Устройство неисправности и выбор нового устройства

Почему плавают обороты двигателя?

Самые частые причины – нагар в дроссельной заслонке и неисправность регулятора холостого хода.

Также плавающие обороты могут вызывать ДМРВ, свечи зажигания, пропуск воздуха на впускном коллекторе.

Симптомы нестабильной работы двигателя

Нестабильная работа может проявляться на холостых оборотах, непрогретом ДВС, на ходу.

Если вы заметили, что стрелка тахометра бегает, а мотор то сильно рычит, то затихает, нужно искать причину.

Клапан холостого хода

Клапан холостого хода, который многие автолюбители называют датчиком холостого хода, является одним из важных компонентов современных двигателей.

Принцип его работы на словах очень прост: пропускать воздух во впускной коллектор (по сути, в обход дроссельной заслонки) и удерживать холостые обороты силового агрегата авто в заданных конструктивно пределах.

Датчик холостого хода – что это такое и зачем он нужен

Признаки неисправностей ДХХ

Причины неисправностей датчика

Диагностика датчика холостого хода

Ошибки новичков в ремонте

Причины неисправностей датчика

Поскольку регулятор холостого хода – вещь довольно простая, у него может быть всего 5 видов неисправностей:

  1. Нагар;
  2. Пыль и грязь;
  3. Коррозия;
  4. Обрыв проводки;
  5. Внутренний механический дефект.

Как проверить датчик холостого хода?

В разделах материала вы узнаете: что такое датчик/регулятор холостого хода, где находится эта деталь, как определить, неисправен датчик или нет, как проверить датчик холостого хода и какой ремонт вы можете совершить самостоятельно.

Регулятор холостого хода

Регулятор холостого хода — небольшой компонент дроссельного узла, который выполняет очень серьезную работу.

Благодаря регулятору двигатель автомобиля не требуют долгого прогрева и хорошо работает на холостых оборотах.

Подход к регулировке холостого хода за последние 10-15 лет серьезно изменился. Все более востребованными становятся электронные дроссельные заслонки, которые не нуждаются в регуляторе, так как с его задачами справляется сама заслонка.

Такие дроссели не боятся низких температур и поломки механики, так как ее практически нет.

Что касается автомобилей с классическими дроссельными заслонками двигателей, то подобрать соответствующие им регуляторы сегодня довольно просто.

Выпускать их будут еще очень долгое время.

Регулятор холостого хода: как это работает?

Для начала поговорим о том, что это и зачем оно нужно, и начнем мы с двигателя. Вне зависимости от вида топлива, бензин или дизель, двигатель держит обороты за счет взрыва топливной смеси из топлива + кислорода внутри своих камер. Топливо подается, грубо говоря, по трубам, а вот кислород берется из атмосферного воздуха, который предварительно фильтруется воздушным фильтром.

Подача воздуха осуществляется через канал, который ведет из воздушного фильтра ко впускному коллектору. В этом канале установлена дроссельная заслонка – шторка, которая закрывает воздушный канал, когда педаль газа не нажата. Если педаль газа нажимается – заслонка приоткрывается, и в двигатель поступает воздух, который смешивается с топливом, поджигается, взрывается и обеспечивает обороты.

Работа двигателя

Вся эта схема хорошо работает только тогда, когда педаль газа нажата. Если же педаль не нажата, то дроссельная заслонка полностью перекрывает канал, воздух не поступает, машина глохнет. Ну, должна глохнуть, хотя по факту авто работает на холостых оборотах.

Байпасный канал

Потому что над основным каналом есть байпасный. Даже когда дроссельная заслонка полностью закрыта, воздух проникает через байпасный канал и поступает в двигатель, что позволяет последнему работать на низких оборотах.

Регулятор холостого хода

Но иногда байпасный канал нужно частично или полностью перекрывать – когда машина заглохла или когда водитель жмет на педаль газа. Для этого существует маленький электродвигатель с запорной иглой – регулятор холостого хода. Выглядит он вот так:

  • Электродвигатель
  • Игла
  • Клеммы

По конструкции – это крайне простой электромотор, который умеет выдвигать наружу и задвигать внутрь свою иглу. Собственно, конструкционно здесь больше описывать и нечего: есть 4 клеммы, в зависимости от того, на какую подается электричество, электромотор иглу выдвигает/задвигает.

Датчики и регулировка

Насчет датчика – эта часть авто датчиком не является, потому что датчик должен снимать какие-то данные откуда-то, а регулятор холостого хода никакие данные не снимает – он только регулирует подачу воздуха в байпасный канал, находящийся над дроссельной заслонкой. А вот его работа уже регулируется датчиками.

Виды регуляторов холостого хода

Данные, которые снимаются с этих датчиков, попадают в блок управления, который уже и принимает решение о том, что должен сделать регулятор холостого хода. В большинстве авто сейчас стоят ступенчатые регуляторы холостого хода, поэтому проблем с покупкой нового (для замены) быть не должно. Но если вы все же сомневаетесь, то достаньте регулятор холостого хода и посмотрите, сколько у него контактов.

  • 2 контакта: соленоидный
  • 3 контакта: роторный
  • 4 контакта: ступенчатый

Частые причины плавающих оборотов двигателя

Очень кратко упомянем про виды. Важно помнить о принципах работы регулятора холостого хода и его важности для стабильной работы двигателя.

Если впускная система разгерметизировалась, мотор на холостом ходу глохнет или вообще отказывается запускаться.

Если микротрещин или прочих повреждений на коллекторе не наблюдается, но присутствуют плавающие обороты, необходимо проверить прокладку. Возможно, произошло усыхание детали и начал проходить воздух. В этой ситуации происходит обеднение смеси за счет попадания большего, чем нужно, количества воздуха в цилиндры.

Трещины возникают чаще всего на коллекторах, выполненных из пластика.

Еще, как вариант, могут рассохнуться и потрескаться воздушные патрубки. Происходит это из-за резких температурных перепадов.

Если в машине есть система EVAP, выполните проверку клапана адсорбера. Если элемент вышел из строя, то может наблюдаться нестабильная работа двигателя, при этом появятся характерные звуки щелчков клапана. Чтобы избежать вероятных поломок системы, некоторые автолюбители предпочитают удалить адсорбер.

Неисправности регулятора холостого хода (РХХ)

Роль этого датчика (клапана) состоит в регулировании воздуха, который поступает, минуя закрытую дроссельную заслонку на холостом ходу, через дополнительный канал. Это может быть еще одним объяснением, почему начали плавать обороты двигателя.

При этом, кроме колеблющихся холостых, выход из строя регулятора холостого хода может привести к затрудненному пуску двигателя, его остановке в момент переключения передач или сброса газа, а также к полной невозможности перехода на холостой ход.

В данном случае можно выполнить промыву РХХ составом для очистки карбюратора.

Что необходимо первым делом выполнить при подозрении на наличие данной проблемы:

Поломка клапана вентиляции картерных газов

Внутри системы повышается давление, если клапан забит или плохо открывается. В данном случае в камеру сгорания попадает превышенное количество газов. Распознать проблему можно по масляным подтекам, выдавленным картерными газами из сальников и прокладок.

Цена нового клапана вентиляции картера невысокая, поэтому при обнаружении проблем с этой деталью лучше сразу ее заменить.

Почему еще обороты двигателя на холостом плавают? Мотор может работать нестабильно еще и по причине изношенных патрубков вентиляционной системы, в особенности если на них уже появились трещины. Трубки со временем утрачивают эластичность и упругость, а это значит, что они забиты нагаром. Чаще всего их меняют, но, если состояние некритичное, вполне можно произвести чистку.

Выход из строя датчика массового расхода воздуха (ДМРВ)

ДМРВ находится между дросселем и воздушным фильтром. Его задача – контролировать количество поступающего воздуха. Электронный блок управления определяет объем впрыскиваемого горючего на основе данных, которые передает ему ДМРВ.

При неработающем двигателе напряжение исправного датчика составляет 1 вольт (отклонение – до 0,02 вольта). Ремонтировать деталь или устанавливать новый датчик нужно, если значение составляет свыше 1,05 или менее 0,98 вольта.

Внутри ДМРВ расположен терморезистор, который также может выйти из строя, что приводит к неправильным регулировке и распределению объема воздуха. В некоторых случаях решить проблему помогает прочистка датчика, однако чаще всего деталь приходится менять. Специалисты настоятельно рекомендуют приобретать качественные оригинальные запчасти.

### Загрязненные топливные форсунки

Если форсунки забились, они начинают неправильно распылять ГСМ. Признаки неполадок:

- Уменьшение мощности двигателя
- Тяжелый запуск холодного двигателя
- Нестабильная работа холостого хода

Качественно почистить форсунки с помощью присадок не получится, поэтому лучше всего сразу обратиться в автосервис, где мастера произведут профессиональную чистку на стенде.

## Неисправности датчика холостого хода

К несчастью, даже современные датчики холостого хода не имеют системы самодиагностики, так что владелец авто придется выявлять поломку по косвенным признакам. 

Заметим, что при поломке даже не загорится индикатор “Check Engine”. Проблема будет крыться в недостатке или, напротив, избытке кислорода, поступающего к двигателю на холостых. Признаки поломки РХХ будут следующими:

- Резкое падение мощности двигателя
- Нестабильная работа холостого хода
- Повышенный расход топлива

Как видите, симптомы практически те же, что и при поломке датчика положения дроссельной заслонки, однако есть одно важное отличие - при его поломке загорается “Check Engine”. Как и в случае проблем с ДПДЗ игнорирование проблемы чревато ускоренным износом двигателя, а также практически всех элементов топливной системы. 

К слову, сам регулятор изнашивается быстрее, если в дроссельный узел попадают сторонние жидкости, а также редко меняется воздушный фильтр.

## Как распознать поддельный регулятор холостого хода

К несчастью, современный рынок контрафактной продукции предлагает практически все, что автолюбителю может понадобиться для ремонта. В большинстве случаев распознать подделку несложно, особенно если производитель оригинальный запчастей защищает свои товары. Вот только серьезных и хорошо заметных защитных признаков у регуляторов холостого хода большинства производителей попросту нет.

Вполне надежная проверка подлинности требует наличия оригинального регулятора, с которым и будет сравниваться купленный/запланированный к покупке. Вот что нужно сделать:

1. Сравнить вес регуляторов, оригинальные модели обычно тяжелее подделок.
2. Проверить качество покраски и отсутствие царапин.
3. Обратить внимание на стикеры с логотипом производителя.

## Ремонт ДХХ

В общем-то, есть всего 2 способа ремонта регулятора холостого хода: прочистка или замена. Прочистить можно байпасный канал и иглу, если это не помогло – меняйте. 

Простой китайский датчик холостого хода стоит около 600 рублей, и за эти деньги вы или исправите проблему, либо узнаете, что проблема не в РХХ – что, в общем-то, дешево как для ремонта, так и для диагностики.

## Проверка и ремонт

Как уже было сказано выше, в случае если дроссельный узел вашего автомобиля защищен кожухом, добраться до регулятора может быть не просто. Перед началом проверки советуем изучить этой узел, а также проверить целостность проводки. Важный момент: дальнейшая проверка регулятора не может быть произведена корректно при . Если со всем этим проблем нет, то можно приступить к проверке. Существует несколько методов:

Сразу отметим, что в случае выхода из строя элементов «начинки» датчика менять придется все устройство — оно не является ремонтопригодным. Однако некоторые манипуляции могут решить проблему хотя бы на время. Так, например, если вы проверили регулятор вторым методом и убедились в том, что шток перестал двигаться, проделайте следующее:

Если чистка регулятора не дала результатов, придется покупать новое устройство. Автолюбитель может его разобрать и попытаться выявить причину поломки. В большинстве случаев регулятор перестает исправно работать в случае негодности направляющей конусной иглы (клин, истирание, деформация).

Товары из категории

Устройство неисправности и выбор нового устройства

Устройство неисправности и выбор нового устройства

Перейти в каталог

Вышедшие из строя свечи зажигания

При поломке даже одной свечи можно столкнуться с нестабильными оборотами. Главными причинами неисправности являются:

Если появился масляный нагар, выполните проверку поршневых колец и сальников клапанов. Заброс масла также может быть вызван загрязненной системой вентиляции картерных газов. При попадании на свечи бензина рекомендуется выполнить диагностику форсунок.

Слабое давление в топливной системе

Это также может быть ответом на вопрос, почему при запуске двигателя плавают обороты. В данном случае проверяют состояние топливных фильтров тонкой и грубой очистки, при наличии проблем производят замену расходников.

Недостаточное давление также может наблюдаться по причине поломки вакуумного клапана-регулятора, расположенного в топливной рампе, либо из-за выхода из строя топливораздаточного устройства.

Проблемы с клапаном рециркуляции выхлопных газов (EGR)

Основная задача EGR заключается в перенаправлении определенного объема газов из выпускного во впускной коллектор. Это позволяет улучшить экологические показатели ДВС. Однако этот клапан способен забиваться сажей, вот почему плавают обороты и глохнет двигатель.

Причем самым очевидным признаком наличия проблем с клапаном рециркуляции выхлопных газов является выключение мотора из-за резкого падения оборотов при торможении. Автомобиль можно снова завести, и он будет ехать дальше, пока опять не залипнет EGR.

Проблема решается посредством чистки или замены детали.

Снижение компрессии в цилиндрах

Компрессия может упасть по следующим причинам:

Что значит плавающие обороты двигателя

Начали плавать обороты двигателя? Не игнорируйте проблему. Ведь именно этот фактор одним из первых указывает на то, что с вашим транспортным средством не все в порядке. Своевременная диагностика и устранение неисправности помогут избежать поломки важных систем и узлов, а также дорогостоящего ремонта автомобиля.

Почему плавают обороты двигателя? Причина может крыться как в самом моторе, так и в других системах. Обнаружить корень проблемы самостоятельно непросто, поэтому если мотор начал «чудить», поспешите обратиться в автомастерскую.

На наличие сбоев в количестве оборотов могут указывать такие признаки:

Устройство неисправности и выбор нового устройства

Что значит плавающие обороты двигателя

Почему плавают обороты двигателя на холостом ходу? Это проблема те только лишь холостого хода. Просто при езде вы можете не заметить серьезных колебаний – они практически не привлекают внимание.

Как распознать? Мотор заведенного авто, который еще не начал движение, работает примерно на 700-800 об/мин. А вот уже диапазон колебаний 500-1000 оборотов свидетельствует о наличии явной проблемы.

Диагностика датчика холостого хода

Будем честны, самый простой способ диагностики – замена регулятора холостого хода на новый (вместе с уплотнительным кольцом). Проблема исчезла – отлично, не исчезла – ищем дальше.

Почему это – самый простой способ? Потому что датчик холостого хода: а) стоит около 600 рублей; б) не разбирается.

Но если у вас нет возможности купить новый регулятор холостого хода сейчас, вы можете сделать следующее:

Признаки неисправностей ДХХ

Все признаки неисправности регулятора холостого хода так или иначе связаны с поведением двигателя:

Часто задаваемые вопросы о плавающих оборотах двигателя

В каком бы состоянии ни был аккумулятор, он никоим образом не оказывает влияния на работу мотора. Из наблюдений опытных автомобилистов можно сделать вывод, что нестабильность оборотов иногда проявляется сразу после замены АКБ, но показатели через время стабилизируются. Чтобы быстро решить проблему, рекомендуется отключить и снова подключить клеммы. Если такая манипуляция не помогла, отправляйтесь в автосервис.

Почему плавают обороты на дизельном двигателе или бензиновом при включении системы кондиционирования?

Если кондиционер работает исправно, то выполните диагностику регулятора холостого хода и дросселя. В принципе, здесь нужен тщательный анализ плавающих оборотов, следовательно, лучше всего сразу отправить машину на диагностику.

От каких датчиков зависят обороты ДВС?

На самом деле их много, однако из основных стоит выделить: датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), датчик расхода воздуха (ДМРВ), регулятор холостого хода (РХХ), датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).

Почему плавают обороты двигателя при движении во время нажатия на тормоз?

Такое происходит, если есть неполадки с вакуумным усилителем тормозной (ВУТ) системы, напрямую связанным со впускным коллектором. При ослаблении герметичности воздух из системы уходит в топливо.

Однако это не единственная причина, почему на прогретом двигателе плавают обороты. Нестабильность может быть связана не только с поломкой ВУТ, но и с другими неполадками. Поэтому лучше обратиться в сервис, где специалисты быстро и точно поставят «диагноз» и устранят имеющиеся проблемы.

FAQ

Итак, регулятор холостого датчика (РХХ), он же датчик и клапан холостого хода. Работает в тандеме с электронным блоком управления авто. На вопрос о том, где находится датчик холостого хода, ответить очень просто — рядом с дроссельной заслонкой. В современных авто он зачастую размещается внутри дроссельного узла, защищенного кожухом. Само устройство состоит из таких элементов:

Суть работы регулятора в изменении сечения канала, по которому воздух поступает к двигателю в том случае, когда дроссельная заслонка закрыта. Как только зажигание включается, РХХ выдвигает шток и игла попадает в специальное калибровочное отверстие. Уже при запуске мотора регулятор приоткрывает проход, через который воздух может пройти дальше. В случае если охлаждающая жидкость , регулятор подает еще — это позволяет двигателю работать на более высоких оборотах и, соответственно, быстрее прогреваться. Кстати, именно благодаря работе регулятора автомобиль может стартовать с места практически сразу — риска заглохнуть минимален. На сегодняшний момент регуляторы холостого хода подразделены на три типа. А именно:

Как показала практика, регуляторы всех трех типов имеют неплохой эксплуатационный ресурс и выходят из строя по одним и тем же причинам. Схемы подключения регуляторов одинаковы для всех трех типов.

Где находится ДХХ

Где стоит регулятор холостого хода? Он расположен на двигателе, около впускного коллектора, над дроссельной заслонкой:

Обычно крепится двумя винтами, которые без проблем откручиваются – если что-то закорело, можно использовать ВД-40.

Плавающие обороты двигателя из-за некорректной работы дроссельной заслонки

Неправильная работа дроссельной заслонки – одна из причин, почему плавают обороты двигателя. Подача воздуха в цилиндры на холостом ходу осуществляется с помощью регулятора холостого хода (РХХ). Регулирующий механизм пропускает требуемое количество вещества для создания топливовоздушной смеси. При езде дроссельная заслонка выполняет ту же роль, только она при этом должна быть закрытой.

Именно дроссельная заслонка, а вернее, ее неправильная работа, может стать причиной скачущих оборотов на холостом ходу. Чаще всего это происходит из-за возникновения зазора либо по причине загрязнения детали.

При попадании чрезмерного количества воздуха электронный блок управления (ЭБУ) начинает выделять много горючего для топливовоздушной смеси. В результате повышаются обороты. Распознав ошибку, ЭБУ автоматически уменьшает подачу топлива, и обороты снижаются. Все повторяется по кругу.

Заслонка, при наличии загрязнений, закрывается неплотно, что приводит к вбросу лишнего воздуха в систему. Чтобы исправить неполадку, необходимо прочистить дроссельный узел.

Неплотное прилегание заслонки является более сложной проблемой, решить которую можно двумя способами:

Отметим, что в закрытом состоянии заслонка тоже пропускает воздух, то есть она негерметична, однако просачивание настолько незначительное, что это никак не сказывается на работе мотора. Под герметичностью здесь стоит понимать отсутствие визуального просвета.

Устройство неисправности и выбор нового устройства

Плавающие обороты двигателя из-за некорректной работы дроссельной заслонки

Производитель при выпуске детали выполняет обработку ее краев антифрикционным составом, облегчающим процесс открывания/закрывания и повышающим износостойкость трущихся элементов.

Защитный слой при интенсивной эксплуатации либо в результате усиленного удаления загрязнений может стереться. Иногда это происходит потому, что водитель пытается избавиться от покрытия, приняв его за нагар.

Герметичность восстанавливается с помощью нанесения нового слоя антифрикционного материала. Составы можно приобрести в автомагазине, они поставляются в баллончиках и наносятся методом распыления. Полимеризация осуществляется при комнатной температуре, в результате чего формируется новый сухой защитный слой, понижающий трение и повышающий износостойкость детали. Герметичность заслонки в итоге восстанавливается, она становится более чувствительной, меньше загрязняется, на ней не так быстро образуется нагар.

Если воздух начал поступать в результате износа уплотнителей или обрыва шлангов, то необходимо произвести замену этих расходников.

Ошибки новичков в ремонте

Чаще всего новички совершают следующие ошибки:

Подбор нового датчика холостого хода

С выбором нового устройства нет особых сложностей. Особых нюансов в подборе датчика в зависимости от страны сборки автомобиля тоже нет. Обращать внимание при выборе устройства стоит скорее на , о чем чуть позже. Чтобы быть уверенным в том, что регулятор подойдет к вашему двигателю, при выборе необходимо руководствоваться чем-то из следующего:

Сегодня все больше автолюбителей ищут запчасти по данным своего транспортного средства. Такой метод поиска стал невероятно удобным благодаря развитию интернет-магазинов. Впрочем, в них также реализован поиск по кодам. Как и было указано выше, отдавать предпочтение стоит регуляторам от известных производителей. Например: Bosch, , Continental, VDO/Siemens. Более дешевые устройства от Era, LCC и других фирм нижнего звена имеют значительно меньший эксплуатационный ресурс, так что особого смысла в экономии нет. Стоит опасаться лишь подделок.

Вывод

После того, как вы установите новый РХХ, вам нужно будет откалибровать его.

А еще интересно:  Устранение шума: решения проблемы шумного выжимного подшипника в сцеплении
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *