ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПОЖАРНЫХ МАШИН

Содержание

Технологический процесс ТО и ремонта ПА и оборудования

Технологический процесс – выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту пожарных автомобилей и оборудования в определённой последовательности.

Рационально разработанный технологический процесс технического обслуживания и ремонта пожарного автомобиля позволяет исключить непроизводственные затраты времени на проведение работ, обеспечить рациональное использование оборудования, инструмента и обслуживающего персонала, участвующих в обслуживании. Знание основ технологических процессов позволяет качественно выполнять обслуживание и ремонт пожарного автомобиля в минимальное время.

Технологический процесс ТО и ремонта ПА и оборудования состоит из совокупности технологических операций и работ.

Операция – это комплекс последовательных действий по обслуживанию агрегата или группы агрегатов пожарного автомобиля или оборудования.

Техническое обслуживание пожарного автомобиля и оборудования состоит из большого числа операций, которые по своему характеру и условиям выполнения объединены в определенные группы, охватывающие цикл работ технического обслуживания.

В соответствии с этим ТО ПА и оборудования разделяют на следующие основные работы:

Организация эксплуатации

К организации эксплуатации пожарной техники относятся:

Использование пожарной техники

Приём и постановка пожарных автомобилей на боевое дежурство

Для приемки ПА руководителем органа управления назначается комиссия в составе: председатель – представитель отдела пожарной техники, члены – начальник ПТЦ, отряда, части технической службы, руководитель и старший водитель подразделения в которое передается автомобиль.

Комиссия обязана проверить:

Приемка ПА оформляется актом (о результатах председатель комиссии докладывает начальнику).

Поступивший в подразделение новый пожарный автомобиль в установленный срок регистрируется в Госавтоинспекции и перед постановкой на боевое дежурство должен пройти обкатку.

Учёт пожарных автомобилей и их работы

Учетными документами пожарных автомобилей являются:

Свидетельство о регистрации выдается Госавтоинспекцией при регистрации автомобиля и сдается в Госавтоинспекцию при его списании.

Формуляр пожарного автомобиля входит в состав сопроводительной документации завода-изготовителя (ведение осуществляет старший водитель, а при его отсутствии – начальник караула. Контроль за ведением формуляра осуществляют руководители подразделения ГПС).

Журнал учета наличия, работы и движения автомототехники ведется в каждом подразделении пожарной охраны (заполнение журнала осуществляет начальник отдела).

Эксплуатационная карта заводится на каждый пожарный автомобиль (заполняется водителем, контролируется руководителем подразделения ГПС).

Путевка на выезд основного (специального) ПА выписывается диспетчером (радиотелефонистом) и выдается начальнику караула перед выездом на пожар.

Карточка учета работы автомобильной шины (ведет старший водитель, а при его отсутствии – начальник караула, согласно специализации).

Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи (ведет старший водитель, а при его отсутствии – начальник караула, согласно специализации).

Журнал учета ТО ПА заводится на каждый пожарный автомобиль (ведет старший водитель, а при его отсутствии – НК, согласно специализации). Правильность ведения журнала учета ТО контролируется руководителями подразделения ГПС.

Путевой лист на выезд вспомогательного ПА выписывается ст.водителем, а при его отсутствии – диспетчером.

Журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных автомобилей заводится на весь транспорт подразделения, в том числе прикомандированный.

Об утверждении Правил организации и производства судебных экспертиз и исследований в органах судебной экспертизы

на примере АЦ-5,0-40 (43253) 22ВР

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО)

Произвести уборку кабины, отсеков кузова, пожарно-технического вооружения и другого оборудования. При необходимости вымыть и просушить автомобиль. Провести очистку наружных поверхностей насоса от пыли, грязи и смазки. Очистить зеркала заднего вида, внешние световые приборы, специальные автосигнальные устройства, стёкла кабины и насосного отсека, регистрационные знаки. Осмотреть автомобиль для выявления наружных повреждений.

Выполнить операции ежедневного технического обслуживания шасси. Техническое обслуживание шасси проводится в соответствии с «Руководством по эксплуатации АЦ», «Сервисной книжки» и включает в себя:

1. Уборочные и моечные работы:

2. Контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы:

3. Смазочные и заправочные работы.

Дополнительные работы по ЕТО

Если падение разрежения за 3 мин. превышает 0,2 кгс/см2, то это свидетельствует о наличии неплотностей в насосе или коммуникациях, которые необходимо устранить. Обнаружить места неплотностей насоса можно путем внешнего осмотра по наличию утечек воды при его работе, а на неработающем насосе – по наличию утечек воды при опрессовке его водой избыточным давлением, производить опрессовку следует при закрытых напорных вентилях давлением не более 6 кгс/см2;

исправность контрольно-измерительных приборов, действие сигнала сирены, освещения отсеков кузова;

целостности коммуникаций, уровень масла в корпусе пожарного насоса, корпусе автоматической вакуумной системы (по маслоуказателю и щупу) при необходимости дополнить.

ТО на пожаре при проведении АСР и учении

Техническое обслуживание автомобиля на пожаре, при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (учений) выполняется в объёме требований руководств (инструкций) по эксплуатации завода-изготовителя.

По окончанию работы на пожаре или учении:

Дефекты, выявленные в процессе работы автомобиля, устранение которых возможно силами водителя и без перерыва подачи воды или пены, устраняются на месте, остальные дефекты устраняются при возвращении в пожарную часть перед постановкой ПА в боевой расчёт.

ТО после пожара или учения

Работы для выполнения технического обслуживания после пожара включают в себя:

Техническое обслуживание №1 (ТО-1) включает в себя:

Операции по техническому обслуживанию выполняются в строгом соответствии с «Руководством по эксплуатации» и «Сервисной книжке».

Выполнить полный объем работ ежедневного технического обслуживания (ЕТО).

Вымыть автомобиль, обратив особое внимание на агрегаты и системы, которым проводится техническое обслуживание. Осмотреть автомобиль, проверить состояние кабины, кузова и его отсеков, стёкол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, регистрационных знаков, механизмов дверей, капота, буксирного устройства.

Дополнительные работы по ТО-1

а) проверка состояния рабочих поверхностей фрикционной передачи (состояние рабочих поверхностей шкивов фрикционной передачи проверяется визуально; рабочие поверхности шкивов должны быть гладкими, без выкрашиваний, выступов и признаков неравномерного износа);

б) проверка (регулировка) усилия прижатия приводных шкивов (усилие прижатия шкивов проверяется на неработающем насосе при помощи динамометра: для проверки необходимо приложить усилие (динамометром) к оси вакуумного насоса в вертикальном направлении снизу-вверх, и плавно увеличивая это усилие, отметить момент, когда металлический шкив вакуумного насоса освободиться от соприкосновения с обрезиненным приводным шкивом, т. е. начнет легко (пальцами) прокручиваться);

в) проверка (регулировка) рабочих зазоров вакуумного насоса;

г) проверка (регулировка) расхода масла при работе вакуумного насоса;

Техническое обслуживание №2 (ТО-2) включает в себя:

Вымыть, произвести уборку и просушить кузов и кабину автомобиля, особое внимание обратить на агрегаты и системы, которым проводится обслуживание.

2.3. Коробка передач.

2.4. Карданная передача.

2.5. Ведущие мосты, передняя ось.

2.6. Подвеска, рама, колеса.

2.7. Рулевое управление.

2.8. Тормозная система.

Дополнительные работы по ТО-2

Сезонное техническое обслуживание включает в себя:

Совмещается с очередными ТО-1 или ТО-2. Работы выполняют закреплённые за автомобилем водители под руководством старшего водителя на посту ТО пожарной части. Сезонное обслуживание ПА (ПМ) проводится в объёмах, установленных в руководствах (инструкциях) по эксплуатации заводов–изготовителей, учитывающих особенности обслуживания каждой модели ПА (ПМ).

1 Уборочные и моечные работы:

2.1.1. Проверить крепление фланцев приемных труб глушителя.

2.2. Коробка передач.

2.3. Ведущие мосты, ступицы.

2.4. Подвеска, рама.

2.5. Тормозные системы.

2.7.1. Проверить состояние лакокрасочных покрытий, при необходимости подкрасить.

2.7.4. Проверить системы отопления и обдува ветровых стекол.

2.7.5. Закрепить кронштейны топливного бака к раме.

4. Дополнительно осенью.

5. Дополнительно весной.

5. Дополнительно один раз в два года

Заменить патрон осушителя, проверить компрессор на соответствии ТУ.

Режимы ТО ПА и оборудования

Под режимом ТО понимается: периодичность, перечень и трудоёмкость операций или вида технического обслуживания.

Периодичность ТО – это время между двумя последовательно проводимыми техническими обслуживаниями. Периодичность технического обслуживания зависит от условий эксплуатации и конструктивных особенностей пожарного автомобиля и его агрегатов.

Сложность определения оптимальной периодичности технического обслуживания определяется тем, что, фактическая потребность проведения операций технического обслуживания зависит от многих факторов: условий эксплуатации, режимов работы, качества эксплуатационных материалов, конструктивных особенностей пожарного автомобиля и т.д.

Способы для определения оптимальной периодичности проведения ТО

Способ аналогий и уточнений – используется при наличии прототипа пожарного автомобиля или пожарного оборудования, предшествующих данным образцам.

Уточнения производят по результатам испытаний или опытной эксплуатации новых образцов. По изменению внешнего вида узла, механизма, материала можно определять периодичность уборочно-моечных операций, сроки смены масла и смазок. Внешний вид и расположение смазки в подшипниковых узлах трения может свидетельствовать о необходимости замены смазки. Этот способ имеет ограниченное применение, так как даёт приблизительные результаты.

Способ предельно допустимых зазоров (износов) в сопряженных деталях. Увеличение зазора выше предельно допустимого δп.д. вызывает аварийное изнашивание. Работа в этой зоне сопряженных деталей недопустима. При техническом обслуживании такой зазор необходимо отрегулировать, если сопряжение регулируемое, или восстановить путём замены деталей, если сопряжение нерегулируемое. Пробег автомобиля между регулировками таких сопряжений Lр может быть определен по формуле:

Lр = 1000 · (δп.д. – Δδн.) / ε,

где: δп.д. – предельно допустимый зазор, мкм;

Δδн. – зазор, установленный предыдущей регулировкой, или начальный зазор, мкм;

ε – средняя скорость изнашивания сопряженных деталей на 1000 км.

Средняя скорость изнашивания сопряженных деталей ε определяется во время ускоренных испытаний или длительных наблюдений и путём сбора статистических данных при проведении технических обслуживаний и текущих ремонтов.

Технико-экономический способ определения периодичности технического обслуживания – состоит в сравнении удельных затрат на техническое обслуживание и ремонт. Он учитывает влияние периодичности технического обслуживания на износ деталей, стоимость израсходованных материалов, а также трудовые затраты по техническому обслуживанию и ремонту. Удельные затраты определяются следующим образом:

Минимальные затраты на техническое обслуживание и ремонт являются лишь экономической характеристикой. Можно также учитывать и технические критерии, например критерии безопасности движения, безотказности специальных агрегатов, стоимости базы для технического обслуживания и т.п.

Трудоёмкость технического обслуживания или текущего ремонта – это затраты времени на производство одного технического обслуживания или ремонта. Трудоёмкость измеряется в человеко-часах.

Основным показателем трудоёмкости, характеризующим эксплуатационную технологичность пожарного автомобиля или пожарного оборудования, является удельная трудоемкость технического обслуживания Тт.о. (чел.-ч./тыс. км) или текущего ремонта Тт.р. (чел.-ч./тыс. км).

Удельной трудоёмкостью называется отношение средней трудоёмкости технического обслуживания или ремонта к средней наработке за один и тот же период эксплуатации.

Нормы потребления топлива

Прописаны в распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018 на момент написания статьи) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Актуальные данные смотрите в распоряжении по ссылке (выше).

Радел: II НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ:

Сколько требуется прогревать автомобиль при заступлении на службу?

Время работы двигателя пожарных автомобилей при проверке состояния техники отечественного производства при смене караулов (дежурных смен, расчетов) не должно превышать:

Для пожарных автомобилей иностранного производства, автономных агрегатов, входящих в состав пожарных автомобилей, а также приспособленной пожарной техники продолжительность проверки агрегатов во время приема-передачи при смене караулов (дежурных смен, расчетов) устанавливается приказом руководителя территориального органа, учреждения на основании соответствующих нормативных документов и документации завода-изготовителя.

ТО пожарных автомобилей

Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания ПА в технической готовности.

При проведении технического обслуживания пожарных автомобилей уборочно-моечные, смазочные, контрольно-диагностические и крепежные работы выполняются в обязательном порядке, а заправочные, регулировочные и ремонтные работы проводятся по потребности на основании результатов контрольно-диагностических работ.

Виды ремонтов

Для пожарных автомобилей в соответствии с назначением и характером работ ремонт подразделяется на капитальный (КР); средний (СР) и текущий (ТР) и для агрегатов – на капитальный и текущий.

Капитальный ремонт (КР)

Проводится с целью восстановления работоспособности автомобиля или агрегата и обеспечения пробега или времени их работы до следующего капитального ремонта или списания, но не менее 80 % от нормы пробега для новых автомобилей или агрегатов.

При КР одновременно ремонтируются основные агрегаты (двигатель, сцепление, коробка передач, коробка отбора мощности, насосы и т.д.) и ёмкости для огнетушащих средств.

КР агрегата предусматривает его полную разборку, обнаружение дефектов, восстановление и замену деталей, сборку, регулировку и испытание, замену или восстановление базовой детали агрегата (блок цилиндров, картер коробки передач или коробки отбора мощности, корпуса насосов и т.д.).

Средний ремонт (СР)

Пожарного автомобиля предусматривает замену двигателя, требующего капитального ремонта, тщательный контроль технического состояния всех агрегатов и узлов с устранением выявленных при этом неисправностей, а также окраску автомобилей.

Текущий ремонт (ТР)

Текущий ремонт пожарного автомобиля выполняется для обеспечения работоспособного состояния восстановлением или заменой отдельных агрегатов ( в том числе одного основного), узлов и деталей (кроме базовых), а также проведением необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических и других ремонтных работ.

Текущий ремонт агрегата заключается в его частичной разборке, замене или ремонте отдельных изношенных и поврежденных механизмов, деталей (кроме базовых) и проведении необходимых регулировочных, крепежных и других ремонтных работ.
Текущий ремонт пожарного автомобиля или отдельного агрегата проводится по потребности, выявленной при эксплуатации (по заявкам водителей) или при контрольных осмотрах.

Текущий ремонт должен обеспечивать безотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей до очередного ТО-2.

Меры безопасности при ТО и ремонте

ТО пожарной техники производится в помещениях или постах, обеспеченных естественной и принудительной вентиляцией.

ТО следует выполнять на осмотровых канавах. Ширина прямоточной осмотровой канавы узкого типа определяется колеей автомобиля, и в зависимости от конструкции реборд она достигает 1,0-1,1 м. Глубина канавы может быть 1,2-1,4 м от уровня пола помещения. Канавы должны иметь ступеньки для схода в канаву в торцовой части и скобы, вмонтированные в стену с противоположной стороны.

Для предотвращения падения автомобилей в осмотровую канаву, а также для более точного направления их движения вдоль осмотровой канавы устанавливают железобетонные или металлические реборды.

Для предотвращения падения людей в осмотровую канаву необходимо закрывать ее съемными решетками или щитами.

Обогрев канав (в холодное время года) должен осуществляться теплым воздухом, поступающим по каналам, устроенным в стенах канав.

В помещении пожарной техники необходимо предусматривать газоотводы от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей автомобилей. Система газоотвода должна быть постоянно подключена к выхлопной системе автомобилей и саморазмыкаться в начале его движения.

При проведении ТО запрещается:

На посту ТО пожарных автомобилей запрещается:

Порядок планирования

Сущность планово-предупредительной системы технического обслуживания:

Таким образом, ТО ПА является профилактическим мероприятием и производится по заранее составленному плану-графику, а ремонт — только по потребности в зависимости от технического состояния агрегатов, узлов, деталей.

Технические обслуживания ПА (ТО-1 и ТО-2) проводятся в дни, установленные планом-графиком.

Годовой план-график ТО-2 составляется отделом ПТ, согласовывается с отделом службы и подготовки и утверждается начальником органа управления (начальником Главного управления или начальником отряда).

Выписки из плана-графика ТО-2 направляются в подразделения за 15 дней до начала планируемого года.

Годовой план-график ТО-1 разрабатывается в каждом гарнизоне пожарной охраны начальником технической службы гарнизона, согласовывается со службой пожаротушения гарнизона и утверждается начальником гарнизона. При составлении годового плана-графика ТО-1 обеспечивается равномерность вывода пожарных автомобилей из боевого расчета в районах выезда, а также учитывается план-график ТО-2 и другие особенности гарнизона.

Выписки из плана-графика ТО-1 направляются в каждое подразделение, имеющее на вооружении пожарные автомобили, за 5 дней до начала планируемого года.

Допускается составление единого плана-графика ТО-2 и ТО-1.

Планирование ремонтов пожарных автомобилей осуществляет отдел (отделение) пожарной техники Главного управления или отряда. При этом планируется их количество и затраты труда.

План-график ремонтов транспортных средств и агрегатов составляется за один месяц до начала планируемого года, подписывается начальником отдела (отделения) пожарной техники и утверждается соответствующим начальником.

Допускается составление единого план-графика технического обслуживания и ремонта.

Выписки из плана-графика направляются в подразделения, автомобили которых подлежат ремонту.

В МЧС России наряду с планово-предупредительной системой технического обслуживания и ремонта, предусматривающей обязательное выполнение с заданной периодичностью установленного комплекса работ в период использования техники, в процессе ее хранения и транспортирования, применяется система ее технического обслуживания и ремонта по фактическому состоянию техники, предусматривающая проведение работ по поддержанию (восстановлению) исправного состояния техники по результатам технического диагностирования.

Периодичность и объем работ по техническому обслуживанию техники при повседневном использовании и хранении определяются нормативными и распорядительными документами МЧС России, а также инструкциями по эксплуатации и техническому обслуживанию (ремонту) техники предприятий – изготовителей техники.

Запрещается сокращать объем и уменьшать время работ в ущерб качеству технического обслуживания техники.

При использовании техники вне пункта постоянной дислокации учреждения ее техническое обслуживание проводится с использованием штатных подвижных средств технического обслуживания и ремонта или сторонними специализированными организациями в порядке, установленном руководителем учреждения, или в соответствии с заключенными в установленном порядке договорами (контрактами) с указанными организациями.

А еще интересно:  Карданный вал, шарнир или передача — как правильно?
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *