Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Содержание

Причины, почему не заводится Lada 4×4 (стартер не крутит)

Часто владельцы внедорожника ВАЗ 2121 или 2131 сталкиваются с проблемами, связанными с запуском двигателя. Например, при повороте ключа зажигания стартер не крутит. Рассмотрим возможные проблемы стартера Lada 4×4 и способы их решения.

Почему стартер не щелкает и не крутит

Стартер в конструкции транспортных средств обеспечивает запуск силового агрегата. Поэтому, когда возникают проблемы с запуском, большинство автовладельцев задаются вопросом: почему стартер перестал крутить, а его втягивающее не щелкает? Несмотря на то, что работа устройства запуска двигателя длится всего лишь несколько секунд, его поломка полностью парализует эксплуатацию автомобиля, поскольку нормально завести его мотор можно лишь с толкача, правда это возможно лишь на МКПП (механическая коробка перемены передач), либо при помощи кривого стартера (если он предусмотрен конструкцией).

Определить причину неисправности в системе запуска двигателя и устранить неполадки можно самостоятельно, тем более что для этого не требуются сложные диагностические приборы и инструментальная база. Но, диагностику работоспособности стартера невозможно будет провести без измерительных приборов, самым доступным из которых является мультиметр.

Очищаем стартер от грязи и устанавливаем в тиски.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Ключом «на 13» отворачиваем гайку нижнего вывода тягового реле.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Снимаем якорь тягового реле.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Ключом «на 10» отворачиваем гайки стяжных шпилек.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Снимаем статор вместе с якорем со шпилек крышки.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Вынимаем три планетарных шестерни.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Снимаем уплотнительную прокладку.

Устанавливаем вал привода на деревянную подставку.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Снимаем ограничительное кольцо.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Снимаем привод в сборе.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Собираем стартер в обратной последовательности.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Перед монтажом щеткодержателя на коллектор якоря снимаем все четыре пружины так, чтобы щетки «ушли» в направляющие.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Якорь с надетым щеткодержателем, установленными пружинами и их крышками вставляем в статор.

Почему стартер не крутит и не щелкает втягивающее реле?

На практике, большая часть неполадок и сбоев при работе стартера заключается в проблемах с электрической частью. Механические поломки встречаются реже. Проблемы с запуском силового агрегата транспортного средства, которые вызваны наличием неисправностей в электрике.

Если не удается завести автомобиль, необходимо проверить на работоспособность его аккумуляторную батарею, поскольку стартер запитан от нее. При недостаточном заряде источника питания, могут полностью отсутствовать характерные звуки работы системы запуска моторного агрегата. Измерить заряд АКБ можно при помощи вольтметра. Если он составляет менее 9В, необходимо подзарядить батарею, иначе дальнейшая потеря емкости может негативно отразится на ее работе. В случае отсутствия тестера, определить насколько заряжен аккумулятор можно по яркости фар, правда, для этого нужен определенный опыт. Если при включенном дальнем свете и поворотами ключа зажигания в замке, фары начинают светить слабее, значит, заряд АКБ значительно снизился. При возникновении подозрения в том, что заряженный аккумулятор не питает электросеть машины, необходимо зачистить его клеммы, чтобы удалить с них оксидную пленку, из-за которой ухудшается контакт.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Если стартер щелкает, но не может крутить коленвал двигателя, необходимо протестировать втягивающее реле. Помимо выхода из строя этой детали, могут возникать проблемы с кабелем питания. Для определения работоспособности реле, рекомендуется его прямое подключение к клеммам аккумуляторной батареи. Если при таком соединении тяговое работает, причину неполадки необходимо искать в системе питания (повреждение проводов, подгорание контактов реле, наличие неисправности в замке зажигания). После устранения неполадок пусковая система мотора будет функционировать исправно.

Недостаточный контакт либо его отсутствие приводит к потере тока в электрической сети автомобиля, из-за чего его потребители функционируют некорректно. Поэтому необходимо периодически уделять внимание всем сопряжениям в бортовой сети. Для нормального функционирования стартера необходим ток силой примерно 200А. При меньшей величине пускового тока срабатывает исключительно втягивающая обмотка реле. Однако силовой агрегат запуститься не может.

Очищаем стартер от грязи и устанавливаем на верстак.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

При этом у исправного реле якорь должен выдвинуть обгонную муфту в окно передней крышки, а контактные болты – замкнуться. Неисправное тяговое реле заменяем новым.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Из корпуса реле вынимаем шток с пружиной.

Новое тяговое реле устанавливаем в обратной последовательности.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Таким же способом извлекаем три оставшиеся щетки. Щетки, изношенные до высоты 12 мм и менее, заменяем.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Подсоединяя омметр по очереди к выводам обмоток статора, проверяем их на замыкание на корпус и на межвитковое замыкание.

При этом убедитесь, что свободные выводы обмоток изолированы от корпуса.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Поддев отверткой, снимаем стопорное кольцо.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Снимаем с вала шайбу.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Внешним осмотром проверяем состояние коллектора и обмоток. Обугливание обмоток не допускается. При незначительном обгорании коллектора зачищаем его пластины мелкой абразивной шкуркой. При сильном обгорании и износе лучше заменить якорь. Задиры и наволакивание металла от подшипников на шейки вала якоря устраняем самой мелкой шкуркой с последующей полировкой.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Омметром проверяем обмотки якоря на короткое замыкание. Неисправный якорь заменяем.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Из крышки привода вынимаем резиновый уплотнитель.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Снимаем с оси якоря регулировочную шайбу.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Расшплинтовываем ось рычага.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Поддев отверткой, снимаем рычаг привода.

Шестерня привода должна легко вращаться в одну сторону и не вращаться в другую, не иметь сколов и забоин на заходной части зубьев. Изношенную шестерню или неисправную обгонную муфту меняем в сборе.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Оперев вал якоря на деревянный брусок, через ключ «на 14» сбиваем ограничительное кольцо со стопорного кольца.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Снимаем с вала ограничительное кольцо и обгонную муфту в сборе с шестерней привода.

Сборку стартера проводим в обратной последовательности.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

При установке ограничительного кольца (на стопорное) удобно подтянуть его раздвижными пассатижами.

Сжатым воздухом продуваем корпус и щеткодержатель. Поводковое кольцо и контактирующие с ним пластмассовые поверхности смазываем Литолом-24. Втулки и винтовые шлицы вала якоря, а также ступицу обгонной муфты смазываем моторным маслом.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Перед соединением крышки с корпусом стартера вставляем стяжные болты в соответствующие отверстия.

Внимание! Если изолированным был только один болт, изоляционную трубку при сборке стартера надеваем на тот, который может касаться медной шины, соединяющей обмотки статора стартера.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Чтобы установить стопорное кольцо, поджимаем якорь стартера вверх через втулку крышки со стороны привода.

НЕ КРУТИТ СТАРТЕР НИВА 21214 ИНЖЕКТОР-ПРИЧИНЫ

Одним прекрасным ноябрьским утром при попытке завести свою «Ниву 21214», в ответ на поворот ключа в замке зажигания я не услышал привычного звука, — стартер не крутит, но что то щёлкает внутри. Видимо срабатывало втягивающее реле стартера, но до вращения коленчатого вала дело не доходило. Первая мысль-сдох аккумулятор. Благо что под рукой был запасной, подкинул, — бесполезно, — такая же история. Надо снимать стартер и смотреть что там с ним не так.

Сначала залез в интернет что бы посмотреть как это умные люди делают. Много разных ссылок, есть что посмотреть, но заметил один момент, который почему то почти всегда замалчивается. Позже я расскажу об этом. Итак, приступаем к ремонту. По началу я даже не смог определить где находится стартер, с какой стороны двигателя, так как при внешнем осмотре я его не обнаружил. Пытался определить его местонахождение по звуку щёлкающего реле стартера, но это тоже не помогло, понятно что где то внизу. Решил по проводам пройти от аккумулятора.

Оказалось что он с левой стороны, если стать лицом к двигателю. Не видно же его потому, что он закрыт крышкой, которая видимо по задумке конструкторов должна защищать его от высокой температуры выхлопных газов,проходящих по трубам выпускного коллектора.

Вот про эту крышку почему то нигде не пишут, подразумевая что её уже кто то снял до нас. Но как показал мой опыт, главная беда при снятии стартера — вот эта самая крышка.

В моём случае она была закреплена тремя гайками на шпильках, — две слева сверху и снизу и одна справа внизу в очень неудобном и труднодоступном месте. Первые две гайки открутились на раз-два-три, зато с последней пришлось повозится.

C начала попытался воспользоваться торцовым ключом, но из за того что в непосредственной близости от места крепления находится труба выпускного коллектора, ребро жесткости этой трубы не позволяет установить ключ так что бы был надёжный контакт с гайкой, и он постоянно соскальзывает с гайки. Рожковым ключом тоже не сразу удалось воспользоваться, т. к. собственная рука закрывает место работы и попросту ничего не видно.

Пришлось работать на ощупь, двумя руками. В одной руке, которая справа от трубы, — ключ, а левой рукой на ощупь направлял ключ к месту где находится гайка. И вот таким макаром, потихоньку, гайка открутилась. Казалось бы, вот оно счастье, всё откручено. Можно спокойно снимать железяку.

Но. Со шпилек крышка снялась, а вот дальше она не хотела двигаться ни вправо ни влево. То есть она спокойно болталась там в близи от своего места, но вытащить её наружу не представлялось возможным. Сверху она упиралась опять в эту злосчастную трубу коллектора, справа мешали патрубки радиатора, а слева она тыкалась в корзину сцепления. Как снять, вот вопрос?

Открутил гайки со шпилек к которым крепится приёмная труба выпускного коллектора. Полностью со шпилек труба не снялась, но пространство под ней увеличилось, может быть удастся вытащить крышку. Опять нет. Дальше что?

Попытался ножницами отрезать выступающие части этой железяки. Тоже ни как, не хватает места для ножниц.

Сижу, думаю, что дальше делать. Придумал. Взял самый русский инструмент, который называется лом, подложил на крыло доску, что бы не помять ненароком и стал приподнимать двигатель, в надежде на то, что может быть, что нибудь изменится в этой жизни непростой. Зафиксировал лом чтобы двигатель не опустился, и стал колдовать с этой проклятой крышкой. Места для манёвра стало чуть больше, но всё равно не выходит.

Потеряв всякую надежду вытащить её нормальным способом, взял монтировку и как смог стал загибать эту клятую железяку, только бы вытащить и увидеть наконец стартер. В результате всех моих манипуляций крышка согнутая во всех возможных направлениях, наконец то покинула своё гнездо. На всё про всё у меня ушёл почти целый рабочий день. Большое человеческое спасибо конструкторам « Автоваза».

Ну вот теперь наконец то можно заняться непосредственно ремонтом стартера. Он крепится в трёх местах, никаких проблем при этом у меня не возникло. После того как все три болта откручены стартер вынимаем вместе со всеми проводами и наружу и уже там их отсоединяем.

Выкладываем стартер перед собой на рабочий стол и начинаем колдовать. Попробуем его включить без нагрузки, и посмотрим как он будет себя вести в лабораторных условиях.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

схема подключения стартера

При первом включении всё получилось как надо, втягивающее реле стартера сработало и вал стартера начал вращаться. А вот при второй,третьей и последующих попытках дефект проявился, — реле начинает издавать щелчки, вал стартера не вращается. Скорее всего неисправно само втягивающее реле. Причина, — почему не крутит стартер мы выявили.

Сразу после неудачных попыток включить стартер, измерил сопротивление обмоток. Оказалось что их сопротивление составляют десятые доли ома, тогда как должно составлять единицы ом(2-3 Ома). Вероятно происходит межвитковое замыкание в обмотках, и тока протекающего через исправную часть обмотки реле стартера недостаточно для срабатывания. Я так думаю, но конечно можно с этим поспорить.

Итак: после замены втягивающего реле на новое, работа стартера восстановилась.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

втягивающее реле на стартере

Попутно в процессе ремонта были промыты все трущиеся детали.

При первом включении всё получилось как надо, втягивающее реле стартера сработало и вал стартера начал вращаться. А вот при второй,третьей и последующих попытках дефект проявился, — реле начинает издавать щелчки, вал стартера не вращается. Скорее всего неисправно само втягивающее реле. Причина, — почему не крутит стартер мы выявили.

Сразу после неудачных попыток включить стартер, измерил сопротивление обмоток. Оказалось что их сопротивление составляют десятые доли ома, тогда как должно составлять единицы ом(2-3 Ома). Вероятно происходит межвитковое замыкание в обмотках, и тока протекающего через исправную часть обмотки реле стартера недостаточно для срабатывания. Я так думаю, но конечно можно с этим поспорить.

Итак: после замены втягивающего реле на новое, работа стартера восстановилась. Проблема «Нива инжектор не крутит стартер и не заводится» успешно решена.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Нива 4×4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор / Стартер

Где стоит реле стартера

Реле стартера находится под дополнительным блоком предохранителей рядом с реле зажигания. На ВАЗ 21214 реле включения стартера прикреплено к кронштейну реле системы впрыска.

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Ремонт стартера. Алгоритм поиска неисправности и её устранение

Читателю предлагается заметка с опытом ремонта стартеров: стартер — основа запуска двигателя внутреннего сгорания.

(данная статья применима к любой марке автомобиля)

Классический стартер представляет собой коллекторный электродвигатель постоянного тока мощностью 0,5-2 кВт, оснащенный системой пуска-отключения (втягивающее реле) и обгонной муфтой с шестерней (бендикс). Передаточное число бендикс-маховик примерно 1:200. Лет двадцать назад появились решения, содержащие понижающий редуктор (чаще всего планетарную передачу) для увеличения крутящего момента на выходном валу. Основные дефекты воспринимаются нами на слух: стартер не работает (не срабатывает втягивающее реле), не «тянет» (не развивает мощность), «буксует» (проскальзывает бендикс или разрушена планетарная передача).
Давайте последовательно проанализируем их.

Сначала стоит убедиться, что проблема именно в стартере: до 20% жалоб на стартеры на самом деле вызваны внешними причинами. Для включения стартера важно наличие достаточно мощного источника тока (заряженного аккумулятора, способного отдать требуемый пусковой ток без значительного снижения напряжения) и достаточно мощного управляющего сигнала. Пусковой ток стартера бензинового двигателя составляет примерно 150-300 А (в зависимости от типа стартера и объема двигателя), для дизеля эти цифры нужно удвоить. Втягивающее реле потребляет ток порядка 10 А. Столь значительные токи делают внешние цепи стартера очень чувствительными к состоянию контактов в соединениях (5-7% жалоб вызвано банальным загрязнением клемм аккумулятора).

Попробуем выделить некоторый алгоритм проверки стартера на автомобиле.

Если стартер не работает, сначала необходимо измерить напряжение непосредственно на выходных клеммах аккумулятора: нормально заряженный аккумулятор должен иметь не менее 12,5 В. Если аккумулятор разряжен, следует или зарядить его, или заменить заведомо рабочим проверочным. Если напряжение аккумулятора в норме, повторяем замер при положении ключа зажигания «старт». Если напряжение на аккумуляторе сильно снижается (более чем на 2-2,5 В), и при этом стартер не работает, то или аккумулятор не в состоянии выдать требуемый ток, или в стартере все-таки есть проблема. Возможная проверка — замена аккумулятора; косвенная — включение дальнего света фар на заряженном аккумуляторе не должно вызывать значительного (более нескольких десятых Вольта) снижения напряжения АКБ. Если дело не в аккумуляторе — стартер долой.

Если при неудачной попытке старта резкого снижения напряжения на клеммах АКБ не происходит, необходимо измерить напряжение между корпусом двигателя и входной силовой клеммой втягивающего реле в режиме «старт». При значительном окислении элементов силовой цепи напряжение окажется значительно (на единицы Вольт) ниже напряжения АКБ. В этом случае ищем точки окисления, измеряя падение напряжения в этом режиме на участках цепи. Возможные причины: окисление или об-горание клемм как в точках крепления, так и месте опрессовки провода, обрыв или коррозия массовых соединений. Если значительных потерь напряжения нет, следует попытаться подать временным проводником (сечением не менее 1-1,5 мм2) на управляющую клемму втягивающего реле напряжение с плюсовой клеммы аккумулятора (не искрите возле аккумулятора — в определенных случаях это приводит к его взрыву!). Если стартер ожил — ищем дефект цепи управления (окисленные клеммы, обгоревшие контакты управляющего реле или контактной группы замка зажигания), если не ожил — стартер долой.

Следует взять во внимание, что иногда неполноценная работа стартера может быть вызвана проблемами двигателя — от применения густого не по сезону масла во время сильных морозов и до подклинивания валов двигателя. В число таких проблем попадает и большой износ зубьев венца маховика. К сожалению, оценить их состояние можно часто только сняв стартер, проворачивая вручную коленвал и осматривая зубья визуально (износ, чаще всего, неравномерный).

Стартер снят. Очищаем от внешних загрязнений, проводим первичный осмотр на предмет внешних повреждений, далее — разборка. При разборке обращаем внимание на все мелочи: например, причиной потери мощности или даже полного отказа стартера могут оказаться сильно окисленное или обгорелое место соединения выходной клеммы втягивающего реле и собственно стартера или обгоревшие точки крепления щеткодержателя к задней крышке корпуса. Затем осматриваем детали стартера.

(Разборка стартера 5722.3708, Разборка стартера 35.3708)

Втягивающее реле подлежит замене, если:

— Имеет место обрыв обмоток реле. Следует принять во внимание, что втягивающие, в большинстве своем, имеют две обмотки: пусковую (управляющий контакт — выходная силовая клемма) и удерживающую (управляющий контакт — корпус реле). Впрочем, иногда бывают реле с одной обмоткой (управляющий контакт — корпус реле). Различить их можно по дополнительному контакту, расположенному на задней крышке реле и соединённому с силовой выходной клеммой. Возможно также межвитковое замыкание в обмотках — как правило, сопровождается сильным запахом горелой изоляции. Работу обмоток втягивающего реле можно проверить на столе, подав напряжение с аккумулятора: «минус» на корпус и выходную силовую клемму, «плюс» — на управляющий контакт.

— При проверке падения напряжения на контактах втягивающего реле оно составляло более 0,3-0,5 Вольт. Здесь имеет место подгорание силовых контактов.

— При осмотре пластмассовой крышки реле замечено обгорание пластмассы возле силовых контактов или их свободное проворачивание в крышке.

— Если имело место невыкпючение или хаотичное включение силовых контактов реле при снятом управляющем проводе. Вероятно повреждение пружины, рассоединяющей силовые контакты при отключении реле. К сожалению, для осмотра она недоступна — почти все втягивающие реле неразборные.

Иногда для снятия втягивающего реле приходится высверливать болты крепления с потайной шляпкой под крестовую отвертку. При подборе новых болтов не устанавливайте более длинные болты -вы рискуете повредить обмотку!

Тщательно осматриваем щеточный узел. Щетки подлежат замене при более чем 50% износе, косом износе рабочей поверхности или при наличии следов заедания в держателях. Поводом для замены щеток является также сильное изменение цвета медного канатика щетки вследствие перегрева — это предпосылка плохого контакта в точке опрессовки канатика материалом щетки. Особое внимание обращаем на состояние держателя. Недопустимы разбитость или деформация направляющих и повреждения прижимных пружин. Щетки лучше менять в комплекте с держателем.

В стартерах со статорными обмотками положительные щетки часто приварены контактной сваркой. Чаще всего в небольших мастерских такого оборудования нет, поэтому новые щетки подсоединяем пайкой оловянно-свинцовыми припоями, при этом точки пайки предварительно тщательно лудим, лучше с активным флюсом. Канатик щетки при паяльных работах обязательно пережимаем рядом с местом пайки, чтобы он не потерял гибкость вследствие проникновения припоя в тело канатика. Место пайки обязательно хорошо прогреваем (требуется достаточная мощность паяльника) во избежание эффекта «холодной пайки», затем тщательно изолируем.

Несколько замечаний. Перед удалением старых щеток посмотрите, из меди ли изготовлены статорные обмотки: некоторые изготовители (например, Magneti Marelli) иногда используют для этой цели алюминий, в таком случае приходится сохранять остаток старого канатика возле точки крепления и подпаиваться к нему. Не используйте крепление щеток винтами, если это не предусмотрено изготовителем: стартерные токи требуют надёжных контактов. Щетки следует подбирать по каталогу. При вынужденном использовании щеток, подобранных по размеру, следует учитывать, что щетки от стартера бензинового двигателя могут не выдержать пусковые токи дизеля.

Якорь в первую очередь проверяем визуально, особое внимание уделяем коллекторным контактам. Если одна или две напротив расположенные ламели коллектора обгорели — якорь имеет замкнутый виток или пробой на корпус. Последний вполне может быть обнаружен тестером в режиме измерения сопротивлений или пробником с источником тока и лампочкой (причем, чем выше напряжение пробника, тем достовернее результат). Замкнутый якорь требует безоговорочной замены. Если поверхность коллектора сильно изношена и имеет неровности, его следует осторожно проточить, снимая при этом минимально необходимое количество материала: любая проточка ослабляет надежность крепления ламелей. Если коллектор просто загрязнен, его нужно почистить мелкой шкуркой до чистой меди.

При наличии на якоре и статоре следов взаимного касания в процессе работы, следует проверить:

— нет ли кривизны якоря (проверка в центрах);

— нет ли овального износа в опорных втулках якоря (при износе втулки нужно заменить);

— нет ли повреждений изоляции обмоток (как возможное следствие).

Мелкие повреждения изоляции обмоток, не приводящие к замыканиям, можно попробовать восстановить нитролаком (я использую для этих целей списанный женой лак для ногтей).

В современных стартерах часто используют в статоре не обмотки, а постоянные магниты. Их проверяем на отсутствие повреждений и надежность крепления (они приклеены на корпус и зафиксированы обоймами). Корпусы с отклеенными или сильно выкрошенными магнитами нужно заменить. Если на магниты налипли металлические ошурки, их надо аккуратно удалить.

Необходимо проверять состояние опорных втулок вала стартера: повышенный зазор или овальный износ — повод для замены. Втулки подбираются по каталогу: у различных стартеров размеры втулок могут быть похожи, но отличаться на пять-десять сотых миллиметра. Втулки от хорошего производителя после прессовки получают требуемый размер и не нуждаются в дополнительной обработке. Некачественные втулки (и все втулки отечественного производства) нужно доводить до размера развёртками. Вал должен вращаться во втулке легко, но без люфта. В некоторых стартерах передняя опорная втулка вала стартера расположена в картере сцепления, ее тоже не надо забывать проверять.

Внимание! Недопустима установка втулки в корпусную деталь без натяга — ее обязательно провернет, и зазоры сразу резко увеличатся.

Иногда встречаются стартеры, использующие вместо втулок подшипники, чаще игольчатые. Изношенные подшипники нужно заменить, иногда в паре с валом. Если подшипник не изношен, его нужно промыть бензином, высушить и смазать любой хорошо очищенной пластичной литиевой смазкой.

Для передачи вращения в стартерах используются редуктор (шестеренчатая передача, чаще всего планетарная) и бен-дикс (обгонная муфта). Бендикс должен:

— легко скользить по направляющим вала;

— шестерня не должна прокручиваться относительно корпуса в одном направлении и плотно вращаться в противоположном;

— зубья шестерни не должны иметь повреждений и заметного износа;

— втулки в шестерне не должны быть изношены (надо отметить, что иногда втулки шестерни бендикса поставляются в запчасти).

При установке бендикса на вал стартера есть неприятный момент: установка стопорного кольца в обойму. Задача заметно облегчится, если изготовить оправку наподобие оправки для установки поршневых колец (я использую клещи с полукруглыми губками для снятия сальников клапанов). Вилка включения бендикса не должна иметь повреждений и заметного износа.

Редуктор требует проверки на целость шестерен и корпуса, отсутствие износа в осях шестерен сателлитов планетарной передачи и разбитости резиновых демпферов, если такие используются в планетарной передаче.

Сборка стартера осуществляется после тщательной очистки всех деталей и замены всех изношенных или повреждённых составляющих. Валы, шестерни и дистанционные шайбы (если такие есть в Вашем стартере) при сборке смазываются весьма умеренным количеством пластичной литиевой смазки и только непосредственно в месте контакта трущихся деталей (недопустимо попадание смазки на коллектор и в зазор ротор-статор). Якорь втягивающего реле тщательно очищается и собирается без смазки. При установке щеток и статорных обмоток следует внимательно следить за чистотой и надежностью контактов и не допускать замыкания проводников на корпус. Не следует использовать легкоплавкие изоляционные материалы. Щетки удобнее устанавливать с использованием технологической оправки (отрезок трубки с внешним диаметром, близким к диаметру коллектора). Также следует проверить якорь на легкость вращения (должен легко вращаться во втулках). Если вилка включения бендикса установлена на оси с эксцентриком, необходимо подать на управляющий контакт втягивающего реле напряжение от аккумулятора и отрегулировать эксцентрик, добиваясь полного выдвижения шестерни бендикса в рабочее положение и не допуская упора бендикса в стопор, и зажать контргайку эксцентрика.

В завершение всей работы нужно закрепить стартер на столе, и подать на него с помощью проводов подходящего сечения (например, прикуривателей) питание от заряженного аккумулятора (с соблюдением полярности). Далее подать питание на управляющий контакт втягивающего реле. Стартер должен щелчком выдвинуть шестерню бендикса и резво и без лишних призвуков начать вращаться. После снятия управляющего напряжения стартер должен остановиться, шестерня бендикса должна вернуться в исходное состояние. Следует учесть, что стартеры с постоянными магнитами на статоре должны развивать без нагрузки более высокие обороты. Если обороты низкие, то либо в стартере осталась какая-то проблема, либо пробный аккумулятор слаб, либо, опять же, мешают потери в контактах силовой цепи.

Если Вы внимательно выполнили все рекомендации, результат обязательно будет успешным — особо сложного в стартере ничего нет, да и не святые горшки обжигают. Удачи Вам!

Схема стартера ВАЗ 2121, 2131

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

1 – стартер; 2 – аккумуляторная батарея (АКБ); 3 – генератор; 4 – реле включения стартера; 5 – выключатель зажигания

Схема включения стартера: При включении стартера напряжение от АКБ через вспомогательное реле (№4 типа 113.3747-10) подается на обмотки втягивающего реле стартера (втягивающую II и удерживающую I). После замыкания контактов этого реле втягивающая обмотка отключается.

Возможные неисправности если стартер не крутит

А вы сталкивались с проблемой запуска двигателя, когда стартер не крутит? В чем была причина вашей неисправности? Напомним, другие инструкции по ремонту и эксплуатации Lada 4×4 можно найти в этой категории или по содержанию.

Проверка цепи стартера

Неисправности стартера смотрите в разделе Диагностика неисправностей двигателя: «Коленчатый вал не проворачивается стартером», «Сильный шум при работе стартера»

Как проверить работоспособность цепи стартера

Если стартер не проворачивает двигатель при повороте ключа зажигания в соответствующее положение, то возможны четыре причины:

1. аккумуляторная батарея разряжена;

2. нарушены электрические соединения между пусковым реле, аккумуляторной батареей и стартером, т.е. ток от аккумуляторной батареи не подается на стартер;

3. пусковое (тяговое) реле неисправно;

4. стартер заел или неисправна его электрическая часть.

• Для проверки аккумуляторной батареи включите фары. Если они через несколько секунд гаснут, то аккумуляторная батарея разряжена или испорчена. Если фары горят ярко, то включите стартер и посмотрите, что будет со светом фар. Если фары тускнеют, то напряжение на стартер подается, но он не вращается. Стартер нужно снять для проверки. Если стартер вращается очень медленно, то переходите к следующей проверке.

• Если при включении стартера фары светят по-прежнему ярко, то на него не попадает напряжение. Проверьте все соединения от аккумуляторной батареи к пусковому реле и стартер на плотность затяжки и чистоту. Если на автомобиле установлена хорошая аккумуляторная батарея, то наиболее вероятная причина — неисправность самого стартера. Проверьте, чтобы гибкий заземляющий провод между двигателем и кузовом был плотно прикручен — это иногда помогает устранить кажущуюся неисправность.

• Если результатов не достигнуто, выключите фары, чтобы не разрядить аккумуляторную батарею. Возможно, послышится щёлкающий звук при каждом повороте ключа зажигания в положение включения стартера. Это звуки срабатывания соленоида (тягового реле), но это совсем не означает, что основной контакт срабатывает должным образом. (Если от реле щелчков не слышно, то оно, возможно, неисправно). Контакт соленоида можно проверить, подсоединив вольтметр или проверочную лампочку к соединению основного провода (от аккумуляторной батареи к стартеру) на «стартерной» стороне реле и к заземлению. При повороте ключа зажигания вольтметр должен показать напряжение, или лампочка должна загореться. Если этого не происходит, то неисправно тяговое реле. (Не подсоединяйте лампочку к двум контактам реле. Если стартер исправен, то лампа загорится). Если же, в конце концов, установлено, что реле исправно, а напряжение от аккумуляторной батареи поступает к стартеру, то, скорее всего, неисправен сам стартер.

Особенности проверки работоспособности элементов пусковой системы автомобильного двигателя

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

После визуального контроля состояния деталей системы пуска, приступают к демонтажу стартера для выполнения тестирования его составных частей:

  • Определить насколько выработался щеточный узел можно лишь после разборки корпуса стартера. Несмотря на продолжительный эксплуатационный период щеток, они все же стираются. При этом их выработка на некоторых моделях стартеров не позволяет включаться в работу тяговому реле. При этом издаваемых им щелчков не будет слышно.
  • Подгорание обмоток на катушках легко определить как визуально, так и по наличию горелого запаха. Поскольку восстанавливать их работоспособность не имеет смысла, придется выполнить замену стартера.
  • Выполнение стресс-теста тягового возможно и без его корпуса. Для этого необходимо замкнуть при помощи отвертки две большие клеммы на реле, стараясь не зацепить элементы корпуса. О наличии проблем со втягивающем просигнализирует начало вращения вала. Заметим, что одним из неприятных последствий этого является подгорание контактных групп реле. Поскольку на них содержится специальное защитное покрытие, чтобы его не повредить, очищать нагар с них не рекомендуется. В этом случае показана только полная замена тягового.

Помимо описанных выше процедур, необходимо уделить внимание, замку зажигания, выполнив контроль напряжения в нем. Часто в этом узле пропадает контакт из-за покрытия проводов оксидной пленкой и образования участков коррозии. Для этого достаточно их почистить, пропаять, либо заменить.

Неисправности и их особенности

Разборка стартера 5722.3708 ВАЗ-21214 Нива, Электрика двигателя

Во время работы устройства запуска силового агрегата, вся нагрузка передается его втягивающему реле. Поэтому, на вопрос: почему щелкает стартер, можно ответить, что реле начинает функционировать, издавая характерные звуки. Это говорит о наличии неисправности, поскольку стартер в этот момент не работает и не крутит коленвал автомобильного двигателя. Возникновение подобных симптомов характерно для следующих ситуаций:

  • замыкание или подгорание витков обмоток ротора либо статора;
  • выработка втулок, которая послужила причиной заклинивания вала электродвигателя;
  • пробой ротора на «массу».

Без демонтажа устройства с автомобиля и полной его разборки обнаружить подобные неисправности не получится.

Заметим, что если не удалось запустить двигатель транспортного средства с первого раза, это вовсе не является свидетельством неисправности стартера. Вероятно, что большинство систем еще не включились в работу, для этого необходимо заново провернуть ключ зажигания.

Помимо втягивающего реле, вызывать неполадки в работе системы запуска мотора могут подгоревшие контакты (это сопровождается характерным горелым запахом, а в некоторых случаях – дымом), отсутствие массы, нарушение целостности электрической сети, разряженный источник питания. Устранение этих неисправностей осуществляется в индивидуальном порядке.

Итоги и выводы

Как видно, в ситуации, когда втягивающее реле стартера щелкает, стартер не крутит, решить данную проблему не составит труда. Иногда достаточно просто зарядить источник питания, либо удалить оксидную пленку с его контактов либо соединений проводов. Но, в случае выхода из строя некоторых элементов стартера, дешевле будет попросту его заменить, нежели восстанавливать.

А еще интересно:  Снятие цепи и звездочек привода распределительного вала ВАЗ-21214
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *