В рулевом управлении любого ТС используется много узлов и деталей. Одним из таких немаловажных элементов является рулевой редуктор. Он применяется с тех самых пор, когда автомобилестроение еще только начинало свой путь к сегодняшним достижениям.
Рулевой редуктор выполняет передачу вращательного момента от руля на передние колеса при помощи червячной передачи. Основные элементы конструкции — винт, зубчатое колесо. Данную систему автомобильные инженеры используют в большинстве конструкций до сих пор.
Содержание
Схема и описание конструкции
Рулевой редуктор — это отдельный узел в системе РУ, основным элементом которого является червячный вал. Он увеличивает усилие, прикладываемое водителем на управляемые колеса в момент вращения руля.
Типовая схема рулевого редуктора Нива Шевроле:
Данная деталь имеет оригинальный заводской номер: 2123-3400010-20.
Механизм выпускается на рынок в сборе с сошкой в фирменной бело-синей картонной упаковке с сертификатом качества и годовой гарантией.
На а/м Chevrolet Niva применен механизм, в котором установлен червяк глобоидного типа (переменный диаметр вала). Данная конструкция обеспечивает надежное управление ТС на любых скоростях и разном дорожном покрытие.
В редукторе рулевой системы червячный вал опирается на 2 подшипника качения, такое же количество подшипников поддерживают вращение вала сошки.Шариковые подшипники выполняют функцию снижения трения основных деталей, также облегчая поворот руля в разные стороны.
В момент вращения рулевого колеса осуществляется передача вращающего момента от валов рулевой колонки на червячный узел, который находится в зацепление с роликом, расположенным на валу сошки.
Справка! Передаточное число редуктора составляет 16,4.
Сошка соединяет систему тяг рулевого управления через шарнирные пальцы. Передача движения со средней тяги к правой боковой происходит через маятниковый рычаг.
Червячный рулевой механизм, применяемый на ТС повышенной проходимости, достаточно ударостойкий. Он легко воспринимает все вибрации и неровности от дорожного покрытия
За счет простоты своей конструкции, он обладает высокой степенью износостойкости, обеспечивая ВАЗ 2123 неплохую маневренность при разных условиях дорожного движения и любых скоростях.
К небольшим недостаткам данного механизма можно отнести сложность изготовления. Также из-за большого количества подвижных и трущихся элементов, червячную передачу необходимо с определенной периодичностью подтягивать.
В процессе эксплуатации ТС в червячном редукторе со временем происходит выработка подвижных элементов и увеличивается технологический зазор. В результате чего появляются посторонние звуки. Первыми признаками нарушения регулировки является биение и значительное увеличение свободного хода руля, теряется четкость управления транспортного средства.
Все это прямо пропорционально сказывается на безопасности вождения данного автомобиля.Если вовремя не выполнять регулировку, подтяжку данного люфта главной пары, то из-за появившегося биения начинают образовываться задиры на металле червяка и сошки и привод полностью выходит из строя.
Важно! Рулевое управление относится к основным системам автомобиля, отвечающим за безопасность. Поэтому эксплуатация автомобиля с неисправной рулевой системой запрещена Правилами Дорожного Движения.
Устройство рулевого редуктора на Ниве
Но прежде, чем приступить к шаманству с бубном, несколько слов об устройстве того самого рулевого редуктора. Шайтан машинка хоть и не хитра в своих конструктивных изысках, но все же требует наличия смекалки и понимания у всяк решившегося на ремонт.
Немного сухих терминов:
Картинка спизжена с просторов интернета (с) х.з кто
В процессе эксплуатации колонки, червяк и ролик, а именно при их совокупной работе (трение или качение х.з как правильно), в данной паре увеличивается эксплуатационный зазор, банально появляется люфт и сцуко какие-то непонятные стуки и звуки.
Появление люфта ведет к увеличению свободного хода рулевого колеса, биению. А это в свою очередь не есть нормалды. Гуляет руль? Плохая управляемость, теряется чувствительность и скорость реагирования, а значит о безопасном вождение можно умолчать.
Тут я вам Америку не открыл.
Данный люфт, если вовремя не устранить, а именно не отрегулировать рулевой редуктор, приводит к появлению сколов, микротрещин и в последующем механическом повреждении главной пары – червяка и сошки.
Не, конечно, не все так страшно ибо редуктор можно снять и разобрать. О том, как это сделать пойдет речь ниже.
Снятие, установка и ремонт своими руками
Для ремонта или замены элемента РУ необходимо произвести демонтаж червячного узла.
- слесарный ключ на «17»;
- набор инструмента 1/2 с трещеткой и головками;
- шлицевая отвертка.
- переносная лампа для подсветки зоны ремонта.
Последовательность выполнения демонтажа:
- Установить Ниву на подъемник или смотровую канаву. Для обеспечения безопасности используем противооткатные упоры.
- Удалить всю рабочую жидкость из системы.
- Открутить крепежный болт нижнего наконечника карданного шарнира промвала.
- Выполнить поддомкрачивание передней части а/м, демонтируем левое колесо.
- Извлекаем из посадочных отверстий сошки шарнирные соединения средней и боковой тяг. Для удобства дальнейшей работы рекомендуем вывести боковую тягу в сторону.
- Головкой на «19» отворачиваем шланг высокого давления.
- Снимаем уплотнительные медные шайбы.
- Накидной головкой на «22» отворачиваем болт-штуцер наконечника шланга подвода жидкости к радиатору.
