Раздатка (РК) от Шевроле-Нивы
Рег.: 02.11.2005Тем / Сообщений: 2 / 273Откуда: москваВозраст: 38Авто: vw-bus: 21214М 2012г.в.
Рег.: 08.12.2004Сообщений: 2238Откуда: Нижний НовгородВозраст: 53Авто: УАЗ Патриот 2013 г. дизель 51432
Рег.: 25.06.2007Сообщений: 146Откуда: РязаньВозраст: 45Авто: Красная НИВА»2121, 1994, ГБО Lovato; Subaru FORESTER, 2003, атмо., МКПП, ГБО -сборная солянка.
А вот я темку-то реанимировать зашел. Итак (потираю руки с накалом) обнаружил в магазине Шнивскую РК в 1.5 раза (. ) дешевше родной (2121) — 7350 р. Заподозрил палево, но продавец указал мне на дату ценника — 2005 г. — пришла, когда пошли в Рязани Шнивы, да так и завалялась. Рассмотрел, увидел переходник под ШРУС вместо крестовины (1700 р.), ее родные подушки — квадратные и тоньше старых, т.е. старые полностью, вместе с резьбой скрывают валы, которые в подушках крепятся (или как они называются?). Посмотрел (приценился), оценил (облизнулся) ИПоехал в то неприятное место, где Солнышко мое Красное с поломатой раздаткой скучает. Предварительно я запасся рекомендованным комплектом ключей, тросом и знакомым на УАЗке.Залезая я под машинку — карданы снимать — и, Бог мой! что я вижу? знакомый переходник между КПП и РК! Т.е. РК там уже стоит от 213. (1700 р. чистой экономии!) В связи с этим Ряд Вопросов:1) Можно ли воткнуть ШН РК в 2121 не меняя шарнирный механизм переключателей?2) Кто сталкивался — как ведет себя переходник?3) Кто-нибудь ставил уже такой вариант — и с какими траблами сталкивался?3) Вообще — что думаете на эту тему?Заранее благодарен всем поделившимся мнениями и опытом. Особенно заранее благодарен тем, кто без апломба
Принудительная разблокировка
Иногда случается, что блокировка заклинивает – ее невозможно выключить даже при полной остановке автомобиля. Ситуация довольно распространенная для «Шевроле Нивы». Как ее решить? Есть верный способ. Для этого включаем заднюю передачу, немного разгоняемся и прямо во время движения выключаем блокировку дифференциала. На определенной скорости ее можно легко «выбить». Но если на панели приборов у вас продолжает гореть подобная лампа, как на фото ниже, блокировка не была выключена.
Для чего нужна «понижайка»?
Как мы уже сказали ранее, полное ее название – понижающая передача. Раздатка («Нива Шевроле» 1.6 в том числе) позволяет изменить главную пару, благодаря чему можно увеличить крутящий момент. Колеса будут вращаться медленно, но с большим усилием. Таким образом, если автомобиль застрял в грязи, включение понижающей передачи предотвращает пробуксовку на всех осях. Машина медленно выкарабкивается из западни. В основе «понижайки» лежит принцип планетарного редуктора.
Преодолеваем глубокую лужу
Часто между автомобилистами возникает спор, как лучше пересечь брод с раздаточной коробкой. Одни предпочитают «влетать» в лужу с разгона, другие – включают понижающую передачу. При попадании в грязевую яму возникает большой риск гидроудара – через фильтр в цилиндры попадает вода, мотор «захлёбывается». Чтобы это исключить, многие ставят специальный шноркель. Но можно обойтись и без него. Глубокую лужу следует преодолевать на второй пониженной передаче. Это делается для того, чтобы в случае беды (когда машина начнет проваливаться) вовремя переключиться на первую скорость и не заглохнуть. Если вы въезжаете в воду с разгона (что является более верным решением), помните, что посередине пути колеса могут застрять. Мощности двигателя не хватит, чтобы провернуть колеса – автомобиль глохнет, а мотор схватывает гидроудар.
403 — Доступ запрещён – Lada 4×4 и Chevrolet Niva
Посмотрел на отца и тоже решил брать 4*4 Бюджет 230-255т. Машина нужна для деревни т.к.осенью и весной на легковой проехать нет шансов. Только какую выбрать не могу определиться. Если брать кроткую то можно 2008-9г. если длинную то 2006-8г. а шевроле ниву то вообще 2005г.
Я за шект нику взяли на работу такую за 0,5 года уже 29 тыс полет нормальный багажник маловато как и на короткой зато комфортно сам ее гнал 1700 км начал уставать только ближе к концу поездки. Единственное всетаки движок у нее слабоват хотя и на других так же будет
Насчёт кондея могу сказать одно-да без него тяжко, но он там так размещён, что ремонтировать машину с кондеем гораздо тяжелее, что выливается по деньгам и в сервисе.
https://youtube.com/watch?v=6CBKBAC3Szs%3Ffeature%3Doembed
По надёжности скажу, что довольно неприхотливая машинка, правда пробег у нас всего 40 с небольшим, единственно что, если ты уж очень притязателен, то ты поменяешь амморты и пол трансмиссии тупо для комфортной езды, при таком наборе она плывёт над дорогой, можно сказать как мерс, хотя тут уж я наверное загнул)
Мне кажется шеви лучше, даже если брать из соображений комфорта, на обычных нивах намного шумнее и страшнее что ли ехать по обычной дороге, да и по кочкам. Еще плюс что на шниве есть ГУР и кондей (кондей не на всех комплекциях). Еще на старых нивах не очень хорошо с герметичностью, например едешь, а тебе прямо из щели в двери дует в ногу, и так не только у меня одного было. У тестя были 2 нивы до того как он купил шниву, он шнивой доволен.
Нивы он брал новыми и они уже начинали ржаветь уже через 2-3 года. А на одной даже вода заливалась через двери во время поездки по лужам) Насчет надежности шнив я не могу много рассказать — у моего отца шнива только полтора года и за это время перегорел предохранитель вентилятора обдува, а насчет шнивы которая у тестя — за 2 года ничего не ломалось, но это понятно что они новые.
Шнива 2005 года наверно будет менее надежная, но мне кажется по сравнению с вазом не хуже по надежности как минимум.
Ваз 2131 «крокодил» против шевроле нива
Согласитесь, приятно, когда твои желания угадывают другие. Например, подумает кто-то, что ты мечтаешь об иностранном автомобиле класса С за умеренную цену — и вот оно, сборочное производство во Всеволожске. Или сочтет, что тебе страсть как хочется чего-то дорогого, но отечественного — повезет в Калининград комплектующие для БМВ.
Самые предприимчивые решили сыграть на вечных ценностях — потребности широкой русской души в общении с родной природой. Так в один ряд с «Нивой» встал продукт совместного творчества российских конструкторов и американских инвесторов — « Шевроле Нива». Точнее даже — не встал, а влез и начал толкаться локтями. Не больно, но напористо.
Чтобы посмотреть, кто кого перетолкает, мы взяли новенькие, с иголочки, удлиненную «Ниву» ВАЗ 2131 с карбюраторным мотором ($7700) и « Шевроле Ниву» в комплектации «Норма» ($9900).
Какие есть еще варианты? «Тридцать первую» можно выбрать с впрысковым мотором ($7900). А « Шевроле Ниву» — в комплектации «люкс» ($11 100) с литыми колесами, тонированными стеклами, подогревом передних сидений, велюровым салоном.
Править Нива и буржуи
Осторожно, взаимоисключающие параграфы!В результате злостно постмодернистских литературных опытов, войны правок, заветов П-тра П-тровича Кащенко, любви к тоталитаризму, набегу священных военов или просто по причине долбоебизма одна часть этой статьи явно противоречит другой. Считайте нас коммунистами это фичей и не ломайте мозг в поисках Истины
Она где-то там. Возможно, что и рядом.
Расово лягушатский отжиг. Баттхёрт в каментах прилагается.
Внедорожники покоряют высо́ты. Начнём с «Нивы»
В советском кино «Мираж», «ВАЗ-2121» была американским инкассаторским броневиком, который главные герои упрятали в трейлер. В частности сабж выдают открывающийся на себя капот (как у Москвич-412 и заднеприводных ТАЗов), панель приборов и баранка.
Также «ВАЗ-2121» мелькала в винрарном фильме «Детройт — Город Рока» про четырёх оголтелых фанатов группы KISS, например. Конкретнее — эпизод с доставкой пиццы в церковно-приходскую школу, развозчик приехал именно на сабже. А также в эпизоде похорон фильма «Ларго Винч: Начало» мелькнула красная «Нива» с горизонтальной оптикой.
Алсо в фильме «Корсиканец» на «Ниве» ездил местный мафиозо. Плюс ещё в фильме «Багровые реки» тоже фигурировала белая «Нива». При этом один из героев фильма просил другого пробить по базе все белые «Нивы» в округе, что намекает на наличие не менее одной только белой «Нивы» в отдельно взятом французском Мухосранске. Хз, сколько из них белых, но в округе оказалось сто тридцать две Нивы (если при дубляже не переврали цифры в целях щекотания ЧСВ).
Мелькнула Нива также в американском сериале «Красавица и чудовище» («Beauty and the Beast»), действие которого происходит в Нью-Йорке.
Нива показана в фильме «И целого мира мало», где Джеймс Бонд катался в багажнике, а потом грохнул водятла.
https://youtube.com/watch?v=RQj0c4FfFyo%3Ffeature%3Doembed
В расово бразильском сериале «Жестокий ангел» Нива с горизонтальной оптикой уделывает Ленд-Круйзер в местном ралли, и даже катает в багажнике одного из отрицательных героев.
Более того, полицейская «Нива» засветилась даже в шестом «Форсаже» (сцена, где Хоббс приезжает в Москву).
Также нива засветилась в фильме ROBOCOP, вышедшем в 2014 г. В самом начале фильма, когда журналистам демонстрируют работу роботов корпорации ОСП, в арабском квартале, Нива, без палева, стоит на обочине.
Раздатка Нива Chevrolet в
Промвал у нас не открутился со стороны раздатки, пришлось откручивать со стороны коробки, а там стоят самоконтрящиеся гайки на 17, повторное использование не допускается.
С шНивской раздатки перекидываем рычаги управления, крышку привода управления раздатки, откручиваем лючок и вытягиваем шток привода, по возможности наклоните раздатку в сторону рычагов и прикройте отверстие штока, там стоит шарик на пружинке и он весело вылетает наружу при вынимании штока мне он чуть не выбил глаз: Переставляем 2 подушки раздатки от шнивы, из подушки достаем втулку и режем ее примерно по 1,5 см и ставим их на шпильки крепления подушек.
Дальше выкручиваем шпильки под 3ю опору раздатки изнам пришлось приварить гайки к шпилькам, и закручиваем шпильки стакже был раздатка нива 2121 на ниву шевроле датчик скорости с Использование раздатки на ниве шевроле.
Постарался всё разъяснить более ясно и понятно не вникая в подробности работы полного привода, дифференц. Как пользоваться раздаткой на Chevrolet Niva? обзор Ссылка на статью: Как правильно пользоваться? Вредно использовать свечки зажигания, отличные от рекомендуемых. Рекомендуемый тип свеч определяется посреди остального калильным числом. Как заменить топливный фильтр на шевроле авео Неважно какая машина вооружена несколькими видами фильтров — воздушным, масляным и топливным.
https://youtube.com/watch?v=6txt9XEdxME%3Ffeature%3Doembed
Они относятся к так именуемым расходным материалам и изменяются фактически на каждом ТО. Желаю написать собственный отзыв об автомобиле Chevrolet лачетти раздатка нива 2121 на ниву шевроле. Автомобиль куплен в сентябре года бу с пробегом 85 тыщ, год выпуска1 владелец по ПТС, корейская сборка.
Машинка была очень обычная, без тонировки, штатная магнитола,сидения без чехлов с На рычаге переключения имеется схема. Чтоб включить понижающую передачу, нужно двинуть рычаг на право, ввысь.
Чем Отличается Раздатка Нивы От Нивы Шевроле
Чтоб заблокировать дифференциал — потянуть на лево до конца. Также на рычаге имеются буквенные обозначения латиницей. Так, L — это пониженная передача, N — нейтральная, а Н — завышенная. Сейчас давайте выясним, как всем этим воспользоваться, чтоб позже не чинить механизм не поменять подшипники раздатки.
Что же понадобится, если для вас предстоит преодолеть брод либо лужу, следует стопроцентно остановится и включить пониженный ряд ступеней. Будте внимательны: Даже на 5 километрах в час у вас будут трудности с раздаточной коробкой.
Но заблокировать дифференциал есть вариант даже на ходу. Никаких сюрпризов это не принесет. Может быть возрастет расход горючего ввиду повсевременно работающих 2-ух мостов и полуосей. Где требуется включать понижающую передачу на Chevrolet Ниве? Нередко автомобилисты спрашивают: Отметим, что ее следует включать только при последней необходимости.
Иначе увеличивается нагрузка на зубья и валы. Принудительная разблокировка Время от времени случается, что блокировка заклинивает — ее нереально выключить даже при рабочей остановке автомобиля. Ситуация достаточно всераспространенная для Chevrolet Нивы.
Как ее решить? Бывают верный метод. Для этой цели включаем заднюю передачу, мало разгоняемся и прямо в свое раздатка нива 2121 на ниву шевроле движения выключаем блокировку дифференциала. Если на панели устройств у вас продолжает пылать схожая лампа, как на фото ниже, блокировка не была выключена. Что делать при данных обстоятельствах? Нужно включить первую скорость и попробовать поновой выключить узел.
Нива — Клуб / Niva — Club
Двигаясь вперед-назад, вы решите делему с заклинившим дифференциалом. А вообщем межосевую блокировку рекомендуется включать исключительно в критериях сурового бездорожья. На скрещении грунтовых дорог и песочных барханов вполне хватает понижающей передачи.
Преодолеваем глубокую лужу Нередко меж автомобилистами появляется спор, как лучше пересечь брод с раздаточной коробкой. Чтоб это исключить, наверное ставят особый шноркель.
Однако многие обходятся и без. Глубокую лужу следует преодолевать на 2-ой пониженной передаче. Это делается раздатка нива 2121 на ниву шевроле целью для которого предназначена конструкция неудачи когда машина начнет проваливаться впору переключиться на первую скорость не заглохнуть.
Если вы въезжаете в воду с разгона что является более верным решениемпомните, что в центре пути колеса бывают вариации застрять. Мощности мотора не хватит, чтоб провернуть колеса — автомобиль глохнет, а мотор схватывает гидроудар. При всем этом его уровень в коробке начинает медлительно, увы уверенно падать.
Это обусловлено геометрическими размерами шестерен и корпуса раздатки. Умеренная форсировка двигателя в сочетании с ускоренной раздаткой обеспечивает экономичное движение автомобиля при средних скоростях движения, и позволяет быстро развить существенно более высокую скорость за счет запаса мощности и рациональной трансмиссии.
В связи с постоянной работой по совершенствованию конструкции, применению новых материалов и основываясь на отзывах автолюбителей, конструкция и комплект поставки могут отличаться.
Чем отличаются раздаточные коробки нашей нивы от Шевроле нивы??
Принципиальных различий нет. Управление одним рычагом вместо двух, из-за этого привод другой. Всё можно найти, если хорошо поискать. http://automn.ru/chevrolet-niva/chevrolet-26130-10.m_id-2892.html http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?p=934173 В спецификации можно заметить несколько оригинальных деталей (2123-. ) ; например, сам картер со всеми прокладками. На форуме пишут, что зубья шестерён с другим модулем.
шнива написано разработан в Италии — чушь сабачья когда шевролет фирма Дженерал моторс клепает. И кузов копия шеролет круз (вариант минивена) у меня шевролет круз сузуки. шнива ему в подметки не годится. из википедии NivaChevrolet NIVA — легендарный автомобиль. Стиль экстерьера и интерьера обновленного автомобиля Chevrolet NIVA разработан дизайн-ателье BERTONE (Италия) , при этом сохранены все параметры геометрической проходимости внедорожника, постоянный полный привод с возможностью блокировки межосевого дифференциала, высокий дорожный просвет. Основными изменениями стали обновление экстерьера и интерьера с точки зрения эргономики, внедрение рейлингов, улучшение вентиляции салона, снижение уровня шума и улучшение светотехнических характеристик фар.
менять так все в комплекте мотор-коробку-раздатку.
Об устройстве
Несмотря на разбег в разновидностях, устройство и принцип работы у этих коробок одинаковый. Как устроена раздатка («Нива Шевроле»)? Данный узел включает в себя несколько элементов:
- Ведущий вал.
- Механизм блокировки межосевого дифференциала.
- Сам дифференциал.
- Цепную или зубчатую передачу.
- Приводной вал задней и передней оси.
- Понижающую передачу.
Все это управляется с салона. Для этого есть рычаг раздатки. «Нива Шевроле» имеет как блокировку, так и понижающую передачу. Крутящий момент, который идет от основной трансмиссии к раздаточной, передается через ведущий вал.
- Несимметричный (распределяет крутящий момент в разных соотношениях).
- Симметричный (распределяет усилия поровну).
Стоит отметить, что на отечественных внедорожниках раздатка («Нива Шевроле» в том числе) имеет функцию блокировки дифференциала. Таким образом, передача крутящего момента может происходить как симметрично, так и несимметрично, в зависимости от положения рычага переключения в салоне. Чтобы подключить переднюю ось, используется цепная передача. Данный узел состоит из зубчатых звеньев (ведомый и ведущий) и приводной цепи. На современных внедорожниках включение полного привода производится автоматически. Но здесь раздаточная трансмиссия выполнена в виде конического редуктора.
Как работает?
Принцип действия ее довольно простой. Заключается он в передаче крутящего момента от трансмиссии на ведущий вал. Далее происходит передача усилий на межосевой дифференциал.
Разновидности
Существует несколько типов данных элементов:
- Оснащенные соосными приводными валами. Данная разновидность используется на многих внедорожниках. Такую популярность она приобрела за счет использования единой главной передачи для обеих мостов.
- С несоосным ведомым валом. Здесь отсутствует промежуточный вал. Плюсы данной системы – высокий коэффициент полезного действия и бесшумность. Также такая коробка отличается малой снаряженной массой.
- С блокировкой привода ведущих мостов. Устанавливается в том числе и на «Шевроле Ниву». Здесь есть возможность использовать весь крутящий момент без пробуксовки колес, что очень важно при езде по бездорожью. Передний мост включается только на трудных участках дороги. На асфальтовом покрытии у внедорожника – монопривод (работает только задний мост). Это позволяет снизить расход топлива и при необходимости увеличить проходимость (когда привод «замыкается»). Также здесь имеется межосевая принудительная блокировка.
Ремонт коробки
Часто крышка раздатки («Нива Шевроле» не исключение) начинает пропускать через себя масло. При этом его уровень в коробке начинает медленно, но уверенно падать.
Раздаточная коробка от Шева-Нива
Корпуса и начинка одинаковые.Вся разница в креплениях. Третья опора прикручена к шпилькам задней стенки.Узел переключения передач и блокировки так же взвимозаменяем.
Леонид,ты никак собираешься менять крокодила на Ш-Н?+++++++Прожекты — не более. Зависит от финансовой состоятельности — а она, в свою очередь, от того, как работодатель будет держать данное обещание, как понимаешь. Идея такая есть. Крокодил на сегодня для меня избыточен по длине и слегка неудобен для повседневного использования (проблемы парковки в центре — как у работы, так и дома). Альтернатив из новой техники (неполноприводные варианты не рассматриваются по определению) других просто нет.
Правда,для самоуспокоения,называя его 2123? Хороший ход! Ценю!++++++Ни при чем ходы. Chevrolet Niva — всего только вывеска.Автомобиль как был 2123 ,так и остался — изменения, внесенные в конструкцию при доводке на СП как перед запуском в серию, так и после, не меняют сути.VIN начинается с 212300. Под капотом машины на самом видном месте стоит табличка «Изготовлено по лицензии ОАО АвтоВАЗ». Бэдж-инжиниринг для GM и Шевроле в частности — причем именно в этом секторе — не новость.Хотя бы тот же Tracker (Chevrolet и Geo) aka Suzuki Vitara вспомним :))))Кстати — есть информация, что в Европе автомобиль с двигателем Opel и КПП AisinWarner будет продаваться как. Daewoo Niva :)))Все оригинальные запчасти и комплектующие к машине российского производства имеют кодировку 2123-ххххххх.Так что 2123 и есть 2123 — что бы ни стояло на решетке и рулевом колесе.Опять же — крестик спиливается при желании на раз-два-три.
Чем отличается раздатка Нивы от Нивы шевроле?
Советский автопром зачастую сравнивают с русским бунтом – он такой же бессмысленный и беспощадный. Подобные шутки часто можно было слышать от механиков, автослесарей, да и просто от мужиков, которые коротали вечера в своих гаражах, неоднократно собирая и разбирая ту или иную деталь. Ходило даже мнение, что весь модельный ряд советских автомобилей – это одна и та же начинка, но в разной обертке. Бывалые водители, услышав подобное, сперва улыбаются, а потом призадумываются. Ведь выходит, что, так или иначе, но шутка содержит достаточно существенную долю правды.
Опять же, следует сделать небольшую оговорку – шутка рассказывалась применительно к тольяттинскому автомобильному заводу. Про другие марки ходили свои россказни, но об этом в другой раз. Итак, каждая новая модель, так или иначе, копировала предыдущую. У кого-то кузов один на двоих, а то может быть и на троих, у кого-то двигатель один и тот же, а кто-то вообще больше половины скопировал, но внес незначительные изменения, и вуаля, новый автомобиль готов к продаже.
Но все это касалось лишь городского транспорта. Все те модели, что были представлены после 1975 года, были не очень хороши в деревенской среде. Здесь стоит вспомнить, что помимо бурно развивающейся промышленности и роста городов, отдельное внимание уделялось и сельскому хозяйству. Были совхозы, деревни, поселения. И везде проложить дорогу невозможно. Тем более через леса, небольшие водоемы и пересеченную местность. Так что, по сути, именно для загородных жителей, и начал разрабатываться новый автомобиль, который мог бы одновременно быть и вездеходом, и приемлемым на городских улицах автомобилем.
Нива, она же ВАЗ-2121
За считанные годы он смог завоевать популярность во всем мире. Основным критерием служила надежность и проходимость автомобиля. Для полевых испытаний брались лучшие европейские внедорожники. И Нива (тот самый ВАЗ-2121) блестяще выдержала этот экзамен на прочность.
Появление автомобиля «Chevrolet Niva»
Успех Нивы был столь ошеломительным, что начали появляться различные модификации этого автомобиля. В том числе, приспособленные под военные нужды. Само собой, столь успешный автомобиль начал привлекать внимание западных конкурентов. В начале нового тысячелетия американская компания «General Motors», совместно с «АвтоВАЗ», создают свое дочернее предприятие, которое начинает заниматься усовершенствованием уже имеющейся Нивы.
Как показало время и продажи, результат работы двух корпораций оказался крайне удачным. Пожалуй, даже настолько удачным, что теперь Chevrolet Niva воспринимается как отдельный автомобиль, а со старым советским прародителем у нее общего разве что имя. Так ли это на самом деле? Это достаточно давний спор автолюбителей.
https://youtube.com/watch?v=imrLj_ZTNZk%3Ffeature%3Doembed
Одни доказывают, что советская (и российская) Нива имеет большую проходимость, так как разрабатывалась под российские дороги и условия, а ее западная копия носит лишь ее имя и некоторые общие черты. Другие же верят, что запад помог улучшить и без того недурной автомобиль, что в результате сделало его чуть ли не идеалом для бездорожья и городского асфальта одновременно.
Что ж, попробуем во всем разобраться по порядку. Начнем с того, что американская нива только выглядит иначе. Девяносто процентов всех ее составляющих производится на территории России. Локализация в данном случае просто огромна, ведь во всех остальных случаях она редко превышает 50%-60%. Что общего имеется у этих двух автомобилей:
- Сердце. То есть двигатель. После того, как параллельно русской версии Нива (которая к тому времени уже именовалась Lada 4×4) стала развиваться американская, в двигателях особой разницы не было. Они оба работали на бензине, имели по восемь клапанов и одинаковый объем.
- Имеется полный привод и там, и там. Привод постоянный. В работе участвуют все четыре колеса (не зря зовется же 4х4).
- Имеется раздаточная коробка с возможностью блокировать дифференциал.
Вроде бы список общих моментов достаточно маленький, однако здесь затронуто то, что наиболее важно для автомобилей серии внедорожник. В чем же состоят различия этих автомобилей:
- Безопасность. У российской нивы уровень безопасности был гораздо ниже, нежели у американского собрата. Это можно объяснить тем, что при создании версии Niva иностранные разработчики старались внести свои стандарты качества. Наши же опирались лишь на собственные стандарты.
- У Niva два рычага переключения передач, в то время как у Lada их три.
- Салон Niva выглядит более красивым. Над внутренним видом автомобиля работали опытные дизайнеры. Салон Lada более функционален.
- Цена на сам автомобиль Niva и его дальнейшее обслуживание значительно превышает цену на автомобиль и обслуживание Lada.
- С самого начала Niva имеет пять дверей. Lada же изначально была трехдверной, затем количество дверей увеличилось до пяти.
- Багажник Niva меньше, зато просторней салон. У Lada ситуация прямо противоположная.
Нива или Шевроле Нива; что лучше? — OffRoadRest
Ранее мы уже сравнивали Ниву ВАЗ-2121 с УАЗом-469(3151). Сегодня же сравним обычную короткую Ниву с Chevrolet Niva. Не будем углубляться в историю создания этих автомобилей, а попробуем выделить основные преимущества и недостатки каждого внедорожника. И если сравнение Нивы с УАЗом было не совсем корректным т.к. эти автомобили относятся к разным классам, то сейчас в этом плане все в порядке. Шевроле Нива является по сути развитием ВАЗ-2121, поэтому технически эти автомобили похожи. Итак, приступим к сравнению.
Плюсы и минусы обычной Нивы по сравнению с Шеви Нивой
Выделим характерные особенности, касающиеся как 21-й Нивы, так и последующих моделей ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214. Длинную Ниву (ВАЗ-2131), пикап (ВАЗ-2329) и прочие модификации рассматривать не будем. Итак, начнем с неоспоримых достоинств обычной Нивы по сравнению с Шевиком:
- Проходимость. За счет короткой базы у 21-й модели геометрическая проходимость лучше.
- Стоимость. В одинаковом состоянии обычная Нива будет в 1,5-2 раза дешевле Шевика.
- Доступность и дешевизна запчастей. Особенно касается кузовных деталей.
- «Психологическая проходимость». Обычную ниву не так страшно поцарапать или слегка помять в отличие от Шевроле.
- Лучшая предрасположенность к внедорожному тюнингу .
Теперь перечислим недостатки 21-й Нивы по сравнению с Chevrolet Niva:
- Низкий уровень комфорта. Шум, вибрация, отсутствие гидроусилителя (на старых Нивах), неудобная посадка водителя.
- Устаревший дизайн. Хотя это спорный момент, т.к. дизайн обычной Нивы узнаваем во всем мире, чего не скажешь о Шниве.
- Плохая аэродинамика.
- Плохая управляемость на трассе.
- Тесный салон. Сюда можно отнести неудобную посадку на задний ряд и маленький багажник.
С достоинствами и недостатками обычной Нивы по сравнению с Шевиком все ясно. Перейдем к Шевроле Ниве.
Плюсы и минусы Chevrolet Niva по сравнению с обычной Нивой
Перечислим основные достоинства Шевроле Нивы:
- Современный и вполне удачный дизайн.
- Пассивная безопасность. Хоть ее уровень недопустимо низкий, он все же чуть выше, чем у обычной Нивы. Шевики последних лет выпуска в плане безопасности предпочтительнее.
- Относительно высокий уровень комфорта при движении. Меньшая вибрация, меньше шум, удобная посадка водителя, гидроусилитель.
- Просторный салон. Сюда также можно отнести удобный задний ряд, посадку на него и относительно вместительный багажник.
- Неплохая аэродинамика.
- Дороже обычной Нивы как при покупке, так и в обслуживании и ремонте.
- Хуже проходимость за счет удлиненной базы и более низких бамперов.
- Обилие пластика, особенно на новых Шевиках. Спорный момент, т.к. пластик защищает кузов от небольших повреждений (царапин, сколов).
- Слабый двигатель. Динамика Шевика хуже, чем обычной Нивы.
- Больше масса. На болотистых грунтах это минус, но в других случаях может быть плюсом (неглубокая грязь, рыхлый снег).
Пластик защищает кузов от царапин и сколов
https://youtube.com/watch?v=AKfej9OAgp4%3Ffeature%3Doembed
Стоит также обратить внимание на еще один момент — жесткость кузова. Вроде у «трехдверки» она должна быть выше, однако у Шевика лонжероны толще, поэтому не все так однозначно.
Почему четыре сателлита в дифференциале раздатки Нива – лучше, чем два?
Во-первых, определимся, для чего нужна переделка этого узла. Тут однозначного ответа нет, поскольку цели, а соответственно, и подходы могут быть разными:
- для увеличения крутящего момента на пониженном ряду и, как следствие, повышения проходимости автомобиля на бездорожье;
- для усиления узла после установки колес большего размера и замены двигателя на более мощный;
- для устранения шумов и вибраций в РК стокового автомобиля из-за особенностей геометрии дифференциала.
Сегодня подробно рассмотрим два последних пункта, потому что они напрямую касаются темы дифференциала раздаточной коробки Нива, и затронем первый, так как ему еще будут посвящены последующие обзоры.
Уязвимость стандартной конструкции
Как правило, в целях улучшения внедорожных характеристик своего автомобиля нивоводы устанавливают колеса размером от 31’’, производят замену двигателя и главной пары. В этом случае, возрастает нагрузка на раздаточную коробку, а если конкретизировать — на ось сателлитов и шестерни дифференциала.
Стандартный дифференциал раздаточной коробки ВАЗ 2121, 2123 и других модификаций Нива имеет две шестерни, установленные на ось сателлитов. Ось, в свою очередь, фиксируется в корпусе при помощи стопорных колец, устанавливаемых с внешней стороны:
Если в стоковом автомобиле эта схема работает, то на подготовленном к бездорожью автомобиле Нива, в условиях экстремальных нагрузок, одной пары сателлитов становится недостаточно, чтобы «переварить» увеличенный крутящий момент, что и приводит к скоропостижной их поломке.
Это первый недостаток заводской конструкции дифференциала РК.
Второй, не менее существенный недостаток связан с особенностями геометрии корпуса дифференциала. Наличие биений в корпусе, заводских дефектов дисбаланс межосевого дифференциала и является одной из причин шумов, вибраций в раздаточной коробке.
Наличие всего одной пары сателлитов также является причиной дисбаланса, поскольку такая конструкция не осесимметрична. Мало того, поскольку ось сателлитов крепится в корпусе посредством наружных стопорных колец, она подвержена люфту, что также вносит вклад в общую разбалансированность конструкции.
Нельзя не упомянуть и о проблеме, сформулированной нами в первом пункте. Не секрет, что для модернизации раздаточной коробки нивоводы устанавливают комплекты понижения с различным передаточным числом.
Так вот, когда дело доходит до установки комплекта понижения в раздатку, камнем преткновения становится как раз межосевой дифференциал. Вернее, его корпус, без доработки которого втиснуть новую шестерню промвала не удастся.
Альтернатива танцам с бубном упражнениям с болгаркой только одна — замена дифференциала в РК на новый, усовершенствованной геометрии.
4 сателлита вместо двух
Мы с нуля спроектировали и изготовили стальной дифференциал раздатки, в котором четыре сателлита, а не два, как в стоке. Тем самым, убили сразу двух зайцев:
- разгрузили сателлиты, что позволило предотвратить их поломку даже на тюнингованной Ниве;
- устранили дисбаланс, вызванный неосесимметричностью заводской конструкции.
Теперь о некоторых интересных деталях: ось сателлитов фиксируется в корпусе при помощи потайных пружинных штифтов, а не наружных стопорных колец. Такой способ крепления и исключает появление люфта при работе дифференциала РК Нива и делает всю конструкцию более сбалансированной
Замена дифференциала в РК Нива на дифференциал производства ИЖ-ТЕХНО оправдана не только для тюнингованной Нивы, но и для обычной, среднестатистической машины.
В этом случае, вы устраните одну из основных причин возникновения шума в раздатке — несбалансированного дифференциала, геометрия которого несимметрична. Плюс — увеличите запас прочности раздаточной коробки в целом.
Режимы работы раздатки
Данный механизм может действовать в пяти режимах:
- Включена «нейтралка».
- Разблокирован дифференциал при выключенной «понижайке». В данном случае крутящий момент распределяется в соотношении один к двум.
- Дифференциал заблокирован при включенной повышающей передаче. Здесь распределение момента производится автоматически, в зависимости от качества сцепления колес с дорогой.
- Включена понижающая передача, и выключена блокировка дифференциала. Передача усилий происходит в таком же соотношении, как и в первом случае.
- Дифференциал заблокирован, и включена «понижайка». В данном случае все мосты жестко заблокированы между собой, в том числе и полуоси. Крутящий момент производится неравномерно, в зависимости от типа дорожного покрытия (грязь, песок и так далее). В таком режиме работы достигается наилучшая проходимость автомобиля. Но ездить с постоянно включенной понижающей передачей и с блокировками не получится. Так возрастает нагрузка на подшипники раздатки. «Нива Шевроле» потребует вскоре серьезного вмешательства в трансмиссию. Также значительно растет расход топлива, сильно «подъедает» резину.
Примерно с конца 2000 года в Нивы 21213 и 21214 ставятся так называемые мелкомодульные раздатки. На ВАЗе сейчас делают только такие.
Можно предположить, что это побочное следствие разработки новой Нивы ВАЗ-2123. Раздатка у 2123 имеет то же устройство, но с другим механизмом управления (один рычаг: передачи — вдоль, блокировка — поперек). Зубчатые колеса раздатки 2123 имеют меньший модуль (2,25 вместо 2,5), т. е. меньший размер зуба, но комплектно взаимозаменяемы со старыми колесами. Это снижает уровень шума и вибраций, создаваемых раздаткой.
Не думаю, что небольшое (на 10%) уменьшение размера зуба и такое же увеличение их количества может столь существенно изменить картину. Скорее всего, дело в качестве и точности изготовления зубчатых колес и других деталей.
Мелкомодульные раздатки маркируются синей краской (цифра «3» или похожий на нее иероглиф), их номера 21213-1800020-01 и 21214-1800020-01. Если снять лючок, можно сосчитать зубья на шестерне повышенной передачи — в старой раздатке их 35, в новой — 39.
Где купить — не знаю. Такие агрегаты очень выгодно покупать в оптовых фирмах: одна раздатка перекрывает оптовый лимит в несколько тысяч рублей с экономией порядка 20-30%. Но поездка 23.05.01 по таким фирмам («Восход-К», «Ось-К», «Дождь») пока результата не дала. В «Дожде» впервые услышали о мелкомодульной раздатке от меня, обещали попробовать заказать их на ВАЗе. Если получится — они там появятся на следующей неделе. В Нивском магазине на Балаклавском проспекте — тоже нет, посоветовали искать в магазинах «Техком». Координаты этих и других фирм и магазинов собраны в Списке ALER’а.
Поставившие себе новую раздатку чрезвычайно довольны. Их отзывы можно прочитать здесь. Но был и печальный случай у -AV.
Сегодня подержался за ремкомплект для ММ раздатки. Состав следующий:
1. Шестерня повышенной передачи. 2. Шестерня пониженной передачи. 3. Промежуточный вал. 4. Ведомая шестерня (та, что прикручивается к диффу).
Привод спидометра, как сказали продавцы, не меняется. Цена у нас (Ростов-на-Дону) — 1600 руб.
Дополнение от 21.07.10, автор MEW.
Разбирал бу РК года 2000 под мегапонижайку и сосчитал специально зубья. Мелкомодульная, рк с ДС.
Ведущий вал: каждая шестерня отдельно: 3929 Промежуточный вал (обе шестерни выполнены заодно): 3242 Шестерня дифференциала: 47.
Дополнение от 28.10.11, автор MEW.
На неделе разбирал РК с 213 1995 года выпуска.
На ведущем валу: повышенная 35 зубьев, пониженная 26.
Пром. вал: 28 повышенная (на пониженной через неё же силовой поток передается на шестерню дифа), пониженная 37 зубьев.
Шестерня дифференциала 42 зуба.
На фото шестерни повышенной передачи, с лева мелкомодульной, с права крупномодульной РК:
«Шевроле» или «Нива»? Автомобиль «Нива» уникален хотя бы тем, что является чуть ли не единственным изделием нашего автопрома, которое ни с чего не содрано, а честно сконструировано самостоятельно. Наши конструкторы, как двоечники на контрольной, вечно норовят что-нибудь срисовать у иностранцев, но здесь мы оказались неожиданно впереди планеты всей. Все ж таки — первый в мире паркетник был порожден заводом ВАЗ. Причем в силу особенностей национального менталитета этот паркетник запросто одолеет на бездорожье немало вполне себе «настоящих джыпов». И то сказать, паркетами у нас небогато, а грязи завсегда хватает.
Любопытно, что при разработке «Нивы» наши конструкторы пошли путем весьма оригинальным. Если большинство западных паркетников являются потомками настоящих внедорожников, постепенно деградирующих от проходимости к комфорту, то у нас все как всегда. в общем, наоборот. По сути своей «Нива» — это лифтованная полноприводная «копейка». То есть чисто легковой автомобиль, переделанный в этакий недовнедорожник. «Передовой советский колхозник» матерно ругал слабосильный тесный автомобиль и мечтал об УАЗе, но многочисленным городским дачникам машина вполне подошла. Впрочем, выбора не было — УАЗ населению не продавали, а до импорта было еще жить да жить. Быстро распробовали удобство «легкового джипа» и за Западе — немалое число «Нив» пошло на экспорт. И тут бы нам возгордиться своей мощной конструкторской мыслью и завалить весь прогнивший капиталистический мир советскими машинами, но.
«Нива» отличается завидной проходимостью
Все ж таки при всей выигрышности самой идеи техническое воплощение ее было как всегда. И без того невеликий ресурс жигулевских агрегатов при использовании на внедорожнике и вовсе сошел на нет — до сих пор ВАЗ официально объявляет ресурс «Нивы» в километров пробега, что даже, право, смешно. Покатался три года и выкинул? Опять же в области комфорта «Нива», конечно, здорово выигрывает по сравнению с военным УАЗом, но не дотягивает даже до «Жигулей». Тесный задний диванчик, куда троих пассажиров можно затолкать только на выдохе, ничтожного размера багажник, в который тяжело поместить даже необходимый для дальней поездки запас запчастей, неудобное водительское место, где либо наклоняешься к рычагу КПП, либо подпираешь коленями руль. В общем, все по-нашему, по-русски. Ибо не пристало советскому человеку помышлять о суетном комфорте, а надлежало самоотверженно строить коммунизм. А пока он не построен — ничего, потерпим.
Нет, понятно, что в представлении конструкторов ВАЗа типичный россиянин — коротконогий длиннорукий карлик, но и ходовые качества «Нивы» тоже, увы, не блещут. Начать с того, что «шестерочный» двигатель, изначально установленный на эту машину и благополучно использовавшийся до рестайлинга в 1995 году, никак для внедорожника не подходил. Впрочем, и нивский мотор, его сменивший, хотя и прибавил пару рюмок в объеме, принципиально от него не отличается. Прежде всего, это легковой (читай — оборотистый) двигатель, то есть имеющий плохую тягу на низах. Поэтому, даже несмотря на пониженный ряд в раздатке, бездорожье на этой машине преодолевается как-то очень по-русски. Джиперы-триальщики даже называют эту манеру «нивский стиль» — когда водитель, выпучив глаза и вцепившись в руль, штурмует препятствие с разгону, надеясь, что инерция вынесет. А что делать? Проехать медленно и аккуратно у движка не хватает тяги. Ну и, конечно, родовая болезнь всей отечественной техники — двигатели попросту маломощные. Это какая-то общая, непонятная никому государственная стратегия — не делать мощных легковых моторов. Советскому человеку спешить некуда — в коммунизм все успеют. Но если «шестерка» на этом движке кое-как выдавала свои 130 с попутным ветром, то «Нива» имела крейсерскую скорость Тут, конечно, сказалась и аэродинамика, успешно конкурирующая с дровяным сараем, но в основном и без того невеликий табун «лошадей» вязнет в двух мостах и раздатке. Новый мотор в 1,7 литра увеличил скорость примерно до 110, впрыск добавил еще километров 10 в час, но даже карбюраторная «восьмерка» обходит «Ниву» на трассе, как стоячую.
В общем, потребительские качества старушки оставляли, как говорится, желать. И вот тут-то и появилась под фанфары вполне симпатичная и с виду как бы современная «Нива-Шевроле».
Интерьер «Шеви-Нивы» — без изысков, но выглядит прилично
К слову, хочется развенчать непонятно откуда взявшийся, но удивительно устойчивый миф, что «Шеви-Ниву» придумали американцы. Ну, вроде как пришли головастые инженеры из GM, посмотрели на и давай из нее «шевролет» лепить. Так вот, ничего подобного не было. А был автомобиль сделанный На эту машину американцы и прилепили свой пафосный крестик, чем и ограничились. Зато цена сразу взметнулась вверх и сейчас достигает местами долларов, что почти вдвое дороже обычной «Нивы». Что же мы получаем за эти деньги?
Первое и главное — новый кузов. Если смотреть на него с достаточного отдаления, то он выглядит вполне современно и даже приятно. Вблизи, конечно, видны изрядные щели (зазорами это назвать язык не поворачивается) между кузовными панелями. Но для нашего автопрома это как бы уже не недостаток, а фирменный прием. Любой желающий может открыть альбом кузовных деталей ВАЗа и убедиться, что допуски на размеры проемов дверей и передних стекол у «классики» составляют у «зубила» — и у «Нивы» — То есть чем дальше, тем кузова хуже. Вы только вдумайтесь: колебания размеров проема более сантиметра на ВАЗе считаются нормой! На «шевролете» с этим стали бороться, но результат все равно зависит от конкретного экземпляра. Зато имеются четыре двери и приличных размеров задний диван, не обрезанный по краям выступами колесных арок. Кузов новой «Нивы» стал длиннее на а колесная база увеличилась на Очевидно, на проходимости это сказалось не лучшим образом, но зато улучшилось поведение автомобиля на асфальте: повысилась курсовая устойчивость, пропало «козление». Машина получила полноценную пятиместность и даже вполне нормальный багажник. Впрочем, проблемы вместимости были решены еще на «крокодиле» который даже просторней будет.
ВАЗ-2131 по вместимости превосходит «Шеви», но дизайном не блещет
В новом кузове — новая светотехника. Вместо привычной двухнитевой галогенки применяются две однонитевые лампы для ближнего и дальнего света. Само собой, есть корректор фар. Это безусловный плюс — «копеечная» оптика старой «Нивы» светит куда хуже. Ну и наружные зеркала наконец-то стали соответствовать имиджу внедорожника и давать приличный обзор. Удобнее стала посадка водителя — регулируемый по высоте руль позволяет найти приемлемую позу, хотя к рычагу КПП все равно приходится нагибаться. Новая раздатка управляется одним рычагом, что делает алгоритм ее переключения неочевидным. Впрочем, этим рычагом большинство потребителей пользуются нечасто. В общем и целом — эргономика и внешний вид «Шеви-Нивы» хотя и небезупречны, но по сравнению со «старушкой явно выигрывают.
Раздатка в «Шевроле» управляется одним рычагом, а ручка КПП по-прежнему далеко
Двигатель. Здесь не ждите чудес — это все тот же классический мотор 1,7, оснащенный впрыском. Тот же самый агрегат вы можете получить и на — впрыском сейчас комплектуются все модели. Двигатель сохранил в неприкосновенности все свои недостатки — малую мощность, слабую тягу на низах и неприлично малый ресурс. километров пробега до капремонта — это по современным меркам никуда не годится. Есть модификации с мотором «Опель», но их цена уже превышает разумные границы, а «ходимость» трансмиссии сводит на нет преимущества.
Трансмиссия. Принципиальная схема осталась той же, но некоторые конструктивные изменения имеются. Для снижения уровня шума и вибронагруженности раздаточную коробку на новой машине отодвинули назад на и снабдили третьей опорой. Зубья шестерен теперь нарезают с модулем 2,25 вместо прежнего 2,5, что тоже должно уменьшить издаваемые раздаткой шумы. Кроме того, для снижения вибраций от двигателя редуктор переднего моста отсоединили от мотора и установили на индивидуальных опорах. Есть ли результаты? Есть, но они настолько незначительны, что почувствовать эту разницу вряд ли удастся. Машина осталась такой же шумной, и трансмиссионный гул и вибрация преобладают. C февраля 2004 года «Автоваз» перешел на производство новой коробки. Раньше пакет шестерен на вторичном валу при сборке сжимался одной гайкой, что вызывало большую осевую нагрузку на детали вторичного вала. Сейчас используется стопорное кольцо между шестерней заднего хода и ступицей синхронизатора Таким образом, часть усилия воспринимает на себя стопорное кольцо, а другую часть — гайка. Введена пружинная шайба между шестерней заднего хода и ступицей синхронизатора Для посадки шестерен заднего хода и ступицы синхронизатора вместо шпонки используются эвольвентные шлицы. Такие же выполнены и на фланце хвостовика вторичного вала — вместо прямобочных. По идее, новый агрегат должен быть менее шумным и более надежным, но на практике — как повезет. Четкость же переключения почему-то стала хуже.
Карданы. Если на от раздаточной коробки шли один длинный и один короткий карданы, то у «Шевроле» и вперед, и назад идут валы одинаковой длины.
Привод передних колес. Чтобы новая машина была маневреннее, конструкторы увеличили рабочий угол внешнего шарнира приводов. Поэтому их унификация со старыми односторонняя. Впрочем, радиус поворота «Шеви» все равно составляет против у — длина сказывается.
Подвеска. Первые опытные образцы были оснащены стойками McPherson и реечным рулевым механизмом. Говорят, машины демонстрировали неплохую управляемость, устойчивость и плавность хода. Но позже из соображений экономии решено было вернуться к старой схеме: червяк-ролик, поперечные передние рычаги, разнесенные пружины и амортизаторы. Правда, все узлы были подвергнуты модернизации. Во-первых, передаточное отношение рулевого механизма увеличено с 16,4 до 20,6. Крутить руль теперь немного легче, но чувствительность стала предельно низкой: от упора до упора руль делает почти 4,5 оборота. Впрочем, наличие гидроусилителя скрадывает этот недостаток. Во-вторых, верхние рычаги передней подвески немного укоротили, а нижние сделали чуть длиннее, в результате чего плечо обкатки приблизилось к нулю. Напомню, по сути, это плечо, через которое на рулевой механизм передаются силы от дороги. Если оно положительное, как на руль при наезде на неровности норовит вырваться из рук. Если нулевое, как на «Шевроле», рывков на руле практически нет. Изменение положительно сказалось на управляемости и удобстве, но заставило использовать другую шаровую опору. Поэтому и здесь унификации нет.
У машины и ближайших родственников ширина была спереди и сзади, у стало и соответственно. Как видим, пошире спереди и заметно шире сзади, где пришлось удлинять балку заднего моста и полуоси. По-другому крепятся к задней балке и амортизаторы, так что говорить о взаимозаменяемости мостов обычной «Нивы» и «Шевроле» не приходится. Несколько менее жесткими стали задние пружины. Наконец, вместо колес применили стандартные для большинства внедорожников Перечисленные меры должны были улучшить плавность хода и управляемость. Но стоит теперь нормально загрузить машину (сзади три человека или двое плюс вещи в багажнике), как большой ход задней подвески становится заметен при езде по любому российскому городу, не говоря уже про бездорожье. На проселке это перерастает в проблему. С каждой крупной кочки нужно спускаться медленно, иначе загруженный зад на мягких пружинах качнется до земли и. Прощайте бампер и 100 долларов.
Подвеска «Шевроле» отличается от нивской
Сопоставив все сказанное, приходишь к очевидному выводу: как универсальный автомобиль на все случаи жизни Chevrolet Niva несколько лучше, но существенно дороже. А вот если машина покупается только для специальных задач — поездок на рыбалку в выходной день или пробиваться к даче по весеннему чернозему, — старый знакомый вполне может составить конкуренцию продукту совместного производства. Но это если подходить технически. А вот сколько стоят пластмассовый крестик и гордое имя «Шевроле» — каждый решает для себя сам.
Для охоты и рыбалки «Нива» — незаменимый автомобиль. Он славится своей проходимостью и простым устройством. Конечно, за эти годы модель существенно устарела. Но есть вариант купить «Шевроле Ниву». Это более модернизированный автомобиль с приятной внешностью и не менее хорошими характеристиками проходимости. В чем секрет проходимости? Все просто – устанавливается раздатка на «Ниве Шевроле». Устройство ее, принцип и режимы работы – далее в нашей статье.
Как правильно пользоваться?
На рычаге переключения имеется схема. Чтобы включить понижающую передачу, необходимо сдвинуть рычаг вправо, вверх. Чтобы заблокировать дифференциал – потянуть влево до конца. Также на рычаге имеются буквенные обозначения латиницей. Так, L – это пониженная передача, N – нейтральная, а Н – повышенная. Теперь давайте выясним, как всем этим пользоваться, чтобы потом не ремонтировать механизм и не менять подшипники раздатки.