.6.3. Снятие генератора 371.3701
Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике. Пассатижами ослабляем хомут резинового воздухозаборника. Снимаем воздухозаборник с патрубка защитного кожуха генератора. Разъединяем вывод «61» генератора. Сдвинув резиновый чехол, ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления проводов к удлинителю вывода «30» генератора. Головкой «на 17» отворачиваем гайку крепления генератора к натяжной планке. Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку болта крепления генератора к кронштейну… …и вынимаем болт. Генератор вынимаем из моторного отсека вниз. В проушине задней крышки генератора установлены резиновая и металлические втулки. Ключом «на 10» отворачиваем гайку изолирующей втулки удлинителя вывода «30» генератора. …и внутреннюю изолирующие втулки. Шлицевой отверткой отворачиваем два винта крепления защитного кожуха к генератору. Снимаем защитный кожух. Отсоединяем провод от вывода «61». Ключом «на 10» отворачиваем удлинитель вывода «30». Отсоединяем провод от регулятора напряжения. Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора напряжения и щеткодержателя. Снимаем регулятор напряжения с щеткодержателем. Ключом «на 19» отворачиваем гайку шкива генератора. Ротор от проворачивания можно застопорить отверткой (не погните крыльчатку). Снимаем с вала шайбу,… Поддеваем отверткой и снимаем сегментную шпонку,… …под которой расположена шайба без шпоночного паза. Ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления клеммы конденсатора. Снимаем клемму и, отвернув крестообразной отверткой винт, демонтируем конденсатор. Остро заточенной чертилкой или краской помечаем взаимное расположение крышек и статора для последующей сборки. Головкой «на 10» отворачиваем четыре гайки стяжных болтов. Снимаем переднюю крышку. Для замены подшипника ключом «на 8» с наружной стороны крышки отворачиваем четыре гайки винтов крепления пластин. Снимаем пластины с винтами. Инструментальной головкой подходящего размера (или отрезком трубы) выпрессовываем подшипник из крышки. На валу ротора расположено упорное кольцо. Наворачиваем на резьбу вала гайку, зажимаем ее в тиски и рывком снимаем заднюю крышку со статором. При затруднении в снятии ротора постукиваем по его торцу выколоткой из мягкого металла через окно регулятора напряжения. Разъединяем ротор и статор. Съемником спрессовываем подшипник с вала ротора. Головкой «на 8» отворачиваем три гайки крепления клемм статора к выпрямительному блоку. Поддеваем отверткой и снимаем статор. Снимаем выпрямительный блок. Вынимаем из выпрямительного блока контактный болт. Собираем генератор в обратной последовательности. Гайки винтов крепления пластин подшипника передней крышки ставим на резьбовой герметик. Новые подшипники запрессовываем в переднюю крышку и на вал ротора подходящими отрезками труб. Источник Снятие (замена), разборка и ремонт генератора 9412.3701 (инж.)Отсоединяем «минусовой» провод от аккумуляторной батареи. Снимаем пластину защиты поддона картера и правый брызговик двигателя
Что делать, если генератор вышел из строя в дороге?Поломка влечет за собой не только потерю заряда аккумулятора. Если генератор заклинит, может оборваться ручей ковый ремень. В этом случае потеряет работоспособность все навесное оборудование автомобиля. Дальнейшее движение станет невозможным. Если ремонт в полевых условиях невозможен, постарайтесь дотянуть до ближайшего сервиса на аккумуляторе. В дневное время суток необходимо выключить все световые приборы, включая Дхо. Блоки комфорта должны быть обесточены. Отключите один из вентиляторов охлаждения радиатора (если на улице не слишком жарко). При экономном расходовании ампер-часов, на одном аккумуляторе можно ехать до 3 часов. Ремонт генератораЧтобы понять, как работает устройство, изучите компоновочную схему: Основных причин для ремонта три:
Замена стертых съемных щеток, Как заменить ролик натяженияУстройство ролика генератора довольно простое. Подшипник — его главная деталь. При ослаблении или замедлении ремня, необходимо проверить сам подшипник, прокрутив его вручную. У исправного ролика вращение тихое, отсутствуют рывки и закусывания. При неисправном состоянии ролика, необходимо провести его замену, что возможно даже в гараже, с минимальным набором приспособлений. Монтировку или другой инструмент, который сможет воспрепятствовать движению коленчатого вала, установить так, чтобы диск сцепления был заблокирован. Ослабив болт, которым крепится ролик, снять напряжение, поступающее на ремень. Выкрутив полностью осевой болт, ролик натяжения снимают. Затем производят установку нового ролика и регулируют натяжение ремня. Заменив ролик, нужно провести повторный осмотр и проверить его работу. В руководстве по эксплуатации есть подробная инструкция, касающаяся описанной проблемы. А вот ремонт электрической части рассмотрим подробнее:Для начала, генератор надо снять. Перед отсоединением проводки, тщательно зарисуйте или сфотографируйте схему соединения. Расположите узел на чистой поверхности, мусор не должен попадать внутрь. Как подключить генератор на ниве: Отсоедините регулятор напряжения и плату диодного моста. Прозвоните диоды и соединительные шины тестером. Неисправные радиодетали обычно видно без измерения. Их ремонт невозможен, только замена. Осмотрите токосъемные дорожки ротора. Медная поверхность должна быть без оксидного налета, трещин и прочих повреждений. При необходимости можно зачистить ее мелкой шкуркой. Подключите тестер к обмоткам статора и ротора, и проверьте их на обрыв или короткое замыкание. Замена генератора не потребуется, обмотки легко восстанавливаются. После устранения поломок, соберите корпус, не повреждая внутренние части. Установите узел на место, затяните приводной ремень, и проверните коленвал, не заводя двигатель. Тем самым, вы проверите правильность установки. Затем заведите мотор, и проверьте напряжение заряда. Если оно превышает 13,8 вольт – ремонт завершен успешно. Снятие, разборка, проверка, сборкаСнятие генератора с нивы шевроле (верхнее расположение)На моей любимой ШНиве зимой стал быстро разряжаться аккумулятор. Приходилось его заряжать каждые 2 недели. Причин для такого поведения аккумулятора может быть несколько, но так как уже начал подсвистывать подшипник генератора то решил начать с его ревизии. На моем автомобиле генератор установлен 80А 2123-3701010-01 (9402.3701-01). Расположение генератора на двигателе верхнее. Это очень упрощает задачу его снятия с автомобиля. Для снятия генератора мне потребовались:
Сначала необходимо ослабить натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов (некоторые по привычке называют его ремень генератора нивы, но это неправильно т.к. этот ремень крутит еще и помпу и насос гидроусилителя) иначе сбросить его не получится. Для этого необходимо ослабить гайки крепления кронштейна натяжного ролика (две гайки на 8 одну гайку на 10) и выкрутить регулировочный болт на 10. До дальней гайки на 8 дотянуться рожковым ключом проблематично, я использовал трещотку с головкой на 8. Сначала ослабляем 3 гайки, а затем начинаем выкручивать регулировочный болт до тех пор, пока не появится слабина в ремне и не удастся его скинуть с шкива генератора. Теперь можно приступить к снятию генератора. Я всегда, если работать предстоит с электрическими компонентами или устройствами, отключаю от аккумуляторной батареи минусовую клемму. Далее необходимо отключить от генератора подходящие к нему провода. Один провод подсоединяется колодкой к выводу генератора «D». Это вывод обмотки возбуждения генератора. Также необходимо открутить гайку на 10 и отсоединить провода с контактного болта «B». Сверху от грязи болт прикрывает резиновый защитный колпачок, который предварительно нужно снять с болта и сдвинуть вверх по проводам. Далее ключем на 13 отварачиваем две гайки и вынимаем 2 болта крепления генератора к двигателю. Ниже на фото показано место установки генератора с установленными на место болтами крепления (чтоб не потерялись ). Генератор с автомобиля снят и теперь можно заняться его разборкой и проверкой. Разборка генератора шевроле нива 80а 2123-3701010-01 (9402.3701-01)Так ка дело было зимой, то принес генератор домой. Почитав различные статьи по разборке генераторов сначала несколько сомневался, что удастся мне разобрать его дома, «на коленке», без съемников или простейших тисков. Однако мне все удалось. Начал я со снятия шкива генератора. Тут меня поджидала первая проблемка. Гайка шкива никак не хотела откручиваться. Руками шкив было не удержать, а тисков у меня дома нет. После нескольких неудачных попыток все же мне удалось достаточно хорошо зафиксировать шкив с помощью старого ремня привода вспомогательных агрегатов. Я обмотал шкив два раза старым ремнем, далее с небольшим отступом завязал узел. Между шкивом и узлом засунул накидной длинный ключ и несколько раз его провернул, затягивая ремень на шкиве. Установил ключ под шкив таким образом, чтоб он фиксировал шкив от проворачивания при откручивании гайки, т.е. при движении кривого шестигранника с головкой вниз (на фото ниже). Даже при такой фиксации шкива мне не сразу удалось открутить гайку. Мне помог длинный тяжелый ключ. Я им бил со всего размаху по самому концу шестигранника. После пятого или седьмого удара гайка поддалась и далее открутилась рукой. На фото ниже все то, что снялось вместе со шкивом. Порядок (с права на лево) соответствует порядку снятия с генератора. Далее снимаем пластиковую крышку генератора. Для этого надо предварительно отщелкнуть три пластиковые защелки. После этого крышка легко сдвигается с корпуса генератора. Вот фото внутренностей моего генератора, которые были скрыты под крышкой. Для замены или проверки технического состояния щеток, а также для разборки генератора, необходимо снять с генератора регулятор напряжения в сборе с щеткодержателем. Он прикручен двумя шурупами к корпусу генератора. Необходимо также отключить идущий к нему провод. Откручиваем 4 стяжных винта и разъединяем переднюю крышку генератора и корпус. Ротор из подшипника можно выбить следующим способом:
Так как изначально планировал заменить передний подшипник генератора (он начал скрипеть и пищать на холодную) то церемониться с ним не стал, а просто выбил его попавшейся под руку головкой. Впрочем (скажу забегая в перед) зря я так с ним обошелся. Купленный мной в магазине новый подшипник имел люфты большие, чем родной французский подшипник, отходивший на машине почти 10 лет. Нужно было бы его просто открыть, промыть и снова забить смазкой. Проверка и ремонт генератора нива шевролеТак как мой генератор был рабочий и нуждался лишь в ревизии, тут пока не будет конкретных советов. Я лишь опишу то, что сделал я и на что я обращал внимание.
Также необходимо проверить сопротивление обмоток ротора генератора. Для этого измеряем сопротивление между двумя контактными кольцами. Если омметр покажет бесконечность, значит, в обмотках обрыв и нужно заменить ротор. Обязательно необходимо зачистить все места электрического контакта. Важными являются место контакта конденсатора на корпус генератора (зачистить), провод конденсатора (зачистить и затянуть). Немало важно надежно притянуть конденсатор с помощью винтов к корпусу, что обеспечит надежный контакт. Сборка генератора шевроле нива 80а 2123-3701010-01 (9402.3701-01)Как я уже писал выше, новые подшипники из магазина, имели люфт больший, чем проходившие 10 лет родные французские подшипники. Так что всем советую аккуратнее выпрессовывать их, чтоб была возможность поставить их обратно, после чистки и смазки. Снятый с генератора родной французский подшипник. Купленный в магазине подшипник для замены уже имеет значительный люфт. Новый подшипник в переднюю крышку устанавливаем очень легкими ударами молотка, исключительно по внешнему кольцу подшипника, ударами по кругу. Предварительно конечно необходимо вычистить и промыть место посадки подшипника в крышке. Вставляем ротор осью в подшипник. Для его осаживания слегка постукиваем молотком по передней крышке генератора в направлении стрелок. Далее все скручиваем и устанавливаем в обратной последовательности. Затягивание шкива производил аналогично его откручиванию (см. вверху), т.е. удерживал от проворачивания старым ремнем а по шестиграннику стучал тяжелым рожковым ключем. Примечание Хочу отметить один момент. Часто, генератор выдает пониженное напряжение по причине окисления контактов. Поэтому, при сборке генератора, обязательно нужно зачистить и протянуть все электрические соединения. Больное место генератора нивы шевроле это контактный болт. У него в результате эксплуатации ослабляется гайка, которая его притягивает к выпрямительному блоку. Попавшая влага окисляет плоскости контакта и увеличивает его сопротивление. Поэтому настоятельно рекомендую раскрутить полностью этот болт и зачистить все элементы этого соединения. Также при сборке необходимо хорошо контактный болт зафиксировать на выпрямительном блоке. Для того, чтобы вырабатываемый генератором ток не терялся на соединениях, советую зачистить и протянуть электрические соединения генератор — аккумулятор, аккумулятор-масса, двигатель — масса. Автомобильный генератор представляет собой устройство, состоящее из трех основных частей: Статор характеризуется неподвижной обмоткой, на которую при пуске двигателя поступает постоянный ток. Он создает магнитное поле в статоре, что, в свою очередь, действует на ротор (подвижную часть обмотки). Когда двигатель запущен, то ротор приводится в действие от коленчатого вала. Передача вращательной силы осуществляется по ременной передаче. Таким образом, во время вращения ротора, в нем возникает ток, который передается к статору посредством щеток. Ток в обмотке статора наводит электродвижущую силу, которая преобразуется в переменное напряжение. Чтобы преобразовать переменные составляющие мощности генератора, используется выпрямитель- диодный мост. Генератор предназначен для зарядки аккумулятора. Если он неисправен, то на авто ездить возможно, но только аккумулятор будет «садить» вся электроника, что в итоге приведет к непригодности батареи. Итог выхода из строя генератора будет плачевным, поскольку придется выложить немалую сумму денег на покупку аккумулятора. Источник |
Снятие (замена), разборка и ремонт генератора 9412.3701 (инж.)
Отсоединяем «минусовой» провод от аккумуляторной батареи.
Снимаем пластину защиты поддона картера и правый брызговик двигателя
Отсоединяем провод вывода «D» генератора. Сдвинув резиновый чехол, ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления проводов к выводу «В »… Снимаем ремень привода насоса охлаждающей жидкости Головкой на «13» отворачиваем гайку болта крепления генератора к натяжной планке. Ключом «на 13» отворачиваем гайку болта нижнего крепления генератора к кронштейну на блоке цилиндров и вынимаем болт. Генератор вынимаем из моторного отсека вниз. Разжав три выступа кожуха,… Крестообразной отверткой отворачиваем два винта… …и отводим регулятор напряжения с щеткодержателем. Отсоединяем провод и снимаем регулятор напряжения с щеткодержателем. Ключом «на 10» отворачиваем гайку,… …снимаем втулку и провод конденсатора. Отвернув крестообразной отверткой винт,… Крестообразной отверткой отворачиваем винт крепления выпрямительного блока и три винта крепления концов обмоток статора. На винты крепления концов обмоток статора надеты изолирующие шайбы. Отводим концы обмоток статора… …и снимаем выпрямительный блок. Накидным ключом «на 21» отворачиваем гайку крепления шкива, удерживая ротор шестигранником «на 8». Снимаем шайбу и части шкива. С вала ротора снимаем шайбу. Крестообразной отверткой отворачиваем четыре винта, стягивающих крышки. Остро заточенной чертилкой или краской помечаем взаимное расположение крышек и статора для последующей сборки. …разъединяем переднюю крышку со статором и заднюю крышку с ротором. Поддев отверткой статор. . вынимаем его из передней крышки. Выколоткой, упирающейся строго в торец вала ротора (чтобы не повредить пластмассовую втулку, расположенную под контактными кольцами),… …выбиваем ротор с подшипником из задней крышки. Съемником спрессовываем подшипник с вала ротора. Новый подшипник напрессовываем на вал подходящим отрезком трубы, прикладывая усилие к внутреннему кольцу. Тестером проверяем обмотки статора и ротора на обрыв или замыкание на корпус. Видео Источник Замена генератора нивы своими рукамиПриведенная ниже инструкция поможет тем владельцам Нивы, кто решил снять генератор для ремонта или же для полной его замены. Обычно, целиком менять устройство приходится не так часто, так как большинство составных частей его продаются в магазинах, тот же ротор, статор или же диодный мост. Все эти запчасти можно заменить новыми при выходе из строя одной из них. Если же все-таки решено ставить полностью новый генератор, то опять же — описанная ниже инструкция вам в этом поможет. Для того, чтобы сделать это быстро и удобно, вам понадобятся следующие инструменты:
Прежде чем приступать к выполнению этой процедуры, необходимо обязательно отсоединить минусовой провод клемму аккумулятора. Затем головкой на 10 откручиваем крепление плюсового провода к генератору, как это показано ниже на фото: Также стоит сразу отсоединить остальные провода: Затем необходимо открутить гайку натяжителя ремня. Чтобы сделать это быстро и удобно, используйте карданный шарнир и трещотку с удлинителем: После этого можно снять ремень, так как он ослаблен, подвинув генератор в сторону. Дальше можно приступать к откручиванию нижнего болта. Для этого предварительно снимаем защиту картера: Если болт не вынимается рукой после того как гайка откручена, можно аккуратно его выбить молотком, желательно через деревянный брусок: Когда болт практически выбит, придерживайте генератор, чтобы он не упал вниз: Если устройство нуждается в замене, покупаем новый на свою Ниву и производим его установку в обратной последовательности. Цена новой детали в зависимости от производителя может варьироваться от 2 000 до 4 000 рублей. Источник Замена генератора на нивеЕсли у вашей инжекторной Нивы накрылся генератор и его срочно нужно заменить, то для этого не обязательно заезжать в сервис, так как дело это не сложное и вполне по силам нормальному мужику. Заменить генератор можно без ямы и без подъёмника. Даже поддомкрачивать не обязательно, вполне можно обойтись ковриком из картона или типа того. Перед началом работы отсоедините клеммы аккумулятора! Генератор расположен в правой части двигателя внизу, но его можно увидеть и сверху, сразу под помпой. А вот заменить его можно только снизу. Для этого нужно снять защиту картера и защиту генератора. На защите картера три болта под ключ на 13, а на защите генератора три самореза под ключ на 10. Откручивать лучше головками, на крайняк накидными и на всякий случай приготовить ВДешку, так как место довольно загрязняемое и намокаемое и рожковый ключ там обычно бесполезен. После снятия защиты генератор отлично виден и полностью доступен. Крепиться генератор двумя болтами с самоконтрящимися гайками под ключ на 13, один на опорную лапку и один на натяжную. Сначала снимается болт на верхнем, натяжном креплении, после чего генератор надо подтолкнуть вверх и снять ремень со шкива. Ремень один — на генератор и на помпу. Перед тем как снять натяжной болт подёргайте ремень, чтобы почувствовать его натяжку, и при сборке сделать такую же. Далее генератор оттягивается вниз, и отсоединяются провода эл. проводки — мамка просто выдёргивается, а силовые под резиновой защитой, откручиваются ключом на 10. Затем откручивается гайка на опорной лапе, расположенная с тыльной стороны, после чего болт вынимается вперёд и генератор снимается. Установка нового генератора проделывается в обратном порядке. Единственно, что придётся сделать дополнительно — это натянуть ремень. Для этого можно использовать любой рычаг, который вставляется между движком и генератором. В следующей статье будем ремонтировать старый генератор. А ну-ка, что там ещё интересненького1 комментарийКратко, толково, с отличными иллюстрациями. Источник Снятие, разборка и ремонт генератора 371.3701 (карб.)Сколько должен выдавать генератор на ниве?Существует три вида генераторов, которые можно установить на популярные российские внедорожники. Напряжение на выходе одинаковое, а вот остальные параметры разнятся. Для карбюраторных моторов достаточно мощности 600-750 Вт. Максимальный ток, который можно было снять – 40-50 ампер. Важно! Генератор для старых модификаций НИВЫ нельзя ставить на новые моторы. Перегрузка быстро выведет его из строя, потребуется ремонт. Если замена необходима – такое решение может быть только временным. Инжекторные моторы, выпускавшиеся до 2003 года, комплектовались с мощностью от 1100 до 2000 Вт. Ток нагрузки от 80 до 130 ампер. Оба поколения комплектовались моноклиновым шкивом. Генераторы этого типа Признаки неисправностей:Лампа контроля на приборной панели. Это самый надежный индикатор, поскольку подключение ее питание берется именно от регулятора напряжения. Как снять генератор на ниве:
Как ремонтировать генератор 9412.3701 двигателя ваз-21214Страница 1 из 2 Отсоединяем «минусовой» провод от аккумуляторной батареи. Снимаем пластину защиты поддона картера и правый брызговик двигателя.
Разжав три выступа кожуха,… | 6. …снимаем его. | |||||
7. Крестообразной отверткой отворачиваем два винта… | 8. …и отводим регулятор напряжения с щеткодержателем. |
9. Отсоединяем провод и снимаем регулятор напряжения с щеткодержателем. | 10. Ключом «на 10» отворачиваем гайку,… |
11. …снимаем втулку и провод конденсатора. | 12. Отвернув крестообразной отверткой винт,… |
13. …снимаем конденсатор. | 14. Крестообразной отверткой отворачиваем винт крепления выпрямительного блока и три винта крепления концов обмоток статора. |