Снегоболотоходы: что это, цены и где купить?

Снегоболотоходы: что это, цены и где купить?

CFMOTO – одни из самых популярных в России квадроциклов. Их отличают ресурсные моторы собственного производства, комплектующие от BOSCH, CVTech, Sumitomo и других известных брендов, а также двухгодовая гарантия без ограничения пробега. В базовой комплектации большинства моделей есть лебедка и электроусилитель руля. Расскажем о трех ярких моделях.

CFMOTO CFORCE 500 HO. Оснащен инжекторным двигателем объемом 495 см³ и мощностью 38 л.с. Для повышения проходимости водитель может выбирать между режимами работы трансмиссии 2WD, 4WD и 4WD с блокировкой дифференциала. Также высокую проходимость обеспечивают 26-дюймовые шины с агрессивным протектором и клиренс 270 мм. Комфортно передвигаться по неровной дороге позволяют независимые подвески с ходами 160 мм спереди и 200 мм сзади. Цена модели на момент сентября 2020 года – 524 633 рубля.

Снегоболотоходы: что это, цены и где купить?

CFMOTO CFORCE 600 EPS. Модель имеет 600-кубовый 41-сильный инжекторный двигатель. Трансмиссия полноприводная с «понижайкой» и блокировкой дифференциала. Дорожный просвет – 270 мм. Диаметр шин – 26 дюймов. Ход передней подвески – 160 мм, задней – 210 мм. Подходящей для туризма модель делает разноуровневое сиденье. Пассажирская секция снимается, имеет боковую поддержку и ручки. Также комфорт в длительной поездке повышает электроусилитель руля (EPS), который позволяет легко управлять квадроциклом даже подростку. Цена модели на момент сентября 2020 года – 708 383 рубля.

Снегоболотоходы: что это, цены и где купить?

CFORCE 800 HO EPS. За счет 800-кубового двигателя мощностью 65 л.с. эта модель отлично подходит для тяжелого бездорожья. Также высокую проходимость обеспечивает трансмиссия с подключаемым полным приводом, понижающей передачей и блокировкой дифференциала, клиренс 300 мм и 27-дюймовые внедорожные шины. Пассажирская секция съемная, имеет спинку с боковой поддержкой и ручками. Электроусилитель руля (EPS) позволяет без усталости преодолевать многокилометровые маршруты. Цена модели на момент осени 2020 года – 860 633 рубля.

Снегоболотоходы: что это, цены и где купить?

Вездеход, снегоболотоход на шинах низкого давления. совсем не шерп.

С другом Мишей (единственный знакомый мне синеглазый алтаец), отцом и парой друзей собрались мы на удивительное озеро Коккель. Удивительно оно тем, что там никто не бывает. Расположено это озеро в окрестностях с. Улаган в Горном Алтае на высоте 2300 н.у.м. Дорога до озера заслуживает отдельного рассказа. 900 км до Улагана, оттуда ещё 70 по горам (на это ушла большая часть дня) на УАЗике с прицепом. И когда организм, основательно вымотанный дорогой, готов поддаться распаду, начинается самое интересное. Весь груз из прицепа (палатки и прочий скарб) мы распихали по арчимакам (большущие седельные сумки из грубой кожи) и навязали сверху на несчастных лошадей, которые, ведомые проводниками, отправились в гору по конной тропе. Мы же, навьючив на себя спиннинги и ружья (местность вокруг оооочень дикая) зашагали в гору, к вожделенному озеру. Вожделенному потому, что Миша нам очень много о нем рассказывал, и этот поход мы планировали с зимы.

Первый час пути показался нам лёгкой прогулкой. Мы шли вдоль подножия хребта, временами форсируя неглубокие ручьи и болотца. Шли и шли, благо новичков среди нас не было. Отец всю жизнь на рыбалке и в тайге, да и работа в шахте не предполагает телесной хлипкости. Один Леха служил в каких-то диверсионных частях и был выносливым как верблюд. Второй Леха, хоть и пил безбожно, но был шахтером и силой обладал просто невероятной. Про Мишу и говорить нечего. Это его земля, и он своей особенной валкой походкой семенил впереди, задавая нам направление. Леха который шахтер временами прикладывался к горлышку полторашки, как потом выяснилось, с самогоном.

Мы шагали, крутя головами и вдыхая чудесный аромат трав и цветов, тайги и нагретых солнцем камней. Посмотреть вокруг было на что. Разлапистые лиственицы и пышные ёлки, седые пихты и могучие кедры, разноцветный ковер цветов, глубокое синее небо и крутобокие, покрытые тайгой горы… Все это настраивало на благодушный лад. Зря. Вы ведь помните, что Леха временами отпивал из заветной бутылки?

Где-то на середине подъёма мы дружно осознали, что прогулка перестает быть лёгкой. Позади три часа непрерывного подъёма, спиннинги и ружья ощутимо гнут к земле, и только счастливый Леха который шахтер продолжает попивать самогон и становится все радостнее. Миша все так же размеренно шагает впереди, задавая нам темп, и только гордость не позволяет упасть ничком в траву и взмолиться об отдыхе. А горы тем временем становятся все краше, мы ведь поднимаемся, обзор открывается все шире и дальше. Благодать! Чудный запах горной тайги, лёгкий ветерок и никаких жужжащих гадов. Добравшись до неширокого ручейка (как оказалось, река Улаган), Миша все же решил дать нам отдых. Быстро собрал костерок и принялся варить чай. Правда мы о том, что отдыхаем, не знали — мы плелись в гору где-то ниже. Добрались до Миши сначала мы с Лехой который воин, брякнулись на землю и принялись усиленно отдыхать в ожидании бати и его уже очень весёлого друга Лехи который шахтер. Дождавшись их появления, Миша поднялся и зашагал в гору, бросив нам через плечо: «Костер залейте». Сказал и скрылся в ельнике. Дерсу Узала, блин😀

С каждым шагом в гору идти становилось все труднее. Склон стал круче, местами приходилось буквально карабкаться, цепляясь за камни и корневища. Глядя на наши взмыленные лица, Миша улыбался хитро и ничего не говорил. Из-за спины тем временем неслась бравая песня Лехи который шахтер. Слов было не разобрать, но общее настроение было явно оптимистичным. Хотелось стрелять, но сидеть не хотелось, поэтому терпели. Финальный отрезок подъёма чуть не стал фатальным. Тропа обрывалась почти отвесным участком метров семи в высоту. Из земли там и тут торчали корни и камни. Предполагалось, что нам туда, но логика подсказывала мне, что так тропы не прокладывают и где-то здесь зарыта собака. Миша делал вид, что не замечает вопросительных взглядов, но и сам не стремился форсировать последний рубеж. И тогда вперёд вышел Леха который шахтер. Поплевав на ладони, он неверной походкой направился к склону. Примерился, вцепился пальцами в ближайший камень, второй рукой взялся за корневище и попер в гору…

И вот Леха который шахтер висит на корневищах на высоте пары метров и судорожно пытается найти ногами опору. Тщетно. Ноги его в растоптанных кроссовках соскальзывают с камней, сиплое сивушное дыхание иссушивает травы вокруг, пальцы готовы разжаться… Хлоп! Леха  сидит на пятой точке и изумлённо осматривает все вокруг. Во взоре читается явное непонимание того, где он и что тут происходит. Мишина улыбка становится ещё шире, мы в отчаянии осматриваем окрестности в поисках альтернативной тропы. И о чудо! Тропа найдена! Метрах в двадцати от нас, в тени развесистых мрачных ёлок виднеется отчётливый след чего-то сапога. Здесь бывали люди! Ура, мы не одиноки (я уже начал в этом сомневаться). Я молодым сайгаком делаю рывок в ту сторону, прорываюсь сквозь упругие елкины ветви и… Блииин… Болото. Самое натуральное болото. Я впервые вижу болото на вершине горы (а мы спустя пять с лишним часов все ж забрались). Тоскливый взгляд за спину, где Леха который шахтер снова примеривается к корневищами…Не, туда я не хочу. Миша смотрит на меня уже без улыбки — ему просто интересно, какое решение я приму. Я вырубаю из ближайшей сушины посох подлиннее и отправляюсь форсировать болото. Тычок посохом перед собой, шаг, снова тычок. Остальные потянулись за мной, стараясь шагать след в след или около того. Идём, перекликаемся — тайга вокруг стала совсем дремучей. Комарье над болотом плотоядно взвилось и тут же облепило нас плотной шапкой. А ведь нигде в горах их нет. Ну ладно, нас комарами не испугать.

В какой-то момент, когда до выхода из болота нам оставалось уже совсем недалеко, Леха который шахтер перестал отзываться. До этого он бурчал что-то или просто громко икал, а тут тишина. Да что ж за напасть! Мы остановились, огляделись, принялись орать. Тщетно. Тишина нам ответом. И тоскливый крик коршуна где-то над головой. Ван Хельсинг, только тумана нет.  Рывком из болота, сбросить груз на сухое, и назад, искать пропавшего. С собой ружье (помним про медведей) и запас воздуха в груди. Орать нам теперь до посинения. Не найдем Леху — пропадет…

Наши поиски приняли стихийный характер. Мы бродили по болоту во всех возможных направлениях, совершая броуновские движения и пугая белок истошным криками. Казалось, жизнь в тайге замерла. Медведи раньше времени залегли в берлоги, волки сели на добровольную диету, маралы на всякий случай сбросили рога…а Леха который шахтер все не находился. День меж тем неуклонно катился к ночи. В горах ведь нет вечера. Упало солнце за гору и все, ночь. И пьяный одинокий Леха. И вокруг запуганные до жути медведи… Мда. Как-то это не того, не здорово. Но где искать-то? Куда он мог так толково слинять, что даже Леха который диверсант при всем своем опыте не мог обнаружить следов? И горный охотник Миша тоже. А ведь Леха который шахтер ещё и пьяный! Видать, служба в советской армии накрепко вбило в Леху-шахтера золотое правило: выпил — прячься. Вот он и спрятался.

Предчувствуя скорую ночь, мы решили отправлять гонца в Улаган за народом. Искать Леху большой группой с собаками точно будет надёжнее. Кандидат на поход в Улаган один — Миша. Но идти пешком долго и муторно, а учитывая скорую ночь ещё и опасно. Решили ждать появления проводников с конями. Ну а раз ждём, чего бы и чаю не выпить? Сказано — сделано. Через пять минут на месте нашей будущей стоянки дымил жаркий костерок, над которым висел котелок с набранной из озера водой и собранными тут же травами. Брусничник, курильский чай, смородина, собранный по пути чабрец — чай обещал быть убойным! еу и пока варится чай, чего бы и не расселить спиннинг? В озере рыба,озеро вот оно… В общем, спустя ещё пять минут на траве ворочался первый осман. Рыба крайне странная и оооочень голодная. Каждый заброс блесенки приносил рыбу. Не крупный, граммов 500, османы клевали непрерывно. Я увлекся настолько, что чуть не прозевал явление Лехи.

А еще интересно:  Двигатель ВАЗ 21213 Нива

Сначала мы услышали тихое лошадиное фыркание — по тайге кто-то двигался на лошади. Внимания на это мы не обратили особого — проводники с нашими вещами вот-вот должны были появиться. Но это были не они!

На поляну, где мы расположились, вышел совершенно нам незнакомый алтаец. Был он невысоким и крепким. Костистое смуглое лицо с глубоко посаженными черными угольками глаз, крепкие кулаки и висящая на плече винтовка. Вот этот точно Дерсу Узала. Поперек седла на спине его невысокой лошадки висел наш Леха который шахтер. Висел и безобразно громко храпел, выводя такие замысловатые рулады, что мы невольно опешили.

— Ваше? — невозмутимый алтаец кивнул за спину на Леху. Так и спросил «Ваше?», словно говорил о чем-то крайне неприятном. Впрочем, кому приятен абсолютно, бессовестно пьяный храпящий, воняющий сивухой и мокрый до нитки мужик?

— Наше — Леха который воин за ногу сдернул тёзку с седла, благо коник был невысокий. Леха который шахтер даже не удосужился проснуться. Буркнул что-то, повернулся на бочок и продолжил храпеть.

— Ты где его нашел? — Миша подступил к незнакомцу.

— В озере плавал. Втором.

Что это за озеро и где оно находится, мы не знали, но все равно сильно удивились.

— А спиннинги его где? И сумка со снастями? — это уже Леха который воин. Это была его сумка с кучей рыбацких богатств.

— Не было никакой сумки.

Вот так.

Леха зло сплюнул и отошел к костру. Алтаец привязал коня и уселся к костру, где уже исходил вкусным паром котелок с чаем.

Молча пили чай и думали над тем, где же нам завтра искать потери? Ладно, утром будет видно. А пока надо ставить лагерь, за хлопотами мы не заметили как наступила ночь. В свете костра заканчивали с палатками, пока Миша готовил нехитрый ужин — кашу с тушёнкой и жареных османов.

Об османах стоит поподробнее. Рыба эта странная, похожая строением тела на судака, но без зубов и чешуи. При этом рыба явно хищная, потому как на блесну кидалась с великой радостью, да и в желудках нашли малька. На вкус…ну не знаю. Вроде и вкусный, но костей больше чем мяса.

Ужин прошел в молчании – все очень устали за день, да и тепло от костра разморило и начало тянуть в сон. А вокруг с заходом солнца резко похолодало. Леха который шахтер мелко дрожал, хотя мы и подтянули его поближе к костру. Дрожал, но просыпаться упорно не желал.

Разбудили, чтоб переоделся в сухое да поел хоть немного – весь день он ел только самогон.

Разбудить оказалось нелегко. Леха брыкался, рычал, умолял, угрожал… В итоге Леха который воин пообещал окунуть его в озеро, и шахтер проснулся. Видимо, купание в одежде в ледяной воде в его личном рейтинге развлечений занимало вообще не первое место.

Он сел, помотал головой, какое-то время щурился на огонь, а затем с глубокой и очень искренней скорбью выдал, ни к кому не обращаясь:

— Вот такое я говно…

Сказал, вздохнул тяжело и снова уставился в огонь. Возражать ему, как вы догадываетесь, никто не стал.

Посидев так еще с философским видом, Леха который шахтер подхватился и умчался к палатке, переодеваться. Невозмутимый алтаец наблюдал за ним с искренним интересом. Где-то в уголках его черных глаз прятались ехидные смешинки, но внешне он ничем своего отношения не показывал. Выпил чай, поужинал с нами и засобирался.

— Миш, куда он в ночь-то? Пусть остается, утром и поедет.

Миша только хмыкнул и ничего не сказал. Алтаец уехал в ночь, а мы стали устраиваться спать.

Я залез в ледяной спальник и пару минут дрожал, пытаясь согреться. Согрелся конечно, спальник хороший. Могучий Лехин храп из соседней палатки пробуждал во мне мысли об убийстве, но сидеть я все так же не хотел, так что оставалось только надеяться на батю, который спал с Лехой в одной палатке. Через короткое время Леха в дальней палатке как-то странно хрюкнул и перестал храпеть. Я поймал блаженный миг полной, абсолютной тишины и провалился в сон.

…Утро задалось знатное. Я шевельнулся, задел стенку палатки, и на меня обрушился дождь из ледяного конденсата. Блин! Вот это побудка.

Сел рывком, расстегнул спальник – холодно!

Выскочил из палатки и не поверил глазам. На траве – иней! Трава аж хрустит под ногами. Над зеркальной гладью озера примерно в метре висит молочный, плотный как вата туман. Я доскакал до берега, высоко задирая ноги, и ухнул в воду. Аааааа!

Сказать, что вода в озере холодная, это совершить преступление против правды. Ледяная! Такая, что меня словно кипятком обдали. Дыхание перехватило, лицо стянуло судорогой…. Уууух! Я нырнул, еще разок, поплескался немного и вылез на берег. Иней на траве блестел горстью рассыпанных самоцветов, изо рта вырывались облачка пара, но мне не было холодно. Мне было хо-ро-шо… Я неспешно дошел до палатки, растерся докрасна грубым полотенцем и принялся раздувать прогоревший костер. Сушняк занялся сразу, и скоро над поляной в тумане поплыл вкусный тонкий дымок. Красота!

Природа просыпалась. Солнце поднялось чуть выше, и висящий над водой туман засветился вдруг жемчужным светом, заволновался… К запаху дыма от костра прибавился вдруг как-то сразу плотный, кружащий голову аромат трав. Весь берег был усеян огоньками вперемешку с курильским чаем. Палатки мы поставили под раскидистыми пушистыми лапами могучих кедров, от которых шел чудесный, ни с чем не сравнимый запах живицы и хвои. Из тайги тянуло смешанным густым запахом прелой хвои и грибов. Воздух такой….как родниковая вода. Невозможно надышаться!

Я пошел к озеру, набрать воды в котелок. Подошел, наклонился, поднял голову и…замер. Под висящим над водой туманом мне открылась удивительная картина. На другом берегу прямо напротив меня метрах в тридцати стоял марал. Он зашел в воду по грудь и пил воду. Услышал меня, вскинул голову и прянул испуганно в сторону, кося на меня настороженно. Постоял так немного, прислушиваясь к чему-то и… и вернулся к воде. Пил, поднимая иногда голову и глядя на меня. А я замер, боясь пошевелиться, спугнуть этого прекрасного зверя. Но вот кто-то в лагере заворочался, вжикнула молния палатки и раздался громкой батин голос:

— Красотища! Вставайте, заспанцы! Эге-ге-ге-гей!

Его крик раскатился над водой и загулял, забился в стоящих за моей спиной соснах. Марал отскочил испуганно и рванул в сторону, запрокинув голову и закинув на спину ветвистые рога. Я с сожалением проводил его взглядом, набрал воды и вернулся к костру. Предстоял долгий полный приключений день…

За завтраком мы принялись пытать Леху который шахтер. Как умудрился потеряться, как оказался у таинственного второго озера и куда дел снасти? Сначала он упрямо повторял коронную фразу про себя и говно, но потом разговорился.

— Ну я это…решил чуть отстать, надо мне было. Ну и отстал. И заспал немного. Очнулся – тихо вокруг. В горле пересохло, не крикнуть. Ну я сумку взял, спиннинги взял и пошел. Куда идти? Не знаю. Но и сидеть смысла нет (здесь он ошибся, потерялся – сядь и сиди, золотое правило). Шел, пока на речку не наткнулся. Ну и решил по речке идти. Речка же она из озера течет…наверное. Пошел, да оскользнулся и в речку ухнул. А там течение и дно каменное, скользкое. Короче, унесло меня вниз. Все потерял. Все – на этих словах он исподлобья глянул на второго Леху.

— Ну и? – голос второго Лехи не предвещал.

— А чего «ну»? Я дальше и не помню. Раз только глаза открыл, когда какой-то мужик меня за волосы из воды тянул. А потом опа, и костер…

Ругаться было бессмысленно. Решили идти искать снасти ближе к обеду. Первое, что мы сделали после завтрака, это рванули в окрестную тайгу. Хотелось грибов поискать да и вообще осмотреться не мешало бы. Тайга вокруг Улагана хоть и демучая, но очень похожа на парк. В ней нет валежника. Вообще. Совсем. Куда он девается я не знаю, но его нет. Зато есть чудной белый мох, в который словно в перину проваливаешься по колено. И прямо поверх мха ковром растет брусничник, а в прогалах и на небольших холмиках там и тут стоят рыжики! Настоящее море рыжиков. Мы конечно же нарезали хороший пакет и утащили его к костру. И пока тащили, я наткнулся на совсем свежие, еще теплые следы медведя. Буквально в ста метрах от палаток. Это опасно. В лагере еда, и хозяин точно придет по-хозяйски навести ревизию. Я сказал об этом проводникам, и те быстренько засобирались. Подхватили винтовки, прыгнули на коней и скрылись в тайге, а мы принялись за второй завтрак. Миша быстренько промыл грибы и порезал крупными кусками. Туда же настрогал лук кольцами и крепко присолил, плеснув немного растительного масла.

А еще интересно:  Как осуществляется замена ШРУСа на Шевроле Нива?

— Давайте к столу, вкусно.

Я с сомнением посмотрел на Мишу – сырые грибы есть…хм.

Но Миша уже наломал хлеба и принялся с аппетитом уплетать диковинное лакомство. Мы присели рядом, свернули голову бутылке водки (дезинфекция наше все), вздрогнули и закусили. Нереально вкусные рыжики оказались! Просто невозможно вкусные. Мы съели все что принесли в один присест. Было так вкусно, что даже не страшно.

До обеда рыбачили. Осман клевал все так же, и его вообще не волновало, что именно мы бросаем в воду. Довольно скоро нам наскучило – таскаешь рыбу как из аквариума.

— Миш, пошли сумку искать. Леха вроде помнит где ее потерял…

Леха, к слову, беспробудно дрых у костра, подложив под голову здоровенный кулачище. Будить его поручили мне, и долго думать я не стал. Тихонько подошел, присел рядом на корточки и, набрав в легкие побольше воздуха, гаркнул во всю мочь:

— Команда «газы!»!

Леха подскочил как подброшенный и ошалело завертел головой, пытаясь рукой нашарить что-то в густой шелковистой траве. Противогаз, наверное. Осознав, что противогаз не нужен, Леха снова упал на бок и вознамерился было заснуть, но не тут-то было. Легкий душ из ледяной озерной воды взбодрил его невообразимо.

— Лех, пошли снасти искать?

Леха, который хотел было переадресовать меня куда-нибудь очень далеко, резко передумал – потеря снастей лежала на его совести тяжким грузом, и отказаться от поисков он никак не мог. С тяжким вздохом поднявшись, Леха уныло побрел куда-то в тайгу.

— Лех, тебя вчера вроде с другой стороны привезли. Ты точно помнишь, где был?

Почесав в плешивом затылке, наш шахтер махнул рукой и сменил направление. Немного. Почему именно в эту сторону, мы спрашивать не стали. Посмотрели на Мишу, который закинул на плечо винтовку и сейчас прилаживал на поясе ножны.

— Идите, догоню.

Ну ладно. Нам сказали идти, мы и пошли. Леха угрюмой длиннорукой фигурой брел по тайге, напоминая безвременно облысевшего снежного человека. Глядя в его ссутулившуюся спину, мне мерещились печальные вздохи и полные вселенской печали глаза. Даже стало немного жаль это большого дядьку, но снасти было жаль чуть больше, поэтому мы быстренько его догнали и шли теперь следом. Вскоре неслышной тенью рядом с нами появился Миша. Невысокий и коренастый, он как-то удивительно ловко и быстро передвигался по тайге, абсолютно бесшумно и незаметно.

Обогнав нас, он поравнялся с Лехой и хлопнув его по плечу, показал рукой нужное направление.

Вновь болото и тучи комаров, хлюпающая грязь под ногами и невообразимо загадочная тайга вокруг. Свисающие с елок белые пряди длинных мхов, сумрачная прозрачность уходящих вдаль лиственниц, горьковатый запах прелой хвои и грибов и полная тишина. Слышно только наше дыхание и чавканье грязи, да иногда где-то над головой, над рвущимися к небу деревьями, над всеми горами одиноко кричит коршун. Его переливчатый клич добавляет мистики в окружающую нас картину…

К озеру мы вышли примерно через час неспешного хода. Миша знал эти горы как свой двор и вел нас напрямик.

— Миш, а если он где в другом месте сумку потерял?

— От озера вверх по реке пойдем. Если она там – найдем.

Хорошо, что хоть у кого-то есть план.

Второе озеро открылось перед нами сразу. Было оно небольшим и неглубоким. На дне в обманчивой близости от поверхности лежало несколько покрытых зеленоватой тиной стволов. Никакой рыбы в озере не виделось, хотя солнце просвечивало его зеленоватую воду на всю глубину. Следы Лехиного купания мы обнаружили сразу – берег в одном месте был разворочен так, словно тут искали золото. Я с уважением глянул на Лехины большие руки – такими можно и уголь добывать. Вскрышным способом. Без экскаватора.

Леха, глядя на озеро, болезненно сморщился – вспомнил, видимо, свои водные процедуры. Но безжалостный Миша не дал ему вдоволь настрадаться.

— Пошли, кому стоим-то…

Растянувшись редкой цепочкой, мы двинулись вверх по реке, внимательно глядя по сторонам. Шансов не заметить сумку в прозрачной и просматриваемой на добрый выстрел тайге у нас не было. Так мы тогда думали.

Но, добравшись по реке до нашего озера, сумку мы так и не нашли. Миша философски пожал плечами:

— Алмысы забрали.

— Кто забрал? – голос Лехи-воина обещал алмысам все самое недоброе. Миша глянул на него как на странного ребенка и ничего не ответил.

К костру пришли немного грустными. Отец уже сварил богатый обед – уха из османов, жареные османы и даже хе из них же (лук и уксус с собой были). На еду накинулись с небывалым аппетитом – свежий воздух и добрая прогулка сделали свое дело. И к моменту, когда мы обгладывали последние османовы косточки (а их в нем ну ооочень много), в лагере появились наши проводники.

Арчимаки на спинах их коней бугрились – в них явно что-то было.

— Первый из проводников, ирыс, спрыгнул с коня, расстегнул арчимак и бросил на траву у костра солидный кусок мяса, затем еще один, а затем еще и две медвежьих лапы. Догнали они того мишку, чьи следы я увидел не так давно.

— Вари – с непередаваемым алтайским акцентом сказал Ирыс и принялся расседлывать коня.

Леха-шахтер сгонял к озеру с мясом, быстро его промыл, заложил в ведро и залил водой. Щедро сыпанув соли, подвесили ведро на таган над огнем. Все, теперь только ждать.

Костровым как самого виноватого назначили Леху-шахтера, чему он не особенно и сопротивлялся, а сами направились рыбачить. Миша по секрету мне сказал, что на глубине водятся очень крупные османы, и я задался целью хотя бы одного солидного поймать.

Мы с Лехой-воином накачали лодку, спустили на воду и в путь, за османами! Первый же заброс принес поклевку, и в лодке запрыгал уже привычный османчик граммов на 300.

Ну нет, я не за ним. Попытался блеснить отвесно, но мелкие османы не давали блесне опуститься хоть на сколько-то, нападая на нее со всех сторон. Через час я отчаялся и ловил то, что есть. А на берегу тем временем кипела работа.

Отец, Миша и Леха-шахтер затеялись сооружать коптильню. Рубили сосновый подрост и вязали из него каркас, обтягивали его привезенным с собой полиэтиленом. Сначала там будет баня. А потом закрепим внутри вешала, на которых и будет висеть осман.

Мы выбрались на берег и принялись помогать. Прокопали канаву в склоне, закрыли ее лапником а сверху дерном. Это труба, по которой дым от костра будет подниматься к коптильне, остывая по пути. Затем вернулись к костру и взялись за чистку и засолку пойманной рыбы. Медведь все это время варился в ведре. Леха регулярно доливал воды, а проводники меланхолично валялись на траве, о чем-то переговариваясь. Затем вдруг поднялись и куда-то уехали, не став даже седлать коней. Миша проводил их взглядом, потом повернулся ко мне и спросил:

— На стоянку пойдешь со мной?

Почему только я? Не знаю.

— Конечно!

До стоянки нужно было пройти около трех километров, и это была одна из самых приятных моих прогулок. Жара уже чуть спала, на небо набежали тучи, обещая скорую грозу. Мы шли по покрытому настоящим ковром трав и цветов нагорью, из-под ног в разные стороны с громким стрекотом вылетали кобылки, запах разогретых цветов кружил голову. Вроде и душно, но с покрытой снегом вершины тянуло холодным освежающим ветром, и дышалось удивительно легко.

…Навстречу нам выкатились два пса. Они деловито нас обнюхали и посеменили чуть впереди, сопровождая к видневшимся впереди аилам. Первый аил не был жилым. В самом его центре на огне стояла 200-литровая бочка.

— Это чадыр, в нем арачку варят – очень «понятно» объяснил Миша и пошел ко второму аилу. Внутри в самом центре был устроен очаг, у дальней стены застеленные матрацами широкие скамьи. Справа от входа большой стол, на котором среди чашек и плошек с едой лежали свежие панты – охотники застрелили марала. В аиле собрались девчата, пара взрослых женщин, несколько подростков и без счета совсем маленьких ребятишек. Они смотрели на меня и о чем-то хихикали. Самая старшая, солидная красивая женщина, показала мне на стол:

— Есть садитесь…

Отказываться я не стал. Во-первых, не принято в горах отказываться, а во-вторых, очень вкусно выглядело все то, что стояло на столе. Домашний абсолютно воздушный творог, разварное мясо марала, ячменная каша и горячий чай с талканом. Но самым первым что мне преподнесли была большая эмалированная кружка, от которой пахло…пахло…не знаю чем. Пахло одновременно кислым молоком и самогоном.

— Арачка – сказал Миша и хитро так улыбнулся.

— Я столько не выпью! – я протестующее выставил перед собой руку. Молодой парнишка быстро поменял кружку на маленькую, и я мысленно перекрестившись, опрокинул ее в себя.

Арачка была горячей! Горячей, блин! Вкус и запах кислого молока вкупе со вкусом самогона – это нечто. Я проглотил арачку и ненадолго замер, прислушиваясь к ощущениям. Тепло мощной волной поднялось от ног и ударило в голову. Последнее, что я запомнил, было то, что творог оказался очень вкусным.

…Следующий кадр – я сижу у костра в нашем лагере и смотрю в ведро, в котором все еще бурлит медведь. Вокруг уже темно, в голове моей топор. Во всяком случае, именно такие ощущения я испытывал. Голова болела зверски. Каждое движение вызывало новый взрыв боли. Миша понимающе поглядел на мои мучения и протянул мне кружку. Ну неееет, второй раз ЭТО я пить не буду.

— Да это не арачка, выпей, полегчает же.

А еще интересно:  Выбор резины на Ниву Шевроле. Лучшие шины на автомобиль.

Все же ледяная водка в таких случаях – это благо. Уже минут через 10 мне стало хорошо. Мы наконец сняли с костра ведро с мясом и принялись за ужин. Гроза так и не случилась. Снова похолодало, и я чувствовал себя просто прекрасно. Ужинали медвежатиной, и она показалась мне необычайно вкусной. Мясо плотное, с крупными волокнами и ярким вкусом. В общем, наелись до отвала и я упал спать. Завтра на охоту…

Продолжение следует

Самодельный вездеход "гризли" на шинах низкого давления — сам себе мастер — медиаплатформа миртесен

Самодельный вездеход "Гризли" на шинах низкого давленияСамодельный вездеход "Гризли" на шинах низкого давления

Полтора десятка лет назад мы с сыном и братом построили охотничью избушку в тайге в 40 километрах от ближайшего поселка. Зимой легко добирались до нее на снегоходах, но летом и в межсезонье доехать до излюбленного места отдыха было не на чем, поскольку лесные просеки сплошь заболочены, заросшие, изобилующие глубочайшими колеями. Встал вопрос о создании транспорта, на котором можно было бы попасть на заимку в любое время года. Наиболее подходящим вариантом «вырисовывался» вездеход на колесах с шинами сверхнизкого давления — то, что надо для движения по болотам и слабым грунтам.

Специально съездил в Москву, чтобы посмотреть и пощупать шины от известной компании «Арктиктранс». Но… не внушили они мне доверия: резина тонкая, больше напоминающая китайский «пластик», из которого делают колеса для садовых тележек. Хотел было уже начать делать схожие по функциональным качествам покрышки самостоятельно. Для этого обычно используют шины от большегрузных грузовиков — срезают лишнюю резину, формируя новый протектор -изготавливают так называемые «ободрыши». Однако как раз в этот момент в продаже появились фирменные шины «Авторос». Снова посетил столицу, колеса понравились, и я их заказал. С этой покупки, по сути, и началось создание моего вездехода.

Самодельный вездеход "Гризли" на шинах низкого давления

Сначала, за полтора месяца, изготовил ходовую модель, на которой прикинул компоновку агрегатов и отработал конструкцию трансмиссии будущей машины. Прототип оказался настолько удачным, что больше ничего додумывать и переделывать, кроме кузова, не пришлось. А опытная машина стала полноценной «рабочей лошадкой», и она до сих пор находится в эксплуатации у брата.

Самодельный вездеход "Гризли" на шинах низкого давления

Поняв, каким должен быть будущий вездеход, «заложил стапель», и через три месяца машина была готова. Трудился в основном по выходным и вечерами, «черную» работу помогал делать внук. Использовался минимум оборудования: небольшой токарный станок, школьный фрезерный станок, «болгарка», сварка в среде защитного газа, пропановый резак.

Самодельный вездеход "Гризли" на шинах низкого давления

Плоская рама сварена из профильной трубы сечением 60x80x1,5 мм. Мосты взял от УАЗа, однако серьезно их модернизировал, так как «родные» не подходят по длине — с учетом широких колес нужно существенно увеличивать колею машины. Но если взять передний «уазовский» мост и расширить его на 380 мм, чтобы с обеих сторон были одинаковые длинные полуоси, то все встает на свои места. Так я и поступил — установил и спереди, и сзади идентичные мосты, передние. К слову, «ТРЭКОЛ» — известный производитель вездеходов на «пневматиках» — ставит сзади расширенный задний мост (тоже «уазовский»). Но это, на мой взгляд, слабое место конструкции — полуоси, заменяющие заводские, частенько ломаются под большой нагрузкой. Я предпочел максимально использовать штатные автомобильные детали. Сделал следующим образом: с короткого чулка моста отрезал фланец крепления шаровой опоры и к остатку чулка встык приварил необходимой длины отрезок от длинного чулка с фланцем. Это обязательно нужно делать в специальном кондукторе, чтобы избежать малейшего перекоса детали. Таким образом, все четыре полуоси на моем вездеходе одинаковые, заводские.

Самодельный вездеход "Гризли" на шинах низкого давления

Салон вездехода рассчитан на 4-5 человек, при этом в нем есть возможность устроить три спальных места. Также в нем есть стол-трансформер, а в крышу я врезал люк. Сиденье водителя расположено, само собой, в передней части машины, но не так, как на автомобилях. Поскольку арки передних колес глубоко вдаются в салон, расстояние между ними составляет всего 1050 мм, поэтому место водителя расположено по центру. За ним находится моторный отсек, в котором установлен двигатель ВАЗ-11113 в сборе с коробкой передач. Правда, в отличие от автомобиля «Ока», на котором он применяется, этот мотор развернут вдоль, так что приводы КПП «смотрят» вперед и назад. К заднему фланцу крепится короткий кардан, соединяющий силовой агрегат с раздаткой от BA3-21213. Понятно, чтобы такая схема работала, дифференциал в КПП нужно заблокировать. Тогда оба ведомых вала КПП будут вращаться синхронно. Задний, как уже замечено, служит для привода шасси машины, а передний вал можно использовать для подключения каких-нибудь вспомогательных механизмов: например, механической лебедки, циркулярной пилы или станка для переработки кедровых шишек. Управление КПП и РК осуществляется через самодельные кулисы.

Самодельный вездеход "Гризли" на шинах низкого давления

Радиатор охлаждения использован от ВАЗ-2109, он снабжен двумя автономными вентиляторами. Один штатный, он, как и на автомобилях, срабатывает от датчика температуры охлаждающей жидкости. А для тяжелых режимов эксплуатации в воздуховоде установлен еще один вентилятор с двойным режимом принудительного обдува, он нагнетает воздух в подводящий туннель.

Как я уже отметил, дороги, по которым мне приходится ездить на вездеходе, заросли мелколесьем. А подчас и вовсе нет никаких дорог — только направление! В таких условиях традиционное рулевое управление, с тягами спереди — это уязвимая часть машины. Заниматься правкой согнутой рулевой тяги посреди тайги не хотелось, поэтому я применил гидрообъемную схему рулевого управления. Использовал насос-дозатор от трактора МТЗ-80, работающий в паре с гидронасосом марки ZF, который применяется на УАЗе, «ГАЗели» или «Ниве» для привода ГУРа. Насос, доработанный под давление 120 кг/см2, обеспечивает контролируемое перемещение штока исполнительного гидроцилиндра на переднем мосту. Гидроцилиндры взял от зернокомбайна, самые маленькие из тех, что нашлись.

Самодельный вездеход "Гризли" на шинах низкого давления

Поскольку сзади установлен передний «уазовский» мост, то грех было не сделать вездеход полноуправляемым. Задние колеса поворачиваются также при помощи гидравлики, только управление уже идет не от рулевого колеса, а от рычага, находящегося слева от водителя, на рамке сиденья. Он связан с односекционным гидрораспределителем 1Р40 без фиксации в крайних положениях. Контроль угла поворота задних колес осуществляется при помощи камеры заднего вида, установленной над задним левым колесом, ну и, конечно, по поведению машины в движении. Жидкость практически не сжимается, поэтому управление задними колесами не имеет люфта. Поворачивать можно как на ходу, так и на месте. Подруливание требуется не так часто, но на узких лесных просеках с разбитыми колеями эта возможность оказалась весьма полезной.

Самодельный вездеход "Гризли" на шинах низкого давления

Так же как и традиционное рулевое управление, привычные тормоза, с колесными тормозными механизмами, для вездехода не лучшее решение. Они будут быстро изнашиваться, ведь техника большую часть времени месит грязь, смешанную с водой — идеальный абразив. Поэтому куда предпочтительнее трансмисионные тормоза, и я установил именно такие. Тормозные диски смонтированы на хвостовиках главных передач мостов. И диски, и тормозные механизмы использованы от той же «Оки», и надо заметить, они неплохо справляются со своей задачей даже без вакуумного усилителя.

Самодельный вездеход "Гризли" на шинах низкого давления

Эскизов и чертежей при изготовлении вездехода я не делал, все подгонялось по месту — привычка! А идеи приходили по мере изготовления. Каркас кузова изготовлен из профильных труб сечением 15×15 мм, 40×20 мм и 50×25 мм. Он жестко приварен к раме, снаружи обшит алюкобондом — современным отделочным материалом, представляющим собой полимер, зажатый между двумя тонкими листами алюминия. Он легкий, обладает неплохими термоизолирующими свойствами и не ржавеет. Панели крепятся к каркасу на заклепках. На днище постелил ламинированную фанеру толщиной от 9 до 12 мм. Между задними сиденьями пол двойной, а для удобства посадки он немного приподнят. Образовавшаяся под ним ниша используется для хранения запчастей и инструмента.

Посадочных мест для пассажиров в салоне получилось даже больше, чем планировалось — шесть. Как и задумывалось, в нем есть возможность трансформации для ночлега троих человек. На задней двери закреплен удобный откидной столик. На крыше смонтирован багажник, рассчитанный на 500 кг полезной нагрузки.

Передние стекла — как у техники, выпускающейся серьезными заводами, — триплекс, толщиной 8 мм. Они были изготовлены на заказ, после чего вклеены в рамки. Эксплуатация уже доказала достаточную прочность и стекол, и их креплений.

Самодельный вездеход "Гризли" на шинах низкого давления

На панели приборов ничего лишнего: указатели давления масла и уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости, лампочки зарядки, контроль включения зажигания, тумблеры освещения и видеокамер. В салоне установлена мультимедийная система с GPS-навигацией.

Вездеход, который я назвал «Гризли», успешно эксплуатируется уже три года. За это время внес только одно изменение — установил автоматическую блокировку «Иж-Техно» в задний мост, которая жестко связывает между собой правое и левое колеса, но при поворотах на твердой сухой дороге позволяет им проворачиваться относительно друг друга. С ней увереннее себя чувствуешь на бескрайнем бездорожье.

Самодельный вездеход "Гризли" на шинах низкого давления

Конечно, «засадить» можно любую технику, поэтому трехтонная электрическая лебедка спереди лишней не будет. Впрочем, за все время и 10 ООО км пробега пользовался я ею от силы пару раз. Там, где проезжает «Гризли», даже гусеничный транспортер ГАЗ-71 не всегда проходит. Вездеход я использую круглогодично, в основном для того, чтобы добраться до своей таежной заимки. Радует комфорт, большая полезная нагрузка и неплохая скорость движения по тайге, доходящая до 15 км/ч.

304

1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *