КАК ПРОВЕРИТЬ КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ

Содержание

Что такое катушка зажигания и для чего она нужна

Катушка зажигания — компонент системы зажигания автомобиля, который трансформирует слабый ток от аккумулятора в мощный заряд для запуска двигателя.

Она отвечает за преобразование низковольтного напряжения в высокое, которое нужно для создания искр на свечах.

Без искры двигатель не будет запускаться, поэтому очень важно следить за состоянием детали, своевременно проходить проверки и ремонт.

КАК ПРОВЕРИТЬ КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ

Принцип работы катушки зажигания

Катушка состоит из двух обмоток, а также железного сердечника. В первичной обмотке небольшое количество витков толстого провода, а во вторичной — большое количество витков тонкого провода.

Первая обмотка подключена к аккумулятору и ключу зажигания. Когда ключ поворачивается, через нее проходит ток и создает магнитное поле. Это поле притягивает железный сердечник, который замыкает контакты на вторичной обмотке. В результате этого процесса создается высокое напряжение, и появляется искра.

Бензин зажигается, поршни приходят в движение, и двигатель автомобиля начинает работу.

КАК ПРОВЕРИТЬ КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ

Виды катушек зажигания

Катушки бывают трех основных типов: классические, индивидуальные и сдвоенные.

Признаки неисправности катушки

О проблемах с деталью обычно свидетельствуют несколько признаков:

КАК ПРОВЕРИТЬ КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ

Эти признаки появляются не только при проблемах с катушкой, но и при неисправных свечах. Рекомендуем провести проверку свечей и заменить их тоже, если необходимо.

Причины выхода катушки из строя

Несмотря на большой ресурс, деталь может сломаться из-за неправильных условий эксплуатации и внешних факторов.

Механические повреждения

Во время эксплуатации все детали изнашиваются, катушка не исключение. Появляются микротрещины, нарушается изоляция. Есть вероятность поломки из-за протекания масла через уплотнители в автомобиле.

Перегрев

Неисправность системы охлаждения, утечка тосола или недолив охлаждающей жидкости — главные причины перегрева. Чтобы катушка не вышла из строя раньше времени, периодически проводите проверку системы охлаждения двигателя и выбирайте только качественные антифризы.

Повреждение контактов

Во время дождей есть вероятность, что под капот попадет влага, которая может навредить контактам. Зимой — реагенты могут попасть на катушку и вывести соединения из строя.

Вибрация

Ее источник — головка блока цилиндров (ГБЦ). Чтобы уменьшить вред катушке от вибраций, следите за работой мотора — любые отклонения могут повредить детали.

Как проверить катушку зажигания на работоспособность

Прежде всего, необходимо знать, где находится деталь в автомобиле. Обычно она устанавливается на двигателе, рядом со свечами зажигания. Чтобы найти катушку быстро, обратитесь к руководству по эксплуатации вашего автомобиля.

Провести внешний осмотр

Часто определить поломку можно по визуальным признакам — изменению формы, цвета пластика, бороздкам на корпусе, следам плавления или возгорания. Сравните вашу с новой или исправной деталью из другого авто, чтобы убедиться в поломке.

Заменить катушку

По сути, это проверка методом «тыка» — придется поочередно вынимать и менять каждую деталь, чтобы найти неисправную. Вам понадобится новая катушка или рабочая из другого авто. Количество катушек соответствует числу цилиндров двигателя — если отключить одну из деталей, цилиндр будет работать с перебоями. Вы определите это по звукам и ритму работы мотора. Если при отключении очередной катушки ничего не изменилось — это нерабочая деталь.

Диагностика мультиметром

Для этого метода нужен мультиметр, отвертка, плоскогубцы, изолента и ключ для свечей зажигания.

КАК ПРОВЕРИТЬ КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ

Проверка на искру

КАК ПРОВЕРИТЬ КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ

Замена катушки зажигания

Вам потребуется набор инструментов и некоторые базовые знания о том, как работает система зажигания вашего автомобиля.

Как проверять катушки прибором для проверки зажигания показал. Теперь осциллографом проверим.

Прибор этот у многих есть, правда необходимость в его используют все реже. Объяснение этому очень простое — возможности современных сканеров позволяют провести анализ работы системы управления достаточно быстро. Здесь в помощь и графическое отображение сигналов, и тесты исполнительных устройств и изменение значений коррекций и пр.

Да и система самодиагностики авто стала такой, что практически сразу выводит в нужную начальную точку поиска. Это если коды ошибок есть. А если их нет? Ничего страшного — сразу начинаем смотреть корреляцию нужных нам параметров.

А когда-то таких возможностей сканеры не имели, система самодиагностики по сравнению с нынешней выглядела убого, так что осциллограф рулил по полной программе. Он избавлял от лишней ручной работы и поэлементных последовательных проверок.

И что, осциллограф отжил свое? Нет, рано списывать «дедушку». В своем классе – это незаменимый прибор. Но, в силу вышеизложенного, я тоже применяю осциллограф достаточно редко. Ну а если применяю, то это тот случай, когда локализовать неисправность применением иных приборов не удалось, или есть сомнения в правильности выводов из анализа данных. А если сомнения не устранены, то 100% нарвешься на штрафной круг, и возможно не один, при дальнейшем поиске.

При использовании осциллографа очень важно одно условие — проводящий измерения должен четко представлять себе процессы, происходящие в электрической цепи (или в устройстве) которые он проверяет. Осциллограф позволяет увидеть, что происходит за пределами наших ощущений. Мы получаем графическое отображение процессов, которые мы не можем видеть. Что может быть еще нагляднее? И, конечно же, он позволяет делать анализ, наложение, сравнение сигналов, проводить измерения параметров.

Ниже просто покажу, как я использую осциллограф при проверке исполнительных устройств (катушек) системы зажигания. Почему-то именно в ней больше всего сталкиваешься с неисправностями, которые предыдущие коллеги не увидели. Выскажу свое мнение.

Это происходит по следующим причинам:

библиотеки осциллограмм, снятые ранее и сохранившиеся до сих пор, снимались на системах более старых

Но ничего не стоит на месте. И осциллограф начал терять позиции с точки зрения продаж, а коли так, то дальше работает уже маркетинг, а не инженеры. Нужно знать свой прибор, его возможности. Не ограничиваться тем, что если умеешь включить его подключить, записать осциллограмму – «значит я знаю».

КАК ПРОВЕРИТЬ КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ

По подобным схемам объясняли, как работает система зажигания ученикам ПТУ, вчерашним школьникам, будущим автоэлектрикам. Так вот, выпускник ПТУ, по данной схеме мог сказать, какой принцип положен в работу данной системы; каково назначение каждого из элементов схемы; показать и объяснить назначение электрических цепей на данной схеме. Попробуйте.

Вернемся к конденсатору.

КАК ПРОВЕРИТЬ КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ

КАК ПРОВЕРИТЬ КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ

Вот, пожалуйста, скрины с МоторДата. Естественно, здесь нет ничего вращающегося, никаких механических контактов. А конденсатор есть. Причем это схемы с авто 2008 г. (слева) и 2015-2021 г.(справа)

КАК ПРОВЕРИТЬ КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ

А вот объединенный узел системы зажигания. Все расположено в трамблере. Здесь и бегунок есть, и датчик(и). Этакий промежуточный вариант. И конденсатор на месте. И варианты производитель делает самые различные.

КАК ПРОВЕРИТЬ КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ

Вот так. Или так.

КАК ПРОВЕРИТЬ КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ

КАК ПРОВЕРИТЬ КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ

А здесь конденсатора нет. Но тут ситуация как с сусликом. Поле видишь — да. Суслика видишь — нет. А он есть. На предыдущих скринах производитель показал, что находится внутри катушки. И практически принципиальную схему. А здесь больше похоже на функциональную схему. И что, все остальное отсутствует? Ну, уж нет.

Приходилось слышать: «это крутая катушка с компенсацией по току». А что, в других катушках компенсация по току не нужна? Это подсказка, элементы системы могут находиться в катушке или могут быть разнесены. Тот же коммутатор мог стоять в подкапотном пространстве. А в совмещенном модуле зажигания все это было в одном корпусе, доступно и все элементы могли быть заменены при ремонте. А что, катушек со встроенным коммутатором не бывает?

То есть схемы рассчитаны на специалиста, понимающего процесс, и ему не нужна прорисовка каждого элемента. Вот, MAZDA. Привожу схему зажигания:

КАК ПРОВЕРИТЬ КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ

Необходимость проверить катушку зажигания возникает при проблемах в работе двигателя. Например, так называемом «троении» или порывистом движении автомобиля в процессе набора оборотов. Чтобы уверенно диагностировать неисправности катушки зажигания, совсем не обязательно иметь профессиональные знания автослесаря. Достаточно понимать принцип работы устройства и знать основные методы проверки его работоспособности.

Катушка зажигания – что это, принцип работы

Признаки неисправностей катушки

Как проверить катушку зажигания – топ способов диагностики

Как проверить катушку со встроенным диодом?

Диагностика катушки при помощи осциллографа

Необходимый минимум информации по этим вопросам можно найти в данной статье.

Катушка зажигания – что это, принцип работы

Катушка зажигания представляет собой небольшой по размерам повышающий трансформатор. Его задачей выступает преобразование низкого напряжения системы электроснабжения автомобиля в высокое, необходимое для образования искры в свече зажигания, достаточной для воспламенения топлива. Катушка напряжения является универсальным устройством, которое необходимо для работы любой системы зажигания. Включая контактные, бесконтактные и электронные.

Принцип работы катушки зажигания в общем случае достаточно прост и состоит из нескольких циклически повторяющихся этапов:

Система зажигания постоянно совершенствуется. Результатом стало достаточно широкое разнообразие применяемых конструкций.

Наиболее часто речь идет о трех вариантах: классическом, индивидуальном и сдвоенном. Все они базируются на описанном выше принципе работы и различаются надежностью, размерами и стоимостью. Правила диагностики и основные симптомы неисправности для них также в целом идентичны.

Признаки неисправностей катушки

Выход из строя или проблемное состояние катушки зажигания можно обнаружить по нескольким негативным проявлениям в работе автомобиля. К ним относятся:

Практически все перечисленные признаки могут выступать симптомами проблем не только с катушкой, но и со свечами зажигания.

Поэтому рекомендуется в качестве дополнительного диагностического мероприятия, помогающего уточнить неисправность, замена свечей на новые. Если признаки сохраняются, значит, проблема кроется именно в катушке зажигания.

Как проверить катушку зажигания – топ способов диагностики

Можно выделить три основных способа проверки катушки зажигания автомобиля. Целесообразно описать их несколько подробнее. Причем в той последовательности, в какой правильнее всего применять на практике.

Визуальный осмотр

Первым делом имеет смысл провести визуальную диагностику оборудования. Она помогает выявить серьезные проблемы даже без специального оборудования. Особое внимание нужно обращать на отклонения во внешнем виде устройства. Обычно речь идет о следующих из них:

Обнаружение любого из перечисленных признаков означает необходимость срочного проведения углубленной диагностики.

Которая требует больших затрат времени и усилий водителя.

После визуального осмотра требуется проверить каждую катушку зажигания на искру, что позволит уточнить проблемное место. Для этого производится следующий набор действий:

Нормальная работа катушки зажигания при исправной свече дает яркую и контрастную искру синего или фиолетового цвета.

Отсутствие искры или ее желтый неяркий цвет сигнализируют о необходимости замены неисправного устройства.

Диагностика с помощью мультиметра

Как было отмечено выше, катушка зажигания – это повышающий трансформатор с двумя обмотками, первичной и вторичной. Причем для каждой из них установлено нормативное напряжение тока. Что позволяет проверить работоспособность устройства с помощью обычного мультиметра. Перед началом диагностики нужно уточнить базовые технические характеристики исправной катушки зажигания, которые в обязательном порядке указываются в сопроводительной документации на автомобиль.

Еще одно подготовительное мероприятие заключается в проверки самого мультиметра. Для этого используется один из двух простых способов. Первый предусматривает запуск режима прозвона с последующим соединением щупов между собой. Результатом описанных действий становится звон прибора. Второй предполагает активацию режима сопротивления. В этом случае при соединении щупов на дисплее устройства появляется «0».

Проверка первичной и вторичной обмотки катушки зажигания проводится по одинаковой схеме.

Она включает выполнение следующих операций:

Как было упомянуто ранее, точные значения сопротивления зависят от нормативных характеристик конкретного устройства.

В общем случае сопротивление первичной обмотки составляет около 3,5 Ом, вторичной – варьируется в диапазоне от 6 до 15 Ом. Получение заметно меньших показателей означает наличие в обмотке короткого замыкания. Их существенное превышение или отсутствие результатов прозвона демонстрирует наличие обрыва. В обоих случаях требуется замена катушки зажигания.

Как проверить катушку со встроенным диодом?

Конструкция катушки зажигания со встроенным диодом не сильно отличается от обычной, которая описана выше. Она имеет первичную и вторичную обмотку, а также сердечник. Ключевой особенностью выступает наличие встроенного диода, который предназначен для подавления искры в процессе эксплуатации устройства.

Такая конструкция исключает возможность замера сопротивления вторичной обмотки обычным образом. Задача решается осуществлением двух дополнительных действий. Сначала мультиметр переключается в режим, который используется для проверки сети электроснабжения постоянного тока. Затем щупы прибора последовательно соединяются с контактами вторичной обмотки и аккумуляторной батареи. В случае, если ток направляется от аккумулятора к диоду, на экране дисплея появляется значение напряжения. После этого нужно изменить полярность, что должно привести к отсутствию результата замера.

Если напряжение не указывается в обоих случаях, можно диагностировать обрыв во вторичной обмотке.

Если наблюдается противоположная ситуация, а значение параметра выводится на экран даже при смене полярности, значит, диод пробит.

Диагностика катушки при помощи осциллографа

Наиболее точные результаты диагностирования работоспособности катушки зажигания дает проверка с применением осциллографа и подключением компьютера, оснащенного специализированным программным обеспечением. Именно такой способ обычно применяется в автосервисе, так как далеко не каждый автовладелец обладает подобным оборудованием.

Данные осциллограммы позволяют получить информацию об эффективности функционирования не только катушки зажигания, но и двигателя в целом, а также отдельных его узлов. Больше информации по последовательности предпринимаемых действий и правилах трактовки полученных результатов можно найти непосредственно в техническом описании прибора или сопроводительной документации на специализированное ПО.

Диагностирование неисправности катушки зажигания практически всегда означает необходимость замены устройства. Задача решается одним из двух способов – посредством обращения на СТО или собственными силами. Первый вариант требует дополнительных расходов, но гарантирует качество ремонта. Второй обходится дешевле, так как требуется только приобрести новую катушку зажигания.

Пошаговая инструкция ее замены выглядит следующим образом:

FAQ

Устройство отвечает за повышение напряжения с низкого уровня, который вырабатывает аккумулятор авто, до высокого, необходимого для эффективного вырабатывания искры и последующего воспламенения топливно-воздушной смеси.

Каковы основные признаки неисправности устройства?

В этом случае наблюдается «троение» мотора (пропуски циклов зажигания), прерывистый набор скорости и снижение мощности двигателя

Как проверить работоспособность катушки зажигания?

Сначала имеет смысл осмотреть деталь визуально. Наличие пятен, подгоревших контактов или следов перегрева означает необходимость более точной диагностики. Она выполняется несколькими способами: на искру, с применением мультиметра или осциллографа. Последний вариант считается профессиональным и является самым точным, но требует использования специализированного оборудования и программного обеспечения.

Как заменить катушку зажигания в автомобиле?

Замена выполняется своими руками или в автосервисе. В первом случае главное – четко следовать инструкции и не перепутать исходное положение проводов.

Вывод

Обнаружение неисправности означает необходимость замены катушки зажигания, которая проводится или собственными руками (что не составляет особого труда), или на СТО.

А еще интересно:  КИБЕРПАНК Вики
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *