Зависимость давления r134a в автокондиционере от температуры окружающей среды
Температура окружающего | Порт низкого давления | Порт высокого давления | Давление фреона | ||||
ºC | ºF | psi | bar | psi | bar | psi | bar |
18 | 65 | 25 — 35 | 1.72 — 2.41 | 135 — 155 | 9.31 — 10.69 | 63 | 4.37 |
21 | 70 | 35 — 40 | 2.41 — 2.76 | 145 — 160 | 10.00 — 11.03 | 71 | 4.90 |
24 | 75 | 35 — 45 | 2.41 — 3.10 | 150 — 170 | 10.34 — 11.72 | 79 | 5.46 |
27 | 89 | 40 — 50 | 2.76 — 3.45 | 175 — 210 | 12.07 — 14.48 | 88 | 6.06 |
29 | 85 | 45 — 55 | 3.10 — 3.79 | 225 — 250 | 15.51 — 17.24 | 94 | 6.48 |
32 | 90 | 45 — 55 | 3.10 — 3.79 | 250 — 270 | 17.24 — 18.62 | 104 | 7.15 |
35 | 95 | 50 — 55 | 3.45 — 3.79 | 275 — 300 | 18.96 — 20.68 | 114 | 7.86 |
38 | 100 | 50 — 55 | 3.45 — 3.79 | 315 — 325 | 21.72 — 22.41 | 125 | 8.62 |
41 | 105 | 50 — 55 | 3.45 — 3.79 | 330 — 335 | 22.75 — 23.10 | 137 | 9.43 |
43 | 110 | 50 — 55 | 3.45 — 3.79 | 340 — 345 | 23.44 — 23.79 | 145 | 9.99 |
В измерительном оборудовании для рынка США шкала обычно в psi — фунт на квадратный дюйм (фунт-сила на квадратный дюйм). Манометры, выпущенные на рынок России зачастую градуированы в барах 1 bar = 14,5038 psi = 100 kPa.
Часто бары ошибочно называют атмосферой, но это разные единицы измерения (техническая атмосфера — at, физическая атмосфера — atm): 1 bar = 1,0197 at = 0,98692 atm. В зависимости от класса точности манометра, такая путаница между атмосферами и барами не приведет к погрешностям измерений.
Причиной повышенного давления в контуре автомобильного кондиционера зачастую является недостаточное охлаждение конденсатора, по причине его загрязнения или выхода из строя вентилятора. Воздух и другие неконденсируемые примеси в хладагенте часто становятся причиной аномального роста давления в контуре автокондиционера.
Причиной низкого давления на всасывающей магистрали (низкого давления перед компрессором) может служить как недостаток фреона, так и нарушение в работе расширительного устройства или засор. Причиной низкого давления на линии нагнетания (высокого давления после компрессора) может так же являться высокий износ компрессора. Поэтому далеко не всегда пониженное давление в контуре означает низкий уровень хладагента.
В случае возникновения трудностей с диагностикой климат-системы Вашего автомобиля обращайтесь в нашу мастерскую. У нас есть всё необходимое оборудование и специалисты для качественной диагностики и заправки автомобильного кондиционера в Красноярске.
Как определить и устранить причину поломки?
Если вы заметили, что система кондиционирования недостаточно греет или охлаждает воздушный поток в салоне авто, в первую очередь необходимо произвести диагностику уровня давления. В принципе, проверка уровня давления в установке — процедура не особо сложная, если правильно подойти к этому вопросу, то справиться с ним сможет даже начинающий автомобилист.
Для того, чтобы произвести проверку давления кондиционера автомобиля, вам заранее необходимо будет приобрести специальную манометрическую станцию, а также магистрали к ней. Как правило, все необходимые патрубки уже имеются в комплекте к установке. Помимо этого, потребуется специальный переходник для патрубков конкретно вашего кондиционера.
Манометрическая станция для замера давления
Что касается переходников, то в продаже вы можете найти устройства двух типов — под прошивку и под продавку. Специалисты рекомендуют остановить свой выбор на устройствах последнего типа, поскольку они сами по себе являются более надежными и, как показывает практика — более качественными.
В период с 1992 по 1994 годы мировые производители не могли прийти к единому мнению по поводу того, какой хладагент лучше использовать. Поэтому в машинах этих годов выпуска может применяться фреон марок R-12 и R-134.
Что касается транспортных средств, выпущенных в период после 1994 года, то все без исключения машины заправляются хладагентом марки R-134. Переход мировых производителей на этот фреон обусловлен тем, что данный расходный материал сам по себе менее опасный для озонового слоя в атмосфере.
Фактически уровень давления климатической системы с применением такого хладагента более низкий, чем в случае с R-12. Точно выявить, какую марку фреона использовать в вашем случае и какое давление должно быть в системе, позволит книга по эксплуатации машины либо техническая таблица.
Когда у вас на руках будет весь набор инструментов, необходимый для проверки уровня давления в системе, можно проверить давление. В моторном отсеке вашей машины, как правило, с левой стороны, расположены патрубки замкнутой системы. Это — магистрали высокого и низкого давления, но для диагностики вам потребуется только последняя — именно она позволит точно определить параметр.
Для проведения замера вам потребуется выкрутить заглушку на патрубке и накрутить на ее место купленный ранее переходник с магистралью от манометрической установки. Перед тем, как вы установите переходник, место соединения необходимо очистить, чтобы не допустить попадание пыли и мусора в систему.
Далее, потребуется открутить краник на самой станции, в этот момент второй кран должен быть закрыт, в противном случае вы можете спровоцировать утечку хладагента в окружающую среду. Для диагностики параметра следует запустить силовой агрегат — только на работающей двигателе хладагент начнет перемещаться по системе. Нормальный показатель давления должен составлять в районе 250-270 кПа.
В том случае, если полученный параметр будет ниже, имейте в виду, что система нуждается в дозаправке. Слишком пониженное давление может стать причиной не только слабого воздушного потока в салоне, но и привести к ускоренному износу, а также выходу из строя самого компрессора.
Измерение давления в системе кондиционирования
Наиболее оптимальное давление в магистралях системы кондиционирования должно составлять 280-290 кПа. Если полученный результат выше 290 кПа, то кондиционер в заправке не нуждается, поскольку в этом случае компрессор также может сломаться в результате ускоренного износа.
Как проверить остаток фреона
Определить недостаток или избыток хладона в контуре сплит-системы можно по величине перегрева газа, идущего из испарителя в компрессор. Разъясним данное понятие:
- испарившийся во внутреннем теплообменнике хладагент движется по трубке низкого давления в компрессор;
- по дороге пар успевает дополнительно нагреться на 5—8 °С (если количество фреона соответствует норме);
- разница между температурой кипения жидкости и реальной температурой газа на всасывающем патрубке компрессора называется перегревом.
Расположение сервисных портов сплит-системы и подключение манометрической станции
Ключевой момент. Чтобы узнать температуру кипения фреона определенной марки в реальных условиях, как раз и нужно измерить давление на стороне всасывания.
Для работы вам понадобится манометрическая станция с присоединительными шлангами и контактный термометр (также подойдет электронный пирометр). Диагностируем остаток фреона согласно следующей инструкции:
- Узнайте тип используемого в кондиционере хладона по шильдику, закрепленному на внешнем модуле.
- Синий шланг, ведущий к манометру низкого давления (сокращенно — НД), находящийся слева на коллекторе, подключите к сервисному порту газовой магистрали, как сделано выше на фото. Она отличается большим диаметром.
- Включите сплит-систему на охлаждение при максимальном режиме работы вентилятора. Откройте левый кран манометрической станции.
- Снимайте показания только после запуска компрессора. Звук работающего агрегата хорошо слышится из внешнего блока.
- Узнайте температуру кипения вашей марки фреона при измеренном давлении, ориентируясь по таблице.
- С помощью термометра измерьте реальный нагрев газовой трубки на всасывающей стороне. Рассчитайте разницу между этой температурой и табличным значением точки кипения.
- Переходите к анализу результата.
С помощью термометра определяется нагрев газового патрубка большого диаметра, приходящего от внутреннего блока к компрессору
Совет. Пользоваться таблицей фреонов необязательно. На манометрах коллектора тоже нанесены дополнительные шкалы, сходу показывающие температуру кипения хладона при измеряемом давлении. Главное, — изначально подобрать правильную станцию, где нанесена разметка для хладагентов R22, R410a и R134a.
Разметка шкалы манометра под различные типы хладагентов
Разберем пример, отображенный на фото. Стрелка показывает 5.4 Бар, что соответствует точке кипения фреона R22 8 °С. Измеряем температуру всасывающего патрубка и получаем, например, 14 градусов, величина перегрева составит 14 — 8 = 6 градусов. Допустимый диапазон для всех типов воздушных кондиционеров, включая автомобильные, составляет 5—8 °С, значит, количество хладона в норме.
Проверка автокондиционера азотом
Визуальный контроль уровня фреона — метод весьма условный. Это обусловлено тем, что современный фреон марки R134А при смешивании с синтетическим компрессорным маслом не оставляет масляных следов. Поэтому для диагностики лучше воспользоваться специальной аппаратурой, и замерить давление газа в системе кондиционирования.
Места утечки — это обычно места соединений различных элементов системы кондиционирования. Однако утечки возможны и через стенки резиновых шлангов или сальник компрессора (при их механическом повреждении или просто по старости, когда резина теряет эластичность).
Тест проводится в системе под давлением, значение которого должно быть минимум 3,5 атмосферы. Если же фреона в системе мало, то его нужно полностью извлечь, а тест проводить азотом (полное название газа — OFN, oxygen freenitrogen — азот без примеси кислорода).
- все трубки и места соединений;
- вал компрессора;
- сервисные клапаны и уплотнительные прокладки компрессора;
- трубки конденсора и испарителя;
- соединения ресивера/осушителя;
- датчики давления;
- парные соединения пружинного замка;
- шланги.
Перед проверкой необходимо приготовить мыльный раствор. Для этого лучше использовать кусковое мыло и «нежесткую» воду (без значительных примесей солей металлов). Раствор должен иметь такую консистенцию, чтобы на поверхности воды легко образовывались мыльные пузыри. Алгоритм проверки с помощью азота следующий:
- Если в системе имеется фреон, его нужно извлечь.
- Баллон с OFN нужно подсоединить к специальному сервисному разъему системы кондиционирования в автомобиле.
- Открыть на баллоне клапан и установить в системе давление в диапазоне 10…15 атмосфер, после чего закрыть клапан.
- С помощью кисти или тряпки нанести мыльный раствор на предполагаемые места утечек, указанные выше. Если под давлением из системы будет выходить азот — это будет явно видно по образовывающимся на поверхности детали мыльным пузырям. Соответственно, чем пузыри больше и интенсивней образовываются — тем значительнее в этом месте утечка.
- После выполнения тестирования весь азот из системы необходимо удалить.
А еще интересно: Как определять проблемы Нивы на слух и запах
В процессе работы нельзя превышать максимально допустимое давление (обязательно использовать манометр и регулятор давления). Кроме этого, нельзя включать кондиционер в то время, когда в системе находится азот.
Самостоятельное тестирование с помощью азота в условиях гаража вряд ли имеет смысл, поскольку дополнительное оборудование стоит достаточно дорого. Соответственно, лучше обратиться за выполнением подобного тестирования в специализированный автосервис.