Почему не поворачивается ключ в замке зажигания и как это исправить

Статья: Почему двигатель не запускается: причины поломки стартера и как их определить

Представим ситуацию: вы садитесь в машину, поворачиваете ключ в замке зажигания, слышите щелчок, при этом на приборной панели горит чек, а двигатель не запускается. Что произошло?

В большинстве случаев причина поломки кроется в неисправности стартера.

Что такое электростартер, как он работает

Электростартер — это устройство в автомобиле, которое помогает запустить двигатель. По сути, это небольшой электрический мотор. Он использует электричество от аккумулятора автомобиля, чтобы создать движение. Это движение передается на маховик и коленчатый вал двигателя. Маховик помогает двигателю начать вращаться и набирать скорость, а коленчатый вал преобразует это движение таким образом, чтобы двигатель работал. В стартере также есть магниты и подшипники, которые помогают ему работать правильно.

Принцип работы устройства следующий: при поворачивании ключа в замке зажигания электрический ток поступает на обмотку втягивающего реле. Цепь замыкается, ротор вращается и передаёт крутящий момент двигателю автомобиля.

Как понять, что сломался стартер

На самом деле, причин может быть несколько: села батарея, отказало реле стартера, отсутствует контакт, замкнули обмотки или вышел из строя механизм стартера. Чтобы точно определить, что произошло, необходимо понаблюдать за машиной.

Признаки неисправности стартера и способы диагностики:

  1. Не происходит ничего: под капотом — тишина, реле не щёлкает, стартер не крутит

    • Потеря тока на участке аккумулятор — клеммы стартера. Причиной может быть износ щёток, отказ втягивающего реле или отсутствие контакта в управляющей цепи.
  2. Плохой контакт управляющей цепи, межвитковое короткое замыкание, изнашивание и перекос втулок

  3. Втягивающее реле щёлкает, стартер крутит маховик короткими рывками

    • Низкий заряд аккумулятора либо неисправности двигателя внутреннего сгорания.
  4. Щелчок реле, стук, маховик пару раз провернулся и затих, в салоне есть запах горелой изоляции

    • Внутренние поломки: сломались щётки, оторвались магниты, разрушился игольчатый подшипник.
  5. Реле щёлкает, стартер крутится, но при этом издаёт треск, маховик не прокручивается

    • Механическая поломка бендикса стартера или зубцов планетарного редуктора.

Что проверять, если стартер не крутит

Из строя может выйти любая деталь стартера. Также двигатель может не запускаться из-за разряженной батареи.

АКБ

Автомобиль не заводится, если батарея разрядилась или вышла из строя. Причин разрядки — множество: производственные дефекты, низкий уровень электролита, редкое использование АКБ. Признаки, по которым можно понять, что проблема именно в батарее:

  • Автомобиль не заводится;
  • Низкий уровень заряда АКБ;
  • Проблемы с запуском двигателя.

Не запускается втягивающее реле

Втягивающее реле обеспечивает подключение электродвигателя к АКБ. Если этот узел не работает, двигатель не запустится. Для проверки реле его демонтаж не требуется. Автомобиль нужно поставить на ручной тормоз, выбрать нейтральную передачу. Затем — включить зажигание, отсоединить разъём управляющей клеммы реле и замкнуть верхнюю клемму отверткой.

Сгорели контакты

Для работы стартера в автомобиле нужен ток от 150 до 300 ампер. Этот ток идёт по цепи, включающей в себя аккумулятор, провода, контактную пластину соленоида и щётки стартера.

Со временем эти контакты могут выгорать, плавиться и ломаться. Чтобы проверить, есть ли у них проблемы, используют мультиметр. Подключите его щупы к контактным болтам. Если на экране мультиметра появляются цифры, это может означать, что контакты соленоида окислились или подгорели. Если же показания равны нулю, это говорит о том, что с контактами всё в порядке, и необходимо искать другую причину проблемы со стартером.

Плохой контакт в замке зажигания

Если контакты изношены, могут быть перебои в работе стартера: он срабатывает через раз. Неисправность определить легко: чаще всего в таких случаях стартер крутит лишь при сильном нажатии ключа в крайнем положении. При этом на панели приборов индикация отсутствует.

Отклеились магниты

На корпусе стартера есть 4 магнита. Отклеиться они могут из-за перегрева или длительного нахождения на морозе. В этом случае прижимные пластины не помогут: потребуется ремонт пускового устройства.

Износ втулок или подшипников стартера

Втулки и подшипники изнашиваются постепенно. Результат — периодически стартер не срабатывает и вращается с меньшей скоростью. Обычно проблема наблюдается при запуске горячего двигателя. Для точной диагностики придётся стартер разобрать. Нужно проверить состояние втулок и подшипников, а также щёток, ламелей, пайки.

Неисправен щёточный узел

Щётки в стартере автомобиля обычно изнашиваются после 100 000–120 000 километров пробега. Они могут выйти из строя по разным причинам: из-за перегрева, засорения графитовой пылью или из-за поломки в устройстве, которое их поджимает.

Чтобы понять, что проблема именно в щётках, достаточно обратить внимание на то, как работает стартер. Если стартер не крутит маховик двигателя с первого раза, это может быть признаком того, что щётки неисправны. Это может произойти даже если сломалась только одна щётка.

Замкнули обмотки статора или ротора

Если обмотки статора или ротора в стартере замкнули, это может привести к разрушению их защитного покрытия. Один из признаков этой проблемы — появление запаха гари в салоне автомобиля. Чтобы точно определить проблему, нужно снять стартер с машины. Если есть видимые повреждения или разрывы на обмотках, их можно увидеть просто осмотрев. В более сложных случаях для проверки пригодится мультиметр.

Заклинило бендикс

Если бендикс заклинило

Если бендикс (часть стартера, которая вращает двигатель) заклинило, это можно понять по определённому признаку: когда вы поворачиваете ключ в замке зажигания, слышны щелчки, но маховик (который помогает запустить двигатель) не вращается.

Чтобы проверить это, нужно снять стартер с машины. Если шестерня бендикса не вращается свободно, когда вы пытаетесь её повернуть рукой, возможно, потребуется заменить эту деталь. Но чаще всего проблема бывает из-за того, что механизм забился грязью или пылью. В этом случае его просто нужно очистить.

Поломка зубьев бендикса или венца маховика

Если при попытке запустить двигатель стартер издает длительный визг, это может быть из-за износа зубьев на бендиксе или венце маховика. Когда зубья на этих деталях изнашиваются, они не сцепляются должным образом. Эту проблему можно решить, заменив поврежденные детали.

Что делать, если не работает стартер

Есть метод аварийного запуска. Однако пользоваться им можно только в экстренных случаях. Метод работает на машинах с механической трансмиссией и передним приводом.

Чтобы завести автомобиль:

  1. Поставьте автомобиль на тормоз.
  2. Убедитесь, что рычаг КПП находится в нейтральном положении.
  3. Подсоедините палец под заглушку в ручке переключения передач.
  4. Попросите помощника подвести батарею к месту, где обычно устанавливается концевик педали сцепления.
  5. Включите зажигание.
  6. Попросите помощника запустить мотор.

Способ не подходит для машин с АКПП.

Приведенный алгоритм действий выручит, если автомобиль застрял в дороге. Он не устранит причину поломки: метод предназначен исключительно для аварийного запуска. Для диагностики и устранения неисправности нужно посетить СТО.

Селектор АКПП не установлен на Parking

Одна из распространенных причин, по которой не проворачивается ключ в замке зажигания — неправильное положение селектора автоматической коробки передач.

На моделях автомобилей с АКПП блокируется возможность запуска двигателя или поворота ключа зажигания, если рычаг селектора не находится в положении Parking.

Это сделано конструкторами для предотвращения аварий, уменьшения износа трансмиссии при случайных скатываниях автомобиля.

Для решения проблемы достаточно перевести селектор коробки передач в правильный режим Parking. После этого ключ легко поворачивается в замке зажигания и можно заводить двигатель. Сделав это, водитель быстро избавится от неприятной ситуации с заблокированным ключом, сможет продолжить поездку.

Сработала блокировка рулевой колонки

Почему не поворачивается ключ в замке зажигания и как это исправить

Почему ключ зажигания не поворачивается?

Еще одна распространенная причина, по которой не поворачивается ключ зажигания — срабатывание блокировки рулевой колонки. Этот противоугонный механизм, встроенный в рулевое управление, автоматически блокирует возможность поворота руля без вставки ключа. Если личинка выработана, система безопасности срабатывает некорректно.

Блокировка происходит после вынимания ключа из замка зажигания и поворота руля. Чтобы ее отключить и повернуть ключ, вставленный в замок, нужно одновременно слегка покачивая руль в разные стороны, попробовать ключ в разных положениях. Как только зубчатый механизм блокировки совпадает с пазами ключа и замка, последний легко повернется. Машину можно будет завести в обычном режиме. Главное — раскачивать руль без фанатизма, чтобы не сломать механизм регулировки по высоте и вылету.

Механизм замерз зимой

Зимой мороз может стать причиной замерзания влаги в механизме замка зажигания. Из‐за перепадов температур в салоне автомобиля образуется конденсат, который проникает в цилиндр замка. Ночью или утром эта влага замерзает, блокируя усилия по повороту ключа.

Замерзший салон автомобиля

Чтобы решить эту проблему, нужно разморозить замок. Для этого можно прогреть его феном, направив на скважину теплый воздух. Подойдет маленькая бутылочка с теплой водой, которую нужно прижать к корпусу замка на 2-3 минуты. Можно аккуратно подышать на замок или согреть его руками. Как только лед внутри растает, ключ легко повернется, машину можно будет завести. Для разморозки подойдет автохимия наподобие Hi-Gear Lock De-Icer.

В замочную скважину забился мусор

Вот почему не проворачивается ключ в замке зажигания — скопление в замочной скважине мусора и грязи: пыли, песка, мелких камешков. За время эксплуатации автомобиля в цилиндр замка проникают загрязняющие частицы, которые скапливаются там, мешая нормальной работе механизма. В таких случаях ключ начинает поворачиваться с большим усилием или вовсе клинит на полпути.

Для решения проблемы советуем очистить внутреннюю полость цилиндра промывочными средствами, спиртом или другой подходящей жидкостью. Но лучше использовать поток сжатого воздуха. Химия может вытеснить штатную смазку и нарушить работу механизма, особенно если ему больше пары лет. После высыхания замок нужно смазать машинным маслом или силиконовой смазкой, что позволит избежать повторного заедания в будущем.

Износился или деформировался ключ зажигания

На ключе зажигания появляются следы износа от постоянного использования. Это могут быть мелкие задиры металла, небольшие вмятины или деформации. Иногда ключи сгибаются, если их используют не по назначению — открывают пробки бутылок. Из‐за повреждений на ключе, он перестает точно совпадать со штифтами и пазами замочной скважины, что мешает ему свободно поворачиваться для запуска зажигания.

Поможет только замена ключа на новый. Либо если деформация небольшая, можно аккуратно выправить ключ молоточком на твердой поверхности и вернуть ему первоначальную форму. После этого ключ вновь должен проворачиваться в замке зажигания автомобиля.

Сломался цилиндр замка

Самая сложная поломка, из‐за которой ключ перестает поворачиваться в замке зажигания — выход из строя самого цилиндра замка. Это может произойти из‐за долгого использования или механического воздействия при неаккуратной попытке взлома. При поломке или выпадении внутренних штифтов, пружин и других мелких деталей механизма, ключ перестает взаимодействовать с ним, что делает невозможным запуск двигателя.

Нужна полная замена сломанного цилиндра замка на новый оригинальный. Сделать это в условиях дома или на дороге трудно. Поэтому придется обратиться на станцию техобслуживания, где механик поставит новый цилиндр, после чего ключ вновь будет без проблем поворачиваться в исправном замке зажигания. Главная проблема состоит в том, что механизм замка приходится срезать с вала рулевого колеса болгаркой из‐за закисших креплений. Есть риск повредить сам вал.

Разрядилась аккумуляторная батарея

Еще одна распространенная неполадка, которая не позволяет повернуть ключ зажигания — это севший аккумулятор. При низком заряде батареи электрический ток в бортовой сети автомобиля ослабевает настолько, что не может обеспечить работу электропривода механического замка зажигания. В таком режиме ключ либо поворачивается с большим физическим усилием, либо вовсе клинит в замке.

Чтобы решить проблему, необходимо зарядить или заменить АКБ на исправную. Есть и другие способы запустить двигатель при севшем аккумуляторе — используя донорскую батарею от другого автомобиля. Прикуривание поможет запитать бортовую сеть и завести машину без посторонней помощи. Электрическим тестером надо пользоваться хотя бы раз в неделю, особенно зимой. Проверка нужна для контроля состояния АКБ. Если она быстро теряет разряд, есть паразитные токи или внешние потребители забирают слишком много энергии.

Меры профилактики

Чтобы в будущем не появлялись проблемы с невозможностью повернуть ключ зажигания из‐за загрязнений, замерзания или поломок, рекомендуем проводить регулярное обслуживание и профилактику:

Следуя этим несложным рекомендациям, можно надолго забыть о проблеме с заклинившим ключом и наслаждаться уверенным запуском двигателя даже в сильные морозы.

Ключ в замке поворачивается, но стартер не крутит

Во многих автомобилях с механической коробкой передач есть защита от случайного запуска мотора. Сначала надо выжать педаль сцепления, а потом перевести ключ в положение Start. Если все в порядке, пусковое устройство должно заработать. В противном случае стоит прислушаться к звукам, которые доносятся из‐под капота:

В первом случае достаточно подзарядить аккумуляторную батарею. Судя по нашему опыту, при более радикальных поломках придется прозванивать цепь стартера, разбирать само пусковое устройство и проверять работоспособность замка.

Какой смазкой можно обработать замок зажигания изнутри

Для внутренней смазки замка зажигания лучше использовать препараты на силиконовой или тефлоновой основе. Они хорошо защищают металл от коррозии, не застывают при низких температурах, а также не притягивают грязь, пыль.

Подойдут такие средства, как CRC 5-56, Sonax Contact Cleaner & Lubricant, AUTOL TOP 2000. Их можно приобрести в магазинах автозапчастей или заказать через интернет. Хорошо работает графитовая смазка. Главное — наносить небольшое количество. После придется 3–4 раза вытереть ключ салфеткой, чтобы остатки густого состава не испачкали одежду.

Применять смазку нужно по инструкции на упаковке. Надо заполнить ею полость цилиндра замка на 20-30 % и немного подождать, пока средство не разольется по всем внутренним поверхностям и не вытеснит оттуда влагу. Затем лишнюю смазку можно удалить чистой ветошью. Процедуру рекомендуем повторять 1 раз в год для поддержания исправности замка.

Выводы

Количество причин, почему выработанный ключ зажигания не сразу поворачивается в замке, велико — от рассеянности водителя до фатальных поломок механизма. Но в большинстве случаев эту проблему можно решить самостоятельно на дороге при помощи подручных средств. Главное — спокойно разобраться в ситуации и устранить наиболее вероятные причины.

Для профилактики надо периодически проводить обслуживание замка зажигания — очищать его от грязи и смазывать препаратами, не допуская износа деталей. WD–40 тут не подойдет. Он смывает заводскую смазку, что приводит к полной поломке видавших виды замков.

Следуя этим простым рекомендациям, можно избежать дополнительных проблем с запуском двигателя, когда не получается провернуть ключ. Порой трудно самостоятельно наладить работу замка, с этой задачей лучше справятся мастера автосервиса, особенно если сломался внутренний цилиндр.

https://youtube.com/watch?v=YvWZBUE-c84%3Fsi%3DtUezkCBNiTdZO_hw

А еще интересно:  КЛАКСОН ЗВУКОВОЙ СИГНАЛ ГУДОК
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *