить на ручник – какой смысл, если и так не катится?
Эти приборы ведут свою родословную от ВАЗов 1990‑х годов. Эти приборы ведут свою родословную от ВАЗов 1990‑х годов. Мультимедиасистема – на платформе Windows CE 6. 0, со встроенным навигатором Navitel. Интерфейс понятный, отклики на нажатия самые быстрые. Мультимедиасистема – на платформе Windows CE 6. 0, со встроенным навигатором Navitel. Интерфейс понятный, отклики на нажатия самые быстрые. Мультимедийка крепится к передней панели саморезами, и это не добавляет салону эстетичности. Мультимедийка крепится к передней панели саморезами, и это не добавляет салону эстетичности.
Интерьер устарел навсегда, и легкими мазками его не исправить. А то, что на машине 2019 года выпуска рулевая колонка не регулируется, – вообще немыслимо. На этой панели – дублирующие мультимедийку кнопки. Плюс разъем USB и слот для SD-карты. Два рычага управления трансмиссией – вчерашний день. Но еще больше удручает то, что они безвольно вращаются вокруг своей оси.
Капот и моторный щит теперь лучше шумоизолированы, но главная беда не преодолена – двигателю остро не хватает мощности.
Зато Niva удивила отличной шумоизоляцией. Благодаря более толстой «шубе» на моторном щите, капоте, дверных и потолочных панелях, а также заглушкам во многих технологических отверстиях, в салоне теперь тихо, как на заводе в обеденный перерыв. Столь эффективной шумки нет ни у Дастера, ни у Патриота.
И всё же главное приобретение «шнивы» – прикрученный к центральной консоли саморезами мультимедийный комплекс с семидюймовым сенсорным экраном (раньше вместо него стояла простенькая однодиновая магнитола). Выглядит не сказать чтобы изящно, но к функционалу вопросов нет: навигатор (с картами Navitel), блютус, USB- и SD-разъемы, камера заднего вида с яркой картинкой – большего и не пожелаешь. Самое интересное, что эту мультимедийку дилеры готовы «прикрутить» и к ранее купленным машинам. Цена обжигает – 50 000 рублей. Думаю, спрос на услугу будет почти нулевым. «Мне она точно ни к чему», – смеется Крапива.
Сиденья – лучшие в тройке. Отличный профиль, выверенная жесткость набивки – не устаёшь даже после многочасовой поездки. На водительской двери – только две кнопки стеклоподъемников. Сзади – простые «вёсла».
Второй ряд самый тесный: втроем не усядешься.
Занятное новшество – откидной подлокотник. Перевернул – и вот тебе импровизированная тумбочка.
USB-порт между передними креслами в «шниве» появился еще в прошлом году.
Из того, что появилось на «шниве» в последнее время, надо отметить на редкость удобные сиденья и занятный центральный подлокотник: откинув его назад, задние пассажиры получают подставку с подстаканниками. И важно, что в серийное оснащение вошли две фронтальные подушки безопасности.
Благодаря многократным модернизациям нынешняя Niva гораздо удобнее и приятнее той, что встала на конвейер семнадцать лет назад. Но всё равно недочетов в ней – как семечек в арбузе. Почему рычаги трансмиссии крутятся вокруг своей оси? Отчего вентилятор уже на первой скорости создает такой гул, что «идти на повышение» нет никакого желания? И как можно в наши дни обойтись без регулировки рулевой колонки?
К приборам претензий нет. Трип-компьютер слишком мало знает. По крайней мере, данные о расходе топлива он замалчивать не должен. Стесняется?К приборам претензий нет. Трип-компьютер слишком мало знает. По крайней мере, данные о расходе топлива он замалчивать не должен. Стесняется? Запасное колесо перекрывает едва ли не треть изображения с камеры заднего вида. Запасное колесо перекрывает едва ли не треть изображения с камеры заднего вида. УАЗ – с климат-контролем, а у конкурентов может быть только кондиционер. УАЗ – с климат-контролем, а у конкурентов может быть только кондиционер.
Больше всего воздуха – в Патриоте. И комплектация богатая, есть даже обогрев руля.
В частоте модернизаций УАЗ Патриот ничуть не уступает «шниве» – вот и прошлой осенью он обновился. Серьезной реновации подвергли шасси. Перекалиброваны передние и задние амортизаторы, диаметр стабилизатора поперечной устойчивости уменьшен с 21 до 18 мм, а вместо трехлистовых задних рессор использованы двухлистовые (их жесткость снижена на 6%). Неразрезной передний мост получил открытые поворотные кулаки – с ними радиус разворота сократился на 0,93 метра!
Есть подвижки и в части управляемости: Патриот на прямой больше не требует подруливаний, в поворотах появилась какая-никакая стабильность. Конечно, до кроссоверов ему как до Луны, но на фоне прежней машины – очевидный прогресс.
Сиденья отличаются чрезмерной жесткостью подушки и широко расставленными боковыми валиками спинки.
Сзади – королевский простор. Патриот – самый подходящий вариант для поездок большой компанией.
Обогрев заднего ряда – только в Патриоте.
За подключение полного привода и понижайки отвечает шайба, а опционная (39 000 рублей) блокировка заднего дифференциала включается кнопкой.
Отдельное спасибо за модернизированный двигатель. Раньше мотор выдавал скромные для большого рамника 135 л. и 218 Н·м, теперь иной расклад: 150 сил и 235 Н·м. Причем на пик тяги заволжский атмосферник выходит при 2650 об/мин вместо прежних 3900 об/мин. Как следствие – уверенный разгон на малых оборотах. Мало того, Патриот теперь позволяет активничать: от «шнивы» он уезжает, как от стоячей. Только поспевай щелкать рычагом механики.
Коробка тоже модернизирована: передачи включаются точнее, ход рычага уменьшился. Сам рычаг теперь составной – с промежуточным демпфером, призванным снизить вибрации. Призван-то он призван, вот только никуда они не делись! Миритесь. УАЗ без вибраций – всё равно что ребята из ZZ Top без бороды.
По французской традиции оцифровка спидометра – «нечетная». По французской традиции оцифровка спидометра – «нечетная». Мультимедийка теперь способна взаимодействовать со смартфонами посредством Android Auto и Apple CarPlay. Мультимедийка теперь способна взаимодействовать со смартфонами посредством Android Auto и Apple CarPlay. Блок управления «музыкой» закреплен на рулевой колонке. Привыкаешь быстро. Блок управления «музыкой» закреплен на рулевой колонке. Привыкаешь быстро.
Интерьер Renault – простецкий. От «иномарки» подспудно ожидаешь большего.
В салоне Патриота только одно новшество – ручки на стойках крыши. В остальном всё тот же букет плюсов и минусов. В активе (как в рекламе) просторище! Оснащение хорошее, взять хотя бы климат-контроль и обогрев руля. Неплоха и эргономика. В пассиве – куча досадных недоработок. Как, ну как может запаска перекрывать обзор камере заднего вида? А кто догадался приладить хвостик с USB-разъемом в бардачке? Приспичило мне на ходу послушать любимый трек: открыл крышку, нащупал провод с гнездом, попытался вставить в него флешку одной рукой – не тут-то было! Чертыхаясь, остановился и, наконец, справился. Автор этой схемы или с тремя руками, или мазохист.
Дастеровским сиденьям остро не хватает длины подушки. Да и регулировка поясничного упора не помешала бы.
Сзади заметно просторнее, чем в «шниве», но до Патриота еще далеко.
К услугам задних пассажиров – 12‑вольтовая розетка и глубокий подстаканник.
За управление полноприводной трансмиссией отвечает удобная шайба.
На фоне Нивы и Патриота Duster воспринимается как птица более высокого полета. У него точнее руль, выше запас устойчивости в поворотах, в S‑образных связках на нем куда проще. Уровень вибраций наименьший. С шумами лидерство тоже могло быть за Дастером, но наша машина обута в «зубастые» внедорожные шины BFGoodrich, которые на магистральных скоростях гудят, как электроподстанция. Зато саунд двигателя приглушенный. На скорости 100 км/ч стрелка тахометра застывает на 2500 об/мин, а в Ниве и Патриоте – на трех тысячах. Вот что значит шесть ступеней в коробке! УАЗу такая точно не помешает. А Chevrolet «лишнюю» ступень не потянет – мотора «мало».
В отличие от сегодняшних соперников, Duster обновился лишь на уровне нюансов. Появился красивый руль с пухлым ободом. Обогрев ветрового стекла теперь включается отдельной кнопкой. А мультимедийка коннектится со смартфонами через Android Auto и Apple CarPlay. Неплохо, но хотелось бы большего. Я не отказался бы от наружных зеркал покрупнее, сидений с длинной подушкой от Каптюра и регулировки руля по вылету. Но – нет.
Речной флот
– Река в этом месте не очень глубокая. Если поедете за мной след в след, за трактором бежать не придется.
Через полминуты Лада 4×4 оказалась на противоположном берегу речушки. А ну-ка, Патриот!
Раз плюнуть! Даже переднюю ось не пришлось подключать. Так, считай, сполоснул запылившиеся мосты.
За рулем Дастера я поначалу осторожничал, но он совсем не неженка. Спокойно идет на второй и даже на третьей передаче без попыток заглохнуть.
А вот «шнива» огорчила. Нет, она не забуксовала, но чахлый мотор вновь дал о себе знать: стóит переключиться на вторую, обороты падают настолько, что приходится срочно втыкать первую. А ведь Лада 4 × 4 здесь пронеслась как угорелая! И только Chevrolet дал течь: после первого же заезда под ковриками захлюпала вода.
Ход подвески солиден, но уж если колёса оторвались от земли, Chevrolet беспомощно встанет – межосевая блокировка тут не поможет.
По броду «шнива» идет уверенно, но так же уверенно и набирает в салон воду.
Из-за чахлого мотора Niva смогла забраться в горку лишь на первой передаче и на пониженном ряду в раздатке.
Поразительно: на улице жарит солнце, а в тенистом пролеске рядом с крапивинским домом – грязища. Сашина Лада здесь в родной стихии. Ползает по грязюке с уверенностью водомерки, нет и намека на застревание. Chevrolet Niva тоже не промах: пробирается по размытым колеям с похвальным упорством и уверенностью. Половиной успеха «шнива» обязана шинам Cordiant All-Terrain, которые в грязи гребут как черти.
На Дастере ничуть не менее «злые» покрышки BFGoodrich, – во многом благодаря им Renault идет след в след за «шнивой», не давая повода усомниться в своих способностях.
Очень уместна в грязи и «тракторная» первая передача, частично заменяющая понижайку. Но рано радовались: возникла необходимость сдать назад – и эффект понижайки исчез, ведь у задней передачи передаточное отношение вполне себе легковое. Пришлось подыграть сцеплением, но так его и спалить недолго. Как ни крути, а на серьезном бездорожье демультипликатор – штука нужная.
Ход подвески у Патриота самый большой. При вывешивании колеса срабатывает электронная имитация блокировки – и УАЗ выкарабкивается. В ходе наших испытаний задняя блокировка не потребовалась ни разу.
Патриот водных процедур не боится. Ему бы поглубже занырнуть!
В 37‑процентный подъем Патриот заезжает в охотку. С прежним движком подобной бойкости и близко не было.
Патриот? Умудрился и повеселить, и огорчить. С одной стороны, кондовое шасси позволяет не миндальничать, нахрапом пересекать колеи по колено и смело наезжать колесами на внушительные каменюки. Но обут он в шины с практически шоссейным профилем. На черноземе они моментально замыливаются, так что в грязи лучше не останавливаться, иначе тут же забуксуешь.
Так и вышло: Патриот засел. Ну ничего, Сашка на Ладе выдернул его на раз. И всё же снижать Патриоту оценку за проходимость не станем: на внедорожных шинах такого конфуза не случилось бы.
– Я тут присмотрел отличный ров. Можно раскорячить машины в диагональном вывешивании, заодно и ход подвесок проверим, – заговорщицки улыбается Крапивин.
Едем! Не прошло и минуты, как его Лада вывесила правое заднее колесо, которое беспомощно вращалось. Машина замерла на месте – межколесной блокировки же нет. Крапиву это не смутило – он выбрался из своей «апельсинки» и, чуть подтолкнув ее, вернул «зацеп». Прыгнул за руль и как ни в чем не бывало поехал дальше. Фокусник!
Для Дастера диагональное вывешивание – не препятствие. Электронная имитация межколесных блокировок работает толково.
Duster не только бодро пылит, но и не пасует перед водными преградами.
«Тарированный» подъем Duster одолевает играючи – на второй передаче и без разгона.
С Chevrolet этот номер не прошел – сказались лишние два центнера массы. Столкнуть машину с диагоналки вручную не получилось, пришлось скатываться назад. Но, справедливости ради, ход подвески у Нивы весьма достойный.
Настоящим же чемпионом «диагонали» стал УАЗ, преодолевший ров без отрыва колес от земной тверди. Чтобы проверить, как Патриот ведет себя при диагональном вывешивании, пришлось устраивать перезаезд в совсем гиблой канаве. А ему сам черт не брат! Как только УАЗ приподнял «лапу», ESP сымитировала блокировку, и он как ни в чем не бывало поехал дальше.
Duster тоже не спасовал перед рвом, но до Патриота ему далеко. А всё потому, что ход подвески по-кроссоверному скромный и вывешивание происходит очень быстро.
На десерт – стометровый грунтовый подъем с уклоном 37 %. «Апельсинка» Крапивы залетает на него на второй передаче без предварительного разгона, но запас тяги под педалью практически отсутствует.
В грязи приходится всё время крутить двигатель: ехать внатяг не получается. В грязи приходится всё время крутить двигатель: ехать внатяг не получается. Бездорожье для УАЗа – что дом родной. Жаль только шины моментально замыливаются в грязи. Бездорожье для УАЗа – что дом родной. Жаль только шины моментально замыливаются в грязи. Шины BFGoodrich превращают Duster в отличный вездеход, которому нипочем даже размытый чернозем. Шины BFGoodrich превращают Duster в отличный вездеход, которому нипочем даже размытый чернозем.
У Патриота запаса хоть отбавляй! Он спокойно совершает восхождение даже без подгазовки. Хочешь ускориться? Нет проблем! Просто добавляешь газ, и УАЗ без раздумий набирает ход. Новый двигатель серии Pro реально хорош.
Дастеру холм покорился тоже без особого напряга, разве что обороты надо держать повыше – внизу запасец не такой солидный, как у Патриота.
УАЗ забуксовал из-за ошибки водителя, который сбросил скорость в размытой колее. Но если такое случится по непредвиденным обстоятельствам (вдруг пенек на пути?), шансов выбраться самостоятельно на замыленных «асфальтовых» шинах нет.
Трудно обойтись без автомобиля-вездехода, если живешь в сельской местности. Саша Крапивин свой выбор остановил на Ладе 4×4.
