7 причин почему стучат гидрокомпенсаторы на горячем двигателе

Содержание

Что может гидрокомпенсатор

Гидравлический компенсатор устанавливается между толкателем клапана и кулачком распределительного вала. Эта деталь самостоятельно регулирует величину теплового зазора. Как видно из названия, автоматическая регулировка происходит за счет гидравлического действия масла на элементы компенсатора.

Если раньше эту функцию выполняли механические устройства, которые постоянно нуждались в регулировке или замене, данные элементы выполняют работу в автоматическом режиме, облегчая жизнь автовладельцу.

Немного истории

В старых двигателях, например, советской классики, не было ни гидравлических, ни механических компенсаторов теплового зазора. По этой причине в плановое техническое обслуживание автомобиля входила обязательная регулировка этого параметра. Часто производители устанавливали интервал в 10 тысяч километров.

Гидрокомпенсаторы: что это такое и почему они стучат

Когда выполнялась данная процедура, снималась клапанная крышка и специальным щупом и ключом корректировалась величина теплового зазора. Не каждый владелец мог самостоятельно выполнять данную процедуру, а если этого не делать, двигатель начинал шумно работать и терять динамические свойства.

В таких моторах через каждые 40-50 тысяч пробега клапаны приходилось менять, что добавляло головной боли владельцам таких автомобилей. Конструкция нуждалась в доработке, поэтому между толкателем и кулачком начали устанавливать шайбу определенной толщины. Теперь изнашивался не сам шток клапана, а эта деталь.

Несмотря на это регулировка все равно должна была производиться, а ремонтные работы сводились к простой замене шайбы. Некоторые производители до сих пор используют подобные детали в моторах своих автомобилей.

Гидрокомпенсаторы: что это такое и почему они стучат

Несмотря на значительное улучшение схемы работы газораспределительного механизма, техническое обслуживание агрегата все равно должно было проводиться достаточно часто.

На смену механическим компенсаторам пришел оригинальный механизм, который корректировал зазоры в автоматическом режиме. Система гидравлических компенсаторов увеличила интервал работ по обслуживанию ДВС почти в три раза, и теперь под клапанную крышку нужно заглядывать намного реже – не чаще чем через 120 тысяч километров.

Принцип работы гидрокомпенсатора

Гидрокомпенсатор имеет следующее устройство:

Гидрокомпенсаторы: что это такое и почему они стучат

Работа гидравлического компенсатора заключается в следующих двух режимах:

  1. Кулачок распределительного вала повернут в сторону от рабочей поверхности компенсатора. На пружину плунжера не оказывается давления, поэтому она поднимает его так, чтобы он прижимался к кулачку. Место, где находился плунжер, заполнено маслом. Давление жидкости равно давлению в системе смазки мотора;
  2. Когда кулачок поворачивается в сторону клапана, он приводит в движение плунжер, опуская его к штоку клапана. Жесткость пружины подбирается с учетом того, чтобы при минимальных усилиях клапан, установленный в головке блока цилиндров, открывался в соответствии с положением кулачка. Чтобы усилить давление на шток клапана, используется объем масла, находящийся в подплунжерном пространстве.

Таким образом, гидрокомпенсатор «подстраивается» не только под тепловое расширение деталей ГРМ, но и к износу кулачков и штоков клапанов. Такое оригинальное решение исключает частую подстройку механизма под эти изменения.

Коротко о работе гидрокомпенсатора рассказывается в данном видео:

Расположение гидрокомпенсатора

Чтобы найти в моторе гидрокомпенсатор, необходимо понимать особенности конструкции двигателя. В стандартных современных силовых агрегатах над блоком цилиндров располагается головка, а в ней устанавливается распределительный вал. Его кулачки приводят в движение впускные и выпускные клапаны.

Гидрокомпенсаторы, если они имеются в данной модификации мотора, будут устанавливаться как раз между кулачком и штоком клапана. Гидрокомпенсатор обеспечивает постоянный зазор между клапаном и кулачком, независимо от температуры (и, естественно, расширения штока клапана) клапанов.

Какие бывают типы и виды гидрокомпенсаторов

Выше был описан принцип работы одного из видов компенсаторов. Инженеры каждой отдельной компании по производству автомобилей могут использовать и другие виды гидрокомпенсаторов:

  • Гидротолкатель, который описан выше. Он устанавливается между кулачком распредвала и штоком клапана;
  • Гидроопора;
  • В старых моторах использовалась гидроопора, которая устанавливалась в коромысла или в рычаги толкателей клапанов;
  • Гидротолкатели роликовые.

Большинство автопроизводителей стараются уходить от гидроопор, так как устройство гидротолкателей максимально простое. Хотя устройство типа газораспределительного механизма может и не позволить использовать такой тип компенсаторов. На фото ниже показано, какое расположение гидрокомпенсатора может быть в зависимости от типа ГРМ мотора.

Гидрокомпенсаторы: что это такое и почему они стучат

Плюсы и минусы гидравлического компенсатора

У гидрокомпенсаторов много достоинств. К ним относятся:

  • Низкий шум работы мотора;
  • Отсутствие необходимости в настройке зазоров тепловых и вызванных естественным износом клапанов;
  • Не нуждается в обслуживании;
  • Обеспечивает постоянный прижим штока клапана к кулачку распределительного вала, что обеспечивает высокий КПД даже сильно изношенного газораспределительного механизма;
  • Стабильные динамические характеристики старого мотора.

Однако, несмотря на обилие плюсов, передовая технология имеет и несколько крупных недостатков:

  1. Гидрокомпенсаторы используют давление масла, а отверстия в них настолько маленькие, что густая смазка внутрь просто физически не попадет, особенно если система еще не успела прогреться. По этой причине в мотор нужно заливать качественное масло – чаще всего синтетику. Но мотор с большим пробегом наоборот нуждается в более густой смазке – уплотнительные кольца уже немного изношены, поэтому синтетика не способна создать качественный масляный клин. Из-за этого динамика мотора падает;
  2. Даже если используется синтетика, масло все равно необходимо менять чаще, так как со временем оно теряет свою текучесть;
  3. При выходе из строя потребуется покупать идеально такую же деталь, а не более дешевый аналог (расположение гидрокомпенсатора не позволяет использовать другую конструкцию, кроме той, что предусмотрел производитель);
  4. Так как поломка происходит на более поздних этапах, то ремонт будет стоить дороже, чем при плановом обслуживании ДВС;
  5. Иногда из-за плохого качества смазки плунжер может забиться, что приведет к некорректной работе механизма.
Гидрокомпенсаторы: что это такое и почему они стучат

Самый большой минус – это требовательность к качеству масла. Если автомобилист игнорирует требования к данному параметру, очень скоро придется раскошелиться на покупку новых компенсаторов. В случае с моторами, выработавшими большой ресурс неплохой альтернативой будут именно механические аналоги – они предотвращают износ клапанов и вместе с тем регулируют тепловой зазор.

Как выбрать гидрокомпенсаторы

Если грм двигателя оснащен гидрокомпенсаторами, то вопрос, покупать ли новые детали или нет, не стоит – однозначно покупать. В противном случае распределение фаз в силовом агрегате будет работать некорректно – кулачок не сможет вовремя открыть клапан, и мотор потеряет свою эффективность.

Если неизвестно, какие модели установлены в моторе, то поиск гидрокомпенсаторов осуществляется по VIN-коду транспортного средства или по модели мотора в каталоге. Стоит учесть, что некоторые продавцы любые компенсаторы называют толкателями. Подбирая деталь, можно также указать продавцу тип механизма газораспределения (SOHC или DOHC – о разнице таких модификаций читайте здесь).

Гидрокомпенсаторы: что это такое и почему они стучат

Подбирая бюджетный или оригинальный компенсатор, стоит обратить еще внимание на его технические характеристики – вес, жесткость пружины и т.п. (если они указываются в каталоге). Если клапаны имеют небольшой ход, то можно установить облегченные компенсаторы.

Какие гидрокомпенсаторы лучше

При выборе данной детали следует помнить: бюджетный аналог чаще требует замены. Но и среди так называемых оригинальных запчастей попадается подделка. Чтобы не тратить деньги на некачественную продукцию, обратите внимание на производителей, которые зарекомендовали себя на рынке автозапчастей.

А еще интересно:  Замена щеток стеклоочистителя на ВАЗ 4x4 2121

Также обратите внимание, что сами автопроизводители не изготавливают гидравлические компенсаторы. Они пользуются услугами отдельных компаний, поэтому данной детали от производителя не существует – их закупают у независимых компаний и реализуют, как оригинал, но уже дороже.

Гидрокомпенсаторы: что это такое и почему они стучат

Свой выбор можно остановить на таких производителях:

Диагностика и замена гидрокомпенсаторов

Неисправность гидрокомпенсаторов диагностируется их стуком. Чтобы убедиться, что характерный звук исходит именно от компенсаторов, используют фонендоскоп.

Гидрокомпенсаторы: что это такое и почему они стучат

Если установлена неисправность гидрокомпенсаторов, то их демонтируют при помощи магнита, но это в случае чистого и исправного механизма ГРМ. Бывает так, что деталь прикипает в посадочном месте, из-за чего демонтаж нужно производить специальным съемником.

Проверить работоспособность гидрокомпенсатора можно несколькими способами. Во-первых, проводится внешний осмотр детали, чтобы найти дефекты. Выработка на рабочей поверхности элемента будет видна невооруженным глазом. Во-вторых, существуют разборные компенсаторы. В этом случае можно провести осмотр внутренних элементов, чтобы определить степень их износа.

Гидрокомпенсаторы: что это такое и почему они стучат

Еще один диагностический способ – в демонтированный компенсатор заливается масло. Исправную деталь невозможно будет сжать пальцами. В противном случае ее следует заменить.

Почему стучат гидрокомпенсаторы

Стук гидрокомпенсаторов может наблюдаться даже в новых машинах, поэтому это не всегда симптом какой-то поломки. Этот эффект может наблюдаться как на непрогретом ДВС, так и на силовом агрегате, который уже вышел на рабочую температуру. Независимо от того, почему такое происходит, этот шум ни в коем случае нельзя игнорировать, так как данная неполадка обязательно отразится на работоспособности газораспределительного механизма.

Рассмотрим распространенные причины стука гидрокомпенсаторов в разном состоянии двигателя.

Причины стука гидрокомпенсатора “на горячую” (когда мотор разогрет):

Этот эффект в разогретом моторе появляется из-за:

  1. Плохого качества моторного масла, или его давно не меняли;
  2. Загрязненного масляного фильтра – из-за него масло не доходит до гидрокомпенсаторов под требуемым давлением;
  3. Вышедшего из строя масляного насоса (или его производительность снизилась, из-за чего он создает недостаточное давление в системе смазки мотора);
  4. Износившихся плунжеров и гильз гидрокомпенсаторов, что приводит к утечкам масла (в этом случае детали меняются);
  5. Поломки самих гидрокомпенсаторов.

Причины стука гидрокомпенсатора “на холодную” (когда мотор не прогрет):

Гидрокомпенсаторы: что это такое и почему они стучат

Стук гидрокомпенсаторов также может быть только на непрогретом силовом агрегате, а по мере его нагрева этот звук пропадает. Вот причины этому:

  1. Загрязнены каналы гидрокомпенсаторов. Так как холодное масло более вязкое по сравнению с уже разогретой смазкой, то ему крайне сложно пройти через закупорку в канале, но по мере нагрева масло становится жидким, и легче продавливается;
  2. Неправильно подобранное масло. Обычно с такой проблемой сталкиваются неопытные автомобилисты. Если выбрано более густой смазочный материал, то гидрокомпенсаторы обязательно будут стучать;
  3. Клапан гидрокомпенсатора не держит давление, из-за чего при остановке ДВС масло уходит в поддон.

Если стук гидрокомпенсаторов появляется, когда мотор выходит на повышенные обороты, то вот возможные причины этого:

  1. Уровень масла в картере превышает максимальный уровень, из-за чего происходит его вспенивание;
  2. Слишком низкий уровень масла в картере, из-за чего масляный насос всасывает воздух;
  3. Поврежден маслоприемник из-за удара поддона о препятствие на дороге (по этой причине опытные автомобилисты рекомендуют устанавливать на машину защиту поддона, о которой подробно рассматривается в отдельной статье).

Если стук появляется в одном или нескольких клапанах, независимо от оборотов коленвала, это может быть из-за того, что между толкателем и кулачком (находится на распределительном валу) увеличился зазор. Чтобы устранить эту неисправность, снимается головка блока цилиндров, и поочередно выставляются кулачки вертикально (тонкая часть «капельки» должна находиться вверху), и проверяется, есть ли между толкателем и кулачком зазор.

Также проверяется ход гидротолкателя (на проверяемый элемент надавливается деревянным клином). Если один из гидрокомпенсаторов работает заметно свободней других, значит его необходимо заменить или разобрать и прочистить его элементы.

Чтобы устранить стук недавно замененных компенсаторов, потребуется промывка тонких каналов в системе смазки. Для этого можно воспользоваться специальными средствами, например, присадкой Liqui Moly Hydro Stossel Additiv. Ее добавляют в систему смазки автомобиля после прогревания мотора. Эффект от средства наступает через 500 километров пробега.

Не следует сразу же применять подобные присадки или в качестве профилактики, так как вещество может увеличивать густоту масла, что может отрицательно сказаться на смазке всего двигателя.

Гидрокомпенсаторы: что это такое и почему они стучат

Если система смазки сильно загрязнена, прежде чем устанавливать новые компенсаторы, необходимо промыть ее специальным маслом. В редких случаях потребуется разбор силового агрегата. По этой причине не стоит пренебрегать регламентом замены смазки ДВС. Подробней об этом рассказано в другом обзоре.

Как продлить срок службы гидрокомпенсаторов

В основном рабочий ресурс гидрокомпенсаторов не зависит ни от скорости движения автомобиля, ни от оборотов коленвала или каких-либо действий водителя. Единственное, что может существенно продлить срок службы гидрокомпенсаторов, так это использование того моторного масла, которое рекомендует производитель. Подробно о том, как правильно подобрать смазывающий материал для автомобиля, который эксплуатируется в особенном климатическом регионе, читайте здесь.

Каждый автомобилист должен внимательно следить за своевременной заменой смазочных материалов для двигателя. Некоторые автолюбители думают, что достаточно просто доливать свежее масло, и со временем оно обновится. При таком подходе гидрокомпенсаторы застучат намного раньше, чем указывает производитель.

Работоспособность гидрокомпенсатора снижается из-за того, что его клапан забивается. Это происходит по причине низкого качества масла (в нем могут оказаться посторонние частицы). По этой причине лучше менять масло, а не доливать его, если уровень постоянно снижается.

Как часто менять гидрокомпенсаторы клапанов?

Ремонтировать или менять гидрокомпенсаторы нужно крайне редко. Эти детали находятся в газораспределительном механизме, и частая замена или обслуживание было бы достаточно проблематичным. Производитель продумал эти детали так, чтобы при должном плановом обслуживании силового агрегата к гидрокомпенсаторам не было необходимости лезть.

Рабочий ресурс деталей указывает производитель. В основном он находится в пределах 200-300 тысяч километров пробега. Но это только в том случае, если автомобилист своевременно проводит положенное автомобилю обслуживание.

Как самостоятельно промыть гидрокомпенсатор

С данной работой может справиться даже начинающий автомобилист. Главное придерживаться определенной последовательности. Но самостоятельно не следует это делать, если машина еще находится на гарантии.

В первую очередь нужно убедиться, что в промывке компенсаторов действительно есть необходимость. Если неполадки мотора связаны с этим, то перед проведением процедуры необходимо дать машине постоять хотя бы сутки, чтобы масло полностью стекло в поддон. Для промывки гидрокомпенсаторов потребуется три пятилитровых емкости (их объем зависит от размеров промываемых деталей). В них заливается 92-й бензин, керосин или дизтопливо.

Гидрокомпенсаторы: что это такое и почему они стучат

Далее снимается крышка головки блока цилиндров, и демонтируются оси, на которых закреплены коромысла. В разных моделях авто гидрокомпенсаторы снимаются по-своему, поэтому нужно уточнить, как это правильно делать в отдельном случае.

Следующий шаг – проверяется работоспособность гидрокомпенсаторов. Вышедшую из строя деталь нужно заменить на новую. Если на деталь надавить деревянным клинышком, и у нее будет слишком свободный ход, то, скорее всего, элемент нужно заменить.

Сама промывка проводится в такой последовательности:

  • Снимаются оси, на которых закреплены коромысла;
  • Чтобы снять компенсатор, можно воспользоваться магнитом. При демонтаже важно не повредить ни деталь, ни место ее установки;
  • Каждая деталь опускается в очиститель;
  • Для прочистки нужно немного вынуть гидрокомпенсатор из жидкости, и понажимать на плунжер (предварительно нужно поджать шарик клапана, чтобы он не работал) до тех пор, пока у него не будет более-менее свободный ход;
  • Та же процедура проводится во второй и третьей емкостях.
А еще интересно:  Ремонт карбюратора нива 21213 своими руками

Детали мотора собираются в обратной последовательности, но промытые гидрокомпенсаторы должны быть в сухом состоянии. После сборки силовой агрегат запускается и работает на холостых оборотах несколько минут, чтобы моторное масло должным образом прокачалось по всей системе.

Порядок действий при установке гидрокомпенсаторов

Последовательность установки гидрокомпенсаторов зависит от модели автомобиля, потому что подкапотное пространство может быть по-своему организовано. Но во многих автомобилях эта схема следующая:

  1. Проводится демонтаж всего оборудования, находящегося над клапанной крышкой, потому что ее нужно будет открутить и снять, не повредив другие элементы (например, топливной системы или зажигания);
  2. Снимается также воздушный фильтр, так как он тоже будет препятствовать демонтажу крышки;
  3. Отсоединяется тросик газа и откручивается клапанная крышка;
  4. Развальцовывается контршайба, установленная на звездочке распределительного вала;
  5. Звездочка выставляется в таком положении, чтобы метки совпадали;
  6. Откручивается гайка звездочки, а эта деталь фиксируется проволокой;
  7. Демонтируется крепление постели распредвала. Она снимается, а вместе с ней и распределительный вал;
  8. Демонтируются рокера (важно запомнить последовательность их установки, поэтому лучше сразу положить их в такой последовательности, чтобы запомнилось положение каждого из них);
  9. Откручиваются кулачки, после чего аккуратно снимаются втулки регулировочных болтов;
  10. При необходимости притирается поверхность на гнездах клапанных приливов, чтобы обеспечилась максимальная герметичность;
  11. Прижимаются опорные шайбы ГБЦ при помощи специального инструмента (рассухариватель);
  12. Снимаются коромысла;
  13. Меняется гидрокомпенсатор.

Собирается вся конструкция в обратной последовательности. После замены гидрокомпенсаторов обязательно нужно установить новую клапанную крышку, а шпильки зажимать при помощи динамометрического ключа. Вот небольшое видео о том, как правильно выполняется данная работа:

Видео о гидрокомпенсаторах

В завершение посмотрите видеообзор о том, как устранить стуки гидравлических компенсаторов:

Вопросы и ответы:

Для чего нужны гидрокомпенсаторы?Гидрокомпенсаторы – небольшие элементы, позволяющие автоматически регулировать клапанные зазоры в газораспределительном механизме. Эти устройства работают за счет давления масла в системе смазки мотора. Благодаря этому улучшаются динамические характеристики авто и расход топлива снижается.

Где находятся гидрокомпенсаторы?Гидрокомпенсатор устанавливается между штоком клапана и кулачком распределительного вала. Их форма и размеры зависят от типа газораспределительного механизма и размеров клапанов.

Чем опасен стук гидрокомпенсаторов? Неисправности гидрокомпенсаторов в первую очередь скажутся на расходе топлива и динамике автомобиля. Причина в том, что момент образования искры или подачи топлива не соответствует положению поршня для идеального сгорания ВТС. Если не обращать внимания на стук, то первое время никаких проблем с мотором не будет. Впоследствии шум ДВС усилится, появятся вибрации (несвоевременная подача и сгорание смеси воздуха и топлива). В запущенном состоянии неисправные гидрокомпенсаторы могут стать причиной износа клапанного механизма.

«плюсы» и «минусы» использования гидрокомпенсаторов в двигателях

Внедрение ГК позволило избежать регулировки зазоров клапанного механизма и сделать его работу более «мягкой»; уменьшить ударные нагрузки, то есть снизить износ деталей ГРМ и исключить повышенную шумность двигателя; более точно соблюдать длительность фаз газораспределения, что положительно сказывается на сохранности двигателя, его мощности и расходе топлива.

При всех своих преимуществах гидрокомпенсаторы обладают и недостатками, а двигатели, оборудованные ими, — некоторыми особенностями эксплуатации. Один из конструкционных недостатков простых гидрокомпенсаторов проявляется в некачественной работе холодного двигателя в первые секунды пуска, когда давление масла в системе смазки отсутствует или оно минимально. Об особенностях эксплуатации, ремонта и обслуживания двигателей с ГК читайте в следующих номерах «АЦ».

Без последствий не бывает

Впускные и выпускные клапаны нагреваются до разной температуры, поэтому величины необходимых для них тепловых зазоров различны: для впускных клапанов — 0,15: 0,25 мм, а для выпускных — 0,20: 0,35 мм и даже больше. Если эти величины не соблюдены, последствия могут быть самыми разными:

  • при «перетянутых» впускных/выпускных клапанах (зазор мал или его вообще нет) из-за неполного их закрытия снижается компрессия, что приводит к потере мощности, прогоранию тарелок клапанов и их седел, воспламенению топливо-воздушной смеси во впускном/выпускном коллекторе (при проникновении пламени), возникновению калильного зажигания (из-за перегрева кромок клапанов). Если клапан оказывается приоткрытым, при любом температурном режиме заметно ухудшаются пусковые характеристики двигателя;
  • при увеличенных зазорах возникают повышенные ударные нагрузки, которые, воздействуя на детали ГРМ, снижают их ресурс. Кроме того, ухудшается наполнение цилиндров свежим зарядом, а это чревато снижением крутящего момента и мощности мотора.

Историческая справка

Первые патенты на гидрокомпенсаторы зазоров клапанов были зарегистрированы в США в 1920 году. С 1960 года 90% всех американских легковых автомобилей стали серийно выпускаться с гидрокомпенсаторами. Производство ГК в ФРГ было начато в 1971 году. С 1978 года большинство остальных ведущих автомобильных фирм серийно применяют эту технологию.

Плюсы и минусы гидравлического компенсатора

У гидрокомпенсаторов много достоинств. К ним относятся:

  • Низкий шум работы мотора;
  • Отсутствие необходимости в настройке зазоров тепловых и вызванных естественным износом клапанов;
  • Не нуждается в обслуживании;
  • Обеспечивает постоянный прижим штока клапана к кулачку распределительного вала, что обеспечивает высокий КПД даже сильно изношенного газораспределительного механизма;
  • Стабильные динамические характеристики старого мотора.

Однако, несмотря на обилие плюсов, передовая технология имеет и несколько крупных недостатков:

  1. Гидрокомпенсаторы используют давление масла, а отверстия в них настолько маленькие, что густая смазка внутрь просто физически не попадет, особенно если система еще не успела прогреться. По этой причине в мотор нужно заливать качественное масло – чаще всего синтетику. Но мотор с большим пробегом наоборот нуждается в более густой смазке – уплотнительные кольца уже немного изношены, поэтому синтетика не способна создать качественный масляный клин. Из-за этого динамика мотора падает;
  2. Даже если используется синтетика, масло все равно необходимо менять чаще, так как со временем оно теряет свою текучесть;
  3. При выходе из строя потребуется покупать идеально такую же деталь, а не более дешевый аналог (расположение гидрокомпенсатора не позволяет использовать другую конструкцию, кроме той, что предусмотрел производитель);
  4. Так как поломка происходит на более поздних этапах, то ремонт будет стоить дороже, чем при плановом обслуживании ДВС;
  5. Иногда из-за плохого качества смазки плунжер может забиться, что приведет к некорректной работе механизма.

Самый большой минус – это требовательность к качеству масла. Если автомобилист игнорирует требования к данному параметру, очень скоро придется раскошелиться на покупку новых компенсаторов. В случае с моторами, выработавшими большой ресурс неплохой альтернативой будут именно механические аналоги – они предотвращают износ клапанов и вместе с тем регулируют тепловой зазор.

Причины стука гидрокомпенсатора “на холодную” (когда мотор не прогрет):

Стук гидрокомпенсаторов также может быть только на непрогретом силовом агрегате, а по мере его нагрева этот звук пропадает. Вот причины этому:

  1. Загрязнены каналы гидрокомпенсаторов. Так как холодное масло более вязкое по сравнению с уже разогретой смазкой, то ему крайне сложно пройти через закупорку в канале, но по мере нагрева масло становится жидким, и легче продавливается;
  2. Неправильно подобранное масло. Обычно с такой проблемой сталкиваются неопытные автомобилисты. Если выбрано более густой смазочный материал, то гидрокомпенсаторы обязательно будут стучать;
  3. Клапан гидрокомпенсатора не держит давление, из-за чего при остановке ДВС масло уходит в поддон.

Если стук гидрокомпенсаторов появляется, когда мотор выходит на повышенные обороты, то вот возможные причины этого:

  1. Уровень масла в картере превышает максимальный уровень, из-за чего происходит его вспенивание;
  2. Слишком низкий уровень масла в картере, из-за чего масляный насос всасывает воздух;
  3. Поврежден маслоприемник из-за удара поддона о препятствие на дороге (по этой причине опытные автомобилисты рекомендуют устанавливать на машину защиту поддона, о которой подробно рассматривается в отдельной статье).
А еще интересно:  Нива загорается лампа давления масла — АвтоТоп

Если стук появляется в одном или нескольких клапанах, независимо от оборотов коленвала, это может быть из-за того, что между толкателем и кулачком (находится на распределительном валу) увеличился зазор. Чтобы устранить эту неисправность, снимается головка блока цилиндров, и поочередно выставляются кулачки вертикально (тонкая часть «капельки» должна находиться вверху), и проверяется, есть ли между толкателем и кулачком зазор.

Также проверяется ход гидротолкателя (на проверяемый элемент надавливается деревянным клином). Если один из гидрокомпенсаторов работает заметно свободней других, значит его необходимо заменить или разобрать и прочистить его элементы.

Чтобы устранить стук недавно замененных компенсаторов, потребуется промывка тонких каналов в системе смазки. Для этого можно воспользоваться специальными средствами, например, присадкой Liqui Moly Hydro Stossel Additiv. Ее добавляют в систему смазки автомобиля после прогревания мотора. Эффект от средства наступает через 500 километров пробега.

Не следует сразу же применять подобные присадки или в качестве профилактики, так как вещество может увеличивать густоту масла, что может отрицательно сказаться на смазке всего двигателя.

Если система смазки сильно загрязнена, прежде чем устанавливать новые компенсаторы, необходимо промыть ее специальным маслом. В редких случаях потребуется разбор силового агрегата. По этой причине не стоит пренебрегать регламентом замены смазки ДВС. Подробней об этом рассказано в другом обзоре.

Производители гидрокомпенсаторов

Существует устоявшееся мнение, что оригинальные (от производителя авто) расходники и детали, в том числе гидрокомпенсаторы — лучше. Очень часто так и бывает, но существует пара нюансов. Первый — оригинальные запчасти, как правило, дороже, иногда и в несколько раз, чем аналоги. Второй — некоторые аналоги, все же, бывают и получше чем, оригинал.

Исходя из этого, кто в погоне за экономией, а кто за лучшим качеством, водители могут выбрать аналоговые гидрокомпенсаторы. Поэтому напоследок предоставляем вам краткую информацию и отзывы о производителях компенсаторов. Итак:

  • Гидрокомпенсаторы INA. Производственные мощности фирмы INA расположены в Германии, в городе Хиршайд. Отличаются великолепным качеством и гарантией производителя, как и любое немецкое оборудование. Ее гидрокомпенсаторы имеют хорошие отзывы водителей и очень распространены на территории России и стран СНГ.
  • Гидрокомпенсаторы FEBI. Тоже немецкая фирма, но гарантия имеет меньший срок. К тому же, качеством отличаются детали именно из Германии, гидрокомпенсаторы сделанные по лицензии в других странах могут попадаться бракованные, что повлечет в переборку двигателя.
  • Гидрокомпенсаторы SWAG. Неплохие детали немецкого производства, но иногда попадаются компенсаторы, которые сильно уступают оригинальным по качеству материала. Вероятно, в результате подделки или брака.
  • Гидрокомпенсаторы AE. Европейские детали этой компании снискали себе славу “неплохих” благодаря доступной цене и удовлетворительному качеству. Вместе с тем, некоторые отмечают, что эти гидрокомпенсаторы начинают стучать уже спустя несколько тысяч километров.
  • Гидрокомпенсаторы AJUSA. Несмотря на привлекательную цену, гидрокомпенсаторы этой испанской фирмы редко получают положительные отзывы. Зачастую их ругают за низкое качество изготовления, которое быстро провоцирует стук и небольшой срок эксплуатации.

Ремонт гидрокомпенсаторов

Замена гидрокомпенсаторов или ремонт данных элементов ГРМ своими руками требуется, прямо скажем, очень редко. Связано это с тем, что конструкция механизмов продумана до мелочей и их реальную поломку зачастую вызывают не условия работы, а беспечность владельца машины. Последняя, конечно, есть не у всех автомобилистов, поэтому и ремонт гидрокомпенсаторов требуется не многим.

В любом случае, знание – это сила, поэтому информация о симптоматике и общих принципах починки гидравлических регуляторов зазоров будет нелишней. Сначала обратим внимание на признаки поломки гидрокомпенсаторов. Зачастую они более чем прозрачны и представлены следующим перечнем:

  • мотор стал работать нестабильно;
  • нарушилась динамика движения;
  • появились «стучащие» шумы в работе ДВС;
  • прогорели клапана;
  • повысился расход топлива.

Естественно, чем большее количество симптомов появляется – тем большие основания имеются для того, чтобы задуматься о ремонте гидрокомпенсаторов своими руками. Почему именно собственноручно, а не на СТО? Всё просто. Особых сложностей в ремонте деталей нет, поэтому отдавать немалую сумму денег другим людям, наверное, бессмысленно.

Возвращаясь к вопросу о том, как проверить гидрокомпенсаторы на правильность работы, придётся констатировать неприятную для многих автомобилистов вещь – без снятия элементов с двигателя диагностику осуществить не получится. Учитывая эту особенность ремонта, замену и проверку гидромеханизмов рассмотрим совместно. В общем виде, процесс починки гидрокомпенсаторов выглядит так:

  1. В первую очередь, полностью меняем масло в двигателе и масляный фильтр. Если после этого, стук или иные симптомы поломки не прошли, приступаем к следующему шагу. При этом не забудьте, что после смены масла требуется прокачка гидрокомпенсаторов. Как прокачать гидрокомпенсаторы? Никак, система сделает всё сама после запуска мотора. Если говорить точнее, то новая смазка масляным насосом накачается в каждый гидравлический механизм и лишь после этого они перестанут стучать, что позволит оценить их новую работу. Зачастую на это уходит 5-15 минут, не более;
  2. Итак, судя по всему – эффекта нет? Тогда частично разбираем мотор для доступа к клапанному механизму. На многих моделях авто достаточно снять ГБЦ и демонтировать иные узлы мотора, мешающие доступу к клапанам;
  3. После этого есть два варианта действий:
    • Первый — поиск неисправного гидрокомпенсатора. Процедура не сложная и проводится следующим образом: отводим коромысло и штангу толкателя каждого клапана максимально в сторону от гидромеханизма и пытаемся выколоткой надавить на последний. Если компенсатор уходит вниз под значительным давлением, то он исправен, в ином случае следует снять деталь для более качественной проверки;
    • Второй – снятие всех гидрокомпенсаторов для проверки каждого. При выборе этого варианта проводится стандартная разборка клапанного механизма и интересующих нас элементов соответственно.
  4. Осуществив описанные выше операции, остаётся лишь заменить неисправный элемент ГРМ и вернуть автомобиль в первоначальное состояние. Если же проводилась разборка механизмов, то требуется проверить их внутреннее состояние и очистить от нагара. В случае, когда с регулятором всё в норме, то установить гидрокомпенсатор следует обратно в конструкцию мотора и уже потом проверять его на работоспособность. При иных обстоятельствах узел требуется полностью заменить. Более подробно говорить о том, как разобрать гидрокомпенсатор не будем, так как данная процедура не столь сложна и под силу любому автомобилисту. Главное – действовать аккуратно и не спеша.

Пожалуй, больше информации относительно того, как заменить гидрокомпенсаторы, излагать бессмысленно. Тут большее значение имеет практика, поэтому запасайтесь базовым набором авторемонтника и направляйтесь в гараж, конечно, если необходимость подобного у вас имеется.

1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.