- Далее ослабляем гайки болтов фиксации картера рулевого механизма к лонжерону. Извлекаем все крепежные болты.
- Аккуратно снимите упорный шайбы, которые находятся между корпусом рулевого редуктора и левым лонжероном кузова ТС. При сборке в обратной последовательности не забудьте поставить их на свои места.
- После этого следует вывести открепить шаровой палец средней тяги из от сошки.
- Снимите рулевой редуктор.
- Сборку рулевого механизма следует производить в обратной последовательности. Не затягивая полностью крепежные элементы проверить работоспособность всей системы и отсутствия перекосов.
- Требуемые моменты затяжки гаек рулевого редуктора:
- крепежная гайка картера червячного механизма: 33,3-41,2 Нм;
- гайка шарового пальца тяг рулевого привода: 42,1-63 Нм;
- гайка сошки: 199,9-247 Нм.
После сборки всех деталей и протяжки крепежа, необходимо произвести прокачку гидроусилителя рулевого управления.
Примечание! Перед затяжкой крепежных болтов корпуса червячного редуктора , отрегулируйте расположение рулевой механизм так, чтобы угол “а”, указанный на приведенном ниже рисунке составил 28°.
Сальник червячного привода установлен в самой крышке рулевого редуктора со стороны салона авто. При обслуживании и ремонте приводного узла своими руками, необходимо:
- произвести замену всех кольцевых уплотнителей опорных подшипников в корпусе.
- выполнить замену сальника червяка.
Снятие рулевой колонки
Снимаем рулевое колесо (см. Снятие рулевого колеса). Снимаем облицовочные кожухи рулевой колонки (см. Снятие подрулевого трехрычажного переключателя). Снимаем выключатель зажигания (см. Снятие выключателя зажигания).
Ключом «на 13» отворачиваем гайку болта крепления вилки нижнего карданного шарнира промежуточного вала к валу червяка рулевого механизма, удерживая болт от проворачивания ключом той же размерности.
Два болта переднего крепления кронштейна вала рулевого управления к кузову имеют срезные головки.
Снимаем фиксирующие пластины болтов.
Головкой «на 13» отворачиваем две гайки переднего крепления кронштейна.
Опускаем вал рулевого управления.
Вынимаем болт и снимаем клемму «массового» провода.
Стягиваем вилку карданного шарнира со шлицев верхнего вала рулевого управления.
Собираем и устанавливаем рулевую колонку в обратной последовательности.
Обслуживание и регулировка червячного узла
Как и любой другой узел, рулевой редуктор требует проведения регулярного обслуживания. Наши рекомендации помогут Вам избежать крупных затрат на ремонтные работы и преждевременную замену узла:
- Ежесезонный визуальный осмотр позволяет своевременно обнаружить течь масла через уплотнения и сальники, механические микротрещины и другие эксплуатационный дефекты каркаса редуктора.
- Своевременная настройка зазора червяка привода поможет избежать повышенного биения всего механизма, повышенного уровня шума при вращении, избежать появления эффекта ”тугой руль”ю
- Регулярный мониторинг требуемого уровня масла в в корпусе червячной передачи и соблюдение периодичности замены масла по пробегу.
Базовый рулевой редуктор оснащен червячной парой, в которой в процессе работы происходит механическое трение червяка и червячной шестерни.
Для продления срока безотказной эксплуатации узла является применение только качественной смазки в редукторе и контроль состояния рабочих поверхностей.
После процедуры ремонта или замены червячного привода руля необходимо произвести регулировочные настройки.
Порядок настройки оптимальной работы:
- Открываем капот и находим в левой части подкапотного пространства ( по движению ТС) необходимый нам агрегат. На верхней части крышки редуктора установлен регулировочный винт и стопорная гайка.
- Ослабляем стопорную гайку. Шлицевой отверткой вращаем регулировочный винт по часовой стрелке, при этом люфт РУ должен уменьшаться.
Если длины винта уже не хватает для регулировки, то узел необходимо заменить.
Правильное и своевременное обслуживание рулевого редуктора — залог продолжительной безотказной работы в любых условиях.
Замена рулевого механизма (на автомобилях с гидроусилителем руля)
Работу проводим на яме, или эстакаде.
Вынимаем болт крепления вилки нижнего карданного шарнира промежуточного вала к валу винта рулевого механизма (см. тут)
Вывешиваем и снимаем левое колесо. Выпрессовываем из отверстий сошки шаровые пальцы тяг: средней (см. тут) и боковой (см. тут). Отводим тяги вниз.
Для наглядности работу показываем при снятых главном тормозном цилиндре и вакуумном усилителе тормозов.
Головкой «на 22» с удлинителем отворачиваем болт-штуцер крепления наконечника шланга отвода жидкости от рулевого механизма.
Секреты механизма
Помимо этого на усилие влияют шаровые опоры и их состояние. На ВАЗ 2121 установлено четыре опоры, при этом повреждение или поломка даже одной приведет к не качественной работе всего рулевого механизма. Периодический контроль состояния пыльников, своевременная регламентная замена шаровых, применение качественных запасных частей положительно влияют как на снижение усилия на руле, так и на управляемость Нивы 2121 в целом. Новые шаровые опоры при замене необходимо проверить на предмет количества смазки и целостности пыльника, так как негерметичность колпака в разы снижает ресурс узла и вызывает повышение трения.
Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и выньте облицовку крышки сигнала. Отверните гайку крепления рулевого колеса, снимите рулевое колесо, а затем обе половины облицовочного кожуха вала рулевого управления.
Примечание. Если необходимо снять только картер рулевого механизма, отверните болт крепления вилки нижнего карданного шарнира промежуточного вала на валу червяка и болты крепления картера к лонжерону кузова.
Снимите щиток приборов и отсоедините штепсельные колодки трехрычажного переключателя от штепсельных колодок пучка проводов.
Отсоедините провода от клемм выключателя зажигания и, отвернув винты крепления и утопив фиксатор замка, снимите выключатель зажигания. Ослабьте хомут крепления корпуса переключателя указателей поворота, света фар и стеклоочистителя и снимите его.
Отверните болт крепления вилки нижнего карданного шарнира промежуточного вала к валу червяка рулевого механизма.
Отверните болты крепления кронштейна 6 (рис. 5-3) и снимите вал рулевого управления с кронштейном.
Рис. 5-3. Детали рулевого управления:
1 — картер рулевого механизма; 2 — уплотнитель вала; 3 — промежуточный вал; 4 — верхний вал; 5 — фиксирующая пластина передней части кронштейна; 6 — кронштейн; 7 — верхняя часть облицовочного кожуха; 8 — втулка подшипника; 9 — игольчатый подшипник; 10 — рулевое колесо; 11 — нижняя часть облицовочного кожуха; 12 — детали крепления кронштейна вала рулевого управления.
Отверните гайки крепления шаровых пальцев боковой и средней тяг к сошке, а затем съемником А.47035 выпрессуйте шаровые пальцы из отверстий сошки.
Снимите картер рулевого механизма, отвернув предварительно болты его крепления к лонжерону кузова. Выньте уплотнитель вала рулевого управления из отверстия в щитке передка кузова.
В машинах с VIN 40005880 в бачок ГУРа залита жидкость Shell Donax TA D-21631, Dexron IID класс GM. На расширительном бачке имеется отметка в виде*. Нанесена белой краской. В машинах с VIN 40006248 залито Ravenol Dexron IID. Отметка в виде буквы R, нанесена белой краской. Обе жидкости – минеральные, при замене на Pentosin Hydraulic Fluid CHF11S требуют двукратной промывки. Pentosin – зеленая минералка. Донакс / Равенол – красная минералка.
В принципе, для ГУРа можно использовать масло АКПП. Dexron II и выше. Оно, как правило, красное. Правда, понадобится слить все, что есть в системе ГУРа. С первого полугодия 2004 года в системе привода гидроусилителя рулевого управления используется рабочая жидкость Shell Donax TA D-21631, Dexron II D по классификации GM. Shell Donax TA D-21631 нельзя смешивать с маслами других производителей. Допускается полная замена масла после промывки системы привода гидроусилителя. Shell Donax TA D-21631 и Ravenol Dexron II D нельзя смешивать с маслом Pentosin Hidraulik Fluid CHF11S. Допускается полная замена масла после промывки системы привода гидроусилителя. Внимание! Shell Donax TA D-21631 и Ravenol Dexron II D рекомендуется использовать при температуре не ниже минус 30° С.
Обслуживание GUR на Niva Chevrolet
Современный российский «джип» Chevrolet-Niva оснащен устройством, которое облегчает управление рулевым механизмом водителя. Это ГУР. То есть. гидроусилитель руля.
Короче говоря, принцип его работы заключается в следующем:. гидравлическая жидкость из резервуара подается на насос гидроусилителя руля, который вращается через ременную передачу из-за вращения двигателя. Оттуда, под высоким давлением, сам усилитель прикреплен к червячной передаче. Из-за давления, подаваемого насосом, сила, прикладываемая водителем к повороту колеса, увеличивается в несколько раз. Как говорят, автомобилисты, рулевое колесо можно скрутить «одним пальцем». Но жидкость в механизме время от времени нуждается в замене. Наша автомобильная промышленность не дает ясного времени для замены, но опытные мастера рекомендуют делать это не реже одного раза в пять лет.
Что для этого необходимо
Прежде всего, вам нужно определить бренд жидкости. Это может быть двух видов. Pentosin Hidraulik Fluid CHF11S и Shell Donax TA D-21631 (Dexron 2). Пенозин. это зеленая жидкость. И Dexron красный. Dexron является взаимозаменяемым с Ravenol Dexron 2 D.
В общем, на резервуаре с жидкостью, который расположен на задней части моторного отсека рядом с батареей, есть специальные знаки. Поэтому, если Dexron 2 D выливается в бак, это значок «R». И если значок «», то это Dexron 2. Ни в коем случае не следует смешивать Pentosin и Dexron. После мойки возможна только полная замена.
Прокачка гидропривода сцепления Нива Шевролет
Если при нажатой до упора педали сцепление выключается не полностью («ведет»), что сопровождается характерным скрежетом шестерен при включении задней передачи, возможно, в гидроприводе сцепления есть воздух. Удалите его прокачкой привода. Кроме того, прокачка выполняется при заполнении гидропривода жидкостью после ее замены или после ремонта узлов системы, связанного с ее разгерметизацией.
Вам потребуются: ключ «на 8», шланг для прокачки, емкость для тормозной жидкости, тормозная жидкость.
Работу проводите с помощником на смотровой канаве.
1. Залейте (или долейте) жидкость в бачок до нижней кромки заливной горловины.
2. Наденьте на клапан рабочего цилиндра шланг для прокачки. Опустите другой конец шланга в емкость с небольшим количеством тормозной жидкости так, чтобы он находился в жидкости.
Какие инструменты для подготовки
Специальные инструменты не требуют замены масла в усилителе мощности. Один номер ключа 10. Фиксированная отвертка. И контейнер для жидкости, которая будет стекать. Из-за герметичности моторного отсека лучше всего взять разрезную пластиковую бутылку. Ну, сам процесс Сначала отпустите зажим зажимной чашки с ключа. Протрите его аккуратно тряпкой. Необходимо, чтобы грязь случайно попала в бак. Только после этого осторожно открутите крышку бака с помощью указателя уровня. Осторожно вылейте жидкость в посуду. С помощью отвертки отпустите хомут шланга от гидроусилителя руля до бака. Это дренажный шланг. Отверстие в баке, соединение с удаленным шлангом, заглушка. Сам шланг направляется в контейнер для слива жидкости.
Рулевое управление с электромеханическим усилителем Нива Шевроле
Электромеханический усилитель установлен на рулевой колонке и воздействует непосредственно на вал рулевого управления. Для совместной работы с электромеханическим усилителем на автомобиль устанавливают рулевой механизм, аналогичный по конструкции механизму автомобиля Ваз 2123 Нива, но имеющий ряд усовершенствований, повышающих его надежность и точность работы.
Снятие и установка рулевой колонки Нива Шевроле
Устройство рулевой колонки Шеви Нива: 1 – промежуточный вал с шарниром; 2 – карданный шарнир; 3 – электромеханический усилитель; 4 – верхний кожух; 5 – выклю чатель зажигания; 6 – рулевое колесо; 7 – вал рулевого управления; 8 – рычаг регулировки наклона рулевой колонки; 9 – уплотнительное кольцо; 10 – нижний кожух; 11 – места крепления рулевой колонки.
В моторном отсеке отверните гайку стяжного болта крепления нижнего конца промежуточного вала к валу червяка рулевого механизма и извлеките стяжной болт. В салоне автомобиля выверните винты крепления уплотнителя вала рулевой колонки и снимите его. Снимите облицовочные кожухи рулевой колонки.
Отсоедините колодки с проводами от подрулевых переключателей Шевроле Нива, выключателя зажигания и электромеханического усилителя. Отверните болты и гайки крепления рулевой колонки и снимите ее в сборе с валами и рулевым колесом.
При необходимости снимите электромеханический усилитель с рулевой колонки и проверьте его работу согласно отдельному руководству на усилитель, прикладываемому к автомобилю. Установка рулевой колонки Нива Шевроле выполняется в порядке, обратном снятию.
Снятие и установка рулевого механизма Нива Шевроле
Рулевую машинку — редуктор Шеви Нива снимают для замены или ремонта. Однако разборка и сборка механизма требуют применения специального инструмента и наличия навыков работы у исполнителя. При отсутствии этих условий рекомендуем ремонтировать рулевой механизм в специализированной мастерской.
Установите автомобиль на подъемник или смотровую яму. Отсоедините минусовой провод от клеммы аккумуляторной батареи. Отверните гайку стяжного болта крепления нижнего конца промежуточного вала к валу червяка рулевого механизма и выньте стяжной болт. ыньте шплинты гаек крепления пальцев шаровых шарниров к сошке и отверните гайки. С помощью съемника выпрессуйте шаровые пальцы из отверстий сошки. Отверните гайки болтов крепления рулевого механизма к лонжерону кузова и снимите рулевой механизм. Установка рулевого механизма Шевроле Нива выполняется в последовательности, обратной снятию, при этом выполните следующее:
Схема установки рулевого механизма на Шеви Нива:
1 – болты крепления рулевого механизма; 2 – рулевой механизм; 3 – сошка; Х – контрольное расстояние от центра нижнего отверстия сошки до опорной поверхности рулевого механизма при среднем положении сошки; а – контрольный угол.
– установите сошку рулевого механизма в среднее положение, при этом метка на торце вала червяка должна быть расположена горизонтально справа (по ходу движения автомобиля) и расстояние Х от центра нижнего отверстия сошки до опорной поверхности на лонжероне кузова должно быть (33,1+5) мм;– перед тем как затянуть гайки болтов 1, сориентируйте рулевой механизм так, чтобы угол а был 32°;
– проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки передних колес.
Разборка и сборка рулевого механизма Нива Шевроле
Устройство рулевого механизма Нива Шевроле: 1 – картер; 2 – сошка; 3 – нижняя крышка картера; 4 – регулировочные прокладки; 5 – наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 – сепаратор с шариками; 7 – вал сошки; 8 – опорная пластина; 9 – регулировочный винт; 10 – опорная шайба; 11 – опорная гайка; 12 – гайка регулировочного винта; 13 – червяк; 14 – уплотнительная прокладка; 15 – верхняя крышка картера; 16 – пробка; 17 – подшипники вала сошки; 18 – сальник вала червяка; 19 – сальник вала сошки.
Замена Масла в ГУР
Как без проблем заменить масло
вГУР . Все видеоролики на странице .
Теперь вам нужно запустить двигатель, несколько раз поверните рулевое колесо влево и вправо. Насос выдавливает большую часть жидкости. Поверните резервуар еще раз и аккуратно держите его в лукавом начале, заливая новую жидкость. Шланг направляется в контейнер для отходов. Промойте до тех пор, пока из шланга не вытекает чистая свежая струйка. Вы все равно можете повернуть рулевое колесо. Теперь, когда вы видите, что жидкость чистая, остановите двигатель и установите шланг на место. Затяните зажим для шланга. Замените резервуар и надежно закрепите его. Последний шаг. заполнить резервуар для жидкости отметками стилуса, закрепленных на крышке. Хорошо, затяните крышку.
Подробнее о жидкости в ГУР на Шевроле Лачетти
В процессе эксплуатации автомобиля периодически проверяйте уровень в бачке гидроусилителя руля. Датчика на крышке бачка нет.
Производитель ничего не говорит о замене жидкости гидроусилителя руля, но, как показывает практика, замена бывает необходима через каждые 55–60 тысяч пробега.
Что, как и когда?
Для частичной замены 1 литра должно хватить.
- В систему заливают либо фирменную жидкость GM Dexron III, либо любой её аналог от сторонних производителей.
- Объём системы около 1,1 л.
Когда и как менять масло в системе гидроусилителя, все тонкости процесса и порядок работы рассмотрим сегодня вместе.
Признаки для замены
Жидкость в бачке стала тёмно-коричневой и потеряла консистенцию? Значит её надо менять!
Признаком неисправности гидроусилителя считается повышенный уровень шума в механизме на ходу, а также повышенное усилие на рулевом колесе.
Жидкость не вечна и ускорить её износ может сам водитель. Если подолгу и часто держать руль в крайних положениях, резко и с усилием поворачивать колеса и не следить за уровнем масла в бачке, оно со временем окисляется, перегревается, появляется ярко выраженный запах гари, то такое масло требует скорейшей замены.
В противном случае, механизм усилителя и детали насоса могут очень скоро приказать долго жить.
Как мы и говорили, завод не нормирует пробег между заменами жидкости в ГУР, поэтому ориентироваться нужно только на состояние жидкости и рулевого механизма. Если жидкость приобрела тёмный цвет — покупаем новую, меняем её и прокачиваем систему.
Предыдущие записи из категории
Устройство топливного насоса Топливный насос Chevrolet Niva расположен в газовом резервуаре и объединен в общий модуль с регулятором давления топлива и бензиновым индикатором уровня. Насос электрический погружной, имеет в своем устройстве коллекторный электродвигатель.
Изменение натяжителя цепи на Chevrolet Niva
Гидравлический натяжитель цепной цепи Натяжитель цепи является одной из частей газораспределительной системы, которая относится к распределительному валу двигателя. Он расположен перед «головой» блока цилиндров под соплом системы охлаждения.
Необходим ли ремонт, если гудит ГУР
Если гидроусилитель зашумел, и причина неисправности еще не выявлена, можно попробовать самостоятельно провести диагностику. Для этого следует:
- установить автомобиль на сухое ровное место;
- запустить двигатель;
- произвести внешний осмотр на предмет подтекания жидкости;
- снять крышку заливного бачка ГУР и проверить в нем уровень;
- обратить внимание на цвет жидкости, не потемнела ли она;
- поворачивая руль, убедиться в том, что в бачке не появляются пузырьки воздуха (такую диагностику нужно делать вдвоем).
Если жидкость ушла, ее следует долить, но прежде нужно найти причину течи, устранить неполадку.
После доливки нужно обязательно прокачать систему, выгнать из нее воздух, иначе вой гидроусилителя будет продолжаться. Прокачивается ГУР просто, но такую работу выполнять также удобнее вдвоем. Поступаем следующим образом:
- один из участников запускает ДВС, вращает до упора руль вправо и влево несколько раз;
- другой смотрит, есть ли в бачке ГУР воздух, и уходит ли жидкость, при необходимости производит доливку;
- после 5-ти или 6-кратного вращения руля нужно убедиться в том, что гул прекратился, а система больше не воздушит;
- если дефект не устранен, стоит попробовать еще несколько раз выполнить данную процедуру.
Рулевой механизм
Рулевой механизм выполняет одновременно две функции. Во-первых, он преобразует усилие вращения рулевого колеса в усилие вращения сошки. По сути, происходит поворот осей вращения. Гидравлическая жидкость передает усилие на силовой цилиндр, соединенный с сектором сошки. Наиболее частая неисправность механизма связана с течью штуцера подсоединения магистрали высокого давления. Обычно ремонт сводится к замене штуцера вместе со шлангом магистрали.
Гидроусилитель руля способен длительное время исправно служить.
Главное требование – своевременно менять жидкость и следить за герметичностью системы.
21214-3401208 Пластина прижимная уплотнителя рулевого механизма
Альтернативные номера: 21214340120800, 21214-3401208-00.
2131-3407180-21 Шкив насоса гур
Альтернативные номера: 21310340718411, 21310-3407184-11Применяемость шкива коленвала: мо.
2123-3407180-10 Шкив привода насоса гур Шевроле Нива
Альтернативные номера: 21230340718010, 21230-3407180-10Применяемость: Шевроле Нива 2123.
2123-3408018 Шланг гур Нива высокого давления
Альтернативные номера: 21230340801800, 21230-3408018-00Применяемость: автомобили ВАЗ НИВА 2121,21213.
21214-3408027 Шланг гур низкого давления ВАЗ НИВА
Альтернативные номера: 21214340802700, 21214-3408027-00Применяется на всех моделях ВАЗ Нива 2121, 21.
21214-3408124 Шланг гур подводящий Нива Урбан
Альтернативные номера: 21214340812400, 21214-3408124-00Применяемость: автомобили ВАЗ НИВА УРБАН, диа.
21214-3408124 Шланг гур ВАЗ НИВА подводящий
Альтернативные номера: 21214340812400, 21214-3408124-00Применяется на всех автомобилях ВАЗ НИВА 2121.
2123-3408124 Шланг гур Шевроле Нива подводящий
Альтернативные номера: 21230-340812400, 21230-3408124-00Применяется на автомобилях Шевроле Нива, диа.
2123-3408132 Шланг гур Шевроле Нива низкого давления
Альтернативные номера: 21230340813200, 21230-3408132-00Применяется на автомобилях Шевроле Нива, диам.
2123-3408134 Шланг гур Шевроле Нива низкого давления ( сливной )
Альтернативные номера: 21230340813400, 21230-3408134-00Применяется на автомобилях Шевроле Нива, диам.
2123-1041056-10 Натяжной ролик (INA) в сб. с крышкой
F-233152.05 INA Ролик натяжной ремня в сборе с колпачком F-230102.1 INA под поликлиновой ременьОснов.
2123-3408028 Наконечник шланга низкого давления гур
Альтернативные номера: 21230340802800, 21230-3408028-00Применяемость: Автомобили ВАЗ НИВА 2121,21213.
21213-3407042 Ремень гур НИВА 21213
В наличии в ассортименте ремни насоса гур от производителей Gates, Bosch 10х938Ремень насоса гидроус.
21214-3407042 Ремень насоса гур ВАЗ НИВА, ШЕВРОЛЕ НИВА
Альтернативные номера: 21214340704200, 21214-3407042-00В наличии в ассортименте от производителей Bo.
У брата на Шевроле Нива начал шуметь гидроусилитель руля, при этом рулевое колесо стало таким тугим, что приходится прилагать усилие, чтобы повернуть в ту или иную сторону. У нас в магазинах подходящего насоса гидроусилителя не было. Хотя, заказать реально, но ведь и денег отдавать жалко. Короче, решили попробовать отремонтировать своими руками, может быть из этого что-то и получится.
Демонтировали насос со своего посадочного мета, потом с системы слили рабочую жидкость и выдернули все шланги вместе с бачком. Кстати, при установке в бачке нужно поменять фильтр, это обязательно. Откручиваем с крышки винты крепления и снимаем ее, после чего потихоньку вытаскиваем изнутри всю начинку.
Здесь нужно запомнить, что и как расположено, чтобы потом во время сборки сложностей не возникало. Мы сразу увидели, что на обойме насосного узла имеется ненормальный износ. Если бы износ был не очень сильным, то его можно было бы устранить всевозможными присадками, но в этом случае никакая присадка уже не поможет.
Так как брат работает токарем, то он сделал там оправку для того, чтобы обойму можно было отшлифовать. А еще у него в цехе есть станок, который называется вертикальноферезерным. Вот там шлифуем обойму вручную, пока геометрия полностью не восстановится. Все же ситуация были исправимой, а то я уже думал, что насос все равно придется новый заказывать, а тут удалось своими силами справиться и при этом не потратив на это денег, что тоже приятно.
Устанавливаем все ранее снято на место, не забыв при этом перевернуть лопатки. Устанавливаем насос назад, ставим новый бачок, заливаем туда новую жидкость. Надо сказать, что отремонтированный насос начал работать так же, как и раньше.
Руль крутится легко, никаких закусываний нет, так что проблема на сто процентов решена. Правда, через некоторое время жидкость еще раз нужно будет поменять, чтобы удалить из системы остатки грязи, вот тогда точно можно будет подвести черту под выполненной работой.
Замена жидкости в рулевом механизме
Любому транспортному средству периодически требуется ремонт и обслуживание, и рулевое управление также нужно поддерживать в исправном техническом состоянии. Чтобы гидроусилитель дольше работал, в механизме необходимо своевременно менять жидкость, обычно замена производится в два года один раз. Еще подобную работу выполняют, если:
- жидкость потемнела, в ней обнаружены грязь, различные примеси, или присутствует запах гари;
- машина куплена недавно, и неизвестно, что залито в бачок ГУР;
- загудел гидроусилитель, есть предположение, что после произведенной замены жидкости гул пропадет.
Жидкость в гидросистеме рулевого управления поменять несложно, работу выполняем в следующем порядке (на примере Хендай Гетц):
- глушим мотор, открываем капот;
- поддомкрачиваем переднюю часть машины, вывешиваем ее на козлах так, чтобы передние колеса могли вращаться свободно;
- у бачка ГУР отворачиваем крышку;
- подготавливаем емкость для отработки (пластиковую бутылку), берем шприц, выкачиваем с помощью его содержимое бачка;
- плоскогубцами разжимаем хомут, затем сдергиваем шланг обратки;
- делаем самодельную заглушку (ее можно изготовить из отрезка старого шланга и ненужной свечи), крепим это приспособление на штуцере;
- конец снятого патрубка с бачка гидроусилителя опускаем в пластиковую бутылку, и дальше работу нужно производить вдвоем – один человек держит емкость, второй вращает руль вправо и влево, ненадолго его задерживая в крайних положениях;
- жидкость из системы начнет выкачиваться в бутылку, из рулевого управления ее должно выйти примерно 0,5 л;
- затем можно промыть систему – наливаем в бачок около 0,2 л свежей жидкости, повторяем всю операцию заново;
- после промывки удаляем заглушку, ставим на место патрубок, закрепляем хомут;
- заправляем систему новой жидкостью, одновременно вращая рулем, также удерживая его несколько секунд в крайних положениях;
- после того как воздушные пузырьки перестанут выходить из бачка, операцию можно считать законченной. Воздух необходимо выгнать весь, иначе после запуска двигателя жидкость вспенится, а насос ГУР загудит.
Запускать двигатель при прокачивании воздуха не нужно, а новой жидкости следует залить столько, чтобы она была на уровне между метками MIN и MAX. Обычно для заправки с учетом промывки на автомобиле Hyundai Getz требуется не более 1 л жидкости, по окончании проведенной операции опускаем передние колеса на место, а после запуска двигателя производим доливку системы, если это потребуется.
Ремонт неисправностей и регулировка рулевого редуктора ВАЗ-2123
Механизм выпускается на рынок фирмой ООО «Рулевые системы» в сборе с сошкой в фирменной бело-синей картонной упаковке с сертификатом качества и годовой гарантией.
Полезное! К небольшим недостаткам данного механизма можно отнести сложность изготовления. Также из-за большого количества подвижных и трущихся элементов, червячную передачу необходимо с определенной периодичностью подтягивать.
Сальник имеет размерность: 20*30*7 мм. Подбор нового масляного уплотнителя необходимо делать в авто магазине по старому образцу.
Справка! Для продления срока безотказной эксплуатации узла является применение только качественной смазки в редукторе и контроль состояния рабочих поверхностей.
Проверку люфта рулевого колеса необходимо производить ровной горизонтальной площадке с требуемым давлением в шинах автомобиля. Люфт, измеряемый величиной свободного хода рулевого обода, должен находится в пределах 5°.
Важно! Правильное и своевременное обслуживание рулевого редуктора — залог продолжительной безотказной работы в любых условиях.
Полезное видео
Посмотрите ниже подробное видео как происходит замена сальника рулевого редуктора на Шевроле Ниве:
Всё про устройство, блокировку и ремонт редуктора заднего моста Нива Шевроле
Всё о переднем редукторе Шеви Нивы — устройство, неисправности, ремонт
Самая полная инструкция по замене и регулировке кулисы КПП Шевроле Нивы своими руками
Люфт в раздатке нива шевроле как убрать
Прежде чем произвести установку усилителя в ВАЗ 2121 своими руками, давайте разберем принцип действия систем, начнем с ГУР. Когда рулевое колесо находится в центральном положении, оно фиксируется при помощи центрирующих пружин. В таком положении жидкость циркулирует по всем элементам системы при условии, что распределитель стоит правильно. При повороте руля происходит перемещение золотника, в результате чего элемент перекрывает сливные магистрали, в один из цилиндров начинает подаваться жидкость. При этом на поршень, а также шток под давлением воздействует масло, что приводит к повороту колеса, а также корпуса в определенную сторону. Золотник настигает корпус устройства тогда, когда он перестает перемещаться, что говорит о том, что водитель завершил маневр поворота. В этом случае золотник возвращается в начальное положение, а затем открывается шланг для слива жидкости.
Что касается принципа работы ЭУР, то сам усилитель монтируется на рулевой вал транспортного средства. Его составляющие части соединены друг с другом при помощи торсионного вала, с установленным контроллером считывания оборотов двигателя. Когда водитель поворачивает руль, торсионный вал скручивается, это фиксирует датчик момента.
Регулировка рулевого редуктора Нива
Регулировка рулевого редуктора и причины, способствующие появлению необходимости в регулировке рулевой колонки на автомобилях семейства Нива (2121, 2131, 21213, 21214, Шевроле и прочего многообразия как бы серий и под серий), есть тема данного повествования.
Сии работы не есть сложные и при наличие прямых рук и желания, на ура выполняются в гараже своими руками, ну или руками местного корефана
Как разобрать рулевой редуктор Нива
- В первую очередь с редуктора следует слить масло.
- Отсоединив тяги и выкрутив болты крепления редуктора к лонжерону кузова, снимаем его с автомобиля.
- Снимаем сошку. Выкручиваем гайку его крепления. Сошка как правило сильно прикипает, для ее снятия, следует наносить по ней резкие удары молотком.
- Затем откручиваем болты крепления верхней крышки корпуса редуктора и снимаем ее вместе с регулировочными прокладками.
- Теперь из картера следует вытолкнуть наружное кольцо подшипника. Для этого используем вал червяка.
- После чего вынимаем вал вместе с сепаратором.
- Снимаем сальники вала червяка и вала сошки.
И так, мы выполнили разборку и замену изношенных элементов, установили редуктор на автомобиль и теперь можно приступать к регулировке.
Порядок наших действий будет выглядит следующим образом:
- Открыв капот и взглядом обнаружив редуктор, на верхней крышке корпуса которого имеется регулировочный винт и стопорная гайка они то нам и нужны.
- Ослабляем затяжку стопорной гайки, плоской отверткой начинаем вращать винт. Закручивая винт по часовой стрелке, люфт в шестернях колонки будет уменьшаться, но это при условии, что длина регулировочного винта нам позволяет его закручивать.
Если винт закручен до упора, а люфт не убирается, то колонка идет под замену.
Обслуживание рулевого редуктора Нива (Шевроле, 2121, 21213 и 21214)
Как и любой другой узел, рулевой редуктор обслуживать следует, придерживаясь трех нехитрых правил.
Три простых, но в то же время важных правила, которые следует всегда соблюдать:
- Своевременный визуальный осмотр.
- Своевременный контроль уровня масла в редукторе.
- Своевременная регулировка.
Своевременный визуальный осмотр, позволяет во-время определить и выявить масляные подтеки, механические дефекты и другие повреждения на корпусе редуктора.
Контроль уровня масла – сюда так же входит своевременная замена масла.
Некоторые умельцы, приноровились заливать в редуктор жидкий ЛИТОЛ, предварительно расплавив его на плитке в посудине.
Хорошо или плохо? Каждый решает сам для себя. Лично мое мнение, что данная мера имеет место быть в обслуживании редукторов, эксплуатационный срок службы которых, близится к закату. Зазоры в шестернях простой регулировкой уже не устраняются и единственный выход, дабы избавиться от стуков, залить в корпус редуктора жидкий литол, тем самым хоть чуть-чуть нивелировать люфт.
Ну и регулировка – позволяет вовремя исключить люфт в шестернях редуктора.
Последовательно соблюдая три вышеприведенные рекомендации, будьте уверенны, рулевой редуктор на ниве прослужит вам верой и правдой не один десяток тысяч километров пробега.
Состоит гидроусилитель из нескольких компонентов
- насоса
- бачка для доливки жидкости
- клапанной системы
- гидравлической рейки.
Для чего же предназначены все эти компоненты и как понять при поломке что из них требует замены. Для этого необходимо более подробно остановиться на каждом из них.
Насос. Это ключевой компонент данной системы. Приводиться в действие двигателем автомобиля с помощью ременной передачи. Он наполнен маслом, которое подает под давлением в два раза выше атмосферного.
Бачок гидроусилителя. Обычно делают из пластика высокой прочности. Наполняется синтетическим маслом для работы гидроусилителя. Необходимо периодически проверять уровень жидкости, чтобы предотвратить возникновение утечек.
Поворотный клапан. Во время вращения руля открываются необходимые клапаны, по направлению усиления. Если колеса установлены прямо клапан закрывается и воздействие не оказывается.
Подробное руководство по установке электроусилителя руля на Ниву
Процедура установки ЭУР своими руками выполняется так:
- Сначала необходимо отключить АКБ.
- Затем демонтируется заглушка с рулевого колеса, откручивается гайка фиксации, демонтируется сам руль. Также нужно выкрутить четыре винта с шурупом и извлечь пластмассовую накладку.
- Откручиваются крепежные болты и демонтируется панель приборов. Отключите штекер подрулевого выключателя, открутите болт, который его крепит, после чего демонтируйте устройство.
- Затем отсоединяется проводка замка зажигания, само устройство снимается, для этого открутите два крепежных винта и поверните ключ в положение I.
- Следующим этапом будет демонтаж рулевой колонки, для этого нужно открутить винт рулевого вала, а также несколько крепежных винтов и гаек. Учтите, в Нивах используются винты со срывными головками, поэтому оптимальным вариантом будет нанести насечки с помощью зубила и открутить их плоскогубцами. Далее, саму колонку необходимо опустить вниз, после чего демонтировать.
- После этого выкрутите гайки на монтажных блоках с предохранителями, извлеките их. Также демонтируйте накладку реле, расположенную под панелью приборов.
- Салон и моторный отсек отделены друг от друга с помощью перегородкой, в ней имеется эластичная заглушка, ее надо снять. Через отверстие протягивается провод ЭУР. Убедитесь в том, чтобы уложенный провод не контактировал с движущимися компонентами электродвигателя стеклоочистителя.
- Под самой приборной панелью, слева от рулевого колеса, расположен разъем на 8 контактов, к нему подведены два провода серого цвета. К этому разъему следует подключить желто-голубой от ЭУР. Затем к красной колодке, которая идет от приборки, необходимо подсоединить провода оранжевого, а также сине-розового цветов от электроусилителя. Здесь же, за приборной вы можете найти болт массы, к нему следует подключить минус.
- Под приборкой устанавливается кронштейн усилителя, в него следует продеть проводку от переключателя зажигания.
- Далее, на шлицы самого усилителя следует установить промежуточный вал, помните о том, что к нему следует заранее подключить массу. Сам вал следует надежно зафиксировать на валу рулевого механизма и прикрепить ЭУР к кронштейну. Нельзя допустить того, чтобы вал был зажат или слишком натянут.
- Сам узел фиксируется к пластине при помощи двух болтов и двух шпилек, под них желательно установить гайки.
- Далее, производится подключение силового, а также информационного разъемов к усилителю.
- По сути, на этом процедуру установки можно считать завершенной. Теперь вам нужно установить на место замок зажигания, подрулевой переключатель. Для установки накладки рулевой колонки ее необходимо будет подрезать, к примеру, ножовкой. На место ставится рулевое колесо, приборная панель. Затем протягивается проводка от ЭУР к аккумуляторной батарее. Учтите, что в имеющейся заглушке в перегородке между моторным отсеком и салоном необходимо будет увеличить размер отверстия. Выполните проверку работоспособности оборудования и проверьте еще раз все подключения.
А еще интересно: Почему не заводится Шевроле Нива. Пути решения проблем.
В ролике ниже вы можете понаблюдать за тем, как работает установленный самостоятельно гидроусилитель руля (автор видео — Владислав Мантула).