Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Вступление

Генератор – это один из важнейших элементов автомобиля. Именно в нем вырабатывается напряжение необходимое для работы бортовой сети автомобиля, а так же токи для зарядки аккумуляторной батареи.

В данной статье речь пойдет о генераторе автомобиля Шевроле Нива, а именно об его устройстве, замене и т.п. Так же в статье рассказывается о всех типах генератора устанавливаемых на данный автомобиль и приведены артикулы.

Общая характеристика генератора

На автомобилях Шевроле Нива заводом-изготовителем устанавливается генератор переменного тока типа 37.3701 с трехфазной схемой.

Генератор имеет следующие технические характеристики:

  • Максимальный ток при работе двигателя в режиме 5000 оборотов в минуту – 55А;
  • Выходное напряжение – 14,1 В с погрешностью 0,5 В;
  • Максимально допустимая частота вращения – 13000 оборотов в минуту;
  • Отношение числа оборотов двигателя к числу оборотов генератора – 2:2,04.

Основные неисправности генератора

К механическим можно отнести недостаточно натянутый ремень генератора или его обрыв, выход из строя подшипников, износ или повреждение шкива. Диагностировать их не так сложно, ведь состояние ремня и шкива можно оценить визуально. Вышедший из строя подшипник дает посторонние шумы при вращении ротора.

  • Изношены щетки или изношен коллектор. Состояние определяется визуально после демонтажа регулятора напряжения.
  • Обрыв обмотки ротора. Необходимо измерить сопротивление обмотки омметром. При значении «бесконечность» ротор следует заменить.
  • Замыкание обмотки ротора на его корпус.
  • Вышедшие из строя подшипники могут привести к тому, что якорь будет цеплять за обмотку статора. Такой статор со следами биения следует заменить.
  • Обрыв обмотки статора. Необходимо измерить сопротивление каждой обмотки.

Неисправности генератора могут и не сопровождаться горением контрольной лампы. Заметить эту ситуацию можно по теряющему заряд аккумулятору или по изменению яркости головного света при изменении частоты работы двигателя. Обратившись к квалифицированному автоэлектрику, можно существенно сэкономить на ремонте, ведь заменить деталь гораздо дешевле покупки нового генератора.

А еще интересно:  Как заменить форсунки на нива 21214

Замена прокладки ресивера

При повреждении прокладки между фланцами ресивера и впускной трубы не удается добиться нормальной работы двигателя, так как подсасываемый во впускную трубу дополнительный воздух не позволяет системе управления двигателем обеспечить оптимальный состав горючей смеси, требуемый для каждого режима работы двигателя. Если не удается устранить подсос воздуха подтяжкой гаек крепления ресивера к впускной трубе, замените его прокладку.

1 — впускная труба;
2 — форсунка;
3 — болт;
4 — рампа форсунок;
5 — регулятор давления;
6 — вакуумный шланг;
7 — прокладка;
8 — ресивер.

Вам потребуются: ключ «на 13» (удобнее торцовый), отвертка.

1. Снимите предохранительную скобу с сектора дроссельного узла, поддев ее отверткой.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

2. Выньте наконечник троса привода дроссельной заслонки из паза сектора и отсоедините трос от дроссельного узла.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

5. Ослабьте хомут крепления и снимите с патрубка дроссельного узла шланг продувки адсорбера.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

6. Ослабьте хомут крепления и отсоедините от промежуточного кронштейна правую часть воздухоподводящего патрубка.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

10. Отсоедините шланг от регулятора давления топлива.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

11. Ослабьте хомут крепления и снимите шланг вакуумного усилителя тормозов с патрубка ресивера.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

12. Отверните пять гаек крепления ресивера к впускной трубе:

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Заметка
Обратите внимание: под гайками установлены плоские шайбы. Не потеряйте их.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

ЗаметкаОбратите внимание: на шпильках приемной трубы установлена дистанционная проставка. Если вы ее снимали, не забудьте установить на место при установке ресивера.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

17. Установите новую прокладку и все снятые детали и узлы в порядке, обратном снятию. Гайки крепления ресивера затягивайте равномерно крест-накрест моментом, указанным тут.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Стрелкой отмечен ресивер двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123)

Случилась у меня как-то раз история с чисткой дроссельного узла моей ШНивки (Шевроле Нива или ВАЗ-2123). Все почистил замечательно. Уже хотел установить дроссельный узел обратно на ресивер, но невзначай заглянул я в него. Вот что я там увидел

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Данное состояние наверно все же не является нормальным, а поэтому решил я ресивер тоже почистить. Тем более еще осталось немного жидкости для чистки карбюраторов в аэрозольном баллончике.

  • баллончик аэрозоля-очистителя для карбюраторов «Carb & Choke Cleaner» фирмы ABRO;
  • головка на 13 с удлинителем и воротком;
  • крестовая отвертка (отвертка под крестообразный шлиц типа Phillips).

Напомню, перед снятием ресивера я демонтировал с него дроссельный узел (подробно описал в статье «Чистка дроссельного узла двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками»).

Если необходимо просто снять сам ресивер, то при снятии дроссельного узла нет необходимости отсоединять от него шланги. Достаточно просто отвести дроссельный узел немного в сторону, чтоб не мешался.

После этого приступил непосредственно к снятию рессивера.

Первым делом я выдернул тросик привода дроссельной заслонки из кронштейна. Можно было конечно открутить весь кронштейн, но мне показалось легче просто выдернуть сам тросик.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Ослабил, с помощью крестовой отвертки,  хомут крепления шланга вакуумного усилителя тормозов к патрубку ресивера и снял шланг с патрубка.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

На новых машинах хомуты другого типа, они ослабляются плоскогубцами.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

В моем случае, далее я снял шланг газобаллонной системы с вкрученного в ресивер штуцера.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Осторожно снимаем ресивер со шпилек приемной трубы двигателя и отводим его немного вперед. Снимаем тонкий белый шланг регулятора давления топлива. Он одет без хомута.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Чистку ресивера проводил с помощью жидкости из баллончика аэрозоля-очистителя для карбюраторов «Carb & Choke Cleaner» фирмы ABRO. Установил ресивер в срезанную пластиковую канистру и обильно поливал из баллончика. Тщательно пролив во все отверстия и штуцеры. После такой очистки ресивер стал блестеть как новый.

Установку ресивера производил в обратной последовательности. Необходимо надежно одеть все шланги и закрепить их При необходимости поменять прокладку ресивера.

Как узнать, что генератор неисправен

При эксплуатации Нива Шевроле порой возникают определенные трудности и неисправности. В процессе поездки или длительного использования автомобиля возникают различные проблемы, и одна из них – выход из строя генератора.

Диагностировать поломку довольно просто. Существует несколько манипуляций, с помощью которых можно определить необходимость ремонта:

  • Аккумуляторная батарея быстро садится при работающем двигателе.
  • Яркость света уменьшается при увеличении оборотов силового агрегата. В этом случае необходима замена щеток генератора.

Все перечисленные признаки говорят о том, что генератор требуется срочно заменить или отремонтировать.

Проверка и натяжение приводного ремня

Для проверки натяжения нажмите на ремень в сторону. Натяжение ремня считается нормальным, если ремень прогнется на 10 мм при сильном нажатии большим пальцем руки. Если же прогиб больше, ослабьте гайку 6 крепления генератора 4 к натяжной планке 5. Перемещая генератор от двигателя с помощью монтажной лопатки, натяните ремень генератора Шевроле Нива и снова затяните гайку 6.

Через 10 тыс. км. пробега, а в некоторых случаях и раньше, рекомендуется проверить натяжение приводного ремня и при необходимости подтянуть его.

Поломка генератора

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Если генератор выходит из строя на приборной панели автомобиля загорается сигнальная лампа о потере заряда аккумулятора. Так же лампа может загореться из-за обрыва ремня генератора. Диагностировать поломку генератора можно довольно просто достаточно лишь иметь при себе обычный мультиметр.

Проверка генератора

Для проверки генератора понадобиться обычный бытовой мультиметр.

  • Переводим переключатель мультиметра на параметр измерения постоянного напряжения величиной 20В;
  • Запускаем двигатель автомобиля;
  • Подключаем щупы мультиметра к аккумуляторной батареи;
  • Показания на приборе должны быть от 13,5 до 14,5 Вольт;

Если показания намного меньше, то вероятнее всего неисправен генератор и не дает заряд АКБ.

Особенности устройства и принцип действия

Генератор типа 37.3701 – переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения (со стороны привода), с вентилятором у приводного шкива и вентиляционными окнами в торцевой части. Для защиты от грязи задняя крышка генератора закрыта защитным кожухом.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

В основе работы генератора лежит эффект электромагнитной индукции. Если катушку, например, из медного провода, пронизывает магнитный поток, то при его изменении на выводах катушки появляется переменное электрическое напряжение. Такие катушки, помещенные в пазы магнитопровода (железного пакета), представляют собой обмотки статора – важнейшей неподвижной части генератора – именно они генерируют переменный электрический ток.

Магнитный поток в генераторе создается ротором. Он тоже представляет собой катушку (обмотка возбуждения), через которую пропускается постоянный ток (ток возбуждения). Эта обмотка уложена в пазы своего магнитопровода (полюсной системы). В состав ротора – важнейшей подвижной части генератора – входят также вал и контактные кольца. При вращении ротора напротив катушек обмотки статора появляются попеременно “северный”, и “южный” полюсы ротора, т. е. направление магнитного потока, пронизывающего обмотки статора, меняется, что и вызывает появление в них переменного напряжения.

Можно было бы использовать в качестве ротора постоянный магнит, но создание магнитного потока электромагнитом позволяет легко регулировать выходное напряжение генератора в широких диапазонах скоростей вращения и тока нагрузки путем изменения тока возбуждения.

Для того, чтобы получить из переменного напряжения постоянное, используют шесть силовых полупроводниковых диодов, которые составляют между собой выпрямительный блок установленный внутри корпуса генератора.

Питание обмотки возбуждения осуществляется от самого генератора и подводится к ней через щётки и контактные кольца.

Для обеспечения же первоначального возбуждения генератора, после включения зажигания, к клемме “В” регулятора напряжения, подводится ток по двум цепям.

  • Плюс АКБ – контакт 30 генератора – контакты 30/1 и 15 замка зажигания – контакт 86 и 85 обмотки реле зажигания – минус АКБ. Реле включилось, и ток пошёл по второй цепи:
  • Плюс АКБ – контакт 30 генератора – контакты 30 и 87 реле зажигания – предохранитель №2 в блоке предохранителей – контакт 4 белого разъема в комбинации приборов – резистор 36 Ом в комбинации приборов – контрольная лампа зарядки АКБ – контакт 12 белого разъема в комбинации приборов – контакт 61 – вывод “В” регулятора напряжения – обмотка возбуждения – вывод “Ш” регулятора напряжения – выходной транзистор регулятора напряжения – минус АКБ.

После пуска двигателя обмотка возбуждения питается с общего вывода трёх дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке, а напряжение в системе электрооборудования автомобиля контролируется светодиодом или лампой в комбинации приборов. При исправно работающем генераторе после включения зажигания светодиод или лампа должны светиться, а после пуска двигателя – гаснуть. Напряжение на 30-м контакте и общем выводе 61 дополнительных диодов становится одинаковым. Поэтому ток через контрольную лампу (светодиод) не протекает, и она не горит.

Если лампа (светодиод) горит после пуска двигателя, то это означает, что генераторная установка неисправна, т. е. вообще не выдаёт напряжение, или оно ниже напряжения АКБ. В этом случае напряжение на разъёме 61 ниже напряжения на контакте 30. Поэтому в цепи между ними протекает ток, проходящий через светодиод/лампу. Он/она загорается, предупреждая о неисправности генератора.

Какой генератор устанавливается на Шевроле Ниву

Штатный генератор Шевроле Нивы имеет артикул: 9412.3701 Аналогичный генератор применяется и на других отечественных Нивах с инжекторным двигателем. Данный генератор имеет номинальный ток – 80 А. Следует отметить, что при выходе из строя генератора не обязательно покупать именно заводской, существует множество аналогов даже превосходящих по характеристикам родной генератор Нивы Шевроле.

Одной из альтернативы замены штатного генератора будет генератор от фирмы «СтартВольт» данная модель обладает большим током, аж на 120 Ампер, что позволит работать автомобилю намного лучше и обеспечит лучшую зарядку АКБ.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Стоимость данной детали немного больше чем штатной, а цена на генератор от «СтартВольт» начинается от 5000 и достигает 7000 рублей в зависимости от региона и «наглости» магазина.

Подключение генератора

Замена генератора – это еще полдела. Важно также правильно его подключить к источнику цепи. Перед подключением нужно завершить работы на передней и задней панелях агрегата, только после этого можно подключать клеммы к аккумулятору.

Во время подключения контакты должны быть чистыми. Если было обнаружено загрязнение, устранить его можно с помощью специальных очистителей. Также клеммы на аккумуляторе должны быть затянуты, иначе на их поверхности начнется процесс окисления.

Если все было выполнено правильно, то при запуске двигателя лампочка на приборной панели, отображающая низкий заряд аккумулятора, должна погаснуть. Однако специалисты рекомендуют на всякий случай проверить работу генератора с помощью мультиметра, измерив напряжение на клеммах.

Таким образом, чтобы в процессе эксплуатации автомобиля Chevrolet Niva не происходило никаких серьезных проблем с генератором, важно вовремя проходить технический осмотр и выполнять ремонт комплектующих данного агрегата.

Видео по ремонту генератора

https://youtube.com/watch?v=cGDhpSl_xOY%3Ffeature%3Doembed

Устройство генератора на Нива Шевроле

Генератор типа 9402.3701-01 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения (со стороны привода). Генератор Нива Шевроле 9402.3701-01: 1 – выпрямительный блок; 2 – втулка подшипника; 3 – задний подшипник вала ротора; 4 – контактные кольца; 5 – защитная втулка; 6 – вывод «В+» генератора; 7 – прокладка; 8 – кожух; 9 – регулятор напряжения со щеткодержателем; 10 – стяжной винт; 11 – задняя крышка; 12 – статор; 13 – передняя крышка; 14 – дистанционное кольцо; 15 – передний подшипник; 16 – шкив; 17 – шайба; 18 – ротор.

Схема соединений системы генератора Шевроле Нива

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов; 4 – монтажный блок; 5 – выключатель зажигания. Схема соединений генератора показана на рисунке выше. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 3, расположенную в комбинации приборов. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора. Вывод «W» генератора на автомобилях семейства Ваз-2123 не используется. Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя – гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее вполнакала говорит о неисправностях.

Технические характеристики генератора для Нивы Шевроле

  • Пределы регулируемого напряжения, В — 13,2-14,7
  • Передаточное отношение двигатель-генератор — 1:2,16

Снятие и установка генератора Нива Шевроле

Перед началом снятия генератора необходимо его об источить — снять клемму минус аккумуляторной батареи.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Отсоедините колодку с проводом от вывода «D» генератора

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Отверните гайку и отсоедините провода от контактного болта (вывод «В+»)

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Отверните гайку болта крепления генератора к натяжной планке

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Отверните гайку болта нижнего крепления генератора

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Снимите ремень привода генератора, как снять ремень генератора Шива Шевроле показано на рисунке

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Выньте болт и с помощью монтажной лопатки выведите генератор из кронштейна

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Снимите генератор с Нивы Шевроле.

Установка генератора на Шевроле Ниву производится в обратном порядке его снятию. После установки генератора отрегулируйте натяжение ремня привода генератора.

Ремонт генератора Нива Шевроле своими руками

Для разборки, ремонта и сборки генератора на Шеви Нива Вам потребуются: ключи «на 10», отвертки с крестообразным и плоским лезвиями, омметр (автотестер), контрольная лампа.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Отожмите три защелки крепления задней крышки генератора

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Снимите пластмассовый кожух генератора

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Выверните два винта крепления регулятора напряжения Нива Шевроле

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Снимите регулятор напряжения со щеткодержателем

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Отсоединив провод от клеммы регулятора

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Выверните четыре винта крепления выпрямительного блока и винт крепления конденсатора Нива Шевроле

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Отогните три вывода обмотки статора так, чтобы они дали возможность снять выпрямительный блок

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Снимите выпрямительный блок с конденсатором

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Для замены конденсатора отверните гайку контактного болта, снимите шайбу и распорную втулку. Снимите с контактного болта наконечник провода конденсатора

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Выверните четыре стяжных винта (винты затянуты большим моментом). Под головками винтов установлены пружинные и плоские шайбы

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Поддев отверткой, снимите крышку генератора со стороны контактных колец. Зажмите ротор генератора в тисках (не слишком сильно, чтобы ротор не проворачивался) и отверните гайку крепления шкива. Снимите пружинную шайбу и шкив.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Снимите упорную шайбу генератора

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Выньте ротор генератора Нива Шевроле из крышки со стороны привода

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Снимите с вала ротора дистанционное кольцо

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Осмотрите контактные кольца. Если на них имеются задиры, риски, царапины, следы износа от щеток и т.п., кольца необходимо прошлифовать. Если повреждение колец не удается вывести шкуркой, можно проточить кольца на токарном станке, снимая минимальный слой металла, и затем прошлифовать

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Проверьте омметром (тестером) сопротивление обмотки ротора, подсоединив его к контактным кольцам. Если омметр покажет бесконечность, значит, в обмотках обрыв и нужно заменить ротор

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Проверьте контрольной лампой, нет ли замыкания обмотки на корпус ротора. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Один провод подсоедините к корпусу ротора, а второй – поочередно на каждое кольцо. В обоих случаях лампа не должна гореть. Если хотя бы в одном случае лампа горит, значит, происходит замыкание и необходимо заменить ротор

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Осмотрите статор. На внутренней поверхности статора не должно быть следов задевания якоря о статор. Если есть износ, надо заменить подшипники или крышки генератора

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Проверьте, нет ли обрыва в обмотке статора. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Поочередно подсоедините контрольную лампу между всеми выводами обмотки. Во всех трех случаях лампа должна гореть. Если лампа не загорается, произошел обрыв в обмотке. Замените статор или обмотку

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Проверьте, нет ли замыкания обмоток статора на корпус. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Подсоедините лампу к выводу обмотки статора, а провод от источника тока к корпусу статора. Если лампа загорается, значит, есть замыкание: необходимо заменить статор или обмотку. Осмотрите крышку генератора со стороны привода в сборе с подшипником. Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или есть следы подтекания смазки, а также обнаружены трещины в крышке, особенно в местах крепления генератора, необходимо заменить крышку в сборе с подшипником (подшипник в крышке завальцован). Проверьте легкость вращения подшипника со стороны контактных колец. Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или есть следы подтекания смазки, подшипник необходимо заменить. Для этого с помощью съемника спрессуйте подшипник с вала ротора и напрессуйте новый с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника. Осмотрите крышку генератора со стороны контактных колец. При обнаружении трещин крышку необходимо заменить.

Схема для проверки регулятора напряжения (реле регулятора) Нива Шевроле

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

1 – контрольная лампа; 2 – вывод «масса» регулятора напряжения; 3 – вывод «DF» регулятора напряжения; 4 – регулятор напряжения; 5 – вывод «D+» регулятора напряжения; А – к источнику питания.

Проверьте исправность конденсатора. Повреждение конденсатора или ослабление его крепления на генераторе (ухудшение контакта с массой) обнаруживается по увеличению помех радиоприему при работающем двигателе. Конденсатор можно проверить мегомметром или тестером. Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклониться в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться обратно. Проверить выпрямительный блок можно как на снятом генераторе, так и не снимая генератор с автомобиля. Порядок проверки одинаковый. Для наглядности схемы проверки показаны на снятом генераторе. Для проверки на автомобиле отсоедините провода от аккумуляторной батареи и генератора, а также снимите колодку с проводом с клеммы регулятора напряжения.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Так расположены диоды выпрямительного моста генератора Нива Шевроле: 1 – положительные диоды (с красной меткой на корпусе); 2 – отрицательные диоды (с черной меткой на корпусе); 3 – дополнительные диоды.

Диагностика диодного моста Нива Шевроле

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Проверьте диоды выпрямительного блока с помощью контрольной лампы 12 В и аккумуляторной батареи. Для проверки замыкания в положительных и отрицательных диодах подсоедините «+» батареи через контрольную лампу к выводу «В+» генератора, а «–» батареи – к корпусу генератора. Лампа гореть не должна; если горит, значит, есть замыкание. Блок необходимо заменить.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Для проверки положительных диодов подсоедините «+» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к выводу «В+» генератора, а провод, идущий от «–» аккумуляторной батареи, – к одному из винтов крепления вывода обмотки статора. Лампа гореть не должна; если горит, значит, есть замыкание в положительных диодах. Блок необходимо заменить.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Для проверки отрицательных диодов подсоедините «+» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к одному из винтов крепления вывода обмотки статора, а провод, идущий от «–» аккумуляторной батареи, – к корпусу генератора. Лампа гореть не должна; если горит, значит, есть замыкание в отрицательных диодах. Блок необходимо заменить.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Для проверки дополнительных диодов подсоедините «+» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к контакту соединительной колодки регулятора напряжения, а провод, идущий от «–» аккумуляторной батареи, – к одному из винтов крепления вывода обмотки статора. Лампа гореть не должна; если горит, значит, есть замыкание в дополнительных диодах. Блок необходимо заменить.

Назначение генератора

Генераторная установка предназначена для обеспечения питанием потребителей, входящих в систему электрооборудования, и зарядки аккумуляторной батареи при работающем двигателе автомобиля. Выходные параметры генератора должны быть таковы, чтобы в любых режимах движения автомобиля не происходил прогрессивный разряд аккумуляторной батареи. Кроме того, напряжение в бортовой сети автомобиля, питаемой генераторной установкой, должно быть стабильно в широком диапазоне изменения частоты вращения и нагрузок.

Генераторная установка – достаточно надежное устройство, способное выдержать повышенные вибрации двигателя, высокую подкапотную температуру, воздействие влажной среды, грязи и других факторов.

  • Пределы регулируемого напряжения, В 14,1+0,5
  • Передаточное отношение двигатель-генератор 1:2,04

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Довольно часто выходит из строя подшипники генератора, так как они подвержены нагрузки натяжения ремня. Замена подшипников производиться после полной разборки генератора.

Подшипники, применяемые в генераторе Шевроле Нива:

Генератор Chevrolet Niva

Генератор – это важная часть любого автомобиля, которая отвечает за его электроснабжение. С помощью этого агрегата удается обеспечить непрерывной подачей электричества на все узлы, различные системы и датчики, благодаря чему становится возможной ее эксплуатация.

На автомобиле в качестве штатного генератора использован агрегат с артикулом 9412.3701. Такой генератор также можно встретить на инжекторе ВАЗ-21214, ВАЗ-2131, ВАЗ-2123.

В случае выхода из строя генератора на Chevrolet Niva заменить его можно на аналоги, наиболее популярные из которых представлены в таблице.

В пределах от 5000 до 7000 рублей стоит генератор на Ниву Шевроле. Цена оригинального агрегата зависит от региона покупки. Многие владельцы предпочитают при выходе из строя заводского генератора использовать «Старт Вольт» на 120 ампер.

Генератор типа 9402.3701-01 переменного тока (устанавливается на Шевроле Нива выпущенных после осень 2003 года), трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения (со стороны привода).

ПРИМЕЧАНИЕШевроле Нива, выпущенная до осени 2003 года, комплектовалась генератором типа 9412.3701, который также устанавливался на инжекторные ВАЗ 21214, ВАЗ 2131, ВАЗ 2123 до осени 2003 года.

ПРИМЕЧАНИЕГенератор, установленный на автомобиле, использованном для фотосъемки, имеет привод клиновым ремнем. Работы по ремонту показаны на примере генератора с многоручьевым шкивом. Все элементы обоих генераторов, кроме шкивов, абсолютно идентичны.

Якорь генератора приводится во вращение от шкива коленчатного вала клиновым или (в зависимости от варианта исполнения) поликлиновым ремнем.

Рис. 9.3. Генератор 9402.3701-01: 1 — выпрямительный блок; 2 — втулка подшипника; 3 — задний подшипник вала ротора; 4 — контактные кольца; 5 — защитная втулка; 6 — вывод «В » генератора;7 — прокладка; 8 — кожух; 9 — регулятор напряжения со щеткодержателем; 10 — стяжной винт; 11 — задняя крышка; 12 — статор; 13 — передняя крышка; 14 — дистанционное кольцо; 15 — передний подшипник; 16 — шкив; 17 — шайба; 18 — ротор.

Статор 12 (рис. 9.3) и крышки 11 и 13 стянуты четырьмя винтами. Вал ротора 18 вращается в подшипниках 3 и 15, которые установлены в крышках. Питание к обмотке ротора (обмотке возбуждения) подводится через щетки и контактные кольца 4.

Трехфазный переменный ток, индуцируемый в обмотке статора, преобразуется в постоянный выпрямительным блоком 1, прикрепленным к крышке 11. Электронный регулятор 9 напряжения объединен в один блок со щеткодержателем и прикреплен также к крышке 11.

Рис. 9.4. Схема соединений системы генератора: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — генератор; 3 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов; 4 — монтажный блок; 5 — выключатель зажигания.

Схема соединений генератора показана на рис. 9.4. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D » регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 3, расположенную в комбинации приборов. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора.

Вывод «W» генератора на автомобилях семейства BA3-2123 не используется. Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя — гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее вполнакала говорит о неисправностях.

Обслуживание генератора

Обслуживание генераторной установки сведено к минимуму и не требует каких-либо специальных знаний и навыков, эти работы может выполнить каждый автолюбитель.

Обслуживание генератора начните с очистки наружных поверхностей. Проверьте крепление генератора к двигателю, надежность присоединения проводов к генератору и регулятору напряжения, а также натяжение приводного ремня вентилятора. Если натяжение слабое, то генератор работает неустойчиво, если сильное – ремень и подшипники быстро изнашиваются.

Также проверьте состояние приводного ремня. На нём не должно быть трещин и расслоений.

Состояние подшипников можно проверить, вращая ротор генератора от руки при снятом приводном ремне. При нормальном состоянии подшипников вращение вала должно происходить плавно, без заеданий, сильного люфта, шумов и щелчков.

В принципе этими работами можно и ограничиться до тех пор, пока не появятся какие-либо неисправности.

Как устроен генератор Шевроле Нивы

В бортовой сети автомобиля предусмотрено два источника питания. Роль первого из них выполняет аккумуляторная батарея, однако ее функции весьма ограничены. Она запитывает сеть до запуска двигателя, а также питает некоторые элементы системы управления двигателем во время его работы.

Генератор Шевроле Нивы выполняет дополнительную функцию, обеспечивая зарядку аккумулятора. При налаженной работе элементов электрической цепи автомобиль может оставаться энергонезависимым и автономным весь период работы двигателя.

Принципиальное устройство генератора на автомобилях семейства ВАЗ представляет собой сочетание подвижной и неподвижной части. Ротор – подвижный элемент, выполняет роль электромагнита. Он состоит из магнитопровода, в пазы которого уложена обмотка. Статор, то есть неподвижная часть, выполнена в виде кольца.

  • Шкив, обеспечивающий передачу крутящего момента от коленчатого вала к ротору.
  • Корпус, состоящий из передней и задней крышки;
  • Втулка;
  • Ротор
  • Статор;
  • Выпрямительный блок или диодный мост, состоящий из шести полупроводниковых диодов;
  • Регулятор напряжения, объединенный со щеткодержателем в один узел;
  • Прокладка;
  • Кожух.

Каждая составляющая деталь является расходным материалом, поэтому генератор подлежит разборке и ремонту. Необходимо подчеркнуть, что источник тока Шевроле Нивы отличается от подобных агрегатов других автомобилей только лишь геометрией корпуса и способом его установки в моторном отсеке.

Напряжение Нива Шевроле, которое возникает в системе автомобиля, поддерживает работоспособность всех электронных устройств транспортного средства. Система выработки электроэнергии в пределах машины имеет свои особенности, о которых стоит узнать до возникновения различных поломок. Для начала стоит ознакомиться с узлом, который создает электроэнергию.

Принцип работы

Основой получения электрического тока служит явление электромагнитной индукции. Оно представляет собой возникновение в замкнутом контуре индукционного тока при условии изменения пронизывающего этот контур магнитного потока. Идей для реализации генераторной установки может быть несколько. Достаточно вспомнить все опыты по наблюдению ЭМИ.

Но рациональные и технические составляющие накладывают свои ограничения. Использовать в качестве источника магнитного поля постоянный магнит нерационально, так как при этом невозможно будет регулировать магнитный поток. Изменяя силу тока в электромагните, можно, в конечном счете, влиять на выходные параметры индукционного тока.

К ротору относят не только обмотки электромагнита, но и вал с контактными кольцами. Благодаря скользящему контакту графитовых щеток с контактными кольцами, обеспечивается возбуждение подвижной обмотки. Ток к регулятору напряжения подводится по одной из двух цепей. Изначально, когда двигатель выключен, обмотка запитана от АКБ.

Контроль работы генератора осуществляется посредством включения лампы на панели приборов.

При работающем устройстве потенциал на контакте генератора и на выводе диодного моста одинаков, следовательно, ток через лампу течь не может. Если лампочка светится, это означает низкое напряжение на разъеме диодов, что говорит о неисправности источника тока. Выпрямленный ток питает бортовую сеть и подзаряжает аккумулятор.

Установка нового генератора

Алгоритм установки нового генератора практическим ничем не отличается от демонтажа старого, только все действия выполняются в обратном порядке. Итак, автовладельцу нужно будет:

  • Установить новый поликлиновый ремонт на шкивы. Надевать его нужно с небольшим усилием и обходить шкивы в следующей последовательности: шкив гидронасоса, ролик, шкив коленвала, шкив гидроусилителя, ролик, шкив генератора.
  • Натянуть ремень посредством закручивания болта регулировки и специальной пластины. Важно, чтобы прогиб ремня в верхней свободной части не превышал или не был меньше 15-16 мм.

Затем останется только затянуть три болта нижней пластины и проверить фиксацию источника тока.

Ремень генератора Нива Шевроле

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

В качестве привода генератора на Шниве используется полилклиновый ремень, обладающий высокой эффективностью и надежностью.

Заводской ремень имеет обозначение: 6PK 1888. Его размеры: длинна – 1888 мм; Ширина – 21,6 мм; Число ручейков – 6 шт.;

Снятие и ремонт генератора

Так как работы будут производиться с электрооборудованием автомобиля, рекомендуется позаботиться о своей безопасности, поэтому необходимо снять минусовую клейму с аккумуляторной батареи, после чего можно начинать работу.

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Разборка генератора

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Откручивать шкив генератора следует после разборки. Для этого оборачиваем якорь в ветошь и слегка зажимаем его в тисы (ВНИМАНИЕ! Сильно сжимать тисы нельзя). Далее головкой откручиваем шкив генератора и вынимаем его.

Замена подшипников

Снимать подшипники необходимо специальным съемником для подшипников, который выглядит вот так:

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Запрессовывать подшипники можно с помощью головки подходящей по диаметру внутренней обоймы подшипника.

Конструкция и принцип работы генератора

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Генератора автомобиля состоит из главных частей: якорь и статор. Именно эти детали являются основными в нем. На вал якоря насажены подшипники и приводной шкив, за который вращается якорь. Сам генератор вырабатывает переменный ток, который выпрямляется с помощью диодного моста. Диодный мост состоит из нескольких диодов. Для снятия тока с якоря применяются токосъемные щетки выполненные из графита смешенного с медью.

Демонтаж регулятора напряжения

Если рассмотреть простейший замкнутый контур, который помещен в переменное во времени магнитное поле, то ЭДС индукции в нем пропорционально частоте вращения электромагнита. Учитывая то, что двигатель автомобиля работает с разной частотой, необходимо устройство, позволяющее стабилизировать выходное напряжение. Роль этого устройства играет регулятор напряжения, расположенный в щеточном узле.

Ток, текущий по обмотке ротора, способен регулировать магнитный поток, следовательно, выходное напряжение. Когда оно превышает значение 14,2 В, то транзистор запирает цепь возбуждения. При падении напряжения до 13,5 В цепь снова отпирается.

Регулятор напряжения можно извлечь из Нива Шевроле для замены, воспользовавшись плоской отверткой и ключом на 8. Порядок следующий:

  • Делать это стоит, если напряжение в системе не соответствует норме — меньше 13.5 В.
  • Отключаем провод от «минуса» аккумулятора.
  • Колодку генератора с выводом D отключить. Поворачиваем резиновый чехол в сторону, откручиваем гайку.
  • Отключаем провода от шпильки.
  • Откручиваем гайку фиксации клеммы цепочки возбуждения генератора, а после снимаем саму клемму.
  • Ослабляем 3 винтовых крепления пластикового кожуха генераторной установки, снимаем кожух.
  • Далее еще 2 гайки крепления, которые фиксируют регулятор напряжения.
  • Отключаем винт фиксации клеммы к D шине от выпрямителя, после чего можно наконец снять сам регулятор напряжения.

Генератор на Ниве работает очень долго и без особых проблем пробудет в эксплуатации несколько лет. Со временем его мощность заметно падает, тогда и стоит заменить несколько его деталей или весь узел. Если после замены проблему с падением мощности устранить не удалось, стоит отправиться в сервисный центр на диагностику.

Меры предосторожности

Эксплуатация генераторной установки требует соблюдения некоторых правил, связанных, главным образом, с наличием в них электронных элементов.

При полностью разряженной аккумуляторной батарее машину невозможно завести, даже если катать ее на буксире: АКБ не дает тока возбуждения, и напряжение в бортовой сети остается близким к нулю. Помогает установка исправной заряженной батареи, которая затем при работающем двигателе меняется на прежнюю, разряженную. Чтобы избежать выхода из строя элементов регулятора напряжения (и подключенных потребителей) из-за повышения напряжения, на время перестановки батарей необходимо включить мощные потребители электроэнергии, таких, как обогрев заднего стекла или фары. В дальнейшем за полчаса-час работы двигателя на 1500-2000 об/мин разряженная батарея (если она исправна) зарядится достаточно для того, чтобы завести двигатель.

  • Не допускается подсоединение к бортовой сети источников электроэнергии обратной полярности (плюс на “массе”), что может произойти, например, при запуске двигателя от посторонней аккумуляторной батареи.
  • Не допускаются любые проверки в схеме генераторной установки с подключением источников повышенного напряжения (выше 14 В).
  • При проведении на автомобиле электросварочных работ клемма “масса” сварочного аппарата должна быть соединена со свариваемой деталью. Провода, идущие к генератору и регулятору напряжения следует отключить.

https://youtube.com/watch?v=vieFI7CqFYA%3Ffeature%3Doembed

Откручивать шкив генератора следует после разборки. Для этого оборачиваем якорь в ветошь и слегка зажимаем его в тисы (ВНИМАНИЕ! Сильно сжимать тисы нельзя).  Далее головкой откручиваем шкив генератора и вынимаем его.

Замена генератора

При обнаружении неполадок в работе генератора большинство владельцев Chevrolet Niva обращаются в специализированные СТО, где профессионалы проводят качественную диагностику транспортного средства и быстро справляются с возникшей проблемой.

Однако при необходимости поменять генератор можно и самостоятельно, если знать устройство автомобиля и подготовить необходимые инструменты. Кроме этого лучше заранее ознакомиться с алгоритмом замены.

Чтобы поменять генератора на Chevrolet Niva, потребуется выполнить несколько довольно несложных шагов.

  • В первую очередь следует позаботиться о безопасности проводимых работ. Для этого необходимо поставить машину на ремонтное место, заглушить двигатель и снять клеммы с аккумулятора.
  • Следующий шаг – это демонтаж провода с контактного болта, который расположен на задней панели генератора. Также потребуется снять колодку с узла, который фиксирует щетки.

Когда болты откручены, останется демонтировать генератор и приступить к установке нового.

Ремень является частью системы передач между двигателем и генератором, поэтому его состояние напрямую влияет на работу генераторной установки. Во время эксплуатации он может порваться, что приведет к остановке производства тока в машине. Этого не стоит допускать, поэтому если на нем есть повреждения, его нужно заменить на новый. Для замены потребуются следующие инструменты:

  • монтировка;
  • отвертка;
  • набор ключей;
  • домкрат, чтобы поднять машину.
  • Отключаем аккумулятор, затем крестовой отверткой откручиваем крепежи датчика коленвала.
  • Ослабляем гайку крепления ремня.
  • Правую сторону авто размещает под домкратом, поднимаем ее, включаем 4 передачу.
  • Вращаем правое колесо и стаскиваем ремень сначала со шкива помпы.
  • Новый устанавливаем в обратном порядке. Ремень размещается на шкиве коленвала и только в конце закрепляется на генераторе.
  • Вращаем колесо, чтобы ремень прошел натяжку и занял нужное положение.
  • Закручивается гайка крепления. Устанавливается датчик коленвала.
  • Размещается ремень на детали в таком порядке: коленвал, затем верхний ролик натяжения, правый нижний шкив, нижний ролик натяжения, помпа, генератор.

Если генератор выходит из строя на приборной панели автомобиля загорается сигнальная лампа о потере заряда аккумулятора. Так же лампа может загореться из-за обрыва ремня генератора.  Диагностировать поломку генератора можно довольно просто достаточно лишь иметь при себе обычный мультиметр.

https://youtube.com/watch?v=kXKHfhhqrJA%3Ffeature%3Doembed

Генератор Шевроле Нива

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

  • Вступление
  • Конструкция и принцип работы генератора
  • Какой генератор устанавливается на Шевроле Ниву
  • Ремень генератора Нива Шевроле
  • Поломка генератора
  • Подшипники генератора
  • Снятие и ремонт генератора
  • Видео по ремонту генератора

Привод генератора и крепление его к двигателю

Привод генератора осуществляется от коленчатого вала ременной передачей при помощи клинового ремня. Соответственно, для этого ремня приводной шкив генератора выполняется с одним ручьём.

Для охлаждения генератора с тыльной стороны шкива точечной сваркой приварены пластины. На шкиве они располагаются почти перпендикулярно и выполняют функцию вентилятора.

Нижнее крепление генератора на двигателе выполнено на двух крепежных лапах, сочленяемых с кронштейном двигателя одним длинным болтом с гайкой. Верхнее – через шпильку к натяжной планке.

Назначение и принцип действия

Генераторная установка оснащена полупроводниковым электронным регулятором напряжения, встроенным внутрь генератора. Напряжение генератора без регулятора зависит от частоты вращения его ротора, магнитного потока, создаваемого обмоткой возбуждения, а, следовательно, от силы тока в этой обмотке и от величины тока, отдаваемого генератором потребителям. Чем больше частота вращения и сила тока возбуждения, тем больше напряжение генератора, чем больше сила тока его нагрузки, тем меньше это напряжение.

Функцией регулятора напряжения является стабилизация напряжения при изменении частоты вращения и нагрузки за счет управления током возбуждения.

Электронные регуляторы изменяют ток возбуждения путем включения и отключения обмотки возбуждения от питающей сети (дополнительных диодов).

Подшипники генератора

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Генератор Нива Шевроле

Чистка ресивера двигателя автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ-2123) своими руками

Закладка Постоянная ссылка.