ДИСТАНЦИОННЫЙ ДЕТЕКТОР ПРЕДАВАРИЙНОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА

Например, год назад это был монитор автомобильного аккумулятора через Bluetooth – за собственные деньги.


ДИСТАНЦИОННЫЙ ДЕТЕКТОР ПРЕДАВАРИЙНОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА

Всем хорош оказался прибор. Сверхнизкий потребляемый ток – до 1 мА, во время стоянки или движения — вывод на смартфон по каналу блютуз текущего напряжения на клеммах аккумулятора, регистрация просадки напряжения во время включения стартера при заводке двигателя, уведомление о ненормальных параметрах аккумулятора. Соответствующие скриншоты представлены ниже.


ДИСТАНЦИОННЫЙ ДЕТЕКТОР ПРЕДАВАРИЙНОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА

Столь пристальное внимание, уделяемое автомобилистами аккумулятору, вполне объяснимо. При хорошем обслуживании аккумулятор может прослужить до 10 лет, а при небрежном к нему отношении уже через год-два эксплуатации может создавать трудности при запуске двигателя. На моей предыдущей до обновления машине аккумулятор через 7 лет эксплуатации оставался вполне работоспособным, но ушел к другому владельцу вместе с машиной при замене по трейд-ин программе.
Так вот, чтобы автомобиль был готов к использованию в любой необходимый момент времени, достаточно следить и не допускать уменьшения текущей остаточной емкости аккумулятора ниже уровня 50 % от номинальной. Такие сведения можно увидеть на представленной таблице.


ДИСТАНЦИОННЫЙ ДЕТЕКТОР ПРЕДАВАРИЙНОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА

Поскольку к гаражу подведена постоянная сеть электроснабжения, в этом году я решил в некоторой степени автоматизировать процесс зарядки, для чего приобрел умную GSM розетку SimPal-T4, показанную на рисунке.


ДИСТАНЦИОННЫЙ ДЕТЕКТОР ПРЕДАВАРИЙНОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА

ДИСТАНЦИОННЫЙ ДЕТЕКТОР ПРЕДАВАРИЙНОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА

Оказывается, в умной розетке для контроля температуры воздуха таки встроен простой терморезистор с двумя выводами, и схематично он показан в верхнем правом углу рисунка. Но это лишь мелкая составная часть более сложного цифрового устройства — термодатчика, управляемого «мастером» из умной розетки по протоколу 1-Wire. Внешний вид термодатчика, использующего для связи штекерный разъем Jack-3,5 мм, иллюстрирует рисунок.


ДИСТАНЦИОННЫЙ ДЕТЕКТОР ПРЕДАВАРИЙНОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА

А поможет мне в аппаратной модернизации розетки, решил я,пороговое устройство КР1171СП64, формирующее предупреждающий сигнал о недопустимом снижении контролируемого напряжения.


ДИСТАНЦИОННЫЙ ДЕТЕКТОР ПРЕДАВАРИЙНОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА

Разумеется, сформировать сигнал – это всего лишь полдела, его необходимо ещё передать в умную розетку. Для этого было использовано реле РЭС55А с показанными ниже установочными и габаритными размерами, а также условным графическим обозначением и назначением выводов.


ДИСТАНЦИОННЫЙ ДЕТЕКТОР ПРЕДАВАРИЙНОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА

При проектировании устройства следует использовать электрические и обмоточные данные, соответствующие примененной модификации (паспорту) реле РС4.569.604.


ДИСТАНЦИОННЫЙ ДЕТЕКТОР ПРЕДАВАРИЙНОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА

Вот теперь можно приступать к проектированию требуемого устройства. Напомним, суть задачи состоит в том, чтобы заставить умную розетку при уменьшении напряжения аккумулятора ниже заданного значения 12,5 В сформировать соответствующее сообщение мне на смартфон. Пусть даже не в автоматическом режиме, а по отдельному запросу. И поможет нам в этом микроконтроллер умной розетки, которой практически к любому сообщению прикладывает сведения о температуре воздуха в месте наблюдения, как это показано на скриншоте смартфона по тексту получаемых СМС.


ДИСТАНЦИОННЫЙ ДЕТЕКТОР ПРЕДАВАРИЙНОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА

Всего лишь достаточно разорвать связь микроконтроллера с термодатчиком, и вместо численных показателей температуры появляются прочерки следующего вида: -С Р. Т.е. когда напряжение аккумулятора превышало 12,5 В, в тексте, как показано в верхней строке, присутствовала температура 6С (шесть градусов Цельсия со знаком плюс Р). А вот когда напряжение снизилось менее заданного значения, в сообщениях вместо температуры пошли сплошные прочерки, и так до тех пор, пока напряжение не возрастет выше 14,5 В. Принципиальная схема устройства, реализующего заданный алгоритм функционирования, приведена ниже.


ДИСТАНЦИОННЫЙ ДЕТЕКТОР ПРЕДАВАРИЙНОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА

Что ещё необходимо отметить, так это отсутствие гистерезиса при переключении реле, что связано с разительным (почти на порядок) отличием напряжения срабатывания реле 2,5 В от напряжения отпускания 0,3 В. В результате характеристика переключения реле приобретает вид, показанный на рисунке.


ДИСТАНЦИОННЫЙ ДЕТЕКТОР ПРЕДАВАРИЙНОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА

Если бы гистерезис отсутствовал, а переключение реле происходило бы лишь при напряжении 12,5 В как при его уменьшении, так и при увеличении, в этом случае на пороге срабатывания наблюдался бы дребезг реле, что приводило бы к невозможности нормального функционирования устройства.
В нашем случае при указанных на схеме параметрах элементов работа проходит безукоризненно. Для исключения отрицательного воздействия на работу устройства электрических помех, наведенных на длинных (около 3 м) проводниках, присоединенных к клеммам аккумулятора, каждый из них выполнен экранированным проводом, оплетка которого соединена с общим заземлением GND, как и штекер Х2.
Моделирование печатной платы устройства выполнено с помощью широко известной компьютерной программы Sprint Layout 6.0. Причем реле с гасящими самоиндукцию в обмотках диодами Д223 применены как готовый отдельный фрагмент печатной платы из-под списанных приборов, к которому пристыкована плата с остальными элементами. Чертеж платы представлен ниже в двух вариантах: в крупном масштабе как монтажная схема с размещенными на ней элементами, и рядом – фотошаблон в натуральную величину (ширина – 19 мм, высота – 20 мм) для изготовления печатной платы.


ДИСТАНЦИОННЫЙ ДЕТЕКТОР ПРЕДАВАРИЙНОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА

И на завершение показа — общий вид (фото) смонтированного устройства со снятой верхней крышкой.


ДИСТАНЦИОННЫЙ ДЕТЕКТОР ПРЕДАВАРИЙНОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА

Корпус устройства изготовлен из двухсторонне фольгированного стеклотекстолита толщиной 1 мм методом пайки по всему периметру прямоугольных стыков боковых поверхностей с дном и крышкой. Габаритные размеры корпуса без учета выступающего штекера Х2 составляют примерно 77х33х22 мм

Форум РадиоКот • Просмотр темы — НАШЁЛ! Денежку или что-то полезное

А еще интересно:  ТОРМОЗНОЙ БАЧОК И ГЛАВНЫЕ ТОРМОЗНЫЕ ЦИЛИНДРЫ 2121 ДЛЯ LADA NIVA 2121 2131 2123
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *