ОКБ ДВИГАТЕЛЬ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Интегрированная структура,
специализирующаяся на разработке, производстве
и сервисном обслуживании
газотурбинных двигателей

Предприятием создано 18 базовых и 44 модификации газотурбинных двигателей. На самолетах с этими двигателями установлено более 100 мировых рекордов.

В разные годы Запорожским ОКБ руководили выдающиеся отечественные конструкторы авиадвигателей:

Содержание

ОДК начал серийно «выращивать» детали экологичных камер сгорания для индустриальных двигателей

Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) внедрила комплексную технологию аддитивного производства на предприятии ОДК-Кузнецов. На текущий момент освоена печать деталей малоэмиссионной камеры сгорания (МЭКС) индустриального двигателя НК-36СТ. « Выращенные» комплектующие уже прошли испытания и запущены в серию.

06.02.2024
#ОДК

На ОДК-Кузнецов объединили конструкторское и технологическое проектирование с помощью отечественного ПО

Проект цифровизации технологической подготовки производства самарского предприятия ОДК-Кузнецов (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) получил премию в сфере цифровизации «КулибИТ-2023» в номинации «Лучший ИТ-проект в области основных бизнес-процессов». Решение на основе отечественного ПО позволило объединить процессы конструкторского и технологического проектирования в единой среде.

05.02.2024
#ОДК

ОДК построит в Перми новый корпус для производства агрегатов для ПД-8 и ПД-14

Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) в этом году начнет строительство в Перми на предприятии ОДК-СТАР новой производственно-испытательной базы для выпуска агрегатов авиационных двигателей. Комплекс площадью 17 тысяч квадратных метров будет изготавливать электронные агрегаты для силовых установок ПД-8, ПД-14 и ПС-90А.

5 мая 1945 года приказом № 193с Народного комиссара авиационной промышленности СССР А. И. Шахурина на авиационном заводе № 478 в г. Запорожье Украинской ССР было создано серийное конструкторское бюро (СКБ). С КБ создавалось как предприятие при заводе, в ведении 8-го Главного управления Наркомата авиационной промышленности (ГУ НКАП). Цель создания данного конструкторского бюро — доводка и освоение в производстве авиационного мотора М-88Б. Основу коллектива нового СКБ составляли специалисты моторного завода № 478. Численность персонала — 57 человек.

В 1946 году, по приказу № 414сс от 1.07.1946 года, на базе СКБ было создано опытное КБ (ОКБ-478) по поршневым моторам средней мощности. Тогда же начальником ОКБ был назначен кадровый конструктор завода А. Г. Ивченко (с 1963 г. ставший генеральным конструктором предприятия). После 1948 года всем созданным в КБ двигателям присваивалось наименование «АИ» (Александр Ивченко).

С марта 1946 года ОКБ-478 — в ведении 8-го ГУ Министерства авиационной промышленности СССР.

ОКБ до 1953 года занималось поршневыми авиадвигателями, затем передав все свои наработки в Воронеж, переквалифицировалась только на разработку ТВД и ТРД.

В соответствии с постановлением Правительства СССР от 30.11.1955 года: «О создании 4-моторного пассажирского самолета и двигателя для него» в ОКБ-478 началась разработка турбовинтового двигателя АИ-20 для Ил-18.

В соответствии с постановлением СМ СССР № 1417-656 от 18.12.1957 г. по пр. Г КАТ № 5сс от 31.12.1957 г. задана разработка нового двигателя для создаваемого пассажирского самолёта Ан-24, со сроком предъявления на 200-часовые госиспытания во 2-м квартале 1959 год.

По приказу № 20сс от 21.01.1958 года ОКБ было передано в ведение 3-го Управления ГКАТ.

В 1959 году ОКБ-478 было выделено из завода в самостоятельное предприятие.

В 1964 году был образован филиал ОКБ в г. Воронеже, вскоре ставший самостоятельной организацией — ОКБ-254 (для переписки — п/я 100).

В 1966 году ОКБ—478 было переименовано в Запорожское машиностроительное конструкторское бюро (ЗМКБ) «Прогресс» Министерства авиационной промышленности СССР (предприятие п/я 57)

В 1972 году численность персонала предприятия — 3100 человек.

В соответствии с ПСМ № 109-38 от 4.02.1975 г. и по пр. № 141сс от 7.04.1975 г. К Б было поручено создание двигателя Д-136 для вертолета Ми-26, со сроком предъявления на 300-часовые госиспытания в 1-м квартале 1976 года.

С 1984 по 1987 год Запорожское машиностроительное КБ (ЗМКБ) «Прогресс» в открытой переписке именовалось как «Предприятие Г-4561».

В соответствии с ПСМ № 1254 от 8.12.1990 г. КБ требовалось изготовить в период 1991-95 гг. 7 модифицированных двигателей Д-436Т для создаваемого самолёта Бе-200.

В 2007 году предприятие вошло в состав концерна «Авиация Украины».

Основные даты истории АМНТК «Союз»

Основание предприятия под руководством А. А. Микулина. 1943 — 1944Работы по поршневой тематике (двигатели АМ-39 и другие). Переход на газотурбинную тематику. Создание первого турбореактивного двигателя предприятия – АМТКРД-01 с тягой 3300 кг (в 1946 году – первый горячий запуск). Строительство испытательной станции. Начало серийного производства двигателя АМ-3. Начало серийного производства двигателя АМ-5. Начало серийного производства двигателя РД-9Б. руководителем предприятия назначен С. К. Туманский. Начало строительства испытательного комплекса в Тураево под Москвой. Начало серийного производства двигателя Р11-300. Начало серийного производства двигателя Р15Б-300. Руководителем предприятия назначен О. Н. Фаворский. Начало серийного производства подъемно-маршевого двигателя Р27В-300 (для дозвукового самолета вертикальных взлета и посадки Як-38). Летные конструкторские испытания турбовального двигателя ТВ-0-100 (для вертолета Ка-126), изготовление и доводка которого производились совместно с Омским МКБ. Первые испытательные полеты сверхзвукового самолета вертикальных взлета и посадки Як-141 с подъемно-маршевым двигателем Р79В-300. Руководителем предприятия назначен В. К. Кобченко. Учреждено Открытое акционерное общество «АМНТК «Союз». Генеральным директором ОАО «АМНТК «Союз» становится Мкртич Окроевич Окроян. Начало реорганизации предприятия. Начало разработки энергоустановки ГТЭ-30-300 мощностью 30 МВт на базе узлов двигателя Р79В-300.

Под руководством М. О. Окроян создан и испытан демонстратор энергоустановки ГТЭ-30-300 мощностью 30 МВт Генеральным директором предприятия назначен Н. Н. Яковлев. Контроль и управление научно-технической деятельностью предприятия поручены А. Н. Наумову. Испытания демонстратора энергоустановки мощностью 300 кВт. Генеральным директором предприятия назначен Л. Н. Шведов. Заключение контракта с иностранным заказчиком на разработку демонстрационного двигателя Р127Д-300. Руководителем проекта назначен А. Н. Наумов. Разработан эскизный проект двигателя Р127Д-300 (выполнен 1-ый этап работ по контракту). Генеральным конструктором ОАО АМНТК «Союз» назначен А. Н. Наумов. Начало проектирования газотурбинного привода ГТП-0,7-300. Начало разработки рабочего проекта двигателя Р127Д-300. Начало разработки рабочего проекта двигателя Р127Д-300.2014 г. – Генеральным директором предприятия назначен М. А. Еленевский. Разработка концепции создания на базе единого газогенератора Р179-300 двигателя для различных типов летательных аппаратов мощностью 20-30 т.с. Разработка эскизного проекта двигателя Р579-300 для СВВП тягой в 20 т.с. Оптимизация КВД двигателя Р579-300 с целью повышения КПД и сокращения количества ступеней для СПС. Разработка энергоустановок с использованием высокооборотного электрогенератора мощностью от 200 до 1200 кВт. Разработка эскизного проекта двигателя для самолетов гражданской и транспортной авиации на базе двигателя Р126-300. Участие в Международном Авиа-Космическом салоне МАКС-2019 с представлением демонстратора Газотурбинного электрогенератора. Подготовка испытательной базы к сертификации в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 0008-002-2013 и ГОСТ Р 8.568-97 Разработка технологических предложений по созданию силовой установки для СВВП нового поколения. Генеральным директором ОАО «АМНТК «Союз» назначен Василий Юрьевич Критский Генеральным конструктором ОАО «АМНТК «Союз» назначен Мкртич Окроевич Окроян

В 1946 году в ОКБ был создан двигатель М-26ГР (геликоптерный, редукторный) мощностью 500 л. с. Это был первый в мире поршневой двигатель воздушного охлаждения, специально предназначенный для вертолётов. Двигателю присваивается индекс «АИ» (Александр Ивченко) — АИ-26ГР.

Опытный АИ-26ГР и его модификации: АИ-26ГРФ мощностью 550 л. с., АИ-26ГРФЛ мощностью 575 л. с. устанавливались на вертолёты Г-4, Б-5, Б-9, Б-10, Б-11 И. П. Братухина и Як-100 А. С. Яковлева. Всего было изготовлено около 1300 двигателей АИ-26.

Большинство первых советских опытных и серийных вертолётов оснащалось вертолётными поршневыми моторами, спроектированными в Запорожском ОКБ-478.

Основная статья: АИ-10

Начиная с 1947 года в ОКБ приступили к опытным работам по созданию лёгкого мотора АИ-10 мощностью 80 л. с. (5-цилиндровая звезда воздушного охлаждения) для учебно-спортивного самолёта Як-20. Было построено только два опытных самолёта.

В 1948 году разработан АИ-4Г мощностью 55 л. с. для корабельных вертолётов связи и наблюдения Ка-10. Двигатели выпускались малой серией.

Основная статья: АИ-14

В этом же году создан уникальный двигатель АИ-14. Его самолётный вариант АИ-14Р — 9-цилиндровая звезда воздушного охлаждения с нагнетателем и редуктором мощностью 265 л. с. устанавливался на различные модификации Як-12 и Як-18. Самолёты имели как учебно-тренировочное, так и боевое применение, их серийно выпущено более 12000 в СССР, Польше, Китае. Также этот мотор устанавливался и на самолёт короткого взлёта и посадки Ан-14 «Пчёлка». И по сегодняшний день под маркой М-14 двигатели семейства АИ-14 применяются на лёгких учебно-тренировочных, спортивно-пилотажных, административных и сельскохозяйственных самолётах КБ имени А. С. Яковлева и КБ имени П. О. Сухого и эксплуатируются во многих странах мира. Модификации АИ-14В мощностью от 255 до 280 л. с. устанавливались на корабельные многоцелевые вертолёты Камова Ка-15 и Ка-18. Всего изготовлено 465 вертолётов.

Особо плодотворной была работа с конструкторским бюро М. Л. Миля. В сжатые сроки был построен и испытан вертолёт Ми-1 с двигателем АИ-26В мощностью 575 л. с., разработанный в 1953 году. Вертолёт имел более десятка модификаций и имел широкое как гражданское, так и военное применение. Строился в двух странах: СССР и Польше общим количеством 2700 единиц.

Основная статья: ТС-12

С 1953 года ОКБ начинает работы по созданию газотурбинных двигателей. Первой работой в этом направлении была разработка мощного турбостартера ТС-12 для турбовинтового двигателя (ТВД) НК-12, который создавался на Государственном союзном опытном заводе № 276 под руководством Н. Д. Кузнецова. Ими оснащались пассажирские Ту-114 и самолёты военного назначения Ан-22, Ту-95, Ту-126, Ту-142.

Основная статья: ТВ-2Т

Для приобретения опыта по разработке и доводке ГТД из ОКБ Н. Д. Кузнецова был передан ТВД ТВ-2Ф и его документация. В 1954 году на его базе в ОКБ создана модификация ТВ-2Т с максимальной мощностью 6250 э.л. с. для прототипа транспортного самолёта Ан-8 (П). Изготовлена опытная партия — 7 двигателей.
В 1955 году на предприятии разработана ещё одна модификация — ТВ-2ВК с максимальной мощностью 5900 э.л.с с оригинальным редуктором для привода подъёмных и тяговых винтов самого большого в мире винтокрыла Ка-22 конструкции Н. И. Камова. На этом опытном винтокрыле установлены мировые рекорды скоростей и высоты полёта. Двигатели были установлены на первом экземпляре Ка-22.

В 1957 году успешно прошёл государственные испытания одновальный ТВД АИ-20. Двигатель простой по конструкции, технологичный и недорогой в производстве, с высокой эксплуатационной надёжностью. Это первый отечественный ГТД с большим ресурсом. Долгие годы его модификации АИ-20А (четырёх серий), АИ-20Д (пяти серий), АИ-20К, АИ-20М мощностью от 4000 до 5250 э.л. с. успешно эксплуатировались на пассажирских самолётах Ан-10, Ил-18 и самолётах ВВС — Ан-8, Ил-20, Ил-22. Они и сегодня продолжают эксплуатироваться на Ан-12, Ан-32, Бе-12, Ил-38. В процессе эксплуатации на АИ-20М достигнут межремонтный ресурс 8000 часов, назначенный — 22000 часов. Всего было изготовлено около 14000 АИ-20 всех модификаций.

Основная статья: АИ-7

В 1957 году для экспериментального вертолёта В-7(Ми-7) был создан ТРД АИ-7 с максимальной тягой 60 кгс. Два двигателя устанавливались на концы двухлопастного винта и винт раскручивался их реактивной тягой. В 1959 году работы по созданию АИ-7 прекращены в связи с закрытием темы по вертолёту В-7.

Основная статья: АИ-24

В 1958 году разработан ТВД АИ-24 мощностью 2550 э.л. с., в основу которого был положен опыт конструирования ТВД АИ-20 и использован прогрессивный метод моделирования. Его модификации эксплуатируются на пассажирских самолётах Ан-24 и специального назначения Ан-26, Ан-30. Всего было выпущено 11750 двигателей АИ-24.

Основная статья: АИ-25

С начала 1960-х годов ОКБ ведёт разработку двухконтурных ГТД. Двухвальный ТРДД АИ-25 максимальной тягой 1500 кгс для пассажирского самолёта Як-40 был создан в 1965 году. Он также эксплуатировался на сельскохозяйственном самолёте М-15 (Польша). Серийно выпущено 6325 двигателей. Для выпускаемого в Чехии УТС L-39 в 1973 году была создана модификация АИ-25ТЛ с тягой 1720 кгс. Двигатель разработан на базе ТРДД АИ-25 с удлинённой выхлопной трубой, охлаждаемыми рабочими лопатки ТВД и маслосистемой, обеспечивающей работу подшипников в условиях перевёрнутого полёта. Серийно выпущено более 5000 двигателей. На сегодняшний день около 2650 АИ-25ТЛ эксплуатируются в 37 странах мира и имеют как учебно-тренировочное, так и боевое применение. Модификация двигателя АИ-25ТЛ 300.11 используется на беспилотных летательных аппаратах, АИ-25ТЛК устанавливается на китайский УТС JL-8.

Основная статья: Д-36

В 1971 году для пассажирского самолёта Як-42 спроектирован первый в СССР ТРДД с большой степенью двухконтурности Д-36, его максимальная тяга 6500 кгс. Конструкция двигателя также впервые в СССР выполнена по трёхвальной схеме с широким применением титана и прогрессивных конструкторских, технологических и металлургических новинок. Впервые в отечественном двигателестроении двигатель выполнен по модульной схеме. Модификации этого двигателя успешно эксплуатируются на военно-транспортных и многоцелевых самолётах Ан-72, Ан-74, а также на пассажирском Ан-74ТК-300. Серийно изготовлено около 1700 двигателей и в настоящий момент в эксплуатации находятся свыше 700 двигателей.

Основная статья: Д-136

В середине 1970-х годов на базе Д-36 был создан турбовальный двигатель Д-136 мощностью 11 400 л. с. для самого грузоподъёмного в мире военно-транспортного вертолёта Ми-26. Изготовлено 945 двигателей и в эксплуатации находится 400 двигателей.

Основная статья: ДВ-2

В рамках военно-технического сотрудничества стран-членов СЭВ в 1984 году спроектирован новый ТРДД ДВ-2 максимальной тягой 2200 кгс для УТС L-59 чешского производства. С 1991 года двигатель серийно выпускается в Словакии.

Основная статья: Д-18Т

В первой половине 1980-х годов основные усилия предприятия были направлены на создание ТРДД сверхвысокой тяги для стратегического военно-транспортного самолёта Ан-124 «Руслан». Был создан мощный, высокоэффективный двигатель Д-18Т с тягой 23430 кгс. Он также установлен и на «Ан-225». В 1984 году двигатель был освоен в производстве на ОАО «Мотор Сич». Серийно изготовлен 251 двигатель, в эксплуатации находится 175.

Основная статья: Д-436

Семейство авиационных двигателей, созданных на основе Д-36. Предназначены для пассажирских и транспортных самолётов малой и средней дальности полёта (Ту-334, Ан-148, Ан-158, Бе-200).

Турбовентиляторные (турбореактивные двухконтурные)

  • АИ-8
  • АИ-9

Другие разработки предприятия

Открытое акционерное общество Авиамоторный научно-технический комплекс «Союз» (ОАО АМНТК «Союз») создано по Постановлению Государственного Комитета Обороны № 2916 от 18 февраля 1943 года. Приказом Наркома Авиационной промышленности СССР № 118 от 25.02.1943 года предприятию было присвоено наименование Опытный завод № 300. .

Основателем и первым руководителем завода был А. А. Микулин, который смог убедить высшее руководство в необходимости создания первого в стране опытного авиационного завода «для,- как говорилось в Постановлении ГКО, — обеспечения опытных конструкторских и экспериментальных работ по созданию авиационных двигателей».

При А. А. Микулине были созданы турбореактивные двигатели мирового уровня: АМ-3 (для самолетов Ту-16, М-4, Ту-104), АМ-5 (для Як-25), РД-9Б (АМ-9) (для МиГ-19), Р11-300 (АМ-11) (для Миг-21, доводка двигателя происходила при С. К. Туманском). В дальнейшем были созданы двигатели Р15Б-300 (для МиГ-25), Р79В-300 (для Як-141) и другие. Все перечисленные двигатели на момент создания были лучшими в мире.

Создано 18 базовых двигателей.

Создано 44 модификации газотурбинных двигателей.

АМНТК «Союз», по существу, стал родоначальником нескольких авиадвигательных КБ, делегировав своих специалистов для консультации, организации и укрепления этих КБ. Это Тушинское и Тураевское МКБ «Союз», Уфимское (ОКБ-26) и Казанское (ОКБ-16) КБ, которые затем стали самостоятельными.

В настоящее время деятельность АМНТК «Союз» сосредотачивается на двух основных направлениях:
— разработка газотурбинных приводов для электрогенераторов и газоперекачивающих насосов и разработка энергоустановок на их основе.
— разработка турбореактивных двигателей для летательных аппаратов.

В частности, ведется проектирование демонстрационного двухконтурного турбореактивного двигателя Р127Д-300 гражданского применения взлетной тягой 890 кг и газотурбинного привода ГТП-0,7-300 мощностью 700 кВт.
Кроме того, проводятся различные работы по конструкторскому сопровождению серийного изготовления и расширения функциональных возможностей. Продолжаются работы по энергоустановкам мощностью 30 и 0,3 МВт.

Научно-техническая и трудовая деятельность коллектива АМНТК «Союз» отмечена награждением предприятия орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Трем сотрудникам предприятия присвоено звание Героя Социалистического Труда, 10 сотрудников стали лауреатами Ленинской премии, 12 – Государственной премии, 3 человека стали академиками, 1 – членом-корреспондентом РАН (впоследствии – академиком), 16 человек – докторами и свыше 50 — кандидатами наук.

Новости ОДК

08.02.2024
#ОДК

Прогресс (конструкторское бюро)

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 сентября 2023 года; проверки требуют 5 правок.

Памятник А. Г. Ивченко рядом с ЗМКБ «Прогресс»

Новости/публикации


ОКБ ДВИГАТЕЛЬ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Уважаемые клиенты и партнёры!

От имени Авиамоторного научно-технического комплекса «Союз» мы хотим поздравить вас с наступающим Новым 2024 годом!
Хотим пожелать вам успехов, процветания и стабильности в вашей деятельности. Мы ценим наше сотрудничество и надеемся на его дальнейшее развитие и укрепление. Мы гордимся тем, что наши газотурбинные двигатели отвечают самым высоким требованиям качества, надёжности и эффективности, и мы постоянно работаем над их совершенствованием и инновациями. Мы уверены, что вместе мы сможем достичь новых высот и реализовать самые амбициозные проекты.

Желаем вам крепкого здоровья, счастья и благополучия в Новом году!


ОКБ ДВИГАТЕЛЬ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

ОАО «Авиамоторный научно-технический комплекс “Союз” активно работает над созданием современного конструкторского бюро на своей территории, сохраняя традиции конструирования и обеспечивая развитие двигателестроительной отрасли.

А еще интересно:  Нива777. Ремонт и тюнинг Нива, Лада Нива Легенд, Шевроле Нива, Лада Нива Травел. Отзывы о Нива777
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *