ПОЧЕМУ ЗАЛИВАЕТ СВЕЧИ И ЧТО ДЕЛАТЬ ЧТОБЫ ЗАПУСТИТЬ ДВИГАТЕЛЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ

Рано или поздно каждый водитель сталкивается с тем, что двигатель автомобиля не хочет заводиться. Причём происходить это может в холодное и тёплое время года, на холодном и на горячем двигателе. Чаще всего проблема в залитых свечах зажигания, которые в таком состоянии уже не могут давать искру и поджигать смесь.

Что получаем? Проблема в том, что двигатель по какой-то причине не запускается, но при каждом пуске мы запускаем в цилиндры бензин, он заливает свечи и становится уже не воспламеняемой жидкостью, а тушащей. Свеча намокает, искра бьёт рандомно и не туда, куда нужно, двигатель не заводится. И в такой ситуации чем больше вы будете крутить стартер, тем больше всё усложните, зальёте двигатель и свечи зажигания, ещё и разрядите аккумулятор. Что делать? Всё просто — выкручиваем свечу и осматриваем, залитая свеча будет грязной, мокрой и с острым запахом бензина.

Почему залило свечи при наличии нормальной искры

Если машина не хочет заводиться, проверить свечи — самый простой вариант. Каждую свечу по очереди выкручивают и проверяют на наличие искры.

Итак, если опытным путём мы установили, что искра есть, при этом стартер крутит вал, но двигатель не заводится, причина может быть вот в чём: свеча может давать искру в демонтированном состоянии и не давать под давлением, когда её ставят на место. Иногда такое случается, если в камере сгорания повышено давление. Для проверки свечу помещают на специальный стенд, который имитирует работу с высоким давлением.

Ещё в такой ситуации проверяют фазы ГРМ, если ремень «проскочил» двигатель тоже может не заводиться. На инжекторе можно проверить давление топлива в системе, при повышенном или пониженном давлении тоже могут наблюдаться сбои с пуском двигателя. Если причина не в этом, то проверяют форсунки и датчики системы управления, если на блок управления посылаются неверные сигналы, то даже при нормальной работе зажигания и остальных элементов могут наблюдаться проблемы с пуском, например, если форсунки переливают топливо. В некоторых случаях оказывается, что из строя вышел сам блок управления.

А еще интересно:  Перебои в работе двигателя на холостом ходу инжектор ваз 21214

Почему свечи заливает маслом

Не всегда заливает свечи бензином, иногда может залить одну или несколько моторным маслом. Такая неисправность наблюдается и в инжекторных, и в карбюраторных двигателях. При заливе свечей маслом в первую очередь нужно определить направление попадания смазки — снизу или сверху. Если масло собирается в свечных колодцах, то есть сверху, то, скорее всего, течь в прокладке клапанной крышки или в другом уплотнителе. В такой ситуации искра пробивает, и цилиндр не работает.

Если свечи заливает снизу, то есть прямо в цилиндре, нужно измерить компрессию в двигателе. Проблема может быть в маслосъёмных кольцах — они залегли, треснули или есть значительный износ. Могут быть и другие причины:

Опытные мотористы и водители советуют в первую очередь проверять именно этот элемент. Во-первых, это проще всего, во-вторых, такая деталь относится к расходникам и подлежит периодической замене.

Есть ещё целый список неисправностей, которые приводят к попаданию масла в камеру сгорания, на свечи зажигания и затруднению пуска, но это тема для отдельной статьи.

Почему заливает свечи в инжекторной и карбюраторной системе

Почему авто не заводится — уже выше разобрались, бензин заливает свечи и отсутствует нормальная искра. Но это уже, скорее, следствие, а причин может быть несколько:

Бывает и так, что стартер крутит, свечи зажигания дают искру, вал проворачивается, но двигатель не запускается, в таком случае нужно проводить глубокую диагностику системы, причин может быть множество.

Большинству автовладельцев известна ситуация, когда при запуске двигатель автомобиля не схватывает.

Стартер крутит коленчатый вал, а вспышек в цилиндрах вообще нет. Двигатель не подает никаких признаков жизни.

Попробуем разобраться с причинами этой неисправности и рассмотрим какие бывают рекомендации по ее диагностике и устранению.

В качестве примера используем двигатель 21083 (1,5 л) с карбюратором Солекс 21083 и бесконтактной системой зажигания, что ставится на автомобили ВАЗ 21083, 21093, 21099.

Сразу скажем, что если двигатель не схватывает при запуске, то скорее всего либо вообще нет искры на свечах зажигания или практически прекратилась подача топлива в двигатель. Поэтому все причины этой неисправности мы разделим на две группы.

Не схватывает при запуске карбюраторный двигатель, причины связанные с подачей топлива.

Закончился бензин в топливном баке

На автомобиле с карбюраторным двигателем, в отличие от инжекторного, можно ездить до полной выработки бензина из бака. И не бояться сжечь топливный насос. Поэтому некоторые автовладельцы катаются до той поры, пока машина заглохнет и уже больше не заведется. Решить проблему можно залив свежее топливо в бензобак и подкачав его в карбюратор рычагом ручной подкачки на бензонасосе.

В некоторых случаях, несмотря на пустой бак, двигатель может запустится на остатках топлива в поплавковой камере карбюратора, но довольно быстро заглохнет, выработав и этот последний ресурс.

Отказал бензонасос (топливный насос)

В системе питания двигателя 21083 установлен механический бензонасос с приводом от распредвала. Полностью отказать и перестать прокачивать топливо он может если вдруг порвалась его диафрагма, вышли из строя клапана, либо в нем образовалась воздушная пробка, которая мешает подаче бензина.

Поврежденные диафрагмы бензонасоса дадут о себе знать потеками топлива на его корпусе и устойчивым запахом бензина в подкапотном пространстве.

Для проверки подачи топлива бензонасосом отсоединяем топливоподающий шланг от штуцера карбюратора. Подставляем под шланг емкость для сбора топлива. Подкачиваем топливо рычагом ручной подкачки. Если бензонасос исправен — из шланга должна выходить мощная струя топлива при каждом движении рычага.

ПОЧЕМУ ЗАЛИВАЕТ СВЕЧИ И ЧТО ДЕЛАТЬ ЧТОБЫ ЗАПУСТИТЬ ДВИГАТЕЛЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ

Проверка подачи топлива через систему питания карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

Для проверки клапанов бензонасоса отсоединяем от него оба топливных шланга. Рычаг ручной подкачки должен находится в рабочем состоянии.

Проверяем впускной клапан бензонасоса. Затыкаем топливоподающий штуцер пальцем и нажимаем несколько раз на рычаг ручной подкачки топлива. На пальце должно ощущаться разрежение (он должен засасываться в штуцер). Если разрежение есть — бензонасос исправен, если нет — ищите неисправность в топливных магистралях или бензобаке.

ПОЧЕМУ ЗАЛИВАЕТ СВЕЧИ И ЧТО ДЕЛАТЬ ЧТОБЫ ЗАПУСТИТЬ ДВИГАТЕЛЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ

Проверка впускного клапана бензонасоса ДААЗ

Проверяем выпускной клапан бензонасоса. Прикладываем к отверстию нагнетательного штуцера (который к карбюратору) палец и несколько раз нажимаем на рычаг ручной подкачки. Из отверстия штуцера должна выходить струя воздуха, хорошо ощущаемая пальцем.

Больше информации по проверке бензонасоса см. «Проверка бензонасоса автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Завис в закрытом положении игольчатый клапан поплавковой камеры

Возможно поплавки в поплавковой камере карбюратора стоят с перекосом и цепляются за ее стенки. Клапан в таком случае может закрыться и больше не открываться. В такой ситуации иногда помогает легкое постукивание молотком по карбюратору. Но, в перспективе, нужно будет снять крышку карбюратора и отрегулировать положение поплавков.

ПОЧЕМУ ЗАЛИВАЕТ СВЕЧИ И ЧТО ДЕЛАТЬ ЧТОБЫ ЗАПУСТИТЬ ДВИГАТЕЛЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ

Параллельность поплавков карбюратора Солекс проверяется по оттиску на картонной прокладке его «крышки»

Произошло аварийное повреждение топливных магистралей

Возможно прохудился топливный шланг, переломалась трубка или вообще бензин вытек через проеденное сквозной коррозией дно бензобака. Выявить место утечки можно при помощи визуального осмотра топливных магистралей автомобиля на яме, эстакаде или подъемнике.

Произошла закупорка топливной магистрали куском грязи

Часто таким образом засоряется трубка топливозаборника в бензобаке. На ней установлен сетчатый фильтр. Со временем и она сама и фильтр зарастают грязью и отложениями из бензобака, и в один прекрасный момент происходит внезапная закупорка. Бензин перестает поступать в систему и двигатель не схватывает при запуске.

Не схватывает при запуске карбюраторный двигатель, причины связанные с отсутствием искры на свечах.

Необходимо проверить надежность соединения колодок (фишек) проводов к датчику Холла, коммутатору, а так же центрального высоковольтного провода от катушки зажигания до трамблера.

Вышел из строя коммутатор системы зажигания

Вполне возможно, что коммутатор полностью вышел из строя (например, от скачка напряжения в бортовой сети автомобиля) и система зажигания двигателя не работает. Искры нет. Двигатель не схватывает при запуске.

Коммутатор бесконтактно-транзисторной системы зажигания (БТСЗ) наиболее точно проверяется при помощи осциллографа и генератора прямоугольных импульсов. Но не у каждого такой прибор есть. Поэтому проверяем его при помощи контрольной лампы. См. «Проверка коммутатора контрольной лампой».

ПОЧЕМУ ЗАЛИВАЕТ СВЕЧИ И ЧТО ДЕЛАТЬ ЧТОБЫ ЗАПУСТИТЬ ДВИГАТЕЛЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ

Проверка исправности коммутатора системы зажигания контрольной лампой

К более простым способам проверки можно отнести проверку по вольтметру — коммутатор исправен если при включении зажигания стрелка вольтметра сначала притормаживает, а потом отклоняется вправо. Либо проверка заменой своего коммутатора на новый или заведомо исправный.

Отказала катушка зажигания

Причина — катушка перестала вырабатывать ток высокого напряжения (возможно возник «обрыв» в ее обмотках). Нет тока — нет искры на свечах зажигания. Нет поджига топливной смеси. Стартер будет крутить коленчатый вал, а двигатель не будет схватывать.

Проверить исправность катушки можно простым способом — «на искру». Для проверки вытаскиваем наконечник центрального высоковольтного провода из крышки трамблера, подносим его к «массе» (например, к двигателю) на расстояние 7-10 мм (более правильно будет вставить в наконечник исправную свечу и положить ее на двигатель). Включаем зажигание. Помощник прокручивает двигатель стартером, а мы наблюдаем за искрой. Если искра есть, с катушкой зажигания все в порядке. Причину исчезновения искры тогда следует искать в крышке трамблера, бегунке, высоковольтных проводах или свечах зажигания.

ПОЧЕМУ ЗАЛИВАЕТ СВЕЧИ И ЧТО ДЕЛАТЬ ЧТОБЫ ЗАПУСТИТЬ ДВИГАТЕЛЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ

Проверяем исправность катушки зажигания по наличию искры на центральном бронепроводе (высоковольтном проводе)

Если искры нет, то нужно проверить поступает ли ток на вывод «Б» катушки. Если тока нет, ищем по схеме неисправность («обрыв») в низковольтной цепи системы зажигания, а катушку не трогаем.

Помимо этого проверяем датчик Холла (см. параграф ниже), так как его выход из строя так же приводит к исчезновению искры.

Перед заменой можно попробовать дополнительно проверить катушку при помощи омметра (мультиметра с режимом омметра) на наличие обрыва или замыкания в обмотках чтобы окончательно вынести ей вердикт. См. «Проверка катушки зажигания ВАЗ 2108, 2109, 21099».

ПОЧЕМУ ЗАЛИВАЕТ СВЕЧИ И ЧТО ДЕЛАТЬ ЧТОБЫ ЗАПУСТИТЬ ДВИГАТЕЛЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ

Проверка первичной обмотки катушки зажигания — измерение величины ее сопротивления

Сгорел датчик Холла

«Сжечь» его можно совершенно случайно и незаметно для себя и окружающих. Например, сняв наконечник высоковольтного провода со свечи зажигания при работающем двигателе.

Если искры на свечах нет и непонятно, что вышло из строя катушка или датчик Холла, то снимаем колодку с датчика Холла. Центральный бронепровод катушки подносим к «массе» (способом описанным выше). Включаем зажигание. Касаемся отрезком провода на ней вывода черно-белого провода («масса») и зеленого (импульс на коммутатор). В момент касания должна проскакивать искра между наконечником центрального бронепровода с катушки и двигателем («массой»). Если все так, датчик Холла исправен, если искры нет, то для надежности можно провести еще одну проверку и в случае чего заменить датчик. См. «Проверка датчика Холла».

ПОЧЕМУ ЗАЛИВАЕТ СВЕЧИ И ЧТО ДЕЛАТЬ ЧТОБЫ ЗАПУСТИТЬ ДВИГАТЕЛЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ

Имитируем работу датчика Холла соединяя отрезком провода выводы бело-черного и зеленого проводов в колодке при включенном зажигании

См. «Признаки неисправности датчика Холла».

Оборвался ремень привода ГРМ двигателя

В таком случае стартер слишком легко будет крутить коленчатый вал.

Таким образом, выполнив хотя бы две проверки: «на наличие искры» и «проверку подачи топлива» можно практически сразу понять в каком направлении искать причину неисправности «двигатель не схватывает при запуске».

Примечания и дополнения

— Необходимо отметить, что чаще всего перед тем как двигатель окончательно перестает схватывать при запуске некоторое время наблюдается затрудненный запуск, запуск с нескольких попыток, либо двигатель сначала схватывает, а потом глохнет. Такой период может продолжаться достаточно долго (даже годами). Можно продолжать ездить так и не обращать особо внимание на эту проблему, и не принимать меры к ее решению. Но, в таком случае, есть риск однажды встать «в поле» и больше не завестись. Поэтому если появились проблемы с пуском, лучше не откладывать поиск причин неисправности в долгий ящик, а сразу выяснить, что к чему.

Еще статьи по неисправностям двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

— Проверка износа или залегания поршневых колец двигателя

— Проверка исправности двигателя автомобиля при помощи листа бумаги

— Диагностика карбюраторного двигателя по нагару на свечах зажигания

— Двигатель не запускается в сырую погоду, почему?

— Холодный карбюраторный двигатель не запускается, причины

— Горячий карбюраторный двигатель не запускается, причины

Подписывайтесь на нас!

Этот способ подходит тем, кто не хочет доставать все свечи. Отключаем питание зажиганием, нажимаем педаль газа и немного держим так. Это откроет дроссельную заслонку, есть шанс, что через неё проветрятся цилиндры, уйдёт лишнее топливо, свечи сами собой подсохнут и можно будет запустить мотор.

Уже через пару минут можно попробовать повторить пуск. Если получилось — очень хорошо, но не всегда получается «победить» проблему таким образом. Причина проста — проблема не всегда во влажности свечей, часто они залиты бензином или маслом и в нагаре, удалить его проветриванием физически невозможно, требуется механическая чистка.

Способ вычистить залитые свечи для любителей покрутить болты

Такой метод даёт гораздо большую вероятность успеха, но для его реализации нужно вынуть все свечи и отнести их в тёплую комнату. В хорошем освещении осматриваем свечи зажигания. Кстати, по цвету налёта можно «поставить диагноз» двигателю, обычно налёт на свечах красный или чёрный:

На самом деле точно определить тип нагара на свече довольно сложно, наша задача на данный момент его вычистить, чтобы завестись. И вычистить в первую очередь нужно нагар на изоляторе центрального электрода. Почему? Налёт прямо на электродах особо не сказывается на процессе образования искры, а налёт на керамическом изоляторе делает его токопроводимым, из-за чего искра не бьёт в боковой электрод, а убегает через изолятор в сам корпус свечи, что никак не способствует зажиганию топливной смеси.

Для чистки свечи зажигания нужна жёсткая щётка. Мастера старой закалки пользуются металлическими щётками, но в таком случае можно вместе с налётом удалить и слой изолятора, свеча станет непригодной. Для иридиевых свечей чистка металлической щёткой вообще противопоказана.

Один из способов очистки свечей зажигания своими руками без их порчи — использовать зубную щётку, стиральный порошок и воду, хотя автомеханики со стажем и не одобрят этот метод, но он на самом деле действенный и простой. После чистки просушим свечу, и всё будет в порядке, можно даже взять для этой цели бытовой фен. Очищаем ту часть свечи, которая вкручивается в головку блока, верхнюю белую часть изолятора не трогаем, он нас не интересует.

После процесса очистки нагара полезно свечи ещё и прокалить, то есть прогреть. Особенно если на улице мороз. Проще всего прокаливать свечи на плите. Положить их на нагреваемую поверхность и прогреть до температуры, когда прикоснуться к свече уже невозможно. Щипцами или плоскогубцами перекладываем свечу на свёрнутую в несколько слоёв тряпку, быстро идём к своему транспортному средству и вкручиваем свечи прямо горячими. Закручивать свечи нужно правильно — до упора рукой и протянуть ещё на 1/12 оборота и не больше, иначе перетянем.

После этой процедуры можно пробовать снова завести машину. Если проблем с остальными элементами в автомобиле нет, то заведётся мотор с первой же попытки. Никакого чуда в этом нет. Пока мы занимались свечами, залитые цилиндры проветрились, лишнего топлива там уже нет. Прокаливание свечей решило проблему, как завести машину в мороз, если залило свечи. Повышение температуры повышает наши шансы на успешный пуск ДВС. Ну и к тому же чистые свечи зажигания дают отличную искру, что тоже повышает вероятность успешного пуска.

Подведём итог

На самом деле есть и ещё один более простой способ решить проблему залитых свечей — просто купить новые, но мы рассмотрели вариант, что это невозможно или мы просто не ищем лёгких путей.

Ну а в общем можно сделать вывод, что для нормального пуска двигателя необходимы определённые условия, которые особенно важно соблюдать в зимний период. Заливает любые свечи — новые или старые, дорогие или дешёвые, чтобы этого не происходило, нужно следить:

Часто причиной затруднённого пуска становится неисправность самого мотора, которая приводит и к тому, что заливает свечи. Для профилактики образования нагара на свечах можно иногда покрутить двигатель — выехать на трассу или просто прогазовать его до 4500–5000 оборотов в минуту. Особенно рекомендуется это для работающих по городу автомобилей, эксплуатируемых на пониженных передачах и оборотах, с небольшой скоростью, с невозможностью нормально прогреть двигатель — все эти факторы приводят к активному образованию нагара. А вот езда на повышенных оборотах помогает частично от налёта избавиться. Если же свечи зажигания уже залило, без их чистки и сушки, к сожалению, не обойтись.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *