Страница 1 из 3
Автомобиль оборудован двумя тормозными системами: рабочей и стояночной. В случае повреждения рабочей системы остановку автомобиля осуществляет исправная часть (контур тормозного привода передних или задних колесных тормозов) рабочей тормозной системы. Каждая тормозная система состоит из тормозных механизмов тормозов) и тормозного привода.
Рабочая тормозная система действует на все колеса автомобиля и приводится от педали при нажатии на нее ногой. Рабочая тормозная система включает передние и задние тормозные механизмы и гидравлический двухконтурный привод: первичный (передних тормозов) и вторичный (задних тормозов).
Содержание
Проверка эффективности работы вакуумного усилителя
При выходе из строя вакуумного усилителя значительно возрастает усилие на педали тормоза, что негативно сказывается на управлении автомобилем. Если усилие на педали при торможении заметно увеличилось по сравнению с обычным, проверьте усилитель тормозов на неподвижном автомобиле.
Вам потребуются: отвертка, резиновая груша.
1. При неработающем двигателе нажмите на педаль тормоза 5–6 раз. Удерживая педаль тормоза в нажатом положении, пустите двигатель. Педаль тормоза должна переместиться вперед. Если этого не произошло, проверьте
2. плотность посадки вакуумного шланга на штуцере впускной трубы и
3. на обратном клапане. При необходимости в зависимости от дефекта подтяните хомут крепления шланга, замените хомут или шланг.
Ослабление креплений, повреждение деталей не допускаются. Ослабевшие крепления подтяните, поврежденные детали замените.
4. Для проверки обратного клапана отсоедините от клапана вакуумный шланг.
5. Выньте клапан из корпуса усилителя.
6. Наденьте на штуцер большего диаметра (которым клапан вставляется в усилитель) резиновую грушу и сожмите ее. При этом
7. воздух должен выйти через клапан. Отпустите грушу. Если она осталась в сжатом состоянии, значит, клапан исправен. В противном случае замените клапан. При отсутствии груши можно продуть клапан ртом.
Тормоза Нивы
Полноприводный автомобиль повышенной проходимости «Нива» — современная скоростная и комфортабельная машина. А значит, все самые высокие современные требования к тормозам — их эффективности и надежности, к устойчивости машины при торможении и способности ее сохранять направление движения (оставаться в «коридоре» шириной 3,5—3,6 м) полностью относятся и к ВАЗ—2121.
На «Ниве», как и на других автомобилях ВАЗ, выбрана схема с передними дисковыми и задними барабанными тормозами. У полноприводной машины колесная база короче, а центр тяжести, естественно, выше, чем у «жягулей». И при.
торможении эти измененные параметры дают о себе знать: у ВАЗ —2121 перераспределение нагрузки между осями, разгрузка задних и перегрузка передних происходят более резко. И из-за этого на «Ниве» нельзя было использовать традиционную для завода схему раздельного гидропривода тормозов.
Один задний контур не обеспечивал бы достаточно эффективного торможения, остановочный путь оказался бы слишком велик. Поэтому на «Ниве» применили такую схему гидропривода, при которой в любом случае будут работать передние дисковые тормоза.
Два рабочих тормозных цилиндра каждого переднего колеса соединены с одной полостью главного тормозного цилиндра и образуют первичный контур, а третьи цилиндры каждого переднего колеса вместе с рабочими цилиндрами задних, барабанных тормозов — вторичный. Во время испытаний «Нивы» на соответствие ОСТ 37.001.016-70 и международным требованиям ЕЭК ООН полностью нагруженный автомобиль при отключении любого контура тормозов имел остановочный путь со скорости 80 км/ч всего 53 — 60 м при норме 90,1 м.
содержание .. 91 92 ..
ВАЗ-21213 (Нива). Задние тормоза
Тормозной механизм заднего колеса 1 – колесный цилиндр; 2 – верхняя стяжная пружина колодок; 3 – накладка колодки; 4 – щит тормоза; 5 – внутренняя пластина; 6 – оболочка заднего троса; 7 – нижняя стяжная пружина колодок; 8 – передняя тормозная колодка; 9 – опорная пластина колодок; 10 – заклепки; 11 – маслоотражатель;
12 – направляющие пластины колодок; 13 – задний трос стояночного тормоза; 14 – пружина заднего троса; 15 – наконечник заднего троса; 16 – задняя тормозная колодка; 17 – опорная стойка колодки; 18 – рычаг ручного привода колодок; 19 – резиновые подушки; 20 – распорная планка колодок; 21 – палец рычага ручного привода колодок
ВАЗ-21213 (Нива). Снятие и разборка задних тормозов
Снятие тормозного барабана
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите заднюю часть автомобиля и снимите колесо. Примите меры, не допускающие утечки жидкости из бачка. 2. Съемником 67.7823.9519 снимите тормозной барабан. Отсоедините от рычага 18 (см. рис. Тормозной механизм заднего колеса) ручного привода колодок конец троса, снимите шплинт, нажмите на палец 21 и снимите рычаг. Отсоедините плоскогубцами верхнюю 2 и нижнюю 7 стяжные пружины. 3. Повернув чашки опорных стоек 17, снимите их вместе со стойками, пружинами и нижними чашками; снимите колодки 8 и 16 и распорную планку 20. Отсоедините от колесного цилиндра 1 трубопровод и заглушите входные отверстия цилиндра и трубопровода. Снимите колесный цилиндр. При замене тормозного щита 4 снимите полуось, как указано в подразделе 3.5.6.1 и отсоедините задний трос 13, вывернув два болта его крепления к тормозному щиту 4.
ВАЗ-21213 (Нива). Сборка и установка задних тормозов
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установите и закрепите колесный цилиндр на тормозном щите, присоедините к нему трубопровод и затяните до отказа гайку его штуцера. 2. Присоедините к колодке рычаг 18 (см. рис. Тормозной механизм заднего колеса) ручного привода колодок и установите тормозные колодки с распорной планкой 20, затем поставьте стойки 17 с пружинами и нижними чашками, поставьте верхние пружины и зафиксируйте их на стойках поворотом в ту или другую сторону. Убедитесь, что концы колодок правильно расположились в гнездах упоров на поршнях колесного цилиндра и на щите. Присоедините к рычагу 18 наконечник 15 заднего троса. 3. Установите тормозной барабан, предварительно смазав посадочный поясок полуоси графитовым смазочным материалом или смазкой ЛСЦ-15 и затяните до отказа болты крепления барабана.
ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка колесных цилиндров
Разборка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите защитные колпачки 2 (см. рис. Колесный цилиндр) , затем выпрессуйте из корпуса 3 цилиндра поршни 4 в сборе с деталями устройства автоматического регулирования зазора между тормозными колодками и барабаном. 2. Установите поршень в сборе с автоматическим устройством на специальное приспособление так, чтобы выступы приспособления охватывали головку упорного винта 3 (см. рис. Детали колесного цилиндра). Отверткой, поворачивая поршень 9, выверните упорный винт 3 из поршня. Снимите с винта уплотнитель 8 с опорной чашкой 7 и сухари 5. Разъедините упорное кольцо 4 и упорный винт 3.Сборка Сборку автоматического устройства и самого колесного цилиндра проводите в обратной последовательности с учетом следующего.ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Упорные винты поршней завертывайте моментом 4–7 Н·м (0,4–0,7 кгс·м). 2. Прорезь А (см. рис. Колесный цилиндр) на упорных кольцах должна быть направлена вертикально вверх; отклонение от вертикали допускается не более 30°. Такое расположение прорези обеспечивает более полное удаление воздуха из привода тормозного механизма при его прокачке. 3. Для предварительного сжатия упорных колец поршни в корпус цилиндра запрессовывайте при помощи специального приспособления, имеющего форму цилиндра с конусным внутренним отверстием. 4. Усилие запрессовки поршня в цилиндр должно быть не менее 350 Н (35 кгс); при усилии менее 350 Н (35 кгс) замените упорное кольцо. 5. При запрессовке поршня в цилиндр необходимо выдержать размеры 4,5–4,8 мм и 67 мм (максимально) (см. рис. Колесный цилиндр) для свободной посадки тормозного барабана. 6. Перед установкой деталей в корпус цилиндра обильно смажьте их тормозной жидкостью. 7. После сборки проверьте перемещение каждого поршня в корпусе цилиндра. Они должны легко перемещаться в пределах 1,25–1,65 мм. Последними установите на место защитные колпачки 2.
ВАЗ-21213 (Нива). Проверка деталей задних тормозов
КОЛЕСНЫЕ ЦИЛИНДРЫДетали колесного цилиндра
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Проверьте чистоту рабочих поверхностей цилиндра, поршней и упорных колец. Поверхности должны быть совершенно гладкими, без шероховатостей, чтобы не происходило утечки жидкости и преждевременного износа уплотнителей и поршней. Дефекты на зеркале цилиндра устраните притиркой или шлифовкой. Однако увеличение внутреннего диаметра цилиндра не допускается. 2. Проверьте состояние упорного винта 3, пружины 6, упорной чашки 7 и сухарей 5. При необходимости замените поврежденные детали новыми. 3. Замените уплотнители 8 новыми. Проверьте состояние защитных колпачков 10 и при необходимости замените их.КОЛОДКИПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Внимательно проверьте, нет ли на колодках повреждений или деформаций. 2. Проверьте упругость верхних и нижних стяжных пружин; при необходимости замените их новыми. 3. Пружины не должны иметь остаточных деформаций при растяжении усилием 350 Н (35 кгс) нижних пружин и 420 Н (42 кгс) – верхних. 4. Проверьте чистоту накладок, если обнаружены грязь или следы смазки, накладки тщательно очистите металлической щеткой и промойте уайт-спиритом, кроме того, проверьте, нет ли утечки смазки внутри барабана; неисправности устраните. Колодки заменяйте новыми, если толщина накладок стала менее 1,5–2 мм.ТОРМОЗНЫЕ БАРАБАНЫПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Осмотрите тормозные барабаны. Если на рабочей поверхности имеются глубокие риски или чрезмерная овальность, то расточите барабаны. Затем на станке прошлифуйте абразивными мелкозернистыми брусками. Это увеличит долговечность накладок и улучшит равномерность и эффективность торможения. 2. Наибольшее допустимое увеличение номинального диаметра барабана (250 мм) после проточки и шлифовки 1 мм. Пределы этого допуска должны строго соблюдаться, в противном случае нарушается прочность барабана, а также эффективность торможения из-за снижения жесткости барабана.
ВАЗ-21213 (Нива). Проверка колесных цилиндров задних тормозов на стенде
Схема проверки колесных цилиндров задних тормозов
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установите цилиндр 2 на стенд, присоедините к нему трубопровод от манометров и прокачайте систему. 2. Отрегулируйте упоры 1 так, чтобы в них упирались поршни колесного цилиндра. 3. Проверьте отсутствие утечки жидкости. Подключите манометр 4 низкого давления. Медленно вращая маховик 8, установите по манометру 4 давление жидкости 0,05 МПа (0,5 кгс/см2). 4. Убедитесь, что установленное давление удерживается в течение 5 мин. Повторите аналогичное испытание при давлении жидкости 0,1–0,2–0,3–0,4–0,5 МПа (1–2–3–4–5 кгс/см2). 5. Снизьте давление и подключите манометр 5 высокого давления. Убедитесь, что давление удерживается в течение 5 мин, повторите испытание при давлении жидкости 5–10–15 МПа (50–100–150 кгс/см2). 6. Не допускается снижение давления из-за утечки жидкости через уплотнительные элементы, соединения трубопроводов, штуцеры для прокачки или через поры отливки. 7. Допускается незначительное уменьшение давления (не более 0,5 МПа (5 кгс/см2) в течение 5 мин, особенно при более высоких давлениях, из-за усадки уплотнителей.
ВАЗ-21213 (Нива). Регулятор давления задних тормозов
Детали привода регулятора давления
Регулятор давления задних тормозов в нерабочем положении
А – полость нормального давления; В – полость регулируемого давления; Р – усилие, передаваемое рычагом 4 привода регулятора; 1 – корпус регулятора; 2 – распорная втулка; 3 – уплотнительное кольцо; 4 – рычаг привода регулятора; 5 – прокладка; 6 – пробка; 7 – уплотнитель; 8 – тарелка пружины; 9 – пружина поршня; 10 – поршень
Снятие и установкаПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините рычаг 12 (см. рис. Детали привода регулятора давления) от тяги 7, а затем обойму 18 от кронштейна 14 и скобы крепления трубопроводов, идущих к регулятору давления. 2. Отсоедините от кузова детали подвески глушителей и отведите трубопровод с глушителями в сторону. 3. Отвернув болты крепления регулятора к кронштейну и кронштейна к кузову, снимите кронштейн регулятора, а затем, опустив регулятор вниз, отсоедините от него трубопроводы. 4. Снимите регулятор и отсоедините от него рычаг привода. Заглушите входные и выходные отверстия регулятора давления и трубопроводов. 5. Установку регулятора давления проводите в последовательности, обратной снятию. Перед затягиванием болтов крепления регулятора установите на конце рычага привода регулятора приспособление 67.7820.9519 (см. рис. Установка приспособления 67.7820.9519 для регулировки положения регулятора давления задних тормозов). Стержень приспособления направьте вверх до упора в кузов. Этим самым устанавливается расстояние (150±5) мм (см. рис. Схема установки регулятора давления задних тормозов и его регулировки) между концом рычага 2 и лонжероном кузова. 6. Приподнимите защитный колпачок 3 (см. рис. Детали привода регулятора давления) и, поворачивая регулятор на болтах крепления, добейтесь, чтобы конец рычага оказался в легком соприкосновении с поршнем регулятора. 7. Удерживая регулятор в этом положении, затяните до отказа болты его крепления, затем покройте слоем смазки ДТ-1 или Дитор ось 2 и выступающую часть поршня. Установите на место резиновый колпачок 3, заложив в него 5–6 г этой же смазки. 8. Снимите приспособление, имеющего маркировку 67.7820.9519, и соедините конец рычага с тягой 7, предварительно покрыв смазкой ДТ-1 или Дитор втулки шарнирного соединения тяги с рычагом. 9. Прикрепите к кузову трубопроводы системы выпуска газов. 10. Прокачайте тормоза для удаления воздуха из привода задних тормозов.Разборка и сборкаПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Ключом А.56124 выверните пробку, снимите прокладку 5 (см. рис. Регулятор давления задних тормозов в нерабочем положении), выньте поршень 10, распорную втулку 2, уплотнитель 7, тарелку 8, пружину 9 и упорную шайбу с уплотнительным кольцом 3. 2. При сборке, которая проводится в обратной последовательности, все детали смазывайте тормозной жидкостью.Предупреждение Для отличия регулятора давления автомобилей ВАЗ-2121 и 21213 от похожих по внешнему виду регуляторов давления других автомобилей, на нижней части поршня имеется проточка. 3. Промойте детали изопропиловым спиртом или тормозной жидкостью и осмотрите. Поверхности деталей не должны иметь рисок и шероховатостей. 4. Проверьте состояние и упругость пружины, длина которой в свободном состоянии должна быть 17,8 мм, а под нагрузкой 76,44–64,68 Н (7,8–6,6 кгс) – 9 мм. 5. Поврежденные детали, а также уплотнитель и уплотнительное кольцо замените.
Схема электрооборудования ВАЗ 2121 Нива
Схема электрооборудования ВАЗ 2121 Нива
1 — боковые указатели поворота;2 — передние фонари;3 — фары;4 — электродвигатели очистителей фар;5 — звуковые сигналы;6 — реле включения очистителей и омывателя фар;7 — реле включения ближнего света фар;8 — реле включения дальнего света фар;9 — электродвигатель омывателя ветрового стекла;10 — датчик недостаточного уровня тормозной жидкости;11 — штепсельная розетка переносной лампы;12 — датчик контрольной лампы давления масла;13 — датчик указателя давления масла;14 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;15 — распределитель зажигания;16 — свечи зажигания;17 — электродвигатель стеклоочистителя;18 — катушка зажигания;19 — генератор;20 — запорный клапан карбюратора;21 — стартер;22 — электродвигатель омывателя фар;23 — регулятор напряжения;24 — реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи;25 — аккумуляторная батарея;26 — реле стеклоочистителя;27 — дополнительный блок предохранителей;28 — основной блок предохранителей;29 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;30 — выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала;31 — выключатель света заднего хода;32 — выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора;33 — выключатель стоп-сигнала;34 — электродвигатель отопителя;35 — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации;36 — дополнительный резистор электродвигателя отопителя;37 — выключатель освещения приборов;38 — переключатель света фар;39 — переключатель указателей поворота;40 — выключатель звуковых сигналов;41 — переключатель стеклоочистителя;42 — выключатель омывателя ветрового стекла;43 — выключатель зажигания;44 — выключатель наружного освещения;45 — переключатель отопителя;46 — выключатель очистителей и омывателя фар;47 — прикуриватель;41 — выключатель аварийной сигнализации;49 — выключатели плафонов, расположенные в стойках дверей;50 — указатель давления масла с контрольной лампой недостаточного давления;51 — указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва топлива;52 — тахометр;53 — контрольная лампа стояночного тормоза;54 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи;55 — контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора;56 — спидометр;57 — контрольная лампа наружного освещения;58 — контрольная лампа указателей поворота;59 — контрольная лампа дальнего света фар;60 — реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза;61 — контрольная лампа уровня тормозной жидкости;62 — контрольная лампа блокировки дифференциала;63 — указатель температуры охлаждающей жидкости;64 — плафоны;65 — датчик указателя уровня и резерва топлива;66 — задние фонари;
67 — фонари освещения номерного знака.
Общие рекомендации и «правильные» запчасти
Устройство и экспресс-диагностика тормозов
Главный тормозной и рабочие цилиндры
Регулятор давления задних тормозов(«колдун»)
Замена тормозной жидкости
Удаление воздуха из тормозной системы
SOS! Отказали тормоза
Возможные неисправности и способы их устранения
- Перед выездом проводите экспресс-диагностику.
- Применяйте тормозные жидкости, предусмотренные заводом-изготовителем автомобиля и своевременно заменяйте её в ТС, так как она теряет свои свойства с течением времени.
- Тщательно выбирайте тормозные колодки при покупке.
- Не оставляйте автомобиль на стояночном тормозе в сильный мороз, колодки могут примерзнуть.
- Своевременно регулируйте стояночный тормоз — он выручит вас в критической ситуации.
- Проверяйте задние тормоза при плановом ТО.
- Покупайте «правильные» з/части, не экономьте на них и на себе деньги:
Термин «тормоз» происходит от греческого «тормос», что означает отверстие для гвоздя, замедляющего вращение колеса. Сегодня невозможно представить современный автомобиль без тормозной системы. Эффективность торможения зависит от конструкции тормозов, от величины тормозного момента, состояния шин и дороги.
Так же как и на большинстве автомобилей, тормозная система Нивы состоит из рабочего и стояночного тормозов.
Рабочая тормозная система (ТС) имеет ножной гидравлический двухконтурный привод 4х2. Т. е. в один контур подключены тормозные механизмы всех колес, а в другой только двапередних.
1 — главный тормозной цилиндр, 2 — регулятор давления задних тормозов, 3 и 4 рабочие контуры.
Если ТС исправна, то работают оба контура. При разгерметизации одного из контуров, другой всегда остаётся в рабочем состоянии, но при этом эффективность торможения резко снижается и увеличивается тормозной путь.
Текущую экспресс-диагностику рабочей тормозной системы можно проводить непосредственно перед выездом из гаража или с места стоянки, затратив минимум сил и времени.
- Для начала, если ваш автомобиль стоит на сухой площадке, не поленитесь заглянуть под него — нет ли под машиной пятен от утечки тормозной жидкости.
- После запуска двигателя, пока он прогревается, откройте капот и проверьте уровень тормозной жидкости в бачке и убедитесь в работоспособности датчика аварийного уровня тормозной жидкости. Нажмите сверху на центральную часть пробки бачка, в которую вмонтирован датчик. При исправном датчике загорается контрольная лампа на щитке приборов.
- Усевшись за руль, сильно нажмите на тормозную педаль два-три раза, удерживайте ее в нажатом состоянии и проверьте, не опускается ли она под нагрузкой. Тронувшись с места, произведите торможение и определите, не уводит ли автомобиль в сторону, не сталали тормозная педаль более «мягкой» или, наоборот, более «жесткой», не изменилась ли величина свободного или рабочего хода педали. Короче говоря, — не изменилась ли привычная для вас картина процесса торможения.
Главный тормозной цилиндр (ГТЦ) предназначен для преобразования усилия, прилагаемого к педали тормоза, в избыточное давление тормозной жидкости и распределения его по рабочим цилиндрам. Рабочие цилиндры, срабатывая, передают это усилие на тормозные диски через тормозные колодки. Автомобиль останавливается.
На ВАЗ-21213 устанавливают ГТЦ 21213-3505009. Его отличие от 2108-3505009 заключается только в штуцерах 21213-3505090: они загнуты под 90 градусов (из-за запаски под капотом). Если требуется замена ГТЦ и вам не удаётся купить для ВАЗ-21213, то можно смело покупать от ГТЦ 2108, а поменять штуцера очень легко.
На ВАЗ-2121 устанавливается ГТЦ 21032-3505009.
Задние рабочие тормозные цилиндры на все модели ВАЗ-2121Х и их модификации устанавливаются самоподводящиеся 2105-3502040. Передние блоки цилиндров оригинальные -2121-3501178 (левый) и 2121-3501179 (правый).
Усилитель тормозов — вакуумный, действует на все колёса. Усилитель тормозов нужен для снижения усилия на тормозной педали с сохранением эффективности рабочей тормозной системы. В настоящее время даже небольшие машины оборудуются усилителями.
Здоровый человек совершенно спокойно способен развить ногой усилие до 80 кг. Кто не верит, — прикиньте свой вес и попробуйте постоять на одной ноге. Получилось? Вот вы и развили это усилие. На старых моделях именно такое усилие на педали требовалось для создания наибольшего давления в тормозной системе. Усилитель снижает потребное усилие на педали тормоза до 40 кг. Может показаться, что это тоже многовато, но нет. Если усилие еще уменьшить — педаль потеряет «информативность». Водитель перестает ее чувствовать, особенно в обуви на толстой подошве.
Откуда же берется дополнительное усилие, создаваемое усилителем? Для этого используется разрежение, возникающее во впускном коллекторе двигателя.
Как же устроен и как работает усилитель? Корпус разделен на две полости диафрагмой — упругой перегородкой. Сквозь диафрагму проходит шток. К одному концу штока через проушину присоединена тормозная педаль, а другим он давит на поршень главного тормозного цилиндра. Одна из полостей соединена шлангом с впускным коллектором двигателя. Во впускном коллекторе и в полости усилителя, соединенной с коллектором, при работе двигателя создается разрежение. В усилителе имеются два клапана: вакуумный и воздушный. Когда тормозная педаль не нажата, клапаны имеют следующие положения: вакуумный, соединяющий обе полости усилителя, открыт, что создает одинаковое разрежение с обеих сторон диафрагмы. Воздушный клапан закрыт. При нажатии на тормозную педаль шток начинает перемещаться и переводит управляющие клапаны в другое положение. Вакуумный клапан перекрывает сообщение между полостями, а воздушный пускает атмосферный воздух в полость, расположенную между диафрагмой и педалью. С одной стороны диафрагмы образуется разрежение от двигателя, а с другой — атмосферное давление, что создает усилие на штоке и помогает водителю тормозить.
Работает — не работает
Неисправность вакуумного усилителя тормозов не приводит к полному выходу рабочей тормозной системы из строя, но затрудняет управление автомобилем.
Детальная диагностика усилителя требует специальной ремонтной и инструментальной базы. Но и самому проверить усилитель по принципу «работает — не работает» элементарно просто. В основе такой диагностики лежит принцип работы вакуумного усилителя: он работает только при работающем двигателе.
Порядок проверки следующий. Автомобиль стоит с неработающим двигателем. Нажимаете на тормозную педаль 5-6 раз до создания ощутимого усилия. Удерживая нажатую педаль, заведите двигатель. При исправном усилителе, в момент запуска, педаль переместится вперёд, к полу, и усилие на ней резко уменьшится. Если же изменения усилия нет — усилитель не работает.
Неисправности вакуумного усилителя
Наиболее частая причина отказа — обрыв или разгерметизация шланга, соединяющего усилитель с впускным коллектором двигателя. Проверьте, нет ли на шланге трещин или разрывов. Обратите внимание на затяжку хомутов, крепящих шланг. Отказ может быть вызван и дефектами внутри самого усилителя. Частый случай — старение резины клапанов в процессе эксплуатации. Клапан твердеет, теряет эластичность, начинает «травить». Возможен также разрыв и самой диафрагмы.
В Ниве 21213 использован вакуумный усилитель 2108-3510009, в 2121 — 2103-3510010.
Передний тормозной механизм — дисковый, с подвижным суппортом. Механизмы с подвижным суппортом исключают неравномерный износ колодок. Дисковые тормоза по конструктивным особенностям эффективнее барабанных и лучше охлаждаются, т. е. могут работать с бОльшим выделением тепла, в которое преобразуется кинетическая энергия движущегося автомобиля при торможении.
Рекомендации и предостережения по колодкам
Тормозные колодки являются одной из частей тормозной системы, напрямую отвечающей за безопасность. Именно поэтому, замену тормозных колодок должен производить квалифицированный автомеханик. Непрофессиональная замена колодок может послужить причиной поломки тормозной системы и автомобиля в целом.
Замена тормозных колодок является хорошим поводом произвести тщательный осмотр всех узлов тормозной системы. Будучи одними из исполнительных элементов тормозной системы, тормозные колодки могут сигнализировать о неисправностях диска, суппорта, деталей ходовой системы.
- Тормозные колодки необходимо заменять комплектно на одной оси — колодки из одной партии обладают одинаковыми физико-механическими свойствами и обеспечивают стабильность тормозных характеристик. Именно поэтому не используйте колодки из разных коробок (партий) или колодки различных производителей — в этом случае они могут не обеспечивать необходимую эффективность работы тормозной системы.
- Чрезмерный износ одной или двух колодок из четырех свидетельствует о неисправности тормозного суппорта в т.ч. и о неисправности рабочего цилиндра (заклинивании).
- Не используйте изношенные тормозные диски, не отвечающие требованиям производителя автомобиля и минимальной толщине диска — 9мм. При эксплуатации чрезмерно изношенных дисков нарушается режим отвода тепла из зоны трения, что может привести к перегреву тормозных колодок, резкому снижению эффективности торможения и короблению диска.
- Регулярно следите за толщиной фрикционной накладки. Дисковые тормозные колодки должны быть заменены, когда толщина хотя бы одной из четырех фрикционных накладок приближается к 2 мм.
- Не устанавливайте тормозные колодки на автомобиль, для которого они не предназначены — рассчитанные и изготовленные для определенного тормозного узла, они могут не выполнять в полной мере своего функционального предназначения.
- Фрикционная накладка обладает определенной степенью хрупкости. Не допускайте падения тормозных колодок и не применяйте резких ударов при их установке.
- Не допускайте подтекания тормозной жидкости через манжеты главных тормозных цилиндров и места подсоединения трубопроводов. Подвергайте регулярному осмотру тормозные шланги, при наличии трещин и следов механических повреждений замените их.
- Не продувайте тормозной узел сжатым воздухом — остатки фрикционной смеси вредны для здоровья.
- Не допускайте попадания на тормозные колодки, диски, суппорты, шланги и т.п. масел, смазок или других жидкостей на основе масел.
- По возможности избегайте экстренного и затяжного торможения во время пробега первых 500 км — периода приработки колодок к диску, этим вы обеспечите долгий срок службы тормозных колодок и исключите появление посторонних шумов.
В Нивской конференции auto.ru рекомендуются колодки FERODO, DAfmi, QH, Lockheed, ТИИР. Из недорогих хороши егорьевские. Срок службы сильно зависит от состояния тормозных цилиндров и стиля вождения, обычно 10000-20000км.
Замена передних тормозных колодок
Очистка и проверка:
- Удалите грязь и ржавчину в паре: «направляющий скос суппорта — прижимной рычаг».
- Допускается наличие на поверхности диска малой бороздки, еле ощутимой кончиком пальца.
- Проверьте толщину диска и его биение. Минимальная толщина диска должна составлять 9мм.
- Проверьте, чтобы пылезащитные кожухи и подвижные части правильно сидели на своих посадочных местах, были в отличном состоянии и не имели следов подтёков тормозной жидкости. Если детали не соответствуют вышеприведенным требованиям произведите их замену на новые.
На Ниве установлены невентилируемые тормозные диски. При их неисправности или чрезмерном износе, меняются только парой. Если диск «повело», а это бывает из-за перегрева при частых и затяжных торможениях, его можно проточить на токарном станке. В некоторых сервисах диски протачивают прямо на машине. Минимальная толщина диска — 9 мм.
Задний тормозной механизм — барабанный, с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном, с регулятором давления задних тормозов. В процессе работы зазор между колодкой и барабаном увеличивается. Для его устранения устанавливают самоподводящиеся тормозные цилиндры. Таким образом, зазор между колодками и барабаном автоматически поддерживается в заданных пределах.
Замена задних колодок
Работу можно производить как в гараже со смотровой канавой, так и просто на ровной площадке. Рассмотрим операции по замене задних колодок ВАЗ-2121Х.
- Ослабить трос ручного тормоза.
- Вывешиваем колесо и снимаем его.
- Отворачиваем 2 болта крепления тормозного барабана и снимаем его (см. ниже).
- Снимаем опорную стойку 17 внутренней колодки (солдатик), нажав на тарелку и повернув её на 90 градусов.
- Берём внутреннюю колодку за низ и поднимаем её, выводя из-за зацепления с распорной планкой 20.
- Снимаем планку и пружину с внутренней колодки.
- Снимаем опорную стойку внешней колодки (солдатик), нажав на тарелку и повернув её на 90 градусов.
- Снимаем внешнюю колодку вместе с пружиной, вытащив рычаг 18 ручного привода колодок из наконечника троса 15.
Собираем всё в обратной последовательности:
- Перед установкой новых колодок сжимаем тормозной цилиндр струбциной.
- Обращаем внимание на правильную установку тарелки опорной стойки. Каждая опорная стойка имеет по одной тарелке, середина которой вдавлена для фиксации стойки.
- Нижнюю пружину сначала одеваем на колодки. Потом оттягиваем внутреннюю колодку и вставляем её в направляющую пластину.
- Рабочую поверхность тормозного барабана очищаем от грязи, снимаем наждачной бумагой бороздку у края барабана. Осматриваем на наличие трещин, если есть — барабан меняем на новый.
- Очищаем посадочное место тормозной барабан-полуось и смазываем графитовой смазкой поверхности.
- Регулируем натяжение ручного тормоза.
- Нажимаем несколько раз на педаль тормоза, до тех пор, пока она не станет упругой.
Снимаем задний барабан
Тормозной барабан снимают для проверки механизмов ТС, сальника полуоси, какого-либо ремонта или при плановом ТО. Обычно со снятием барабана возникают проблемы. От времени он «прикипает» к посадочному месту, т.е. к полуоси. Бить по нему кувалдой или молотком опасно, можно отколоть края или разбить барабан.
Как же снять барабан так, чтобы не отколоть края и не расколоть его? Это не сложно! Эту работу удобно выполнять на подъёмнике или смотровой канаве. «Прикипевшее» посадочное место очищаем по кругу от коррозии и ржавчины шилом. Смачиваем «жидким ключом» и ждём 5-10 мин. Берём деревянный брусок, ставим его с обратной стороны барабана и бьём по бруску кувалдой. После 1-2 ударов переставляем брусок по окружности барабана на 90 градусов и опять бьём по немуи т. д.
Итак, тормозной барабан снят. Проводим ревизию сальника полуоси, тормозного цилиндра и тормозных колодок. Из-под сальника не должно вытекать трансмиссионное масло. На тормозном цилиндре не должно быть следов подтёков тормозной жидкости. Пыльники должны быть целые. Колодки — не замасленные. Все пружины должны быть установлены правильно и на своих местах. Неисправные детали заменяем, колодки очищаем металлической щёткой или наждачной бумагой. Посадочное место на полуоси и на барабане также очищаем наждачной бумагой и смазываем тонким слоем смазки перед установкой. В следующий раз у вас не возникнет сложностей по снятию барабана. Он всегда будет сниматься «от руки». Эту операцию желательно выполнять при каждом ТО, т.е. через каждые 10000км.
Регулятор давления (РД) уменьшает давление в приводе тормозных механизмов задних колес. В результате, блокировки задних колес (в зависимости от замедления и загруженности автомобиля) не происходит или она возникает значительно позже и автомобиль при торможении не меняет своего курсового направления.
Иногда на СТО отключают регулятор (из-за того, что поршень «закисает» — становится неподвижным) подключая напрямую тормозную трубочку к задним тормозам. Я считаю это решение неверным.
Рассмотрим ситуацию, когда автомобиль не оборудован РД или РД удалён. При торможении сила инерции движущегося автомобиля и противодействующая ей сила трения (точка приложения которой ниже центра тяжести автомобиля) создают продольный опрокидывающий момент. Передняя подвеска, реагируя на него, «проседает», и задние колеса «разгружаются». Поэтому даже при не экстренном интенсивном торможении задние колеса могут блокироваться, что часто приводит к заносу автомобиля.
Вывод: неисправный РД нужно заменить на новый, отрегулировать, и обильно смазать поршень смазкой. Следует помнить что РД от ВАЗ 2121х отличается от похожих по внешнему виду других регуляторов (ВАЗ 2101- 2107) проточкой на нижней части поршня.
1 — проточка.
Ручной тормоз («ручник») предназначен для того, чтобы зафиксировать автомобиль на месте при длительной стоянке, на уклоне. Пользоваться им зимой не стОит, особенно в сырую погоду или при большой влажности, тормозные колодки могут примёрзнуть к тормозному барабану, и автомобиль окажется неподвижен.
Стояночный (ручной) тормоз имеет механический тросовый привод на колодки задних тормозов. Рычаг стояночного тормоза соединяется тросом с задними тормозными механизмами, в которых находится устройство, приводящее в действие штатные колодки.
Регулировать стояночный тормоз удобнее на смотровой канаве. При правильной регулировке рычаг, в салоне автомобиля, должен подниматься на 3-5 щелчков, а автомобиль должен оставаться неподвижным на уклоне в 16 градусов.
Всегда следите за исправностью ручного тормоза и своевременно регулируйте его. Эта несложная процедура поможет вам избежать неприятностей в критической ситуации.
Заливайте в тормозную систему вашего автомобиля только ту жидкость, которая рекомендована предприятием-изготовителем, или ее штатный заменитель.
Ни для кого не секрет, что тормозная жидкость гигроскопична — впитывает в себя влагу. Из-за этого ухудшаются тормозные свойства автомобиля. В связи с этим рекомендуется раз в два («Томь», «Нева») или в три («Роса») года ее заменять. Сделать это можно так:
- Откачайте спрынцовкой старую жидкость из тормозного бачка.
- Налейте новую жидкость в бачок.
- Отверните штуцер заднего правого тормозного цилиндра (жидкость потечет самотеком).
- Дождитесь когда потечет вновь залитая, чистая жидкость.
- Заверните штуцер.
- Подлейте тормозную жидкость в бачок.
После замены частей в тормозной системе, необходимо удалить из нее воздух. Процедура очень проста и выполняется вдвоем. При наличии крышки расширительного бачка с штуцером и компрессора или шланга для подключения к запаске операцию можно выполнить в одиночку, но здесь я рассмотрю только первый вариант.
Порядок удаления воздуха из тормозной системы:
— заднее правое колесо;
— заднее левое колесо;
— переднее правое колесо, верхний штуцер;
— переднее левое колесо, верхний штуцер;
— переднее правое колесо нижний штуцер;
— переднее левое колесо нижний штуцер.
Едва ли не худшее, что может испытать водитель — внезапный провал педали тормоза в ответственный момент. А ведь ещё 10 минут назад всё было хорошо и исправно работало.
Как же остановить машину, у которой отказали тормоза? В такой ситуации самое главное не впасть в панику и не растеряться. Четкие и хладнокровные действия помогут избежать неприятностей.
Первое что поможет вам — ручной тормоз. Поднимите рычаг, но ни в коем случае не дёргайте его резко, может порваться трос.
Сразу же после этого включайте поочерёдно в КПП передачи 3-2-1, тормозя двигателем до полной остановки. После каждого переключения плавно отпускайте педаль сцепления, чтобы не сорвать фрикционную накладку ведомого диска и не сломать КПП.
Недостаточная эффективность торможения
Утечка тормозной жидкости из колесных цилиндров передних или задних тормозов
Замените негодные детали колесных цилиндров, промойте и просушите колодки и барабаны, прокачайте привод тормозных механизмов
Воздух в тормозной системе
Удалите воздух из системы
Педаль проваливается, но воздуха в системе нет
Неисправность ступицы или ступичных подшипников
Повреждены резиновые уплотнители в главном тормозном цилиндре
Замените уплотнители и прокачайте систему
Повреждены резиновые шланги системы гидропривода
Самопроизвольное торможение при работающем двигателе
Подсос воздуха в вакуумном усилителе между корпусом клапана и защитным колпаком
Замените вакуумный усилитель
Неполное растормаживание всех колес
Отсутствует свободный ход педали тормоза из-за неправильного положения выключателя стоп-сигнала
Отрегулируйте положение выключателя
Выступание регулировочного болта вакуумного усилителя относительно плоскости крепления главного цилиндра превышает 1.25-0.2мм
Отрегулируйте положение регулировочного болта
Заедание корпуса клапана вакуумного усилителя
Засорено компенсационное отверстие в главном цилиндре
Очистите отверстие и прокачайте систему
Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствии попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.
Тщательно промойте всю систему тормозной жидкостью, замените поврежденные резиновые детали, прокачайте систему гидропривода
Заедание поршня главного цилиндра
Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр, прокачайте систему привода
Притормаживание одного из колес при отпущенной педали тормоза
Ослабла или поломалась стяжная пружина колодок заднего тормоза
Заедание поршня в колесном цилиндре вследствии коррозии
Разберите цилиндр, очистите и промойте детали, поврежденные замените
Набухание уплотнительных колец колесного цилиндра из-за попадания в жидкость горюче-смазочных материалов
Замените кольца, промойте тормозной жидкостью систему гидропривода
Отсутствие зазора между колодками и барабаном
Отрегулируйте стояночный тормоз
Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления направляющей колодок к поворотному кулаку
Затяните болты крепления, при необходимости замените поврежденные детали
Повышенное биение тормозного диска (более 0.15 мм)
Прошлифуйте диск, если его толщина менее 9 мм — замените диск
Занос или увод автомобиля в сторону при торможении
Утечка тормозной жидкости в одном из колесных цилиндров
Заедание поршня колесного цилиндра тормозов
Проверьте и устраните заедание поршня в цилиндре, при необходимости замените поврежденные детали
Закупоривание какой-либо трубки вследствие вмятины или засорения
Замните трубку или прочистите ее и прокачайте систему
Разное давление в шинах
Неправильные углы установки колес
Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок
Очистите детали тормозных механизмов
Неправильная установка регулятора давления
Отрегулируйте его положение
Неисправен регулятор давления
отрегулируйте его или замените
Образовалась выработка-ступенька в направляющей скобе передних колодок
Заменить направляющую скобу и комплект передних колодок
Увеличенное усилие нажима на педаль тормоза
Засорен воздушный фильтр
Замените фильтрующий элемент
Поврежден шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя, или ослабло его крепление на штуцерах
Замените шланг или подтяните хомуты его крепления
Окисление металлических втулок педали тормоза или высыхание смазки во втулках педали
Замените изношенные детали или смазку
Скрип или визг тормозов
Ослабление стяжной пружины тормозных колодок заднего тормоза
Проверьте стяжную пружину, при необходимости замените новой
Овальность тормозных барабанов задних тормозов
Замасливание фрикционных накладок
Зачистите накладки металлической щеткой, применяя теплую воду с моющими средствами. Устраните причину попадания жидкости или смазки на тормозные колодки
Износ накладок или включение в них инородных тел
Поставьте колодки другого производителя
Чрезмерное биение тормозного диска или неравномерный его износ
Прошлифуйте диск, при его толщине меньше 9 мм — замените оба
При нажатии педаль тормоза пружинит
Воздух в трубках тормозов
Удалить воздух из системы
Неисправен главный тормозной цилиндр
Износились резиновые тормозные шланги
Заменить тормозные шланги
Некачественная тормозная жидкость
Удалить из всей системы тормозную жидкость, налить новую и прокачать тормоза
При нажатии педаль тормоза вибрирует
Износ, непараллельность дисков или разная толщина
Заменить тормозные диски на новые
Барабаны приобрели овальную форму
Проточить барабаны или заменить новыми
Повреждены, изношены, разрегулированы подшипники колёс
Отрегулировать зазор в ступице, заменить изношенные или повреждённые подшипники
Неравномерное торможение колёс
Не работают амортизаторы
Заменить неисправные амортизаторы, парой на одной оси
Нарушен сход-развал колёс
Повышенное или пониженное давление в шинах
Установить положенное давление в шинах
Неравномерный износ протектора по окружности
Увеличенный зазор в подшипниках ступиц колёс
Наш сервисный центр предлагает услуги по замеру мощности двигателя.