«Шнива» вновь разочаровала. На второй передаче она не доехала и до трети горки! Подтыкаю первую – и вновь мало тяги. Лишь после перехода на пониженный ряд Chevrolet еле-еле вскарабкался к вершине. Тотальная «сердечная» недостаточность!
После такого фиаско мое расположение к «шниве» не смогла вернуть даже отменная плавность хода: хоть по стиральной доске кати – в салоне сохраняется похвальный комфорт. Не хуже справляется с ямами и УАЗ. А вот в Renault трясется руль, вибрирует передняя панель, так что волей-неволей сбрасываешь скорость.
Багажник объемом 320 литров? Крепкому хозяйственнику негде развернуться. Багажник объемом 320 литров? Крепкому хозяйственнику негде развернуться. Здесь 650 литров объема. Вдвое больше, чем в «шниве»!Здесь 650 литров объема. Вдвое больше, чем в «шниве»! У полноприводного Дастера багажник меньше, чем у переднеприводного: 408 против 475 л. У полноприводного Дастера багажник меньше, чем у переднеприводного: 408 против 475 л.
Планов громадьё
Патриот обзавелся автоматической коробкой передач – первый ульяновский автомобиль на автомате! А еще могут вновь появиться дизельные Патриоты.
В первом полугодии 2020 года ждем обновленную «шниву». По нашим данным, она получит переработанный интерьер и даже измененные кузовные панели. В части техники ничего принципиально нового ждать не приходится, хотя установка 1,8‑литрового вазовского двигателя напрашивается.
Через год-полтора в России появится Duster второго поколения. Снаружи он почти неотличим от нынешнего, хотя все наружные панели кузова иные, а салон куда добротнее – дух бюджетности в нем не так очевиден. Важным новшеством станет отказ от гидрача в пользу электроусилителя, руль будет регулироваться и по вылету (сейчас– только по углу наклона). Насчет моторов пока ясности нет. Скорее всего, гамма будет та же, что и у Арканы. Базовым станет 1,6‑литровый бензиновый атмосферник, а за доплату предложат 1,3‑литровый турбомотор.
Прошлой осенью Патриот обзавелся модернизированной задней подвеской – с двухлистовыми рессорами и более тонким стабилизатором поперечной устойчивости. Еще бы коррозионную стойкость улучшили: машине меньше года, а детали ходовой уже заржавели.
Тестовый Duster снабжен пакетом Protect, подразумевающим дополнительную защиту редуктора и топливного бака.
Юрий Тимкин: «Мне приглянулся Duster, сочетающий приличную проходимость и легковую управляемость. Niva – устаревшая и медлительная, не прельщает даже низкой ценой. Патриот, как и прежде, – король грязи!»
Ну, что скажешь, Крапива?
– Мне больше всех нравится «апельсинка».
Да, короткая и юркая Лада 4×4 ладит с тульской неустроенностью. А таких местечек у нас – вся страна. Потому вечную классику по-прежнему покупают, и неплохо. И это с посадкой родом из 1970‑х, тремя дверями и условным багажником. Машина на большого любителя. Для семьи? Вообще не вариант.
Ее сводная сестра Chevrolet Niva тоже не подарок. Она тесная, с устаревшим дизайном и скромным оснащением. Но главная проблема – чахлый двигатель, которого хватает лишь для черепашьего темпа. Как тут не вспомнить Виктора Цоя: «Ты должен быть сильным – иначе зачем тебе быть?» Пример для подражания есть: посмотрите, как взбодрился Патриот после прибавки мощности и крутящего момента – от былой квёлости не осталось и следа.
УАЗ Патриот груб и неотесан на асфальте, а уровень шумоизоляции, несмотря на многочисленные модернизации, далек от легковых стандартов. Зря ульяновцы рекламируют Патриот как автомобиль для города. Но если нужен транспорт для сурового бездорожья, УАЗ займет в шорт-листе одно из верхних мест.
Renault Duster? Он бледно выступил только на очень разбитом участке. А по «асфальтовым» повадкам однозначно превзошел соперников.
Если нет желания участвовать в трофи-рейдах, Renault будет самым разумным выбором.
Кар-индекс учитывает эксплуатационные расходы на пробеге 70 000 км: плату за регистрацию и техосмотр, транспортный налог, затраты на ОСАГО, топливо и плановые ТО, а также потери при перепродаже машины.
CHEVROLET NIVAУАЗ ПАТРИОТ
RENAULT DUSTER
11,03
13,26
10,30
CHEVROLET NIVA RENAULT DUSTER УАЗ ПАТРИОТ Снаряженная / полная масса 1485 / 1860 кг 1395 / 1870 кг 2125 / 2650 кг Время разгона 0–100 км/ч н. 10,3 с н. Максимальная скорость 140 км/ч 180 км/ч 150 км/ч Топливо / запас топлива АИ-92, АИ-95 / 58 л АИ-95 / 50 л АИ-92, АИ-95 / 68 л Расход топлива: городской / загородный / смешанный цикл 13,2 / 8,4 / 10,2 л / 100 км 10,1 / 6,5 / 7,8 л / 100 км 14,0 / 11,5 / н. л / 100 км ДВИГАТЕЛЬ Тип бензиновый бензиновый бензиновый Конфигурация / число клапанов Р4 / 8 Р4 / 16 Р4 / 16 Рабочий объем 1690 см³ 1998 см³ 2693 см³ Мощность 59 кВт / 80 л. при 6000 об/мин 105 кВт / 143 л. при 5750 об/мин 110 кВт / 150 л. при 5500 об/мин Крутящий момент 127 Н·м при 4000 об/мин 195 Н·м при 4000 об/мин 235 Н·м при 2650 об/мин ТРАНСМИССИЯ Тип привода полный полный полный Коробка передач M5 M6 M5 Передаточные числа: I / II / III / IV / V / VI / з. 3,67 / 2,10 / 1,36 / 1,00 / 0,82 / – / 3,53 4,45 / 2,59 / 1,69 / 1,17 / 0,87 / 0,87 / 4,48 4,16 / 2,27 / 1,43 / 1,00 / 0,88 / – / 3,83 Главная передача 3,9 н. 4,11 ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Подвеска: спереди / сзади независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах / зависимая, пружинная независимая, McPherson / независимая, многорычажная зависимая, пружинная / зависимая, рессорная Рулевое управление винт-шариковая гайка, с ГУР реечное, с ЭГУР винт-шариковая гайка, с ГУР Тормоза: спереди / сзади дисковые / барабанные дисковые, вентилируемые / барабанные дисковые, вентилируемые / барабанные Шины 215/65 R16 215/65 R16 245/60 R18
Плачу за имидж
Не всегда внедорожники приобретают ради их внедорожных качеств. За что в таком случае платит покупатель? Зачастую за имидж эдакого мачо, которому неохота пригибаться, усаживаясь в хэтчбек или седан. Конечно, при этом он будет королем в зимних засыпанных снегом дворах и не застрянет на размокшей после дождя грунтовке. Но если смотреть только с точки зрения имиджа, то можно сказать сразу, что предпочтительнее всего будет выглядеть Патриот, ведь эта машина самая громоздкая и брутальная из всей троицы.
В девичестве Нива, а ныне Лада 4х4, рожденная в 70-х годах прошлого века, смотрится несколько устаревшей. В девичестве Нива, а ныне Лада 4х4, рожденная в 70-х годах прошлого века, смотрится несколько устаревшей. Шевроле Нива с виду немногим современнее своей прародительницы Лады 4х4. Шевроле Нива с виду немногим современнее своей прародительницы Лады 4х4. УАЗ Патриот самый большой, самый высокий. Ну а сколько придется за все это пиршество заплатить?УАЗ Патриот самый большой, самый высокий. Ну а сколько придется за все это пиршество заплатить?
Цена
Самая простая трехдверная Лада 4х4 стоит от 499 000 рублей. Пятидверка, или удлиненная версия Лады 4х4, — от 542 000 рублей. Цены на Шевроле Ниву начинаются от 628 000 рублей. Стать владельцем Патриота можно, заплатив не менее 731 000 рублей. Очевидно, что начальные комплектации всех автомобилей будут простыми по оборудованию, комфорту, безопасности. К примеру, кондиционер для Лады 4х4 станет доступен только в высшей комплектации Luxe за 538 000 руб. Шниве кондиционер положен начиная с версии LC за 660 000 руб. , а для Патриота — в комплектации Оптимум за 830 000 руб. Электрообогревы передних сидений можно получить за 515 000 рублей для Лады в комплектации Luxe, либо выложив 757 000 руб. за Шевроле Ниву GLC. Патриот с электрообогревом сидений обойдется в 949 000 рублей (версия Престиж). Отдельно доукомплектовать автомобили ни кондиционером, ни обогревом нельзя. Все комплектации — фиксированные.
У многих модных импортных кроссоверов начальные комплектации моноприводные. Все рассматриваемые нами модели уже в базе укомплектованы системой полного привода. И такие же системы полного привода устанавливаются на самые дорогие версии автомобилей. Никакой дискриминации по проходимости в зависимости от цены нет. Стоимость влияет только на количество опций и комфорт.
Надежность
С этой точки зрения Lada 4×4 и Chevrolet Niva достаточно близки. На это повлияло еще и то, что, с одной стороны, Шнива создана в результате глубокой модернизации обычной Нивы, а потом началась обратная унификация. Многие узлы и технические решения уже от «иномарки» стали применять на Ладе 4х4. В целом, надежность этих машин считается средней, особенно с учетом тех жестких условий эксплуатации, в которые зачастую загоняют их владельцы.
Маломощный мотор, устанавливаемый на Ладу и Шевроле Ниву, не обеспечивает достойную динамику разгона, которая позволяла бы машинам держаться в потоке. Двигатель приходится «крутить», что негативно сказывается на его ресурсе.
УАЗ Patriot – конструкция совсем из другого мира. История модели тянется от первых в стране легковых полноприводных автомобилей. Основным заказчиком более полувека считалась армия, а потому машина должна была быть довольно крупной, вместительной, а ремонтироваться «на коленке». Конечно, сейчас машина далеко ушла по комфорту и мощности от «командирского» «уазика». Некоторые узлы стали совсем другими, но вот их надежность по-прежнему хромает. Мало того, добавленные системы комфорта вкупе с прочими опциями тоже порой работают не безупречно. Так что самый низкий из троицы рейтинг надежности, к сожалению, у Патриота.
Вместительность и грузоподъемность
Тут безоговорочным лидером является УАЗ Patriot. Емкость багажного отделения – 650 литров. Грузоподъемность составляет 525 кг. Дальше, в порядке убывания, расположились Шевроле Нива с багажником на 320 л и грузоподъемностью 450 кг. Замыкает рейтинг короткая Lada 4×4 — 265 л в багажнике и грузоподъемность 400 кг. А вот пятидверная модификация «старушки» вмешает в багажное отделение 283 л и за счет усиленных пружин подвески принимает на борт до 500 кг.
Похоже, кухня в некоторых малогабаритных квартирах меньше, чем багажный отсек Патриота.
Проходимость
Многие считают лидером по проходимости УАЗ. Рамная конструкция, колеса большего размера, мощные, балочной конструкции мосты позволяют «шарашить» по разбитым грунтовкам и горным каменистым дорогам, где две конкурирующие машины быстро расшатают несущие кузова и более нежные подвески. Только в глубокой грязи Лада 4х4 и Шевроле Нива могут иметь некоторое преимущество перед УАЗом за счет меньшей массы.
Опасность повредить пластиковый обвес не грозит владельцу простой Лады 4х4, потому что его нет. Еще очевидно, что длиннобазная пятидверная версия Лады будет обладать худшей проходимостью, чем короткая, из-за большей на 500 мм колесной базы, равной 2700 мм и, соответственно, малого угла рампы. У Патриота колесная база еще больше, но, дорожный просвет в середине базы превышает 300 мм.
Итак, для каких условий эксплуатации предпочтительнее УАЗ, а где все потомки Нивы справятся лучше? Для движения с небольшой нагрузкой, особенно по слабым грунтам или снегу, предпочтительнее более легкие машины — Лада 4х4 и Шевроле Нива. Если перевезти надо много и дорога требует именно хорошей геометрической проходимости (например горная), то преимущество будет за Патриотом.
Конечно, здесь обсуждаются только стандартные комплектации автомобилей. Тюнингом — увеличенными грязевыми колесами, лифтовкой, блокировкой мостов — можно достигнуть значительного улучшения внедорожных показателей всех рассматриваемых автомобилей. Например, рамный УАЗ лифтуется лучше, чем остальные.
Экономичность
Экономичность любого автомобиля во многом зависит от стиля вождения, а применительно к внедорожникам этот фактор играет решающую роль. Попытки ездить на любой из обсуждаемых машин в «спортивном» стиле с резкими стартами и торможениями приведет к жуткому перерасходу топлива. Ведь при разгоне мы будем не только разгонять массу автомобиля, но и интенсивно раскручивать множество валов и шестерен, каждый из которых обладает своим моментом инерции. Все же помнят, как в детстве было нелегко завести «инерционную» машинку, начав разгонять ее по полу. В абсолютных величинах УАЗ будет расходовать топлива процентов на 30—40 больше, чем Лада 4х4 или Шевроле Нива. Среди последних немного меньший расход топлива на больших скоростях обеспечит Шнива – благодаря несколько лучшей аэродинамике.
Стоимость содержания
Здесь УАЗ по совокупности факторов самый дорогой в обслуживании. И расход топлива велик, и надежность оставляет желать лучшего. Сложность вызывает еще и то, что Patriot очень часто модернизируют, и запасные части, соответственно, нужны разные. А редкая деталь – дорогая деталь. У потомков Нивы многие детали имеют индекс 2101. То есть выпускались еще для вазовской «копейки», но подходят и для машин 2018 года выпуска.
Ремонтопригодность
Все сказанное о запасных частях оказывает непосредственное влияние на ремонтопригодность автомобилей. А еще у УАЗа практически любой узел крупнее и тяжелее, чем у тольяттинских машин. Поэтому возможности самостоятельного ограничены. А в мастерских УАЗы берут в работу менее охотно, чем Шниву и Ладу 4х4. Ведь последние меняли конструкцию за последние годы значительно меньше, чем ульяновское детище, которое то одну раздатку примерит, то другую.
Этот агрегат, рабочим объемом 1,7 л, является прямым потомком первых жигулевских моторов, а потому знаком целым поколениям наших автолюбителей с 1970-х годов.
Применимость
Все рассматриваемые автомобили достаточно универсальны, но если говорить о диапазоне применений – от «перевезти тушу кабанчика» до «подъехать к театру», – то предпочтительнее будут УАЗ и Шнива. Пятидверная, да и трехдверка, Lada 4×4 все же смотрятся немного устаревшими и утилитарными. Время берет свое – пятый десяток пошел.
Безопасность
Конечно, активная и пассивная безопасность всех «русских джипов» невелика, но здесь в худшую сторону выделяется Lada 4х4. Даже самая дорогая комплектация не предложит вам ни одной подушки безопасности, а это в наше время уже как-то странновато. Активная безопасность тоже невысока по современным меркам. Короткобазная версия верткая и валкая.
Задняя подвеска Лады 4х4 построена по той же схеме, что и у легендарной «копейки». К тому же в конструкции задней подвески применена своенравная тяга Панара, которая так и норовит «подрулить» в сторону.
УАЗ Patriot тоже не получает высоких баллов в рейтинге безопасности. Хотя эйрбэги, к счастью, появились – хотя бы в богатых комплектациях. Но общая концепция машины тоже не совсем безопасна. Ведь по трассам, даже по зимним, владелец вынужден ехать на заднем приводе, а это не самая удобная схема на скользких дорогах.
Chevrolet Niva выглядит самой сбалансированной по части систем безопасности благодаря просчитанной деформации кузова при аварии и наличии подушек. Но это только по сравнению с участниками нашего обзора.
Патриот выпускается с 2005 года и всё это время перманентно модернизируется. Неоднократно дорабатывался двигатель, поменялась раздаточная коробка, добавлена современная электроника (это был первый отечественный внедорожник с ESP, которой на Ниве так и нет) и современные опции вроде круиз-контроля и обогрева руля. А главное, не раз полностью менялся интерьер.
Патриот нашего знакомого Андрея Шамарова – 2014 года выпуска. За это время кузов успели перекрасить, но ржавчина все равно пробивается сквозь свежую эмаль.
Десятидюймовый планшет поместился в консоли как родненький.
Тканевые вставки на дверях.
Интерьер семилетней давности в чем-то лучше нынешнего: мягкий пластик отделки.
Салон еще прошлого образца – выполненный из мягкого пластика (большинство элементов поставлялось из Ирана), с приятными сиденьями от SsangYong. Добавляют уюта тканевые вставки на дверных картах. Зачем от них избавились в ходе последующих обновлений?
Андрей врезал в центральную консоль планшет на Андроиде, заменил салонное зеркало дисплеем, на который выводится картинка задней камеры. А наружные зеркала поставил от Prado – они крупнее родных и снабжены электроприводом складывания.
Из заднего сиденья Патриота середины 2010-х можно сделать чуть ли не шезлонг.
В Патриот можно загрузить вдвое больше, чем в Ниву: объем багажника – 650 л.
Конечно, за 120 тысяч км обивка местами затерлась и потеряла лоск, но главное преимущество ульяновского салона осталось неизменным – завидный простор. Особенно впечатляет запас во втором ряду. Спинки заднего сиденья можно регулировать по углу наклона. При необходимости их можно откинуть назад до почти горизонтального положения. Пара секунд, и готовы спальные места.
ДОРАБОТКИ ПАТРИОТА
В доработку Патриота Андрей вложил около полумиллиона. Говорит, что если тюнинговать с нуля, без проб и ошибок, можно в 300 тысяч уложиться. Правда, «отбить» вложенные средства при перепродаже сложно – за тюнинг на вторичке мало кто готов доплачивать.
Тойотовская раздатка пристыкована к уазовской коробке передач при помощи оригинальной планшайбы и переходного шлицевого вала. Передний кардан пришлось укоротить на 2 см, ибо у штатного не хватало хода шлицов. Но эта схема показала, что кардан работает не в оптимальных условиях – при 100–110 км/ч были вибрации. Все вошло в норму, когда установили вал собственного производства (бизнес Андрея связан со станками, так что изготовление новых деталей – не проблема) с восьмерочными ШРУСами.
Сзади стоит кардан от Ленд Круизера 80 с компенсирующей проставкой и мост от Лексуса LX 470 (он построен на общей платформе с Крузаком). Тормоза, соответственно, теперь дисковые. Главные передачи у Тойоты и УАЗа почти одинаковые: 4,1 и 4,11 соответственно, и при скорости 100 км/ч разница между передком и задком всего 16 оборотов в минуту – дифференциал это легко переваривает.
УАЗ и Toyota удивительно сошлись по колеям. Колеса – круизеровские, с разболтовкой 5 на 150. Задние стоят на штатных местах, а передние установлены через проставки. Спереди – штатный уазовский мост без поворотных кулаков. Короткая полуось лежит в бронзовом подшипнике и зажата в хаб. Больше опор у нее нет, следующая опора – редуктор моста. И эта бронзовая втулка при постоянно работающем полном приводе за 30–40 тысяч км разрушается, появляется вибрация.
Решили перейти на газелевскую схему: полуось держится в редукторе и в чулке моста на подшипнике, а в колесе она свободна. То есть втулку и подшипник убрали, следующая опора – хаб с неподвижной шаровой опорой и жестким креплением внутри моста. Вибрации ушли.
Стабилизатор и рулевые тяги – штатные. А вот пружины усиленные. Амортизаторы поставили раллийные, самодельные. Сзади же стоят штатные, от Ленд Круизера 100 – к их работе нареканий не было.
Блок управления раздаткой тоже свой. Из плюсов – возможность включить понижающую, не активируя блокировку. На Крузаке сделать так было нельзя, а ведь при маневрах на парковке, особенно с тяжелым прицепом – очень нужная схема.
Что с динамикой?
Про трансмиссионный гул на Нивах знает каждый – мы свыклись и почти не обращаем на него внимания. Вазовцы с ним потихоньку (ключевое слово!) борются: свежие машины не такие громогласные, как раньше.
Но в одном аспекте Нива точно стала хуже. Динамика. И без того чахлый 80‑сильный жигулевский двигатель после перехода на экостандарт Евро‑5 превратился в коматозника – ты не выпадаешь из потока только если «тошнишь» в пробке. Во всех остальных случаях чувствуешь себя черепахой. До 2500 об/мин тяга очень чахлая, хоть как-то мотор оживает только между 3000 и 3500 об/мин. На равнине еще терпимо, но когда дорога идет чуть вверх – Нива выводит из себя своей немощью.
На Ниве вне асфальта – только ходом, отчаянно газуя. Лишь так можно компенсировать немощь двигателя.
По сравнению с Патриотом управляемость Нивы на порядок лучше.
Мотор вазовцы менять не планируют. Многие владельцы, отчаявшись ждать у моря погоды, обращаются к тюнерам, которые повышают мощность на 10–20 л.
Коробка передач – фиатовской школы: передачи щелкаешь, как орехи. Только сцепление неприятно клацает, если отпускать педаль сразу, без полусекундной паузы.
Заволжский двигатель УАЗа в позапрошлой спецификации развивает 128 л. , тогда как у современного Патриота мощность доведена до 150 лошадок. Принципиальной разницы в динамике я не ощущаю. Мотор уверенно вывозит с 1500 об/мин и не умирает при достижении 100 км/ч. Но в Патриоте значительно шумнее. Даже с учетом дополнительной шумоизоляции этой машины в салоне такой гул, что уши вянут.
Про расход
К надежности двигателя у Андрея вопросов нет: за 120 тысяч км – ни одной поломки. Менялись масло, фильтры, два раза свечи – и это всё. Но – конский расход топлива: почти 18 л/100 км! Нива в таких же условиях берет 12–14 литров, что тоже не мало.
На бездорожье Патриот – король.
Нештатный постоянный полный привод сделал УАЗ намного удобнее: не надо каждый раз подключать передний мост.
Мотор достаточно надежный. Штатный хлипкий бачок с омывайкой заменили более прочным и вместительным – на 10 л.
Про управляемость
УАЗ разочаровывает: лишенный обратной связи руль удивляет совсем пустой зоной чуть ли не в четверть оборота. К тому же на него «прилетают» удары от неровностей. На скорости 100 км/ч Патриот расширяет динамический коридор и мечется в пределах своей полосы. К этой особенности надо просто привыкнуть. Равно как и к тому, что в повороте он долго не кренится, а потом ка-а‑а‑ак завалится набок!
Быстро ржавеющий кузов – родовая черта. Вертикальный стык на крыше у современных Патриотов защищен пленкой 3М.
Здесь установлена скрытая лебедка. Доступ к ней – после снятия фальшрадиаторной решетки.
Андрей пытался улучшить поведение Патриота, но тот оказался стоек и «дрессировке» не поддался.
На бездорожье
Сошедший по весне асфальт Ниве не страшен – удивительно комфортная подвеска! На любом покрытии, на любой скорости, она абсорбирует всё, что попадается под колеса. И волны с колеями не сбивают с толку. Идеал!
Доработанный Патриот едет жестче: до 40 км/ч изрядно трясет, но после этой отметки подвеска начинает глотать неровности как сладкоежка шоколадки.
Вне асфальта ему живется лучше. Запаздывания, крены – это уходит на второй план. Проходимость – вот главное! Засыпанное снегом поле для него не стало препятствием – прет как танк! Тяговитый двигатель (понижайку включаешь только в гиблых местах) и 22‑сантиметровый клиренс позволяют многое. Равно как и переставленный сюда с Ленд Круизера дифференциальный полный привод.
Конструкция шасси Нивы не меняется уже много лет. А надо бы. Как минимум напрашивается внедрение нерегулируемых ступичных подшипников.
Задний мост Патриота лежит практически на буферах сжатия (они удлиненные, газелевские – с ними меньше крены). Меньше ход – выше стабильность на больших скоростях. Рессоры – штатные.
Новая трансмиссия распределяет тягу гладко – рывков и подрагиваний нет и в помине. Развернуться на заснеженном пятачке – раз плюнуть: такой УАЗ не «плужит» в отличие от серийного с жестко подключенным передком. А еще есть и блокировка центра!
Нива на офроуде явно бледнее. Во‑первых, в раскатанных дорожках не хватает ширины колеи. Во‑вторых, откровенно мало мотора. О том, чтобы ехать вне асфальта без понижайки, не может быть и речи. И даже в этом случае тяга в дефиците – приходится газовать от души. Если приноровиться, Нива тоже позволит многое. Но проходимость УАЗа – вне конкуренции.