Содержание
Немного поколдовал!
Речь пойдет регуляторе давления задних тормозов («колдуне») и его приводе. Для авто с АБС пост НЕ АКТУАЛЕН.
Вялотекущая и продолжающая борьба с изредка появляющимся на приборке «Джеком», выскакивающая на бортовике «Ошибка 0171» (бедная смесь) и завышенный расход – привели к почти последнему интересному вопросу от диагноста: «А ТОРМОЗА НОРМАЛЬНО НАСТРОЕНЫ, КОЛЕСА НЕ ЗАТОРМОЖЕНЫ?». Конечно нет, по состоянию и поведению машины за несколько месяцев было бы заметно.
И все таки решил очередной раз прокрутить все колеса на домкрате, в том числе и на ЗМ – нормально!Да и что будет, с установленными этой весны новыми передним (установлен СКРПМ) и задним (усиленный с пневмоблокировкой, с полуосями от МВН и новыми тормозными машинками) мостами. А нет, нашелся один косяк.
Ну, а осмотр снизу преподнес СЮРПРИЗ, выявлена гнутая и сломанная стойка рычага привода (21010-3512132-00-0) колдуна.
ПРОСМОТРЕЛ, что на усиленный ЗМ поставлена – «старая», увеличенная на 5 см стойка от лифтованного комплекта, а товарищ который варил чулок моста на это не указал. Эх, Виктор, Виктор. (в случае отрезания с оригинального моста упора стойки, упор с донора переваривается на уже усиленный и увеличенный за счет вставки чулок ЗМ и естественно занимает место выше относительно штата).К сожалению записей, об обратной замене рычага и регулировке «вообще» колдуна — не встречал!
Ладно – мелочь.Старая стойка на выброс, на место установлена новая, обычной длины за 200 рублей, втулки не нашел.
Регулятор давления тормозов
Регулятор давления (рис. 1) регулирует давление в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля
Он включен в оба контура тормозной системы, и через него тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.
В регуляторе имеется четыре камеры: А и D (рис. 1) соединяются с главным цилиндром, «В» – с правым, а «С» – с левым колесными цилиндрами задних тормозов.
В исходном положении педали тормоза поршень 2 поджат к толкателю 20, который под этим усилием поджимается к седлу 14 клапана 18.
При этом клапан 18 отжимается от седла и образуется зазор «Н», а также зазор «К» между головкой поршня и уплотнителем 21.
Через эти зазоры камеры «А» и «D» сообщаются с камерами «В» и «С».
При нажатии на педаль тормоза, жидкость через зазоры «К» и «Н» и камеры «В» и «С», поступает в колесные цилиндры тормозных механизмов.
При увеличении давления жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его из корпуса.
Когда усилие от давления жидкости превысит усилие от упругого рычага, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещается под действием пружин 12 и 17 толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. При этом зазор М увеличивается, а зазоры «Н» и «К» уменьшаются.
Когда зазор Н выберется полностью и клапан 18 изолирует камеру D от камеры «С», толкатель 20 вместе с расположенными на нем деталями перестает перемещаться вслед за поршнем.
Теперь давление в камере «С» будет изменяться в зависимости от давления в камере «В».
При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах D, В и А возрастает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотнительными кольцами 10 и тарелкой 11 под усиливающимся давлением в камере В сдвигается в сторону пробки 16.
При этом зазор М начинает уменьшаться. За счет уменьшения объема камеры «С» давление в ней, а значит и в приводе тормоза, нарастает и практически будет равно давлению в камере «В».
Когда зазор K станет равен нулю, давление в камере «В», а значит и в камере C, будет расти в меньшей степени, чем давление в камере А, за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21.
Зависимость между давлением в камерах «В» и «А» определяется отношением разности площадей головки и штока поршня к площади головки.
При отказе контура тормозов «правый передний – левый задний тормоза» уплотнительные кольца 10, втулка 19 под давлением жидкости в камере «В» сместятся в сторону пробки 16 до упора тарелки 11 в седло 14.
Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, которая включает в себя поршень 2 с уплотнителем 21 и втулкой 7.
Работа этой части регулятора при отказе названного контура аналогична работе при исправной системе.
Характер изменения давления на выходе регулятора такой же, как и при исправной системе.
При отказе контура тормозов «левый передний – правый задний тормоза» давлением тормозной жидкости толкатель 20 с втулкой 19, уплотнительными кольцами 10 смещается в сторону поршня, выдвигая его из корпуса.
Зазор М увеличивается, а зазор Н уменьшается. Когда клапан 18 коснется седла 14, рост давления в камере «С» прекращается, то есть регулятор в этом случае работает как ограничитель давления. Достигаемая величина давления достаточна для надежной работы заднего тормоза.
В корпусе 1 выполнено отверстие, закрытое заглушкой 24. Течь жидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности колец 10.
При неисправности регулятора давления во время интенсивного торможения возможна блокировка задних колес раньше передних, что приведет к заносу автомобиля.
Проверку регулятора давления проводите с помощником снизу автомобиля, установленного на подъемнике или смотровой канаве.
Осматриваем регулятор давления и детали его привода.
Они не должны иметь повреждений.
Заглушка в отверстии корпуса регулятора должна быть утоплена на 1-2 мм, если это не так регулятор неисправен
Покачав упругий рычаг, проверяем отсутствие люфтов в соединениях, люфтов не должно быть
При нажатии на педаль тормоза поршень регулятора давления должен выдвинуться из корпуса регулятора на 1,6-2,4 мм, сжимая пружину
Если при нажатии на педаль тормоза поршень регулятора не перемещается, или перемещается на величину большую или меньшую, то регулятор или привод неисправны.
Регулировать привод регулятора нужно также при работах по снятию заднего моста, замене пружин и амортизаторов задней подвески.
Для регулировки вывешиваем заднюю часть автомобиля
Ключом на 10 откручиваем гайку болта крепления наконечника упругого рычага регулятора к тяге кронштейна заднего моста, удерживая болт от проворачивания ключом на 10.
Вынимаем болт и отсоединяем упругий рычаг привода регулятора от тяги кронштейна заднего моста
Ключом на 10 ослабляем затяжку контргайки регулировочного болта, удерживая болт от проворачивания таким же ключом
Поднимая или опуская конец упругого рычага, устанавливаем его на расстоянии 200±5 мм от пола кузова
Расстояние замеряем линейкой, конец которой упираем в пол кузова
Для фиксации рычага на нужном расстоянии вставляем между ним и балкой заднего моста деревянный брусок необходимой длины
Удерживая упругий рычаг в этом положении, ключом на 10 заворачиваем регулировочный болт до касания с рычагом поршня 1 так, чтобы обеспечить соприкосновение рычага привода регулятора 2, в который ввернут регулировочный болт, и пружины 3.
Удерживая ключом регулировочный болт, затягиваем контргайку.
Соединяем упругий рычаг привода регулятора с тягой на балке заднего моста.
При правильно настроенном регуляторе, во время торможения на горизонтальном участке дороги с твердым покрытием, передние колеса должны блокироваться немного раньше задних.
Замена регулятора давления тормозов и его привода
Отсоединяем наконечник рычага привода регулятора от стойки рычага, как описано выше
Головкой на 10 откручиваем гайку крепления обоймы опорной втулки к кронштейну, удерживая ключом болт от проворачивания
Выводим обойму опорной втулки рычага из прорези кронштейна и снимаем обоймы с опорной втулки
Специальным ключом для тормозных трубок, откручиваем штуцеры трех тормозных трубок, расположенных сбоку регулятора
Откручиваем штуцер трубки, расположенный спереди
Отводим трубки от регулятора давления
Головкой на 13 откручиваем два болта крепления корпуса регулятора к кронштейну
Снимаем регулятор и пластину
Для снятия кронштейна регулятора давления головкой на 13 с удлинителем откручиваем две гайки крепления кронштейна к кузову
Снимаем кронштейн в сборе с приводом регулятора, выводя его из-за трубы глушителя
Накидным ключом на 8 откручиваем болт крепления опорной пластины рычага
Сдвинув пластину, снимаем кронштейн крепления регулятора
Вынимаем рычаг из отверстия в оси
Снимаем с рычага опорную пластину
Вынимаем ось рычага
Разъединяем рычаги поршня, привода регулятора и пружину рычага
Выворачивать регулировочный болт из рычага привода регулятора без необходимости не нужно
Разжав резиновую опорную втулку, снимаем ее с рычага
Устанавливаем регулятор давления и все детали в обратном порядке.
Прокачиваем гидропривод тормозов (описано в статье – Замена тормозной жидкости Нива Шевролет) и регулируем привод, как описано выше.
Наносим тонкий слой графитной смазки на ось регулятора и выступающую часть поршня.
Закладываем немного смазки в защитный колпачок и устанавливаем его на место.