ВАЗ-2121 технические характеристики

Описание конструкции

ВАЗ-2121 (21213/21214) — легковой автомобиль повышенной проходимости (внедорожник) малого класса. Кузов несущий, трёхдверный типа универсал. Трансмиссия с постоянным полным приводом, механической четырёхступенчатой коробкой передач (начиная с 21213 — пятиступенчатой), двухступенчатой раздаточной коробкой и блокируемым межосевым дифференциалом.

Геометрические параметры проходимости хорошие за счёт достаточно большого дорожного просвета (220 мм), небольших свесов кузова (угол въезда 32°, съезда — 37°) и сравнительно короткой 2,2-метровой колесной базы. На первую модель ВАЗ-2121 устанавливался двигатель ВАЗ-2121, созданный на основе двигателя ВАЗ-2106), рядный карбюраторный четырёхцилиндровый, объёмом 1580 см³.

Мощность 75 л.с при 5400 об/мин, максимальный крутящий момент 116 Н·м при 3400 об/мин. На рестайлинговую модификацию ВАЗ-21213 устанавливался карбюраторный двигатель ВАЗ-21213 с увеличенным до 1690 см³ рабочим объёмом, мощностью 80,8 л.с. при 5200 об/мин и максимальным крутящим моментом 125,3 Н·м при 3000 об/мин.

Одной из особенностей «Нивы» было использование в её конструкции крупносерийных узлов модельного ряда ВАЗ. Так, от модели ВАЗ-2106 использовался 1,6-литроввый двигатель с цепным приводом ГРМ, коробка передач и редуктор заднего моста (на первых «Нивах» в редукторах мостов использовались главные передачи от ВАЗ-2101 с передаточным отношением 4,3). Тем не менее, «Нива» сразу продемонстрировала уникальную для своего класса проходимость.

01 — указатель уровня масла;
02 — шатун;
03 — сливная пробка поддона картера;
04 — масляный насос;
05 — шестерня привода масляного насоса;
06 — валик привода масляного насоса;
07 — вкладыш коренного подшипника коленчатого вала;
08 — коленчатый вал;
09 — передний сальник коленчатого вала;
10 — гайка крепления шкива;
11 — шкив коленчатого вала;
12 — ремень привода насоса охлаждающей жидкости;
13 — звездочка коленчатого вала;
14 — звездочка привода масляного насоса;
15 — шкив генератора;
16 — крышка привода распределительного вала;
17 — башмак натяжителя цепи;
18 — крыльчатка вентилятора;
19 — цепь привода распределительного вала;
20 — выпускной клапан;
21 — впускной клапан;
22 — звездочка распределительного вала;
23 — корпус подшипников распределительного вала;
24 — распределительный вал;
25 — пружины клапана;
26 — крышка головки блока цилиндров;
27 — крышка маслозаливной горловины;
28 — рычаг клапана (рокер);
29 — регулировочный болт;
30 — головка блока цилиндров;
31 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
32 — свеча зажигания;
33 — прокладка головки блока цилиндров;
34 — поршень;
35 — держатель заднего сальника;
36 — задний сальник коленчатого вала;
37 — упорное полукольцо коленчатого вала;
38 — крышка коренного подшипника;
39 — маховик;
40 — блок цилиндров;
41 — крышка картера сцепления;
42 — поддон картера.

Принципиально конструкция двигателя 21213 аналогична конструкции других двигателей ВАЗ «Классика», но имеет ряд конструктивных отличий. В частности, этот мотор стал первым в «классическом» модельном ряду, получившим цилиндры диаметром 82 мм — до этого, начиная с «Копейки», все двигатели имели цилиндры диаметром 76 и 79 мм. Это позволило увеличить рабочий объем, но для сохранения габаритов двигателя пришлось пойти на некоторые компромиссы, о которых скажем чуть ниже.

Основу двигателя составляет цельнолитой чугунный (из низколегированного чугуна) блок цилиндров 21213-1002011, за его основу взят блок «классических» моторов ВАЗ, в котором были выполнены цилиндры увеличенного диаметра и изменено положение полостей водяной рубашки. Однако сам блок имеет те же габариты, что и у «классических» моделей — несмотря на увеличенный диаметр цилиндров, расстояние между их центрами осталось прежним — 95 мм.

В нижней части блока выполнено пять опор, с помощью которых удерживается коленвал, причем две опоры — в передней и задней стенках, еще три опоры — на специальных отливах, заодно выполняющих роль ребер жесткости. Все опоры оснащаются крышками, причем технология изготовления всего узла такова, что крышки подгоняются под конкретные опоры и не могут друг с другом меняться местами.

ВАЗ-2121 технические характеристики

Сверху блок закрывается головкой блока цилиндров 21213-1002011, отлитой из алюминиевого сплава. ГБЦ разработана специально под установку на двигатель 21213, она имеет иную конструкцию и габариты, поэтому не взаимозаменяема с головками «классических» моделей. В частности, данная головка рассчитана под более высокую компрессию, поэтому имеет усиленную конструкцию, а также камеру сгорания иной формы (клиновидной).

На ГБЦ установлен чугунный распределительный вал 21213-1006010, разработанный специально для данного двигателя. Вал смонтирован на пяти подшипниках, которые, в свою очередь, удерживаются специальным корпусом из алюминия. Привод распредвала — цепной, от коленчатого вала, цепь взята от мотора ВАЗ-2103. Для повышения эксплуатационных характеристик в двигателе используется специально разработанный натяжитель цепи с удлиненным башмаком.

В головке также находится клапанный механизм, состоящий из 8 стальных клапанов (4 впускных и 4 выпускных, тарелки впускных имеют больший диаметр), их седел и втулок, рычагов, пружин и других деталей. Интересно, что весь клапанный механизм практически в неизменном виде взят от двигателя ВАЗ-2101. Механизм ГРМ закрыт крышкой, в которой предусмотрена маслозаливная горловина.

Для двигателя была разработана своя поршневая группа, все детали кардинально отличаются от более ранних двигателей. Поршни — литые алюминиевые, сложной формы, в днище выполнена выемка, образующая вторую половину камеры сгорания, а также и углубления под клапаны. На каждый поршень устанавливается по три кольца.

Поршни производятся пяти классов по номинальному диаметру, классы аналогичны классам блока цилиндров, в новые двигатели устанавливаются головки и поршни одного класса. Также поршни делятся на три класса по диаметру отверстия, предназначенного для установки поршневого пальца. Обозначение классов (диаметра поршня и диаметра отверстия под палец) выбиты на днище поршня, здесь же выбивается и другая маркировка. По массе поршни выпускаются одного класса, что снимает необходимость их подбора при ремонте ЦПГ.

Поршень передает усилие на коленвал через поршневой палец и шатун 21213-1004045, изготовленные из стали. Шатуны были специально разработаны для данного мотора, в них приняты меры по повышению прочности и улучшению смазки. Монтаж крышки на шатунной шейке производится с помощью болтов особой конструкции, которые препятствуют ослаблению крепления со временем. Шатуны делятся на три класса по внутреннему диаметру втулки, предназначенной для установки пальца (номинальный диаметр 22 мм).

Палец имеет длину 67 мм, он монтируется в поршне стандартно — с помощью стопорных колец. Поршневые пальцы также делятся на три класса по внешнему диаметру, маркировка производится цветом: синим обозначается самый тонкий палец, зеленым — среднего диаметра, красный — самого большого диаметра. Шаг между классами шатунов и пальцев составляет 0,004 мм.

Коленчатый вал 21213-1005015 был разработан на основе коленвалов «классических» моделей, он имеет ряд существенных доработок. Коленвал состоит из четырех шатунных и пяти коренных шеек, разделенных щеками. На каждой щеке (заодно с ней) выполнен противовес для балансировки коленвала, и именно в этом заключается одно из основных отличий нового вала от старых, в которых противовесами оснащались только крайние и центральные щеки.

компоновка ВАЗ-2121 Нива

Коленвал отливается из специального чугуна повышенной прочности, в его шейках выполнены масляные каналы, обеспечивающие смазку и очистку масла от механических загрязнений. Для удаления грязи предусмотрены специальные пробки. В передней части коленвала устанавливается звездочка привода ГРМ, а также шкив привода водяной помпы и генератора. С обратной стороны посредством фланца устанавливается чугунный маховик с напрессованным стальным зубчатым венцом.

Установка коленчатого вала в блок цилиндров производится с помощью полуколец (в передней части — сталеалюминиевое, в задней части — металлокерамическое) и сталеалюминиевых вкладышей, на таких же вкладышах устанавливаются и шатуны.

В нижней части блок цилиндров закрывается масляным поддоном (монтируется через прокладку), в котором находится масляный насос шестереночного типа и его приемный патрубок, объединенный с сетчатым фильтром.

Вкратце рассмотрим устройство и конструкцию основных систем двигателя 21213.

Система охлаждения — жидкостная, с принудительной циркуляцией, двухконтурная, охлаждающая жидкость циркулирует по водяной рубашке в блоке цилиндров и в ГБЦ. Циркуляция обеспечивается центробежным водяным насосом, который посредством клиноременной передачи соединен со шкивом коленвала и генератора. Интересно, что крыльчатка вентилятора, охлаждающего радиатор, установлена непосредственно на шкиве помпы, она расположена за радиатором, и поэтому работает на всасывание.

А еще интересно:  Защита картера Шевроле Нива в Балашихе купить недорого в интернет магазине с доставкой | 40NOG

Система питания — классическая карбюраторная. Сверху на карбюраторе монтируется корпус воздушного фильтра, к которому подведены патрубок забора холодного (наружного) и теплого (от двигателя) воздуха. Топливный насос диафрагменного типа монтируется на двигателе, его привод реализован через толкатель от эксцентрика, расположенного на валу привода масляного насоса и трамблера.

Система зажигания — бесконтактная, построена на основе трамблера (датчика-распределителя) 3810.3706 и единой для всех свечей катушки зажигания 27.3705. Управление системой зажигания производится с помощью коммутатора 3620.3734. Система зажигания в целом аналогична двигателям ВАЗ «классических» моделей и не имеет особенностей.

Общий взгляд на двигатель ВАЗ-21213: характеристики и применимость

В начале 90-х годов прошлого века АвтоВАЗ столкнулся с проблемой отсутствия приемлемого двигателя для обновленных автомобилей «Нива». В то же время полным ходом шла разработка нового мощного мотора для ВАЗ-2107, который по внутризаводской документации проходил под индексом 21073. Так вышло, что на «Семерку» этот силовой агрегат не попал, однако он по своим характеристикам неплохо вписался в линейку полноприводных ВАЗ-2121, и с 1994 года производится именно для этих внедорожников.

ВАЗ-21213 — бензиновый четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель объемом 1690 куб. см и мощностью 78,9 л.с. При частоте вращения коленвала 3000 об/мин развивает крутящий момент 125 Н·м — значительно выше, чем большинство двигателей ВАЗ. Расход топлива в различных режимах лежит в пределах от 8,3 до 11,5 л/100 км.

ВАЗ-2121 {amp}amp;amp;amp;quot;Нива{amp}amp;amp;amp;quot;

Позднее на базе этого мотора была разработана модификация 21214, оснащенная системой впрыска топлива (инжектором). По основным характеристикам инжекторная версия аналогична карбюраторной. В свою очередь, на базе двигателя 21214 была создана модификация 2123, предназначенная для установки в новые автомобили Chevrolet-Niva. В настоящее время в производстве находятся все три двигателя.

Силовой агрегат 21213 штатно устанавливается в автомобили ВАЗ-21213, ВАЗ-2131 (удлиненная пятидверная модификация ВАЗ-21213), ВАЗ-21216 (экспортная праворульная модификация ВАЗ-21213) и минивэн ВАЗ-2120 «Надежда». Также двигатель может быть установлен на более ранние модификации ВАЗ-2121.

Мировые рекорды «Нивы»

Большинство выпускавшихся в 70-х годах XX века автомобилей типа 4х4 оснащались жестко подключаемым полным приводом (постоянный полный привод использовался в то время только на Range Rover), рамным шасси, зависимой подвеской, упрощёнными кузовами со спартанским интерьером (кроме того же Range Rover и Jeep Wagoneer) и мягким тентованным верхом, а также и низкооборотными бензиновыми или дизельными двигателями.

[3] Поэтому внедорожник с постоянным полным приводом, большим количеством новаторских (мирового уровня) решений вроде независимой передней подвески, закрытого комфортабельного цельнометаллического несущего кузова, в сочетании с невысокой (по мировым меркам) ценой вызвал большую сенсацию, и, впоследствии, множество подражаний.

В 1978 ВАЗ-2121 был награждён золотой медалью и признан лучшим автомобилем своего класса на международной выставке в Брно.[4] В октябре 1980 автомобиль получил золотую медаль Познаньской международной ярмарки.[4]

«Нива» (с 2006 года LADA 4×4) была и остается одним из лидеров экспорта АвтоВАЗа. Две самые первые специальные версии «Нивы» были экспортными: ВАЗ-21211 с 1,3-литровым мотором (для стран с дорогим топливом и высокими налогами на объём двигателя) и ВАЗ-21212 с правым рулем. «Праворукая» версия «Нивы» пользовалась очень хорошим спросом в Великобритании и даже поступала в небольшом количестве в Японию[5].

ВАЗ-2121 {amp}amp;amp;amp;quot;Нива{amp}amp;amp;amp;quot; на викискладе

С конца 90-х на экспорт производится малыми партиями модификация ВАЗ-21215 с дизелем Пежо. Экспортный потенциал бензиновой «Нивы» сохранился в странах дальнего зарубежья по настоящее время. В 2003—2007 гг. завод успешно адаптировал LADA 4×4 под нормы Euro 3 и 4, в том числе и по пассивной безопасности. Целый ряд зарубежных тюнинговых фирм создавал на базе «Нивы» версии с кузовами кабриолет и пикап, а также спортивно-гоночные и тюнинговые варианты.

За три с лишним десятилетия из 1,8 миллионов произведённых «Нив» на экспорт в более чем 100 стран мира было отправлено свыше 500 тыс. Ежегодно около 15 тысяч «Нив» экспортировались в страны Латинской Америки, Африки, Среднего Востока, Восточной и Западной Европы, в том числе в Германию, Францию, Италию, Англию, Испанию, страны Бенилюкса и Грецию.

Сегодня «Ниву» из поставляемых АвтоВАЗом сборочных комплектов собирают в Казахстане (фирма «Азия-Авто») и на Украине (завод «ЛуАЗ» компании «Богдан»). Ранее сборка «Нивы» из Эквадоре, где только в 2001 году было собрано почти две с половиной тысячи автомобилей. Главная причина завидного долголетия на рынке — доступность, неприхотливость и отсутствие конкурентов.

  • Мировой рекорд высоты: в 1998 году внедорожник «Нива» поднялся в базовый лагерь под Эверестом на высоту 5200 м, а в 1999 году на Тибетском плато в Гималаях взял высоту в 5726 м над уровнем моря;
  • «Нива» покорила Северный полюс — в ходе международной парашютной акции в апреле 1998 года ВАЗ-2131 «Нива» был сброшен на парашюте, а после приземления на лёд и освобождения от строп, был заведён и успешно преодолел заданный маршрут;
  • 12 лет прослужила «Нива» на российской полярной станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде, где дорог не существует в принципе. Тольяттинский внедорожник эксплуатировался в диапазоне температур от −54 до 4 °C для перевозки грузов и буксировки судов

. Общий пробег автомобиля составил 40 тыс. км;

  • В 1999 и 2000 гг. снегоболотоход «Лада-Нива-Марш», созданный на агрегатах «Нивы», дважды покорил Северный полюс.

Комплектация двигателя

На двигатель монтируются детали всех основных систем, по компоновке узлов и механизмов мотор 21213 не отличается от других силовых агрегатов АвтоВАЗ.

• Свечи зажигания и высоковольтные провода;• Трамблер (распределитель зажигания) с бесконтактным датчиком управляющих импульсов;• Масляный фильтр;• Топливный насос диафрагменного типа;• Указатель уровня масла;• Датчик давления масла;• Датчик уровня охлаждающей жидкости.

• Карбюратор «Солекс»;• Корпус воздушного фильтра;• Генератор;• Стартер;• Впускной коллектор;• Выпускной коллектор (к которому монтируется система рециркуляции отработанных газов);• Термостат;• Центробежный насос охлаждающей жидкости (водяная помпа).

• Шкивы генератора и водяной помпы;• Крыльчатка вентилятора (крепится непосредственно к шкиву помпы).

alt

Отдельно нужно сказать о карбюраторе. Мотору достался новый на начало 90-х годов карбюратор «Солекс» (каталожный номер 21073-1107010), который за прошедшие годы практически не изменился и все еще устанавливается на ВАЗовские силовые агрегаты. Это двухкамерный карбюратор эмульсионного типа с ниспадающим потоком и с последовательным открытием дроссельных заслонок (то есть, заслонки открываются не одновременно).

Нужно отметить, что ряд узлов и механизмов, установленных на двигателе 21213, взаимозаменяемы с другими силовыми агрегатами ВАЗ «Классика» (катушки зажигания, стартер, водяная помпа и другие). Однако многие детали агрегатируются только с данными мотором, в их число входит трамблер 3810.3706 (он имеет существенные отличия от трамблеров 38.3706 от «Классики»), генератор 371.3701 и другие.

Автоспорт

«Нива» достигла успехов и в автоспорте, становясь призёром таких престижных ралли-рейдов как Париж-Дакар, Париж-Тунис, «Ралли Фараонов», Париж-Пекин и других[6][7].

Особенности эксплуатации двигателя ВАЗ-21213

Эксплуатация автомобилей «Нива» с двигателем 21213 не отличается от эксплуатации любых автомобилей с карбюраторными бензиновыми моторами — здесь актуальны все рекомендации по холодному и горячему пуску мотора, по зимней эксплуатации и т.д.

Однако у двигателя 21213 есть и ряд только типичных для него проблем. В частности, из-за увеличения диаметра цилиндров уменьшилась толщина слоя охлаждающей жидкости в блоке и в ГБЦ, а значит, несколько снизилась эффективность работы системы охлаждения. Это приводит к частому перегреву мотора при длительной работе на высоких оборотах, поэтому при эксплуатации «Нивы» нужно проявлять умеренность.

Из других проблем можно выделить нетипичная для двигателей ВАЗ «привередливость» по отношению к моторным маслам. Производитель настоятельно рекомендует использовать в моторе 21213 строго определенные масла, и только в этом случае можно без проблем достичь пробега 120-160 тысяч км. Если же в двигатель лить масло без разбора и чрезмерно нагружать его, то первый капитальный ремонт придется делать на 90 тысячах км пробега или даже раньше.

Из других особенностей двигателя можно выделить повышенный уровень шума и довольно высокий расход масла. Также владельцам автомобилей модельного ряда «Нива» приходится мириться с тем, что их силовые агрегаты приходится ремонтировать чаще, чем моторы на иномарках — такова особенность недорогих отечественных моторов, и от этого никуда не деться.

А еще интересно:  Закипел!!! И сильно @ Нива 4x4

• Каждые 500 км пробега — проверка уровня масла, при необходимости — долив масла;• Первые 2000-3000 км пробега (новый двигатель) — замена моторного масла;• Каждые 10 тысяч км пробега (ТО-1) — замена моторного масла и масляного фильтра, а также проверка клапанного механизма (зазоров), проверка токсичности ОГ и регулировки системы рециркуляции ОГ, регулировка холостого хода, осмотр уплотнений на предмет утечек;• Каждые 30 тысяч км пробела — промывка системы смазки двигателя.

АвтоВАЗ допускает использовать большое количество типов моторных масел, при выборе необходимо ориентироваться на климатические особенности региона, в котором эксплуатируется автомобиль. То есть, обязательно нужно опираться на класс масла по SAE или по API. Всего в двигатель заливается 3,75 литров масла.

alt

В качестве охлаждающей жидкости используется антифриз, его объем в двигателе составляет 10,7 литра. Наиболее часто применяются различные марки тосола, но допустимо применять отечественные и зарубежные аналоги этого антифриза, которых сегодня очень много на рынке.

В заключение нужно несколько слов сказать об особенностях ремонта цилиндро-поршневой группы двигателя 21213. Допустимый максимальный износ цилиндров составляет 0,15 мм, при превышении этого значения допустима расточка цилиндров на два ремонтных размера — 0,4 и 0,8 мм от номинального диаметра. Соответственно, после расточки в двигатель нужно устанавливать новые поршни, специально для этого продаются поршни двух ремонтных размеров, которым соответствуют классы «C» и «E».

Что касается коленчатого вала, то для него выпускаются вкладыши четырех ремонтных размеров (одинаковые для шатунных и коренных шеек), их внешний диаметр одинаков, а внутренний меньше на 0,25, 0,5, 0,75 и 1 мм. Также для коленвала выпускаются два типа полуколец — с номинальным размером, и с увеличенным на 0,127 мм.

Регулярное обслуживание с использованием качественных расходных материалов, и своевременный ремонт — вот две составляющих долгой и надежной эксплуатации двигателя ВАЗ-21213. Ведь только надежный и качественный двигатель наделяет «Ниву» ее настоящим мужским характером и бескомпромиссным подходом к бездорожью.

Еще в этом разделе

Безопасность

По данным журнала Авторевю уровень пассивной безопасности у стандартной «Нивы» (ВАЗ-21213) оказался крайне низким. По результатам краш-теста «Нива» набрала 0 баллов из 5, став второй после ВАЗ-2107 моделью АВТОВАЗа показавшей столь низкий результат. Экспортная версия LADA 4×4, соответствующая нормам Euro 4, выпускаемая с 2007 года, обеспечивает более высокий (на уровне двух «звёзд») уровень пассивной безопасности за счёт усиления ряда элементов и заполнения скрытых полостей кузова пенополиуретаном.

Семейство «Нивы»

Модификации «Нивы»

  • ВАЗ-2121 Нива (экспортное название Lada Niva 4×4) — базовая модель с двигателем ВАЗ-2121 (1,6 л, 75 л.с., 116 Н·м) и 4-ст. КПП. Несколько опытных образцов ВАЗ-Э2121 было создано в 1972—1975 гг. В конце 1976 года выпущена опытно-промышленная партия «Нивы». Серийно модель производилась с апреля 1977-го по 1993 г;
  • ВАЗ-21211 (Lada Niva 1.3) — экспортная модификация с двигателем ВАЗ-21011 (1,3 л, 69 л.с., 92 Н·м). Производилась с 1978 года для стран с повышенными налогами на двигатели объёмом более 1500 см³ (преимущественно страны Бенилюкса и Южной Европы). Пользовалась ограниченным спросом из-за низкой тяговитости двигателя на бездорожье и плохой динамики на обычных дорогах;
  • ВАЗ-21212 (Lada Niva 4×4) — экспортная праворульная модификация. Производилась ограниченными партиями, прежде всего, для английского рынка. Известно о продаже небольшой партии «праворуких» «Нив» в Японию, куда советские автомобили ни ранее, ни позже не проникали;
  • ВАЗ-2122.600 «Река» — армейский автомобиль-амфибия с использованием агрегатов ВАЗ-2121. В 1976—1985 гг. было разработано несколько опытных образцов амфибии с утилитарным герметизированным открытым 2-дверным кузовом. В 1987 г доработанный образец ВАЗ-2122.600 «Река» прошёл госиспытания, но серийно амфибия не производилась из-за конверсии;
  • ВАЗ-21213 (первоначальное название «Тайга» не прижилось) — рестайлинговая модель «Нивы» с переработанной задней частью кузова с пониженной порузочной высотой (иная форма задней двери и задних фонарей), более мощным и тяговитым двигателем ВАЗ-21213 (1,7 л, 81,8 л.с., 125 Н·м) с карбюратором «Солекс» и бесконтактной системой зажигания (и то, и другое снижает расход топлива), алюминиевым радиатором, и многим другим. В 1993 году была выпущена переходная партия со стандартным двигателем ВАЗ-2121.
  • ВАЗ-21214 (LADA 4×4) — модификация модели 21213 с двигателем ВАЗ-21214 (1,7 л, 81,8 л.с., 127,5 Н·м) оснащенным центральным впрыском топлива. Начиная с 2002 г на эту модель устанавливается двигатель ВАЗ-21214-10 (Евро-0) с распределённым впрыском топлива, модернизированным в 2006 г под нормы Евро-2 (21214-20) и в 2008-м под Евро-3 (21214-30). C 2006 года в соответствиии с соглашением по СП GM-АвтоВАЗ переименована в LADA 4×4 3-дв.;
  • ВАЗ-21215 — экспортная версия с дизельным двигателем Пежо XUD 9SD, выпускавшаяся в 1999—2007 гг. Модификация мелкосерийно производилась на экспорт, поэтому в штатную сборку входила улучшенная обвеска (бампера, спойлеры, накладки, легкосплавные диски и т. п.);
  • ВАЗ-21216 — экспортный вариант модели 21213 с правым рулём и карбюраторным двигателем ВАЗ-21213;
  • ВАЗ-21217 — экспортный вариант модели 21213, с двигателем ВАЗ-21011 (1,3 л);
  • ВАЗ-21219 — переходная комбинированная модификация с кузовом и подвеской от ВАЗ-2121 и 1,7-литровым двигателем и трансмиссией от ВАЗ-21213. Салон и бачок омывателя заднего стекла также сохранены от ВАЗ-2121. Производилась в 1993—1994 гг.
  • ВАЗ-2121Б — бронированный инкассаторский автомобиль на базе ВАЗ-2121. Был создан в 1992 году специалистами дочерней ВАЗовской фирмы ОАО «Производство Специальных Автомобилей БРОНТО». Выпускался ограниченной серией в 1992—1993 гг. Послужил отправной точкой для создания семейства бронеавтомобилей «БРОНТО Форс».
  • ВАЗ-2121Ф — экспортный коммерческий вариант на базе моделей ВАЗ-2121 и 21213 с кузовом типа фургонет. Задняя часть салона превращена в грузовой отсек, путем замены боковых стёкол (на задней двери сохранено) металлическими панелями, удаления заднего сиденья и отделки. За передними сиденьями установлена трубчатая защита от смещения груза при торможении. Фургонная версия «Нивы» изготавливается малыми партиями на ОПП АвтоВАЗа для поставки исключительно на рынки стран дальнего зарубежья, местное законодательство которых предусматривает налоговые льготы для подобных коммерческих автомобилей.
  • LADA 4x4M — модернизированный вариант ВАЗ-21214, постепенное освоение которого предполагается с 2009 года. Изменены светотехнические приборы, салон, узлы трансмиссии. Часть комплектующих применена от Chevrolet Niva.[8]
  • ВАЗ-212180 «Фора» — удлиненная на 300 миллиметров версия модели 21213. Мелкосерийно производилась с 1996 до 2005 года фирмой «ПСА БРОНТО» (вин-код «X7G»). Отличается от базовой модели увеличенными по ширине дверями и дверными проёмами, приподнятой за счёт пластиковой надстройки задней частью крыши и более широким задним трехместным сиденьем типа 2108. В стандартное оснащение «Форы» включена автоматическая система пожаротушения в моторном отсеке от броневика «Форс», а за доплату — гидроусилитель руля, кондиционер и пластиковый «кенгурятник» перед решеткой радиатора. Из-за применения колёс увеличенного диаметра (легкосплавные диски тольяттинской фирмы «Слик» с шинами «Nokian HRC») «запаска» вынесена из моторного отсека и закреплена над задним бампером.
alt

ВАЗ-212180 LADA Fora

  • ВАЗ-212182 «Форс» — бронированный инкассаторский вариант модели ВАЗ-21218. Кроме системы бронирования дополнительно оснащён автоматической системой пожаротушения в моторном отсеке, взрывопожаробезопасным топливным баком; дополнительной аккумуляторной батареей, кондиционером, дистанционным приводом замка правой двери с места водителя. В качестве дополнительного оборудования предлагается бронированный пол, светосигнальные маячки и т. п. Так как «Форс» на 430 кг тяжелее «Форы», применены пружины подвески из прутка увеличенного диаметра и усиленные амортизаторы;
  • ВАЗ-212183 «Ландоле» — открытый пляжный внедорожник на базе «Форы» с кузовом типа «Ландо» или «Ландоле». Производится «СПА БРОНТО» по индивидуальным заказам с 1997 года. Отсутствие части крыши и стоек дверей компенсировано оригинальным силовым трубчатым каркасом, на которые в случае необходимости крепится легкий тент или монтируются кронштейны для перевозки крупногабаритного спортинвентаря. Задний борт откидывается на горизонтально расположенных петлях. Салон легкомоющийся (сиденья обтянуты кожзаменителем, пол покрыт мягким линолеумом). Экстерьер дополнен оригинальным пластиковым «обвесом» и двухцветной окраской.
  • ВАЗ-2129 (неофициальное название «Кедр») — удлинённая на 500 мм модель на базе стандартного ВАЗ-21213. «Кедр» был создан в начале 90-х как носитель агрегатов для перспективного минивэнаВАЗ-2120, но в 1992—1994 гг. выпускался малой серией на ОПП АвтоВАЗа. Кузов удлинялся за счет центральной вставки. Послужил основой для создания 5-дверной модели ВАЗ-2131;
  • ВАЗ 2129 «Утилитер» — коммерческая модификация «Кедра» . Отличается от базовой модели отсутствием заднего сидения и зарешечеными изнутри задними боковыми окнами. Изготовлялась поштучно под заказ на ОПП АвтоВАЗа и распространения не получила;
  • ВАЗ-2130 («Кедр») — модификация ВАЗ-2129 с изменённой планировкой салона. Трёхместное заднее сиденье типа 2108 сдвинуто вперед. По непроверенной информации, впоследствии индекс модели был изменён на 2129-01. ВАЗ-2130 производился малыми партиями в 1993—1994 гг. Послужил основой для создания 5-дверной модели ВАЗ-2131-01;
  • ВАЗ-2131 (LADA 4×4 5-дв.) — удлинённая на 500 мм пятидверная модель на основе агрегатов ВАЗ-21213. Выпускается в Опытно-Промышленном Производстве АвтоВАЗа (ОПП АвтоВАЗа) с 1993 года. ВАЗ-2131 создан на базе модели 2129 «Кедр» за счёт добавления задней пары дверей. На февраль 2009 года произведено уже 100 тыс. ВАЗ-2131[9], что делает данную модель второй по популярности в семействе старой «Нивы». Удлинение кузова производится за счёт центральной 500-миллиметровой вставки в стандартный кузов модели 21213. Соответственно, изменяется колёсная база и длина автомобиля. На версии 2131 расстояние между передними и задними сиденьями увеличено на 125 мм, а на 2131-01 применено трёхместное заднее сиденье типа 2108. Топливный бак увеличен до 70 л. С освоением в ОПП производства двигателей ВАЗ-2130 (1,8 л, 84 л.с., 132 Н·м), производилась версия 21312 с таким мотором. Из-за характерной внешности и любви изготовителей к зелёному цвету, ВАЗ-2131 в народе получил прозвище — крокодил[10];
  • ВАЗ-2131 СП (213105/ 213145) — модель изготавливаемая на ОПП ВАЗа санитарный автомобиль на базе ВАЗ-2131. Отличается увеличенным на 300 миллиметров задним свесом и высокой пластиковой крышей. Благодаря увеличенному объёму багажника позволяет перевозить больного на носилках и двух сопровождающих медиков с комплектом оборудования.
  • ВАЗ-213102 — модель изготавливаемая на ОПП ВАЗа «гражданская» 5-дверная версия санитарной модели ВАЗ-213105. Располагала таким же увеличенным на 300 миллиметров задним свесом и высокой пластиковой крышей, но оснащалась обычным 5-местным салоном. Увеличенный до 1900 л багажник позволял разместить в нём два дополнительных сиденья, что превращало автомобиль в 7-местный (и переводило его в класс среднеразмерных внедорожников). ВАЗ-213102 производился под заказ в 1999—2003 гг.
А еще интересно:  Устанавливаем двигатель на Ниву от иномарки. Это того стоит

Прочие модели на базе «Нивы»

  • ВАЗ-2123 — российский компактный внедорожник второго поколения, опытно-промышленные партии которого были произведены на ВАЗе в 2001—2002 гг. Сохранил преемственность со старой «Нивой» по агрегатам и после существенной модернизации был запущен в крупносерийное производство с сентября 2002 года на мощностях СП GM-АвтоВАЗ как Chevrolet Niva. Часть агрегатов от Chevrolet Niva (например ГУР фирмы ZF) со временем перешла на LADA 4×4;
  • ВАЗ-2328 «Волк» — пикап с короткой 2-местной кабиной на базе модели ВАЗ-2131. Должен был встать на производство параллельно с пикапом ВАЗ-2329, но по причине низкого спроса «ЛАДА-Тул» выпустила только установочную партию «Волков»;
  • ВАЗ-2329 «Медведь», «Нива Пикап», LADA 4×4 Pickup — пикап с удлинённой 5-местной кабиной на базе модели ВАЗ-2131, мелкосерийно изготавливаемый на ОПП ВАЗа. Автомобиль сохранил несущий кузов (колёсная база 2700 мм) с усиленным основанием и отличается увеличенным на 300 мм задним свесом. Грузоподъёмность составляет 650 кг. На ВАЗ-2329 сохранена механическая часть от ВАЗ-2129/2131. Под заказ вместо двигателя ВАЗ 21213 была возможна установка двигателя ВАЗ-2130 (1,8 л, 84 л.с.). Предусмотрен дополительный топливный бак, что доводит их общую ёмкость до 84 л. Заднее сиденье в кабине оригинальное, в сложенном состоянии образующее ровную грузовую площадку. Первые выпуски пикапа носили собственое название «Медведь»;
  • ФВК-2302 «Бизон» — пикап с рамным шасси на базе агрегатов «Нивы». Пикап с короткой двухместной кабиной и деревянной платформой мелкосерийно производился одной из малых тольяттинских фирм в 1993—1995 гг. Усиленная задняя подвеска «Бизона» была выполнена с рессорами от «Волги» и задним мостом от УАЗа. Пикап не пользовался спросом из-за ненадежной рамы и низкой коррозионной стойкости шасси и кабины;
  • ВИС-2346 — семейство пикапов с полурамным шасси на базе агрегатов «Нивы» производства тольяттинской фирмы «ВАЗинтерСервис» производится с 1996 г. В настоящее время мелкосерийно выпускают две версии пикапа: ВИС-2346 с короткой двухместной кабиной и ВИС-23461 с удлиненной 5-местной кабиной. Ранее производился также пикап ВИС-23464 с полуторной четырёхместной кабиной и пикап ВИС-2348 с панелями кабины от LADA Samara 2. Усиленная задняя подвеска выполнена рессорной.
  • БРОНТО-1922 «Марш-1» — снегоболотоход («пневматик») на колёсах сверхнизкого давления на агрегатах ВАЗ-21213. Мелкосерийно производится ОАО «СПА БРОНТО» с 1997 года.

Технические характеристики LADA 4×4 3-дв. с двигателем ВАЗ-21214-30 (Евро-3)

Длина, мм 3720

Ширина, мм 1680

alt

Высота, мм 1640

База, мм 2200

Колея передних колес, мм 1430

Колея задних колес, мм 1400

Объём багажного отделения, куб. дм. 265/585

Масса в снаряженном состоянии, кг 1210

Полная масса автомобиля, кг 1610

Допустимая полная масса буксируемого прицепа с тормозами, кг 600

alt

Допустимая полная масса буксируемого прицепа без тормозов, кг 300

Колесная формула / ведущие колеса 4 x 4 / все

Компоновочная схема автомобиля полноприводная, расположение двигателя переднее, продольное

Тип кузова / количество дверей универсал / 3

Тип двигателя бензиновый, четырёхтактный

Система питания распределенный впрыск с электронным управлением

alt

Количество и расположение цилиндров 4 в ряд

Рабочий объём двигателя, куб. см 1690

Максимальная мощность, кВт / об.мин. 59,5 / 5000

Максимальный крутящий момент, Нм при об/мин 127,5 / 4000

Топливо неэтилированный бензин АИ-92 (min)

alt

Расход топлива по ездовому циклу, л/100 км 11

Максимальная скорость, км/ч 137

Коробка передач с ручным управлением

Число передач 5 вперед, 1 назад

Передаточное число главной пары 3,9 или 4,1

Рулевое управление травмобезопасное с телескопическим валом, рулевой механизм — глобоидальный червяк

alt

Раздаточная коробка механическая, с блокируемым межосевым дифференциалом

Число передач РК 2 (высшая, низшая)

Шины 175/80 R16 (85, Р); 185/75 R16 (92, Q); 175/80 R16 (88, Q)

Емкость топливного бака, л 42

«Нива» в кино

  • В фильме «Мираж», где по сюжету главные герои угоняют инкассаторский броневик «Welling super box», его киномуляж был выполнен на базе «Нивы». Интересно, что в начале 90-х конструкторы тольяттинской фирмы «СПА Бронто», вдохновленные данным сюжетом, спроектировали реальный инкассаторский броневик ВАЗ-2121Б, в дальнейшем легший в основу удлинённой мелкосерийной модели «Бронто Форс» (ВАЗ-212182).
  • В заключительной серии фильма «Визит к минотавру» оперативник на «Ниве» гонится за преступником на «ЗиЛе».
  • В фильме «Бегущий во времени» женщина-учёный Карен Доналдсон и астронавт Майкл Райнор, от погони уходят на «Ниве».
  • Такая же двухцветная «Нива» у главного героя в фильме «Холодный свет дня».
  • В фильме «Багровые Реки» (действие происходит в альпах) «Нива», которую там называют «Лада», используется в качестве улики.
  • В фильме «Корсиканец» главные герои фильма ездят на «Ниве».
  • В фильме «Барон» — первой части «Бандитского Петербурга», главный герой — журналист Андрей Обнорский (в рол. Александр Домагаров) ездит на «Ниве».
  • В начале фильма «Другой мир: Эволюция» полицейские, которые пытаются задержать Маркуса, ездят на «Ниве».

Ссылки

  • Niva FAQ — обширный, полный, подробный хорошо структурированный сборник вопросов и ответов по всем аспектам выбора модели и эксплуатации «Нивы».
  • Клуб любителей «Нива» (нивоводы) — сайт для общения владельцев «Нивы» с подробной справочной информацей по моделям и советами по ремонту и эксплуатации автомобиля.
  • Тридцать лет, которые изменили мир «Нива» — ВАЗ-2121 и её модификации. В статье дана информация об истории «Нивы», о ключевых отличиях модификаций, раскрыты достоинства и недостатки с потребительской точки зрения.
  • Каталог автомобилей ВАЗ — первоисточник описаний и технических характеристик.
  • Ремонт автомобилей Нива — устранение повышенных шумов и вибраций, ремонт.
  • Блог о «Ниве» — блог нивовода о 213 «Ниве».
1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *