Пятидверная Нива – штука странная. Вроде бы и спрос на неё какой-никакой был, и даже фанаты у этой машины имеются, но и вопросов она вызывает очень и очень много. С другой стороны, читать отзывы владельцев Нив о своих автомобилях очень интересно: редко когда удаётся найти что-то более эмоциональное и разнообразное. Так что в этот раз подборка комментариев получилась увлекательнее, чем в случаях со многими другими машинами из этой нашей постоянной рубрики. Даже несмотря на то, что нам пришлось из этих отзывов удалить огромное количество обсценной лексики. Итак, давайте из всего этого попробуем выделить основные причины покупать пятидверную Lada 4×4 или не делать этого. Отметим, что речь пойдет именно о Lada 4×4 – совсем старые машины, которые носили имя ВАЗ-2131, оставим в стороне, поскольку там анализировать уже почти нечего – чистая лотерея.
История техники
О том, как появилась пятидверная Нива, мы рассказывали очень подробно в отдельном материале. Повторять его даже частично не хочется, поэтому отмечу лишь самое важное.
Длиннобазная 2131 появилась не на пустом месте и даже не методом распила 2121 пополам с последующей вставкой в середину кусков железа. Эта машина появилась путём эволюции модели ВАЗ-2129 ( иногда даже вспоминают, что этот проект носил название «Кедр»). А вот сам 2129 – это да, продукт распиливания трёхдверки с последующей вставкой подходящего металлического фрагмента меж двух половин распиленной машины. Кедр при увеличенной на 500 мм длине кузова и выросшей ровно на столько же колёсной базе (с 2200 мм до 2700 мм) оставался трёхдверным. И это было не очень удобно: размеры салона существенно подросли, задний диван отодвинулся назад, а длина дверей осталась той же, что у обычной трёхдверной 2121. Поэтому родился следующий проект – 2131, то есть, привычной нам пятидверки, получившей в народе кличку «крокодил». Хищное название прилипло к машине не только из-за ненормальной для Нивы длины, но и из-за характерного тёмно-зелёного цвета, в который красили большинство 2131.
Конечно, кузов получил некоторые изменения: пару новых задних дверей с вертикальной форточкой, окошки в боковине и даже усилители лонжеронов и накладки пола. В технике некоторые отличия тоже появились. Например, именно сюда впервые для Нивы попал ГУР, который на трёхдверках появился позже. Связано это с тем, что крутить руль на «крокодиле» было труднее, чем на короткой и более лёгкой машине, так что это была вынужденная мера. Тут же появился и модернизированный 1,8-литровый ВАЗ-2130 (84 л.с.), потому что привычный нивовский двигатель, дошедший до неё с небольшими переработками ещё от первых Жигулей, длинную версию не вытягивал совершенно. Впрочем, со временем этот мотор тоже ушёл на покой, и у большинства ещё живых 2131 под капотом стоит обычный инжекторный мотор объёмом 1,7 л мощностью 83 л.с.
Lada 4×4 5D
С 2006 года ВАЗ-2131 стал называться Lada 4×4 5D, затем он раздвоился до Lada 4×4 Urban 5D, потом трансформировался в Lada Niva Legend 5D. Каждый раз менялись некоторые детали (приборные панели, бамперы, появился кондиционер), но суть машины оставалась неизменной: это был честный внедорожник с постоянным полным приводом родом из 1970-х со всеми вытекающими последствиями (и техническими жидкостями обычно тоже). И хотя формально мы сегодня будет говорить именно о Lada 4×4 5D, очень многое можно смело проецировать и на Urban 5D, и на Legend 5D: разница между ними не такая уж и большая. Итак, начнём.
Ненависть №5: качество запчастей
Машин, которые не ломаются, не существует (простите меня, владельцы Тойот). Нива, само собой, не исключение. А значит, её надо иногда (точнее, почти всегда) ремонтировать. И вот тут начинается настоящая боль: качество вазовских запчастей вызывает и гнев, и депрессию, и только потом – принятие. Причём практически все владельцы утверждают, что то, что стоит на машине с завода, это ещё нормально. А вот в магазинах продают всякое непотребство: «Запчасти по качеству все плохие. Все советуют не менять запчасти, которые установили на конвейере при сборке, иначе еще хуже будет. Неоднократно наблюдал, как самые простые запчасти типа усиленных тяг рвутся через неделю». Ну и немного статистики в виде цифр: «Так себе запчасти. Менял кран отопителя – перебрал три штуки, пока нашёл «живой». Купил передние колодки недавно, а они не встают в пазы. Искал нормальный подшипник первичного вала, так и не нашёл. Так и поставил самый малошумящий из 10 предложенных». А теперь из истории ремонта: «Поменял амортизаторы, рулевые тяги, шаровые, реактивные тяги и еще кое-что по мелочам, преимущественно для собственного спокойствия. Запчасти в основном некачественные. Задний амортизатор снова потек через 3 тыс. км».
Lada 4×4 Urban 5D
Отмечу, в что цитатах изначально не было определений «плохие» и «некачественные». Ими я заменил те слова, которые в начале текста скромно назвал обсценной лексикой.
А потом обычно идут истории о том, как в этой Ниве за один раз перевезли целую квартиру или строительные материалы, которых хватило на двухэтажную дачу. И только самые скромные удерживают себя в рамках приличия: «Недавно приехал из Ростова, перевёз полквартиры тёщиных вещей. Никто не ожидал, что столько влезет». Оk, в полквартиры поверим.
Ненависть №4: коррозия и шум
Тут трудно выбрать, за что «крокодила» ненавидят больше: за умение неприлично шуметь или бессовестно ржаветь. И то, и другое он делает мастерски. Начнём с коррозии и сразу же дадим слово владельцам: «Пробег сейчас 6300 км. Зимой мою машину каждые неделю-две. С первых км на машине антикоррозийная обработка, в том числе и на стойке. Увы, этого недостаточно. Всего за 10 месяцев уже вылезла ржавчина. Также небольшая ржавчина присутствует под хромовой окантовкой окон»; «Ржавеет она нереально быстро!»; «Качество металла и ЛКП никакое. При покупке обработал антикором. Это, конечно, помогает, но только не снаружи. Через 4 месяца на швах появились рыжие точки. Загнал на гарантию. Ситуация повторилась через полгода. Вновь на гарантию. Через год послал подальше гарантийных маляров и поехал к знакомым спецам. Они мне, конечно, всё сделали, но сказали, что это бесполезно. Металл изначально гнилой, и сколько его не крась, он все равно ржавеет под краской»; «У меня у знакомого служебная Нива такая же, только 2011 года. Видел её летом 2012, жуткое зрелище. По всему кузову ржавые дырки, и самое страшное, что на швах тоже». Последнее отмечу особо: сварные швы ржавеют быстрее всего остального, и многих это невероятно бесит.
Lada 4×4 Urban 5D
И всё-таки вот это мне понравилось больше остального: «Отличная шумоизоляция: когда ехал с женой, её не было слышно совершенно. Спасибо АвтоВАЗу». Может, тоже Ниву купить?
Любовь №4: стоимость владения
Да, Ниву приходится частенько ремонтировать – это факт. Но на стоимость её ремонта никто не жалуется: всё стоит совсем недорого. И даже необходимость покупать одну и ту же запчасть в количестве нескольких экземпляров (см. Ненависть №5) не слишком опустошает карман нивоводов: «Затраты на запчасти и ремонт более чем умеренные»; «Плюсом являются недорогие запчасти»; «Запчасти не особо дорогие по сравнению с иностранными машинами такого же класса, продаются везде и в любом количестве», «Стоимость обслуживания – сдача после похода в магазин за хмельным»; «Запчасти – халява!».
При этом надо сказать, что те, кто хотел ездить на этой машине за три копейки, вынуждены ремонтировать её самостоятельно: стоимость работ часто несопоставимо выше, чем стоимость запчастей. Впрочем, почти всё можно сделать и самому, да и в сервисе Ниву ремонтировать всё же дешевле, чем Гранд Витару. Поэтому некоторые говорят: «Сломалась? Ну и фиг с ней!». И дальше объясняют, что дорогим ремонт не будет точно, а выполнить его могут в любом гараже. Вот не знаю, насколько это всё хорошо на самом деле, но многие любят Ниву именно за это: ломается часто, но очень дёшево. Чёрт его знает, может, это действительно хорошо – тем, кто не владел, не понять.
Ненависть №3: отопление и вентиляция
Если отремонтировать пятидверку легко, то создать в ней приличный микроклимат удаётся не сразу. Причин две: не слишком удачная печка и не вполне продуманная вентиляция. Начнём с печки.
Справедливости ради, она греет. Но не всегда там, где надо: «Печка дула из всей торпеды, до боковых стекол воздух не доходил. Комфортный температурный режим найти нереально, хотя по прошествии времени понял, что «комфортный режим» – это вообще понятие, оперировать которым неуместно по отношению к Ниве». Иногда приходится что-то пересобрать, докрутить, уплотнить. Но в целом люди в машине не замерзают. А вот окна – вполне. И тогда начинаются либо жалобы, либо небольшой «колхозинг»: «Пришлось установить небольшой вентилятор для обдува боковых стёкол, иначе при морозе более 20 градусов они не оттаивают совсем»; «Насчёт печки: советую ставить в воздухозаборник (тютелька в тютельку влазит с небольшими работами с напильникам) улитку печки «восьмёрки» – очень тихая, и поток воздуха больше». Кстати, замена моторчика печки на узел от 2108 – очень распространённая процедура. И вызвана не столько недостаточной эффективностью родного моторчика, сколько его особенностью: «Печка ревёт, как реактивный самолет – шумит больше мотора». И это факт: рёв печки раздражает очень многих.
Салон Lada 4×4 Urban 5D
Недоработка вентиляции выражается в постоянно запотевших окнах. И тут опять может помочь восьмёрочная печка: «Я всё же из соображений безопасности заменил печку и установил от «восьмёрки», запотевающие стекла в городе очень опасны». Или ездить с открытым окошком: «Вентиляция салона – фигня полная, если влажность чуть побольше, то приходится приоткрывать окно». Владельцам поздних машин повезло больше остальных: их от запотевания стёкол спасает кондиционер. Правда, таких богатых «крокодилов» не так уж и много.
Любовь №3: устойчивость на трассе
Разумеется, длинная база сдала управляемость заметно лучше: пятидверка так не козлит, как её трёхдверная родственница. Особенно часто об этом говорят те, кто ездил на разных Нивах и может их сравнить: «Сравнивать есть с чем, до этого было пять коротких. Между ними огромная разница – она не козлит, её не скидывает с грунтовой дороги, да и по трассе ездить гораздо приятней»;, «Длинная идёт уверенно, как корабль, на колейностях её не бросает так, как короткую, ямы переносит явно лучше»; «по трассе – кайф, в десять раз лучше коротышки или УАЗа». Хотя, конечно же, трасса – это не совсем для Нивы, пусть даже пятидверной. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на скорость: «Длинная база позволяет без козления ехать по трассе 95 км/ч (для вездехода это много)». Действительно, для вездехода – прекрасно, но надо понимать, что до легкового седана или хэтчбека Ниве далеко. Впрочем, от неё никто и не требует управляемости Lamborghini – не для этих целей её строили.
Ну и немного забавного: «На трассе в дождливую и морозную погоду автомобиль стоит на дороге очень уверенно без всяких электронных помощников». Интересно, а как бы он стоял с помощниками?
Ненависть №2: мотор и расход
Под капотом Lada 4×4 Urban 5D
Надо ли говорить, что при желании ехать быстро приходится заметно доплачивать за бензин? Те, кто жизнь познал и не тешит себя надеждой уходить со светофора точкой в горизонт, укладываются в среднем в 10 литров на сто километров. А вот «гонщики», постоянно вдавливая «тапку в пол», ноют, что машина «жрёт, ревёт, но не едет». Но эти реплики из зала я бы отмёл как неорганизованные: понятно, что это просто не та машина, на которой нужно гонять. А стоны на тему «20 литров по лесу и раскисшей колее» – это вообще смешно. Покатайтесь там на TLC 200. Меньше получится?
Теперь в эту бочку дёгтя добавлю ложку мёда: к надежности мотора претензий я не нашёл вообще. Да, были случаи отказа ЭБУ на ранних инжекторах, но это было уже очень давно. В остальном всё очень неплохо: масло не жрёт, колом не встаёт. Ну а что иногда у некоторых он перегревается сам по себе (то на трассе, то на холостых оборотах), так это вопросы к системе охлаждения. В том числе и к антифризу, который, скорее всего, опять вытек через дырявые патрубки или растянутые хомуты.
Уверен, что этого пункта ждали все. Так вот он, ловите! «Проходимец» из Lada 4×4 5D, разумеется, изумительный. Даже растянутая по сравнению с трёхдверкой база не слишком снижает внедорожный потенциал Нивы: «Более всего радует то, что я теперь не задумываюсь о наличии дороги, отправляясь в лес или на рыбалку»; «я перестал заморачиваться с парковкой и с вопросом «проеду – не проеду». Проезжал в брод по двери, зимой лазил в снег по бампер. В общем, проходимость волшебная без дополнительных доделок»; «ни разу не было такого, чтобы не выбрался без посторонней помощи, хотя бывали такие случаи, что в грязи по самые двери ехал. И это на шоссейной резине».
Как ни странно, рост длины стал причиной не катастрофического снижения проходимости, а чудовищного роста радиуса разворота. Вот на неповоротливость «крокодила» жалуются очень многие, а на проходимость – нет. За проходимость его любят. Особенно если поставить самоблок в задний мост. Получится вообще сказка. Которая иногда заканчивается тем, что такая Нива застревает там, куда может приехать только трактор. Трактор приезжает, мощно дёргает Ниву, а её водитель потом приваривает обратно кусок лонжерона вместе с буксировочным крюком. Но это, как вы понимаете, ерунда, дело житейское.
Ненависть №1: ремонт как состояние души
Если владельцы многих других машин оценивают ремонт как процесс, который надо пережить, то владельцы большинства «крокодилов» живут в другой реальности. Для них ремонт – не процесс, а состояние души. Как ни странно, многие из них даже не совсем понимают, что это не совсем правильно. Этого состояния некоторые научились не понимать вовсе. И некоторые философы пишут нечто подобное: «Доводить её до ума, устранять её хронические заболевания – абсолютно неблагодарное занятие. Устранишь визг раздатки, начнешь слышать шум моста и так далее. Я перенесся из непрерывного мира в дискретный. Либо работает, либо нет – вот главный критерий. Машина на ходу? Значит, всё в порядке! Устранять есть смысл только те неисправности, которые могут привести машину к состоянию «не на ходу». Это стало моим основным открытием при покупке российского автомобиля».
Я, пожалуй, пас. Но развлечения у людей, как я говорил, могут быть разными.
Любовь №1: за эти деньги?
Скажем честно: чаще всего пятидверку покупают те, кому покупка и содержание хотя бы подержанного импортного внедорожника не по карману. И, разумеется, ничего больше, проходимее и дешевле купить просто невозможно. Поэтому основной повод любить Lada 4×4 5D – соотношение всего вот этого и цены. Я не говорю «качества», говорю «вот этого» – большое, проходимое и дешёвое. Качества там, предположим, меньше, чем всего остального. Например, воя раздатки, ржавчины, поломанных деталей КП, провалившихся педалей сцепления и всего прочего. Но не суть. Суть в том, что ничего другого в этом формате за эти деньги просто нет. И об этом говорят практически все владельцы Lada 4×4 5D: «По совокупности потребительских характеристик Нива – один из лидеров АвтоВАЗа. В мире пока не создана альтернатива Ниве по соотношению проходимость/цена/комфорт. Особенно это ярко выражено в сегменте б/у машин. Попробуйте купить внедорожник на ходу в рабочем состоянии за 40-50 тыс. руб.»; «Самая универсальная из дешевых»; «Как бы ни ругали АвтоВАЗ, а за эти деньги альтернативы нет!»; «альтернативы в соотношении цена/качество/ремонтопригодность/доступность просто нет».
Вот такая она – любовь по расчёту. Вроде бы по расчёту бывает только брак, а не любовь, ан нет: теперь и любовь. Пока только к Ниве, а дальше посмотрим.
Ваши эмоции от Lada 4×4 5D?
Всем доброго времени суток . Прошу строго не судить за стиль изложения , так как не профи , а поделиться отзывом желание есть.
Выбор машины был по критериям
Внедорожник , 4х дверный , новый , на коробке , простой в управлении
Обратил внимание на Ниву , почитал отзывы на Дроме . Пишут много люди опытные , им спасибо . О Ниве пишут с какой то теплотой что-ли . так запомнилось .
В глянцевых автожурналах такой информации не найти .
ВАЗ 2131 приобретена в марте 2017 г у ОАО ДАЛЬЛАДА ул Стрелочная 2а г Владивосток ,
машина была в наличии ,был выбор по цвету. На фото она на момент покупки , цена 557000руб.
Ранее машин было не много , опыт вождения 15 лет.
NISSAN PULSAR 1997
SSANG YONG ACTION SPORT 2010
все на АКПП
Покупать Ниву было страшно Не мог тронуться на коробке Брал урок вождения до покупки , кроме того спасибо Дмитрию — менеджеру Дальлады , разрешил пару часов потренироваться на территории .
Прикрутили подкрылки ( доп опция ) , поставили защиту под днище , обработали полости антикором и в путь !
Купил , уехал Несколько раз глох на перекрестках . Народ не ругался , кажется смотрел с сожалением и пониманием. 🙂
Снаружи кажется машина маленькая а внутри места для пассажиров очень много , и багажник обьемный .
Как то близко к водителю лобовое стекло , левая нога напрягается до судороги, фары светят слабо , у сиденья короткий ход регулировки , двери закрываются с усилием , при движении шумы , слышно мотор и раздатку , дворники трут плохо , брызгалки трудно отрегулировать на такое маленькое стекло , где то в салоне ближе к двери багажника гремит , потом скрип .
Из поломок первая — упали вниз фары . Ребенок играясь скрутил гидрокорректор . Поправил подставочками между корпусом фар и гнездом (гидрокорректор за 350руб приобрел, но поставить пока не дошли руки) .
Фары позже вообще заменил на линзовые (ярче стало ) , заодно и стопы . Примерно 6000р вместе с доставкой за все.
Через пол года сменил масло в ДВС в коробке , раздатке и мосту на MITASU Япония ,- шумы в раздатке стали мягче.
Из поломок , в задней левой двери не работала блокировка , поправили в ДальЛаде , оплаты не взяли , так же загорелся чек двс после 5000км примерно . Заехал , ошибку сняли но возникла снова , так как чек ни на что не влиял , так и ездил до февраля 2018г .
по ТО
То 1 5000км прошел вовремя а ТО 2 протабанил , приехал на сервис аж когда 15700км намотал , повод был — затроил двс , чек двс замигал . Прозвонили , датчик распредвала полетел . Замена — датчик 600р работа 1000р
( потому как с гарантии слетел ). Причина поломки — пропуск в системе зажигания возможно из за плохого качества топлива.
итоги
Прошел год эксплуатации . на спидометре 16700км
к машине привык
О внешнем виде.
Это единственный , по моему , автомобиль который можно купить новым в Ретро исполнении Реально нравится все ! никаких доделок не нужно . Это же можно сказать и о внутреннем исполнении . Эти тумблера , рычажки управления печкой , климатом , все это то, чего уже нет ни у кого из производителей зализанных обтекаемых авто . И это круто !
Ходовые качества
Идеально выверенные к нашим реальным дорогам !
Первая проверочка -поездка по Русскому острову до бухты Воевода , 40 км час едет спокойно где паркетные джипы едут 20. В общем, много расписывать не имеет смысла , все знают что может это авто, информации об этом достаточно в интернете .
По трассе там, где можно ехать 90 км и выше , машина идет 80- 90 км час на оборотах двс 2500 . Скорость выше не комфортна , так как мотор , раздатка , коробка напрягаются сильно . Максимальная скорость в инструкции 110км . Поначалу напрягала тихоходность , но потом понял , что таких классных участков дорог не так много и путь Владивосток — Находка прохожу так же за 3 — 3.5 часа как и ранее . Все зависит от забитости дороги а не от того как быстро ехать .
Двигатель 1.7литра инжекторный 83 л.с цепной , машину тянет В затяжных подьемах или в крутые сопки едет в потоке Скорость зависит от умения водителя правильно выбрать время и передачу .
Шумы
Музыку за год так и не поставил . в этой машине нужно слушать агрегаты , потому что блок управления двс и трансмиссией находиться в голове у водителя .
Источник дребезга в салоне в районе багажника пока не нашел , но эту загадку разгадаем на досуге , когда руки дойдут до разбора .
К производителям есть только одно пожелание НЕ МЕНЯТЬ ничего больше в Ниве ,
40 лет выпускали , выпускайте еще 40 лет такой же чтоб внукам было что посоветовать 🙂
Благодарен конструкторам создавшим этот легендарный авто и производителям пустившим его в серийный выпуск
Александр МорозовСтаж вождения: 25 лет
Прежде чем, купить этот легендарный «Пепелац», отдающий ностальгией по моему детству и юности, хотел приобрести канадский четырехколесник. Полноприводное транспортное средство нужно было в основном для поездок по проселочным дорогам и бездорожью, в непосредственной близости от моего загородного дома. Да и постоянная прописка новинки предполагалась там же. Для города у меня есть еще новенький RAV4. Но, подумав и взвесив все «за» и «против», решил остановиться все же на «Ниве».
Во-первых, по проходимости она почти не уступает квадроциклу, но при этом гораздо его практичнее.
Во-вторых, «Нива» — это все же настоящий автомобиль, на котором можно будет и на более длинные расстояния отъезжать. Если понадобиться, то и в город махнуть.
Ну, а в-третьих, цена. Достаточно мощный свежий квадрик от BRP — другой не рассматривал — стоит в три-пять (!) раз дороже, да и в обслуживании, говорят, накладен.
Поэтому мой внутренний тендер безоговорочно выиграла «Нива». Даже в максимальной комплектации Black она обошлась менее, чем в миллион. Можно было бы взять и дешевле — в начальной или средней комплектации, сэкономив тысяч 250, но откровенную пустышку брать не хотелось. Так что моя «Нива» изначально оборудована кондиционером, электроприводами стекол и зеркал, подогревом передних кресел и черными 16‑дюймовыми дисками колес. Не бог весть что, но тем не менее. Да и выглядит автомобиль в целом собранно и брутально, несмотря на свой солидный возраст (первая «Нива» появилась в 1976 году).
Но не все так гладко внутри, как снаружи. Шумоизоляции по-прежнему как не было, так и нет. Больше 90 км/ч разгоняться просто не хочется — шум и вибрации от трансмиссии такие, что нога сама собой сбавляет газ, чтобы в салоне стало хоть чуточку тише. В какой-то мере спасает музыка, которая частично перебивает трансмиссионный вой. Но долго в такой какофонии ехать невозможно, и ты в конце концов отдаешься на милость машине, поддерживая более или менее комфортный уровень скорости — менее 80–90 км/ч. В большем темпе можно мчаться только в самых экстренных случаях.
Заодно проверил подвеску. В целом все было в норме, но некоторые детали все же нуждались в дополнительной протяжке. Подтянул! Заодно решил сделать полный антикор днища, колесных арок, порогов и кузовных панелей. Помню, как постепенно сгнивала моя «одиннадцатая». Поэтому решил не рисковать. Также обработал аккумуляторные клеммы и генератор со стартером специальной смазкой.
Конечно, у «Нивы» есть недостатки, и немалые, но многие из них можно исправить, причем задешево. Кроме, пожалуй, волчьего завывания трансмиссии — это лечится только полной заменой узла или серьезной доработкой. Только надо ли?
Лично я собираюсь использовать Niva Legend в основном по ее прямому назначению: езде вне дорог. И здесь она — вне конкуренции. Лучший вездеход для охотника и рыболова за свои деньги. Не буду описывать ее внедорожные качества — все они давно и хорошо известны. У «Нивы» на этом поприще просто нет конкурентов. К тому же в содержании машина обходится отнюдь недорого. А техническое обслуживание я делаю самостоятельно, причем с огромным удовольствием. После небольшой обкатки на 3000 км поменял моторное масло с фильтром. Заменить колодки или диски тоже не составляет труда.
В общем, Niva Legend для меня как любимый конструктор, который и со временем не надоест, потому что периодически будет преподносить сюрпризы. Но я с проблемами непременно справлюсь, потому что все они решаемы. Это, пожалуй, еще одна причина, по которой я и взял этот внедорожник.
Lada Niva LegendЦена: 980 000 руб. Год выпуска/приобретения: 2022/2023Общий / личный пробег: 4870/4870 кмРасходы на ремонт / ТО: нет / 8000 р.
Редакция рекомендует
У этого термина существуют и другие значения, см. Нива.
Концепция, история создания и обновления
В 1969—1970 годах главный конструктор ВАЗа В. С. Соловьёв вышел с инициативой о разработке внедорожника для жителей сельских районов. Его предложение стало результатом проработки так называемого «типажа» Минавтопрома СССР на 1971—1980 годы, на тот момент времени делегированного ИМЗ (Ижмаш). Уже были созданы прототипы АЗЛК-415 и −416 и Иж-14, однако эти автомобили не были готовы к серийному производству.
Летом 1970 года председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поставил перед коллективами ВАЗа, АЗЛК и Ижмаша задачу создать легковой автомобиль повышенной проходимости с комфортом массовых легковых моделей. В частности, по воспоминаниям участников встречи в ОГК (отдел главного конструктора) на ВАЗе, после показа ему металло-гипсового макета «автомобиля № 2» (люксовый вариант «Жигулей», впоследствии ВАЗ-2103) он сказал следующее:
Конструкторы Волжского автозавода ещё на стадии разработки перенесли на перспективную модель многие узлы и агрегаты освоенных предприятием «Жигулей». Ещё одной особенностью стал полностью «легковой» дизайн автомобиля — в автомобиле не было ничего специфически «вседорожного», «Нива» выглядела как обычная легковая машина. В конструкции широко применялись элементы дизайна, узлы и агрегаты ВАЗ-2106: например КПП была заимствована без изменений, мотор был модифицирован под установку редуктора, одинаковые задние фонари, а салон оказался практически идентичным этой модели.
В 1972 году созданы первые ходовые прототипы Э-2121 (так называемые «носители агрегатов»), в 1973 году объявлено о подготовке к серийному производству.
Эти машины прошли полный цикл испытаний, в том числе пробег по Уралу и Предуралью. Для сравнения с моделями-конкурентами специалисты воспользовались британскими Land Rover и Range Rover, а также УАЗ-469. Для оценки ходовых качеств «Нивы» совместили «легковую» и «вседорожную» программы испытаний. Приказ о постановке автомобиля на конвейер подписан 31 июля 1975 года.
Обновление 1993 года и выпуск пятидверной модификации
К середине 1990-х годов «Нива» уже начала устаревать, поэтому в 1993 (по другим данным, в 1994) году был произведён её рестайлинг (модификация кузова ВАЗ-21213). Модель должна была называться «Тайга», но это название не прижилось. Были переработан салон и задняя часть автомобиля. Под капотом теперь находился двигатель ВАЗ-21213 объёмом 1,7 литра, мощностью 78,9 л. с. и крутящим моментом 127 Н·м, с карбюратором типа «Солекс» и бесконтактной системой зажигания. Кроме того, автомобиль стал комплектоваться 5-ст. К ПП и редукторами мостов с главной передачей 3,9 (это позволило с учётом более мощного двигателя немного снизить эксплуатационный расход топлива) и алюминиевым радиатором. В 1993 году была выпущена переходная партия с прежним двигателем ВАЗ-2121.
Параллельно с разработкой рестайлинга конструкторы занимались созданием удлинённой версии автомобиля. В 1992—1994 годах на ОПП АвтоВАЗа были собраны модели ВАЗ-2129 «Кедр», ставшие прототипом будущей пятидверной модификации, хотя выпускались они для тестирования комплектующих будущего минивэна «Надежда». В 1993 году была создана модификация ВАЗ-2130 «Кедр-2», который отличался положением заднего сиденья.
В 1995 году на ОПП АвтоВАЗа начался серийный выпуск пятидверной модификации ВАЗ-2131, которая производилась до января 2022 года
Несмотря на обновление 1993 года АвтоВАЗ понимал, что автомобиль устарел морально. Ещё в 1980-х годах началась разработка преемника «Нивы» (некоторые элементы проекта стали впоследствии основой для УАЗ-3160), а в 1998 году автомобиль был представлен публике на Московском автосалоне. Из-за дефолта 1998 года выпустить автомобиль в серийное производство никак не удавалось. В 2002 году совместно с General Motors модель была выпущена под названием Chevrolet Niva. При этом оригинальная модель стала производиться под названием LADA 4×4.
Обновление 2009 года
В 2014 году на базе 3-дверной версии была выпущена модификация Urban. От исходной модели модификация отличается дополнительной шумоизоляцией, пластиковыми бамперами, решёткой радиатора, уменьшенным диаметром руля, наличием кондиционера, тоннеля пола, зеркал с электроприводом и электростеклоподъёмников.
В 2015 году была выпущена соответствующая модификация на базе LADA 4×4 5D.
Рестайлинг 2020 года и новое название
Салон модели 2011 года
ВАЗ-2121 (21213/21214) — легковой автомобиль повышенной проходимости (внедорожник) малого класса. Кузов несущий, трёхдверный — типа хэтчбэк, пятидверный — универсал. Трансмиссия с постоянным полным приводом, механической четырёхступенчатой коробкой передач (начиная с 21213 — пятиступенчатой), двухступенчатой раздаточной коробкой и блокируемым межосевым дифференциалом. Геометрические параметры проходимости хорошие за счёт достаточно большого дорожного просвета (220 мм), небольших свесов кузова (угол въезда 32°, съезда — 37°) и сравнительно короткой 2,2-метровой колёсной базы.
На первую модель ВАЗ-2121 устанавливался рядный карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель ВАЗ-2121 с цепным приводом ГРМ объёмом 1580 см³, в целом повторяющий ВАЗ-2106, но с более глубоким картером для установки редуктора. Мотор развивал 80 л. с. при 5400 об/мин, максимальный крутящий момент — 116 Н·м при 3400 об/мин. На рестайлинговую модификацию ВАЗ-21213 устанавливался карбюраторный двигатель ВАЗ-21213 с увеличенным до 1690 см³ рабочим объёмом, мощностью 81,9 л. с. при 5100 об/мин и максимальным крутящим моментом 126,1 Н·м при 3000 об/мин.
Одна из особенностей «Нивы» — использование в её конструкции крупносерийных узлов модельного ряда ВАЗ. Так, от модели ВАЗ-2106 помимо двигателя использовались коробка передач и редуктор заднего моста (на первых «Нивах» в редукторах мостов использовались главные передачи от ВАЗ-2101 с передаточным отношением 4,3). Тем не менее, «Нива» сразу продемонстрировала уникальную для своего класса проходимость.
LADA 4×4 Urban на выставке в Будапеште
Большинство выпускавшихся в 1970-х годах автомобилей типа 4×4 оснащались жёстко подключаемым полным приводом (постоянный полный привод использовался в то время только на Range Rover), рамным шасси, зависимой подвеской, упрощёнными кузовами со спартанским интерьером (кроме того же Range Rover, Mercedes-Benz G-class и , Subaru Leone 4WD Estate Van) и мягким тентованным верхом, а также и низкооборотными бензиновыми или дизельными двигателями.
На 2016 год LADA 4×4 из поставляемых АвтоВАЗом сборочных комплектов собирает фирма «Азия-Авто» в Усть-Каменогорске (Казахстан). Ранее сборка «Нивы» из крупноузловых комплектов производилась в Греции, Египте, Украине (завод ЛуАЗ) и в Эквадоре, где только в 2001 году было собрано почти две с половиной тысячи автомобилей.
Товарные знаки «Нива» и «Niva»
В 2019 году руководство АвтоВАЗа выкупило у концерна General Motors 50-процентную долю в совместном предприятии GM-автоВАЗ и вернуло все права на товарные знаки «Нива» и «Niva».
Кузов Нивы прочен: передняя левая стойка сместилась лишь на 60 мм. Увы, это единственный положительный момент. Водитель рискует головой: удар о задравшуюся на 165 мм вверх „баранку“ не силён (HIC 605), но опасен — контакт „верхней челюсти“ манекена с ободом был нестабильным. Травмы ног тоже более, чем вероятны: педаль сцепления уехала на 300 мм назад и на 85 мм вверх, нагрузка на правое бедро превысила предел прочности берцовой кости, а травмобезопасность нижней части передней панели ниже всякой критики. Пассажиру грозит черепно-мозговая травма от удара о крышку бардачка (HIC 871) и перелом рёбер. Согласно методике EuroNCAP, Нива вообще не набирает баллов за безопасность!
20 июня 2011 на испытательный полигон АвтоВАЗа отправили машину с ABS. Результатом испытаний стал запуск в серию версии с ABS и BAS под индексом 21214-40-021. Данную версию выпускают с 1 октября 2011 года.
«Нива» с улучшением проходимости в стиле БРДМ-2
Двигатель с распределённым впрыском топлива
Актуальные комплектации LADA Niva Legend
О модели ВАЗ-2131 (Niva Legend 5D) и её модификациях ниже.
LADA Niva Legend 5D
Пятидверную модификацию (ранее известную как ВАЗ-2131) построили на базе ВАЗ-21213 (LADA 4×4 3D) с отличием от него удлинённой на 500 мм колёсной базой и 5-дверным кузовом с дополнительной парой задних боковых дверей.
ВАЗ-2131 создали на базе модели 2129 «Кедр» за счёт добавления задней пары оригинальных дверей. На июнь 2016 года произвели уже свыше 150 тыс. В АЗ-2131, что сделало данную модель второй по популярности в семействе старой «Нивы». Удлинение кузова произвели за счёт центральной 500-миллиметровой вставки в стандартный кузов модели 21213/21214. Соответственно изменили колёсную базу и длину автомобиля. На версии 2131 расстояние между передними и задними сиденьями увеличили на 125 мм, а на 2131-01 применили трёхместное заднее сиденье типа 2108. Топливный бак увеличили до 65 л. С освоением в ОПП производства двигателей ВАЗ-2130 (1,8 л, 84 л. с., 132 Н·м), производили версию 21312 с таким мотором.
Автомобиль первоначально выпускали ограниченной серией на опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа с конца 1993 г. (как ВАЗ-2131) по 2015 г., после чего его производство перенесли на основной конвейер АвтоВАЗа. Стотысячный ВАЗ-2131 произвели 5 февраля 2009 года.
На базе данной разновидности также изготавливали следующие модификации:
LADA 4×4 Pickup
LADA 4×4 Pickup (до 2006 года — ВАЗ-2329 «Нива Пикап», «Медведь») — пикап с удлинённой пятиместной кабиной на базе модели ВАЗ-21213, мелкосерийно изготавливали на ОПП АвтоВАЗа. Автомобиль имеет несущий кузов (колёсная база 2.700 мм) с усиленным основанием и отличается увеличенным на 300 мм задним свесом. Грузоподъёмность составляет 650 кг. На ВАЗ-2329 сохранили механическую часть от ВАЗ-2129/2131. Под заказ вместо двигателя ВАЗ 21213 была возможна установка двигателя ВАЗ-2130 (1,8 л, 84 л. с.). Предусмотрели дополнительный топливный бак, что доводило их общую ёмкость до 84 л. Заднее сиденье в кабине оригинальное, в сложенном состоянии образующее ровную грузовую площадку.
Задняя подвеска с целью увеличения грузоподъёмности оснастили усиленными пружинами и амортизаторами. На кузов могут устанавливать как мягкий брезентовый, так и низкий или высокий жёсткий пластиковый верх. Поскольку пикап собирают на базе серийных автомобилей, он автоматически проходит модернизацию вместе с базовой LADA 4×4: так, в 2009 году на ВАЗ-2329 изменили подвеску и тормозную систему, а также гидроусилитель руля.
Два пикапа с несущими кузовами: ВАЗ-2328 «Волк» с короткой 2-местной кабиной и ВАЗ-2329 «Медведь» с длинной пятиместной кабиной. Первый сняли с производства по причине низкого спроса ориентировочно в 1997 году, второй производили до 2019 года.