Содержание
Что лучше — колесный или гусеничный вездеход
Отечественные компании предлагают несколько разновидностей снегоболотоходов. Некоторые образцы оснащены колесами, другие — гусеницами. Иногда встречаются и комбинированные модели колесно-гусеничных вездеходов, однако чаще всего их собирают по заказу.
К преимуществам колесных транспортных средств относят следующее:
- возможность передвижения по грунтовому или асфальтовому покрытию;
- масса автомобиля на колесах меньше, чем на гусеницах;
- расходуют меньше топлива;
- ходовая часть таких машин устроена легче, чем у аналогичных гусеничных моделей, поэтому ремонтировать и обслуживать их проще, особенно в полевых условиях;
- несмотря не меньший вес устройства, вездеход может перевозить такое же количество пассажиров и грузов, как оппонент;
- колеса не приносят большого вреда растительности;
- легко передвигаются по воде.
Сильными сторонами гусеничного вездехода считается следующее:
- максимальная проходимость — он пройдет там, где не справится ни один другой транспорт (целина, болотистая местность, талый рыхлый снег и т.д.);
- звенья цепи складываются в двух плоскостях, что обеспечивает плавность движения, вездеход ползет по поверхности, как змея;
- транспортное средство способно преодолевая высоты, которые приравниваются к габаритам самой техники;
- ряд машин оборудован гусеницами, которые не вредят асфальтовому покрытию и не требуют дополнительного разрешения для передвижения по шоссе;
- остальные модели оснащены специальной резиновой «обувью», которая позволяет двигаться по обустроенным дорогам.
Сказать однозначно, что лучше — гусеницы или колеса, достаточно сложно. Выбор зависит от условий эксплуатации.
В условиях полной непроходимости гусеничный транспорт лучше справится с поставленными задачами.
Если же речь идет о простых грунтовых дорогах в загородной местности, то колесного транспорта будет более чем достаточно.
Tinger scout
Лишь лучшие снегоболотоходы для охоты и рыбалки могут заменить сразу пять транспортных средств, например, трактор, снегоход, внедорожник, квадроцикл и автомобиль-амфибия. Сегодня люди во всем мире слышат о Tinger Scout, — отличном автомобиле с мощными характеристиками.
Благодаря надежному, самостоятельно разработанному двигателю он без труда преодолевает любые препятствия, какими бы сложными они ни были, на дороге, в болоте и в грязи. Он надежен и экономичен. Компания позаботилась о комфорте, сиденья удобные, и водитель может легко управлять автомобилем.
Гусеничный внедорожник Tinger Scout имеет прочный кузов, который не боится царапин и обычно пользуется большим спросом для лесных экскурсий. Стальная рама изготовлена из стали Severstal, которая намного прочнее обычного материала. Усиленные гусеницы изготовлены из прочной резины и имеют жесткие ребра длиной 2,5 см. Цена на такую машину может достигать 580 тысяч рублей в зависимости от комплектации.
- Мощность: 22 л.с.
- Скорость: 35 км/ч
- Грузоподъемность: 300 кг.
- Ширина гусеницы: 48 см
- Колея: 1340 мм
- Клиренс: 30 см
- Бак: 28 л.
- Масса: 580 кг.
Бурлак
«Бурлак» — шестиколесный грузовик, разработанный на основе концепции БТР-60. Идея разработки данного вездехода принадлежит екатеринбургскому конструктору Алексею Макарову. Его цель была — создать машину для преодоления трудностей во время экспедиций на Северный полюс.
Весит около 4 т. Длина транспортного средства составляет — 6,6 м, ширина — 2,9 м, высота — 3,2 м, наружный диаметр колеса — 1,75 м. Имеет кабину, жилой блок и помещение для груза. Доступ ко всем элементам и сборочным узлам осуществляется изнутри салона, так что суровые полярные условия не помешают ремонту грузовика.
При проектировании транспортного средства использовались как стандартные компоненты, так и исключительные детали. Например, некоторые агрегаты получены от бронетранспортера и внедорожника Toyota Land Cruiser. Шины низкого давления были изготовлены на заказ в Китае.
Условия для участников поездки в кабине комфортные: 4 спальных места, кухня с газовыми горелками для приготовления пищи, умывальник, душ. Есть возможность регулировать поток тепла от двигателя, что позволяет внутри поддерживать комфортную температуру.
Вхождение в отрасль
Над созданием машин, которые способны преодолевать сложные рельефы и препятствия, задумывались очень давно. Первые эксперименты по созданию техники повышенной проходимости начали ещё до Октябрьской революции.
Французский изобретатель и инженер Адольф Кегресс, будучи российский подданным, совмещал должность личного водителя последнего русского императора с конструированием вездеходов.
Движитель Кегресса, где для повышения проходимости по снежному покрову и заболоченной местности вместо ведущих колёс заднего моста использовались гусеницы, стал самым известным изобретением француза.
После событий 1917 года конструктор вернулся на родину, а работа над усовершенствованием и разработкой спецтехники в России продолжилась.
«Отрасль нефтедобычи и добыча полезных ископаемых плотно сопряжена с геологоразведкой, задачи которой уходят в середину XX века. Советские автомобильные институты на протяжении многих лет разрабатывали абсолютно разнообразные виды колёсного транспорта для решения этих задач.
За годы техника менялась, предъявлялись новые требования и по проходимости, по грузоподъёмности, компоновке внутреннего пространства вездехода и, конечно, внешнему виду.
Прообразы современных российских вездеходов и их эксплуатация в нефтедобыче уходят в советское прошлое», — заметил генеральный директор ООО «АВТОРОС» Владимир Волхонский.
«Применение специальной вездеходной техники в нефтедобыче началось с освоением крупных месторождений Западной Сибири в 1960-х годах. Советская промышленность выпускала снегоболотоходы с различными типами движителей, шнеки, гусеницы, резиновые шины», — добавил директор ООО «8 на 8» (бренд МОП-С) Сергей Угренинов.
Действительно, значительная часть нефти сегодня добывается на месторождениях, открытых ещё в Советском Союзе. Около 65 % нефти добывают в Западной Сибири, особенно богат чёрным золотом Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, вторым следует Ямало-Ненецкий автономный округ. Добыча ведётся и в Восточной Сибири (Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Иркутская область).
И по-прежнему многообещающим в плане добычи нефти регионом остаётся российская Арктика. По информации издания Financial Times, на арктическом шельфе расположены запасы нефти и газа стоимостью до 20 триллионов долларов, и они могут обеспечить 20–30 % добычи нефти уже к 2050 году.
И все эти регионы отличаются не только сложными климатическими условиями, но и часто непростым рельефом.
В таком случае почему бы не использовать воздушный транспорт? Ведь в труднодоступных районах, когда месторождение ещё не освоено, буровые установки собирают по блокам как раз с помощью вертолётов.
Логично, что раз они легко справляются с транспортировкой грузов и помогают при организации добычи, значит, с помощью них можно реализовать и другие сопутствующие задачи…
«На небольшом плече доставки вездеходы, несомненно, конкурируют с вертолётной техникой. И проигрывая во времени доставки, многократно выигрывают в стоимости таковой», — прокомментировал г-н Угренинов.
«Вертолётная техника изначально дорогая при покупке, требует более тщательного ухода и обслуживания и зависит от погодных условий.
При помощи вертолётов крайне затруднительно решать вопросы по перемещению большого объёма грузов и людей. Для этого на помощь пришли колёсные вездеходы, снегоболотоходы, которые более просты в эксплуатации и обслуживании и работают круглый год в любую погоду.
Во многих специализированных статьях также отмечают, что вертолётный транспорт как практически единственный вариант рентабельно использовать при морской добыче нефти.
А при добыче нефти на суше классические вездеходы будут достаточно эффективны при значительно более низкой цене.
Выбор двигателя
Поскольку грузовым автомобилям часто приходится работать с тяжелыми грузами, важнейшие характеристики машины напрямую зависят от установленного двигателя.
https://www.youtube.com/watch?v=JbWE2A6M4EA
И если в готовом оборудовании все понятно, и все характеристики определены производителем, то как выбрать двигатель с нужными характеристиками для своего производства?
Эксперты рекомендуют рассмотреть несколько вариантов:
- Моторы для мотоциклов. Хотя двигатели мотоциклов достаточно мощные, они вряд ли подходят для езды по грунтовому бездорожью. Это связано с тем, что без необходимого охлаждения они не могут работать на полную мощность, поэтому работают на низких оборотах, что не очень подходит для болотистой местности. Однако некоторые части мотоцикла все же можно использовать для создания шасси.
Чем мощнее двигатель, тем дольше может работать машина, независимо от других условий эксплуатации.
- Автомобильный двигатель — более подходящее решение для такого типа машин. Поскольку проблема охлаждения двигателя стоит особенно остро при постройке болотного багги, стоит присмотреться к деталям автомобилей УАЗ, Урал или ЗАЗ. Они оснащены системой воздушного охлаждения и отвечают всем требованиям, предъявляемым к их специфическим характеристикам. Кроме того, двигатели этих автомобилей стабильно работают даже при различных температурах и погодных условиях. Двигатели LUAZ имеют аналогичные характеристики. Двигатели других автомобилей российского производства, таких как «Ока», «Нива» или «Буханка», также могут подойти. Однако, поскольку они не имеют системы воздушного охлаждения, их эксплуатация усложняется, что сказывается на производительности всего устройства.
Не менее перспективным является использование двигателя грейдера. Кроме того, можно дополнить и улучшить орудие деталями от трактора или другого транспортного средства, что повысит его производительность.
Главные этапы сборки
При сборке всех деталей необходимо соблюдать определенную последовательность и действовать шаг за шагом. Здесь вы найдете подробное описание шагов:
- На первом этапе собирается рама, устанавливаются пружины амортизаторов и все детали надежно свариваются вместе. Это первый шаг, потому что впоследствии рама станет основой для шасси и всех остальных деталей, что позволит сделать их более симметричными и точными.
- Пока работа не ведется на колесах, лучше всего поставить ходовую на ровные опоры, которые не препятствуют свободному взаимодействию деталей в дальнейшем. Исключение составляют случаи, когда багги оснащена гусеничной системой, в этом случае работа начинается с монтажа ходовой части.
- Следующий шаг — сборка шасси. Как уже упоминалось, они могут быть изготовлены из листового металла и других материалов или на основе интерьера другого автомобиля, чтобы соответствовать техническим требованиям. В любом случае, все самодельные компоненты должны быть хорошего качества, чтобы избежать несчастных случаев в походе.
- Самодельные компоненты должны быть подогнаны под размеры устанавливаемых колес и надежно закреплены с помощью винтов, болтов и паяльников.
- Следует отметить, что существуют различные типы газовых багги, например, «брейкер» или 4х4. Каждая модель имеет определенные характеристики, связанные с ее внешним видом и назначением, и используется в соответствующих ситуациях. Например, большие изделия идеально подходят для дальних поездок, а мини багги для грязи — для рыбалки или кемпинга в лесу. Мини-версии часто бывают трехколесными и созданы по образцу мотоцикла.
- После создания основного шасси необходимо установить двигатель и соединить его с другими функциональными элементами системы.
- Последний шаг — сборка внутренней части и монтаж колес.
Гусеницы или шины низкого давления
Существует два варианта конструкции — гусеницы или шины. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки, и решение зависит исключительно от ваших личных предпочтений и обстоятельств. Однако перед созданием снегоболотохода на колёсах или гусеничном ходу необходимо учесть некоторые нюансы:
- Гусеничная система более устойчива и обладает гораздо лучшей проходимостью на неровных, мокрых и болотистых участках.
- Однако гусеницы гораздо сложнее строить и ремонтировать, поскольку конструкция должна быть достаточно прочной и устойчивой к большим нагрузкам. Если вы решите построить его, выбирайте самые толстые и прочные рельсы.
- Часто шасси с колесами строится на очень прочной пневматической системе для обеспечения более стабильной и безопасной езды.
- Следует помнить, что колеса без достаточно глубокого протектора или без шипов очень скользкие и небезопасные при контакте с водой.
- При установке колес также важно знать, что варианты с камерами делают автомобиль быстрее, а без камер — безопаснее.
- Любые колеса можно переделать под нужный формат, но что касается шин, убедитесь, что это изделия низкого давления.
- При строительстве такого необычного и оригинального средства передвижения могут возникнуть типичные вопросы. Например, как собрать само колесо и какие обода использовать? Следует отметить, что используются только нестандартные шины, а дисковая часть совершенно обычная, с любым радиусом.
Гусеницы: эффективны, но неэкологичны
Машины-ветераны: именно машины на гусеничном ходу впервые стали покорять труднодоступные уголки нашей необъятной родины. И несмотря на возросшую популярность колёсной техники, гусеничные вездеходы по-прежнему востребованы в определённых секторах, потому что во многих случаях их проходимость всё же на порядок выше. Они способны быстро преодолевать уклоны до 30 градусов, водные преграды, вязкую грязь, снежные заносы.
Эффективны для работ на пересечённой местности, большой высоте, склонах, заснеженных территориях. Кроме того, они просты в управлении и имеют внушительную грузоподъёмность (до 500 кг).
Однако этот тип машин пришёл к нам из прошлого (пусть и претерпев множество современных модернизаций), когда об экологии задумывались в последнюю очередь. Поэтому сегодня многих такой транспорт уже не устраивает, особенно в условиях деликатного покрова тундры.
Небольшая поверхность грунта оттаивает на очень небольшую глубину и очень ненадолго, а вся растительная жизнь сосредоточена в тонкой «плёнке» на поверхности. А тяжёлые металлические гусеницы нарушают тонкий покров из мхов и лишайников, обнажая мёрзлый грунт.
И кроме того, гусеничные машины имеют куда больший расход топлива, и часто выбросов от такой техники гораздо больше.
Чтобы снизить вред, наносимый природе, появились даже резиновые гусеницы, но специалисты сразу отметили их недостаточную прочность.
В 2022 году даже планировали ввести закон об арктической зоне, который бы ограничивал выезд гусеничных вездеходов в тундру Воркуты. Однако уже тогда экс-заместитель руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов отметил, что полный запрет будет очень сложно реализовать. Более реальным решением экологических проблем, возможно, стал бы частичный запрет.
Когда, например, вездеходам запрещалось бы выезжать в тундру в период подтаивания верхнего слоя почвы — весной и летом.
Для особых случаев
Колёсные и гусеничные вездеходы самые популярные, но не единственные типы техники повышенной проходимости. Бывают случаи, когда добытчики используют, например, более компактные и манёвренные вездеходы.
Иногда можно встретить понятие мотобуксировщик, или «мотособака» — мини-вездеход на гусеничном ходу. Пожалуй, самый дешёвый вариант, при его универсальности и повышенной манёвренности даже в сверхсуровом климате и условиях. К тому же компактные машинки могут перевозить немалый груз.
Конечно, такая техника больше востребована у частных лиц, но и она нашла применение и среди геологоразведывательных служб и нефтегазодобывающих компаний. Если нужно экстренно доставить на объект 2–3 человека или груз до 600 кг, то «мотособака» с этим великолепно справится. Тем более что для управления таким буксировщиком не требуются права и специальные документы.
Вездеходы на воздушной подушке могут постоянно эксплуатироваться как над водной поверхностью, так и над снежной целиной, торосистым льдом, болотом, тундрой в течение всего года и даже при экстремальных температурах.
В период ледохода лучше всего подойдёт именно такой тип машин. Тем более что в зависимости от размера они могут преодолевать уступы от 0,4 до 1,0 метра, короткие подъёмы с уклоном до 40 градусов и затяжные до 15 градусов.
Такую технику эффективно испробовали в 2008 году на Урненском и Усть-Тегусском месторождения (юг Тюменской области).
Вездеходы использовались для транспортировки персонала, перевозки строительных материалов, оборудования и позволили наладить межпромысловое сообщение.
Однако у такой техники есть приличный минус — сложная конструкция, дорогая эксплуатация и необходимость соблюдать весовые ограничения. К тому же гибкое ограждение воздушной подушки со временем истирается или рвётся о тросы, поэтому нуждается в регулярном обслуживании.
Достоинства колёс
Для тех, кто помимо мощности, доступности и эффективности ценит и экологию, как раз и подойдут колёсные вездеходы на шинах низкого (от 0,5 атм) и сверхнизкого давления (менее 0,5 атм). В этом сегменте, к слову, наблюдается наибольший выбор различных модификаций.
Тем более что производители сегодня продолжают активно экспериментировать с шинами, размерами и комплектацией вездеходов, стремясь достичь наилучших показателей.
«Вездеходы на шинах низкого давления в первую очередь выполняют транспортные задачи в условиях отсутствия дорог в труднопроходимой местности.
Применительно к нефтедобыче это могут быть:
- оперативное снабжение полевых лагерей без использования вертолётов на удалении до 200–300 км от населённых пунктов и дорожной сети (средняя скорость по болоту 5–10 км/ч);
- первичное прохождение трасс временных зимних дорог («зимников») в условиях незамёрзших болот и водных преград при любой толщине снежного покрова;
- транспортировка при обслуживании и ремонте трубопроводов различного назначения;
- транспортировка для обслуживания магистральных и местных линий электропередач ЛЭП 500, 220 и 110 КВ;
- транспортировка топогеодезических, геофизических, буровых отрядов по болотам любой категории и заболоченной местности, тундре, лесотундре;
- использование в качестве транспортной базы для малогабаритных буровых установок типа УБШМ 1-13 и УБШМ 1-20; УБГМ -1М, УБМ-250;
- для перевозки буровых установок, снабжения и прочих нужд;
- транспортировка оборудования, грузов, людей при устранении разливов нефтепродуктов.
И если говорить о технике на шинах низкого давления, то подавляющее её количество на рынке — это машины российского производства. Такова географическая специфика: огромные малонаселённые непроходимые пространства, в которых нужно перемещаться.
Несколько российских предприятий выпускают подобную технику, и это именно производство, включающее, как правило, изготовление кузовов, элементов трансмиссии и подвески и последующую сборку имеющего оригинальную конструкцию вездехода-снегоболотохода.
Также существует и практика переоборудования в условиях производства легковых или грузовых авто в снегоболотоход. Обычно, такие вездеходы обладают худшими эксплуатационными характеристиками, нежели первые.
В целом производители могут удовлетворить спрос российских заказчиков», — рассказал Сергей Угренинов.
Кержак
Может перемещаться по бездорожью, снежным, болотным, неровным и другим сложным территориям. Транспортное средство может использоваться в нефтегазовой промышленности; при проведении геологоразведочных и поисково-спасательных работ; для охоты и рыболовли или в пересечении сложных туристических маршрутов.
Среди конкурентов на территории РФ отличается низкой стоимостью и высокой грузоподъемностью. Кабина вездехода была заимствована у автомобиля «ГАЗель», после чего была немного модернизирована. Шины отличаются сверхнизким давлением, что позволяет вездеходу преодолевать на пути сложные препятствия.
Технические характеристики:
- Вес автомобиля составляет — 2600 кг.
- Длина — 5,7 м.
- Ширина — 2,8 м.
- Высота — 2,8 м.
- Модель двигателя: ЗМЗ-406.
- Коробка передач: 5-ступенчатая, механическая.
- Количество мест: 6.
- Максимальная скорость — 85 км/ч, на воде — 5 км/ч.
- Дорожный просвет: 0,7 м.
Колесные модели вездеходов снегоболотоходов
Колесные модели также имеют большое распростанение, и их популярность в первую очередь объясняется большой скоростью перемещения по автомобильным трассам. Колесный тип болотоходов отличается также минимальным воздействием на природный ландшафт, что является достоинством при передвижении в заповедных лесах и угодьях.
Колеса меньше воздействуют на верхний слой почвы и растительность, что благотворно влияет на сохранении целостности фауны. Колесные болотоходы имеют большие и широкие колеса, что вкупе с низким давлением в шинах дает увеличенную площадь опоры всей машины. Но, конечно, в любом случае проходимость такого вездехода меньше, чем в гусеничных моделях.
Подводя итоги можно сказать, что снегоболотоход — это не просто рабочая машина, это техника, которая помогает выжить в самых сложных и тяжелых условиях холода и бездорожья. На снегоболотоходах часто производятся пополнения запасов воды и пищи, а так же масса других действий связанных с жизнью человека в особо отдаленных от цивилизации местах.
Модернизировать историю
И сегодня в России вспомнили о вездеходах на шнекороторном движителе, представляющим собой два «архимедовых винта» из металла, которые довольно активно производили в СССР.
Некоторые специалисты относят этот тип техники к самым проходимым машинам. Они отмечают, что такой агрегат обладает уникальными показателями при движении в условиях грязи, снега, льда, глубокой воды.
Такой вездеход создан специально для работы в перенасыщенных влагой грунтах, болотах всех категорий, на плаву, снежной целине. Раньше его и использовали в том числе при освоении новых нефтяных и газовых месторождений.
Но от него ещё в СССР отказались по двум причинам. Во-первых, машина не может передвигаться по твёрдым и ровным поверхностям. А, во-вторых, ещё в 1970-е практика показала, что «винтовой» вездеход оказывает крайне негативное влияние на грунт, буквально перепахивая его.
С учётом сегодняшнего экологического положения машина требует модернизации, в своём первоначальном варианте такой вездеход многие не примут.
В 2022 году выпуск модернизированных «винтовых» вездеходов наладил и возобновил Нижегородский завод внедорожных транспортных средств. Создатели считают, что такая техника будет активно использоваться геологами на нефтяных и газовых месторождениях.
Особенности первого гусеничного вездехода ссср
Хотя конструкторам горьковского завода понадобилось около трёх лет на разработку вездехода, данное время было потрачено не зря. Газ-47 получил выдающиеся характеристики в плане проходимости. Для того, чтобы вездеход не застревал в болоте, помимо уменьшения массы, вездеход получил широкие гусеницы. Данная особенность позволила технике не садится на «брюхо» и уверенно выезжать из любого болота.
Снижение массы и использование широких гусениц позволило добиться огромной разницы в давлении на почву по сравнению с танком, на базе которого был сделан вездеход. Если у танка давление на почву составляет около 1 кГ/см, то конструкторы ГАЗ-47 смогли добиться невероятных 0,2 кГ/см.
Ещё одной особенностью данного вездехода была возможность преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 метра. В таком режиме ГАЗ-47 мог легко проехать 1,5 километра. Были попытки установить вместо гусениц специальные шнеки-поплавки, но такая модификация вездехода сразу теряла своё главное качество – возможность передвижения по непроходимым местам (и вообще, по каким либо местам кроме воды).
Для того чтобы вездеход мог выбраться на берег, нужен был достаточно пологий спуск (около 20 градусов). Так как машина была достаточно широкой, преодолевать бурные реки не рекомендовалось. Вездеход в воде терял маневренность, а если его прибивало бортом к высокому берегу, существовала опасность крена и затопления.
Вездеход способен преодолевать:
- Препятствия высотой до 60 сантиметров;
- Канавы, ширина которых достигает 1,3 метра;
- Крутые склоны, до 60 градусов уклона.
При конструировании вездехода разработчики учли, что данная модель предназначена для геологов, которые работают в тайге и Арктике, поэтому вездеход отличался крайней надёжностью и простотой конструкции. Эксплуатация вездехода в Антарктиде смогла подтвердить данные о надёжности данной машины.
Что касается ремонтопригодности, то советские танки времён ВОВ отличались тем, что могли ремонтироваться в поле, с использованием минимального набора инструментов. ГАЗ-47 в этом отношении перенял танковую ремонтопригодность.
Рама и колёса
Во-первых, убедитесь, что рама изготовлена из качественного металла, способного выдерживать большие нагрузки и механические повреждения. Если вы будете обращать внимание на каждую мелочь и заботиться о каждой детали, путешествие с коляской будет гораздо более комфортным и безопасным.
Для крепления шасси часто используются металлические трубки, из которых также изготавливаются соединительные рамы. Однако нередко используются рамы шасси от других автомобилей, что облегчает изготовление агрегата.
При работе над шасси необходимо обратить внимание на высоту подвески, ее надежность и демпфирующие характеристики. От этих компонентов будет зависеть качество езды будущего болотохода, поскольку при низкой подвеске и плохой амортизации такой автомобиль не сможет преодолевать болотистые дороги и будет просто небезопасен.
При выполнении сборки шасси очень важно также решить, будет ли оно выполнено цельным или из одного разъема. Комбинированные конструкции более прочны, но имеют неоспоримое преимущество — хорошую маневренность и устойчивость при резких маневрах, в то время как цельные конструкции компактны, но могут заносить при поворотах.
Кроме того, количество осей и соответственно количество колес может варьироваться. Так, например, трехосные автомобили принято считать более стабильными на больших скоростях, в то время как четырехосные модели имеют более значительное ускорение.
Снегоболотоходы своими руками – возможно ли это?
Возможно, но процедура, как отмечалось выше, непростая. Начать следует с выбора двигателя. В целях высокой проходимости подойдут такие агрегаты:
- моторы от моделей ЗАЗ;
- моторы от мотоциклов;
- мотоблоки;
- двигатели от отечественных авто.
Как правило, для этого народные умельцы используют моторы от мотоблоков. Что касается ходовой части, то здесь требуется независимая подвеска. Ее можно сделать самому из труб, углов и швеллеров, причем как сочлененной, так и цельной. Но в целом, процесс изготовления состоит из шести основных этапов.
Этап первый . Вначале подбирается основа, на которую будут устанавливаться все детали. Это может быть и рама от мотоцикла или автомобиля, и самодельная конструкция.
Этап второй . Далее создается подвеска и задний мост. Подвеска должна быть независимой – это достаточно трудоемко, зато проходимость вездехода, равно как и уровень комфорта во время езды, будет более высокой. Для соединения подвески с задним мостом используется рулевая втулка и специальная стойка.
Этап третий . После этого к подвеске устанавливаются колеса. Для крепления камер используются железные ступицы.
Обратите внимание! Здесь можно применить готовые колеса с низким давлением от КамАЗа либо «Урала». Так повысится сцепляемость самодельного транспортного средства с поверхностью, да и безопасность езды заметно увеличится.
Этап четвертый . Устанавливается выбранный ранее двигатель, также обустраивается система охлаждения для него.
Этап пятый . Устанавливается выхлопная и тормозная системы, сцепление. Параллельно сооружается корпус будущей конструкции. В конце обустраивается проводка, подключаются все источники света.
Этап шестой . Проводится пробный запуск. Так можно проверить, насколько работоспособен созданный вездеход. При наличии каких-то проблем или неполадок их нужно немедленно устранить.
Уаз патриот, хантер и, конечно, легендарная «буханка». а еще лада 4х4, toyota hilux и газель — настоящие внедорожники, которые сделаны в нашей стране и не боятся российских направлений
Вездеходы на наших просторах всегда были в почете. Они создаются для различных целей и задач, отдельными энтузиастами или специализированными компаниями, для которых производство техники повышенной проходимости — бизнес. Какие же конкретно модели есть в нашей стране?
Начнем с пикапов Toyota Hilux Arctic Trucks. Их готовят в Красноярске из компонентов компании Arctic Trucks. Российское представительство работает там уже более семи лет. Покупатель получает готовый автомобиль сразу на номерах. То есть все доработки легальны, получены необходимые сертификаты.
Toyota Hiluх AT35 — наиболее популярная версия. На нее приходится 90% продаж компании. Toyota Hiluх AT35 — наиболее популярная версия. На нее приходится 90% продаж компании. | Шестиколесный пикап AT35. Постройка такого автомобиля занимает примерно три месяца. Машины чаще всего используют для работы на месторождениях. Пикап может взять на борт больше двух тонн груза. Шестиколесный пикап AT35. Постройка такого автомобиля занимает примерно три месяца. Машины чаще всего используют для работы на месторождениях. Пикап может взять на борт больше двух тонн груза. |
Нельзя пройти мимо нашумевшего в последнее время вездехода Шерп, чья проходимость сравнима с возможностями гусеничной техники, а по некоторым параметрам даже ее превосходит. Машина разработана Алексеем Гарагашьяном. Проектирование вездехода началось в 2022 году, а готовый экземпляр представили в 2022-м на московской выставке кроссоверов и внедорожников Moscow Off-Road Show 2022.
Машина производится серийно в Санкт-Петербурге. Особенность Шерпа — пневмоциркуляционная подвеска. Четыре колеса связаны друг с другом воздушными каналами. Так что при наезде одного колеса, скажем, на пенек, система равномерно распределит избыточное давление по другим колесам, и водитель пенек просто не заметит.
Двигатель Шерпа дизельный, рабочим объемом 1,5 л, мощностью 44 л.с. Максимальная скорость вездехода по земле — 40 км/ч, по воде — 6 км/ч. Двигатель Шерпа дизельный, рабочим объемом 1,5 л, мощностью 44 л.с. Максимальная скорость вездехода по земле — 40 км/ч, по воде — 6 км/ч. | Снегоболотоход выпускают в двух вариантах — стандарт и кунг. Снегоболотоход выпускают в двух вариантах — стандарт и кунг. |
Нижегородская компания «Трансмаш» превратила популярную ГАЗель в вездеход Кержак. Существует как шестиколесная версия, так и четырехколесная. Конструкция обеих модификаций рамная. Кержак снабжен радиатором с увеличенной на 30% теплоотдачей, мосты — от трактора МТЗ-82. Двигатель дизельный, производства ЗМЗ, рабочим объемом 2,4 литра, а мощность 98 л.с.
Кержак ТТС-30077 может брать на борт до двух тонн груза. Кержак ТТС-30077 может брать на борт до двух тонн груза. | Обе версии Кержака могут плавать. Обе версии Кержака могут плавать. |
Вездеход Марш на базе Лады 4х4 производится тольяттинской фирмой «Бронто» с 1995 года. В прошлом году его протестировал Вадим Крючков. Тольяттинцы расширили колесные арки, чтобы уместить огромные колеса. Благодаря им автомобиль может плавать.
Ходовая часть позаимствована у УАЗ-469, а 1,7-литровый двигатель и коробка передач родные. В качестве опции предлагают установку двух 70-литровых топливных баков. Грузоподъемность Марша — 350 кг. По заказу в салон установят заднее сиденье. В стандартном варианте там размещено запасное колесо.
Полное имя вездехода Лада-Бронто 1922–00 Марш-1. Полное имя вездехода Лада-Бронто 1922–00 Марш-1. | Есть четырехколесные варианты, а также 6х6. Обе версии могут плавать. Есть четырехколесные варианты, а также 6х6. Обе версии могут плавать. |
Вездеход Лопасня выпускается с 1999 года московской фирмой «Арктиктранс». Машина может быть как четырехколесной, так и шестиколесной. Конструкция вездехода не рамная. Обе версии имеют несущий алюминиевый кузов, сделанный по принципу фюзеляжа самолета.
Вездеход на фото оснащен двигателем ВАЗ-21083 мощностью 71 л.с. Вездеход на фото оснащен двигателем ВАЗ-21083 мощностью 71 л.с. | Лопасня за счет шин низкого давления обладает положительной плавучестью. И может легко преодолевать водные преграды. Лопасня за счет шин низкого давления обладает положительной плавучестью. И может легко преодолевать водные преграды. |
Трэкол-39294 выпускается с 2004 года одноименной московской фирмой «Трэкол». Есть множество вариантов — грузовые, пассажирские, с колесной формулой 4х4 или 6х6. Кузов изготовлен из стеклопластика. Машина базируется на агрегатах УАЗ и ГАЗ.
Стеклопластиковый кузов отличается низкой теплопроводностью. Он рассчитан на работу в диапазоне температур от —45 до 45°C. Стеклопластиковый кузов отличается низкой теплопроводностью. Он рассчитан на работу в диапазоне температур от —45 до 45°C. | Пассажирская версия вмещает восемь человек. Пассажирская версия вмещает восемь человек. |
Первый вездеход Бурлак появился в 2022 году. Его создал уральский конструктор Алексей Макаров. Всего собрано 2 вездехода. Вторая машина, уже другой конструкции, увидела свет в 2022 году.
Бортовые редукторы взяли от БТР-60. Трансмиссия — собственной конструкции Алексея Макарова. В основе конструкции Бурлака пространственная рама, на которую установлен алюминиевый кузов. В передней части автомобиля расположен мотор мощностью 145 л.с. Бурлак может плавать. Грузоподъемность без потери плавучести — 2 тонны.
Трансмиссия взята от бронетранспортера БТР-60, а раздаточная коробка от внедорожника Toyota Land Cruiser. Трансмиссия взята от бронетранспортера БТР-60, а раздаточная коробка от внедорожника Toyota Land Cruiser. | Вездеход оснащен шинами низкого давления размером 175 см в высоту и 72 см в ширину. Их изготовили по спецзаказу в Китае. Вездеход оснащен шинами низкого давления размером 175 см в высоту и 72 см в ширину. Их изготовили по спецзаказу в Китае. |
Еще один вездеход производства московской фирмы «Трэкол» на базе УАЗ-31514 — Трэкол-39041. Колесные арки расширили, а сам кузов дополнили подножками, для облегчения посадки и высадки из автомобиля. Прекрасную проходимость обеспечивают бескамерные шины размерностью 1300х600–533.
С ними дорожный просвет автомобиля вырастает до 500 мм. Покрышки обеспечивают и запас плавучести. Такой УАЗ-амфибия развивает скорость по воде до 3 км/ч. Если установить подвесной лодочный мотор — 10 км/ч. На машину может быть установлен как бензиновый мотор ЗМЗ — 40905.10 мощностью 128 л.с., так и дизель Hyundai D4BF (83 л.с.).
Прекрасную проходимость обеспечивают бескамерные шины размерностью 1300х600–533. Прекрасную проходимость обеспечивают бескамерные шины размерностью 1300х600–533. | Цена Трэкол-39041 начинается от 1 930 000 рублей. Цена Трэкол-39041 начинается от 1 930 000 рублей. |
Мимо знаменитой «буханки» никак не пройти. Этот вездеход также создала компания «Трэкол», и называется он Трэкол Профи. Как нетрудно догадаться, в его основе УАЗ-2206. Специалисты компании «Трэкол» модернизировали топливную и выхлопную системы, поставили девятилистовые рессоры, усиленные мосты и колесные редукторы, оригинальные карданные валы и прочее. Плюсы вездехода — вместимость и доступ к двигателю из салона, то есть ремонт можно производить в тепле.
Вездеходная «буханка» не утонет, но плавать ей противопоказано из-за высокого центра масс. Вездеходная «буханка» не утонет, но плавать ей противопоказано из-за высокого центра масс. | Цена подготовленной «буханки» начинается от 1 630 000 рублей. Цена подготовленной «буханки» начинается от 1 630 000 рублей. |
А что же UAZ Patriot? На его базе тоже есть вездеходы. Скажем, YamalH-4S, разработанный ООО «Ямалспецмаш». Вездеход специально проектировали для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. В кабину могут сесть пять человек. Автономный отопитель Eberspacher irtronic поможет поддерживать нормальную температуру в салоне в условиях аномально низких температур.
На вездеходы могут установить один из трех двигателей: бензиновый ЗМЗ-409 рабочим объемом 2,7 л (128 л.с.) либо дизельные JMC 4JB1T (2,8 л, 115 л.с.) или ЗМЗ-51432 (2,2 л, 113 л.с.). На вездеходы могут установить один из трех двигателей: бензиновый ЗМЗ-409 рабочим объемом 2,7 л (128 л.с.) либо дизельные JMC 4JB1T (2,8 л, 115 л.с.) или ЗМЗ-51432 (2,2 л, 113 л.с.). | Вездеход легко преодолеет крутой подъем или ров глубиной метр. Вездеход легко преодолеет крутой подъем или ров глубиной метр. |
Недавно Ямал на базе обновленного Патриота показали на закрытой выставке для силовиков.