ПОЧЕМУ ХРУСТИТ ШРУС ПРИ ПОВОРОТЕ ИЛИ НА КОЧКАХ

Подвеска переднеприводного автомобиля – сложная конструкция, одним из элементов которой и является ШРУС. Это аббревиатура расшифровывается как  шарнир равных угловых скоростей, еще водители называют его «граната». Этих узлов в автомобиле с передним приводом четыре – 2 внутренних и 2 внешних.

ПОЧЕМУ ХРУСТИТ ШРУС ПРИ ПОВОРОТЕ ИЛИ НА КОЧКАХ

При длительной и неаккуратной эксплуатации шарниры выходят из строя и главный признак этого – треск и хруст при повороте руля. Чтобы понять, почему это происходит и определить поломку, нужно знать, для чего нужен ШРУС, его конструкцию и принцип работы.

Содержание

Почему ШРУС начинает издавать треск и хруст?

ПОЧЕМУ ХРУСТИТ ШРУС ПРИ ПОВОРОТЕ ИЛИ НА КОЧКАХ

Благодаря применению современных материалов и технологий, ШРУСы на современных автомобилях достаточно прочны и надежны. При правильной эксплуатации, на нормальных дорогах они могут прослужить более 100 тыс. км. Но реалии отличаются от идеальных условий, поэтому за состоянием шарниров нужно постоянно следить.

Первой причиной того, что ШРУС начинает хрустеть– является попадание в него влаги и абразивных элементов из пыли и грязи, при этом из механизма выдавливается и вымывается смазка. Это происходит в результате повреждения резинового пыльника.

ПОЧЕМУ ХРУСТИТ ШРУС ПРИ ПОВОРОТЕ ИЛИ НА КОЧКАХ

Еще одна частая причина того, что хрустит «граната» — слишком динамичная езда, на которую автомобиль попросту не рассчитан. К поломке приводят резкие старты с пробуксовкой, когда на трансмиссию выпадает высокая нагрузка. Особенно это вредно, когда колеса вывернуты и ШРУС находится под механическим напряжением. Кроме того, езда на большой скорости по выбоинам тоже, с большой вероятностью, закончится неисправным ШРУС.

ПОЧЕМУ ХРУСТИТ ШРУС ПРИ ПОВОРОТЕ ИЛИ НА КОЧКАХ

В результате перечисленных причин или естественного износа вырабатываются обоймы «гранат», что приводит к деформации шариков, и ШРУС начинает издавать характерные звуки, указывающие на его неисправность.

Существует несколько косвенных причин, приводящих к преждевременному выходу шарниров равных угловых скоростей из строя:

ПОЧЕМУ ХРУСТИТ ШРУС ПРИ ПОВОРОТЕ ИЛИ НА КОЧКАХ

Важно понимать, что малейшая трещина на пыльнике приведет к попаданию в механизм воды и абразива, поэтому при его повреждении требуется немедленная замена.

Виды ШРУСов

ПОЧЕМУ ХРУСТИТ ШРУС ПРИ ПОВОРОТЕ ИЛИ НА КОЧКАХ

Как отмечалось, на переднеприводный автомобиль устанавливается четыре ШРУСа, по 2 на каждую полуось. На одном колесе находятся один внутренний и один внешний ШРУС, которые конструктивно отличаются друг от друга:

ПОЧЕМУ ХРУСТИТ ШРУС ПРИ ПОВОРОТЕ ИЛИ НА КОЧКАХ

Наиболее распространены две конструкции ШРУС – трипод и шариковый шарнир. Трипод имеет сравнительно небольшой рабочий угол, поэтому это более дешевая конструкция. Здесь ролики располагаются на трехлучевой вилке и вращаются на игольчатых подшипниках.

ПОЧЕМУ ХРУСТИТ ШРУС ПРИ ПОВОРОТЕ ИЛИ НА КОЧКАХ

Шариковый шарнир имеет больший рабочий угол, поэтому его устанавливаются на внешний ШРУС. Конструктивно он представляет собой шарики, заключенные в специальную обойму, которая называется сепаратор. Шарики передвигаются по канавкам сепаратора, что позволяет изменять углы вращения в больших диапазонах.

Поиск неисправного ШРУС

Поскольку в переднеприводном автомобиле установлено 4 ШРУС, важно правильно определить, какой из них вышел из строя. Для этого нужно действовать поэтапно:

Определение неисправности внешнего шарнира

Поскольку наибольшая нагрузка на внешний шарнир приходится при максимальном угле поворота, то и тестировать узел нужно при максимально повернутых колесах. Особенно ярко проблема проявляется, если при повернутых колесах резко тронуться с места.

Если при этих условиях послышится треск или хруст, то его причина – внешний ШРУС. Чтобы определить какой из внешних шарниров вышел из строя, нужно запомнить простое правило. Когда треск слышен при повороте колес вправо, то и проблема с правым шарниром, влево – значит с левым.

Диагностика неисправности внутреннего ШРУС

Определение неисправности внутреннего шарнира требует немного больше опыта. Один из признаков – треск и вибрация при наборе скорости на ровном участке дороги. Особенно неприятна вибрация, которая хорошо ощущается в салоне и напоминает ситуацию, когда на шине появилась грыжа, или деформировался колесный диск.

Неисправность внутреннего ШРУС отчетливо проявляется на дорожных выбоинах. Чтобы выявить дефект, нужно найти яму подходящего размера и проехать по ней сначала одним, затем другим колесом. Неисправная деталь издаст характерный металлический хруст, и чтобы услышать его нужно опустить передние стекла. При таком тесте нужно держать невысокую скорость и выбрать неровности, которые не повредит другие элементы подвески.

Универсальный метод проверки всех типов

Если появились обоснованные подозрения в неисправности одного из шарниров, нужно сделать несколько поэтапных действий:

При необходимости проделать те же манипуляции при вывешенном левом колесе, поворачивая его влево. Такой метод наиболее точно поможет провести диагностику без демонтажа и разборки внутреннего и внешнего шарнира угловых скоростей.

Можно ли игнорировать неисправность ШРУС

Поскольку шарнир угловых скоростей рассчитан  на высокие нагрузки, он практически никогда не ломается сразу. До этого он длительное время подает сигналы владельцу автомобиля треском и хрустом.

Несмотря на это, оставлять хрустящий ШРУС как есть, ожидая его полного разрешения, категорически не рекомендуется. Просто у владельца есть определенный временной лаг, позволяющий выбрать надежную деталь и установить её.

Если же довести до разрушения ШРУС, дальнейшее движение станет попросту невозможным. Обязательно пострадают другие элементы подвески и трансмиссии, что выльется в  дорогостоящий ремонт. Кроме того, с высокой долей вероятности это приведет к возникновению аварийной ситуации из-за потери управления.

Поэтому, при появлении первых признаков проблемы, лучше принять меры. Тем более, что при своевременном ремонте замены ШРУС можно избежать. Если обойма не износилась, шарики или игольчатые подшипники находятся в нормальном состоянии, достаточно просто промыть узел и заложить в него новую смазку, а заменить нужно будет только пыльники, которые стоят недорого.

Зачем нужен ШРУС

У большинства современных автомобилей крутящий момент от коробки передач передается на передние колеса, которые отвечают за направление движения автомобиля, поворачиваясь в нужную сторону, а на выбоинах отрабатывают в вертикальной плоскости. ШРУС нужен для того, чтобы при повороте колес не менялась угловая скорость, не терялась мощность и не возникали рывки, повышая нагрузку на коробку передач.

Решение проблемы

При выявлении неисправности проблемный шарнир нужно снять и провести более детальную диагностику. Своевременное выявление позволит просто промыть и смазать узел, после чего он снова будет работать в нормальном режиме, не издавая посторонних звуков. Пыльник же лучше заменить, чтобы гарантировать герметичность шарнира.

Любой визуальный дефект или люфт недопустим. В этом случае ШРУС нужно заменить, заказав деталь согласно артикулу, у заслуживающего доверия производителя. Допускается замена одного шарнира, но лучше делать парную замену, например, если замене подлежит правый внутренний ШРУС, то лучше заменить и левый внутренний.

Шарниры равных угловых скоростей являются важным элементом трансмиссии любого автомобиля с передним приводом. Поэтому важно постоянно контролировать их состояние. Для этого необходимо периодически осматривать пыльники, прислушиваться к работе деталей, если появился треск и хруст, нужно немедленно провести углубленную диагностику, которая позволить принять решение по ремонту или замене детали.

Трещит, хрустит. ШРУС — что это, почему ломается и как его проверить?

А еще интересно:  Обеспечьте бесперебойную работу раздаточной коробки в полевых условиях
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *