Содержание
- Что же выбрать: седан или хэтчбек?
- Вариации на тему седана
- Знаковые модели хэтчбеков
- История создания кузова
- Различия между седаном и хэтчбеком
- Преимущества и недостатки кузова
- Фото: как выглядит машина хэтчбек
- Видео: самые быстрые хэтчбеки в мире
- Знаковые модели хэтчбеков
- Вопросы и ответы:
- Кузов
- Немного исторических фактов о седане и хэтчбеке
- Трансмиссия
- Характеристика типа кузова хэтчбек
Что же выбрать: седан или хэтчбек?
Несмотря на популярность седанов, на дорогах страны хэтчбеки встречаются чаще. Хотя первый вариант кузова еще не очень скоро поступится лидерскими позициями. Выпуск именно этих моделей предпочитают европейские и отечественные автомобильные заводы.
- Если выбрать сложно, обратите внимание на конечную цель. Вы должны четко понимать, для чего вам нужен автомобиль. А также не упускайте из виду, в каких условиях планируете его эксплуатировать.
- Если вы намерены часто перевозить большие или малые грузы, отдыхать на даче или путешествовать всей семьей на автомобиле, тогда ваш выбор — хэтчбек.
- Но когда на первом месте у вас компактность и престиж, тогда это седан. На автомобильном рынке не очень сложно найти подходящую модель в любом типе кузова. Главное – это доступный бюджет.
- Кстати, о цене также не стоит забывать. Даже похожие или одинаковые модели автомобилей с разными кузовами будут отличаться в цене. Этот фактор часто влияет на конечное решение при выборе автомобиля.
- Обычно принято считать, что седан стоит дороже хэтчбека. Ведь затратная часть на производство трех отсеков седана выше. Но и хэтчбек может удивлять, что доказала модель Chevrolet Aveot в более просторной модификации.
- Поэтому запомните — факторами, которые могут повлиять на цену, считают объем багажника и мощность двигателя. При покупке машины всегда руководствуйтесь здравым смыслом и не забывайте, что о вас всегда сначала будет говорить ваше авто.
Вариации на тему седана
Четыре двери, один багажный и один моторный отсек – казалось бы, эта схема является самой рациональной. енно так можно охарактеризовать кузов автомобилей, который получил название «седан». В действительности, седаны бывают и четырёхдверными, и двухдверными.
От кузова-купе последний из указанных вариантов отличается вот чем: в седане задние сиденья от передних отстоят на значительном расстоянии, не так, как внутри купе. Крыша кузова-купе обычно скошена сзади, и диван приходится размещать очень близко к передним креслам.
Типичные примеры двухдверного седана: BMW 3-й серии, «Запорожец» ЗАЗ-968.
Сам по себе кузов класса «седан» в любом случае является трёхобъёмным. Допустим, боковой силуэт такого кузова напоминает хэтчбек, как показано на рисунке. Тогда, мы видим перед собой не что иное, как фастбек. Итого, получается, что фастбек – это седан, у которого заднее стекло и крышка багажника не образуют угол (они находятся на одной плоскости). Типичный седан-фастбек – ГАЗ М-20 «Победа».
В 70-е годы двухдверные седаны-фастбеки стали классикой американской автомобильной промышленности.
Такой кузов можно сделать прочнее, чем аналогичный четырёхдверный седан, поэтому так называемые маскл-кары в большинстве своём собраны в двухдверном кузове.
Подобные авто часто именуют словом «купе», что с формальной точки зрения совершенно неверно. Ошибочные названия (например, «Форд Гранада Купе») отлично прижились в реальности.
Компания Mercedes, в отличие от американского автопрома, никогда не выпускала двухдверных седанов или фастбеков. Здесь градация моделей выглядит так: четырёхдверные седаны, затем – купе и родстеры.
Собственно, даже B-класс появился в арсенале Mercedes не так давно, и по своим ходовым качествам эти машины уступают автомобилям A-класса. Наверное, двухдверный седан-фастбек, выпущенный под брендом Mercedes или BMW, смотрелся бы интересно.
Но спорткар в представлении европейца – это автомобиль-купе, а семейный автомобиль, в свою очередь, должен быть наделён четырьмя дверями.
Что такое хэтчбек? Особенности и 5 преимуществ кузова
Знаковые модели хэтчбеков
Конечно, невозможно создать исчерпывающий список самых самых хэтчбеков, потому что у каждого автомобилиста свои предпочтения и требования к автомобилю. Но за всю историю создания автомобилей самыми знаковыми (в данном случае опираемся на популярность этих моделей и их характеристики) хэтчами являются:
- Kia Ceed. Корейский автомобиль класса С. Покупателю доступен внушительный список предлагаемых опций и комплектаций.
- Renault Sandero. Скромный, но привлекательный и компактный городской автомобиль от французского автопроизводителя. Неплохо справляется с дорогами плохого качества.
- Ford Focus. Обладает отличным сочетанием цены и предлагаемого оснащения. Модель отличается достойным качеством сборки – хорошо справляется с плохими дорогами, мотор выносливый.
- Peugeot 308. Стильный городской хэтчбек. Последнее поколение модели не только получило передовое оснащение, но и получило эффектный спортивный дизайн.
- Volkswagen Golf. Нельзя не упомянуть популярный во все времена производства модели юркий и надежный семейный хэтчбек от немецкого автопроизводителя.
- KIA Rio. Еще один представитель корейского автопрома, пользующийся популярностью в Европе и странах СНГ. Особенность последнего поколения в том, что машина внешне напоминает небольшой кроссовер.
История создания кузова
На сегодняшний день хэтчбеки пользуются популярностью за счет своего спортивного вида, превосходной аэродинамики, компактных размеров и универсальности. Данный тип кузова появился в далеких 40-х годах прошлого века.
Первыми представителями хэтчбеков были модели французской компании Citroen. Немногим позже над внедрением подобного типа кузова задумался производитель Kaiser Motors (американский автопроизводитель, просуществовавший с 1945 по 1953 год). Эта компания выпустила две модели в кузове хэтчбек: Frazer Vagabond, а также Kaiser Traveler.
Популярность хэтчбеки среди европейских автолюбителей получили благодаря Renault 16. Но в Японии такой тип кузова уже до того пользовался спросом. На территории Советского союза тоже разрабатывались набиравшие популярность хэтчбеки.
Различия между седаном и хэтчбеком

Хэтчбеки имеют дверь люка (5-ю дверь) сзади, а у седанов ее нет.
У седанов есть 3 фиксированных отсека — для двигателя, пассажиров и багажа, а у хэтчбэков есть возможность складывать сиденья для увеличения багажного отделения.
между ними нет другой определенной разницы. Просто чтобы вы знали, все, что вмещает более 5 человек, обычно называют фургоном. Некоторые кроссоверы или внедорожники также имеют более 5 посадочных мест. А те автомобили, которые выше и имеют гораздо больше места для хранения вещей с задней дверью люком, но это не хэтчбеки, а пикапы.
Если бы в городах ездило больше «городских» автомобилей, а не внедорожников, фургонов и больших внедорожников, у большинства водителей, вероятно, было бы более спокойное представление. Если бы меньшие и более слабые автомобили не попадали в левую полосу шоссе, но также и на второстепенные дороги, езда по бездорожью не была бы песней, но нервозность могла бы уменьшиться. Это, конечно, утопические и нереалистичные представления, но да — тип автомобиля имеет значение для места вождения. А если за рулем в семье два человека, может быть хорошей идеей, чтобы одна машина подходила для езды по городу, а другая — для путешествий и экскурсий. Когда в учетную запись вмешиваются дети или хобби, уравнение становится еще более сложным.
Преимущества и недостатки кузова
Хэтчбеки пользуются спросом среди любителей небольших, но вместительных и юрких городских автомобилей. Благодаря своей вместимости такая машина отлично подходит для семейного автомобилиста.
К другим достоинствам хэтчбеков можно отнести:
- Достойная маневренность за счет отличной аэродинамики и небольших габаритов (укороченный задний свес);
- Благодаря большому заднему стеклу предоставляется хороший обзор;
- По сравнению с седаном увеличенная грузоподъемность;
- Благодаря большой задней двери вещи легче загрузить, чем в седане.
Но при своей универсальности хэтчбек имеет такие недостатки:
- Из-за увеличенного пространства в салоне машину хуже прогревать зимой, а летом приходится включать кондиционер немного сильнее, чтобы обеспечивался микроклимат во всем салоне;
- Если в багажнике переводится пахнущий груз или вещи, которые торохтят, то из-за отсутствия глухой перегородки это делает поездку менее комфортной, особенно для пассажиров заднего ряда;
- Багажник в хэтчбеке при полной загрузке салона пассажирами практически такой же по объему, что и в седане (немного больше за счет полки, которую можно снять);
- В некоторых моделях багажник увеличен за счет места для пассажиров заднего ряда. Из-за этого часто встречаются модели, в которых сзади могут сесть пассажиры небольшого роста.
Фото: как выглядит машина хэтчбек
Итак, ключевым отличием хэтчбека от седана является наличие полноценной двери сзади, укороченный задний свес, как у универсала и небольшие габариты. На фото показано, как выглядит хэтчбек, универсал, лифтбек, седан и другие типы кузовов.

Видео: самые быстрые хэтчбеки в мире
Вот небольшое видео о самых быстрых хэтчбеках, построенных на основе базовых моделей:
Знаковые модели хэтчбеков
Конечно, невозможно создать исчерпывающий список самых самых хэтчбеков, потому что у каждого автомобилиста свои предпочтения и требования к автомобилю. Но за всю историю создания автомобилей самыми знаковыми (в данном случае опираемся на популярность этих моделей и их характеристики) хэтчами являются:
- Kia Ceed. Корейский автомобиль класса С. Покупателю доступен внушительный список предлагаемых опций и комплектаций.
- Renault Sandero. Скромный, но привлекательный и компактный городской автомобиль от французского автопроизводителя. Неплохо справляется с дорогами плохого качества.
- Ford Focus. Обладает отличным сочетанием цены и предлагаемого оснащения. Модель отличается достойным качеством сборки – хорошо справляется с плохими дорогами, мотор выносливый.
- Peugeot 308. Стильный городской хэтчбек. Последнее поколение модели не только получило передовое оснащение, но и получило эффектный спортивный дизайн.
- Volkswagen Golf. Нельзя не упомянуть популярный во все времена производства модели юркий и надежный семейный хэтчбек от немецкого автопроизводителя.
- KIA Rio. Еще один представитель корейского автопрома, пользующийся популярностью в Европе и странах СНГ. Особенность последнего поколения в том, что машина внешне напоминает небольшой кроссовер.
Вопросы и ответы:
В чем разница между седаном и хэтчбеком? У седана трехобъемная форма кузова (визуально выделяется капот, крыша и багажник). У хэтчбека двухобъемный кузов (крыша плавно переходит в багажник, как у универсала).
Как выглядит машина хэтчбек? Спереди хэтчбек похож на седан (четко выраженный моторный отсек), а салон совмещен с багажником (между ними имеется перегородка – часто в виде полки).
Что лучше хэтчбек или универсал? Если нужен самый вместительный легковой автомобиль, то лучше универсал, а если нужна легковушка с возможностями универсала, тогда идеальный вариант – хэтчбек.
Что такое лифтбек в машине? Внешне такая машина похожа на седан с крышей, плавно переходящей в багажник. У лифтбека трехобъемная конструкция кузова, только багажное отделение такое же, как у хэтчбека.
Кузов
Главная и самая дорогая часть автомобиля — кузов. Корпус автомобиля защищает все внутренние агрегаты, но это одновременно и основа, на которой держится большинство автомобильных узлов. Главные элементы кузова:
- крыша;
- передние и задние крылья;
- передний, задний бампер;
- рама лобового стекла;
- передняя, задняя панель;
- дверные стойки;
- днище;
- двери, капот, крышка капота;
- пороги.
Если концепция автомобиля предполагает наличие рамы как несущего узла, кузовные запчасти располагаются на раме (шасси). В безрамных конструкциях несущая нагрузка ложится на кузов. По типу действующих нагрузок кузов разделяют:
- Несущий. До 80 % легковых автомобилей имеют несущую конструкцию кузова, если нет рамы. На деталь приходится до 90% всей динамической нагрузки, которую испытывает машина во время езды.
- Полунесущий. Схема предполагает распределение части нагрузки на кузов, который жестко соединен с рамой (сидит на ней).
- Разгруженный кузов. Не имеет жесткого сварного соединения с рамой, устанавливается на шасси через другие детали соединения. Единственную нагрузку, которую испытывает элемент, — это вес груза в кабине. Часто используется на внедорожниках и грузовых машинах.
В зависимости от типа сборки кузов разделяется на классы:
- Каркасный. В конструкции присутствует жесткий общий каркас, к которому присоединяются детали облицовки. Облицовочные элементы нагрузки не испытывают. Исключение – лобовое стекло.
- Скелетный тип (полукорпусной, полукаркасный). В конструкции используются несколько главных частей каркаса: дуга, усилитель. Нагрузка распределяется как на кузовной скелет, так и на детали облицовки.
По количеству видимых внутренних объемов различают виды кузова:
- однообъемные;
- полутораобъемные;
- двух- и трехобъемные.
К однообъемному типу кузова можно отнести комплектации Renault Megane Scenic и Toyota Avensis Verso последнего поколения. Если смотреть на автомобиль сбоку, четко виден только один объем. Трехобъемные кузова — это классические седаны, где каркас автомобиля разделен на части: салон, багажник и моторный отсек.
Устройство кузова автомобиля зависит от конкретной модели, но для всех классов характерно наличие этих основных деталей.
Немного исторических фактов о седане и хэтчбеке
Для расширения своего кругозора, предлагаем вам немного вернуться назад и пройтись по воспоминаниям истории. А именно по созданию и изменениям самого кузова седана и хэтчбека.
- Своей популярностью кузов седан обязан простым и доступным моделям автомобилей середины 60-х годов. Таким как Запорожец, ГАЗ-М-20 «Победа», Москвич, FIAT 600, Opel Rekord.
- В Европе и Северной Америке сначала были популярны двухдверные седаны. В 60-х годах их ненадолго оттеснили с лидерских позиций хардтопы, но они продержались недолго.
- Вернуть былую славу удалось четырехдверным седанам. Интерес к модели угас вначале 70-х годов, когда на рынки Европы пришли более практичные автомобили с кузовом хэтчбек.
- Модель хэтчбека изначально позиционировалась, как автомобиль семейного типа. Сначала хэтчбеками считались известные всем марки авто Renault 16, Москвич-2141, ВАЗ-2108.
- Начало выпуска таких моделей было положено еще в 40-х годах автомобилями марки «Ситроен». Популяризировала тип кузова хэтчбек на ринках США компания «Кайзер» выкупив право выпуска у «Ситроен». Были выпущены такие модели «Frazer Vagabond», а также «Kaiser Traveler».
- Европа была покорена французами и их моделью автомобиля с кузовом хэтчбек Renault 16. Усилия японцев также не прошли мимо. Именно благодаря стараниям этих мастеров кузов приобрел широкую популярность.
Борьба между седан и хэтчбек тянется уже несколько десятилетий
Трансмиссия
Трансмиссия — это не отдельный элемент в машине, а система узлов и агрегатов, которые передают крутящий момент с маховика двигателя на ведущие колеса. В полноприводных автомобилях момент распределяется на все колеса, в полуприводных — на передний или задний мост.
Название деталей трансмиссии знакомо каждому автомобилисту:
- сцепление;
- коробка передач;
- дифференциал;
- карданный вал (кардан);
- раздаточная коробка (раздатка) для полноприводных автомобилей;
- приводной вал и полуоси.
Это главные составные части машины в узле трансмиссии. По своей конструкции могут значительно отличаться для разных модельных комплектаций, сохраняя одинаковый принцип работы.
Блок сцепления соединяет либо разрывает связь коленвала с ведущим валом при переключении передач. В механической коробке передач переключение дисков сцепления — задача водителя. В АКП переключение скоростей происходит автоматически после перевода рычага коробки передач:
- Коробка передач. Редуктор изменяет скорость автомобиля через изменение передачи крутящего момента.
- Карданный вал передает крутящий момент на ведущие задние колеса в полноприводных автомобилях.
- Дифференциал. Блок, который позволяет колесам вращаться с разной скоростью при повороте и при разном сцеплении колес с дорогой. Например, если одно колесо находится в грязи, а второе на сухом асфальте.
Характеристика типа кузова хэтчбек
- Кузов типа хэтчбек считается двухобъемным. Моторный отсек отделен собственным пространством. Но багажник и салон могут быть соединены, их разделяет лишь простая перегородка.
- Если нужно перевезти объемный груз (телевизор, холодильник или что-то в этом роде), сиденья раскладываются, расширяя багажник дополнительным пространством. В этом случаи крышка багажника играет роль полноценной двери автомобиля. Можно выбрать трехдверную или пятидверную модель.
- Визуально хэтчбек выделяется длиной багажника. Такая модель больше популярна в Европе, нежели в нашей стране. Среди известных моделей с таким типом кузова можно увидеть Skoda Fabia New, Ford Focus, Citroen DS4,Volkswagen Golf, KIA Rio и другие.
«Сородич» хэтчбека или его классификация
- Подвидом такого кузова некоторые считают и лифтбеки, называют такую модель просто «длинным» хэтчбеком. У многих представителей этого подвида в наличии выступающий багажник, отдаленно напоминающий седан. В модельном ряде имеются машины и короче. Их задняя дверца почти вертикальна.
- Яркие представители Daewoo Matiz, Peugeot 107, Renault Twingo, Ford Ka, Mitsubishi Colt. В общем, хэтчбек — базовый кузов, он есть во всех сегментах автомобильного рынка. Такой тип кузова давно чувствует себя уверено, завоевывая молодого покупателя за счет современного агрессивного дизайна и низкого силуэта.
Хэтчбек весьма популярен среди потребителей