РЕГУЛИРОВКА ФАР МАШИНЫ

На работу фар мы пеняем довольно часто: плохой свет, ничего не видно и т.д. Проблем много, но причина может быть всего-навсего в нарушенных регулированиях. Поэтому довольно часто это можно решить самостоятельно.

Когда говорят о настройке фар автомобиля, то подразумевают прежде всего луч ближнего света. Он важен тем, что не должен ослеплять встречные и попутные машины, а еще хорошо освещать дорогу своему водителю при ограниченных условиях.

РЕГУЛИРОВКА ФАР МАШИНЫ

Корректировку положения головной оптики настоятельно рекомендуется проводить после замены фар в сборе или лампочек, ударов (любых, даже незначительных) и тряски при езде по пересечённой местности. На уровень светового луча также влияют: замена шин и дисков, перегруз и другие факторы, изменяющие центровку и дорожный просвет автомобиля. Абсолютно не лишней будет проверка и настройка света фар самостоятельно перед дальними поездками, тем более, что для этого не нужно ничего экстраординарного.

Содержание

Почему возникает потребность в регулировании света фар?

Пучки ближнего света регулируются по двум параметрам: по точности направления вдоль дороги и по углу наклона в вертикальной плоскости. От первой регулировки зависит, не ослепляет ли фара встречных водителей и достаточно ли она освещает правую обочину, к которой водитель “привязывается” взглядом во время движения. Угол наклона фары в направлении вверх-вниз отвечает за “дальнобойность” фары, важную для ее владельца. Также угол наклона влияет на ослепление или ослепление встречных и попутных водителей.

Настройки фар сбиваются по многим причинам: просадка пружин подвески, деформация деталей фары из-за сотрясения на ухабах, установка шин другого размера, незаметные на первый взгляд последствия касания препятствия передком машины. Все эти проблемы предусмотрены конструкторами, и поэтому каждая фара имеет два винта (иногда они похожи на гайки), которые наклоняют и возвращают оптический элемент фары в двух упомянутых направлениях.

А еще интересно:  Почему нива не заводится на горячую карбюратор

Как легко настроить фары автомобиля без помощи автосервиса

От правильной регулировки оптики зависит не только комфорт, но и безопасность на дорогах. Причём не только ваша, но и других водителей.

Эффективное освещение дороги — очень важный фактор в поездках. От того, насколько хорошо вы видите дорогу, зависит ваша безопасность. А на безопасность окружающих влияет то, не слепите ли вы встречных или попутных водителей. Чтобы проблем с этим не возникало, важно иметь правильно настроенные фары на своём автомобиле.

Причин для проблем с оптикой может быть масса. Например, перегоревшая лампочка — редко кто меняет их парами, поэтому может возникнуть разница в распределении светового потока. После ДТП, даже если фары не были повреждены, но их снимали для замены, например, бампера, мало кто задумывается о необходимости регулировки света. Если есть проблемы с передней подвеской, то это тоже может оказать своё влияние на то, куда будет направлен свет. Словом, причин для настройки фар существует масса, но мало кто об этом задумывается. Но как правильно отрегулировать фары на автомобиле?

Важно знать, как правильно отрегулировать фары, чтобы не получить штраф и не слепить других водителей

Были же раньше времена: открыл корпус фары, открутил клапан ацетилена, поднёс спичку – и всё, свет есть. Главное, чтобы запаса карбида кальция и воды хватило. Сейчас времена другие. То лампочка перегорит, то блок розжига ксенона помрёт, то корректор фар откажет. Вроде бы все эти штуки призваны сделать жизнь проще и безопаснее, а на практике иногда получается обратное: тот же неисправный корректор может принести столько грусти, что мама не горюй. Кстати, а что может в нём сломаться и почему на каждой второй когда-то премиальной, а ныне просто двадцатилетней машине он не работает?

От ручного труда к электричеству

Как ни странно, корректоры фар бывают очень многих типов: от простых механических до странных пневматических и современных автоматических. А вот задача у них одна и та же – ограничивать высоту пучка света. Или, как говорят слишком умные люди, формировать светотеневую границу пучка света фар. Необходимость такого ограничения возникла в ходе совершенствования головной оптики автомобилей. Ослепить водителя встречного автомобиля шестивольтовой лампочкой, да ещё на скорости в 20-30 км/ч, было сложно. Но со временем свет становился всё лучше, скорости – выше, а участников движения – больше. Ослепление стало реальностью, и появилась необходимость с этой опасностью бороться.

Ещё в середине прошлого века на фары стали устанавливать механические регуляторы света. Предполагалось, что водители будут перед каждой поездкой оценивать нагрузку на автомобиль и регулировать каждую фару вручную. Само собой, водители забили на это хлопотное дело хромированные болты и ездили, как получится, да и сама система была далеко на на всех автомобилях. И только в 1990 году в Германии установка корректора фар была признана обязательной. Остальная Европа подтянулась к 1998-му году, и сейчас корректор уже давно перестал был опцией. Он обязателен в любом случае, причём если раньше его допускалось не ставить на машины с активной подвеской, обеспечивающей постоянное положение кузова независимо от нагрузки, то сейчас таких исключений нет. Более того, если на машине есть ксеноновая оптика, то согласно ГОСТ Р 51709-2001, машина в обязательном порядке должны быть оснащена автоматическим корректором света. Который, признаться, частенько не работает.

РЕГУЛИРОВКА ФАР МАШИНЫ

Ford Focus 2000

Самый распространённый тип корректора – электромеханический. Одна из его частей – это то самое колёсико в салоне с цифрами 1-4, которое мы крутим пальцами. Внутри фары стоит электромотор с червячной парой и толкателем, который и регулирует положение фары. Механизм теоретически вечный, но на практике его ресурс всё-таки ограничен: чаще всего ломается сам мотор-редуктор (как правило, изнашиваются пластиковые шестерёнки), могут сломаться и пластиковые детали тяги привода. Впрочем, это довольно надёжный механизм, и в основном его губит возраст.

Менее распространены гидромеханические корректоры, в которых исполнительная часть такая же, как у электромеханического, а вот привод – гидравлический. Такой корректор стоял, например, на многих наших ВАЗах. Поломки тут немного иные: чаще вытекает жидкость из гидравлики (там может использоваться и антифриз, и обычная незамерзайка). Откуда она потечёт – самому богу неизвестно. Могут лопнуть трубки, может протечь соединение – на старых Ладах возможно всё. Правда, и отремонтировать это чудо техники несложно.

Пневматический корректор сейчас не используют, зато очень распространён самый продвинутый корректор – автоматический. Вот тут неисправности свои, причём тоже самые современные.

Я сам!

Чем ярче начинали светить лампы, тем пристальнее приходилось следить за тем, чтобы они не слепили встречных водителей. Само собой, ни один ручной корректор не может предотвратить ослепление в случае, если машина проедет волну на асфальте. Даже если водитель – самый быстрый ковбой на Диком Западе и успеет крутануть ручку корректора, кузов уже десять раз вернётся в исходное положение до того, как корректор потихоньку опустит и затем опять поднимет пучок света. С ксеноновой оптикой за это время можно ослепить встречного так качественно, что ему придётся жать на тормоз, вставать на обочину и ждать, когда его испуганные глаза снова обретут способность что-нибудь видеть. Так что ни один ручной корректор тут не подходит – нужно что-то намного более быстро и, конечно же, автоматическое. Такие корректоры появились, и обычно их называют динамическими системами коррекции. Ну а если у машины оптика не ксеноновая, то ей достаточно будет иметь автокорректор попроще – квазистатический. В чём между ними разница?

У квазистатической системы есть одна существенная особенность: несмотря на то, что руками ничего постоянно крутить не требуется, скорость её работы приблизительно такая же, как у электромеханической или электрогидравлической: фары при необходимости медленно ползут вниз или вверх. Такая скорость недостаточна для того, чтобы компенсировать наклоны кузова при разгонах, торможениях или проездах дорожных неровностей. Поэтому для ксенона квазистатический автокорректор не подходит – ему надо что-то более быстродействующее.

Зато всем остальным эта система подходит лучше всего: она недорогая, просто устроенная и вполне способна автоматически регулировать направление пучка света при изменении загрузки кузова (грубо говоря, опускать его вниз, если задняя часть проседает под весом пассажиров или груза в багажнике).

Исполнительные механизмы там те же, что и в простых системах: мотор-редукторы и тяги, толкающие фару. Но вот управляется такая система иначе. В подвеске автомобиля установлены датчики положения кузова. В дорогих системах их может быть до трёх штук (по два на передний мост и один – на задний), но в самых простых он всего один – на задней оси. Дорожный просвет под передней осью меняется незначительно, и часто этим параметром пренебрегают, учитывая только то, насколько просел задний мост. В простой системе датчик состоит из двух половин, одна из которых закреплена на кузове, вторая – на подвижной части подвески. По изменению взаимного положения половин датчика ЭБУ делает вывод о положении кузова и при необходимости отдаёт команду исполнительному механизму изменить положение фар.

Наличие датчика положения кузова и объясняет тот печальный факт, что система частенько отказывается работать: датчик под машиной открыт всей грязи и реагентам и быстро ржавеет. Дальше бывает по-разному: иногда датчик просто ломается (потому что теряет возможность двигать своими половинками), а иногда у него сгнивают электрические разъёмы. В любом случае система работать уже не может. В подавляющем большинстве случаев отказа автокорректора (что динамического, что квазистатического) виноваты именно датчики положения кузова. Именно поэтому в некоторых продвинутых системах используют не механические датчики, а ультразвуковые, которые измеряют непосредственно расстояние над дорогой. Получается чуть дороже, но надёжнее.

Разумеется, если обе фары автомобиля с такой системой перестают регулироваться одновременно, в первую очередь нужно проверить датчики. А если только одна – то механизм корректора отдельной фары.

Концепция системы динамического автокорректора практически та же: система датчиков, информация от которой поступает блоку управления, и исполнительный механизм. Вот только если мотор-редуктор в квазистатической системе стоит так же, как и в электромеханической (отдельно от фары), то в динамической системе привод регулировки обычно осуществляется шаговым электромотором, который делают частью фары. Такая конструкция позволяет менять угол наклона светового пучка практически мгновенно. Правда, и затраты блока управления на обработку информации с датчиков положения кузова намного серьёзнее: если опрос датчиков квазистатического автокорректора может производиться и раз в полторы минуты, то для динамической системы это нормально сделать шесть раз в одну секунду. И это вынужденная мера: иначе пропадёт всякий смысл в скорости работы привода регулировки пучка света, и машина не сможет сохранять светотеневую границу пучка света в пределах нормы.

Поломки в этой системе обычно те же, что и в предыдущей: чаще всего отказывают датчики. И это даже не самый плохой вариант развития событий, потому что механизм регулировки фар тут намного дороже, и проще заменить датчик.

Кроме того, в работе этой системы часто задействованы датчики ABS, которые нужны для определения реальной скорости автомобиля. И если участвующий в работе датчик откажет, системы тоже перестанет работать должным образом.

РЕГУЛИРОВКА ФАР МАШИНЫ

Если в ремонте простейших электрогидравлических корректоров ВАЗа иногда можно было обойтись изолентой, то даже при диагностике современной динамической системы автокорректора часто невозможно обойтись без сканера. Впрочем, если очень хочется всё отремонтировать самостоятельно, можно попробовать обойтись одним мультиметром: проверить поочерёдно сигналы с датчиков положения кузова и проводку от них до ЭБУ. Вполне вероятно, что даже такая несложная диагностика поможет определить, что именно сломалось.

Конечно, трудно представить владельца нового BMW, который ползает под машиной с тестером. Но мало ли: ремонт сейчас может быть слишком дорогим даже для такого успешного человека.

Фары “американцев” и другие

Возвращаемся к автомобилям, изготовленным для американского рынка и которых сейчас немало в Украине. С самого начала они имеют другую, американскую систему распределения света. Главное отличие в том, что при ближнем свете луч фар-американок не обрезается в левом верхнем секторе. Соответственно пятно света имеет форму целого, не обрезанного эллипса, а резкого светотеневого предела не имеет. Регулировка фар при западной системе предусмотрена только в вертикальной плоскости, то есть вверх-вниз. Но в Украине эксплуатация таких фар запрещена. Согласно законодательству, при сертификации машины следует заменить оптику в ней. Поэтому подробнее рассматривать настройки “американок” просто бессмысленно.

Отметим, что у некоторых современных европейских фар – например, линзированных и отдельных светодиодных – световые пятна на экране не имеют четко выраженной округлой формы с вырезанным сектором. Но точка, откуда начинается наклонная линия, все равно видна, и она должна совпадать с центром фары.

Как отрегулировать фары самостоятельно

Быстро, «на черно» корректность настройки оптики автомобиля можно проверить с напарником, или в соло-режиме. Вообще, напарник в этом деле весьма полезен при условии, что он имеет аналогичные с вами весо-ростовые характеристики, а если нет, то лучше обойтись без него. Итак, просим товарища встать ровно в пяти метрах от автомобиля, и если уровень светового пучка будет примерно на уровне колен «подопытного», то беспокоиться не о чем. При отсутствии помощника можно в тёмное время суток подъехать к стене строения и оценить симметричность световых пучков, и выравнивать уровень света по «эталонной» фаре, подкручивая винт регулировки положения дефлектора. Такой способ приемлем после замены лампочки или подозрений на смещение отражателя одной из фар.

РЕГУЛИРОВКА ФАР МАШИНЫ

Самостоятельная регулировка света фар

Для самостоятельной регулировки ближнего и дальнего света фар нам понадобится стена (куда же без неё), позволяющая нанести на неё определённую разметку и не получить потом проблемы от собственника стены за свое граффити. Бак автомобиля должен быть полностью заправлен, на всех шинах установлено одинаковое давление, а в багажнике не должно быть лишней массы.

Процесс самостоятельной регулировки фар с LED-оптикой или ксеноном принципиально не отличается. Важно изучить инструкцию, чтобы в процессе настроек не повредить сервоприводы, блоки проводов и защёлки, ибо большинство светодиодных фар являются необслуживемым блоком, и повреждение креплений и коммуникаций чревато заменой фары, а менять их, как и лампочки в обслуживаемых фарах, рекомендуется парами.

Здоровья вам и вашему автомобилю. Удачи на дорогах!

Правильно настроенные фары – это вопрос безопасности, причем не только самого владельца автомобиля, но и тех водителей, которые оказываются рядом с ним на дороге.

Между тем даже в машинах с простейшей светотехникой регулировка луча имеет принципиальные нюансы: на первом месте здесь точность расположения автомобиля и его взаимное позиционирование с экраном или диагностическим прибором. Малейшая неточность здесь дает отклонение луча до десяти метров. Поэтому так важно регулировать фары в условиях СТО, причем не любой, а со специально оборудованным постом в сервисной зоне.

Конечно, в домашних условиях оптике тоже можно уделить внимание, но лучше, чтобы это был только контроль. Настройку фар доверьте профессионалам. Ну а о современных фарах с функциями адаптации, автоматического выравнивания и тому подобное не приходится. Их нужно обслуживать исключительно в сертифицированных мастерских, где есть соответствующее оборудование и программное обеспечение, например, как на СТО “Автодом Атлант”.

В этой операции нет ничего сложного и особый инструмент тоже не понадобится. Но кое-что стоит подготовить заранее. Вам понадобится:

Перед операцией по проверке фар нужно убедиться, что давление во всех шинах соответствует паспортным параметрам, в самой машине нет тяжелого багажа, а горючего в баке столько, сколько у вас чаще всего бывает. При замерах за рулем должен сидеть сам водитель или человек той же комплекции. Напомним, что здесь речь идет об автомобиле с так называемым асимметричным распределением света типа “европейский луч”, то есть о европейских, корейских, японских и других моделях, выпущенных для европейского рынка. Об американских моделях мы упомянем ниже.

Пятна света фар образуют на стене два сектора, с верхним пределом света и тени в форме двух «галочек», вероятно, давно знакомых вам. Горизонтальная часть «галок» должна проходить по нижней линии на экране. Косая линия левой «галочки», протянувшись вправо-вверх, должна обрываться на центральной вертикальной линии (проходящей через центр радиатора) – в идеале там, где она пересекается с вашей верхней горизонталью. Точки, обозначающие центры фар, должны совпадать с точками, из которых вырастают косые линии «галочок». Проверить и регулировать каждый луч будет проще поочередно, если вторую фару чем-то заслонить.

В режиме дальнего света регулировка проще. Если каждая фара общая для ближнего и дальнего (двухфарное авто), то второй считается автоматически отрегулированным после отладки первого. Если фары отдельные (четырехмарное авто), то в режиме далекого главное, чтобы центры световых пятен совпадали с точками, обозначающими центры фар на экране.

Для большей точности замеров и регулировок расстояние от автомобиля до экрана можно сделать в 10 метров. Но тогда зазор между линиями на экране должен быть не 5, а 10 сантиметров.

Можно ли отрегулировать фары дома?

Надо понимать, что не все современные фары можно отрегулировать в «гаражных» условиях, но хотя бы проверить можно любые. Особое и часто компьютеризированное оборудование необходимо для настройки так называемого адаптивного света, матричных LED-фар и конструкций с автоматической корректировкой угла.

А при регулировке более привычных фар главную проблему составляет не столько собственно смещение пучка света вверх-вниз или влево-вправо, сколько организация “прицела” для его точного направления. Именно этот организационный момент займет больше времени: вам предстоит найти ровную площадку, а рядом с ней гладкую стену, на которой нарисовать несколько линий.

Как отрегулировать фары своими руками

Если нет возможности или желания доверить регулировку фар работникам СТО, то можно сделать это самостоятельно. Перед тем, как разобраться, как правильно отрегулировать фары на автомобиле, нужно дождаться подходящих погодных и световых условий. Прежде всего потребуется выбрать сухой день и дождаться наступления темноты, найти стену, рядом с которой есть ровная площадка, а также подготовить автомобиль (привести давление в покрышках до значений, рекомендуемых производителей, установить салонный корректор фар в «0», убрать все лишние вещи из багажника, полностью заправить топливный бак, а за руль посадить либо водителя машины, либо человека, максимально схожего с ним по массе), после чего можно заняться настройкой ближнего света фар.

Если вы всё сделали правильно, то ближний свет будет настроен оптимально, а дальний подстроится автоматически. Но даже если вы поняли, как отрегулировать фары в домашних условиях, нет гарантии того, что самостоятельно вы все сделаете правильно. В случае, когда либо вы сами понимаете, что с фарами что-то не так, либо вам на это указывают встречные водители, лучше всё-таки обратиться на станцию техобслуживания.

Если вы правильно отрегулируете фары ближнего света, то дальний свет подстроится автоматически

Всегда помните, что неправильно настроенная оптика автомобиля — источник потенциальных проблем на дорогах. Кроме того, «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» пунктом 3.2 «Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001» прямо запрещает эксплуатацию машин с не настроенной как положено оптикой. Помните, что правильно настроенные фары — залог безопасности на дороге.

Как отрегулировать фары c помощью профессионалов

Наиболее логичным выглядит визит на станцию техобслуживания, где есть необходимое оборудование и знающие специалисты. Для настройки фар потребуется привести давление в покрышках до значений, рекомендуемых производителей, установить салонный корректор фар в «0», убрать все лишние вещи из багажника, полностью заправить топливный бак, а за руль посадить либо водителя машины, либо человека, максимально схожего с ним по массе. В таких идеальных условиях с помощью специального инструментария настраивается ближний свет, а после этого дальний уже автоматически будет соответствовать необходимым стандартам. При помощи профессионалов никаких проблем с тем, как правильно отрегулировать фары, возникнуть не должно.

Лучший способ, как отрегулировать фары — обратиться к профессионалам

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *