Вездеход «Шаман». Покоряя север | Добывающая промышленность

Что такое «авторос»?

Предприятие было создано в 2020 году именно для производства принципиально новых вездеходов. В поиске новых конструкций было сломано немало копий, редукторов и пластика. В итоге компания пришла к тому, что часть продукции для Шамана выпускает на территории предприятия своими силами, часть – заказывает на стороне и некоторые агрегаты использует серийные, от других автомобилей.

Совершим небольшую прогулку по заводу.О том, что к работе тут относятся серьёзно, я понял ещё на входе, когда, получив одноразовый пропуск, я был вынужден дуть в прибор и ждать зелёного огонька: под мухой или «после вчерашнего» на предприятие не попадёшь, а с работы вылетишь легко.

«комфортно — не значит дорого»

Салон автомобиля сконструирован настолько продуманно и органично, что спутать его с другой техникой невозможно. В России нередко выпускают сборную спецтехнику из деталей от разных производителей. А «Шаман» оригинален «от и до», все приборы разработаны непосредственно специалистами «Автороса».

«Мы тщательно продумали эргономику посадки водителя и пассажиров. Комфортно — не значит дорого, как принято считать. Ещё сложилось мнение, что спецтехника считается «брутальной».

Другими словами, у неё слишком много нюансов, в которых может разобраться только профессиональный механик. С «Шаманом» всё ровным счётом наоборот: разработчики упростили систему управления до такой степени, что любой водитель может сесть и поехать», — рассказывает Владимир Волхонский.

Но всё-таки при езде на особо сложных участках вездеход требует определённой сноровки, поэтому стоит пройти обучение от компании «Авторос».

Специалисты сами приезжают к клиенту, отправляются в поездку с будущим водителем и советуют, как лучше использовать весь спектр возможностей «Шамана».

В самом начале экспедиции «Север без преград» «Шаманов» оценили по достоинству, причём не только водители. Путешествие освещалось на федеральном уровне, и одна компания захотела купить вездеход, летящий на всех парах к Каниному мысу. В компании «Авторос» не смогли отказать своему клиенту, и автомобиль сняли с пути.

«Мы отправили один вездеход покупателю и дальше отправились уже на одной машине, погрузив всё снаряжение в прицеп — хорошо, что её размеры позволяли нам это сделать без каких-либо последствий.

Все семь человек из двух машин поместились в один «Шаман». Мы ехали комфортно, несмотря на то, что снаряжения было слишком много. Машина оказалась очень просторной», — говорит путешественник Константин Петров.

Во время экстремальной поездки «Шаманы» показали, что придут на помощь в любой ситуации. Необычные конструкторские решения в сочетании с ярким индивидуальным образом делают вездеход универсальной спецтехникой российского производства.

Больше грязи: тест российского вездехода «шаман»

Все потроха «Шамана» спрятаны в так называемую раму-лодку, и это еще одна фишка вездехода. Герметичная конструкция позволяет ему в прямом смысле плавать даже в базовом варианте, барахтаясь в воде всеми колесами. Небыстро, но уверенно. А если установить опционный гребной винт, то скорость увеличится до 5 км/ч. Правда, есть и уязвимые места. Как и любая лодка, рама «Шамана» герметична только снизу, но вода может попасть и сверху. При сильном волнении или резком маневре вездеход может залить, к примеру, через моторный отсек. Для этого рама снабжена парой помп с высокой производительностью (до двухсот литров в минуту), которые помогают избавиться от попавшей в лодку воды. Плюс предусмотрели и форсированный сброс жидкости при помощи отдельных клапанов, чтобы уже на берегу окончательно осушить машинное отделение.

У вездехода все подвески независимые на А-образных рычагах. Кто-то возразит: мол, не по фэншую это. С одной стороны, да: жесткие неразрезные мосты – это первичные признаки взрослого «проходимца». Они крепкие и чертовски надежные. С другой, классическая схема убивает одну из основных идей, ведь «Шаман» прежде всего комфортабельное транспортное средство. Вы скакали когда-нибудь на УАЗе или «Дефендере» по буеракам? В этот момент с комфортом можно только идти рядом. «Шаман» же нарезает бездорожье крупными ломтями, только комья летят, при этом в салоне с поправкой на рельеф местности вполне сносно – главное, держаться.

А еще интересно:  Грязевая резина на УАЗ - купить по низкой цене с доставкой по России

Комфорт в «Шамане» вообще намазан крупным слоем. Отдельная гордость – пластиковые панели интерьера и в целом отделка. Нет торчащих саморезов или голого металла, все аккуратно прикрыто декоративной отделкой. Индивидуальная подсветка, кармашки-сеточки, удобные сидения… Вы понимаете, что мы все еще говорим про утилитарное транспортное средство, которое перемещается по любым поверхностям и в любых направлениях? То-то же.

За рулём шамана

К креслу водителя я шёл, как пилот идёт к штурвалу самолёта: по длинному фюзеляжу да к высокотехнологичной панели управления. Тем паче, что рабочее место находится ровно посередине, что тоже непривычно. Зачем? Вспомним, например, Дефендер: там наоборот, сидишь вплотную к водительской двери и периодически лупишь её локтем левой руки.

Такая посадка, по задумке конструкторов, помогает видеть левый борт с колёсами. Да, всё видно. Но сидеть сбоку вездехода было бы гораздо хуже: габариты-то у него совсем другие. И тогда разработчики решили проблему просто: а пусть – подумали они – водитель сядет в центре.

Отсюда всё видно. Что же, они, по-моему, не ошиблись. Так следить за габаритами и вправду удобнее.Единственное замечание к креслу у меня было только одно: больно уж оно далеко от педалей. Регулировка, конечно, есть, но даже с ростом 179 см я не смог пододвинуть кресло так близко, как хотелось бы.

Длины ног, конечно, хватило, но осадочек остался. Ладно, бог с ним. Посмотрим, что тут на панели.Стрелочных приборов всего четыре: спидометр, тахометр, указатели давления масла и температуры охлаждающей жидкости. С ними, думаю, всё ясно. Также не вызывает вопросов блок управления головным светом, а имея чуть-чуть таланта и пять минут времени, можно разобраться и с салонным освещением, и с отоплением, и с кондиционерами, и с мультимедийной системой.

Испытание пургой

Идея отправиться в экспедицию «Север без преград» возникла в конце февраля. Гендиректор ООО «Авторос» Владимир Волхонский и многократный чемпион России по автоспорту, известный путешественник Евгений Павлов решили проехать по маршруту Тверь — Архангельск — Мезень — Канин Нос — Нарьян Мар — Архангельск — Тверь. Старт назначили на 4 марта, а вернуться обратно нужно было 30 марта и ни днём позже.

Всё потому, что единомышленники приурочили свою поездку сразу к двум знаменательным датам: всемирный день метеоролога 23 марта и президентские выборы 18 марта.

Времени на подготовку почти не было, действовали чуть ли не экспромтом, но решение уже было принято, и экипаж в составе девяти человек выдвинулся вовремя.

Бороться с суровым северным климатом вызвались квадроцикл, «УАЗ» и два вездехода «Шаман» производства компании «Авторос».

Желанная цель — мыс Канин нос – самая крайняя точка острова Канин, расположенная за Полярным кругом. Отправиться туда на колёсной технике ещё никто не осмеливался.

Путешественники выбрали вездеходы «Шаман» неслучайно: хотелось испытать их на северном пути. И обязательно в зимний период, потому что летом практически весь путь до мыса затянут непроходимыми болотами, по которым ехать совершенно невозможно.

«Для нас это был настоящий вызов: путешественникам за очень короткий промежуток времени нужно было проехать огромное расстояние с минимальным числом остановок и оказаться на месте в назначенный срок. Север не прощает легковесных планов, в пути могут возникнуть абсолютно разные ситуации. Наша команда не должна была допустить никаких осечек», — говорит Владимир Волхонский.

А еще интересно:  Полярный автопром: какими возможностями обладают новейшие арктические вездеходы России — РТ на русском

Во время экспедиции «Шаманы» с блеском справились с поставленной задачей. Они легко проезжали и по зимникам, и по нетронутому снегу.

Как отмечает заместитель генерального директора ООО «Авторос» Константин Радомский, многие участники путешествия были приятно удивлены тому, как легко вездеход поглощал снежные препятствия: «подобное доводится испытать нечасто, особенно на такой машине».

Многоножка с блокировкой

Шаман можно просто увидеть мельком и запомнить сразу. Не так много у нас восьмиколёсных вездеходов, да ещё и на колёсах низкого давления. А ещё он огромен. Его длина – 6,3 метра, высота – 2,7. Вот ширина скромная, всего два с половиной метра. И всё это не только ради более удобного маневрирования, но и с конкретной целью:

разрешить Шаману появляться на дорогах общего пользования. Да, его придётся регистрировать, но в Гостехнадзоре. Обычное водительское удостоверение, ясное дело, рулевому Шамана не пригодится, а вот удостоверение тракториста получить придётся.Основой вездехода является закрытая рама, которую называют попросту «лодкой».

На все случаи жизни

«Шаман» универсален и в то же время максимально прост в управлении.

Во-первых, руль в кабине автомобиля установлен посередине, что обеспечивает водителю максимальную обзорность, сравнимую с обзорностью в самолёте.

Во-вторых, колёсная формула 8х8 увеличивает площадь поверхности, создавая эффект «гусеницы».

В-третьих, вездеход оснащён шинами низкого давления. Именно они позволяют передвигаться по воде и слабонесущим грунтам. В движении боковины шины равномерно складываются, образуя увеличенное пятно контакта с поверхностью.

При езде можно выбрать один из трёх режимов управления: снег, болото и обычная дорога. На больших скоростях можно поворачивать только передние оси, а для поворотов с минимальным радиусом подключаются две задние оси. Кроме того, у вездехода есть функция «краба»: колёса управляются с помощью гидравлики, за счёт чего снегоболотоход может разворачиваться практически на месте всеми колёсами одновременно.

«Для чего это нужно? Во время езды по снегу или болоту вездеход оставляет отпечаток и может в нём провалиться.

При включении режима «краб» колесо не попадает в собственный след, что позволяет более эффективно двигаться по слабонесущим грунтам. «Шаман» не попадает в колею, даже если движется по прямой.

С такой функцией намного удобнее парковаться», — объяснил Владимир Волхонский.

Манёвренность вездеходу необходима, ведь по пути возникают разные непредвиденные ситуации. Например, экипажу «Севера без преград» пришлось воспользоваться «крабом», чтобы быстро отъехать в сторону.

«На определённом этапе дороги мы встретили тяжёлую технику, с которой не могли разъехаться. Я включил режим поворота «краб» и плавно съехал с дороги, забравшись на сугроб.

Вот такие внештатные ситуации, с которыми «Шаман» успешно справлялся», — рассказывает Константин Радомский.

При движении по снежной целине и зимникам участники экспедиции «Север без преград» столкнулись с ещё одной проблемой: днём ехать очень сложно, потому что на белом снегу не видно ни следов, ни каких-то складок рельефа. Поэтому путешественники, как и большинство опытных водителей, проезжали по труднопроходимым местам ночью. В этом им помогло комплексное освещение «Шамана»: светодиодные модули, световые балки и фароискатели.

«Мы ехали до Каниного носа в режиме «снег». По зимнику «Шаман» развивал скорость до 60 км/ч.

При езде по снегу нагрузка на вездеход была достаточно тяжёлая: когда едешь по снегу, не чувствуешь того, что чувствуешь при движении по зимнику.

Иногда снег задувал дорогу, создавая дополнительные препятствия. В такие моменты машина аж подпрыгивала.

А еще интересно:  Гусеничный двухмоторный вездеход «Серенький»

Спортивный обозреватель журнала «4х4 Полный Привод» и профессиональный фотограф Михаил Ласточкин, принимавший участие в экспедиции, сказал, что мы переплюнули ралли «Дакар», — вспоминает Радомский.

Собери своего «шамана»

Изначально компания «Авторос» создавала снегоболотоходы «Шаман» только для нефтегазовой отрасли.

Вездеход заточен под тяжёлые условия эксплуатации в любой, даже самой труднодоступной точке нашей необъятной родины.

На суше вездеход развивает скорость до 70 км/ч, а на воде — до 7 км/ч. Он может перевозить до 1,5 т на плотных грунтах, а на слабонесущих — до 1 т.

Дизельный двигатель Iveco F1C, 3.0 TD мощностью 146 л. с. обеспечивает максимальный крутящий момент в 350 Нм уже с 1200 об/мин. С углом опрокидывания 47 градусов вездеход способен пробираться сквозь любые преграды.

Разработчики постарались сделать надёжный и комфортный автомобиль, который сможет перевозить по территории месторождений и сотрудников, и оборудование.

Например, «Шаманы» на своих объектах использует «Газпром». Но по мере развития компании «Авторос», вездеходы нашли своё применение в сферах обслуживания, спасения и путешествий.

Сейчас каждый клиент может воспользоваться конфигуратором и самостоятельно собрать свой снегоболотоход: выбрать набор необходимых опций и убрать лишние.

Для того, чтобы вездеход выдерживал холодные температуры, его оснащают дополнительными подогревателями салона.

Универсальности вездеходам добавляет их герметичность: это позволяет машине проезжать даже по льду. Если он не выдержит большой массы и треснет, габаритная машина всё равно не сможет утонуть — «Шаман» немного просядет, но будет двигаться вперёд, ломая ледяную корку перед собой. Для подстраховки сзади него можно установить электрическую лебёдку, а спереди — гидравлическую.

С таким же успехом вездеход можно приобрести для транспортировки в районах с жарким климатом. Достаточно просто заменить обогреватели кондиционерами и установить более мощные радиаторы, чтобы они сильнее охлаждали зону двигателя.

Поэтому подведём некоторые итоги

Несомненным преимуществом Шамана является несвойственный большинству вездеходов комфорт. Причём не только у пассажиров, но и у водителя. Мало того, что отсутствие лишних рычагов управления делает его несвойственно лёгким, так ещё и сильно переучиваться водителю не придётся: всё интуитивно понятно, просто и по-автомобильному легко.

Даже механическая коробка передач работает как у хорошего автомобиля среднего класса. А центральное место с повёрнутыми к водителю боковыми панелями – это вообще находка, которая, правда, занимает много места: зато пользоваться удобно, всё под рукой.

Так что если вдруг надоело ремонтировать пневмоподвеску своего Ленд Ровера, то Шаман вполне может стать альтернативой.Чуть сложнее оценить габариты машины с ходовой частью. Огромный салон – разумеется, плюс. Но если поставить такую железную тушу на четыре колеса, ездить конструкция будет от кочки до кочки.

Было бы логично увидеть длинную машину на гусеницах, но создатели на это не пошли – дескать, у колёс нет большого давления на грунт, и вездеход не будет вредить экологии. Если быть откровенным, то и у гусеницы нет большого давления. И всё же конструкторы использовали колёса, причём восемь.

1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *