Устройство трансмиссии ваз 2121

Содержание

Прощание с «нивой»

Полноприводной джип ВАЗ-2121 «Нива». Машина эта стала подлинной сенсацией отечественного автопрома. Ее появлению предшествовали многочисленные слухи, домыслы и пересуды. Советскому автолюбителю, не избалованному качеством дорог, давно уже требовался комфортабельный легковой полноприводной автомобиль-внедорожник, на котором можно было бы с равным успехом передвигаться как по асфальту, так и по бездорожью. И вот в 1977 году он сошел с конвейера Волжского автозавода—первая массовая полноприводная «Нива».

Нельзя сказать, что до выпуска «Нивы» в стране не было автомобилей повышенной проходимости. Были. Правда, в основном не штатские джипы-легковушки, а военные грузопассажирские вездеходы, предназначенные в первую очередь для эксплуатации их в вооруженных силах.

Тем не менее советский автопром неоднократно делал попытки создания комфортабельных легковых внедорожников. Так, еще в предвоенном 1938 году на Горьковском автозаводе был создан опытный образец первого советского легкового вездехода, предназначенного для высшего командного состава Красной Армии.

Машина, получившая наименование ГАЗ-61, была создана на базе «эмки» ГАЗ-11-73 с шестицилиндровым двигателем мощностью 85 л.с. Машина получилась исключительно удачной — на шоссе с полной нагрузкой полноприводная «эмка» развивала скорость до 107,5 км/ч, а проходимость ее была такой, что и в наши дни она вполне бы смогла потягаться на бездорожье с самыми «крутыми» современными джипами-внедорожниками.

В послевоенные годы с запуском в производство автомобиля ГАЗ-М20 «Победа» снова был поднят вопрос о создании отечественного комфортабельного вездехода — в основном для партийно-хозяйственного руководства сельских районов. Такой внедорожник, получивший название ГАЗ-М72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69.

Первый отечественный легковой внедорожник ГАЗ-61 (1941 г.)

Полноприводной ГАЗ-М72 — гибрид армейского джипа ГАЗ-69 и легкового автомобиля «Победа» М-20 (1955 г.)

А еще интересно:  Трубки топливные трубопровод магистральный НИВА | в магазине NIVA-LADA4x4 3394 - Система подачи топлива - Магазин автозапчастей и аксессуаров для автомобилей Нива и NIVA-Chevrolet

Комфортабельный джип-малолитражка «Москвич-410» производства МЗМА (1957 г.)

Сельский внедорожник ЛyA3-969M на базе агрегатов автомобиля «Запорожец» (1979 г.)

Экспериментальный «Москвич-416» на базе полноприводного автомобиля «Москвич-410Н (юнец 1950-х гг.)

Отечественный комфортабельный джип ВАЗ-2121 — первая собственная оригинальная разработка Волжского автозавода (1977 г.)

Автомобиль был оснащен раздаточной коробкой с демультипликатором и отключаемым ведущим передним мостом. При 16-дюймовых колесах с увеличенными грунтозацепами (такими сейчас оснащена полноприводная «Нива») машина имела значительный дорожный просвет, что обеспечивало ей хорошую проходимость по грязи, песку, снегу, пашне и разбитым дорогам.

Машина выпускалась небольшой серией с 1955 по 1958 год. Жаль, что выпуск такого рода машин не получил надлежащего продолжения — для нашей страны с ее бездорожьем такой автомобиль был бы бесценным. С завершением выпуска «Победы» прекратилось и производство ГАЗ-М72.

Необходимость в аналогичном вездеходе тем не менее не только сохранялась, но и даже увеличивалась. В 1950-х годах обычные легковые «москвичи» и «победы», не обладавшие вездеходными качествами, все чаще стали попадать в личную собственность граждан. В эти же годы началось массовое наделение горожан садово-огородными и дачными участками, которые, как правило, были отрезаны бездорожьем от немногочисленных дорог с твердым покрытием.

Интересную попытку создания малолитражного легкового внедорожника сделал в этот период Московский завод малолитражных автомобилей — МЗМА. В 1957 году на базе выпускавшейся в то время модели «Москвич-402» им был разработан автомобиль повышенной проходимости «Москвич-410», имевший два ведущих моста и зависимую подвеску колес на продольных рессорах.

В трансмиссию были включены двухступенчатая «раздатка» и шарниры равных угловых скоростей. Дорожный просвет у автомобиля составлял 220 мм — как у современной «Нивы». Годом позже автомобиль был оснащен более мощным 45-сильным двигателем и четырехступенчатой коробкой передач.

Автомобиль отличался завидной проходимостью, но, по мнению тех, кому довелось обладать этим «джипом», имел недостаточно жесткий и прочный кузов. Суммарный выпуск «москвичей»-вездеходов нескольких модификаций составил около 12 тыс. машин; производство этих комфортабельных внедорожников было прекращено в 1960 году.

В конце 1950-х годов конструкторы МЗМА сделали попытку использовать агрегаты внедорожника «Москвич-410Н», выпуск которого уже заканчивался, для создания комфортабельного сельского джипа «Москвич-416». Машина имела рамную конструкцию, цельнометаллический трехдверный кузов с эффективным отопителем и надежными уплотнителями дверей; дорожный просвет у вездехода составлял 220 мм.

Ну а немногие счастливцы, ставшие обладателями полноприводных «побед» и «москвичей», смогли сменить свои истерзанные бездорожьем машины на серийный отечественный джип лишь в 1967 году — с запуском в производство на Луцком автомобильном заводе компактного малолитражного автомобиля ЛуАЗ.

Машина была разработана конструкторами Запорожского автозавода на основе экспериментального полноприводного автомобиля НАМИ-049А; поначалу она выпускалась только с приводом на передние колеса, но в дальнейшем, с освоением выпуска узлов для привода задних колес — и в полноприводном варианте.

Мощности завода были рассчитаны на выпуск 16 тыс. машин в год — это было уже ощутимо даже для нашей страны с ее необозримыми просторами и непролазными грунтовками. Джип, отличавшийся неплохой проходимостью, обладал не слишком высокой надежностью — подводили «запорожские» агрегаты, входившие в его конструкцию.

Полноценный, надежный, массовый полноприводной автомобиль-джип появился в нашей стране лишь после того, как был построен гигантский Волжский автомобильный завод. Предприятие, рассчитанное на выпуск 660 тыс. легковых, вполне современных по тому времени автомобилей, было построено при техническом сотрудничестве с итальянской фирмой FIAT — итальянцы поставили нам оборудование, документацию на технологию производства и лицензию на выпуск автомобиля FIAT-124.

Первые «копейки», как стали позже называть легковушки ВАЗ-2101, сошли с вазовского конвейера в сентябре 1970 года. В первый же год работы ВАЗа конструкторское бюро завода начало эксперименты с переднеприводными автомобилями. В итоге это позволило коллективу конструкторов, возглавляемому В.

Некоторые автомобильные историки утверждают, что штатская «Нива» оказалась на вазовском конвейере совершенно случайно. Первоначально джип разрабатывался для армейских нужд — как и в далекие тридцатые годы, «для командного состава Советский Армии», Однако по каким-то причинам, уже на стадии запуска в серию, вазовский джип был отвергнут армейскими спецами.

Интересно, что ВАЗ-2121 «Нива» стала первой собственной разработкой завода, опередившей многие западные фирмы — в 1977 году серийных комфортабельных легковых джипов с постоянным приводом на все колеса практически не было. «Нива» стала первым массовым комфортабельным внедорожником с несущим закрытым цельнометаллическим кузовом.

Компоновка автомобиля ВАЗ-2121 «Нива»:

1 — фара; 2 — подфарник с указателем поворота; 3 — домкрат; 4 — радиатор; 5 — двигатель; 6 — расширительный бачок; 7 — воздушный фильтр; 8 — аккумулятор; 9 — рычаг блокировки дифференциала; 10 — рычаг КПП; 11 —рычаг демультипликатора; 12 — рулевое колі со;

13 — переднее сиденье; 14 — заднее сиденье; 15 — фонарь освещения номерного знака; 16—задний фонарь; 17 — глушитель; 18— задний тормоз; 19 — пружина задней подвески; 20 — задний амортизатор; 21 — поперечная штанга задней подвески; 22 — нижняя продольная штанга задней подвески;

23 — задний ведущий мост; 24 — топливный бак; 25 — резонатор; 26 — карданный вал привода заднего моста; 27 — бачок для жидкости гидропривода тормозов; 28 — бачок для жидкости гидропривода сцепления; 29—раздаточная коробка; 30 — педаль сцепления; 31 — педаль тормоза;

Геометрическая схема автомобиля-внедорожника ВАЗ-2121 «Нива»

Геометрическая схема удлиненной «Нивы» ВАЗ-2131

Схема трансмиссии автомобиля ВАЗ-2121 «Нива»:

1 — наружный шарнир привода передних колес; 2— вал привода передних колес; 3 — внутренний шарнир привода передних колес; 4 — картер механизма сцепления; 5 — коробка переключения передач; 6 — промежуточный карданный вал; 7— задний мост; 8 — задний карданный вал; 9 — раздаточная коробка; 10 — передний карданный вал; 11 — передний мост

Органы управления и контрольные приборы джипа:

1 — выключатель освещения приборов; 2—рычаг переключения света фар; 3 — рычаг переключения указателей поворота; 4— рулевое колесо; 5 — приборный щиток; 6 — рычаг включения стеклоочистителя; 7 — выключатель звукового сигнала; 8 — выключатель стеклоочистителя фар;

9,11,19 — заглушки; 10 — прикуриватель; 12 — выключатель аварийной сигнализации; 13 — декоративная крышка; 14 — рычаг КПП; 15—рычаг ручного тормоза; 16 — рычаг демультипликатора; 17 — рычаг блокировки дифференциала: 18 — выключатель вентилятора отопителя;

Передняя подвеска

Задняя подвеска

До выпуска «Нивы» все отечественные полноприводные автомобили оснащались либо шаровыми шарнирами равных угловых скоростей типа Bendix-Weiss, либо сухариковыми типа Tracta. На «Ниве» же впервые в нашей стране были применены более компактные и долговечные шаровые шарниры типа Bierfield, рассчитанные на автомобили малой массы.

Машина быстро приобрела популярность, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Специалисты утверждают, что именно «Нива» стала прообразом полноприводных легковушек SUZUKI VITARA и DAIHATSU ROCKY.

В середине 1990-х годов завод выпустил модернизированные варианты «Нивы» — BA3-21213 с карбюраторным двигателем увеличенной мощности (78,9 л.с.) рабочим объемом 1690 см3 и ВАЗ-21214 с двигателем того же объема, оборудованного системой впрыска топлива; обе модификации «Нивы» имели увеличенную заднюю дверь, порог которой располагался на уровне бампера, что облегчало загрузку и разгрузку автомобиля.

На базе обновленной «Нивы» был освоен мелкосерийный выпуск длиннобазных вариантов джипа — у таких автомобилей расстояние между осями увеличено на 500 мм. Некоторое количество удлиненных машин выпускалось в трехдверном варианте, но Основная часть имела пять дверей. Часть таких машин выпускалась с двигателем рабочим объемом 1774 см3 мощностью 82,3 л.с.

Завод выпускает также некоторое количество компактных гру-зовичков-пикапов грузоподъемностью 0,3 тонны — с двухместной (BA3-2328) и четырехместной (BA3-2329) кабинами.

Конструкция автомобиля ВАЗ-2121 «Нива»

Автомобиль ВАЗ-2121 представляет собой полноприводной легковой автомобиль с колесной формулой 4×4, с закрьтым трехдверным кузовом несущего типа и передним расположением двигателя.

Двигатель рабочим объемом 1570 см3 мощностью 73 л.с. вместе с картером сцепления и картером коробки передач образует компактный силовой агрегат, закрепленный на автомобиле на резиновых подушках в трех точках.

Охлаждение двигателя — жидкостное. Водяной насос приводится в действие от двигателя с помощью клиноременной передачи; на валу насоса закреплен также шестилопастный вентилятор. Радиатор — трубчато-пластинчатый, в систему охлаждения включен также отопитель кузова.

Система выпуска отработавших газов имеет два последовательно расположенных глушителя — резонатор и основной глушитель.

Система питания включает топливный бак, топливный насос, карбюратор и воздушный фильтр. Карбюратор — с падающим потоком; он имеет две последовательно включающиеся камеры, подогрев системы холостого хода, систему отсоса картерных газов за дроссельную заслонку, диафрагменный ускорительный насос, сетчатый фильтр на входе топлива в карбюратор и электромагнитный клапан жиклера холостого хода в первичной камере. Топливный бак емкостью 42 л располагается под задним сиденьем.

Трансмиссия автомобиля состоит из сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, карданных передач, редукторов переднего и заднего мостов с межколесными дифференциалами, полуосей с шарнирами равных угловых скоростей на передних полуосях.

Сцепление сухое, однодисковое, с диафрагменной нажимной пружиной и с гасителем крутильных колебаний на ведомом диске. Привод сцепления — гидравлический, с главным и рабочим цилиндрами и расширительным бачком.

Коробка передач — четырехскоростная, с синхронизаторами всех передач переднего хода. Оптимальный подбор передаточных чисел коробки обеспечивает «Ниве» уверенное трогание с места, динамичный разгон и неплохую экономичность.

Раздаточная коробка—двухступенчатая, трехвальная, с меж-осевым дифференциалом, имеющим принудительную блокировку. Она обеспечивает увеличение крутящего момента в 1,2 или в 2,135 раза, а также блокировку дифференциала, для чего на туннеле пола кузова имеются два рычага управления раздаточной коробкой.

У «Нивы» — три карданных вала: промежуточный, который соединяет коробку передач с раздаточной коробкой; карданный вал переднего моста.

Длиннобазная «Нива» BA3-2131

На смену классической «Ниве» приходит новая модель — CHEVROLET NIVA (2003 г.)

Главные передачи, состоящие из пары конических шестерен со спиральными зубьями гипоидного зацепления, увеличивают подведенный крутящий момент и передают его под прямым углом на полуоси. Передача крутящего момента от ведомой шестерни на полуоси производится через конический дифференциал с двумя сателлитами.

Ходовая часть «Нивы» состоит из узлов подвески передних и задних колес с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости в передней подвеске, а также ступиц и колес с шинами.

Подвеска передних колес—независимая, рычажно-пружинная, с цилиндрическими пружинами, с телескопическими гидравлическими амортизаторами двустороннего действия. Подвеска снабжена стабилизатором поперечной устойчивости и буферами сжатия, ограничивающими ход подвески.

Подвеска задних колес состоит из пары цилиндрических пружин с телескопическими гидравлическими амортизаторами двустороннего действия, четырех продольных и одной поперечной штанг, двух буферов сжатия по концам балки заднего моста и одного центрального.

Рулевое управление джипа состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Картер червячного редуктора рулевого механизма закреплен на левом лонжероне кузова с внутренней стороны отсека двигателя. С противоположной стороны на правом лонжероне располагается кронштейн маятникового рычага.

Тормозная система «Нивы» имеет два независимо действующих привода. Передние тормоза — дисковые, состоят из диска и подвижного суппорта с трехцилиндровыми блоками. Задние—барабанные, с самоустанавливающимися колодками, с приводом от одного цилиндра с двумя поршнями.

Система зажигания классическая, состоит из катушки, распределителя зажигания с прерывателем, проводов высокого и низкого напряжения, свечи и выключателя зажигания. В цепи низкого напряжения, питаемой от аккумулятора или генератора,— выключатель зажигания, конденсатор, первичная обмотка катушки зажигания и прерыватель.

Кузов автомобиля несущий, трехдверный, цельнометаллический. Боковые двери — с передней навеской, задняя, подъемная, навешена на двух петлях. В открытом положении задняя дверь удерживается газонаполненными упорами.

Капот открывается в сторону движения и запирается замком. Тросовый привод замка заканчивается рукояткой с левой стороны, под панелью приборов.

Передние сиденья — раздельные, откидные, с регулировкой в продольном направлении. Задний диван образует при сложении грузовую площадку.

Автомобиль оборудован системой вентиляции и отопления кузова, состоящей из отопителя с двухскоростным вентилятором и кожухов-воздуховодов.

Технические характеристики автомобилей «Нива»

Сегодня мы прощаемся с ней — с той самой классической «Нивой» — тяжеловесной, угловатой, далекой от современного автомобильного стиля, но в то же время по-настоящему вездеходной, способной справиться чуть ли не с любым бездорожьем, и, что немаловажно, вполне доступной по цене.

Свято место пусто не бывает — уже сегодня с вазовского конвейера сходит новая CHEVROLET-NIVA — автомобиль вполне современного дизайна, комфортабельный, сопоставимый по своим вездеходным качествам со старушкой «Нивой», но увы! обладающий все теми же конструктивными недоработками, пороками сборки и некачественными комплектующими.

Сегодня мы прощаемся с «Нивой» — решение о прекращении ее выпуска на Волжском автозаводе уже принято.

И. ЕВСТРАТОВ

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *