Замена нижних рычагов ваз 2121 — болт нижнего рычага нива

Поломки, основные причины

  • Первая причина. Масса груженой машины. Ни для кого не секрет что нива или Шнива, используется в России как внедорожник, бронеавтомобиль, сельская скорая помощь. Крокодилы, как проходимый маленький грузовичок для строительства. Сухая масса нивы-коротышки по паспорту 1200 кг. Разрешенная масса 1600 кг. Давайте переведем это на русский язык. В салон садятся четыре обычных крепких мужика и ВСЕ, дальше перегруз. То бишь, никаких палаток, лодок, моторов, удочек, и водки. Но мы в России))). Экспедиционный багажник на крышу, и вперед. Результат – нижние оси, согнутые в виде обратного коромысла.
  • Берем эту же машину и данную группу товарищей. Самый первый тюнинг, который делают на ниве грибники, охотники и рыболовы – большие колеса. Я ни в коем случае не осуждаю данный порыв души, мысль правильная. На крокодилах при минимальных кузовных работах, очень гармонично смотрится УАЗовская резина. У данных колес очень большая масса. Мало кто озабочивается в глубинке легкосплавными или коваными дисками. Когда на таких катках машина влетает в колею, основную нагрузку принимает нижняя шаровая, нижний рычаг и оси рычагов.
  • Парковка в поребрик, бордюр или бревно. Из тех защит, которые я видел, ни одна не закрывала носики осей. Если удар в поребрик или бревно в лесу – фронтальный, то все может остаться в целости и сохранности. Но если удар под углом – ось гнется. Даже малейший угол, ставит крест на развал схождение передних колес.

Что делать, когда деталь прикипела?

Первые признаки неприятностей можно обнаружить заблаговременно. Для этого следует открутить гайку крепления оси ключом на 24 мм, а затем с помощью головки с воротком попытаться провернуть болт. Если это не удается сделать даже с удлиненным рычагом воротка, то готовьтесь к долгому труду — ось явно прикипела. В некоторых, особенно запущенных случаях прикипевший болт даже не дает высвободить и вытащить пружину.

Есть несколько способов решения проблемы, но ни один из них не является легким и потребует от 1 до 5 часов в зависимости от степени закисания оси. Бывалые владельцы Нивы 2121 практикуют следующий метод демонтажа детали:

  1. С помощью угловой шлифовальной машины отрезать ось с обеих сторон таким образом, чтобы освободить нижний рычаг и удалить его.
  2. Газовой горелкой либо паяльной лампой хорошо подогреть часть передней балки со втулкой.
  3. Попытаться сдвинуть ось с места сильными ударами молотка. Если это удалось сделать, но торец отрезанного болта расплющился, то надо его снова подрезать и выбить деталь окончательно.
  4. Если болт не двигается, необходимо повторить циклы нагрева-остывания несколько раз. К отрезанной части оси можно приварить лом, за который попытаться ее провернуть во время прогрева.
А еще интересно:  В ниве шевроле загорелся значок

Описанная процедура обычно занимает 1-2 часа. Если по истечении этого времени вам не удалось сдвинуть или провернуть стальной стержень, надо переходить к кардинальным способам:

  • высверливание болта из втулки ручной дрелью;
  • полная разборка ходовой части и снятие передней балки.

Демонтированную балку надо отвезти на ближайший автосервис, где выдавят стержень прессом либо высверлят его на станке.

Замена нижних сайлентблоков

Помимо вывешивания автомобиля, снятия колеса, отсоединения от нижней шаровой опоры, демонтируйте амортизатор из нижнего крепления к чашке пружины.

Отсоедините обойму стабилизатора от тяги.

Опустив рычаг, выдерните пружину.

Зафиксировав ось рычага 19 мм ключом, отверните 24 мм гайку и снимите шайбу.

Аккуратно выколотите ось посредством металлического стержня.

Удалите упорные шайбы.

Выньте нижний рычаг, убирать чашку пружины не следует.

Используя съемник либо тяжелый молоток, выпресуйте сайлент-блок.

Замена сайлентблоков передних и задних рычагов на новые производится в аналогично процессу разборки. Для запрессовки используйте съемник или инструментальную головку.

Окончательную затяжку и регулировку проведите на машине, вставшей на колеса. По окончании процесса не забудьте посетить стенд для регулировки параметров «развала-схождения».

Замена сайлентблоков верхних рычагов

Открутите болты колесных дисков, снимите колесо, предварительно установив надежную опору.

Так, выглядит запчасть, не пригодная к дальнейшей эксплуатации.

Освободите болтовое соединение верхней шаровой опоры (3 шт), после чего отведите деталь вверх. Внимание, недостаточно разгруженный элемент может стать причиной травмы.

Демонтируйте верхний рычаг в сборе, используя 2 ключа на 19. При закисании воспользуйтесь WD-40.

Установите элемент в тиски, отверните 22 мм гайки с торцов, снимите упорную шайбу.

Вооружившись съемником, выпрессуйте сайлент-блок.

В отсутствии специализированного приспособления допустимо использование зубила. В этом случае при помощи молотка подденьте кромки и извлеките шарниры.

Для монтажа новой детали необходимы съемник и распор либо инструментальная головка. При первом наборе инструментов закрепите один из сайлент-блоков в проушине.

Закрепите рычаг, вставьте комплектную ось, зафиксируйте установленный резинометаллический шарнир гайкой. Установите на свое место оставшийся сайлентблок, а также 160 мм отрезок трубки (оправку) между ними.

Приложите чашку съемника к свободному торцу.

Закрутите гайки до полной установки элементов в первоначальное положение.

Во втором случае положив проушину на опору, забейте сайлент-блок трубой подходящего размера или инструментальной головкой.

Второй этап с помощью подручных средств.

Установив деталь на машину, опустите автомобиль таким образом, чтобы полностью нагрузить конструкцию. Затяните гайки до конца.

Как снять сайлентблоки при возникновении проблем?

Нередки ситуации, когда сайлент-блок, несмотря на усилия, не поддается. Кроме универсальной смазки WD-40 и керосина, поменять элемент помогут ножовка или горелка (паяльная лампа). В первом случае постарайтесь, не задев рычаг, распилить резиновый элемент, после чего удалите фрагменты отверткой или другим подходящим инструментов. Во втором – нагревайте полимер до тех пор, пока он не выгорит, затем выбейте обойму кувалдочкой и отверткой.

А еще интересно:  Увеличение мощности двигателя Chevrolet Niva: описание, характеристика, варианты «

Ось нижнего рычага нивы, моя конструкция

Данная деталь производится по моим чертежам и по моей технологии. Производство на заводе также находится под моим контролем. Ничего особо нового я не изобрел. За основу взяты оси «советских нив». Сейчас уже не найти в литературе до какого года на заводе устанавливали оси, и после какого пошли «гвозди».

Мой вариант сделан из легированной стали, с последующей термообработкой. Твердость поверхностного слоя 30-35 единиц. Марку стали я указывать не буду. Сердцевина осталась стандартной для этой стали. Для универсальности и ремонтопригодности, шаг резьбы на хвостах осей совпадает с резьбой на гайках фланцев, редукторов и раздатки.

Ось нижнего рычага нивы, проблема

Вопрос заключается в явном конструкторском просчете. Диаметр осей — 16мм. Я не поленился и отдал заводские оси, которые стояли на моей машине, на прибор по проверке твердости. Это обыкновенная сырая сталь, без намека на термообработку. По мне, в этом узле обсчет на прочность надо начинать с 20мм и никак не меньше.

Для чего в подвеске внедорожника сделаны такие «ажурно утонченные» оси нижних рычагов и палки передних приводов, для меня загадка. Просто для примера: на малышке Шкода Фабия, палки приводов в два раза толще, чем на Ниве и Шниве. Вернемся к нижним осям.

Ломаются они не часто, чаще всего конечно наблюдаются гнутые оси. И в народе, и у продавцов, они получили справедливое прозвище – гвозди. И выглядят похоже, и материал из которого сделаны, аналогичный по твердости. На форумах, в журналах и магазинах, есть группа людей, с ориентацией Элтона Джона, которые доказывают остальным, что оси должны быть пластичными.

Данный бред, позвольте даже не комментировать. Ещё один интересный момент. По сравнению с ценой на замену осей и нижних сайлентблоков, цена оси как запчасти невелика. Когда мягкую ось начинают выколачивать, она просто плющится и деформируется внутри балки и закладных втулок, дело кончается тем, что клиенту предлагают поменять балку.

Порядок предварительной разборки

Чтобы добраться до оси, снять ее и поменять сайлент-блоки, нужно подготовить инструменты:

  • домкрат с колесным ключом;
  • рожковые и накидные ключи стандартных размеров;
  • набор головок и вороток;
  • для демонтажа резинометаллических шарниров желательно иметь съемник;
  • мощный молоток;
  • монтировка;
  • прочие слесарные инструменты.

Проводить работы по снятию оси нижнего рычага не обязательно из смотровой ямы или на подъемнике, достаточно открытой ровной площадки. Но некоторые операции удобнее производить из канавы, так что ее наличие желательно. На руки лучше натянуть матерчатые перчатки, чтобы не посбивать пальцы.

  1. Поднять авто на домкрате, открутить и снять переднее колесо. Под нижний рычаг подставить колодку и опустить на нее машину.
  2. Раскрутить 3 крепления нижней шаровой опоры и отделить узел ступицы от рычага.
  3. Открутить 2 гайки кронштейна, прижимающего конец стабилизатора поперечной устойчивости к боковой части рычага. Монтажной лопаткой снять его со шпилек.
  4. Отсоединить амортизатор от опорной площадки пружины, раскрутив его нижнее крепление. Поднять автомобиль домкратом и вытащить пружину. Опорную площадку снимать с рычага не обязательно, разве что она вам мешает.
  5. Удерживая головку длинного болта, на котором держится нижний рычаг, открутить с другой стороны гайку и удалить ее вместе с шайбой.
  6. С помощью молотка и круглой наставки из латуни аккуратно выбить ось из втулки. Между ней и рычагом вставлено несколько регулировочных шайб, при выбивании они будут выпадать. Потерять шайбы нельзя.
А еще интересно:  Chevrolet Niva | Приложение: Моменты затяжки резьбовых соединений | Шевроле Нива

Регулировочные шайбы, стоящие между рычагом и втулкой передней балки, ставятся на автомобиль Нива 2121 еще на заводе. Во время сборки их необходимо вернуть на место в том же количестве. По окончании разборки можно приступать к замене сайлент-блоков, используя съемник.

Во время сборки узла очень важно обработать всю поверхность оси нижнего рычага графитной смазкой.

Это избавит вас от мучений и потерь большого количества времени при следующей разборке в том случае, если болт намертво прикипит.

Шаг вперед, покрытие

Ось нижнего рычага нивы находится в продаже с 2022 года и единственное замечание, которое я слышал от сервисов и мастеров, что деталь через некоторое время ржавеет. Конечно, сервисы приспособились, после установки брызгать из баллончика краской или мовилем, на хвостики осей, но все-таки деталь не была «закончена».

К решению вопроса ещё подтолкнуло количество подделок в интернет магазинах и скандинавский ремонтный центр по нивам. Потомки викингов взяли несколько комплектов на испытания и отписались, что их по прочности все устраивает, но надо сделать любое гальваническое покрытие на деталь.

https://www.youtube.com/watch?v=b4Jhoo46N2c

Начиная с декабря 2022 года нижняя ось нижнего рычага нивы, как старого, так и нового образца, идет с покрытием. На заводе наносится слой технического цинка, белый или желтый. На экспорт и на внутренний рынок детали идут одинаковые. Покрытие является очень хорошей защитой от подделки.

1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.