Примерное время чтения: 3 минуты
После 100 тысяч километров пробега автомобиль начинает вести себя по-особенному. Даже при идеально выставленных углах схода и развала колес машина теряет былую стабильность, невнятно реагирует на команды рулем, заметно «плавает» по полосе и нечетко следует выбранной траектории. Порой водитель замечает, что на прямиках автомобиль предательски сползает в сторону. Причиной тому могут быть поврежденные сайлентблоки. Как их менять и стоит ли этим заниматься?
Содержание
Что такое сайлентблоки?
Сайлентблоками называют резинометаллические шарниры, которые соединяют детали подвески. Они есть в рычагах рулевых тяг, а также в стабилизаторе поперечной устойчивости и в иных элементах передней и задней подвески. Они позволяют деталям шасси поглощать удары и вибрацию во время движения.
Сайлентблок по конструкции несложен: две металлические шайбы соединяются резиновой прослойкой, которая и амортизирует приходящие от дороги вибрации. Благодаря резинометаллическим шарнирам улучшается комфортность поездки, а также управляемость. Резиновая прокладка демпфирует паразитные колебания и сглаживает резкие удары на кочках.
Две металлические втулки в сайлентблоке постоянно давят на резиновую прокладку и со временем разрушают ее. Частые циклы сжатия и расширения, химические реагенты и соляные растворы зимой приводят к растрескиванию резины и к ее расслаиванию. Уже к 100 тыс. км многие шарниры выходят из строя, из-за чего кинематика подвески сильно меняется. Причем если один шарнир перестал в должной мере держать нагрузку, то за ним быстро сломаются и другие. Непоглощенные нагрузки будут концентрироваться в других узлах подвески, разрушая ее исправные элементы.
Поэтому за порогом пробега в 100 тыс. км необходимо обратить внимание на шасси.
Когда менять шарниры?
Признаки критического износа резинометаллических шарниров часто соседствуют со следующими эффектами:
- Вибрация рулевого колеса. Обычно при разгоне даже хорошо отбалансированные ведущие колеса начинают бить. Причиной тому появившиеся в рычагах люфты.
- Увод рулевого колеса в сторону. Разбитые сайлентблоки плохо удерживают рычаги рулевого механизма, и при движении машины колесо может отклоняться в стороны. Автомобиль реагирует на возникший люфт и постепенно сходит на край дороги. Люфт втулок создает паразитные перемещения деталей подвески, в результате чего колеса подруливают и траекторию приходится корректировать.
- Неравномерный износ шин. Частые отклонения колес вызывают быстрый износ протектора. При сильно разбитых шарнирах теряют фиксированное положение углы настройки подвески и начинают вытираться боковины ведущих колес.
- Нарушение управляемости при торможении. Во время экстренного замедления люфты в шарнирах могут вызвать небольшой увод автомобиля с траектории. Если замедление происходит в колее, то машина сильно рыскает. Задняя ось подруливает и грозит потерей управляемости.
Стуки в подвеске
При проезде «лежачих полицейских» можно услышать скрипы или постукивания в подвеске. Если они появились, то разрушение сайлентблоков не за горами. В течение предстоящих 30 тыс. км предстоит перебирать подвеску.
Резинометаллические элементы стоят относительно недорого, а вот цена работ по их замене высока. Чтобы заменить несколько шарниров, приходится перебирать всю подвеску. Некоторые резинометаллические опоры меняются вместе с рычагами. Есть и претензии к качеству выполняемых работ.
Многие мастера ставят сайлентблоки с перекосами, так как забивают их кувалдой в натяг, что категорически запрещено. Работники низкой квалификации иногда приваривают шарниры дуговой сваркой. В итоге оказывается, что шарниры работают в неправильном положении и быстро выходят из строя.
Поэтому перед проведением работ необходимо хорошо выбирать мастерскую. Лучше всего обращаться в сертифицированные сервисы при дилерских центрах. У них стоимость работ выше, но мастера при всех их недостатках придерживаются рекомендованной производителем технологии проведения работ. А это вселяет надежду на удачный монтаж новых шарниров.
Сайлентблок — важная часть подвески автомобиля, которая отвечает за сохранность остальных деталей подвески, устойчивость и комфорт езды. Изношенный или поврежденный сайлентблок может привести к дополнительным вибрациям и шумам, ухудшению управляемости автомобиля и небезопасному вождению. Рассказываем, почему это происходит и когда деталь нужно менять.
Неисправность сайлентблоков
Слово “сайлентблок” образовано от silent (тишина): деталь обеспечивает тихий ход машины. Раньше на автомобилях не было сайлентблоков, они пришли с эволюцией шарнира. Тогда все рычаги крутились на металлических резьбовых втулках, которые обеспечивали подвижность, но издавали много шума. Им на смену пришли сайлентблоки.
Наружная и внутренняя втулки сайлентблока сварены между собой резиной. Со временем она трескается, отслаивается от обоймы, и рычаги приобретают излишнюю подвижность относительно кузова. Ее отрыв говорит о неисправности. Поврежденный сайлентблок, а значит, и подвеска не работает как надо. Своевременная замена поможет восстановить свойства подвески, улучшить управляемость и снизить уровень вибраций. Советуем периодически проверять состояние сайлентблоков рычага и менять их при обнаружении признаков износа. Если вы делаете это сами, обратите внимание на резиновое тело сайлентблоков.
Сайлентблоки рычага
Большой ассортимент сайлентблоков рычага обусловлен разнообразием моделей и марок автомобилей. Для желающих изменить что-то в работе подвески производители предлагают различные решения. Но новый сайлентблок должен соответствовать заводским характеристикам производителя автомобиля. Фактически у автовладельца выбор такой: купить такой же сайлентблок, что был раньше, или аналог другой компании. Отдавайте предпочтение проверенному бренду, у которого есть опыт работы с резинотехническими изделиями. Такая продукция прослужит дольше.
Когда менять сайлентблоки рычага
Обычно рекомендуется заменять сайлентблоки рычага при возникновении первых признаков износа. Основные — это трещины на его поверхности, размягчение или излишняя жесткость. Если появился характерный скрежет или стук из-под подвески, это может быть признаком неисправности. Также об этом говорят сниженная устойчивость при движении, колебания или сильное провисание подвески во время поворотов, затруднение маневрирования.
При появлении одного или нескольких признаков заезжайте в ЕвроАвто! Проверим состояние и сразу же заменим сайлентблок, если это понадобится!
Другие материалы о замене сайлентблоков
Узнать стоимость описанных работ для своего авто,
подобрать запчасти и записаться в автосервис
#РЕМОНТ В ДЕТАЛЯХ
В предыдущей серии я рассказывал об автомобиле Шкода Октавия, владелец которого самостоятельно (или с помощью «специалистов») приговорил к замене шаровые опоры, но оказался неправ. Беспокоили стуки при движении, и я могу предположить, что в интернете посоветовали начать с замены шарниров. Мы же стараемся отталкиваться от результатов визуальной и инструментальной диагностики. Сначала посмотрели и пошатали руками.
Затем взяли инструмент и шатали уже с его помощью.
Как следует из названия темы, сегодня мы меняем передние сайлентблоки передних рычагов. Увидеть их неисправность можно (но не всегда, зависит от степени износа), напрягая рычаг относительно кронштейна.
Не всегда удаётся поймать этот люфт.
Как же точно поставить диагноз?
Нужно открутить рычаг от шаровой опоры и потянуть его вниз.
Если он остаётся в таком положении, значит, сайлентблок уже порван.
Даже если неисправен один сайлентблок, меняются всё равно оба.
Снятие рычага
Тут всё просто. Шаровые опоры мы уже открутили. Теперь необходимо открутить по три болта крепления задних сайлентблоков.
Далее откручиваем передние, горизонтальные болты.
Какие трудности возможны?
но вместе с резьбой.
Увы, предохраниться от этого практически невозможно. Ту часть болта, что торчит над кронштейнами, можно чистить, заливать WD-шкой, но это не даёт никаких гарантий благополучного исхода. Самое досадное, что болт может сломаться сразу, при попытке откручивания, а может стронуться, начать крутиться, но после нескольких оборотов его заклинит, и сдвинуть его в какую-либо сторону уже не удастся.
Что делать, если болт сломался?
Если он уже сломался, всё просто – замена кронштейна. Необязательно на новый, сгодится и б/у, коих на разборках великое множество. Если же болт выкрутился, но повредил резьбу, то начать нужно с попытки восстановить резьбу.
Если восстанавливать уже нечего, могу предложить два варианта:
— рассверлить отверстие, вставить длинный болт и с обратной стороны использовать гайку. Только я вам этого не говорил!:-)
— менять кронштейн – и это правильно.
Перепрессовка сайлентблоков
Рычаги сняты, внешне сайлентблоки , может, и не повреждены. Но это не так.
Для извлечения привлекаем пресс.
Вот он, предатель.
Кольцо посередине уже живёт самостоятельной жизнью. А ещё полезно сравнить с новым.
Для облегчения запрессовки нового сайлентблока в рычаг необходимо посадочное место качественно очистить. Сам сайлентблок обильно смазать жидким мылом или мыльным раствором, который используется в шиномонтажах.
Никакого масла или силиконовой смазки! Мыло поможет воссоединению рычага и сайлентблока и, выполнив миссию, высохнет. Силикон тоже высыхает, но не так быстро, и он менее скользкий, поэтому вероятность повреждения выше. Ну а про реакцию резины на масло, думаю, и говорить не стоит, всё очевидно.
Вставляем сайлентблок в рычаг, начинаем запрессовывать. И тут есть один секрет: необходимо обеспечить небольшой перекос.
На фото этот момент ещё не случился. Обращаю внимание: когда «губа» выйдет, сам сайлентблок относительно рычага окажется смещён, и для точной посадки необходимо его несколько вернуть, оказывая давление в обратную сторону.
Установка рычага
Тут всё достаточно просто. Резьба везде сухая и чистая, болты – новые. Это важно. Устанавливаем рычаги в кронштейны, вставляем новые болты, наживляем.
Никакой смазки на болтах быть не должно. И вот почему:
Как правильно затягивать болты?
В идеале это необходимо делать, когда машина уже на колёсах. Если же она всё ещё на подъёмнике, могу предложить два варианта (я такой, я щедрый):
— подставить упор под рычаг и, опуская кузов, нагрузить его,
— выставить руками примерно горизонтальное положение и затянуть болт так.
А когда машина переедет на стенд развал/схождения, отпустить и затянуть его заново.
Надеюсь, эта инструкция позволит вам произвести самостоятельную замену, избежав проблем. Но если есть сомнения в собственных возможностях – добро пожаловать к нам, в ЕвроАвто.
Всё сделаем правильно и надёжно
Механик СТО ЕвроАвто
Что это, зачем нужен и когда менять
Ни один современный автомобиль для дорог общего пользования не обходится без сайлентблоков. Несмотря на простоту конструкции, они выполняют очень важные функции
Управляемость автомобиля, комфорт и безопасность передвижения напрямую зависят от качества и состояния сайлентблоков.
Конструктивно сайлентблок состоит как правило из двух металлических втулок (обойм), прочно соединенных с проставкой из демпфирующего материала, в качестве которого применяется резина или полиуретан. Сайлентблоки устанавливаются:
- В рычагах передней и задней подвески.
- В качестве втулок стабилизаторов поперечной устойчивости.
- В качестве узлов крепления амортизаторов, двигателя и компонентов трансмиссии.
Виды сайлентблоков
В зависимости от особенностей конструкции различают несколько видов сайлентблоков:
- Классический с цельной демпфирующей проставкой, двумя или одной (чаще внутренней) втулками.
- С технологическими полостями в резиновой проставке для оптимальной работы рычага подвески на кручение.
- Сайлентблоки с крепежными проушинами (их часто выполняют несимметричными) вместо втулок под болт.
- Плавающие, являющиеся близкими родственниками шаровых опор, обеспечивают бОльшую подвижность соединяемых деталей и лучшую плавность хода. Такие сайлентблоки как правило используются в поворотных кулаках ступиц, но встречаются и в рычагах подвески.
Достоинства и недостатки резиновых и полиуретановых сайлентблоков
По типу материала, из которого изготовлена демпфирующая проставка, различают резиновые и полиуретановые сайлентблоки. У каждого из них имеются свои достоинства и недостатки.
Резиновые сайлентблоки
Классические, проверенные временем сайлентблоки устанавливаются на моделях, которые сходят с конвейеров автозаводов. К числу достоинств таких шарниров можно отнести:
- Невысокую стоимость.
- Способность работать в больших амплитудах деформации и обеспечить лучшую плавность хода.
Полиуретановые сайлентблоки
Этот тип сайлентблоков пришел из автоспорта, где в приоритете управляемость, которая напрямую связана с жесткостью шарнира. Соответственно, установка полиуретановых сайлентблоков на обычный автомобиль дает достаточно контрастный эффект. На «плюсовой» чаше весов:
- Улучшение управляемости, ощутимое в экстремальных режимах при условии замены всех сайлетблоков на полиуретановые.
- Высокая устойчивость полиуретановых сайлентблоков к ударным и вибронагрузкам, перепадам температур и воздействию химикатов.
- Увеличение ресурса шарниров до пяти раз относительно резиновых сайлентблоков, но лишь при строгом соблюдении правил установки.
В любом случае, на «минусовой» чаше весов окажутся:
- Увеличение жесткости подвески, которое становится еще более выраженным при минусовых температурах.
- Заметно бОльшая цена полиуретановых сайлентблоков относительно резиновых аналогов.
Срок эксплуатации сайлентблоков
100 000 км — таков средний срок эксплуатации сайлентблоков ходовой части. Но это в идеальных условиях. Российские дорожно-климатические реалии диктуют необходимость проверки таких шарниров при вдвое меньшем пробеге. Особенно это касается регионов с экстремально холодными зимами и большой амплитудой перепадов температур, таких как Якутия.
Ремонту отслужившие свое сайлентблоки не подлежат. Выход один — замена, и с ней лучше не затягивать. Отступление от этого правила чревато не только ухудшением комфорта, управляемости и снижением безопасности, но и существенными дополнительными затратами. Пришедший в негодность сайлентблок способен постепенно деформировать свое посадочное место, что обернется необходимостью менять рычаг подвески в сборе. Кроме того, ходовая часть автомобиля — взаимосвязанный механизм, и запоздалая замена сайлентблока грозит вызвать цепную реакцию ускоренного износа шаровых опор, наконечников рулевых тяг и самой рейки.
Причины выхода сайлентблоков из строя
Сайлентблоки выходят из строя по разным причинам, среди которых есть вполне очевидные и не очень. Как выглядит этот «черный список»?
- Стиль вождения «Чем выше скорость, тем меньше ям». Следует помнить, что до 90% нагрузки, которая приходится на элементы подвески при проезде неровностей, воспринимается сайлентблоками ходовой части с понятными последствиями для таких шарниров.
- Чрезмерно осторожная манера вождения также вредна, особенно для сайлентблоков с резиновыми проставками. Они быстро утрачивают эластичность, поскольку работают в очень узком, неоптимальном диапазоне амплитуд.
- Затяжка болтов крепления рычагов подвески на вывешенном на подъемнике автомобиле облегчает выполнение операции, но заставляет центральную втулку шарнира постоянно испытывать нагрузку. При проезде неровностей она может превысить критический порог и произойдет отрыв обоймы от демпфирующей проставки. Особенно велик риск такого развития событий при установке сайлентблоков с полиуретановым наполнителем, который — в отличие от резинового — не выдерживает больших амплитуд деформации.
- Установка полиуретановых сайлентблоков без внешней обоймы в рычаги подвески из достаточно податливого алюминия может привести к тому, что шарнир просто выбьет из посадочного места при сильной ударной нагрузке.
- Повреждение резиновой проставки химически активными маслами, топливом, антигололедными реагентами.
- Неправильный монтаж сайлентблоков с технологическими полостями в резиновой проставке. Установочные метки на таких шарнирах и рычагах подвески должны совпадать, чтобы нагрузка распределялась равномерно по рабочей поверхности сайлентблока.
- Установка втулок стабилизаторов поперечной устойчивости без предварительной смазки ведет к усиленной выработке штанг в месте контакта, особенно при использовании втулок из более жесткого, чем резина, полиуретана.
- Превышение срока эксплуатации, установленного с поправкой на условия движения.
Как проявляют себя дефекты сайлентблоков
Определить, что сайлентблоки ходовой части отслужили свое, можно как по поведению автомобиля, так и с помощью визуального осмотра. В последнем случае шарниры должны быть очищены от грязи, а основное внимание следует уделить проверке состояния демпфирующих проставок, поскольку металлические втулки повреждаются очень редко. Что дает повод задуматься о замене сайлентблоков?
- Крены автомобиля при движении по прямой и на торможении.
- Усиление вибраций при движении.
- Увеличение жесткости подвески.
- Скрипы и стуки в подвеске.
- Увеличенный износ боковых секций протектора шин.
- Трещины, разрывы в демпфирующих проставках.
- Увеличенный люфт рычагов подвески.
Есть разные способы обеспечения подвижности в сочленениях рычагов и тяг подвески автомобиля. Необходимый ход направляющего аппарата создаётся применением шарниров, которые могут быть на различного рода подшипниках, шаровых соединениях или резинометаллических составных втулках. Последние за их бесшумный характер работы и эластичность принято называть сайлентблоками.
Почему сайлентблоки рвутся
Классический сайлентблок состоит из следующих частей:
- наружной обоймы в виде металлической втулки;
- резиновой рабочей части, она же может быть изготовлена из иного эластичного материала, например, полиуретана;
- внутренней втулки с отверстием под ось.
Резина вулканизируется или приклеивается к металлу обеих втулок. Это сделано, чтобы все относительные смещения рычага и оси происходили внутри эластичного материала. Если резина будет оторвана от металла, то сайлентблок превратится в обычный подшипник скольжения плохого качества.
Трение по обоймам быстро приведёт к износу, конструктивно оно не предусмотрено, и смазка отсутствует. Шарнир будет издавать скрип, в нём быстро появятся значительные люфты, узел выйдет из строя.
Иногда вулканизации или склейки в сайлентблоках нет, используется простая резиновая втулка, плотно зажатая между обоймами. В этом случае отсутствие проворота и трения материалов обеспечивается натягом и упругостью деталей.
Такой шарнир может быть разобран, меняется только эластичная деталь. Это удобно для ремонтопригодности, а также снижает цену изделия.
При любом конструктивном исполнении резина не вечна. Причин разрыва может быть несколько:
- разрушение вулканизации эластичной части к металлу обойм;
- ослабление посадки упругой втулки, проворот и последующий интенсивный износ;
- естественная усталость материала под влиянием многократных деформаций;
- атмосферное воздействие агрессивных веществ, отчего резина подвергается деградации свойств;
- единичные запредельные нагрузки осевого, радиального или углового направления, когда максимальные углы работы узла нарушаются, материал выходит из зоны упругой деформации и рвётся;
- ошибки при монтаже, когда неправильно выбирается начальная установка узла.
Потерявший свои характеристики упругий элемент необходимо заменить в сборе с обоймами. Если технология ремонта предусматривает замену только втулки, то обоймы и валы подлежат осмотру, поскольку они также изнашиваются.
При сильном изменении геометрии новая втулка не будет зажата и тут же провернётся с быстрым последующим разрушением.
Как узнать, что пора менять сайлентблок
Есть несколько способов диагностики.
- Самое простое – визуальный контроль. С него начинают обычно на СТО, им же и заканчивают, поскольку задача – поменять побольше и привести машину как можно ближе к идеальному состоянию. Забраковать так можно все доступные сайлентблоки, включая ещё живые. Достаточно найти трещины на выступающих поверхностях резины. Не совсем точно, но если резина уже начала растрескиваться, то долго она не проживёт.
- Наличие скрипа при покачивании машины, иногда исчезающего при опрыскивании шарнира проникающей смазкой типа известной WD40. Обычно это означает обрыв вулканизации и в целом оправдано.
- Люфт в шарнире. Его там быть не должно, появляется он при сильном износе.
- Смещение осей наружной обоймы относительно внутренней. Так и происходит при износе, равномерно шарниры не изнашиваются, как и не продавливается резина.
- Полное исчезновение резины, обилие ржавчины, стуки. Самый запущенный случай, требующий немедленной замены.
При износе сайлентблоков, даже самом начальном, поведение машины резко меняется, подвеска работает вяло, управляемость ухудшается. Это тоже симптом.
Что будет, если резинометаллические шарниры не поменять вовремя
В подвеске всё взаимосвязано. Если игнорировать износ шарниров, то начнут разрушаться сопряжённые узлы, оси рычагов, проушины, амортизаторы и отбойники. Изменяются углы установки колёс, расход шин превышает все нормативы. Усиливаются скрипы и стуки.
Мало кто захочет ездить и дальше с такой подвеской, а цена ремонта возрастает с каждым километром. Безопасность ухудшается, можно улететь с дороги в достаточно привычной ситуации.
Стук в передней подвеске — проверка сайлентблоков подрамника Ауди А6 С5
Как самому проверить сайлентблоки передних рычагов и задней балки
Надо присматриваться к приёмам диагностики специалистов СТО. Основные способы контроля:
- покачивание автомобиля на подвеске с наблюдением за работой шарниров;
- нагружение рычагов в зоне сайлентблоков рычагом, например, монтировкой;
- выявление источников скрипа смазкой или даже просто водой;
- наблюдение за смещение осей обойм, у нового сайлентблока все окружности там имеют общий центр даже под нагрузкой;
- заднюю балку проверить сложнее, но принцип тот же, если есть относительное смещение обойм при покачивании – шарниры требуют замены.
Чем раньше приступить к ремонту, тем меньше проблем возникнет при демонтаже. Неисправный шарнир нагревается и сильно коррозирует, после чего его трудно выпрессовать.
Пресс есть не у всех, как и оправки нужного диаметра, поэтому лучше сразу обратиться к мастеру по ходовой части. Он же подскажет проверенного производителя деталей, дешёвые поделки иногда служат хуже уже изношенных.
- Что такое сайлентблок и его назначение
- Где располагаются сайлентблоки?
- Виды и типы сайлентблоков
- Как проверить сайлентблоки?
- Как правильно поменять сайлентблоки
- Какие сайлентблоки лучше: полиуретановые или резиновые?
- Причины выхода из строя и что ломается в сайлентблоке
- Вопросы и ответы:
Сайлентблоки (далее “с/б”) – это деталь подвески, представляющая собой две металлические втулки, между которыми расположена резиновая вставка. Сайлентблок соединяет между собой детали подвески, гасит колебания между узлами. Сайлентблоки способствуют комфортной езде за счет упругости резины, которая служит демпфером между деталями подвески.
Что такое сайлентблок и его назначение
Сайлентблоки работают на избежание деформации деталей подвесок и кузова. Они первые принимают удары и колебания, после чего их гасят амортизаторы. Также сайлентблоки делятся на следующие категории:
- конструкция (с одной, двумя втулками или без металлических элементов);
- расчетная нагрузка (сплошная эластичная вставка или с отверстиями);
- тип крепления (втулки или корпус с проушинами);
- подвижность (средней подвижности и “плавающий”);
- материал (резина или полиуретан).
Конструктивно сайлентблоки отличаются между собой по форме, в зависимости от исполнения рычага. Чаще всего на треугольных рычагах передней подвески типа МакФерсон применяют две втулки – задние сайлентблоки с двумя втулками, передние с внутренней под болт, наружная обойма отсутствует. Кстати, задние с/б передней подвески могут быть гидронаполенными. Такая конструкция позволяет лучше поглощать энергию колебания, но как только жидкость начнет вытекать – эффективность сайлентблоков резко снижается.
По расчетной нагрузке лучше применять сплошные с/б, их ресурс значительно выше.
По подвижности отдельного внимания стоят “плавающие” сайлентблоки. Они применяются в задней многорычажной подвеске, могут выпрессовывается в поворотный кулак или поперечную штангу. У “плавающей” втулки есть вторая задача – дать колесу свободно поворачиваться на определенный угол, при этом оставаясь неподвижным в вертикальной и горизонтальной плоскости. Изделие представляет собой обйому, с двух сторону закрытую пыльником, внутри которой установлен шарнир.За счет движения шарнира задняя подвеска “подруливает” когда нужно, автомобиль на дороге за счет этого более устойчивой на крутых поворотах.. Главным недостатком “плавающей” втулки является то, что резиновый пыльник слишком уязвим к агрессивной среде, после пропускает пыль и влагу, резко снижая ресурс детали.
Где располагаются сайлентблоки?
Резино-металлические втулки применяются в следующих деталях подвески:
- передние и задние рычаги;
- продольные и поперечные тяги задней подвески;
- в качестве втулок стабилизатора;
- в поворотных кулаках;
- в амортизаторах;
- в качестве крепления силового агрегата и трансмиссии;
- на подрамниках.
Использование полноценных сайлентблоков вместо резиновых втулок значительно улучшило технические характеристики ходовой части за счет того, что резина в жесткой втулке лучше работает на скручивание, эффективнее гасит колебания и не так быстро изнашивается.
Виды и типы сайлентблоков
Существует две категории, по которым классифицируются все сайлентблоки:
- По материалу, из которого они изготавливаются;
- По типу (форма и конструкция).
Сайлентблоки задней балки и передних рычагов изготавливаются из резины или полиуретана.
По типу различают:
- Стандартный неразборный. Такие детали имеют металлическую обойму с резиновой вставкой внутри. Существуют также модификации с одной металлической вставкой. В этом случае она будет помещена внутри резиновой основы.
- Перфорированный сайлентблок или с полостями в резиновой части. Такие сайлентблоки обеспечивают плавное скручивание рычага. Запрессовка детали должна производиться равномерно, чтобы нагрузка распределялась по всей рабочей части элемента.
- Сайлентблок с ассиметричными проушинами. В таких деталях нет сквозного крепежного отверстия. Вместо него используются проушины. Такая конструкция позволяет фиксировать детали, находящиеся в смещенных плоскостях относительно друг друга.
- Плавающая конструкция. Внешне плавающие сайлентблоки похожи на шаровые опоры. Чтобы в процессе эксплуатации резиновая часть не изнашивалась, она прикрыта пыльником из резины. Такая модификация обеспечивает плавное движение установленной на ней детали. Могут использоваться для рычагов, но чаще их устанавливают в поворотных кулаках ступицы.
Как проверить сайлентблоки?
Средний ресурс резино-металлических деталей подвески – 100 000 км. Диагностика с/б проводится каждые 50 000 км. Для этого потребуется поднять автомобиль на подъемнике. Первичный осмотр зрительный, требуется выявить наличие трещин или разрывов резины. Если имеются трещины, то это признак того, что скоро с/б потребуется заменить.
Далее проверка производится при помощи монтировки. Уперевшись в рычаг имитируем его работу, при это ход рычага должен быть тугой. Также это касается и подушек крепления двигателя, втулок амортизаторов.
На ходу об износе сайлентблоков говорит сильный стук на неровностях, “расхлябанность” подвески.
Замена сайлентблоков производится только при явном износе, в других случаях их трогать не имеет смысла. Категорически рекомендуется менять резино-металлическую деталь с двух сторон, потому как на ходу подвеска начинает проявлять себя неадекватно из-за разности работы рычагов.
Кстати, не каждая подвеска начинает “звучать” при износе с/б. Например: автомобиль Mercedes-Benz W210 и BMW 7-series E38 до последнего сохраняют “тишину”, даже когда сайлентблоки полностью порваны. Это говорит о том, что диагностика ходовой части должна осуществлять по пробегу и по первым признакам неадекватного поведения подвески.
Обычно ресурс оригинальных компонентов достигает 100 000 км и более, в зависимости от того, где эксплуатируется авто. Говоря об аналогах, то самые дешевые варианты могут выйти из строя уже на второй тысяче километров. Нормальный пробег хорошего аналога составляет 50-80% от ресурса оригинальной запчасти.
Как правильно поменять сайлентблоки
Сложность процедуры замены сайлентблоков зависит от модели автомобиля, точнее от типа подвески авто. Но даже в самом простом исполнении сайлентблоки не всегда легко и заменить.
Вот пошаговая инструкция последовательности выполнения этой работы:
- Подобрать подходящие инструменты. Чтобы вывесить автомобиль, потребуется домкрат (если его еще нет в инструментарии автомобилиста, то в отдельной статье подробно рассказывается, как его подобрать для своей машины). Также понадобится стандартный набор гаечных ключей. Чтобы проще было грамотно установить сайлентблоки, лучше приобрести на рынке инструмент для их запрессовки. Помимо этого потребуется специальный съемник для шаровых опор.
- Поднимается одна сторона автомобиля и снимается вывешенное колесо.
- Откручивается и снимается гайка сверху шаровой опоры.
- Откручивается рычаг подвески.
- Выпрессовывается сайлентблок и запрессовывается новый.
- Монтируется рычаг. Добавляется смазка, чтобы соединение не изнашивалось быстрее.
- Та же процедура проводится с нижним рычагом.
- Наживляется колесо, и затягивается уже на земле.
Если в машине задняя часть подвески оснащена сайлентблоками, то их замена производится в похожей последовательности:
- Вывешивается задняя часть машины.
- Проверяется состояние сайлентблоков и наличие люфта в рычагах.
- Задние сайлентблоки меняются, если есть люфты в рычагах или резиновая часть деталей явно износилась (имеются деформации или трещины).
В остальном сайлентблоки на задней оси меняются тем же образом, что и спереди. Колеса зажимаются, когда машина уже опущена на землю, чтобы транспортное средство не соскользнуло с домкрата.
При замене сайлентблоков всегда нарушается геометрия подвески, так как откручиваются рычаги и шаровые опоры. По этой причине после выполнения ремонтных работ обязательно необходимо выполнить регулировку развала-схождения. Здесь подробно описывается важность данной процедуры.
Полиуретановые или резиновые?
Однозначно при выходе из строя сайлентблока разумным решением будет замена на идентичный, который предусмотрел производитель. Если водитель незнаком с устройством своего автомобиля, то подбор сайлентблоков можно осуществить по каталогу для конкретной машины.
Прежде чем производить замену сайлентблоков автовладельцу следует определиться с материалом, из которого изготовлена деталь.
На современном рынке автозапчастей покупателю предлагается два варианта: резиновые и полиуретановые аналоги. Вот в чем их разница.
В основе таких сайлентблоков используется каучук. Эти детали дешевые и их легче найти в магазинах. Но такой вариант имеет несколько существенных недостатков:
- Небольшой рабочий ресурс;
- Скрипят, даже после замены;
- Плохо переносят агрессивное воздействие окружающей среды, например, резина растрескивается при нагрузках на сильном морозе.
Самый существенный недостаток полиуретановых сайлентблоков по сравнению с предыдущим вариантом – высокая стоимость. Однако этот фактор перекрывается наличием многих преимуществ:
- Бесшумная работа;
- Поведение автомобиля на дороге становится мягче;
- Точка опоры чрезмерно не деформируется;
- Увеличенный рабочий ресурс (иногда до 5 раз, если сравнивать с резиновым аналогом);
- Лучше гасит вибрации;
- Улучшает управляемость автомобиля.
Причины выхода из строя и что ломается в сайлентблоке
В основном на ресурс любой детали автомобиля влияет не только ее качество, но также условия эксплуатации. Бывает так, что качественный сайлентблок не вырабатывает свой ресурс в автомобиле, который постоянно ездит по ухабистой дороге.
В другом случае машина эксплуатируется в большей степени в городе, а водитель аккуратно и размеренно водит. В таких ситуациях даже бюджетный сайлентблок может отходить приличный ресурс.
Основная поломка сайлентблоков – разрыв или деформация резиновой части, потому что она является демпфером точки опоры. В некоторых узлах на нее воздействуют силы скручивания. Поломка металлической обоймы происходит очень редко. Основной причиной этому является нарушение процедуры запрессовки.
Резиновая часть преждевременно изнашивается в таких случаях:
- Нарушение технологии замены сайлентблоков. Когда затягиваются крепежные болты, автомобиль должен уверенно стоять на колесах, а не быть поддомкраченным. В противном случае неправильно затянутая деталь после того, как машина будет опущена на землю, подвергнется скручиванию. Впоследствии резина под дополнительной нагрузкой порвется.
- Нарушение процесса запрессовки. Если деталь будет установлена со смещением, в процессе эксплуатации нагрузка не будет распределяться равномерно.
- Естественный износ. Некоторые водители уделяют внимание сайлентблокам только тогда, когда с ними возникла проблема, часто превышая рекомендованный срок эксплуатации.
- Агрессивное воздействие химических веществ. К этой причине относятся реагенты, которыми посыпается дорога. Обычное машинное масло тоже с легкостью разрушает резину.
Вот по каким признакам можно определить, что сайлентблоки необходимо заменить:
- Автомобиль проехал почти 100 000 километров (если дорожные условия были плохого качества, то интервал замены уменьшается – приблизительно через 50-60 тысяч);
- Появился люфт, автомобиль становится неустойчивым и менее комфортным в управлении;
- Рисунок протектора шин неравномерно изнашивается (при этом нужно учесть, что это может быть следствием других неисправностей, о которых рассказывается в отдельной статье);
- Крепления рычагов повреждены.
Проводя своевременное и качественное обслуживание автомобиля, владелец машины избежит ненужных растрат на ремонт деталей, которым еще не пришел срок.
В данном видео рассматриваются разные типы сайлентблоков и последовательность их замены:
Замена сайлентблоков. Типы сайлентблоков
Вопросы и ответы
Что будет если не менять сайлент блоки? Из-за разорвавшегося сайлентблока рычаг подвески становится криво. Из-за увеличившегося люфта разбивается посадочное место крепления шарнира, что приведет к поломке всего рычага.
Что делает сайлентблок? В первую очередь эти элементы соединяют детали подвески автомобиля. Во время движения между этими деталями возникают колебания. Сайлентблок смягчает эти вибрации.
Для чего нужны сайлентблоки передних рычагов? Так как в конструкции сайлентблока присутствует мягкий материал (резина или силикон), то, соединяя детали подвески, он гасит вибрации и удары, возникающие в рычагах.
Для гаражных мастеров рукоделов приятно изготавливать различные устройства для ремонта автомобильных узлов. Своими руками можно сделать съемники для снятия сайлентблоков, для снятия ступицы колес и т.д. Все что нужно — это желание, материалы и время на изготовление.
Сайлентблок — это резинометаллический шарнир (РМШ) — элемент, который соединяет две детали подвески, в данном случае, автомобиля. Состоит из металла и резины. Резина служит для гашения вибрации, плавности движения, устранения износа при трении металл об металл.
Сайлентблоки или РМШ — принимают и гасят осевые, радиальные, торсионные и карданные колебания. Выдерживают радиальные колебания до 300 кН (кило Ньютон), то есть до 300 кг.
Классификация резинометаллических сайлентблоков, которые работают на кручение
- с наружной обоймой;
- с внутренней;
- двухобойменные;
- эксцентричные.
Сайлентблоки такого типа устанавливают в подвески автомобиля, для того, чтобы рычаги и рессоры могли двигаться.
Классификация РМШ, которые работают на сжатие с изгибом
- опоры;
- подушки.
Шарниры такого типа устанавливаются под двигатель (опоры, подушки) для гашения колебаний вибрации работающего и движущегося двигателя. Защищает кузов от вибраций.
Замена сайлентблоков
В зависимости от стиля вождения (аккуратный или спортивный), от качества дорог ресурс сайлентблоков отличается. Они могут износиться и за одно лето, а могут выдерживать несколько лет.
Также срок службы РМШ зависит от того, как их установили. При отсутствии съемника, некоторые ударяют по ним молотком. Если сажать сайлентблоки молотком, может повредиться резина, металлическая втулка может ходить.
Средний ресурс сайлентблоков от 100 до 150 тысяч километров пробега.
Что представляет собой съемник для установки сайлентблоков?
Вот так выглядит съемник РМШ, который можно сделать своими руками. Для того,чтобы его сделать самостоятельно, в домашних условиях, потребуются следующие материалы и инструменты:
- Болт с гайкой. Диаметр и шаг резьбы на свое усмотрение. Если мелкая резьба будет, придется дольше крутить, но легче и плавнее она будет работать.
- Подбираем цилиндр с таким диаметром, чтобы в него помещался сайлентблок.
- Шайбы. Несколько штук. Одна шайба плотно должна закрывать отверстие цилиндра. Можно даже заварить сваркой шайбу с одной стороны. Остальные шайбы берем с меньшим диаметром, чем диаметр сайлентблока.
Съемник РШМ нужен не только для снятия, но и для установки, чтобы не повредить новый сайлентблоки. А при снятии съемником, не надо бить молотком и нет риска повредить лапы (рычаги). Если выбивать резинометаллические шарниры молотком, то на рычаге могут появиться миктротрещины.
На машинах с 4-х рычажной подвеской могут нарушиться углы установки колес, если повредить рычаги или новые сайлентблоки. В таком случае придется заново менять резинометаллические втулки и, возможно, колеса.
По стоимости съемники для автомобильных сайлентблоков можно купить по цене от 800 рублей до 30000 рублей (набор разных съемников). Но, из подручных средств делается он легко.
Принцип действия съемника механического типа в том, что при закручивании гайки, сам сайлентблок выдавливается из проушины рычага. Гидравлические по конструкции сложнее, они мощнее, но их лучше покупать при необходимости, сделать их из подручных материалов невозможно.
Как сделать съемник
После приготовления выше перечисленных деталей, приступаем к сборке съемного устройства:
- Закрываем одной шайбой, с отверстием под подобранный болт, один конец цилиндра.
- Вставляем болт в подобранный по диаметру, чуть больше диаметра сайленблока, цилиндр.
- После надевания его на сайлентблок закручиваем гайку.
Порядок работы со съемником:
- Снять ось РМШ. Можно демонтировать полностью лапу и закрепить ее в тисках, а можно выпрессовывать прямо в установленном виде.
- Устанавливаем к сайленблоку цилиндр съемника.
- Вставляем болт. Болт берем такой длины, чтобы можно было накинуть пару шайб и закрутить гайку.
- Надеваем шайбы на болт и начинаем затягивать гайку.
- Постепенно шарнир начнет сползать.
Если снимать сайлентблоки без съемника, то надо прикладывать деревянную рейку, чтобы не повредить тяги.
Видео
В этом видео показано, как делать съемник сайлент блоков и как с ним работать.
Как менять сайлентблоки без съемника.
Как менять сайлентблоки на «классике» ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107.
Как сделать съемник для ВАЗ 2113, 2114, 2115.
Как сделать съемник для снятия и установки резинометаллических шарниров на автомобилях Skoda Fabia (Шкода Фабиа), Skoda Rapid (Шкода Рапид), VW Polo Sedan (Фольксваген ПОЛО седан).