Передний мост
исунок 5.10. Передний мост: 1 – грязеотражатель; 2 – нижняя крышка картера редуктора; 3 – подшипники ведущей шестерни; 4 – корпус дифференциала; 5 – пробка сливного отверстия; 6 – пробка заливного и контрольного отверстия; 7 – подшипник корпуса внутреннего шарнира; 8 – сальник; 9 – корпус внутреннего шарнира привода колес; 10 – пружинная шайба; 11 – стопорное кольцо;12 – крышка подшипника; 13 – регулировочная гайка; 14 – подшипник коробки дифференциала;15 – крышка подшипника; 16 – болт крепления крышки; 17 – опорная шайба; 18 – сателлит; 19 – шестерня полуосей; 20 – картер редуктора; 21 – сапун; 22 – крышка подшипника внутреннего шарнира;23 – ось сателлитов; 24 – регулировочное кольцо; 25 – ведущая шестерня; 26 – распорная втулкаподшипников; 27 – сальник ведущей шестерни; 28 – фланец
Передний мост автомобиля Chevrolet Niva представляет собой главную передачу и дифференциал, установленные в одном картере. Дифференциал, шестерни главной передачи и подшипники редуктора переднего и заднего мостов одинаковы (см. «Задний мост»). Картер редуктора переднего моста литой, спереди и снизу закрыт крышками. Крышки картера уплотнены прокладками.
НЕИСПРАВНОСТИ ПЕРЕДНЕГО МОСТА
(см. так же «Шум или стук в переднем мосту»)
Как мы знаем, движение автомобиля происходит за счет передачи крутящего момента от двигателя к колесам. В передней части одним из узлов, принимающих участие в этом процессе, является привод колеса. И перед тем как более детально разбираться в его составляющих начнем с истории модели.
Изменения в семействе ВАЗ-2123, начиная с момента проектирования и заканчивая “возвращением в родную гавань” в 2020 году, не сказать чтобы сильно коснулись данного узла, хотя и здесь уже можно поломать немного голову над цифровыми обозначениями деталей.
Приводы передних колес ВАЗ-2123 – до 2002 года
В последнем каталоге для этой модели от Автоваза, датируемом 15 июня 2002 года (за пару месяцев до старта выпуска машин от имени GM), указаны две комплектации 23 семейства:
- 2123-21-10 — с расположением генератора
- 2123-21-16 — с расположением генератора
И не то чтобы это было правдой и насколько мы знаем не было там строго соответствия фактической комплектации автомобиля технической документации, а машины могли приходить владельцу как в каком-то одном, так и смешанном исполнении, но, допустим, что именно так инженеры ВАЗ видели свои автомобили и именно так они должны были быть проданы в те уже далекие годы.
Главными отличиями приводов ВАЗ 2123 были используемые в их конструкции гранаты, внешние соединения которых отличались количеством шлиц. 24-х шлицевые обеспечивают лучшее соединение шарниров с другими элементами и, как мне подсказывает один из наших старожилов, владельцы автомобилей с этой конструкцией реже обращались за покупкой новых деталей.
На -10 комплектации использовались приводы на 24 шлицаНа -16 — приводы на 22 шлица
К слову, конструкция привода передних колес ВАЗ-2123 была основана на базе 213 модели, но не повторяла ее, что получило отражение в номерных обозначениях деталей.
Приводы Chevrolet Niva c 2002 по 2020
Несмотря на указание в каталогах 23 модели информации о двух модификациях автомобиля, на старте продаж GM предлагал только 22-х шлицевые версии. По крайней мере так заявлено в их документации. Но и это можно поставить под сомнение — времена были интересные. В 2002 году в каталогах появляются первые записи:
- Chevrolet Niva L 12 – с нижним расположением генератора
- Chevrolet Niva GLS 13 – с нижним расположением генератора
Базируемые на комплектации 2123-21-16 первые ШНивы все же имели стандартный нивовский привод передних колес, стоявший на тот момент на 214 модели. СП отказалось от дизельных 215 внутренних шрусов и использовало обычные 21 (более подробно в статье про шрусы). Данные приводы также оснастили обновленными чехлами.
Сравнение деталей в узлах передних приводов ВАЗ-2123 и Chevrolet Niva с 22-мя шлицами
А вот Шевроле Нивы с приводом на 24 шлица появились только в октябре 2003 года и просуществовала данная конструкция почти без изменений до 2016 года. Что касается деталей приводов колес в этих автомобилях, они полностью повторяли то, что было реализовано в модификации 2123-21-10 за одним исключением: вместо индекса 23 был присвоен 213 индекс. Вероятнее всего по факту деталь была одна и та же.
Одно изменение, которое упоминается в каталогах, было связано с чехлом наружной гранаты. В 2007 году на завод поставили опытную партию пыльников производства «Трек» из Миасса, использование которых позволило отказаться от установки кожухов наружных шрусов 2121-2215038. Правда по какой-то причине это изменение узла нашло отражение в номерах только спустя 4 года.
Привод колес Шевроле Нива с АБС
Дальнейшая модернизация Chevrolet Niva связана с внедрением ABS и датируется выпуском первых автомобилей с этой системой в августе 2011 года. Фактически, на существующую наружную гранату установили ротор («кольцо АБС»), а индексы для новых изделий присвоили 23. И вот здесь как раз появляется указание на разные чехлы:
- Приводы с окончанием -10 были укомплектованы чехлом от Трека (и, как мы говорили выше, не нуждались в установке кожуха);
- А с окончанием -11 — имели стандартное оснащение 21 чехлом и кожухом.
Визуальное отличие приводов 21230-2215010-10 и 21230-2215011-10 от -11-х это белый чехол наружного шарнира от бренда «Трек».
Сравнение деталей в узлах передних приводов ВАЗ-2123 и Chevrolet Niva с 24-мя шлицами
Следующее изменение номенклатуры произошло в апреле 2016 года и связано не более чем с укрупнением узла привода в сборе и дополнением его крышкой подшипника. В номерах это изменение отображено как -30 в конце номера, а у деталей без кольца АБС переход на индекс 23. Также где-то в этот период отказались от Трековских чехлов. И с тех пор в составе Шевроле Нива, ничего не менялось.
Комплектация с крышками в сборе
Приводы LADA Niva и Niva Travel c 2020 года
Возвращение именитого бренда под крыло уже не совсем отечественной, но все еще Lada, анонсировало изменение Нивы. Опять же, вероятнее всего, именно это изменение готовили еще для GM, когда те пару лет назад намекнули на Шниву 2. Но не везет американскому бренду на русской земле, не приживается. И обновление уже было сделано в рамках сотрудничества с французами. И если внешний облик действительно изменился, то, что касается рассматриваемого здесь узла, изменение было одно- отказ от комплектаций без АБС.
Детали входящие в узел переднего привода Niva Travel
1
Шарнир наружный в сборе
Кол-во на модель:
2
Кол-во на модель:
4
Ротор переднего колеса
Кол-во на модель:
6
Шарнир наружный в сборе
Кол-во на модель:
8
Чехол наружного шарнира
Кол-во на модель:
9
Кол-во на модель:
10
Кол-во на модель:
11
Кол-во на модель:
12
Кол-во на модель:
13
Кол-во на модель:
14
Кол-во на модель:
15
Чехол внутреннего шарнира
Кол-во на модель:
16
Кол-во на модель:
18
Кожух наружного шарнира
Кол-во на модель:
20
Шарнир внутренний правый в сборе
Кол-во на модель:
20
Шарнир внутренний левый в сборе
Кол-во на модель:
21
Сальник корпуса внутреннего шарнира правый
Кол-во на модель:
21
Сальник корпуса внутреннего шарнира левый
Кол-во на модель:
22
Крышка подшипника правая в сборе
Кол-во на модель:
22
Крышка подшипника левая в сборе
Кол-во на модель:
23
Кольцо установочное подшипника
Кол-во на модель:
24
Кол-во на модель:
25
Кол-во на модель:
26
Кол-во на модель:
- Руководства по ремонту
- Руководство по ремонту Шевроле Нива 2002+ г.в.
- Приводы передних колес
Приводы передних колес Шевроле Нива
Крутящий момент на передние колеса передается от редуктора переднего моста через правый и левый приводы. Оба привода одинаковы по конструкции. Каждый привод состоит из вала 4 (рис 5.9) и двух шарниров равных угловых скоростей, установленных на его шлицевых концах.
Корпус внутреннего шарнира 1 соединен с полуосевой шестерней редуктора переднего моста. Корпус наружного шарнира 13 соединен со ступицей переднего колеса. Обойма 11 соединена с корпусом 13 через шарики 10, которые расположены в пазах корпуса и обоймы.
Обойма установлена на шлицы вала 4, упирается в кольцо 7 и зафиксирована на валу стопорным кольцом 12. В сжатом состоянии это кольцо свободно проходит через шлицевое соединение обоймы 11, что позволяет как соединять, так и разъединять шарнир и вал.
Корпус внутреннего шарнира 1 отличается от корпуса наружного шарнира 13 тем, что имеет прямые пазы.
Шарниры приводов очень долговечны, их расчетный ресурс почти равен ресурсу автомобиля. Однако в эксплуатации их меняют или ремонтируют довольно часто. Такая работа достаточно дорога и трудоемка. Чтобы серьезно сэкономить, регулярно проверяйте состояние защитных чехлов шарниров и немедленно заменяйте их при малейших повреждениях. Если в шарнир через поврежденный чехол попадет вода или пыль, он выйдет из строя через несколько сотен километров пробега. Герметичный шарнир изнашивается чрезвычайно медленно.
Снятие и установка приводов передних колес
Вам потребуются: ключи «на 13», «на 17», «на 27», ключ для гаек колес.
1. Отсоедините передний карданный вал от редуктора переднего моста (см. «Снятие и установка карданной передачи»).
2. Вывесите автомобиль и снимите передние колеса.
амортизаторы от нижних рычагов передней подвески (см. «Замена амортизатора передней подвески»).
Гайка ступицы затянута большим моментом. Поэтому рекомендуем пользоваться головкой с прочным воротком.
16. Аналогично снимите левый привод.
17. Устанавливайте приводы и все снятые детали в порядке, обратном снятию. При затяжке гаек ступиц колес отрегулируйте зазор в подшипниках (см. «Проверка и регулировка зазора в подшипниках ступиц передних колес»).
Разборка и сборка приводов передних колес
Если во время движения при поворотах автомобиля слышны стуки в переднем приводе, проверьте шарниры равных угловых скоростей. Если при покачивании вала привода рукой чувствуется люфт или грязезащитные чехлы порваны, такой шарнир необходимо заменить. Разбирать шарнир практически не имеет смысла. Это работа трудоемкая, а при порванном чехле попавшая в шарнир грязь уже привела в негодность детали шарнира. Детали шарнира по отдельности заменять нельзя, и поэтому самое оптимальное – заменить шарнир в сборе, а также его грязезащитный чехол. В крайнем случае допускается разборка для замены смазки внутреннего шарнира как менее подверженного попаданию воды и дорожной грязи. Появление следов смазки на шарнире указывает на то, что чехол порван.
Вам потребуются: отвертка, раздвижные пассатижи, молоток.
Любым доступным способом пометьте шарики и пазы обоймы, чтобы установить шарики на прежние места.
14. Промойте все металлические детали керосином до полного удаления старой смазки.
15. Заполните шарнир смазкой ШРУС-4 (количество смазки для наружного шарнира – 60 см для внутреннего – 150 см
16. Установите шарнир и снятые детали в порядке, обратном снятию.
1. Устройство автомобиля
1.0 Устройство автомобиля
1.1 Общие сведения об автомобилях
1.2 Паспортные данные
1.3 Ключи автомобиля
1.4 Органы управления
1.5 Отопление и вентиляция салона
1.6 Двери
1.7 Ремни безопасности
1.8 Регулировка положения передних сидений
1.9 Регулировка положения рулевого колеса
2. Рекомендации по эксплуатации
2.0 Рекомендации по эксплуатации
2.1 Правила техники безопасности и рекомендации
2.2 Инструмент и принадлежности
2.3 Обкатка автомобиля
2.4 Эксплуатация автомобиля в гарантийный период
2.5 Проверка автомобиля перед выездом
2.6 Замена фильтра поступающего в салон воздуха
2.7 Пользование домкратом
2.8 Буксировка автомобиля
3. Неисправности в пути
3.0 Неисправности в пути
3.1 Двигатель не заводится
3.2 Неисправности системы впрыска топлива
3.3 Пропал холостой ход
3.4 Перебои в работе двигателя
3.5 Автомобиль движется рывками
3.6 Автомобиль плохо разгоняется
3.7 Двигатель заглох во время движения
3.8 Упало давление масла
4. Двигатель
4.0 Двигатель
4.1 Особенности конструкции
4.2 Полезные советы
4.3 Снятие и установка декоративного кожуха двигателя
4.4 Снятие и установка защиты масляного картера и брызговика двигателя
4.5 Замена охлаждающей жидкости
4.6 Замена масла в двигателе и масляного фильтра
4.7 Очистка системы вентиляции картера
4.8 Замена опор подвески силового агрегата
4.9 Установка поршня четвертого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия
5. Трансмиссия
5.0 Трансмиссия
5.1 Сцепление
5.2 Возможные неисправности сцепления, их причины и способы устранения
5.3 Коробка передач
5.4 Возможные неисправности коробки передач, их причины и способы устранения
5.5 Раздаточная коробка
5.6 Возможные неисправности раздаточной коробки, их причины и способы устранения
5.7 Карданная передача
5.8 Возможные неисправности карданной передачи, их причины и способы устранения
5.9 Приводы передних колес
6. Ходовая часть
6.0 Ходовая часть
6.1 Передняя подвеска
6.2 Возможные неисправности передней подвески, их причины и способы устранения
6.3 Задняя подвеска
6.4 Возможные неисправности задней подвески, их причины и способы устранения
6.5 Амортизаторы
7. Рулевое управление
7.0 Рулевое управление
7.1 Особенности конструкции
7.2 Осмотр и проверка рулевого управления на автомобиле
7.3 Проверка натяжения и регулировка ремня привода насоса гидроусилителя
7.4 Замена жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления
7.5 Замена бачка гидросистемы усилителя рулевого управления
7.6 Прокачка системы гидроусилителя рулевого управления
7.7 Регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком
7.8 Снятие и установка рулевого колеса
7.9 Замена валов рулевого управления
8. Тормозная система
8.0 Тормозная система
8.1 Особенности устройства
8.2 Полезные советы
8.3 Проверка и регулировка тормозной системы
8.4 Замена тормозной жидкости
8.5 Прокачка гидропривода тормозной системы
8.6 Главный тормозной цилиндр
8.7 Вакуумный усилитель тормозов
8.8 Регулятор давления
8.9 Замена шлангов и трубопроводов гидропривода тормозов
9. Электрооборудование
9.0 Электрооборудование
9.1 Особенности конструкции
9.2 Предохранители и реле
9.3 Генератор
9.4 Возможные неисправности генератора, их причины и способы устранения
9.5 Стартер
9.6 Возможные неисправности стартера, их причины и способы устранения
9.7 Выключатель (замок) зажигания
9.8 Замена и обслуживание свечей зажигания
9.9 Система управления двигателем
10. Кузов
10.0 Кузов
10.1 Особенности конструкции
10.2 Снятие и установка передних подкрылков
10.3 Снятие и установка передних крыльев
10.4 Снятие и установка декоративных накладок на передних крыльях и дверях
10.5 Замена буферов
10.6 Снятие и установка облицовки радиатора
10.7 Снятие и установка капота
10.8 Снятие, установка и регулировка замка и привода замка капота
10.9 Дверь задка
11. Варианты исполнения автомобиля
11.0 Варианты исполнения автомобиля
11.1 Главный цилиндр привода выключения сцепления
11.2 Рулевое управление с электромеханическим усилителем
11.3 Тормозная система
12. Уход за автомобилем
12.0 Уход за автомобилем
12.1 Проверка автомобиля перед выездом
12.2 Мойка автомобиля
13. Покупка запасных частей
13.0 Покупка запасных частей
13.1 Моторное масло
13.2 Пластичные смазки
13.3 Охлаждающие жидкости
13.4 Тормозная жидкость
14. Поездка на СТО
14.0 Поездка на СТО
14.1 Полезные советы
15. Зимняя эксплуатация автомобиля
15.0 Зимняя эксплуатация автомобиля
15.1 Как подготовить автомобиль к зиме
15.2 Рекомендации по пуску двигателя в сильный мороз
15.3 Что полезно купить к зиме
15.4 Полезные зимние советы
16. Подготовка к техосмотру
16.0 Подготовка к техосмотру
16.1 Рекомендации
16.2 Перечень неисправностей и условий, при которых апрещается эксплуатация транспортных средств
16.3 Изменения к государственным стандартам, регламентирующим предельно допустимое содержание вредных веществ в отработавших газах автотранспортных средств
16.4 Стандартная форма диагностической карты для пунктов инструментального контроля
17. Приложения
17.0 Приложения
17.1 Приложение 1. Моменты затяжки резьбовых соединений
17.2 Приложение 2. Основные данные для регулировок и контроля
17.3 Приложение 3. Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости
17.4 Приложение 4. Заправочные объемы
17.5 Приложение 5. Лампы, применяемые на автомобиле
17.6 Приложение 6.
17.7 Приложение 7.
Передний привод
исунок 5.9. Привод переднего колеса: 1 – корпус внутреннего шарнира; 2 – фиксатор; 3 – хомут крепления чехла; 4 – вал привода колеса; 5 – защитный кожух чехла; 6 – защитный чехол; 7 – упорное кольцо обоймы; 8 – сепаратор; 9 – хомут; 10 – шарик; 11 – обойма наружного шарнира; 12 – стопорное кольцо; 13 – корпус наружного шарнира; 14 – хомут крепления кожуха
См. также Снятие приводов
и Замена ШРУСов
Детали наружного ШРУСа:
1 — корпус шарнира;
2 — сепаратор;
3 — обойма;
4 — шарик.
РекомендацияШарниры приводов очень долговечны, их расчетный ресурс почти равен ресурсу автомобиля. Однако в эксплуатации их меняют или ремонтируют довольно часто. Такая работа достаточно дорога и трудоемка. Чтобы серьезно сэкономить, регулярно проверяйте состояние защитных чехлов шарниров и немедленно заменяйте их при малейших повреждениях. Если в шарнир через поврежденный чехол попадет вода или пыль, он выйдет из строя через несколько сотен километров пробега. Герметичный шарнир изнашивается чрезвычайно медленно.
НЕИСПРАВНОСТИ ПЕРЕДНЕГО ПРИВОДА