Чистка системы вентиляции картера
Со временем в системе вентиляции картера двигателя накапливаются смолистые отложения из картерных газов, затрудняющие отвод этих газов в цилиндры двигателя для сжигания. Из-за этого давление газов внутри двигателя повышается и появляются течи масла через уплотнения. Чтобы избежать этого, периодически очищайте и промывайте систему.
Схема вентиляции картера двигателя:
1 — вытяжной шланг;
2 — шланг отвода газов;
3 — дроссельный патрубок;
4 — указатель уровня масла;
5 — крышка маслоотделителя;
6 — датчик давления масла;
7 — прокладка;
8 — маслоотделитель.
Схема системы вентиляции картера: 1 — дроссельный патрубок: 2 — шланг первого контура; 3 — шланг второго контура: 4 — шланг впускной трубы; 5 — крышка маслоотделителя: 6 — маслоотделитель.
РекомендацияОчищайте систему вентиляции картера перед каждой заменой масла.
Вам потребуются: отвертка, ключ «на 13», керосин для промывки, чистые тряпки, емкость для промывки деталей.
ЗаметкаГайка крепления маслоотделителя труднодоступна без специального трубчатого ключа. Если такого ключа нет, очищайте маслоотделитель, не снимая его с двигателя. Если при очистке маслоотделителя в картер двигателя попало большое количество керосина, замените масло в картере.
7. Осмотрите прокладку крышки сапуна. Надорванную или сильно обжатую прокладку замените.
8. Соберите систему в порядке, обратном разборке.
- 1. Устройство сапуна, где находится
- 2. Причины, почему сапунит двигатель
- 3. Как устранить неисправность
- 4. Как не стоит делать
Не понимаете, почему сапунит двигатель? Это означает, что в картере накапливаются отработанные пары, оказывая давление изнутри силовой установки. Такое происходит с любым мотором, в том числе исправным — в последнем случае прорыв газа бывает слабым, и система вентиляции всё автоматически нормализует. А вот на старых, порядком изношенных ДВС, а также при наличии определённых неполадок — клапан со своей функцией не справляется.
Устройство сапуна, где находится
Чтобы лучше понять причины неисправности, полезно разобраться в устройстве узла. Как правило, он выглядит одинаково у всех производителей — в виде двух штуцеров, выходящих из‐под маслоуловителя в клапанной крышке. Различают сапун большой и малый.
- Первый имеет большое сечение и соединён непосредственно с впускным коллектором.
- На втором предусмотрели отверстие в 1–2 мм, которое выходит в систему впуска через систему дросселя. Малый сапун справляется с небольшой частью выхлопных газов.
Когда давление в картере возрастает, что характерно для подержанных транспортных средств, через поддон выходит большое количество газов. Картер ДВС непосредственно соединён с верхней частью клапанного механизма особой трубкой. Механизм сапуна уравнивает разность давлений, впуская наружный воздух.
Независимо от расположения, назначение устройства такое же. Примечательно, что клапан имеет добавочный фильтр, не позволяющий грязи, воде и лишним частичкам проникать внутрь ДВС вместе с атмосферным воздухом. Ниже описаны причины, и как устранить образование излишек картерных газов.
Причины, почему сапунит двигатель
Для начала узнаем, почему мотор сапунит. Происходит это по двум основным причинам, которые приведены ниже.
Проблема всегда сопровождается характерными признаками: течь и жор масла, сизый дым из заливной горловины на прогретом моторе.
Из косвенных причин выделяют неправильный подбор масла. Некачественное моторное масло парится, выгорает и оставляет отходы. Общее состояние дизельного агрегата при этом неблагоприятное — снижение компрессии, туман под капотом, чрезмерное разряжение во впускном тракте.
Вентиляция картера
Вентиляция отвечает за сброс излишек давления в атмосферу. Вначале её сделали по самому простому принципу — она имела всего одно отверстие с маслоуловителем, во избежание перерасхода смазки. Постепенно рециркуляцию усовершенствовали, и теперь это уже сложная конструкция, где излишки газов сначала поступают к воздушному фильтру, а затем снова в мотор. Есть также автомобили, в которых отработанные пары сразу выводятся в коллектор.
Как бы там ни было, в задачу клапана входит открывание/закрывание системы. Если он повреждается, то стопорит в одном положении, что сразу негативно отражается на работе силового агрегата. Заклинивание дросселя бывает двух видов:
- открытое, когда некоторая доля пара проходит в полость сгорания, обедняя горючую смесь и вызывая перебои, повышение расхода солярки и пропуски зажигания — особенно плохо это сказывается на современных ДВС;
- закрытое, когда внутри мотора создаётся высокое давление, масло выдавливается через манжеты и уплотнители — дополнительно загаживаются свечи зажигания, образуется сажа на клапанах, и всё это сопровождается увеличением расхода горючего.
Очевидно, что неисправная вентиляция не отводит пары. Они постепенно накапливаются внутри картера. Рано или поздно происходит их выброс, что сопровождается громким хлопком. А это риск серьёзной поломки двигателя.
Чтобы проконтролировать работу вентиляции, надо демонтировать лючок маслозаливной горловины. Если неисправности нет, то он легко снимется, а из горловины не будет выплёскиваться смазка или идти сизый дым. Если дизель сапунит, но масло не ест — это нормальный признак, означающий что вся система в порядке.
Поршневые кольца
Износ поршневой группы приводит к увеличению теплового зазора внутри силовой установки. В итоге кольца не обеспечивают должного уплотнения. Из‐за этого определённая часть смазки просачивается и попадает в рабочую камеру. Здесь она выгорает вместе с горючим, что приводит к увеличению давления в картере.
Залегание поршневых колец приводит к серьезным проблемам
Часто неисправность колец сопровождается миганием «check engine» на щитке приборов. Это легко проверить, замерив компрессию двигателя. Если она покажет меньше 11 единиц, это подтвердит догадку о том, что в одном из цилиндров залегли кольца.
Как устранить неисправность
Если дизель сапунит, что делать? В случае с изношенными кольцами обычно проводят ремонт двигателя. Заменяют кольца, поршни или растачивают цилиндры блока. Конкретный способ устранения определяется на стадии диагностики, когда выявляется точная причина неисправности. Одновременно проверяют ГБЦ — здесь не должно быть поломки втулок или клапанов, иначе замена поршневых элементов ничего не даст.
Клапан вентиляции желательно как можно быстрее прочистить. Часто он забивается грязью, и движок начинает сапунить. Кроме того, выход масла через трубку сопровождается накоплением пыли. Она и зажимает выпускной канал рециркуляции. В конечном счёте, на длительно работающем двигателе создаётся лишнее давление, провоцирующее утечку масла сквозь уплотнительные элементы.
Очистка сапуна проводится в снятом виде. Если он сильно забит продуктами износа, то рекомендуется сразу ставить новое устройство. Перед этим место установки надо тщательно прочистить, чтобы исключить ранее засорение.
Как не стоит делать
Неправильно решать проблему отсоединением вентиляционной трубки картера от клапанной крышки и выводом его под машину — это только крайняя мера, помогающая добраться до гаража или близлежащего сервиса. Дело в том, что шланг начнёт собирать пыль, подсасывая при работе поршней грязный уличный воздух. Такая экономия на полноценном восстановлении системы лишь усугубит ситуацию. Всё может закончиться сложным капремонтом агрегата, так как быстро износится ЦПГ, коленвал и другие узлы.
Каждые 10–15 тыс. километров пробега сапуны желательно осматривать, особенно если машина часто эксплуатировалась вне асфальта. Также обращать на эти детали внимание надо при обнаружении течи масла на ДВС. Делается это путем снятия устройства и осмотра хода крышки. Она должна свободно перемещаться, без залипания.
В этой статье постараемся разобраться в таком вопросе, почему сапунит двигатель, какие могут быть последствия и какие проблемы вылезут наружу при диагностике силового агрегата с подобной неисправностью.
Сразу стоит оговориться, что сапунить может любой, вполне исправный мотор. Это связано с тем, что весь объем сгоревшей топливовоздушной смеси поршневые кольца не в состоянии удержать в цилиндре, и часть воздуха все равно попадет в поддон двигателя. Это в свою очередь создает условия для появления избыточного давления внутри движка, которое будет стараться выдавить масло через сальники и различные соединения, плюс отрицательно скажется на свойствах моторного масла. Но так как на исправном двигателе прорыв газов минимальный, то и давление газов будет минимальным.
Стрелкой отмечен клапан вентиляции картера PCV
Для того, чтобы снизить избыточное давление в картере двигателя была разработана система вентиляции картерных газов. На различных типах двигателей она отличается своей конструкцией, но суть остается одна — это снять излишнее давление внутри двигателя.
Система работает по принципу сапуна (сапун – дыхательный клапан), то есть это такое устройство, которое служит для выравнивания давления в картере с атмосферным.
Схема работы сапуна
Картер двигателя через шланг или металлическую трубку соединен с крышкой клапанов двигателя. При работе мотора, поршня при рабочем ходе создают разряжение, вытягивая в свою очередь воздух из картера, тем самым снимая излишнее давление в поддоне.
Система управляемой вентиляции картера
В крышке клапанов устанавливается маслоотделитель, с помощью которого часть масла, попавшая с воздухом из картера, вновь возвращается в поддон.
Помимо основной системы вентиляции картера через сапун, часть воздуха подтягивается еще и через дроссельный узел, соединенный с полостью клапанной крышки. А так как помимо воздуха втягиваются и пары масла, не осевшие в маслоотделителе, то по мере износа поршневой группы, в дроссельной заслонке начинает скапливаться большое количество нагара, вызывая нестабильную работу двигателя.
Первой очевидной причиной избыточного давления в двигателе является износ цилиндропоршневой группы. По мере эксплуатации происходит естественный износ стенок цилиндров, поршней и поршневых колец, что способствует увеличению прорыва газов в поддон двигателя.
Система вентиляция картерных газов
Процесс вентиляции подразумевает замкнутый цикл движения картерных газов. То есть из картера через сапун газы попадают в маслоотделитель, где освобождаются от капель масла, захваченного воздухом и через выходящий шланг из крышки клапанов, вновь попадают в воздухозаборник, возвращаясь в камеру сгорания двигателя.
В систему вмонтирован клапан, так называемый КВКГ (клапан вентиляции картерных газов), в задачу которого входит открывать систему вентиляции при возникновении излишнего давления в картере. Он работает только на отсос газов, не пуская их обратно. Клапан оснащен мембраной и имеет два отсека срабатывающих при нормальном и повышенном давлением. Если же клапан по какой-либо причине неисправен, то есть заклинит в открытом или закрытом положении, то это сразу отразится на работе двигателя.
Клапан вентиляции картерных газов PCV
Так при заклинивании в открытом положении, часть картерных газов будет постоянно попадать через отсек с нормальным давлением в камеру сгорания двигателя, обедняя смесь, вызывая перебои в работе мотора (возможны пропуски зажигания) и увеличивая расход топлива. Особенно это отрицательно отразится на инжекторных моторах, последнего поколения, где отвод картерных газов врезается уже после узла дроссельной заслонки.
Когда же клапан заклинит в закрытом положении, то в двигателе создастся высокое избыточное давление и масло будет просто пытаться выдавливаться через сальники и различные соединения. Плюс высокое давление будет выдавливать масло в камеру сгорания забрасывая свечи зажигания, наслаиваясь нагаром на тарелках клапанов и даже выдавливать масло через свечи в свечные колодцы. При сильно высоком давлении возможно даже выдавливание масляного щупа из его канала. Как правило, все это сопровождается повышенным расходом моторного масла и как следствие «голодание» коленвала» и других трущихся пар, что может вывести двигатель из строя.
Следствие сгорания масла в цилиндре, попадавшее через систему вентиляции картерных газов
Способы решения проблемы
1. Ремонт двигателя
В зависимости от состояния, это может быть просто замена колец, либо замена поршней и поршневых колец ремонтных размеров, что связано с расточкой цилиндров блока.
В ГБЦ не должно быть износа направляющих втулок и самих клапанов, в противном случае замена маслосъемных колпачков не решит проблему.
2. Очистка клапана, замена мембраны либо самого клапана вентиляции с прочисткой всей системы вентиляции (бывает полностью забитой грязевым нагаром);
Патрубок системы вентиляции картера
3. Очистка маслоотделителя.
Как проверить состояния вентиляции картера
На заведенном двигателе необходимо снять крышку маслозаливной горловины на крышке клапанов. При исправном двигателе крышка легко снимется, из горловины не будут выплескиваться брызги масло или идти сизый дым. Если и проскочит две-три капельки масла, это нормально и значит поршневая группа, как и система вентиляции картерных газов исправна.
В противном случае при открытии крышки будет разбрызгиваться масло, воздух будет сапунить и возможно появление выхлопа, как из выхлопной трубы.
Как не стоит решать проблему
Вроде бы решить проблему можно отсоединив шланг вентиляции картера от крышки клапанов и выведя его минуя двигатель под машину. Однако в этом случае шланг вентиляции помимо выброса газов будет являться пылесборником, так как при ходе всасывания поршней, будет подхватывать воздух с улицы. Такая экономия, на решении проблемы. Может закончится быстрым износом как ЦПГ, коленвала и сложным и дорогостоящим ремонтом двигателя. Подобная мера может быть допустима в крайнем случае, когда нужно добраться до гаража с неблизкого расстояния, а мотор закидывает маслом.
Картерные ГАЗЫ! ))
Сообщения: 69Зарегистрирован: 10 сен 2013, 13:42Автомобиль: ВАЗ 21214Имя: МихаилОткуда: Санкт Петербург
Контактная информация:
Сообщения: 13Зарегистрирован: 24 дек 2014, 07:36Автомобиль: 2131Имя: ВасяОткуда: ОмскЪ
19 янв 2015, 10:04
Сообщения: 2854Зарегистрирован: 13 ноя 2013, 20:54Автомобиль: ВАЗ 21214М «Нуф-Нуф» (рабочий), ВАЗ 21213 «пока еще белый танк» уже давно продан, теперь 212180 Бронто, Toyota RAV4Имя: НикитаОткуда: Москва и область
Контактная информация:
19 янв 2015, 18:23
Просто, да не совсем. Стакан еще к блоку прикручен. Под картером. Может не вылезти.
«Гоняю в хвост и в гриву свою родную «Ниву» — отечественный трактор повышенных проблем!..» Гриша Заречный.
19 янв 2015, 19:16
Последний раз редактировалось BaC9I 19 янв 2015, 20:20, всего редактировалось 1 раз.
Сообщения: 596Зарегистрирован: 23 апр 2014, 17:13Автомобиль: нива 2121, шевроле круз, БМВ 320i..УАЗ ХантерИмя: русланОткуда: ЯНАО
Контактная информация:
19 янв 2015, 19:55
Это у вас не газы.это вы сальник устоновили плохо или скорей всего он плохой как известно все сальники импортные на ниво это китай
20 янв 2015, 10:01
Согласен. нельзя исключать фактор дермосальника и криворукую установку
. А может быть и все вместе. Поэтому
сначала буду чистить систему отвода газов, потом новый сальник.
21 янв 2015, 11:21
02 фев 2015, 14:39
Всем привет. И вот наконец результат: Криворукий сальник.
С картерными газами все оказалось ОК. Чисто. И стакан и шланги.
02 фев 2015, 17:01
Сообщения: 17Зарегистрирован: 12 апр 2015, 20:46Автомобиль: Нива 21214Имя: РоманОткуда: Санкт Петербург
Контактная информация:
20 дек 2015, 23:05
у меня проблема непонятная на 21214 ниве . может кто сталкивался?
И на старом движке и на новом одинаковая проблема. Под клапанной крышкой создаётся давление, аж масло давит из под прокладки и прямо на коллектор. Снимаю шланг сапуна там всё наоборот , создаётся вакуум. Дунул в шланг , всё продувается хорошо. В горловину заливную дунул из шланга дует . Двигло новое.
Сообщения: 2550Зарегистрирован: 19 сен 2010, 15:49Автомобиль: ВАЗ 21213, зелёный сад, ВАЗ 21213, какой-то красный оттенокИмя: АлексейОткуда: Санкт-Петербург
20 дек 2015, 23:57
romanrimЕсли прокладка/плоскость плохая — так и будет. По остальным вопросам рекомендую пошукать схему вкг и понять где чё как и когда должно кому чего дуть.
08 янв 2016, 12:05
Поставил две прокладки под клапанную крышку. Сделал прижимной уголок на всю длину крышки вместо фигурных шайб. Вроде теперь не воняет. Но это временное решение
Сообщения: 307Зарегистрирован: 14 июн 2015, 15:12Автомобиль: нива 21213Имя: никОткуда: Моск. обл.
Контактная информация:
08 янв 2016, 12:09
romanrim писал(а):Двигло новое.
А компрессия какая?
Сообщения: 874Зарегистрирован: 30 июн 2011, 18:13Автомобиль: шНива(Мурена)Имя: МихаилОткуда: Киев, Левый берег
08 янв 2016, 15:27
я как-то на Ниве в городе оторвал резонатор с бордюра, с него вывалился приличный огурец, я был в шоке. Но если машина ночевала в грязи пока бегали за трактором то вероятность существует, это была первая Нива у меня, до этого я успел сделать капиталку на ней, но как она после этого выкидыша повалила! Я с тампоном этим полгода проездил.
Сообщения: 337Зарегистрирован: 02 мар 2013, 12:09Автомобиль: ВАЗ 2121 Нива АкацияИмя: ВикторОткуда: Чистоград
Контактная информация:
31 янв 2016, 17:26
А от чего она образовалась — пробка-то? Не настоящий же огурец там сидел:)) ?
По максимуму хотят все.
Для чего — ответят единицы.
05 мар 2016, 04:24
Потому что кольцам хана.Нужен кап ремонт двигателя.
Сообщения: 54Зарегистрирован: 06 окт 2014, 11:12Автомобиль: ваз 2121Имя: николайОткуда: мурманск
Контактная информация:
16 мар 2016, 15:48
Mike121 писал(а): потек опять передний двигателя. «знающие люди» предположили, что его пробило картерными газами
у дружка на волге передний сальник 3 раза выдавливало.как оказалось из-за осевого люфта коленвала.после замены полуколец все стало ок!
Сообщения: 49Зарегистрирован: 04 июл 2016, 18:28Автомобиль: ВАЗ 21310, 2005 г.в., двиг., 1.7 инжектор, VW Passat Variant. 1992 г.в., двиг. 2л, 2Е, 5МКПП 02А, ГУР, кондиционерИмя: ЮрийОткуда: Тверская область
08 июл 2016, 12:57
ботаник51 писал(а):Mike121 писал(а):
потек опять передний двигателя. «знающие люди» предположили, что его пробило картерными газами
У тебя рулевое с ГУРом или нет? Если с ГУРом, то между шкивом КВ и шкивом ГУРа должна стоять толстая центровочная шайба:
Я сам столкнулся с подобной бедой при покупке своей нивки))) — два раза сальник передний менял, покуда детально не разобрался в этом вопросе! Зато теперь под капотом чистота и порядок!!!
Последний раз редактировалось Portada 09 июл 2016, 04:21, всего редактировалось 1 раз.
Причина: Как вставить фото в ответ: http://www.niva-club.net/viewtopic.php?f=3&t=8752
Вернуться в «Двигатель — общие вопросы»
Как проверить Сапунит ли мотор?
Проверку начнем с оценки выхлопных газов. Для этого достаточно завести мотор и посмотреть на их цветовой оттенок. Если он имеет сизый или черный цвет – это указывает на попадание масла в цилиндры из-за износа или залегания колец ЦПГ или же проблем с ГРМ.
Почему идут газы из сапуна?
Если давление в картере превышает атмосферное, то из полости узла через неплотности начинает выдавливаться рабочая жидкость. Такое явление получило название «гонит масло через сапун». Если компрессия в картере понижается, в его полость поступает воздушная масса с пылью.
Почему Сапунит двигатель нива?
Дело в том, что при сгорании в цилиндрах рабочей смеси образуются отработанные газы, которые находятся под давлением, из-за чего часть их проникает в подпоршневое пространство – картер, где смешивается с масляным туманом и влагой, образованной в результате конденсации. Вся эта смесь получила название картерных газов.
Как устранить дым из сапуна?
Устранение неполадок можно провести двумя простыми способами: разобрать сапун и отмыть все необходимые детали и фильтр от отложений, или же добавить в масло специальную моющую присадку, которая устранит все грязные образования.
Что будет если забит сапун?
Как правило, из строя выходит клапан, забивается проходное отверстие в сапуне и т. д. Нормальная вентиляция нарушается, отработанные газы попадают в картер ДВС и поднимают давление. В ряде случаев перелив моторного масла намного выше рекомендуемого уровня приводит к тому, что излишки вытекают через сапун.
Как узнать есть ли в двигателе присадки?
Признаки наличия присадок в двигателе
В масле образуются светло-коричневые пятна, если присадки содержат медь, а наличие молибдена в составе отражается серым нагаром. Т. е. определить наличие присадок в двигателе можно по свечам зажигания, которые подвергаются окрашиванию.
Как должен работать двигатель?
Он должен работать ровно, без перепадов звука и не издавая звук громче или тише без нажатия на педали. Стоит помнить, что звук работы дизельного двигателя отличается от звука работы бензинового – он «тарахтит», как трактор, в то время как бензиновый двигатель работает в одной тональности.
https://youtube.com/watch?v=FDCEZXtPeio
Как узнать по номеру двигателя в угоне он или нет?
Чтобы убедиться, не числится ли автомобиль с таким двигателем в угоне, можно проверить его по номеру в базе данных ГИБДД, на портале «Автокод», с помощью сервиса «Автобот», или же воспользовавшись услугами экспертных бюро.