Как правильно поменять местами колеса на машине

Даём небольшую шпаргалку, как делать это правильно.

Тепло все равно придет, и дальгейшая информация — на будущее, чтобы потом не искали)

Правильно поднять, смазать и не сорвать. Замена колес по фэн-шуй

С наступлением теплых дней автомобилисты перейдут с зимних шин на летние. Многие делают это самостоятельно. И то верно: процедура-то несложная! Однако, взявшись за ее описание, в том числе и пообщавшись с работниками шиномонтажных мастерских, мы с удивлением обнаружили: нюансов-то в ней предостаточно! Чем и спешим с вами поделиться.

Когда менять?

Вы помните, что зимняя резина от летней отличается не только рисунком протектора, но и составом, благодаря которому при низких температурах сохраняется ее эластичность? Пусть даже снега уже нет, но на холодном асфальте зимние покрышки будут работать лучше, чем «задубевшие» летние, да и меньше риск «поскользнуться» во время ночных заморозков. Следовательно, переходить на «лето» можно при наступлении стабильной температуры выше 5-7 градусов тепла.

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

С другой стороны, затягивать с заменой до лета тоже не рекомендуется: с ростом температуры (как воздуха, так и самого дорожного полотна) поведение зимних шин меняется в худшую сторону, что сказывается на управляемости и тормозном пути.

Кроме того, стоит помнить, что применение зимних шин отрицательно сказывается на экономичности и акустическом комфорте автомобиля, поэтому их использование вне сезона попросту нецелесообразно.

Что куда ставим?

Перед тем как снимать колеса с машины, рекомендуем сразу при помощи мела или специального маркера пометить, на какой оси и с какой стороны они стоят, — осенью будет проще разобраться, какое колесо куда ставить. 

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

Не забудем и про ротацию: есть рекомендация периодически менять колеса местами по диагонали, а если «запаска» полноразмерная, то включать в этот процесс и ее. Цель — обеспечить более-менее равномерный износ всех шин. Однако это правило отлично работает в случае с простыми моделями — направленные и тем более асимметричные шины по диагонали просто так не поменяешь!

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

Кстати о направленности и асимметрии. Выбирая, какое колесо куда ставить, не забудьте проверить, что это возможно, и убедитесь, что ничего не напутали при сборке колес на шиномонтаже (хотя и редко, но такие ошибки случаются).

Шпаргалка для новичка

Следующая информация предназначена в первую очередь для новичков. Впрочем, и опытным автомобилистам не будет лишним освежить память. Итак, каков порядок действий при смене колес, какие нюансы следует учитывать?

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

Находим площадку без уклонов с ровным жестким покрытием (асфальт, бетон), затягиваем «ручник», ставим машину на передачу (в случае с АКП — в режим «паркинг»). Если есть возможность, не будет лишним установить под колеса противооткаты (их роль могут выполнять небольшие деревянные бруски).

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

Используя баллонный ключ или вороток, ослабляем крепежные болты (гайки). Делаем это до того, как колеса автомобиля будут вывешены. Если крепеж закис, можно воспользоваться специальным или универсальным средством вроде WD40: в этом вопросе главное не спешить и не сорвать резьбу, прилагая избыточные усилия. Тем не менее порой просто необходимо приложить чуть больший момент — для этого используется вороток с длинной ручкой либо удлинитель (труба).

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

Устанавливаем домкрат под предусмотренные производителем точки кузова. Использование других мест чревато повреждением порогов. Важно убедиться, что домкрат установлен надежно, при поднятии автомобиля не происходит перекосов, домкрат не стремится соскочить или съехать в сторону. Подкатной домкрат в процессе работы может сдвигаться под опорную точку. 

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

Колесо вывешиваем с запасом, особенно если планируется поднимать и вторую ось (поскольку это приведет к перемещению первой оси вниз). В любом случае зазор в несколько сантиметров между колесом и площадкой необходим для того, чтобы облегчить процесс снятия/установки, а также с расчетом на возможное дополнительное перемещение рычага подвески вниз в процессе работ. 

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

При помощи баллонного ключа/воротка выкручиваем болты (гайки) и складываем их в сухое место, например, в колесный колпак или футляр от домкрата. В крайнем случае ставим болты вертикально на асфальт, чтобы резьбовая часть оставалась чистой.

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

При снятии колеса могут возникнуть затруднения, если диск «прикипел» к ступице. Сначала пытаемся расшатать его руками: беремся с противоположных точек (слева и справа или сверху и снизу), одной рукой тянем, другой толкаем и наоборот. Если этого недостаточно, пытаемся сбить колесо со ступицы, ударяя по нему рукой (ногой) снаружи либо с внутренней стороны при помощи подходящих для этого подручных предметов. Однако такие действия можно проводить, убедившись, что автомобиль надежно стоит на домкрате. Даже в этом случае не будет лишним подстраховаться и подложить под порог колесо: если машина все же соскочит с домкрата, она не останется без опорной точки.

А еще интересно:  Какие существуют системы подачи топлива в дизельном ДВС

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

Чтобы в будущем избежать проблем с закисанием крепежа и прикипанием диска к ступице, можно обработать эти детали специальной смазкой. При этом важно не переусердствовать, особенно в случае с резьбовыми соединениями, где смазка наносится очень тонким слоем. 

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

Устанавливаем колесо таким образом, чтобы отверстия в диске совпадали с отверстиями под болты в ступице. Прижав диск к ступице, убеждаемся в том, что ничто не мешает его плотному и равномерному прилеганию. 

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

Вворачиваем первый болт в верхнее отверстие и снизу прижимаем колесо носком ноги: это поможет избежать перекоса диска и упростить процесс крепежа.

Разумеется, конструкция диска, ступицы и крепежа такова, что при затягивании болтов (гаек) должна обеспечиваться необходимая центровка колеса. Тем не менее для достижения наилучшего эффекта все же рекомендуется затягивать болты в несколько проходов с увеличением усилия, используя оппозитную схему (крест-накрест). Окончательная «протяжка» осуществляется после того, как автомобиль уже снят с домкрата. Главное — не забыть про эту ответственную операцию!

Тянуть не перетянуть

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

Итак, автомобиль всеми колесами стоит на земле — пора окончательно затянуть все болты (гайки), обеспечив надежное крепление диска к ступице. При этом необходимо соблюдать установленный производителем момент: с одной стороны, это позволит избежать срыва резьбы, с другой — гарантирует надежное крепление колес к ступице, когда риск ослабления сводится к минимуму. 

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

В зависимости от модели и марки автомобиля момент затяжки находится в пределах 80-140 Нм, гарантированно выдержать этот параметр можно с помощью динамометрического ключа. Но, как показывает практика, этим инструментом не пользуются даже на СТО и в шиномонтажных мастерских — наверняка его не имеют и самостоятельно меняющие колеса автомобилисты. В общем, по факту болты и гайки затягиваются вручную… 

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

Опытные водители и механики примерно представляют, с каким усилием воздействовать на ключ. Но по большому счету эти знания сводятся к следующему: при закручивании болтов обычный человек без особой физической подготовки должен приложить изрядное усилие на стандартный баллонный ключ или «крест», не используя удлинителей. 

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

Мы решили проверить, с каким моментом затянуты болты на автомобилях наших сотрудников. Для этого достали динамометрический ключ и выборочно проверили крепеж на нескольких колесах. На своей машине я затягивал болты сам — как оказалось, с усилием от 150 до 230 Нм! 

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

Возможно, одна из причин в том, что я пользуюсь длинным воротком против короткого штатного баллонного ключа — вот и «пережим»!

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

Но на автомобиле Сергея Боярских болты тоже пережаты: в районе 200 Нм против требуемых 90-110 Нм! Колеса менялись в шиномонтажной мастерской, работник станции зажимал болты вручную. 

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

Те же 200 Нм, что также заметно выше нормы, показал ключик и на машине Юрия Лихуты, хотя он сразу признался, что всегда пережимает крепеж. Как видим, закручивая болты «на глазок», опытные водители легко превысили требуемое усилие в полтора-два раза!

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

Стати, если крепеж зажат недостаточно сильно, через некоторое время он может ослабнуть, что чревато потерей колеса. Именно поэтому важно, особенно в случае с литыми дисками, через 100-200 км после «переобувки» проверить надежность крепежа и при необходимости «пережать» все колеса. 

После шиномонтажа 

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

После сборки колес требуется определенный период для «усадки» покрышки на обод, вследствие чего может возникнуть дисбаланс. Именно по этой причине через 500-1000 км, возможно, появится необходимость вновь отбалансировать колеса. В дальнейшем балансировку следует проводить каждые 10.000-12.000 км.

При установке новых шин следует помнить, что первые 200-300 км двигаться на них следует осторожно, поскольку сцепление колес с дорогой изначально будет снижено из-за технологической смазки, которой шины покрывают в процессе производства.

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

Если после замены колес появился увод в сторону, то в первую очередь следует проверять давление и правильность установки шин (особенно если они направленные, асимметричные). А вот дальше рекомендуется проверить равномерность износа протектора, попробовать переставить колеса местами (задние поменять с передними), как крайний вариант — перебортировать колеса. Если все эти действия не возымели эффекта, причину увода следует искать в другом (подвеска, тормозная система и т.д.).

Как хранить?

В темном прохладном месте при влажности 50-60%. Оптимальной считается температура воздуха порядка 10-15°С, но допустимы колебания в любую сторону. Если покрышки сбортированы на диски, то колеса складывают в стопку или подвешивают за диск. 

Шины необходимо менять местами! Полезная шпаргалка

Шины без дисков хранят иначе. Традиционная рекомендация: вертикально, желательно на специальных стеллажах, с периодической сменой точки опоры (для чего покрышки раз в несколько недель следует поворачивать). Соблюдение этих нехитрых правил обеспечивает работоспособность и предусмотренный производителем срок службы шин.

А еще интересно:  Что проверяют, на что смотрят при техосмотре автомобиля

Источник

Настоящие трудяги: кроссоверы, которые дадут фору внедорожникам

Еще каких-то 10-15 лет назад автоконцерны создавали модели, которые, если вдруг понадобится, могут активировать скрытые резервы и пробиться сквозь невзгоды. Сегодня же от подобной универсальности и применимости не осталось почти ничего, за исключением очень дорогих внедорожников. Вспоминаем, какие кроссоверы могли проехать на дачу даже по очень плохой дороге.

Клиренс повыше, внешность посолиднее и опций побольше — вот типичный список требований к современному кроссоверу. Нонсенс, но даже полный привод, особенно у жителей мегаполисов, давно не является решающим аргументом при выборе нового вседорожника.

А ведь совсем недавно на кроссоверах встречались полноценные раздаточные коробки и даже рамы. Причем сегодняшние владельцы таких моделей закономерно преподносят это как достоинства, частенько задирая цену при перепродаже, а главное — ничего не могут найти взамен из современных автомобилей. В результате подобные продвинутые кроссоверы, несмотря на возраст и пробег, регулярно встречаются из одних рук, что является дополнительным критерием ухоженности.

Kia Sorento I

Годы выпуска: 2002-2021

Разброс цен: 250 000 — 800 000 рублей

Не все уже сегодня вспомнят, а некоторые с трудом поверят, что популярный нынче кроссовер Kia Sorento (собственно, как и Sportage), который одной ногой метит чуть ни в премиум, начинал свою жизнь как рамный внедорожник с полноценной раздаткой, успешно конкурируя, например, с Pajero Sport. Удача в том, что многие из этих кросс-вcедорожников, несмотря на почтенный возраст, дожили до наших дней и сегодня стоят не самых больших денег.

Kia Sorento первой генерации был интересен еще и тем, что предлагал массу модификаций: помимо популярного дизеля, предлагались бензиновые четырех и шестицилиндровые моторы, а система полного привода могла быть в двух вариантах — с жестким подключением Part-Time и с постоянным Full-Time. Подвох в том, что выносливость внедорожника была на среднем уровне, а к сегодняшнему дню беспроблемные экземпляры остались только у самых заботливых владельцев.

Возрастные дизели страдают потерей мощности и масляным аппетитом, пробивает уплотнительные кольца форсунок, не более 100 тыс. км служит турбина. Бензиновые двигатели были куда надежнее, особенно версии V6. Коробки передач, что ручные, что автоматические при регулярному обслуживании ту же «сотню» тысяч км выхаживают, чего не сказать о системе постоянного полного привода TOD и ее муфте, а также крестовинах кардана. Подключаемый вручную механизм надежнее. Подвеска Sorento I средней надежности, основные узлы выдерживают 60-70 тыс.км.

Suzuki Grand Vitara III

Годы выпуска: 2005-2021

Разброс цен: 300 000 — 1 300 000 рублей

Один из первых автомобилей, который приучил россиян к тому, что японским внедорожником может быть не только Land Cruiser или Pajero.

«Гранд Витара» в третьем поколении очень полюбился отечественным автомобилистам за сочетание привлекательной внешности, умеренных габаритов, адекватной цены и, конечно, беспрецедентным возможностям вне асфальта. Интегрированная в конструкцию несущего кузова рама, постоянный полный привод и полноценная раздаточная коробка с блокировкой муфты и понижающей передачей — арсенал заядлого джипера, а не городского пижона.

Мы подробно уже разбирали все достоинства и недостатки Suzuki, так что напомним о главном. Не очень мощные бензиновые моторы 2.0 и 2.4 подъедают топливо и масло, так что две эти системы вместе с приводом ГРМ должны быть на контроле. Не самым большим ресурсом отличается навесное оборудование, так что есть смысл поискать добротные аналоги, например, радиаторов. Из двух моторов V6 выбирать стоит объемом 3.2 — он надежнее. У системы 4х4 два главных недостатка — текущие сальники и ненадежный передний редуктор. Из-за слабого сцепления предпочитать лучше автомат.

Renault Duster MT

Годы выпуска: 2021 — по настоящее время

Разброс цен: 300 000 — 1 240 000 рублей

Кто бы что ни говорил, но «Дастер» — это технический шедевр. Создать настолько простую, выносливую и проходимую машину за небольшое количество денег получилось пока только у французов. Да, у вседорожника скромная внешность, небогатый интерьер, не самый вместительный салон и во многом устаревшие опции, но ценят и покупают Duster даже спустя 10 лет не за это. А за неубиваемое шасси, неприхотливое обслуживание и за великолепные внедорожные способности, которые инженерам удалось выжать из обычных кроссоверных узлов.

Секрет успеха в удачной муфте от старших «Ниссанов» и главное — в уникальных настройках механической коробки передач, где первая ступень играет роль понижающей передачи. Особенно хорошо все это сочетается с тяговитым дизелем, а установка внедорожных колес делает легкий «Дастер» серьезным конкурентом даже нашему «Патриоту».

А еще интересно:  Передаём из рук в руки кроссовер Toyota Highlander — ДРАЙВ

Лучшим выбором будут пострестайлиговые версии, избавившиеся от разных мелких болячек и недостатков. Старые бензиновые двигатели первых лет выпуска 1.6 и 2.0 требуют хорошего топлива и масла, иначе могут капризничать и докучать троением, ошибками и требованием к чистке разных систем автомобиля. 90-сильный дизель — тихоход, так что лучше выбирать вариант на 110 «лошадок» и кормить их только проверенной соляркой.

Механика на «Дастере» надежная. Старый, но доработанный французский автомат боится перегрузок, да и с учетом отсутствия понижающего эффекта, лишает кроссовер преимуществ вне асфальта. В системе полного привода особое внимание не самым выносливым крестовинам карданного вала. Полный обзор модели — читайте на нашем сайте.

Subaru Forester III 2.0 MT

Годы выпуска: 2007-2021

Разброс цен: 450 000 — 1 350 000 рублей

Марка, модели которой в России имеют культовый статус, а самих владельцев нередко обвиняют в сектанстве. Увы, когда-то самобытная инжиниринговая компания Subaru действительно делала нетривиальные модели, используя оригинальные технические решения. К сожалению, конкуренция с крупными автоконцернами многие достижения сделала невыгодными, а потому сегодня японские кроссоверы с воспетыми в автоистории именами имеют малое отношение к прошлым легендам.

Одна из последних — Forester третьего поколения в единственной модификации: с 2.0-литровым бензиновым «оппозитом», механической коробкой передач, межосевым дифференциалом с блокирующей его муфтой и — внимание! — понижающей передачей. Со следующего поколения Forester потеряет почти все внедорожные навороты.

Что касается эксплуатационных характеристик, то большая часть из них связана с особенностями конструкции оппозитного двигателя — ремонт требует специфических навыков и инструмента, а потому обходится заметно дороже. До рестайлинга 2.0-литровый мотор принадлежал серии EJ и считался очень надежным, но требующим внимания к системе смазки и ГРМ (старший двигатель 2.5 боялся перегревов, а турбодвигатели Subaru достаточно капризны и менее ресурсны). После рестайлинга под капот Forester стали устанавливать цепной двигатель серии FB, которые, опять же, в основном боятся недостатка масла.

В системе полного привода основные вопросы обычно к муфте, которая страдает от длительных нагрузок. Зато к остальным элементам трансмиссии у механиков обычно вопросов нет. Не пожалейте денег на замену задних самоподкачивающихся амортизаторов.

Land Rover Freelander II

Годы выпуска: 2006-2021

Разброс цен: 400 000 — 1 900 000 рублей

Еще один кроссовер, на этот раз из премиального мира, который изначально сложно заподозрить во внедорожных рекордах. На самом деле самый маленький «Ленд Ровер» в умелых руках — очень талантливая машина. Несмотря на отсутствие серьезного арсенала, британский кроссовер, во-первых, оснащается очень тяговитыми двигателями — даже базовый дизель имеет 420 Нм момента, с которыми ему не особо нужна понижающая передача.

Во-вторых, у «Фрила» очень здорово сделана геометрия кузова с высоким клиренсом (210 мм), короткими свесами и большими углами въезда/съезда. В-третьих, муфта Haldex всегда имеет преднатяг на заднюю ось, что делает машину фактически постоянно полноприводной. Ну и в-четвертых, Freelander оснащен передовой для своего времени системой Terrain Response: в зависимости от выбранного режима движения, электроника настолько грамотно управляет двигателем, трансмиссией и электронными помощниками, что обутый в мало-мальски цепкую резину «Фрилендер» способен вне асфальта уехать очень далеко.

Самый популярный двигатель Land Rover Freelander — 2.2-литровый дизель PSA-Ford, имеющий два варианта форсировки — на 150 и 190 л.с. (отличаются прошивкой и системой охлаждения). Мотор надежный, без сажевого фильтра, но, само собой, требующий качественного обслуживания, хорошего масла и солярки — ремонт топливной системы будет стоить очень дорого. Кроме того, двигатель критичен к морозам, так что стоит поставить отопитель. У машин первых лет выпуска был дефект распредвала, который меняли по гарантии. Редкий бензиновый двигатель Volvo особых проблем не доставляет, кроме хорошего аппетита.

Японский автомат Aisin, как ни странно, получил смешанные отзывы и даже прошел отзывную кампанию, так что у агрегатов после 100 тыс.км могут быть проблемы. У полного привода недостаток один — открытый ветрам блок управления, который висит под днищем и собирает на себя всю грязь. Зато шасси служит долго, основные детали ходовой выдерживают порой по 120-150 тыс.км.

1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *