Что такое антифриз
Антифриз – это общее название для всех охлаждающих жидкостей. В их состав входит дистиллированная вода, этиленгликоль и различные присадки, которые придают жидкости антикоррозийные и другие защитные свойства.
Общепринятым стандартом ОЖ (охлаждающая жидкость) считается классификации G11, G12, G12 , G12 , G13, разработанные автоконцерном Volkswagen. Разберем кратко их свойства, состав и цвет:
- Класс G11 относится к традиционным ОЖ на основе этиленгликоля и неорганических (силикатных) присадок, защищающих от коррозии. Основные цвета: зеленый или синий.
- Класс G12 относится к карбоксилатным (кислотным) ОЖ с антикоррозийными свойствами и улучшенным теплообменом. Цвет – красный.
- Класс G12 относится к гибридным ОЖ с сочетанием органических и неорганических присадок. Объединяет положительные свойства силикатных и карбоксилатных соединений. Цвет – красный.
- Класс G12 отличается присутствием органических присадок с минеральными компонентами. Цвет – красный.
- Класс G13 основан на безвредном пропиленгликоле и карбоксилатных присадках. Отвечает всем экологическим стандартам. Цвет: фиолетовый (оригинальный) или желтый.
Что случится если смешать некачественные или неподходящие друг другу хладагенты
Перед тем как решить можно ли доливать антифриз одного класса в другой состав, убедитесь что купленная жидкость не просрочена и подходит для смешивания. В противном случае вы можете столкнуться:
- со вспениванием. Пена образуется в расширительном бачке и является первым звоночком о том, что что-то пошло не так. В этом случае необходимо незамедлительно промыть систему и заменить антифриз на качественный;
- с образованием осадка. Если хладагенты после взаимодействия друг с другом образовали густую смесь, то это может привести к полному засорению патрубков охладительной системы автомобиля. Чтобы вам не пришлось в будущем менять шланги, так же как и в предыдущем варианте рекомендуется полная помывка.
Засорение патрубков системы охлаждения могут повлечь за собой целую цепь нежелательных последствий, например:
- может перегреться и полностью выйти из строя водяной насос;
- подшипники также выйдут из строя;
- есть риск перегрева головки или блока двигателя. Это, в свою очередь, может привести к деформации прокладки, а также повлечет за собой заклинивание элементов цилиндро-поршневой группы.
В результате опытов с дешевыми и некачественными хладагентами, которые вдобавок еще и не будут подходить друг другу по свойствам, вы рискуете «попасть» на дорогостоящий ремонт многих систем.
Как проверить совместимость
При желании можно самому проверить совместимость ОЖ в «гаражных» условиях.
Этот метод сравним с проверкой на аллергическую реакцию. Нужно взять образец залитой в систему жидкости и образец той, которую планируется добавить. Далее, смешать их в равных пропорциях и проследить реакцию. Если после 5-10 минут пошла реакция, поменялся цвет на бурый, выпал осадок или появилась пена, то это указывает на несовместимость образцов.
Смешивать антифризы нужно, как говорится, «с умом». Лучше всего вообще не допускать таких ситуаций и заливать только рекомендуемые жидкости. Если такая ситуация случилась, то нужно смешивать одни классы, а не одни цвета, так как цвет не всегда указывает на состав или категорию. Например, японцы цветом выделяют устойчивость жидкости к морозу.
Классы антифриза
Как у каждой жидкости, которая заливается в автомобильную систему, у охлаждающих жидкостей есть своя классификация, согласно которой существуют следующие разновидности антифриза:
- G 11 – это тип жидкости, в состав которой входит этиленгликоль. Также такой антифриз содержит неорганические присадки. Использовать жидкость класса G 11 рекомендуется для автотранспортных средств, которые сошли с конвейера до 1996 года. Особенностью антифриза является полное отсутствие нитритов, боратов, аминов и фосфатов. Срок эксплуатации хладагента составляет не более 2-3 лет.
- G 12 – этот хладагент содержит корбоксилатные соединения. Использовать жидкость класса G 12 рекомендуется для машин, выпущенных после 1996 и до 2001 года. Лучше всего этот тип ОЖ взаимодействует с мотором, который работает на высоких оборотах и при сильном нагреве. Срок эксплуатации хладагента составляет 5 лет. Добиться такого продолжительного рабочего периода удалось благодаря современной технологии изготовления. В результате состав концентрируется на «проблемных» участках системы, надежно защищая ее.
- G 12 — данный антифриз не содержит нитритов, фосфатов, боратов, аминов и силикатов. Рекомендуется для автотранспортных средств, выпущенных после 2001 года.
- G 13 – в этой жидкости вместо этиленгликоля используется пропиленгликоль. Антифриз класса G 13 считается самым безопасным составом, с точки зрения экологии. Жидкость содержит меньше ядов и довольно быстро разлагается. Отличительной чертой такого антифриза является его высокая стоимость, а также то, что он чаще всего используется для спортивных автомобилей, работающих на очень высоких скоростях.
- G 12 можно считать одной из разновидностей класса G 13, так как их состав почти нечем не отличается. G 12 не токсичен и считается экологически чистым составом, так как он практически моментально разлагается, попадая в окружающую среду.
Из-за своей высокой стоимости класс G 13 не так популярен у автовладельцев, поэтому подробнее есть смысл поговорить о более используемых составах.
Можно ли смешать антифриз g12 c g13
С основными отличиями антифриза G12 от G13 мы уже познакомились, но у многих мог возникнуть вопрос: а можно ли их смешивать между собой? Итак, не рекомендуется комбинировать G12 с G13. При необходимости можно смешать между собой G12 , G12 , G13. Если смешать охладители, которые несовместимы друг с другом, то последствия могут быть самыми разными: образуется пена и осадок, разъест сальники, появится ржавчина на деталях из алюминия и так далее.
Наиболее распространенные цвета охлаждающих жидкостей
Как правило, ОЖ определенного класса имеют свои оттенки.
- Тосол обычно имеет ярко-синий цвет,
- G11 – зеленый,
- G12, G12 и – красный,
- G13 – желтый.
Однако оттенок зависит от производителя, поэтому совершенно не значит, что антифризы одинакового класса, например двух торговых марок, будут иметь один и тот же цвет.
Смешивание антифризов
В процессе создания системы охлаждения двигателя в разные года, каждым из автопроизводителей использовались свои материалы, для которых и нужен — свой тип антифриза.
Нельзя смешивать антифриз разных типов.
Несмотря на это подавляющее большинство автолюбителей придерживаются другого мнения и смешивают их не задумываясь.
Разные мнения происходят потому, что есть исключения когда смешивание разных типов — разрешается.
Правила смешивания
На представленной схеме показана совместимость охлаждающих жидкостей друг с другом.
Исходя из схемы, перечислим все возможные случаи:
•
G11 можно смешивать с аналогами G11
•
G11 нельзя смешивать с G12
•
G11 можно смешивать G12
•
G11 можно смешивать G12
•
G11 можно смешивать G13
•
G12 можно смешивать с аналогами G12
•
G12 нельзя смешивать с G11
•
G12 можно смешивать с G12
•
G12 нельзя смешивать с G12
•
G12 нельзя смешивать с G13
•
G12 , G12 и G13 можно смешивать между собой
•
Не допускается смешивание антифриза с тосолом. Ни при каких условиях!
Принято считать, что у каждого типа свой цвет. Так и есть, но бывают редкие случаи когда G11 может быть не зеленым а красным и так далее. При правильном смешивании типов — цвет неважен!
На схеме выше, показаны цвета которыми чаще всего окрашены типы антифризов. К типу TL относят тосолы или жидкости традиционного класса.
Если смешать типы не по правилам, полученная жидкость будет вести себя совершенно непредсказуемо. В процессе эксплуатации может разъесть сальники, вспенится или вызвать коррозию алюминия и отложения.
Если есть возможность не доливать а полностью сменить антифриз, так и сделайте, выбрав допустимую жидкость по марке и году выпуска автомобиля.
Про разные цвета
Обычно у каждого типа свой цвет, который может принимать разный оттенок. Крайне редко можно встретить тип абсолютно другого цвета.
При смешивании жидкостей одного цвета убедитесь, что они — одного типа или допустимы к смешиванию по указанным выше правилам.
Цвет не добавляет жидкости какого либо химического свойства.
Он выполняет только роль — красителя, для удобного, общепринятого разделения старых видов жидкости от новых.
Производитель в праве сделать свой оттенок жидкости от основного цвета, привлекая тем самым покупателя выбирать только свой продукт. В результате чего получаем не красный а допустим розовый, и так далее. Поэтому при правильном смешивании типов — цвет неважен!
Подбор антифриза
Правильно подобрать необходимый тип и цвет охлаждающей жидкости, для различных марок авто поможет форма ниже.
Дополнительно
Совместимость антифризов
Полную совместимость антифризов по классу можно будет посмотреть в таблице ниже. Классы G11 и G12 смешивать нельзя, так как в них используются принципиально разные пакеты присадок. G13 и G12 совместимы со всеми другими классами, так как используют в составе гибридные присадки. После вынужденного смешения лучше всего сразу промыть систему и поменять жидкость на рекомендуемую производителем.
Характеристики антифриза g 11, g 12 и g 12
Говоря о том, какой антифриз можно смешивать, стоит обратить внимание, что соединять жидкости G 11 и G 12 нельзя. Дело в том, что эти два антифриза очень сильно отличаются друг от друга. Первое отличие – это срок эксплуатации, в этом плане жидкость G 12 явно выигрывает, так как заменять этот состав можно не чаще чем через каждые 200 000 пробега или через 5 лет.
Кроме этого, после замены антифриза G 11 на стенках системы остается старая защитная пленка, которая нарушит должную работу другого хладагента. А вот если вы, наоборот, зальете G 11 после G 12, то воздействие последнего будет автоматически прекращено.
Если говорить о том, можно ли смешивать антифриз G 12 и G 12 , то тут немного другая история. Оба эти состава изготавливаются на одинаковой основе и обладают практически идентичными свойствами, поэтому их смешивание допускается. Единственным недостатком является только уменьшение срока эксплуатации жидкости, который составит не 5, а 3 года. Аналогичная история произойдет если соединить G 11 и G 12 .
Характеристики антифриза g12
Заменять жидкость стоит после 5 лет работы либо после 200 тыс. км пробега. Охладитель подходит и для легковых автомобилей, и для грузовых. Жидкость довольно хорошо взаимодействует с ТС, которые имеют интеркулер и турбонаддув. Присадки, находящиеся в составе G12, могут продлевать срок эксплуатации системы охлаждения, повышать мощность мотора, уменьшать топливный расход и образовывать защиту от воздействия высоких и низких температур.
Характеристики антифриза g13
Антифриз такого класса был создан в 2020 году. Он относится к новому поколению жидкостей, потому что, как уже отмечалось, имеет в составе пропиленгликоль. Обычно такие охлаждайки имеют насыщенный желтый или оранжевый цвет, но могут быть и фиолетовыми, розовыми. Помимо пропиленгликоля, в составе содержится повышенное количество антикоррозийных присадок.
Это позволяет использовать раствор в современных моторах и новых марках машин. Силикаты могут образовывать на металлических деталях специальную пленку, которая создает защиту, препятствующую появлению ржавчины. Благодаря этому защитный слой покрывает не всю систему охлаждения, а только те места, где может возникнуть коррозия.
- если смешать воду и антифриз в соотношении 1 : 2, то тогда температура замерзания будет равна -19 °С, кипения – 108 °С;
- в пропорции 1 : 1,5, тогда температура замерзания будет равняться -25 °С, кипения – 112 °С;
- в пропорции 1 : 1 температура замерзания составит -36 °С, а кипения – 113 °С.
Такой антифриз часто используется в европейских странах. Там он является популярным из-за своих экологических показателей.
В заключении
Если вы постоянно используете один и тот же тип антифриза, то подобные поломки вам не страшны. Поэтому если у вас есть возможность не смешивать составы разной классификации лучше этого избегать. Ну а если другого выбора не остается, то лучше смешать антифриз с водой или, по крайней мере, хотя бы с соответствующим по своим характеристикам хладагентом.
знакомый мой ухитрился завоздушить систему при заливке, а еще антифриз залил непонятный. Приехал на капиталку. После этого залил coolstream standard и более никаких проблем (уже несколько лет). Допуск решает всегда