Клапан холостого хода
Клапан холостого хода, который многие автолюбители называют датчиком холостого хода, является одним из важных компонентов современных двигателей. Принцип его работы на словах очень прост: пропускать воздух во впускной коллектор (по сути, в обход дроссельной заслонки) и удерживать холостые обороты силового агрегата авто в заданных конструктивно пределах. Если рассмотреть особенность его работы, а также изучить основные неисправности, станет ясно, что это небольшое устройство хитрее, чем могло казаться на первых порах.
Датчик холостого хода – что это такое и зачем он нужен
Признаки неисправностей ДХХ:
- Троит машина или обороты странно ведут себя на нейтралке.
- Проблемы со стороны датчика холостого хода.
Причины неисправностей датчика
Поскольку регулятор холостого хода – вещь довольно простая, у него может быть всего 5 видов неисправностей:
- Недостаточный уровень топлива в баке.
- Перегрев двигателя.
- Проблемы с зажиганием.
- Повреждения проводов.
- Механические повреждения.
Диагностика датчика холостого хода
Если у вас возникли сомнения в работоспособности датчика холостого хода, обратитесь к специалистам для диагностики. Это позволит избежать серьезных поломок и увеличит срок службы вашего автомобиля.
Ошибки новичков в ремонте
Часто новички допускают ошибки в ремонте датчика холостого хода, которые могут привести к серьезным проблемам с двигателем. Важно следовать инструкциям и консультироваться с опытными механиками.
Регулятор холостого хода
Регулятор холостого хода — небольшой компонент дроссельного узла, который выполняет очень серьезную работу. Благодаря регулятору двигатель автомобиля не требует долгого прогрева и хорошо работает на холостых оборотах.
Подход к регулировке холостого хода за последние 10-15 лет серьезно изменился. Все более востребованными становятся электронные дроссельные заслонки, которые не нуждаются в регуляторе, так как с его задачами справляется сама заслонка. Такие дроссели не боятся низких температур и поломок механических элементов, так как их практически нет. Выпускать регуляторы подобного типа будут еще очень долгое время.
Regulator of the idling: construction, principle of operation
Если педаль газа нажимается – заслонка приоткрывается, и в двигатель поступает воздух, который смешивается с топливом, поджигается, взрывается и обеспечивает обороты.
Вся эта схема хорошо работает только тогда, когда педаль газа нажата.
Регулятор холостого хода
Если же педаль не нажата, то дроссельная заслонка полностью перекрывает канал, воздух не поступает, машина глохнет. Ну, должна глохнуть, хотя по факту авто работает на холостых оборотах.
Байпасный канал
Даже когда дроссельная заслонка полностью закрыта, воздух проникает через байпасный канал и поступает в двигатель, что позволяет последнему работать на низких оборотах. Но иногда байпасный канал нужно частично или полностью перекрывать – когда машина заглохла или когда водитель жмет на педаль газа. Для этого существует маленький электродвигатель с запорной иглой – регулятор холостого хода.
Структура регулятора
Выглядит он вот так:
- Крайне простой электромотор
- Умеет выдвигать наружу и задвигать внутрь свою иглу
По конструкции электромотор имеет 4 клеммы, в зависимости от того, на какую подается электричество, электромотор выдвигает/задвигает иглу.
Датчики и блок управления
Регулятор холостого хода не является датчиком, поскольку он не снимает какие-то данные, а лишь регулирует подачу воздуха в байпасный канал. Работа его регулируется датчиками, данные с которых попадают в блок управления, который принимает решение о работе регулятора холостого хода.
Виды регуляторов
На большинстве автомобилей установлены ступенчатые регуляторы холостого хода. Для замены необходимо учитывать количество контактов — соленоидный имеет 2 контакта, роторный 3, а ступенчатый 4.
Датчик холостого хода на автомобиле Нива
Автомобиль Нива начал выпускаться еще при советском союзе, и с течением времени был модернизирован. Для работы с новыми двигателями с инжекторным впрыском топлива необходимо использовать датчики, включая датчик холостого хода 21203 – 1148300.
Датчик используется для стабилизации подачи воздуха, когда двигатель работает на холостых оборотах.
## Регулятор холостого хода и его принцип работы
В данном режиме работы дроссельная заслонка остается закрытой, правильно сформировать процентное соотношение топливо/воздух помогает датчик, который определяет, какое количество воздуха должно пройти через впускной тракт для низких оборотов.
## Работа на средних и низких оборотах
Во время работы мотора на средних и низких оборотах ДХХ дополнительно стабилизирует работу ДВС при значительном повышении напряжения от генератора. Регулятор холостого хода срабатывает на увеличение подачи впуска воздуха в цилиндры.
## Принцип работы
Этот воздух учитывается датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ)и, в соответствии с его количеством, контроллер осуществляет подачу топлива в двигатель через топливные форсунки. По датчику положения коленчатого вала контроллер отслеживает количество оборотов двигателя и в соответствии с режимом работы двигателя управляет РХХ, таким образом добавляя или снижая подачу воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки.
## Регулятор холостого хода на Ниве 2123
На Ниве 2123 регулятор холостого хода выполнен в виде маленького электропривода с пружиной и штоком, имеющим окончание в виде иглы, которые заключены в одном корпусе.
## Датчик холостого хода 21203 – 1148300
Датчик холостого хода 21203 – 1148300 начинает работу во время поворота ключа в замке зажигание. В этот момент шток упирается в специальное отверстие, чтобы считать необходимые шаги, после чего клапан уходит в изначальное положение.
## Регулятор на холостом ходу
Когда водитель убирает ногу с педали газа, дроссельная заслонка закрывается полностью. Весь воздух, необходимый для работы на холостом ходу (ХХ), поступает через отдельный канал, частично перекрываемый программно-управляемым клапаном.
## Принцип работы шагового двигателя
Регулятор представляет собой шаговый двигатель с двумя обмотками якоря. Одна из обмоток предназначена для движения штока вперед, на закрытие канала, вторая – в противоположном направлении. Каждый двуполярный импульс заставляет шток делать один шаг. Полный ход составляет 255 шагов.
Симптомы неисправности регулятора холостого хода (РХХ)
- При остановке автомобиля двигатель глохнет.
- На холостых оборотах при активации зажигания обороты коленвала нестабильны. Плавающий ход сохраняется даже для высших передач.
- При включении салонного оборудования (печка, кондиционер, свет) обороты двигателя значительно падают.
- Повышенные обороты на холодном двигателе абсолютно отсутствуют.
- Обороты холостого хода плавают.
- Автомобиль глохнет, когда пытаетесь сменить передачу на КПП.
Диагностика и решение проблемы
- Контроллер должен быть настроен на 850 оборотов в минуту.
- При подаче всех 255 импульсов прямого хода на РХХ, шток клапана сместится вперед, полностью перекрыв воздушный канал.
- Выдав заданное количество импульсов обратного хода, задается начальный зазор в канале.
- Механизм регулирования по сигналам датчика коленвала отслеживает скорость вращения и отрегулирует требуемые обороты.
- При неисправности РХХ, сигнал Чек на панели водителя не загорается, поэтому диагностика может быть сложной.
- Для замены РХХ на автомобилях Chevrolet Niva -2123, ВАЗ 2131 (НИВА) и ВАЗ – 2120 необходим датчик с каталожным номером 21203–1148300.
- Сравните и убедитесь, что интернет-магазин Дискаунтер предлагает минимальные затраты на ремонт.
Оплата и доставка
- Оплата картой на сайте через ПАО СБЕР БАНК доступна.
- Есть возможность оплатить только за заказ и доставку оплатить при получении товара.
- Также можно воспользоваться переводом через Сбер Online, Tinkoff, AlfaBank и другими способами оплаты.
Удачных покупок!
Уважаемые покупатели если Вы приняли решение купленные в нашем интернет магазине — Вам полезно будет знать !
Срок возврата товара составляет 14 дней с момента получения товара.
, производится на ваш банковский счёт в течение 5-30 рабочих дней (срок зависит от банка, который выдал вашу банковскую карту).
Как распознать поддельный регулятор холостого хода
К несчастью, современный рынок контрафактной продукции предлагает практически все, что автолюбителю может понадобиться для ремонта. В большинстве случаев распознать подделку несложно, особенно если производитель оригинальный запчастей защищает свои товары , или . Вот только серьезных и хорошо заметных защитных признаков у регуляторов холостого хода большинства производителей попросту нет. Вполне надежная проверка подлинности требует наличия оригинального регулятора, с которым и будет сравниваться купленный/запланированный к покупке. Вот что нужно сделать:
Ошибки новичков в ремонте
Чаще всего новички совершают следующие ошибки:
Диагностика датчика холостого хода
Будем честны, самый простой способ диагностики – замена регулятора холостого хода на новый (вместе с уплотнительным кольцом). Проблема исчезла – отлично, не исчезла – ищем дальше.
Почему это – самый простой способ? Потому что датчик холостого хода: а) стоит около 600 рублей; б) не разбирается.
Но если у вас нет возможности купить новый регулятор холостого хода сейчас, вы можете сделать следующее:
FAQ
С выбором нового устройства нет особых сложностей. Особых нюансов в подборе датчика в зависимости от страны сборки автомобиля тоже нет. Обращать внимание при выборе устройства стоит скорее на , о чем чуть позже. Чтобы быть уверенным в том, что регулятор подойдет к вашему двигателю, при выборе необходимо руководствоваться чем-то из следующего:
Сегодня все больше автолюбителей ищут запчасти по данным своего транспортного средства. Такой метод поиска стал невероятно удобным благодаря развитию интернет-магазинов. Впрочем, в них также реализован поиск по кодам. Как и было указано выше, отдавать предпочтение стоит регуляторам от известных производителей. Например: Bosch, , Continental, VDO/Siemens. Более дешевые устройства от Era, LCC и других фирм нижнего звена имеют значительно меньший эксплуатационный ресурс, так что особого смысла в экономии нет. Стоит опасаться лишь подделок.
Проверка и ремонт
Как уже было сказано выше, в случае если дроссельный узел вашего автомобиля защищен кожухом, добраться до регулятора может быть не просто. Перед началом проверки советуем изучить этой узел, а также проверить целостность проводки. Важный момент: дальнейшая проверка регулятора не может быть произведена корректно при . Если со всем этим проблем нет, то можно приступить к проверке. Существует несколько методов:
Сразу отметим, что в случае выхода из строя элементов «начинки» датчика менять придется все устройство — оно не является ремонтопригодным. Однако некоторые манипуляции могут решить проблему хотя бы на время. Так, например, если вы проверили регулятор вторым методом и убедились в том, что шток перестал двигаться, проделайте следующее:
Если чистка регулятора не дала результатов, придется покупать новое устройство. Автолюбитель может его разобрать и попытаться выявить причину поломки. В большинстве случаев регулятор перестает исправно работать в случае негодности направляющей конусной иглы (клин, истирание, деформация).
Ремонт ДХХ
В общем-то, есть всего 2 способа ремонта регулятора холостого хода: прочистка или замена. Прочистить можно байпасный канал и иглу, если это не помогло – меняйте.
Простой китайский датчик холостого хода стоит около 600 рублей, и за эти деньги вы или исправите проблему, либо узнаете, что проблема не в РХХ – что, в общем-то, дешево как для ремонта, так и для диагностики.
Где находится ДХХ
Где стоит регулятор холостого хода? Он расположен на двигателе, около впускного коллектора, над дроссельной заслонкой:
Обычно крепится двумя винтами, которые без проблем откручиваются – если что-то закорело, можно использовать ВД-40.
Подробнее о конструкции и работе
Итак, регулятор холостого датчика (РХХ), он же датчик и клапан холостого хода. Работает в тандеме с электронным блоком управления авто. На вопрос о том, где находится датчик холостого хода, ответить очень просто — рядом с дроссельной заслонкой. В современных авто он зачастую размещается внутри дроссельного узла, защищенного кожухом. Само устройство состоит из таких элементов:
Суть работы регулятора в изменении сечения канала, по которому воздух поступает к двигателю в том случае, когда дроссельная заслонка закрыта. Как только зажигание включается, РХХ выдвигает шток и игла попадает в специальное калибровочное отверстие. Уже при запуске мотора регулятор приоткрывает проход, через который воздух может пройти дальше. В случае если охлаждающая жидкость , регулятор подает еще — это позволяет двигателю работать на более высоких оборотах и, соответственно, быстрее прогреваться. Кстати, именно благодаря работе регулятора автомобиль может стартовать с места практически сразу — риска заглохнуть минимален. На сегодняшний момент регуляторы холостого хода подразделены на три типа. А именно:
Как показала практика, регуляторы всех трех типов имеют неплохой эксплуатационный ресурс и выходят из строя по одним и тем же причинам. Схемы подключения регуляторов одинаковы для всех трех типов.
Неисправности датчика холостого хода
К несчастью, даже современные датчики холостого хода не имеют системы самодиагностики, так что владельцу авто придется выявлять поломку по косвенным признакам. Заметим, что при поломке даже не загорится индикатор “Check Engine”. Проблема будет крыться в недостатке или, напротив, избытке кислорода, поступающего к двигателю на холостых. Это и нужно учитывать. Признаки поломки РХХ будут следующими:
Как видите, симптомы практически те ж, что и при поломке датчика положения дроссельной заслонки, однако есть одно важное отличие — при его поломке загорается “Check Engine”. Как и в случае проблем с ДПДЗ игнорирование проблемы чреваты ускоренным износом двигателя, а также практически всех элементов топливной системы. К слову, сам регулятор изнашивается быстрее, если в дроссельный узел попадают сторонние жидкости, а также редко меняется воздушный фильтр.
Признаки неисправностей ДХХ
Все признаки неисправности регулятора холостого хода так или иначе связаны с поведением двигателя:
Вывод
После того, как вы установите новый РХХ, вам нужно будет откалибровать его.