Баланс ширины передней и задней оси автомобиля

Баланс ширины передней и задней оси автомобиля

Почему баланс между шириной колеи должен обязательно соблюдаться? — этим вопросом
задаются многие люди, которые желают установить проставки, и уж тем более не все
понимают, почему передняя ось должна обладать чуть более широкой колеёй. Однако,
существующее техническое обоснование этого изобилует огромным количеством терминов
и математических расчетов, включающих и сопромат, но существует возможность
обоснования этой необходимости в более доступном виде.

1. Передняя ось «продавливает» сложные участки дороги (снег, грязь и т.п.), что в
итоге позволяет задней оси гораздо более легко преодолевать сложные поверхности.
Особенно актуально это для заднеприводных автомобилей, и тюнинг ВАЗ
классической компоновки должен происходить с учётом того, что задняя часть
автомобиля значительно легче, а потому по неподготовленному сложному участку
может и не проехать, что привете к остановке автомашины.

2. Штатная компоновка автомобилей предусматривает зауженную колею заднего
моста и, соответственно, более узкие колесные арки, так как колёса в них не
поворачиваются. Соответственно при тюнинге автомобиля увеличение колеи может
привести к повреждению кузова на выбоине, кочке или иной преграде, которая
приведет к полному раскрыванию и последующему сжатию пружины подвески.

3. Динамика автомобиля при более широкой передней колее гораздо более высокая.

4. Ответ на поворот руля при более широкой передней колее относительно задней будет
более быстрым и информативным. При этом придётся потратить гораздо меньше сил
на поворот колёс в ответ на движение рулём.

Ваз-2121 «нива»

Легковой автомобиль повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива» выпускался Волжским автомобильным заводом с 1977 по 1994 годы.

ВАЗ-21211 — с двигателем ВАЗ-21011 (рабочий объём 1,3 л.), выпускался в небольших количествах на экспорт.

ВАЗ-21212 — экспортная версия с правым расположением органов управления.

ВАЗ-21215 — с дизельным двигателем Peugeot-XUD9ND (рабочий объём 1,9 л., мощность 65 л.с. (47,8 кВт) при 4600 об/мин, скорость 120 км/час).

ВАЗ-2121 пикап — вариант с кузовом пикап.

ВАЗ-2121Б (1992-1993) — бронированный инкассаторский автомобиль. Создан дочерней фирмой ОАО «Производство Специальных Автомобилей БРОНТО» в 1992 году. Выпускался ограниченной серией.

«Нива-Бора» — версия с открытым стеклопластиковым кузовом.

ВАЗ-2121 «Утилитер» — грузопассажирская модификация для рынка Франции. Вместо заднего сиденья устанавливалась металлическая перегородка, а на задних окнах монтировались трубчатые решетки.

ВАЗ-2121 «Сахара» — опытная грузопассажирская модификация.

ВАЗ-2121 Auviga — автокемпинг изготовленный литовской фирмой Auviga.

В относительно больших количествах ВАЗ-2121, под насванием Lada Niva экспортировали в разные страны.

Кузов — универсал, цельнометаллический, несущий, трёхдверный, передние сиденья откидываются вперёд для доступа к заднему сиденью, заднее сиденье складывается и образует площадку для перевозки груза.

Колёсная формула 4х4

Колея спереди/сзади 1430/1400 мм.

Масса багажа 120 кг. при перевозке 4 чел., при перевозке 2 чел. масса багажа 260 кг., 330 кг. при 1 чел.

Допустимая масса прицепа 300 кг.

Снаряженная масса 1150 кг.

на переднюю ось 680 кг.

на заднюю ось 470 кг.

Полная масса 1550 кг.

на переднюю ось 750 кг.

на заднюю ось 800 кг.

по оси следа внешнего переднего колеса 5,5 м.

наружный габаритный 5,8 м.

Максимальная скорость 132 км/час

Тормозной путь со скорости 80 км/час 40 м.

Время разгона с места до 100 км/час 23 с.

А еще интересно:  Снятие переднего сиденья ВАЗ 2131. Снятие передних сидений ваз 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115. Чем официалы, лучше сам!

Контрольный расход топлива при 80 км/час 9,9 л/100 час

Двигатель ВАЗ-2121: карбюраторный, рядный, четырёхцилиндровый, четырёхтактный

Диаметр цилиндра и ход поршня 79х80 мм.

Рабочий объём 1,57 л.

Степень сжатия 8,5

Порядок работы цилиндров 1-3-4-2

Максимальная мощность 80 л.с. (58,8 кВт) при 5400 об/мин

Максимальный крутящий момент 12,4 кгс*м (121,6 Н*м) при 3000 об/мин

Электрооборудование 12 В

Аккумуляторная батарея 6СТ-55

Сцепление однодисковое сухое

Коробка передач 4-ступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода

Раздаточная коробка двухступенчатая с постоянно включенным межосевым дифференциалом, имеющим блокировку

Главная передача одинарная, гипоидная

коробки передач I-3,242; II-1,989; III-1,289; IV-1,0; з.х. — 3,34

раздаточной коробки: высшая — 1,2; низшая — 2,123

главной передачи 4,3

Рулевой механизм: глобоидальный червяк и ролик

Передняя подвеска независимая на поперечных рычагах с цилиндрическими пружинами; амортизаторы гидравлические, телескопические

Задняя подвеска с цилиндрическими пружинами и реактивными штангами; амортизаторы гидравлические, телескопические

Рабочие тормоза: передние дисковые, задние барабанные; привод гидравлический, раздельный с вакуумным усилителем; задние тормоза имеют регулятор давления

Стояночный тормоз с механическим приводом на задние колёса

Как подготовить ниву к бездорожью

Выбор автомобиля «Нива» обусловлен, как правило, оптимальным соотношением цены и потребительских качеств. Проходимость этого автомобиля чуть более высокая, если сравнивать с иномарками. Если даже такая проходимость не устраивает владельца, необходимо подготовить «Ниву» к бездорожью. При этом программа подготовки не должна содержать излишних затрат, но в то же время сохранять универсальность машины, не превращая ее в трактор.

Инструкция

Компоновочная схема ваз-2121 «нива»

2. Передний фонарь;

5. Бачок омывателей ветрового стекла и фар;

7. Воздушный фильтр;

8. Расширительный бачок системы охлаждения;

9. Аккумуляторная батарея;

10. Рычаг блокировки дифференциала в раздаточной коробке;

11. Рычат переключения передач;

12. Рычаг переключения передач в раздаточной коробке;

13. Рулевое колесо;

14. Переднее сиденье;

15. Заднее сиденье;

16. Бачок смывателя заднего стекла;

17. Основной глушитель;

18. Задний бампер;

19. Задний тормоз;

20. Пружина задней подвески;

21. Задний амортизатор;

22. Поперечная реактивная штанга задней подвески;

23. Продольная реактивная штанга задней подвески;

24. Топливный бак;

26. Дополнительный глушитель;

27. Задний карданный вал;

28. Бачок для жидкости гидропривода тормозов;

29. Бачок для жидкости гидропривода сцепления;

30. Раздаточная коробка;

31. Педаль сцепления;

32. Педаль тормоза;

33. Передний тормоз;

34. Пружина передней подвески;

35. Передний мост;

36. Боковой указатель поворота;

37. Передний бампер.

Про угол продольной проходимости (рампы, переката)

Угол продольной проходимости — это максимальный угол, при котором машина может перейти со склона на горизонтальную часть эстакады, ничего не задевая днищем. Угол рампы (переката) — это максимальный угол, между касательными к передним и задним колесам и нижней точкой автомобиля.

Угол продольной проходимости напрямую зависит от показателя длины колесной базы. Автомобили с небольшой колесной базой и минимальными свесами обладают большим показателем угла продольной проходимости, что существенно облегчает их эксплуатацию.

Теперь о необходимых примочках

Сейчас стоит поговорить о том, какие же «прибамбасы» понадобятся Вам, осуществляя тюнинг нивы для бездорожья. Итак:

1. Начнем с мелочи — багажника. Вообще багажное отделение у нивы ужасно мелкое, так что либо нужен прицеп, либо цепляем багажник сверху. Ясно, что прицеп нам на бездорожье ни к чему. Поэтому просто устанавливаем на крышу дополнительный багажник. Совет:

2. Поскольку бездорожье предполагает и преодоление водных преград, то настоятельно рекомендую Вам сделать следующее:

  • воздушный фильтр полностью загерметизировать и вывести забор воздуха на крышу;
  • заменить заводской вентилятор на спаренные электрические. Их можно будет отключать из салона при пересечении брода;
  • конечно же, провести дополнительную гидроизоляцию системы зажигания.
А еще интересно:  Купить новое авто LADA Niva Travel в Москве: цена на Лада Нива 2022 у официального дилера -

3. Наконец, непременным атрибутом внедорожного тюнинга является лебедка. Вот, что я Вам скажу: очень часто вижу, как на машине установлена лебедка, но толку от этого никакого. Почему? Все очень просто. Некоторые устанавливают лебедку больше для «щегольства», чем для дела. Чтобы лебедка действительно выполняла свои функции на бездорожье, нужно сделать следующее:

  • обязательно приобрести качественное изделие. Не пожалейте на него денег;
  • желательно установить лебедку не только впереди, но и сзади. Тогда Вы спокойно сможете и подтягивать свою ниву вперед, когда это нужно, и вытягивать ее назад, если уж совсем серьезно засядете.

Ходовые макеты

Но в 1988 году никто на заводе и предположить не мог, что на решетке Нивы когда-то появится золотой крест. В то время там занимались испытаниями ходовых макетов с незатейливыми названиями ХМ-01 и ХМ-02, в ходе которых конструкторы занимались оценкой и доводкой шасси и рулевого управления. Сравнивали прототипы, разумеется, с обычной старушкой-Нивой.

Кроме широкой средней стойки, прототипы отличались бамперами и задней оптикой от ВАЗ-2107
Кроме широкой средней стойки, прототипы отличались бамперами и задней оптикой от ВАЗ-2107

Результаты оказались обнадеживающими: не сильно уступая ВАЗ-2121 в проходимости, ходовые макеты «улучшенной Нивы» по ездовым качествам и уровню комфорта были сравнимы даже с «восьмеркой», не говоря уже о Жигулях!

При этом улучшились не только устойчивость и управляемость, но и динамические качества – обгоны на загородном шоссе машине с 1,8-литровым двигателем давались значительно легче, чем обычной Ниве с мотором ВАЗ-2106 объемом 1,6 литра. Стало очевидно, что в любом случае рабочий объем двигателя новой модели необходимо будет увеличить.

Еще одно важное преимущество прототипов над серийной Нивой – «лёгкий руль», реализованный благодаря использованию реечного механизма оригинальной конструкции, усилия на котором были снижены на 60%. Фактически, по этому параметру прототипы были сравнимы с переднеприводной Самарой!

Правда, испытатели отмечали, что улучшение устойчивости, управляемости и плавности хода не прошло даром – крены по сравнению с «двадцать первой» увеличились, а на рулевое управление при движении в колее приходили ощутимые удары.

Передние и задняя независимые подвески ХМ-01 обеспечивали лучшую проходимость, ведь у машины просто не было характерного «чулка» заднего моста.

Удивительно, но практические испытания прототипов на тяжелом бездорожье (включая зимники) показали, что ХМ-01 по проходимости превосходит не только «старшую сестру» модели 2121, но и тяжелые внедорожники вроде отечественного УАЗа и американского Chevrolet Blazer, который также принимал участие в сравнительных заездах.

Испытания на дорогах с твердым покрытием позволили конструкторам понять, что необходимо изменить в настройках подвески и реечного рулевого управления, чтобы улучшить ходовые качества новой модели в сравнении с Нивой. Практически сразу специалисты ВАЗа пришли к выводу, что снизить уровень вибраций и ударов на рулевом колесе поможет установка демпфера и рулевого управления с гидравлическим усилителем.

Проверка внедорожного потенциала помогла и ответить на вопрос, какими должны быть лучшие универсальные шины для Нивы. Интересно, что на прототипах использовались очень необычные колеса – обточенные ступицы обычного диска Нивы с ободьями от УАЗа, на которые были установлены шины Я-288 размерности 185/80 R15 от микроавтобуса РАФ-2203.

Оказалось, что проходимость прототипов сильно зависит от давления в шинах: только при снижении параметра до 1,0 атмосферы с «обычных» 1,5-1,8 атмосфер шины переставали зарываться в сыпучий песок.

Прямая зависимость проходимости от рисунка протектора и состава смеси заставили конструкторов активизировать сотрудничество с НИИШП. Их результатом стали опытные шины Макет-4 размерности 195/70 R15. Именно «пятнадцатый диаметр» был утверждён для новой модели, поскольку узкие и высокие 16-дюймовые шины ВлИ-10 (не говоря уже о зубастых ВлИ-5) не обеспечивали требуемых параметров курсовой устойчивости и плавности хода.

А еще интересно:  Загорелась лампочка ABS? Основные причины и их решение «

Впрочем, в период с 1988 по 1991 годы на ВАЗе совместно с НИИШП работали над разными размерностями шин для будущей модели 2123. В частности, рассматривался даже вариант колес 185/65 R15 – то есть, такой же размерности, как у современного Логана. Разумеется, на таких низкопрофильных шинах ХМ-01 сразу сильно потерял в дорожном просвете и смотрелся довольно несуразно.

В ходе работы над прототипами конструкторы пытались найти новое место для запасного колеса, которое сначала хотели разместить снаружи кузова под полом багажника (как на Renault Duster). Однако в итоге «запаска» переехала на дверь задка, хотя это очень не нравилось некоторым тольяттинским дизайнерам.

Запасное колесо на прототипе установили под багажником. Обратите внимание на задние фонари – они от семёрки.
Запасное колесо на прототипе установили под багажником. Обратите внимание на задние фонари – они от семёрки

В ходе практических испытаний было выявлено, что применение схемы МакФерсон в задней подвеске является не слишком целесообразным, а размерность передних стоек требовала увеличения.

Свою работу выполнили

Ходовые макеты позволили ответить на важный вопрос – что же делать с обычной Нивой? Было решено, что наработки по прототипам ХМ-01/02 будут реализованы в рамках работы над моделью 2123, ну а в случае с ВАЗ-2121 решили ограничиться малой кровью – удлинить заднюю дверь до бампера, несколько осовременить интерьер и увеличить рабочий объем двигателя до 1,7-1,8 литра.

Перипетии девяностых годов, связанные с распадом СССР, не лучшим образом сказались на судьбе новых моделей. Если «двести тринадцатую», пусть и с задержками и осложнениями, все же в несколько этапов удалось запустить в серийное производство, то модель 2123 удалось полноценно освоить уже лишь в рамках СП с General Motors.

Принципиальные отличия прототипов от ВАЗ-2121:

  • двигатель объемом 1,8 л
  • реечный рулевой механизм
  • независимые подвески
  • схема тормозной системы
  • расположение запасного колеса
  • 15-дюймовые колеса

В статье использованы данные и изображения книг «Высокой мысли пламень» (тома 2 и 3, Тольятти, 2004-2008 гг.)

В итоге

Lada 4×4 является внедорожником малого класса с несущим кузовом. Трансмиссия с постоянным полным приводом, двухступенчатой раздаточной коробкой и блокируемым межосевым дифференциалом. Автомобиль ВАЗ 2121 имеет хорошие геометрические параметры проходимости за счёт большого дорожного просвета, небольших свесов кузова и сравнительно короткой 2,2-метровой колёсной базы. В результате автомобиль продемонстрировал уникальную для своего класса проходимость.

Пятидверный ВАЗ 2131 является менее проходимым из-за увеличенной колесной базы, но имеет ряд других преимущества: большой багажник, вместительный салон и устойчивость на трассе. Ознакомиться более детально с Lada 4×4 Урбан можете в видео обзоре.

Решили испытать Lada 4×4 по бездорожью? Начните доработку автомобиля с установки внедорожных шин.

Ключевые слова: лада 4х4 урбан | передняя подвеска 4х4 | задняя подвеска 4х4 | коробка передач 4х4 | шины 4х4

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl Enter..

1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector