Содержание
Дт-30 «витязь» — двухзвенный вездеход на гусеничном ходу: описание, технические характеристики и отзывы
Экстремальные природные условия часто ставят под сомнение технические данные многих внедорожников. Существуют препятствия, которые даже специализированной технике не всегда по силам, а о стандартных транспортных средствах и речи идти не может. Но не все так плохо, как может показаться на первый взгляд.
ДТ-30 «Витязь» — уникальная разработка отечественных инженеров. Ему никакая стихия не страшна и нет непреодолимых препятствий. Модернизированная версия, с приставкой «П» — вдобавок может еще и плавать. Большинство моделей гусеничных транспортеров способны с легкостью преодолевать небольшие водоемы, лесные пересечённые территории, а также песочные и снежные завалы.
Вездеход «Витязь» ДТ-30 предназначен для работы в тяжелых условиях Сибири, Крайнего Севера, а также Дальнего Востока. При этом температура окружающей среды практически не имеет никакого значения. По большому счету все равно, будь то мороз в 50 градусов или жара за 40.
Витязь дт-10п
Болотоход данной конструкции свободно передвигается по бездорожью. Выпускается в 2 модификациях — ДТ-10П-1 и ДТ-10ПМ.
Технические характеристики:
- Полная масса — 31500 кг.
- Габаритные размеры, мм: длина — 13 726, ширина — 2 810, высота по тенту — 2 700.
- Мощность двигателя — 710 л.с.
- Масса в снаряженном состоянии — 21,5 т.
- Грузоподъемность — 10 т.
- Количество мест в кабине — 5.
- Запас хода по горючему — 500 км.
- Расход топлива — 240 л на 100 км.
Витязь дт-10пм
Модернизированный двухзвенный гусеничный вездеход для Министерства Обороны с броневой защитой кабины и тюнингованными ТТХ. В связи с увеличением масса вездехода до 27 тонн мощность двигателя повышена до 800 лошадиных сил (двигатель ЯМЗ 8401.10-09), при этом грузоподъемность так же составляет 10 тонн.
Витязь дт-30: мощная техника для эксплуатации в экстремальных условиях
Вездеход модификации ДТ-30 «Витязь» – уникальное транспортное средство повышенной проходимости, предназначенное для эксплуатации в условиях бездорожья и суровых климатических условиях (при температуре от 40 до –50 °С).
Конструкция двухзвенных вездеходов модельного ряда ДТ-30 на гусеничном ходу позволяет преодолевать любые препятствия, проводить работы на низко несущих грунтах в лесистой местности, на болотах, снежной целине, пересекать водные преграды в самых тяжелых дорожно-транспортных условиях.
Витязь дт-30э
Модель вездехода, на базе которого устанавливается экскаваторное оборудование. Его предназначением считается проведение земельных, а также дорожно-транспортных работ и транспортировка грузов. На такую модификацию вездехода устанавливают сразу 3 аутригера, имеющих автоматическое управление.
Дополнительно повышается уровень грузоподъемности, что позволяет перевозить, кроме грузов, еще и установленное оборудование, массой 12 тонн.
Впечатления
Несмотря на впечатляющие технические характеристики, операторы жалуются на них. Часто можно увидеть заявление о том, что часто ломается трансмиссия, а моторы весьма прихотливы, притом что заявлены как многотопливные. Самое слабое место — сцепное устройство, при больших углах поворота узел довольно быстро изнашивается.
Весьма спорная машина получилась, на деле проявилась значительно хуже, чем во время проведения испытаний.
Двигатель
Вездеходы «Витязь» в зависимости от модификации комплектуются различными дизельными двигателями с турбонаддувом, такими как В46-5СУ, ЯМЗ-8401.10, а так же двигателями американской фирмы Cummins Inc совместно с английской 6-ступенчатой автоматической трансмиссией Allison.
Пуск двигателей осуществляется электростартером от аккумуляторных батарей напряжением 24 В, или пневмопуском сжатым воздухом из баллонов. Комбинированная система подогрева, с принудительной термосифонной циркуляцией жидкости и масла, позволяет производить запуск двигателя при температуре окружающей среды до −50°С.
Двигатель и трансмиссия
В конструкции вездехода широко использованы стандартные узлы, применявшиеся в то время в автотракторной технике: двигатель, кабина, рама, коробка передач, карданные валы, коническая пара главной передачи, кузов и тормозные камеры – автомобиля ЗИЛ-130; золотники пневмоуправления – автобуса ЗИЛ-127 и т.д.
Вездеход оснащался 8-цилиндровым карбюраторным четырёхтактным V-образным верхнеклапанным двигателем ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с. при 3200 об/мин (с ограничителем), максимальным крутящим моментом 41 кГм при 1800 об/мин, степенью сжатия 6,5 и рабочим объёмом 5969 см³, рассчитанный на основной в то время в СССР бензин А-76 и с двухкамерным карбюратором К-88, с падающим потоком, сбалансированной поплавковой камерой и ограничителем максимальных оборотов.
Автомобиль ЗИЛ-130 был оснащён гидроусилителем руля, синхронизированной 5-ти ступенчатой коробкой передач ЗИЛ
Двигатель и трансмиссия витязь дт-30
В зависимости от модификации, комплектации и года выпуска вездеход комплектовался разными моторами:
- ЧТЗ В-46-5/6. Это 4-тактный силовой агрегат с 12 цилиндрами, имеющий мощность 780 лошадиных сил при частоте вращения 2000 об/мин. Мотор имеет удельный расход топлива 245 г/кВт*ч, диаметр цилиндра размером 15 см, и ход поршня 18 см. Рабочий объем силового агрегата — 38,8 л. Нижний порог температуры для надежного пуска составляет 5 градусов Цельсия. Вес — 980 к. В устройстве применяется комбинированная система смазки и подогрева, жидкостная / закрытая система охлаждения. Пуск осуществляется с помощью электрического стартера от АКБ или внешнего источника тока.
- L 360 20 Cummins. Силовой 6-цилиндровый двигатель от известной компании Камминз. Имеет мощность 360 лошадиных сил, турбину и интеркулер. Максимальная мощность достигается при частоте вращения 2200 об/мин. Удельный расход топлива составляет 120 г/кВт*ч. Рабочий объем — 8,9 литра. Двигатель весит 680 кг. Имеет стандарт выбросов — Евро-2. К особенностям агрегата стоит отнести водяное охлаждение, возможно пуска без дополнительных систем при -25 градусах Цельсия и продуманная топливная система Бош Р7100. В некоторых модификациях устанавливаются другие моторы этого бренда — QSB на 6,7 л или С-173.
- ЯМЗ-8401.10 — еще один двигатель, который устанавливается на модификации ДТ-30 МН и ДТ-30 ПМН. Это V-образный силовой агрегат с 12 цилиндрами, имеющий ресурс 10 000 часов и мощность 650 (в некоторых версиях до 800) лошадиных сил. Соответствует классу Евро-1. Имеет 4-тактное исполнение, непосредственный впрыск горючего, жидкостное охлаждение. Диаметр цилиндра и ход поршня составляют 14 см.
Во всех случаях предусмотрена мощная система подогрева, позволяющая запустить мотор при температуре от -50 градусов Цельсия.
На ДТ-30 предусматривается один из двух видов трансмиссии:
- Четырехскоростная в полуавтоматическом исполнении.
- Шестискоростная коробка-автомат компании Allison.
Оба устройства имеют гидромеханическое исполнение, отличаются надежностью и простотой эксплуатации.
К особенностям 4-ступенчатой КПП относится наличие блокируемого дифференциала, что позволяет установить подходящий режим движения машины в разных дорожных условиях. Предусмотрен дополнительный трансформатор, в функции которого входит плавная передача момента крутящего момента.
Интересные факты о вездеходе витязь (15 фото)
Интересные факты о вездеходе Витязь расскажут много нового об этом транспортном средстве. Вездеход Витязь – один из самых сильных и мощных вездеходов. Он с легкостью проходит через песок, лес, болото, снег, воду. В экстремальных условиях способен перевозить 30-35 тонн груза.
- Климатическая устойчивость вездехода превысила все ожидания
. Витязь ДТ-30 создан для работы в тяжелых климатических условиях. Им пользуются на Крайнем Севере, Сибири. Он способен выдержать температуру от -50 до 40. ДТ-30 совмещает в себе и грузоподъемность, и грузовместимость. - Польза вездеходов для страны уже на протяжении 30 лет видна
. Более ста вездеходов «Витязь», служат в России для перевозки груза, такого как: блоки, краны, цистерны. Они служат спасательным группам в экстремальных условиях. Когда происходит стихийное бедствие, нет дорог, вездеход «Витязь» служит большой помощью. Он способен быстро добраться в место бедствия, вывести людей, привести гуманитарную помощь. 2 - Витязь ДТ-30 – это гусеничная, двухзвенная машина
. Его звенья имеют особенность складываться в двух плоскостях. Для этой цели предусмотрено поворотно-сцепной механизм. Эти конструкции позволяют вездеходу делать более плавные движения и иметь хорошую маневренность. - Внутренняя конструкция комфортна для работников
. Вездеход «Витязь» ДТ-30 состоит из двух цельных звена. Спереди находится зона экипажа, она рассчитана от 4-до 7 пассажиров. В кабине для людей хорошая вентиляция и обогрев. Вторая зона предназначена для груза. - В Витязе ДТ-10» части соединены между собой с помощью поворотного устройства
. В ДТ-10П обязательно присутствует гребной винт и водомет. Благодаря этому в воде он развивает скорость до 15 метров в секунду. - Возможности вездехода преодолевать препятствия впечатляют
. ОН способен пройти ров в ширину 4-5 метра, а вертикальную стену 1,5 метра. 6 - Вездеход «Витязь» делится на несколько классов
. На такие как: ДТ-30, ДТ-10, ДТ-10П, ДТ-30П. В классах с буквой «П», предусмотрено плавающие устройство.7
- Создатель машины – ветеран войны
. Данные вездеходы начали производиться в 80-х годах. «Витязь» сконструировал ветеран войны – Константин Осколков. На Ишимбайском заводе.8
- Машины ДТ-10 и ДТ-30 являются неотъемлемым атрибутом полярных широт
. Они с легкостью преодалевают заметы снега и морозы. «Витязь» оказывает существенную помощь полярным, газовым, нефтяным работникам. Благодаря широкой гусенице весь груз машины равномерно распределен, это дает возможность двигаться быстрей, независимо от состояния дороги. - Конструкция гусеницы вездехода создана уникально
. Гусеница для вездехода делается из транспортной ленты, ее ширина больше одного метра. Благодаря широкой ленте вездеход бережно передвигается по земле. Несмотря на то, что машина обладает огромным весом, следы на земле после нее не глубокие. - Визитная карточка вездехода «Витязь» — высокая скорость
. Он развивает ее до 37 километров за час, с весом груза от 10 тонн до 30. Также благодаря дополнительной платформе, для грузов, его масса может быть еще больше. - Вездеход оснащен таким образом, что имеет быструю маневренность
. Спасатели в экстренных ситуациях пользуются вездеходом «Витязь». С его помощью можно эвакуировать большое количество людей при наводнении, землетрясении, или цунами. Таким способом эвакуировать затрачивается меньшее количество денег и времени, как например, на вертолете. 12 - С недавнего времени в вездеходе «Витязь» установлен специальный манипулятор
. С его помощью машина способна поднять груз со дна моря, или же опустить его туда. Таким способностями обладают лишь некоторые вездеходы. - Вездеходы экономят средства страны
. В прошлом столетии из-за того, что в России не было специальных машин для прохода по снегам и болотам, страна несла большие материальные потери. Также подобная техника требовалась для укрепления рубежа на севере и востоке. И для разработки вооружений. Была поставленная задача разработать необходимую технику. Вездеходы «Витязь», были одними из первых в России. - ОАО «МК Витязь» — занимает лидирующую позицию во всем мире
. Как было упомянуто выше, производство вездехода началось в 80-х годах, а точнее в 1982. До 1987 было выпущено серию машин. Данный завод является лидером в мировом масштабе по производству вездеходов, для экстремальных условий.
Испытания
Испытания в Арктике. 18.02.2022
ДСГВ ДТ-30 в амфибийном бронированном варианте ДТ-30ПМ принимали участие в испытаниях Минобороны РФ в условиях Крайнего Севера для оснащения арктических бригад (80-я и 200-я омсбр). В ходе экспедиции общей протяженностью около 2400 км оценивались возможности по эксплуатации в условиях низких температур (до −60 градусов Цельсия), в том числе по обеспечению поддержания автономности, необходимой готовности образца к выполнению задач, поддержанию микроклимата в обитаемых отделениях, особенности движения по торосам, глубокому снегу, при метелях со скоростью ветра более 35 м/с и других особенностей Крайнего Севера. Члены экспедиции Минобороны стали первыми в мире, кому удалось дойти на технике от материковой части до острова Котельный.[8] Маршрут экспедиции пролегал от Тикси до острова Котельный и обратно через мыс Святой Нос, проливы Дмитрия Лаптева и Санникова в море Лаптевых[9].
История создания
Своими корнями ишимбайский снегоболотоход Витязь уходит в далекое прошлое, когда войска второго Белорусского фронта, на подступах к Берлину, форсировали реку Одер. В конце Великой Отечественной войны союзник СССР, США, имел на вооружении плавающие бронетранспортеры, а советские войска преодолевали водные преграды дедовскими методами, используя обычные плащ-палатки, заполненные опилками, понтоны, бревна и доски.
Количества погибших бойцов той переправы через реку, неизвестно никому. Спустя годы, Константин Осколков, окончив технический ВУЗ по автомобильному строению, приступил к созданию большегрузного вездехода для транспортировки ракетных установок, как того хотел товарищ Сталин.
За рубежом впервые о машине заговорили 16 июня 1971 года, когда директору ЦРУ в специальном донесении сообщили, что в Советском Союзе прошли испытания большегрузного транспортера-болотохода, способного преодолевать труднопроходимые районы тундры, снежные пустыни Крайнего Севера и Антарктиды.
Гусеничный вездеход Витязь планировалось выпускать для нужд министерства обороны СССР. В городе Ишимбай, который находится Башкирии, для производства этой машины за четыре года был построен завод. Но в 1981 году, когда были выпущены первые машины, оборонная промышленность от Витязей отказалась, так как основной упор в те годы делался на танки.
Оказавшись не востребованным в военных целях, плавающие вездеходы стали широко использоваться в народном хозяйстве. 1986 год стал для производителей гусеничной машины решающим. Тогдашний генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев заявил всему миру о сокращении производства вооружения в СССР.
Кабина и органы управления
В отличие от конкурентов, вездеход ДТ-30 имеет более удобное оформление салона и приборной панели. Оно больше напоминает интерьер грузового автомобиля нежели танка или другой военной машины. Кабина с легкостью вмещает до семи человека, но в реальности это количество может быть больше из-за большой ширины.
Управление осуществляется с помощью классического рулевого колеса. Необходимость его применения объясняется тем, что изменение направления движения происходит за счет излома сцепки. Для сравнения другие модели гусеничных вездеходов маневрируют за счет торможения левой или правой гусеницы.
Приборная панель буквально усыпана разными приборами и переключателям. Как и в грузовых автомобилях, имеется спидометр, указатель температуры масла и т. д. Все элементы управления расположены в непосредственной близости от водителя. На приборной панели напротив пассажиров предусмотрены бардачки для хранения вещей.
При желании купить ДТ-30 «Витязь» необходимо выложить сумму от 12 млн рублей в зависимости от комплектации. Некоторые модели 2021 года могут иметь цену до 14,5 млн рублей. Если стоимость новой техники кажется слишком высокой, можно присмотреть б/у варианты. К примеру, модель 1996 года можно купить за 2 млн рублей, а 2003-го — за 4 млн.
Как устроен вездеход
Вездеходы семейства «Витязь» отличаются оригинальной компоновкой, состоят из двух сочлененных цельнометаллических звеньев соединенных между собой по прицепной схеме. Первое звено предназначено для экипажа и оснащено автономными системами обогрева и вентиляции, в нем расположена кабина водителя и пассажирский отсек вместимостью до 7 человек включая водителя.
Конструктивное исполнение
Главной особенностью вездехода Витязь ДТ-30 является уникальная конструкция, предусматривая наличие 2-х индивидуальных элементов, которые соединяются по принципу прицепа. Каждое из звеньев имеет свое предназначение:
1-е — использовалось для размещения людей, имеет отопительную и вентиляционную систему, вмещает шесть пассажиров и одного водителя;2-е — соединяется с 1-м с помощью специального сцепного устройства, имеет вид грузовой платформы с тентованным покрытием, применятся для перевозки грузов.
Такое конструктивное исполнение обеспечивает способность перевозки большого веса и хорошую вместительность. Большим плюсом является маневренность на любых дорогах. Главной особенностью является возможность складывания гусеничных звеньев в вертикально-продольной плоскости.
Ключевым элементом машины является поворотное устройство для сцепки двух элементов. Устройство работает на базе 2-х гидравлических цилиндров, с помощью которых водитель вправе выполнять управление по вертикали / горизонтали. Это позволяет проходить препятствия, имеющие 1,5-метровую высоту и 4-метровую ширину.
Конструктивные особенности также зависят от модификации:
- ДТ-30 — базовый вариант. Наличие буквы «П» позволяет преодолевать водные преграды.
- ДТ-30-1 — используется для транспортировки грузов-длинномеров.
- ДТ-30 МН / ПМН комплектуются более мощным мотором ЯМЗ на 800 л. с.
- ДТ-30 ПМ — версия для военных, отличается наличием бронированной защиты.
- ДТ-30ПМ-Т1/Т2 — используются для транспортировки и обслуживания ракетных комплексов.
Всего предусмотрено более 10 модификаций такой техники, отличающейся конструктивными особенностями и функциональными возможностями.
Модернизация вездехода дт-30 «витязь»
Система управления: | Замена рулевой колонки со штатной на эргономическую |
Изменена и усовершенствована система управления вертикальными цилиндрами | |
Изменено расположение контролера переключения передач | |
Топливная система: | Замена всех топливных трубок на РНД (рукава низкого давления) |
Перенос и смена расположения БЦН в места, отличные от штатных с вертикальных в горизонтальное положение, для исключения попадания влаги и песка и для упрощения доступа к основным узлам и агрегатам для их ремонта и обслуживания. | |
Удалены все топливные трубки, вместо которых задействована 1 топливная магистраль. | |
Воздушная система: | Изменено расположение воздушных баллонов из вертикального в горизонтальное и заменены два 5-тилитровых баллона на один 10-тилитровый. |
Все агрегаты воздушной системы и управление ими перенесены в кабину за сиденье водителя с доступом к управлению из кабины. | |
Ликвидированы все трубки пневмосистемы и заменены на 1 воздушную магистраль РНД. | |
Кроме того в вездеходе ДТ-30 Витязь | Произведена модернизация и установлена шумо-, вибро-изоляция кабины, дверей, люков; установлены изолированные стеклопакеты. |
Установлена новая ленточная гусеничная лента | |
Установлены новые удобные автокресла на 4 посадочных места. | |
Установлена новая оптика дальнего-ближнего света, освещения кабины, над кабиной установлен фароискатель. | |
Внесены изменения в систему смазки двигателя, сапун маслобака выведен на верхнюю часть двигательного отсека. | |
Установлена централизованная система смазки ведущего колеса, осей и роликов. | |
Тент изготовлен из высокопрочной ПВХ вместо стандартной лодочной ткани. | |
Установлены дополнительно автономный дизельный воздушный отопитель ПЛАНАР 4 КВТ. | |
Дополнительно установлен водяной отопитель от системы охлаждения марки ОС-7. | |
Путем изменения расположения трубок, шлангов и некоторых агрегатов, упрощен доступ к узлам и агрегатам, требующих постоянного обслуживания и ремонта. | |
Двигатель В-46-5С | |
При желании заказчика можем менять варианты комплектации | |
Форма оплаты любая | |
Доставка в любой регион РФ |
Всю актуальную информацию о продаже можно уточнить у специалиста » ТехГазСнаб» — достаточно или прислать свой на электронную почту
Варианты комплектации вездехода ДТ-30 «Витязь» могут быть изменены по вашему желанию. Всю актуальную информацию о продаже уточняйте у специалиста «ТехГазСнаб» — достаточно позвонить нам или прислать свой запрос на электронную почту. Доставка осуществляется в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Красноярске, Новосибирске, Хабаровске;
В этой машине удивительно все: размеры, расход топлива, цена и возможности. Последние настолько высоки, что вездеход ДТ-30п или «Витязь» считается едва ли не самым проходимым сухопутным транспортом на планете.
Монстр в поле
Ухабистое поле, которые мы не спеша одолевали на пикапе Toyota Hilux и пару раз сели на защиту картера, «Витязь» пролетает с такой прытью, будто это ровная столешница. Хотя слово пролетает звучит изрядным преувеличением для агрегата с максимальной скоростью под 40 км/час, но поверьте, из кабины этого монстра даже 40 км/час не кажутся медленными.
Ухабы он обтекает с мягкостью ящерицы, но вот амплитуда колебаний кабины такова, что через некоторое время хочется выйти на свежий воздух. Ну еще бы: при собственной высоте три с лишним метра «Витязь» в лоб одолевает ступеньки в человеческий рост и переезжает рвы длиной с легковушку. Когда в лобовом стекле маячит то небо, то земля, остается надеяться на крепость вестибулярного аппарата.
Но является ли он самым проходимым на планете? Для каждых условий хорош свой тип вездехода, но по совокупности качеств «Витязь» если не самый проходимый, то один из.
Судите сами: суммарная ширина двух гусениц — как легковой автомобиль. Они почти смыкаются под корпусом машины, поэтому просвет в 40 см, по сути, не особенно нужен: чаще всего «Витязь» попросту обкатывает препятствия своими траками. Передняя часть машины скошена вровень с гусеницами, а перед атакой особенно сложных уклоном «Витязь» способен изгибаться, задирая верхнюю часть. А давление на поверхность меньше, чем у ног человека, что позволяет ездить по снегам и болотом, не слишком утопая.
Модификации
Конструкция транспортера предусматривает широкие возможности для модернизации и повышения технико-эксплуатационных характеристик машины. Вездеходы ДТ-30 можно использовать под монтаж специального дорожно-строительного оборудования в качестве универсального шасси. Плавающие модели вездеходов обозначаются литерой «П» в наименовании транспортного средства.
Нестандартный экскаватор «Витязь» выпускается на конструктивной базе двухзвенного транспортера ДТ-30П путем монтажа дополнительной установки – экскаваторного оборудования. Этот вид техники предназначен для ведения дорожно-транспортных и землеройных работ, перевозки грузов с низкими показателями устойчивости грунта.
Модель экскаватора ДТ-30 оборудована тремя аутригерами с автоматическим управлением. Гидравлические выносные опоры, в сочетании с двухзвенным шасси повышают технико-эксплуатационные характеристики транспортного средства: повышают его проходимость, маневренность., скорость.
Кроме того, увеличивается грузоподъемность экскаватора, что позволяет перевозить в кузове оборудование массой до 12 тонн. Шасси предусматривает возможность установки дополнительного оборудования: компрессора, сварочного устройства, гидроманипулятора и т.д.
Экскаватор Витязь ДТ-30ПЭ1
Экскаватор нестандартный «Витязь» ДТ-30ПЭ1 эксплуатируется при проведении строительных и землеройных работ, используется для транспортировки грузов на неустойчивых грунтах (вода, снег, болото, пересеченная местность). Машина отличается удобством конструкции: имеет откидные борта кузова второго звена, которые легко снимаются.
Модификации[ | ]
Внешние изображения | |
Поворотно-сцепное устройство |
- ДТ-30-1 — модификация с одной удлинённой грузовой платформой закреплённой на обоих звеньях транспортёра.
- ДТ-30МН с двигателем ЯМЗ 8401.10-09. Грузовая платформа открытая.
- ДТ-30ПМН — модернизированный с двигателем ЯМЗ[3].
- ДТ-30ПМ «Вездесущий» — модификация платформы-шасси для Вооруженных Сил РФ с броневой защитой обитаемого отсека[4][5][6]. ДТ-30ПМ-Т1 — пусковая установка и модуль жизнеобеспечения зенитно-ракетного комплекса Тор-М2ДТ[7].
- ДТ-30ПМ-Т2 — мастерская технического обслуживания зенитно-ракетного комплекса Тор-М2ДТ[7].
- ДТ-30П
- ДТ-30ПМ с третьим неактивным звеном в условиях Арктики
- Тор-М2ДТ на репетиции парада Победы 2021 г. в Алабине
- Панцирь-СА на репетиции парада Победы 2021 г. в Алабине
Особенности конструкции
Транспортер ДТ-30 оснащен сочлененными гусеничными звеньями, скомпонованными по прицепной схеме соединения, что обеспечивает высокую грузоподъемность и вместимость транспортного средства, его маневренность в тяжелых климатических и дорожных условиях.
Конструкция транспортера имеет важную особенность: складывание гусеничных звеньев в двух плоскостях (вертикальной и продольной) под управлением водителя. Складывание осуществляется при помощи поворотно-сцепного устройства, усиленного дополнительными гидроцилиндрами.
Модификация двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-30 повышает показатели проходимости машины, которая в рабочем состоянии способна преодолевать вертикальные препятствия высотой до 1,5 м и глубокие рвы шириной до 4-х м.
Вездеход выпускается в разных комплектациях, с двигателями отечественных и зарубежных производителей. Модельный ряд транспортеров «Витязь» оснащен дизелями жидкостного охлаждения (V-образными четырехтактными). Пусковая система активируется пневмопуском или от аккумулятора с напряжением батарей 24 В.
Высокая проходимость и маневренность транспортера обеспечиваются конструкцией ходовой части. Машины оснащены четырьмя широкими гусеничными обводами из полиуретана со стальными поперечинами. Благодаря такой конструкции снижается удельное давление на грунт, повышается проходимость транспортного средства.
Конструкция ведущих колес препятствует образованию наледи на узлах ходовой части при сильных морозах. Гусеничные машины марки «Витязь» ДТ-30 обладают высоким эксплуатационным ресурсом, надежны и долговечны. Техническое обслуживание и качественный ремонт позволяют повысить эффективность работы этой незаменимой техники.
Транспортные средства марки Витязь ДТ-30 отвечают всем требованиям Минприроды России в области экологической безопасности, что подтверждается соответствующими сертификатами. По уровню безопасности для окружающей среда гусеничные транспортные вездеходы и их модификации превосходят все отечественные и зарубежные аналоги.
Подвеска, ходовая часть и тормозная система дт-30
Вездеход ДТ-30 перемещается, благодаря четырем гусеничным обводам, оборудованным грунтовыми зацепами из металла. Конструктивная особенностью гарантирует улучшенные вездеходные качества и небольшое давление на почву. Кроме того, эта особенность уменьшает вред для растительности из-за минимального повреждения верхнего слоя.
К особенностям подвески «Витязя» относится уникальная мягкость, которую обеспечивает грамотное совмещение основных элементов ходовой части:
- торсионная подвеска;
- опорные катки;
- специальное покрытие на передних колесах (изготовлено из полиуретана);
- резиновые комплектующие в ходовой.
Обеспечение мягкости хода положительно влияет на ресурс ходовой и, соответственно, на расходы при ее обслуживании. Ведущие колеса имеют специальную защиту от намерзания льда. Разработчики предусмотрели расстояние между поперечными элементами, обеспечивающими автоматическую очистку от снежной и грязевой массы во время движения.
Особенности ходовой части ДТ-30 «Витязь»:
- Поперечины из стали на гусеничных лентах для уменьшения нагрузки на грунт и улучшения вездеходных качеств.
- Наличие торсиона с пористым наполнителем на основном катке.
- Полиуретан на ведущих колесах.
- Независимая подвеска, построенная на базе торсиона.
Торможение вездехода осуществляется с помощью ленточного тормозного механизма (плавающий тип). В качестве дополнительного элемента выступает механический привод, обеспечивающий управление тормозной системой.
Правила эксплуатации
Перед началом движения проверяется заправка топливных баков и радиаторов, а также резервуаров для масла.
Не допускается течь технологических жидкостей, способная обездвижить машину на удалении от населенных пунктов.
Для запуска дизеля В-46-5 используется сжатый воздух, модификация с мотором ЯМЗ-8401 оснащается электрическим стартером. Силовые установки оборудованы автономными подогревателями, позволяющими осуществить запуск при температуре от -50°С. После пуска мотор прогревается до 50… 60°С с одновременным нагревом рабочей жидкости в коробке.
Для изменения направления движения используется рулевое колесо автомобильного или секторного типа, для снижения радиуса поворота — гидравлические цилиндры. Перед водителем находится щиток приборов с контрольными индикаторами и кнопками управления. Перед началом эксплуатации необходимо изучить назначение приборов и контрольных ламп.
Для управления оборотами двигателя и тормозами используются педали. Гидромеханическая трансмиссия переключается скорости автоматически, на рулевой колонке предусмотрен рычаг для выбора режима работы. Рулевое колесо управляет бортовыми фрикционами, разворот машины осуществляется подтормаживанием одной из гусеничных лент.
Предназначение
Если смотреть на вездеход Витязь, ни у кого не возникнет сомнений, что это незаменимая машина при освоении новых земель по бездорожью на крайнем севере, в непроходимых лесах Сибири и болотах тайги, в степях Казахстана и на бескрайних снежных полях Антарктиды, где обычные тракторы не пройдут.
В 1995 году, во время боевых действий в Чечне, при распутице на дорогах, по которым не могла пройти боевая и обеспечивающая техника, из ленинградского военного округа по воздуху срочно перебрасываются МТЛБ Витязь, которые подвозят боеприпасы.
Витязь — гусеничный вездеход, он же амфибия, он же болотоход, использовался при преодолении страшных последствий цунами 2004 года в южном полушарии земного шара, доставляя спасателей, врачей, лекарства, чистую питьевую воду и предметы первой необходимости населению пострадавшего региона.
Применение машины
В комплектации для нужд МЧС в прицепе устанавливается автономный энергоагрегат, который имеет противопожарную систему. В варианте для военных предусмотрен пулемет «Утес» или «Корд» 12,7 мм. Во втором звене — миномет, зенитная, противотанковая, ракетная установка.
Вездеход работает при температурах в диапазоне -50… 40ºC. Болотоход способен передвигаться по сыпучим и зыбким грунтам, снежной целине, лесным дорогам. Машины подобного типа можно использовать в местах техногенных и природных катастроф для вывоза раненых, подвоза продуктов и оборудования. При необходимости техника может быть задействована в ремонте и прокладке дорог.
Любая модификация Витязя отличается повышенной прочностью. Стоит каждая такая машина достаточно дорого, так же как и обслуживание. Этим обуславливается то, что вездеход выпускается небольшими партиями. Не каждая организация способна позволить себе подобные расходы, поэтому завод в основном работает под заказ.
Такой транспорт заказывают для нужд народного хозяйства. Мелкие фирмы и компании производят закупку более дешевых вездеходов, с меньшими возможностями. Создать что-то подобное пытались во многих странах, но полученные образцы уступают Витязю по всем параметрам.
Стоимость
Минимальная цена новые модели вездехода «Витязь» в кузове ДТ-30 начинаются от 6 миллионов рублей. Максимальная стоимость определяется типом комплектации, а также дополнительно установленного на заводе оборудования. Подержанные машины можно приобрести в среднем за 2,5-4 миллиона рублей. Однако даже б/у варианты полностью оправдывают свою стоимость, благодаря своим эксплуатационным характеристикам.
Болотоход Витязь – это российский вездеход, разработанный для использования в условиях тайги и Крайнего Севера. Это сделало популярным применение такого транспорта крупными нефтяными, а также газовыми компаниями.
Сфера применения
Вездеход ДТ-30П «Витязь» создан для транспортировки грузов в условиях бездорожья или заболоченной местности. Конструкция основной и вспомогательной моделей может быть модернизирована в зависимости от поставленных задач. В частности, возможна установка дополнительного оборудования экскаватора или манипулятора. Кузов второго звена может быть оборудован для перевозки труб, древесины, топлива и другого груза.
Гусеничный болотоход ДТ30П благодаря своим техническим характеристикам и особенностям используется для решения самых сложных задач в удаленных местах, в том числе при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и спасения людей, а также в нефтегазовой отрасли и геологоразведке, геофизике.
Технические данные
С целью устранения возможных проблем, обусловленных недостаточным уровнем мощности либо крутящего момента, конструкторы укомплектовали болотоход «Витязь» 12-цилиндровой силовой установкой.
Параметры расхода горючего изменяются в зависимости от применяемого топлива. Стандартный двигатель выдает 780 лошадиных сил. К тому же возможен выбор одного из трех типов моторов, исходя из комплектации:
- с немецким Cummins;
- с двигателем ЯМЗ;
- с силовой установкой ЧМЗ.
По причине большого разнообразия силовых установок, возникают определенные проблемы в обслуживании транспортного средства. Главной причиной этого считаются запчасти. Особенно это относится к ситуациям, когда на вездеход устанавливают немецкие моторы, из-за чего узлы и агрегаты для замены приходится ожидать порой несколько месяцев.
Сам тягач Витязь обладает грузоподъемность в 30 тонн, притом, что сам имеет массу 28 тонн в полностью снаряженном состоянии. Отдельно стоит отметить, что даже при полной загрузке давление, оказываемое гусеницами на землю, находится в пределах допустимого и равняется 0,3 кг/кв.см.
Технические характеристики
Машина получила популярность, благодаря уникальным техническим характеристикам. Они могут немного отличаться в зависимости от модификации вездехода, но для основной модели характеристики ДТ-30 «Витязь» имеют следующий вид:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Двигатель | ЧТЗ В-46-5 |
Мощность, л. с. | 780 |
Трансмиссия | 4-ступенчатая МКПП или 6-ступенчатая АКПП |
Длина груза, м | 13 |
Глубина преодолеваемого препятствия, см | 180 |
Снаряженный вес, т | 28 |
Скорость на воде, км/ч | 5, а при включении специального винта — 15 |
Скорость при движении по земле, км/ч | 37 |
Число мест | 7 |
Вес перевозимого груза, т | 30 |
Давление на почву, кг/кв. см | 0,3 |
Запас хода без заправки, км | 500 |
Тип подвески | торсионная |
Угол подъема / спуска, град. | 30 |
Максимальный крен, град. | 15 |
Габариты (ДхШхВ), м | 15,9х3,1х3,3 |
Отдельного внимания заслуживают главные узлы вездехода — мотор, трансмиссия, подвеска, ходовая и тормозная часть.
Трансмиссия
Трансмиссия вездеходов «Витязь» либо гидромеханическая 4-скоростная полуавтоматическая, либо 6-скоростная автоматическая в зависимости от двигателя. Торможение осуществляется благодаря ленточным тормозам плавающего типа с пневмоприводом, а так же при помощи дублирующего механического привода управления тормозами переднего звена.
Четырехскоростная коробка передач с блокируемым дифференциалом позволяет выбрать оптимальный режим движения транспортера в любых дорожных условиях. Для эффективной передачи мощности на каждом звене расположено по два планетарных бортовых и по одному коническому редуктору с блокируемым дифференциалом. В вариантном исполнении транспортеры «Витязь» оснащают шестискоростной автоматической гидромеханической трансмиссией .
Уникальный двухзвенный вездеход
Данный быстроходный вездеход относится к группе сочлененных машин, но отличается от всех остальных уникальными параметрами проходимости и манёвренности. Практически нет условий, которые бы не смог преодолеть «Витязь» ДТ-30. Технические характеристики машины отлично подходят для работы со спасательными бригадами, при эвакуации во время наводнений, обвалов, снежных заносов и остальных стихийных бедствий, наносимых природой.
Ходовая часть
У “Витязя” вдоль каждого борта вместо обычных гусеничных цепей идут две резино-тросовые бесконечные ленты с соединениями в виде штампованных траков из пружинной стали. В средней части траки имеют выгибы, образующие в сборе с лентами беговую дорожку, по которой катятся опорные катки.
Чтобы они не соскакивали, по бокам дорожки установлены ограничители. Траки являются одновременно опорными и ведущими элементами гусениц. Сами ленты очень прочны – для разрыва каждой из них необходимо усилие не менее 40 тонн. Чтобы уменьшить износ треков и компенсировать разность шага в зацеплении их со звездочками, звездочки сделаны резинокордными.
Опорные катки “Витязя” снабжены автомобильными шинами размером 8,25х15. Подвеска их выполнена на двойных балансирах, а упругими элементами служат пневматические баллоны, давление в которых регулируется из кабины водителя. Задний мост по конструкции подобен тракторному.
Эксплуатационные данные
Большой вес не сильно сказался на скорости передвижения машины. При движении по суше, по твёрдым грунтам ДТ-30 «Витязь» способен развивать скорость до 50 км/ч. Во время преодоления водных и болотистых участков данный параметр снижается до 4 км/ч. На проходимость влияет и максимальный угол заезда, а также съезда.
https://www.youtube.com/watch?v=omrB5oko4iA
У вездехода — 30 градусов, притом что он способен выдерживать крены до 15 градусов. Экипаж — 5 человек. В среднем запаса топливного бака хватает на преодоления расстояния до 500 км. Говорить о более точном значении потребления горючего сложно, ведь все зависит от множества факторов, а в первую очередь от самого материла. Двигатель может использовать любое топливо, но от этого его технические данные могут изменяться.