Содержание
Что будет браться в рассмотрение при создании новой нивы?
Если дизайнерские особенности могут серьезно поменять, сохранив образ Нивы нынешней, соединив его с проектами Vesta и X-RAY, то функционал можно использовать и готовый. К примеру, есть автомобили Chevrolet NIVA, с которых можно взять пример для создания свежего поколения Нивы от АвтоВАЗ.
- в автомобиле должны произойти изменения по качеству материалов, а также формированию комфорта для пассажиров и водителя, без этого нереально достичь результата;
- современная Нива просто обязана стать народным внедорожником, поэтому компания может использовать существующие наработки для их дополнения и продолжения;
- изысков дизайна машинка не просит, поскольку покупают ее в большинстве случаев для бездорожья, и здесь очень сложно подыскать полностью подходящий вариант внешности;
- привлекать заграничных партнеров, альянс Renault-Nissan можно и нужно, но их участие в проекте следует ограничить, так как новинка сильно подорожает в сравнении с Нивой;
- есть мнение, что пора полностью отойти от старого и прийти к современным решениям и дизайнам, но дешевле и проще создать переходную модель для последующего рестайлинга.
Вы можете поддерживать или не поддерживать современное положение вещей на крупнейшем автомобильном заводе в России. Но компания действительно начала неплохо развиваться. И сегодня, говоря о новой Ниве, мы уже не ожидаем очередной вариации на тему ВАЗ 2171, а хотим получить от компании нечто совершенно новое и очень интересное. Модельный ряд нового поколения позволяет мечтать о красивом дизайне и качественном салоне для внедорожника.
В чем «нива», брат? легендарной модели исполнилось 45 лет, и теперь она с нами надолго
В эти дни смотришь на юбиляра другими глазами: «Нива» рискует стать чуть ли не единственной моделью АВТОВАЗа, которую можно выпускать без помощи иностранцев
Горькая ирония: Lada Niva достигла возраста «бабка ягодка опять» в дни, когда она снова превратилась в одну из самых перспективных моделей АВТОВАЗа. Не потому, что пережила высокоточную модернизацию или спецоперацию по улучшению безопасности. Просто маховик истории сделал «Ниву» чуть ли не единственной моделью, которую АВТОВАЗ в состоянии производить без внешней поддержки. Ее планировали снимать с конвейера и в нулевых, и в десятых, и в двадцатых годах нашего века, но каждый раз ее спасал очередной кризис. И теперь возможный уход Renault продлил модели жизнь минимум до следующего юбилея. Что интересно, «Нива» не является самой локализованной моделью АВТОВАЗа, и ниже мы покажем, сколько в ней на самом деле русской крови.
Так выглядела первая «Нива», сошедшая с конвейера 45 лет назад. Выглядит привычно, не так ли?
За 45 лет модель сменила несколько названий. Изначально она была известна под именем «Нива» или заводским индексом ВАЗ-2121. В 1993 году ее пытались переименовать в «Тайгу», но имя не прижилось. В 2002 году с началом выпуска Chevrolet Niva вазовскую модель назвали безликим сочетанием Lada 4×4, но в 2021 году вернули оригинальное имя на латинице и с приставкой Legend (чтобы отличать от Lada Niva Travel).
Производство «Нивы» началось 5 апреля 1977 года, но поначалу продажи стартовали вяло. Модель была раза в полтора дороже «Жигулей», с которыми имела общие агрегаты, а для целевой аудитории, селян, казалась тесноватой. Ее спасла невероятная популярность на зарубежных рынках, и «Нива» до сих пор остается рекордсменом по этому параметру среди советских моделей: на экспорт отправлено более полумиллиона машин. При этом в конкурсе на разработку «проходимца» участвовало несколько компаний, и «Нива» могла быть вот такой.
В тендере на выпуск легкого внедорожника участвовал АЗЛК: на фото прототип «Москвич-2150». В серию этот рамный внедорожник не пошел
Основной соперник «Нивы» — Иж-14. Он имел несущий закрытый кузов и хитрую трансмиссию, которая позволяла делать автомобиль передне-, задне- или полноприводным
«Нива» опередила свое время как минимум в двух аспектах. Первый — это постоянный полный привод с тремя дифференциалами, что в конце 70-х было редкостью. Время полноприводных Audi Quattro начнется уже в 80-х, а из внедорожников такую схему использовал разве что Land Rover. Большинство же его конкурентов предпочитали подключаемый полный привод (part-time), который не позволял ездить в режиме 4WD по твердым покрытиям. «Нива» же сразу имела постоянный полный привод (full-time), понижающую передачу и блокировку центрального дифференциала, который одинаково эффективен и на откровенном бездорожье, и на заснеженной дороге.
Рентген «Нивы»: продольно расположенный двигатель, за ним — коробка и раздатка. Сзади мост на пружинной подвеске. Передняя подвеска — независимая. Рамы нет
От раздатки шли два карданных вала: один к заднему мосту, другой к переднему редуктору
Второй аспект — это несущий кузов. После получения технического задания на «Ниву» даже на самом АВТОВАЗе был раскол между «старичками» и молодежью: первые настаивали, что модель обязана иметь раму и полуоткрытый кузов (на манер уазиков), вторые же готовы были рискнуть и ставили на более легкий и компактный безрамный автомобиль. В их числе, кстати, был Петр Прусов, которого принято считать отцом «Нивы». Помимо несущего кузова она получила независимую переднюю подвеску и пружинную (а не рессорную) сзади, что также роднило модель с легковушками. Некоторые считают «Ниву» первым в мире серийным кроссовером, что в каком-то смысле верно. Появившаяся в 1994 году Toyota RAV4, кстати, тоже имела полный привод с тремя дифференциалами, так что «Нива» была вполне в духе этой концепции.
«Крокодил» — первый прототип «Нивы» имел раму и тентованный кузов. На таком подходе настаивали «старички» АВТОВАЗа, но в итоге сошлись на более прогрессивном варианте
«Нива» была унифицирована с ВАЗ-2106, от которого получила 1,6-литровый 80-сильный мотор и четырехступенчатую коробку передач. В таком виде она выпускалась первые 16 лет, хотя уже тогда было ясно, что для полноприводной трансмиссии мотор слабоват. В 1993 году «Нива» прошла первую большую модернизацию: объем двигателя увеличили до 1,7 литра и установили пятиступенчатую коробку передач. Кстати, с этим же мотором она выпускается до сих пор, разве что вместо карбюраторов «Озон» и «Солекс» использует систему впрыска топлива.
До 1993 года «Нива» имела горизонтальные задние фонари
Внешне «рестайлинг» 1993 года легко отличить по задним фонарям, которые стали вертикальными, облегчив доступ в багажник. Через два года «Нива» получила длиннобазную комплектацию (ВАЗ-2131).
После этого — опять застой на несколько лет. Нулевые годы нового века отметились установкой на всё тот же 1,7-литровый двигатель с системой впрыска топлива, сначала точечного, потом распределенного, что позволило ей улучшить стандарты выхлопа с Евро-0 до Евро-5 к началу десятых годов. В 2006 году «Нива» получила гидроусилитель руля, в 2022 году — АБС и сцепление Valeo. Его, как и часть других обновок, «Нива» переняла от родной сестры Chevrolet Niva. В 2022 году появилась комплектация Urban с кондиционером.
На базе «Нивы» выпускалось несколько длиннобазных модификаций, включая пикап
После этого модернизация машины вошла в экстенсивную фазу: инженеры подбирали вакуумный усилитель тормозов, заменили крестовину карданного вала ШРУСом, отстыковали редуктор переднего моста от силового агрегата, установили газонаполненные амортизаторы, сделали ступичные подшипники нерегулируемыми — всё это можно списать на обычную работу над ошибками.
Запаска под капотом со стороны водителя: плохое решение с точки зрения безопасности
«Нива» так и не получила подушки безопасности, да и нужны ли они автомобилю, где травмоопасная запаска расположена под капотом? У нее никогда не было «автоматов», климат-контроля и даже штатной магнитолы. Ее основные элементы, включая кузов, двигатель, ходовую часть, за 45 лет изменились лишь косметически. Отмечая юбилей, мы не лукавим: это действительно та же самая модель.
Тестовую «Ниву» найти сложно, поэтому нам помог знакомый владелец Евгений
Изрядно устаревшей. Оценка зависит от того, где вы ее тестируете, потому что в рыхлом апрельском снегу и колеях проявляются лучшие качества модели, ее проворность и упорство. В отличие от кроссоверов, «Нива» не застревает сразу намертво и позволяет выскочить, включив пониженную передачу или просто поегозив взад-вперед. Ездить на ней по бездорожью всё так же кайфово, как и 45 лет назад, и в этом аспекте «Нива» без пяти минут безупречна.
«Нива» оставляет большой простор для внедорожного творчества
Впрочем, даже здесь проявляется пара минусов, например, катастрофический дефицит тяги двигателя, что отчасти компенсируется понижающей передачей. Несущий кузов не отличается жесткостью, и при пиковых нагрузках ты буквально видишь его деформации.
На асфальте оценка и вовсе снижается: «Нива» едет натужно и шумно, и порой кажется более крупным и тяжелым автомобилем, чем на самом деле. При этом она вертлява, что усугубляет отсутствие системы стабилизации. Посредственная эргономика отягощена теснотой трехдверного кузова, хотя на выбор есть и пятидверные (но такие «Нивы» фанатам кажутся ненастоящими).
Чем выше скорость, тем более старомодной ощущается модель
Несмотря на многочисленные апгрейды, «Нива» остается машиной из семидесятых годов, и ощущение пройденных километров на ней умножается на два. Но это точно не ее вина: гениальность первоначальной конструкции чувствуется и сейчас, просто ее тиражируют 45 лет без серьезных вложений. И вряд ли что-то изменится теперь: не удивимся, если «Ниву» ждет еще десяток застойных лет на конвейере.
Топовая Lada Niva Bronto стоит без малого 1,2 млн рублей
Она остается самым дешевым внедорожником на рынке, хотя в марте 2022 года цена режет глаз. Самая простая трехдверка стоит 819 тысяч рублей, версия с кондиционером — без малого 900 тысяч, а топовые пятидверки — уже более миллиона. И это за машину, в которой нет даже штатной аудиосистемы.
В последние лет десять «Нива» расходилась тиражом в 30 тысяч экземпляров в год: это в 2–3 раза ниже спроса на «Весты» или «Гранты», но вполне достаточно, чтобы модель не выпадала из топ-20 самых востребованных автомобилей России. Вопрос о снятии «Нивы» с производства поднимался несколько раз: она казалась устаревшей уже в нулевых годах, тем более конкуренцию ей составляла родственная Chevrolet Niva.
Chevrolet Niva по замыслу должна была постепенно вытеснить классическую модель с конвейера, но этого не случилось: прежняя «Нива» и сейчас пользуется лучшим спросом
Рестайлинговая Lada Niva Travel
Но спрос на «Шеви-Нива» был ниже, чем на классическую версию: технически близкая модель стоила дороже, при этом сохраняла многие недостатки прародителя (например, слабый двигатель) и также медленно развивалась. Классическая же «Нива» хорошо продавалась и не требовала денег на модернизацию, поэтому АВТОВАЗ продолжал капитализировать наследие советских времен.
В 2022 году Chevrolet показал концепт-кар будущей Niva-III, которая заслужила множество похвал, но в серию не пошла: в стране начался валютный кризис, а в начале 2022 года Chevrolet сократила присутствие в России.
Сменить обе «Нивы» должен был вот этот прототип 2022 года: Chevrolet видел третью инкарнацию модели полноценным внедорожником
Когда глядишь на задний мост «Нивы», невольно возникает вопрос: что же в ней импортного?
«Ниву» подводит наличие электроники: баллы снимаются как за неиспользование российских печатных плат, так и за «поверхностный монтаж чип-компонентов на печатную плату», а в этом смысле «Нива» в одной лодке с другими моделями АВТОВАЗа.
Двигатель у «Нивы» российский, но есть и доля импортных компонентов
Технический директор компании «Сатурн» (дилер АВТОВАЗа) Дмитрий Ковалев рассказал нам подробности о степени «русскости» Lada Niva:
— Кузов, остекление и детали интерьера в основном российского производства, равно как механическая часть двигателя — импортные детали присутствуют, но минимально. Но в электрике двигателя и блоке управления большое количество импортных компонентов, в основном Bosch (Германия): дроссельный патрубок, датчик кислорода и другие датчики, контроллер управления двигателем, — перечисляет эксперт. — При этом стартер и генератор российского производства (КЗАТЭ). Трансмиссия практически вся своя (приводы, мосты, коробки передач, раздатки), но в сборке есть некоторое количество импортных подшипников. В ходовой части в основном элементы отечественного производства, включая амортизаторы, но также присутствуют импортные подшипники. Рулевой привод в основном российского производства, кроме гидроусилителя ZF (Германия). Гидроагрегат АБС импортный, равно как и другие компоненты систем безопасности, например, ремни. Импорт также встречается в электрооборудовании, например, используются иностранные жгуты проводов.
Специалист подчеркивает, что российский бренд не гарантирует, что производство не связано с поставками отдельных элементов из-за рубежа.
Интерьер первой «Нивы» очень напоминал салон ВАЗ-2106 тех лет
Сейчас дизайн изменился, но салон по-прежнему в основном российского производства, кроме ряда импортных компонентов (например, ремней безопасности)
Безусловно, у «Нивы» есть преимущество: снести импортную «надстройку» в ней вполне реально, ведь изначально машина проектировалась без АБС и впрыска топлива. А, например, у Lada Vesta шасси изначально настраивалось под использование системы стабилизации Bosch, которая всегда была включена в базовую комплектацию.
«Ниве» многое прощаешь, стоит сунуться в настоящую весеннюю лужу
Внешность — идеи по дизайну нового поколения lada 4×4
В первую очередь, автомобилю просто необходим новый дизайн. Крайне желательно, чтобы на старый облик компания уже не опиралась, используя современные наработки и концептуальные детали из других автомобилей. С помощью такой простой методики можно создать совершенно новую Ниву, которая станет настоящим достижением корпорации. В ином случае можно еще долго повторять старый облик. Главные ожидания от дизайна следующие:
- гармоничное соединение новшеств и красивых дизайнерских особенностей с классическими чертами удобного и производительного внедорожника для российских дорог;
- объединение дизайнерской концепцией версий с тремя и пятью дверьми, чтобы последний вариант не смотрелся как-то несуразно и вычурно, смена восприятия внедорожника;
- визуальное изменение каждой детали, приведение внешнего вида автомобиля в норму с современностью, использование качественных решений для создания нужного внешнего вида;
- применение более интересных материалов отделки для декоративных элементов, а также деталей салона, создание более комфортного и удобного внутреннего пространства;
- полная реформация эргономики интерьера, предложение более качественного решения для водителя и пассажиров, удобства, которые соответствуют современным ожиадниям.
Можно представить себе, как будет выглядеть новая Нива, но полностью учесть все особенности дизайна просто невозможно. Такая задача выглядит нереально и является одной из самых сложных для современных сотрудников компании. Тем более, что корпорация не столь богато стоит на ногах и не столь хорошо себя чувствует, чтобы легко выпускать новые модели. Один неудачный проект вполне может обанкротить АвтоВАЗ и оставить Россию без отечественных автомобилей.
Еще больше ожиданий от небольшого русского внедорожника
Компания говорила о том, что в конце 2022 года будет точно известна судьба внедорожника, до этого будет представлен ряд концептов. Вполне возможно, что на основе Нивы будет собран еще более внушительный премиальный внедорожник элитного класса, но пока это только бесплодные мечты.
- высокое качество сборки и выбор достойных технологий — это на самом деле очень важный момент, который может сделать машину как популярной, так и ничтожной на рынке;
- более серьезное планирование внутреннего пространства, приведение багажника в порядок, интеграция тех недорогих, но важных моментов организации, которые есть везде;
- применение хороших материалов для отделки, отсутствие слабых мест в интерьере, а также в работе важной техники, все это позволяет намного лучше эксплуатировать авто;
- подбор технологий, которые помогут управлять автомобилем, предложат углубленный комфорт и более качественные параметры безопасности, это действительно важно для каждого;
- поиск наиболее оптимальных решений для каждого представителя класса покупателей, расширение комплектаций и предназначений машины, максимальная ее современность.
С такими параметрами джип действительно будет популярным, но пока это все оказывается довольно сложным для АвтоВАЗа. Говорить о реальности производства такого внедорожника с сохранением всех преимуществ Нивы слишком рано. Компания может вообще передумать менять классический брутальный внедорожник и создать просто очередной крупный кроссовер.
Технический вопрос — характеристики и возможности нового внедорожник
Это несколько неблагодарное занятие — говорить о технических характеристиках машины еще до того, как она увидит свет. Впрочем, следует всегда помнить о том, что компания прислушивается к мнениям журналистов, так что сказанные слова могут повлиять на будущую модель.
Вот такие критерии технической части сегодня мы видим в качестве основным для компании. В сотрудничестве с Nissan и Renault компания вполне может взять на вооружение двигатели этих компаний, подходящих вариантов здесь очень много. Тем не менее, это значительно повысит стоимость нового поколения Нивы, сделает ее фактически недоступной для обывателя. Так что стоит полагаться на свои силы и не ставить импортную технику.
Подводим итоги
Концепты и идеи у концерна с российской пропиской действительно неплохие. Но машины пока не сильно радуют покупателей. Даже новое поколение оказывается просто Жигулем, в котором очень много мелких проблем и постоянно необходимых работ на сервисе. Так что в первую очередь компании нужно гнаться не за количеством моделей и частотой обновлений, а только за качеством производства.
К тому же, нужно пересматривать ценовую политику. Когда отечественные машины радостно растут в цене вместе с зарубежными, такой производитель оказывается лишним звеном для покупателей в данном стране. Так что стоит хорошо задуматься о продажах и цифрах, подсчитать свои реальные расходы и сократить их.
Штат АвтоВАЗа в пять раз больше практически любого среднего европейского концерна. И тем не менее, машин выпускается в разы меньше. Это говорить о неэффективности работы предприятия, об устаревшей технике и массе ручной работы. Так что наше качество производства ближе к Китаю, чем к Европе или Японии.
Есть определенные недостатки во всех вариантах производства, но в том, что использует Lada, нет никаких преимуществ. Хотелось бы увидеть полную модернизацию линий производства, а также выход из-под зависимости альянса Renault-Nissan. Кооперация с бюджетными брендами сильно снижает возможности роста компании. А как вы видите будущий внедорожник Lada 4X4?