Далеко не всегда посторонние шумы и стук в двигателе являются показателем серьёзной поломки. Важно разобраться, когда стоит немедленно обратиться в автосервис, а когда есть возможность исправить неполадку самостоятельно. Но в любом случае при первых признаках неисправности лучше обратиться к специалистам, в противном случае есть риск выхода из строя или отдельных деталей двигателя, или всей системы целиком.
Наиболее опасные причины стука
Каждый автовладелец знает, как звучит его машина в исправном состоянии. Появление посторонних шумов, цокота и треска должно настораживать. Лучше перестраховаться и показать авто специалистам, чтобы вовремя обнаружить и устранить дефекты, а также избежать более крупных поломок и дорого ремонта.
Появление посторонних шумов из-под капота может быть связано с износом силового агрегата либо других узлов транспортного средства. Самым тревожным симптомом являются постукивания в ДВС, которые могут появляться на холостом ходу или высоких оборотах, в холодную погоду либо при прогретом движке, присутствовать постоянно или исчезать, а также звучать глухо или громко.
Причины стука ДВС
Если немедленно не принять меры, стук в двигателе может усиливаться. Внутри систем газораспределительного механизма, цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма могут возникать следующие источники стука:
Если детали системы газораспределительного механизма (ГРМ), такие как цепь или ремень, изготовлены из твердых и прочных материалов, стук может продолжать звучать в течение длительного времени. Однако разрушение более мягких компонентов, работающих в паре с металлическими подшипниками и вкладышами, может привести к увеличению интенсивности стука.
Продолжать эксплуатацию автомобиля после обнаружения стука в двигателе нежелательно. Необходимо как можно быстрее разобраться с возникновением этой неисправности, так как причины могут быть самыми разными.
При диагностике мотора обычно используют стетоскоп, с помощью которого специалисты умеют определять проблемный узел по характеру стука, области локализации и тональности. Однако последний фактор служит только косвенным признаком, что объясняется разным стуком (глуше или звонче) на различных двигателях.
Постоянный стук возникает в двигателе не всегда. Возможно его появление при запуске холодного ДВС, а при достижении рабочей температуры может пропадать. В таких случаях запланированную поездку разрешается совершить, однако мотор необходимо перед выездом хорошо прогреть. Значительно опаснее, когда холодный двигатель работает тихо, а стук возникает после прогрева. Продолжать вождение очень опасно, потому что мотор может выйти из строя и потребуется проведение капитального ремонта.
Отсутствие работоспособного двигателя и поврежденный кузов означают, что автомобиль больше не сможет выполнять свои функции. Это важное утверждение, которое всегда актуально для водителей. Замена поврежденного кузова или давно прослужившего кузова всегда связана со значительными финансовыми затратами, а без исправного двигателя машина просто остановится. Однако наиболее тревожным сигналом о проблемах с двигателем является необычный звук, доносящийся из-под капота.
В этой статье мы подробно рассмотрим, что означает стук в двигателе и какие серьезные последствия он может иметь.
Чаще всего характерный и глухой стук из под капота возникает из-за появления зазора между компонентами внутри двигателя. Если вы услышали громкий стук, это означает, что допустимое расстояние между деталями превышено в 2 и более раз. Более сильный звук свидетельствует о том, что зазор разрастается быстро, и внутренние компоненты двигателя быстро изнашиваются.
Причины появления стука и степень повреждения зависят от качества деталей и условий эксплуатации. В любом случае, последствия могут быть крайне негативными:
Возможные причины стука в двигателе
Оптимальным вариантом будет использовать стетоскоп, который поможет локализовать стук и определить его причину. Для этого нужно или купить прибор самостоятельно, или обратиться в автосервис. Ниже разберём основные причины стука в ДВС.
Зазоры между элементами двигателя
При большом расстоянии между разными деталями двигателя может возникнуть стук — такое происходит, когда расстояние увеличивается в два раза от максимально допустимого. Со временем это приведёт к серьёзной поломке, а потому рекомендуется отдать авто на диагностику и возможный ремонт в сервис.
Поршни
Глухой стук со щелчками говорит о проблемах с поршневой системой. Как и в предыдущем варианте, стук возникает из-за больших зазоров между элементами.
Поршневые пальцы
Громкий металлический стук — характерный признак неисправности поршневых пальцев. Особенно проявляется при перегазовки авто, а также при сбросе газа и ускорении. Опять-таки, проблема появляется из-за увеличенного расстояния между деталями, достаточно 0,1 миллиметра зазора, чтобы появился шум. Лечится плотной установкой элементов по отношению друг к другу.
Топливо
Важно! Всегда заправляйте автомобиль тем топливом, которое рекомендует завод-изготовитель. Этот момент должен быть прописан в техпаспорте. В противном случае ДВС не получит нормальной смазки, вначале появится стук, а там недалеко и до серьёзных поломок отдельных деталей мотора.
Основные причины стука в ДВС
Разберём возможные причины стука, которые возникают при холодной, горячей и холостой работе движка.
На холодную
Самая распространённая причина — слабина в поршнях цилиндра. Проблема возникает по следующим причинам:
На горячую
Обратная ситуация, когда на холодной работе стук не слышен, а при прогреве возникает:
Важно! Используйте только то топливо, которое прописано в техпаспорте изделия. Избегайте сомнительных заправок и уж тем более не покупайте топливо с рук. В крайнем случае, используйте присадки, которые помогут доехать до нормальной заправки и не угробить движок.
На холостую
Возможен вариант, когда нехарактерный стук возникает только при холостой работе мотора. Обычно это не очень опасная ситуация и пользоваться авто можно без проблем, но всё же рекомендуется узнать точную причину шума. Возможны следующие ситуации:
В зоне риска находятся автомобили с автоматической коробкой передач. У таких может возникнуть трещина в маховике, а вот машины с МКПП от подобной проблемы защищены.
Самые опасные причины стука
Стук поршня, отличающийся глухим тоном, хорошо слышен в блоке цилиндров и иногда сопровождается своего рода щелчком. Стучит и цокает двигатель вследствие температурного расширения поршня обычно «на холодную», при небольших оборотах двигателя, а также при резком сбросе газа во время движения. Стук возникает, как только величина зазора становится больше 0,3 мм.
Стук поршневых пальцев
Звучание стучащих поршневых пальцев имеет металлический оттенок, высокий тон и слегка звонкий характер. Этот звук становится явным, когда вы усиленно нажимаете на акселератор для ускорения или «перегазовываете» двигатель. Местом происхождения этого звука является блок цилиндров, а зазор, вызывающий его, обычно составляет около 0,1 мм.
Также можно выявить неисправность, осуществив проверку с помощью извлечения свечи зажигания. Если в цилиндре отсутствует искра от свечи, топливо не сгорает, что означает, что поршень испытывает минимальную нагрузку.
Детонация часто возникает из-за использования неподходящего топлива для этого типа двигателя, а также во время экстремальных нагрузок, таких как крутой подъем или длительный спуск.
Слышен стук в коренных подшипниках и вкладышах коленвала
Характерный металлический стук двигателя, свидетельствующий о проблемах в этой области, может быть немного приглушенным и звучать из направления картера. Эти стучащие элементы особенно заметны при низких оборотах «холодного» двигателя при разгоне и при снижении оборотов. Зазор между шейкой коленвала и вкладышем в этом случае составляет всего 0,1-0,2 мм. Падение давления масла до критически низких значений делает этот стук более отчетливым, независимо от текущего режима работы.
Часто стук клапанов обусловлен использованием моторного масла низкого качества или не соответствующего требованиям конкретного типа силового агрегата.
Стучат имеющиеся вкладыши шатунов
Звук дефектных вкладышей шатунов напоминает признаки проблем с главными подшипниками, но он проявляется более отчетливо. При увеличении интенсивности этого звука необходимо провести срочный ремонт. Важно отметить, что использование как бензиновых, так и дизельных двигателей с неисправными вкладышами шатунов строго запрещено, поскольку это может привести к поломке двигателя в любой момент.
Народ, у меня на холодном двигателе при оборотах 1500-1900, отчетливо слышен стук (щелканье) в двигателе, по мере прогрева стук проходит. Думаю что стучат гидрокомпенсаторы. Есть у кого такое ? А может это нормально? Или мне повезло ?
Стук пальцев/клапанов/гидрокомпенсаторов ?
Ездил сегодня на сервис, специализирующийся по Фордам. Мастер сообщил, что такой звук характерен для почти всех 1.6 у Фокуса. Так и должно быть, по его словам.
Еще сказали, что на машинах с автоматом еще чаще это проявляется.
Если так и оставить движок не умрет?
Renoxбольше пока ничего не могу сказать. Поеду на неделе еще на одну станцию, буду задавать тот же вопрос.
Риск есть небольшой, но все кого я видел ездят и не парятся. Мне сервисмены сказали уверенно что это от езды на плохом бензине. Типа двигатель этот не выдерживает детонации: разбивается соединение поршень-палец.
Видимо при нагреве зазор уменьшается все таки, у меня на горячую, когда совсем уже прогрет двигатель, а не просто «по стрелке» тоже звук сперва исчезал совсем, спустя десятку т.км. стал едва слышен на горячую, спустя еще 10 стал уже отчетливо слышен. Соответсвенно и на холодную тоже звук усилился. Характерный признак стучащего поршня — когда резко дать газу и тут же отпустить педаль, то в момент когда обороты перестали расти и начали падать раздается такой «тррррррррррхрхртррр»
Стук пальцев/клапанов/гидрокомпенсаторов ? (сообщение #12738392)
вот тут слышно
xabk86с двигателем что-нибудь делал или так оставил пока? Какой пробег?У меня пробег вроде 50 т км, стук есть. По описанию именно стук поршня. На горячем двигателе пропадает.
ну я писал ведь выше что поршни поменял.
xabk86Все, увидел. Спасибо.А когда звук появился (при каком пробеге)? Сколько машинка пробежала, пока звук прогрессировал и стал слышен на горячем двигателе?
купил с пробегом 105 — звук был на холодную, на 115 слышал и на горячую, ремонт был сделан на 130 т.к. была запланирована смена ремня грм, да и стук уже достал. но не полезь менять грм так наверное бы и ездил
Читал сейчас мазда3 клуб, там тоже народ со стуками борется. Правда, в основном, у них вкладыши шатунные проворачивает, стуки другие (на горячую глухие).У нас с маздой 3 движки одинаковые или нет? У них вроде цепь, а не ремень грм.
xabk86у маздовского 1.6 цепь вроде.А вот с volvo s40 1.6 должны быть одинаковые. Их форум я почитал, тема есть с похожими металлическими стуками. Пишут, что это типа нормальная работа движка Форд.Я просто сам пока не могу решиться, что делать. Ждать, когда он совсем умрет или сейчас менять поршни.Запишу седня звук, выложу здесь и постараюсь сгонять на СТО.Насколько я понял, только двое из всех, у кого движок стучит, поменяли поршни. Остальные и так ездят.Главное, во всех журналах пишут, что 1.6 у Форда самый надежный, про стуки ни слова. Я вот поэтому, когда выбирал Фокус, смотрел именно с 1.6 100 л.с.З.Ы. У ФВ Полоседан моторы так же стучат, но там в цилиндрах поверхность изнашивается. Причем почти у всех такое и на малых пробегах.
дело не только в цепи они вообще разные. Диаметр и ход поршня отличаются.
Вот записал звук своего движка после холодного пуска.
И после поездки с полным прогревом. Погазовал, при сбросе газа слышны постукивания.
Толи телефон не передает силы звука, толи действительно все только в начальной стадии- стучит то вроде не шибко. То что это поршни это факт, но я бы ездил и не парился вообще, временами отвечая на вопрос «да, стучит двигатель» и «нет это не дизель».Завтра запишу как сейчас работает мой двигатель, до ремонта он работал один-в-один как постами выше я давал ссылку.
xabk86Да, на видео выше стучит и правда сильно, у меня только непрогретый так, а там вроде температура уже 90 град, а стук жесткий.У меня на холодную стучит прямо металлически. Прогретый на холостых вообще не стучит, постукивает только при сбросе газа, когда обороты опускаются почти до холостых.Но этот звук меня очень раздражает.Пока буду считать стоимость запчастей и искать СТО, которая сможет это все поменять. С последним будет сложнее, так как в Саратове с нормальными станциями плоховато. Сегодня, например, на СТО, которая уже несколько лет специализируется на Фордах, мне сообщили, что движок неремонтируемый, и поршни на нем мне они не смогут поменять.)) Сказали, что это, возможно шестерни. Я не уточнил, какие. Я спорить с мастером не стал, уехал.Если сумма за все составит до 30 т руб, то, думаю, что поменяю поршни. Пробег у меня вроде 50 т км, ремни менять не надо еще, скорее всего, так что список запчастей несколько укорачивается.
goticaТочь в точь звук как у меня ток у меня пробег 87тыков забил ))
samznaiuи сколько уже так стучит? Прогрессирует звук?
rasikНа 2.0 могут заслонки в коллекторе стучать.
rasikА какие могут быть симптомы если стучат.Трубки с клапанов управления посдергивай, которые ближе к разъемам, изменится звук или нет.А так слушать надо, по интернету не слышно. Сервисмены слушали, сказали в порядке, то и забей пока.
Сегодня сосед по работе завел свой 308 пыжик 1.6 автомат после дневного простоя — молотит тоже как дизель, почти как наши фокусы.
goticaПомойму не прогресирует звук а вот раздражение от звука да как в стакане вода капает капает но скоро он переполнится
щяс по мере понижения температуры воздуха прогревается дольше естественно стук дольше слышен ну чем летом например
а так динамика в норме
В любом квалифицированном сервисе вам скажут, что про проблема поршень-палец, как было замечено выше. Можно ездить и ниче особого не будет тыщ до 200-250. Люди ездят и нормально. Я так и продал машину. Особенно влияет на это дело, когда гоняешь на высоких оборотах и преимущественно на АКПП (это и понятно в принципе, разбивает). У меня стучал и на холодную, и на горячую, и новый пока был, и пока 100 т. км. накатал. Звук усилился, но не принципиально сильно. А вообще да, напрягает этот стук.Клапана регулировать бесполезно. Так мне сказали в нескольких сервисах. В 2-х официальных и еще в 2-3 неофициальных (те, кто раньше работал у официала, а сейчас сам на себя). К тому же регулировка — удовольствие дорогое. Рублей под 10 может выйти, в зависимости от кол-ва стаканов клапана, подлежащих замене. Есть люди, которые регулировали и ничего не поменялось. Другое дело капиталка.Её можно сделать. Ремонт рублей 80 выйдет +-. Либо «контрактный» поставить, а точнее из 2-х один собрать.
В общем, такой двигатель стучит и это его особенность или болезнь. Я, конечно, сам в шоке от такого качества ДВС.Если бы не он, то Форд не продал бы..
Меня больше напрягает звук при сбросе газа, когда движок крутится на передаче от набранной скорости, такой тррррррррр. Об этом ранее уже писали.
Масло на детонацию не влияет, бензин-да.
Долго и упорно читал тему, но так и не понял есть или нет гидрики на фф2 1.6?
Машина — ФФ2, 1.6 бензин, Германия.Вопрос такой — есть ли кто-то со Свердловской области? (Екат, Каменск, березовский, Пышма да или вообще откуда то)??Может ли кто то посоветовать хороших ребят или сервис?
Гидрики есть только на ФФ1 на Зетек Рокам 1,6 (Дюратек) и Сплит ПОрт 2,0. На ФФ2 нет гидрокомпенсаторов. (толькона Дизеле))
TuningMasterТолько вскрытие покажет, по описанию косяк поршень-палец.
С чего бы поршень-палец, если пробег всего 81000 км. Машина с 0 так работала, только теперь еще и на прогретую как дизель. Мне кажется, что это что-то с клапанами, т.к. звук легкого характера. Поршень-палец по жестче звучит.
TuningMasterОткрой- проверь, тебе виднее.
Да я че-то не хочу сам лезть. Накосячишь еще. Или это довольно легко?Вчера проверял характер стука и понял, что при наборе оборотов, например, до 2 тысяч стук пропадает, а вот при сбросе газа начинает молотить. Вообще под нагрузкой (когда едешь задом или разгоняешься) стуков не слышно, а вот на ХХ отстукивает. Мишуха, реально открыть и посмотреть клапаны? Где-то можно выдернуть инструкцию по разборке/сборке? Наверное, просто клапанную крышку снять нужно?
Вот прикольно. Пробег 80 т.км. и уже проблемы с ШПГ, вот качество, вот надежность
По хорошему, глянуть бы на клапана. Если клапанную крышку скинуть, то можно ли увидеть что-то? Промерить зазоры и т.д. Все-таки у меня чувство, что стучит седло клапана или что-то в районе коромысла, легкий стук. Поршневой палец бы жестко стучал, я думаю.
TuningMasterСнимается клапанная крышка и меряется зазор.
На выходных займусь. Как сделаю — отпишусь. У кого-то еще есть такие проблемы?
Кстати, кому интересно, записал на аудио («от капота») и видео с тахометром. На аудио вообще страшно звучит, прям стучит жесть!
Звук на диктофоне, записанный у капота: http://rapid.ufanet.ru/8802411
Полно.Поршнекомплекты тут найдешьКапитальный ремонт двигателя HWDB 1,6л. 74kW 100 л.с.
Да фиг с ним. Работает пока, тянет нормально, масло не есть, расход бенза в норме. Если это пальцы, то смысла лезть туда корявыми руками наших «специалистов» не вижу. Если клапана, то это можно сделать.
А вообще качество этих ДВС, я считаю, что низкое, т.к. много жалоб на эти стуки. Ремонтируем ДВСы КАМАЗ и никогда таких проблем не было. А тут сам Генри Форд со своей многолетний историей, а моторы некачественные, стучат, гремят, шумят. Вот блин и иномарка..
TuningMasterСпециалисты разные есть, рано или поздно раздолбит до предела.
Раздолбит — либо новый блок, либо новый ДВС воткнуть туда и не париться. 2,0 л бы засунуть и вообще отлично было бы.Мне кажется, что если влезут, то потом хуже будет. Короче, посмотрим сколько отработает двигатель. Тем более езжу выкручивая до 4-5 тыс. об/мин. На трассе так до красной зоны: 1.6 АТ, обгонять напряг.
У меня тоже есть тактичное цоканье то ли клапана регулировать надо, то ли цепь, . Начну с первого, но пока не нашел четкой инструкции по регулированию клапанов.
А цепь есть? ГРМ что ли? Я че-то не в курсе насчет цепи.Клапана надо регулировать. Явно не палец. Палец бы на блок пробивал. Я в сервис думаю заехать и отрегулировать. Самому лезть опасно). Мне кажется, что долбит либо об седло клапана, либо об коромысло. Вот блин вам и Генри))
Я считаю, что на данный момент можно сделать бюджетно и хорошо машину для миллионного пробега, НО это не выгодно производителям и они подгоняют всё так, чтобы машина ездила 200-300т.км до кап ремонта, причем как правило делать его особо нет смысла и люди пересаживаются на свежие машины. И не надо забывать что Генри Форд сказал, что нужно зарабатывать на запчастях, что явно видно из политики официалов, например предлагают поменять рычаг в сборе за 8 тыщ, когда можно сайлентблок за 1 тысячу взять.
Кстати на БМВ электрические дизельные форсунки служат до 200т.км, а потом за космические деньги их надо менять.
Так, что ситуация с ДВСами и т.д и т.п. это всё выверенная политика производителей, вливающаяся в общие мировые тенденции — «общество потребления». По принципу чем больше «жрешь» и чем больше можешь нагадить безнаказанно, тем ты круче
По этому поводу вчера у меня целая история приключилась:
ВОПРОС: к кому ехать?
Есть такая мысль, но у меня он стучит еще с рождения. Просто щас и на прогретый двигатель, и вообще довольно сильно стал стучать. И второй раз брать Форд, я уже не стану однозначно, принципиально. А про рычаги за 8 т.р. это точно)
Я делаю у официалов и пока претензий по работам еще не было.
Во всяком случае им можно хоть что-то предъявить. Да и вообще вскрытие клапанной крышки и регулировку надо самому контролировать.
TuningMasterУ меня тоже стучит и тоже в правой части двигателя( у меня 1.4), звук более звонкий чем на видео.Стучит уже больше года. Стук слабеет или совсем пропадает после ~2500 об/мин,а при резком сбросе газа стук более сильный.Есть особенность,что если завести холодный двигатель,то стучать начинает секунд через 5-7 примерно. Пробовал менять масло на более вязкое,но эфекта никакого.Мастера (не оф) лазили под клапанную крышку, меряли зазоры, все в пределах нормы.Сказали,что может это еще и распредвал.
Блин, вот фигня то! Все равно клапаны надо мне глянуть. У меня вообще возникает такое чувство, что где-то внутри что-то болтается) Кстати, кто знает где производится сборка ДВС? Во Всеволжске или они туда готовые приходят? Судя по качеству — Всеволжск
Куда-то пропало сообщение)
Я всегда лил Формулу 5W. Стучит постоянно. Кстати, компенсаторов на ФФ 2 нет))
А у меня такая же я так понял беда.FF2 20061,6115лспробег 90что и кто делал до этого не знаю. машина досталась на 80ти тыщах. и работало нормально до смены масла.масло влил такое же какое и было влито. форуму фордовскую.
До смены масла данного стука не было, стука или звука. Был только стрекот муфт VCT. Масло было родная формула, влил тоже самое. стрекот муфты исчез.Зато появился данный звук, перед тем как ехать на сто итп хотелось бы узнать ваше мнение. Товарищ говорит компенсаторы или что то в этом роде.Не хотелось бы что бы на сто бартонули как обычно)Хы, а звук как не ФФ а трактор в поле ))) по пахоте ездящий ))) ну это я прям под капотом записывал.Запись что то не вставляется корректноhttp://disk.tom.ru/jpbgj3v
В сервис в данный момент не могу поехать, нет времени с работой. планирую через месяц. проезжу я мес с таким, или это может повлечь за собой вытекающие последствия?Прогретая холодная нет разницы, стук данный только на малых оборотах.
пробег 65 000 ,масло поменял после появления стука ,5W30
У вас стук? как стук клапанов типа того? или стрекот несколько секунд когда заведете? если стрекот то это муфта VCT.У меня после смены масла стрекот пропал, но появился стук как на ВАЗ стук клапанов, цок цок цок, на малых оборотах, а когда даешь газу цокот вроде как исчезает. Хотелось бы узнать что за стук, и чем грозит, перед поездкой на диагностику, а то там напишу Энную сумму что бы раздуть работы.
Свист и гул
Свист ремней навесного оборудования обычно связан с их натяжением и чаще всего проявляется в непрогретом авто либо при резком нажатии на педаль газа. Если установлены ремни с натяжителями на роликах, то проблема решается заменой этих деталей. Чем может быть опасна езда на новом или бу автомобиле со свистом? Если ремень вращает насос ГУРа, генератор, компрессор кондиционера, то при обрыве ремня авто останется без ГУРа, аккумулятора и системы отопления/охлаждения соответственно. При этом можно будет добраться до сервиса или до дома, зарядки хорошей батареи хватит примерно на 50 км. Если ремнём приводится в действие помпа охлаждения, то не следует ехать на неисправном авто. Устранение последствий перегрева ДВС стоит дорого.
Одна из причин писка, похрустывания и гула — износ подшипников генератора. В этом случае потребуется их замена, поскольку нагрузка на ремень возрастает, и его натяжения становится недостаточно.
Не стоит затягивать ремонтные работы. Если свист слышен регулярно, значит, начался износ ремня. А в некоторых моделях авто — ремни навесного оборудования и ГРМ расположены близко друг от друга, и обрыв одного из них с большой долей вероятности может привести к обрыву второго.
Шумы в газораспределительном механизме
Опасность для двигателя представляет также стук клапана. Подобная неисправность может возникнуть как в ДВС с гидрокомпенсаторами, так и с механическим приводом клапанов. Для устранения неисправности, когда гидрокомпенсатор не держит давления масла, пробуют после снятия детали выполнить промывку. Однако такая операция далеко не всегда обеспечивает нужный результат. Поэтому многие автовладельцы предпочитают выполнить замену гидравлических толкателей, а не заниматься их ремонтом.
Регулировка клапана – это первоочередная операция при эксплуатации автомобиля с двигателем с механическим клапанным приводом в случаях появления стука клапанов. С учетом особенностей конструкции механизма регулировка может быть выполнена различными способами.
Возможные причины появления стука клапанов:
Причиной шума в ГРМ может также стать цепь механизма или натяжные ролики.
Необходимо сразу проверить уровень моторного масла при возникновении стуков.
При нормальном уровне масла выполняется диагностика для локализации неисправности. Необходимо исключить стуки в топливной аппаратуре, шкивах навесного оборудования, приводах. Затем требуется определить характер стука и проверить его (возможное) усиление под нагрузкой. Локализация стука в кривошипно-шатунном механизме или в цилиндропоршневой группе наиболее вероятно при усилении стука с увеличением нагрузки на двигатель.
Локализация в газораспределительном механизме наиболее вероятна при различии частоты стука в два раза о частоты вращения коленчатого вала. Примечание: частота вращения коленвала в два раза больше частоты вращения распредвала. При прогреве мотора стук усиливается, потому что происходит увеличение зазоров клапанного механизма под воздействием растущей температуры.
Стук ГРМ, как правило, не зависит от режима работы двигателя. Только гидрокомпенсаторы могут более интенсивно стучать при работе ДВС под нагрузкой.
Что-то трещит
Если в процессе работы машина шумно трещит, то дело может быть в неисправном фазорегуляторе. Это проблемное место у разных моделей автомобиля «Тойота», а также у «Рено» с 1,6-литровым движком на 113 лошадиных сил. Помимо треска, симптомами неисправности могут быть нестабильные обороты при прогреве и отсутствие тяги в определённом диапазоне.
Как устранить проблему? Это зависит от особенной ДВС. Если причина в клапане фазовращателя, то можно попробовать заменить масло на более качественное и рекомендованное производителем авто. Помочь может замена датчика положения распредвалов (иногда его называют датчиком фаз). Но перед покупкой этой довольно дорогой детали, проведите диагностику в хорошем автосервисе.
Растянутая цепь тоже может быть причиной трескотни, рыка или гула. Обычно до появления этой неисправности автомобили проходят до 200 тысяч км пробега, но случаются и исключения, когда услышать «предсмертную песнь» цепи можно в любой момент. О поломке должна сообщить загоревшаяся лампочка Check engine. Если пробег небольшой, то проблема скорее всего в натяжителе, который нужно поменять.
Стук поршней
Детали цилиндропоршневой группы при эксплуатации ТС подвержены износу. Так, различные шумы могут появиться при увеличении зазора (0,3-0,4 мм) между поршнем и цилиндром. Неисправность также может возникнуть по причине нарушения правил эксплуатации автомобиля – перегрев мотора.
Глухой звук, который можно сравнить с постукиванием по глиняной посуде, говорит о появившейся проблеме в блоке цилиндров. Посторонние шумы в некоторых случаях могут сопровождаться щелчками.
Расширение поршня при нагреве мотора обычно приводит к тому, что стук пропадает. Значительно чаще стук возникает при запуске холодного двигателя, при работе ДВС на малых оборотах или при резком сбросе газа во время движения.
Стук поршневых пальцев отличается высоким и звонким тоном, с характерным металлическим звучанием. Такой стук хорошо слышен при нажатии на педаль газа при ускорении или при сбросе газа, и раздается он из блока цилиндров. Как правило возникает из-за зазора в 0,1 мм.
Неисправность также можно определить, выкручивая свечи зажигания. При снятой свече топливо в цилиндре не сгорает, нагрузки на поршень отсутствуют. Но аналогичный стук может возникнуть при использовании топлива, не соответствующего вашему типу мотора. Происходит так называемая детонация.
Еще одна причина может заключаться в больших нагрузках на двигатель, например, при подъеме в гору на повышенной передаче, при этом обороты коленвала остаются низкими.
Диагностика стука в двигателе
В случае обнаружения стука в моторе проводится диагностика, основанная на нескольких критериях.
Стук в моторе напрямую связан с работой коленчатого вала, который регулирует обороты двигателя. Следовательно, чем выше скорость вращения коленвала, тем чаще можно услышать стук. Интенсивность этого звука может меняться в зависимости от условий эксплуатации двигателя. Важно правильно определить связь между увеличением оборотов двигателя и усилением стука.
В процессе диагностики также важно определить, при каких условиях работа двигателя сопровождается более громким стуком. Иногда это может происходить при высокой температуре в системе (когда моторное масло становится наиболее жидким и увеличивается в объеме), и силовая установка начинает стучать сильнее. В других случаях стук слышен только при холодном двигателе и исчезает после его прогрева, либо становится почти незаметным.
Стук вкладышей коленвала
В районе картера двигателя может появиться чуть приглушенный металлический шум, вызванный изношенностью подшипников коленвала. Замечается он:
Еще одна причина возникновения такого приглушенного металлического звука может заключаться в использовании моторного масла низкого качества. В подобных случаях требуется срочно заменить масло и промыть систему смазки.
Стук вкладышей шатунов
Из всех возможных шумов в двигателе стуки шатунных вкладышей считаются очень опасными по причине возможного риска заклинивания ДВС, поэтому эксплуатация автомобиля запрещена.
Срочный ремонт требуется при возрастании интенсивности звука, сопровождающего изменением оборотов коленвала. Опытные водители знают, что при появлении таких звуков двигатель необходимо незамедлительно заглушить и не запускать его до проведения капитального ремонта.
Дальнейшая эксплуатация ТС без капремонта с подобной неисправностью приводит к деформированию коленвала, которую устранить шлифовкой уже не получится, потребуется менять коленчатый вал на новый. Продолжение использования автомобиля со стучащими шатунными вкладышами гарантированно ведет к отрыву крышки от шатуна, пробитию блока цилиндров, и в результате потребуется замена всего двигателя.
Отличительная черта стука шатунных шеек ― резкий металлический звук. Особенно хорошо заметен при резком открытии дроссельной заслонки. Как правило, он сопровождается падением давления масла. Достаточно всего 15 минут при отсутствии давления в системе смазки, чтобы коленчатый вал заклинило. Двигатель будет полностью выведен из строя при продолжении эксплуатации автомобиля со стуком вкладышей шатунов через 100 км (порой хватает 50 км).
Стук коренных шеек коленчатого вала отличается более низким тоном, при этом по двигателю проходит вибрация. Возможные причины:
Опасность дальнейшей эксплуатации автомобиля с изношенными коренными шейками коленвала меньше в сравнении со стуком шатунных подшипников. Однако и в данном случае не рекомендуется продолжать использовать ТС. Финансовые затраты автовладельца будут меньше, если сразу отправить автомобиль в ремонт.
Что-то стучит
Стук из-под капота может быть разной интенсивности. Если износились две детали ГРМ, изготовленные из твёрдого материала, то мотор может издавать равномерный стук долгое время. Если износились мягкие элементы, работающие в паре с подшипниками распредвала, коренного или шатунного вкладыша, то стучащий звук будет быстро нарастать. Перечислим несколько возможных причин неисправностей:
Рекомендации, как ремонтировать двигатель
Если у вас возник заметный стук в двигателе, первым делом стоит проверить уровень масла в моторе, поскольку снижение его уровня может повлечь неправильную работу всей системы двигателя внутреннего сгорания. Если уровень масла находится в норме, следующим шагом будет определение местоположения этого стука. В этой ситуации важно убедиться в исправности следующих элементов:
Далее, следующим этапом будет выявление характерных особенностей стука. Если стук проявляется более интенсивно при высокой нагрузке на двигатель, это может указывать на неисправности в кривошипно-шатунном механизме или в группе цилиндра и поршней.
Если частота стука не совпадает с частотой вращения коленчатого вала (отличается примерно в 2 раза), то возможные проблемы могут быть связаны с системой газораспределения. Это объясняется тем, что скорость вращения коленвала вдвое выше, чем скорость вращения распределительного вала. В некоторых случаях стук может возникать под нагрузкой из-за проблем с гидрокомпенсаторами.
Также следует учитывать, что усиление стука может происходить при нагреве и расширении моторного масла, что может свидетельствовать о проблемах с подшипниками механизма газораспределения.
Заключение
Любая поломка ДВС опасна. Если механизм заклинит, ремонт обойдётся в несколько раз дороже. В худших случаях мотор меняют в сборе, затрачивая до 50–70% стоимости автомобиля.
Когда вы услышали, что стучит двигатель, нужно сразу же найти место, откуда доносятся шумы. Если их издаёт верхняя часть движка, то можно добраться до СТО своим ходом. Но затягивать с ремонтом нельзя — чем дольше вы ждёте, тем выше стоимость работ. Самые опасные стуки доносятся из нижней части ДВС. Услышав их, немедленно заглушите авто. Добираться до места ремонта придётся на буксире или на эвакуаторе.
Некоторые проблемы удаётся решить «малой кровью». Например, при доливе масла до рекомендованного уровня пропадают стуки коленвала и гидрокомпенсаторов. Но езда на «сухом» движке могла повредить некоторые узлы. Лучше выделить время и посетить СТО для диагностики. В большинстве случаев мастер выявит скрытые проблемы. Ремонт на этом этапе потребует меньше времени и денежных затрат.
Специалисты Трейд-ин Кунцево напоминают: при покупке автомобиля с пробегом обязательно проверяйте его техническое состояние в специализированных сервисах, это поможет избежать большого количества проблем в будущем.
Стук и шумы в ДВС — повод обратиться за диагностикой к проверенному автосервису. Если затягивать проблему, есть шанс выхода из строя отдельных деталей или движка целиком. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем дешевле обойдётся исправление проблемы.