Что такое шноркель на машине?
Шноркель – это очень простое устройство, которое выглядит в форме гнутой трубы из пластмассы или металла. Один её конец соединён с воздушным фильтром под капотом, а второй — выведен наверх, над автомобилем.
Двигатель берёт воздух с высоты, а не перед автомобилем, как это сделано в обычной конструкции. Эта трубка защищает мотор от воды, пыли, песка и прочих лишних предметов, помогая преодолевать машине самые экстремальные препятствия.
Если в двигатель попадёт вода, то это вызовет гидроудар, при котором сломается даже самый лучший мотор в мире.
Изобрёл это устройство учёный Борис Сальяр и командир русской подлодки «Скат» Николай Гудим в 1910 г. Испытания прошли успешно и после этого шноркель стали оснащать подлодки в разных странах.
Массово дыхательную трубку применили в немецких подводных лодках во время 2-й мировой войны. Шноркель помогал двигаться субмарине без её всплытия не запуская электродвигатель. А второй канал в трубке использовался для вывода отработавшего воздуха. Надо было просто подняться повыше, чтобы трубка оказалась над водой.
Далее дыхательные трубки стали устанавливать на танки, грузовики, трактора, «Газели» и иные транспортные средства для езды вброд или по пустыням.
В настоящее время автомобильный шноркель ставят на внедорожники, на которых часто ездят в условиях бездорожья – по пустыням, болотам, водоёмам. Без этого полезного устройства даже самый навороченный джип не сможет долгое время перемещаться в таких условиях. Рано или поздно в цилиндры двигателя попадёт вода, и он выйдет из строя.
Интересно! Шноркель в автомобильных кругах также называют «Хобот» или «Оффроад».
Теперь расскажу более подробно, зачем нужен шноркель на внедорожнике.
Для чего нужен
Принцип работы шноркеля очень прост. Любой ДВС нуждается в снабжении чистым воздухом, так как его работа основана на поджигании топливно-воздушной смеси в цилиндрах мотора. Чистый воздух поступает в двигатель через воздухозаборники, у обычного автомобиля расположенные на уровне крыла или капота. В неблагоприятных условиях забор чистого воздуха может быть осложнён:
- На пыльных (песчаных) дорогах воздухозаборники забирают воздух, с загрязнением которого не справляется воздушный фильтр;
- При пересечении водных препятствий существует риск, что воздухозаборники будут залиты водой.
Первая проблема грозит быстрым загрязнением воздушного фильтра и попаданием пыли и грязи в цилиндры двигателя, а также уменьшением объёма воздуха, поступающего в камеры сгорания движка. В результате нарушается соотношение топливно-воздушной смеси и начинается кислородное голодание движка. В итоге топливо сгорает не полностью, что приводит к снижению мощности двигателя, а в перспективе грозит и его ремонтом.
Вторая проблема грозит ещё большими неприятностями. Попадание воды в воздухозаборники, а затем и в камеры сгорания мотора называется гидроударом двигателя. Так как вода является несжимаемым объектом, то водяная пробка, образовавшаяся в цилиндре, приводит к многократному росту давления.
Двигающийся поршень, старающийся закончить такт, разрушает цилиндр. Результатом гидроудара могут стать сломанные поршни, погнутые шатуны или разорванный блок цилиндров. В большинстве случаев гидроудар полностью выводит из строя цилиндропоршневую группу двигателя.
Применение шноркеля позволяет избежать проблем с воздухозаборниками
Использование шноркеля помогает предотвратить эти проблемы. Забор воздуха с большей высоты предотвращает попадание воды в воздуховод и цилиндры мотора. Также использование шноркеля позволяет значительно снизить загрязнённость воздуха, используемого мотором.
Во время движения воздушные массы, поступающие через насадку, проходят по воздуховоду шноркеля и попадают в воздушный фильтр, дополнительно очищающий воздух. Пройдя фильтр, воздух поступает в цилиндры мотора, где в камерах сгорания он смешивается с топливом, образуя топливно-воздушную смесь.
Зачем нужен шноркель и как он влияет на общение в автомобиле.
Шноркель, это такая трубка, которая позволяет засасывать воздух в двигатель сверху автомобиля. В переводе с немецкого Schnorchel это дыхательная трубка. Эта приспособа нужна для преодоления бродов, или для движения в пыльной местности. Но, иногда, «шнор» устанавливают просто так, чтобы всем казалось что авто, которое перед вами очень крутое.
Для того, чтобы понять как «шнор» влияет на общение в автомобиле, нам потребуется подготовленный авто с установленным «шнором» и глубокий брод.
Поехали! А точнее — поплыли.
Помните, активировать внедорожный арсенал нужно ДО того, как вы заехали в «засаду».
Если брод глубокий, лучше открыть все окна.
Ныряем и . Если бы шноркеля не было, то автомобиль наглотался воды.
Желательно перед проездом, одному из членов экипажа, надеть забродники (это такие смешные резиновые штаны) и промерить брод.
Плывём. Тут главное не испугаться, а получать удовольствие от общения с членами экипажа. Много нового узнаете.
Плывите и рассказывайте друг-другу истории. Знайте, что двигатель засасывает воздух сверху и повода для беспокойства нет. Получайте УДОВОЛЬСТВИЕ.
Во время дрейфа, ваш авто может развернуть, поэтому, в качестве рекомендации держите наготове весло. Если весла нет, всегда можно воспользоваться сандтраками.
Как только автомобиль зацепился колёсами за грунт, аккуратно поддавайте газу.
Выехали на берег и сразу делитесь впечатлениями. Езда в таком режиме сплачивает и закаляет экипаж. Теперь вы знаете, зачем нужен шноркель!
Go. Евгений Головач. Блогер, фотограф, путешественник.
Как сделать своими руками
Некоторые автовладельцы предпочитают заводским изделиям самодельные шноркели. Изготовить его нетрудно, однако нужно учитывать, что такой воздуховод будет иметь самый простой облик. Доведение шноркеля до презентабельного вида может обойтись в круглую сумму, которую можно потратить на заводской продукт.
Для изготовления самодельного шноркеля понадобятся:
- Сантехническая пластиковая труба длиной около 1 метра и диаметром не менее 60 мм;
- Резиновый гофр для прокладки в моторном отсеке;
- Пластиковый угловой патрубок;
- Пластиковая или металлическая сетка для насадки;
- Расходники (клей-герметик, саморезы, резиновые и металлические уголки, хомуты, резиновые уплотнители).
Изготовить шноркель можно и самостоятельно при наличии необходимых материалов и инструментов
Последовательность действий такова:
- Сначала нужно определить, с какой стороны будет установлен шноркель: с пассажирской или водительской. Для стандартной «Нивы» подойдёт только пассажирская сторона, у Chevrolet NIVA доступны оба варианта размещения.
- Затем нужно вырезать часть капота с помощью электролобзика или дрели с круглой насадкой по металлу. Диаметр отверстия должен на несколько миллиметров превышать диаметр резинового гофра и трубы. Края отверстия нужно покрасить и обработать антикоррозийным средством для предотвращения появления ржавчины. Затем можно переходить к сборке и установке шноркеля.
- Гофр, размещаемый в подкапотном пространстве, необходимо прикрепить к воздухозаборнику с помощью хомута, промазав место крепления при помощи герметика.
- Далее необходимо просверлить отверстия для крепления в стойке лобового стекла, края отверстий также необходимо обработать грунтовкой. Пластиковую трубу следует установить вдоль линии лобового стекла, закрепив её при помощи саморезов и креплений.
- Недопустимо оставлять верхнюю часть трубы отверстием вверх, в ином случае первый же ливень приведёт к гидроудару двигателя. На верхний конец трубы нужно смонтировать насадку по типу «Гусак», для этого можно использовать угловой патрубок от трактора. На его выходном отверстии нужно установить металлическую решётку, которая предотвратить попадание в воздуховод различного мусора.
- Затем следует вставить нижний конец внешней трубы в гофр, закрепить место соединения хомутом и обработать края герметиком.
В конце нужно проверить работоспособность и герметичность изделия. Для этого при заведённом двигателе необходимо прикрыть выходное отверстие самодельного шноркеля ветошью. Если всё сделано правильно, то движок должен заглохнуть.
Назначение шноркеля
Бездорожье представляет собой не только отсутствие асфальтного или бетонного покрытия, но это еще и грязь, вода, песок и прочие препятствия, которые встречаются на пути автомобиля Шевроле Нива.
Очень часто возникает проблема, когда приходится преодолевать водоем, все, казалось бы, хорошо, машина зверь, но вот только на полпути происходит попадание воды в мотор. Тут же мотор глохнет, и автомобиль вместе с пассажирами остается посередине водоема. Для решения такой проблемы и имеется шноркель или по-простому наружный воздухозаборник.
Многим Шнивоводам известна проблема попадания воды в двигатель- гидроудар, а так же какие возникают последствия: выход из строя шатунов и разрушение блока цилиндров.
Таким образом, если выводится трубка от двигателя на крышу автомобиля (шноркель), то снижается риск попадания воды в двигатель. Это устройство является незаменимым в случае эксплуатирования Шевроле Нивы в местах отсутствия дорог. Также шноркель предает автомобилю более мощный и строгий вид, но это уже дизайнерские показатели.
Если на Ниве Шевроле очень часто приходится двигаться по дорогам без асфальтного покрытия и с водными препятствиями, то установить такой девайс будет кстати. Помимо защиты двигателя от проникновения воды, шноркель характеризуется следующим перечнем положительных свойств:
- В двигатель поступает чистый прохладный воздух;
- Ограничено попадание неблагоприятных выбросов из-под впереди движущихся транспортных средств.
- Уменьшается возможность повреждения мотора и его частей вследствие попадания воды.
- Перемещена точка забора от низкого положения к более высокому, а, главное, безопасному.
Несколько слов о шноркеле
Шноркель был создан во время Великой отечественной войны. Главной его задачей было обеспечить возможность дизельным подводным лодкам выпускать переработанные газы в воздух. Также требовалось подавать воздух к двигателю и чтобы при этом лодка не всплывала на поверхность.
Затем по данной схеме стали работать шноркели и на автомобилях, вынужденных передвигаться по просторам Африки через песчаные ветра. Главной задачей подобных устройств было обеспечение подачи воздуха к двигателю машины без проникновения в него песчинок.
На сегодняшний день шноркели используются в основном для безопасного движения авто через воду. Если вода проникнет в работающий мотор через цилиндры, вполне возможна поломка шатунов и разрушение блока. Именно поэтому и нужен шноркель, ведь его верхняя часть располагается выше крыши автомобиля, проникновение жидкости в двигатель становится менее вероятным.
Элегантный дизайн трубы
Данное устройство можно получить различными способами. Во-первых, купить уже готовый шноркель от брендового производителя. Подобная покупка будет отличаться качеством и достаточно хорошей сборкой конструкции. Все это послужит гарантией того, что результат использования устройства оправдает ваши ожидания. Хотя, конечно, стоимость шноркеля будет не маленькой. Речь идет о примерно 500 долларах (около 17 тысяч рублей).
Многие приобретают шноркели от российских производителей, так как они дешевле. Гарантии эффективности отечественного шноркеля дать нельзя, однако стоимость его будет колебаться в районе всего нескольких тысяч рублей. Более-менее надежный товар можно приобрести за 3-5 тысяч.
Третий способ получения шноркеля на Ниву — создание его своими руками. Этот автомобиль, как и любой другой из семейства ВАЗ, отлично подходит для тюнинга. В таком деле, как создание шноркеля на Ниву своими силами, перед нами открывается множество вариантов достижения цели.
Полезные советы
- Установив шноркель на Ниве помните, что теперь у вас есть автомобиль, способный передвигаться по воде и преодолевать огромные заболоченнные участки.
- Не забывайте также, что на машине стоит бензиновый мотор и для работы необходима нормально функционирующая система зажигания. Для чего стоит принять дополнительные меры по защите узлов с электропитанием.
- В любых случаях избегайте ситуации залитые водой генератора и свечей. Также не стоит забывать и о вентиляторе охлаждения, в случае если вода попадает под его лопасти, то она будет вся разбрызгана по подкопотному пространству.
- Любой автолюбитель знает какую важную роль в машине играет вентилятор охлаждения. Это устройство защищает двигатель от перегрева в жаркую погоду. Однако, если на внедорожнике преодолевать небольшие водоемы, вентилятор может нанести автомобилю вред, поскольку крутить лопасти в воде он не способен. В результате таких действий радиатор может прийти в негодность, что является крайне опасным при движении машины. Для решения такой проблемы существуют вискомуфты, в которых уже есть вентилятор при попадании в более плотную среду. Также можно использовать и обычный тумблер принудительного отклонения.
- При смазвании свечей обязательно проверяйте их состояние. Обрабатывая герметиком всю электросистему автолюбители тратят много времени, однако это значительно легче, чем установка шноркеля. При этом силиконовый герметик нанести просто и при необходимости его можно смыть.
- Также водителям следует обратить внимание на отключение фар. Всегда выполняйте это, если собираетесь пересекать болото или водоем, поскольку попадание туда воды может спровоцировать мгновенный взрыв. На фарах также могут быть шлюзы для слива попавшей жидкости.
- Шноркель на автомобиль Нива устанавливают опытные автолюбители, которые знают как выполнить подобную процедуру. Автоводителям, не имеющим подобного опыта следует обратить внимание на герметизацию все системы. Следует обязательно загерметизировать отверстие в капоте через которое воздуховод будет заводится в моторный отсек и все сочленения трубы. Такой вариант будет стоить не слишком дорого и в результате автолюбители смогут преодолеть на внедорожнике достаточно глубокие водоемы.
- Шноркель — это дополнительное устройство расширяющее возможности ВАЗ 2121, но не как не преобразователь машины в танк или самолет.
- Его можно признать как одна из обязательных деталей автомобиля, на которой приходится преодолевать участки, залитые водой. Он крайне необходим при участи в райлли-рейдах. Поэтому к выбору шноркеля, его установки и эксплуатации необходимо относится серьезно и ответственно.
- Когда самодельный воздухозаборник собран и выполнена его установка с герметизацией всех опасных зон, любой автолюбитель захочет попробовать свою машину в действии. Ну что ж, удачи вам! И берегите себя и свой автомобиль.
Руководства и советы по ремонту автомобилей шевроле
И так пришло время поставить шноркель. в моем отчете представлено два вида шноркелей — около полутора лет ездил с мини-сан-тех-шноркелем выведенным в подкапотное пространство повыше и вот сейчас дошли руки поставить лежащий все это время на антресоли шнорк от ф-дизайна.
Вывод воздухозабора в подкапотном пространстве:
Общий вид мини-сан-тех-шноркеля в подкапотном пространстве.
Уплотнительная манжета 50х70.
в) в манжету вставляем уголок из сан-тех трубы диаметром 50 и с углом 45 градусов и заворачиваем его на верх, в уголок вставляем обрезанную сан-тех трубу так же на 50 (она нужна чтобы на нее насадить гофру).
Здесь видна манжета в корпусе фильтра и вставленный в нее уголок. удлиняющая труба из нее не видна, т.к. сидит в гофре.
г) далее разворачиваем снятый низ корпуса воздушного фильтра на 180 градусов по сравнению со стоковым (первоначальным) вариантом и прикручиваем его к кузову посредством трех обычных мебельных уголков, саморезов ввернутых в пластиковый корпус фильтра и трех болтов с широкими шайбами. все садится очень просто, плотно и надежно. как писал выше 1,5 года уже так катал и практика показала, что демпфирующие резинки не нужны.
Уголки крепежа низа корпуса воздушного фильтра.
конструкция в сборе
Всё. такого вывода воздухозабора достаточно, чтобы уже явно и сразу не хапнуть воды. 50й трубы достаточно чтобы машина дышала. минусом подкапоного шноркеля является то, что машина дышит горячим воздухом, а во время преодоления бродов, когда горячая машина попадает в воду, то появляется много пара и дрыгатель в результате дышит этим паром и тяга при этом весьма существенно падает.
Вывод воздухозабора на крышу
а) би-металлическая коронка для металла на 54мм с держателем под дрель. как показала практика —классная вещь!
Биметаллическая коронка для металла на 54 мм с держателем под дрель.
Коронка в сборе.
Комплектующие.
в) в инструкции по установке от ф-дизайна и описаниях инсталляции в инете все почему-то прикручивают шнорк на болты. т.е. в случае необходимости снятия шнорка (из-за поломки или иного), нужно будет как минимум снимать пластиковые подкрылки и корячиться с ключем откручивая болты. меня такая ситуация не устраивает и потому я решил посадить шнорк на длинные саморезы. как показала практика после установки — держат надежно, а разболтает или вырвет — заменю на большего диаметра или уже поставлю на болты.
Крепление на саморезах.
г) и так, для установки сначала прикладываем шнорк к крылу и крыше и смотрим как он будет становиться. обводим контуры прилегания. далее берем шнорк, засверливаем под саморезы и делаем с него трафарет. прикладываем трафарет на ранее отмеченные контуры на крыле и отмечаем отверстия.
Трафарет на крыле.
Отверстие в крыле.
Снимаем аккумулятор, снимаем колесо (для удобства), снимаем крыло (см. камасутру по съему крыла, без съема крыла тут не обойтись), размечаем центр отверстия, засверливаем сначала сверлом на 5мм отверстие в моторном отсеке за аккумулятором, затем вставляем коронку и начинаем сверлить. тут надо отметить, что сверлить придется поначалу только частью коронки — она будет проходить аккурат по изгибу усилителя на моторном отсеке. я поначалу думал получится не получится, думал помочь болгаркой вырезать треугольник, но потом решил попробовать коронкой и… влет, за две-три минуты просверлил оба отверстия)) я ж афигел от такой возможности коронки — это она сверлила только краем, приходилось держать дергающуюся дрель, но она просверлила влет и ненапрягаясь! обрабатываем края напильником.
Отвертие в моторном отсеке, вид снаружи.
Отверстие в моторном отсеке, вид изнутри
з) в уплотнительное кольцо в моторном отсеке, чуть намылив места сопряжения вставляем уголок из сан-тех 50й трубы на 75 градусов, разворачиваем его в сторону зеркала и из моторного отсека сажаем на него гофру воздухозабора схватив в месте соединения хомутом.
Соединения в моторном отсеке без аккумулятора.
соединения в моторном отсеке с аккумулятором
и) далее, вставляем уголок на 75 градусов из сан-тех трубы на 50 помощью подмыливания в уплотнительное кольцо в крыле, прикладываем крыло на целевое место, заглядываем под крыло, выравниваем расположение уголков друг относительно друга и отмеряем необходимую длину соединяющей их 50й сан-тех трубы, с помощью подмыливания внедряем ее в уголки.
Уплотнительное кольцо с уголком снаружи моторного отсека.
Соединение уголков внутри крыла.
Уплотнительное кольцо с уголком снаружи крыла.
л) далее, на верхнюю часть шноркеля наклеиваем двухсторонний скот примерно распределяя его по площади для надежности соединения
Двухсторонний скот на верхней части шноркеля.
Установка шноркеля на шевроле ниву
Приобретая заводское изделие, потребуется его еще правильно установить. Для этого в каждом комплекте девайса прилагается инструкция, по которой установить шноркель не составит труда. Фото комплекта девайса приведено ниже.
Итак, конструкция устройства монтируется в левой стойке лобового стекла. Потребуется проделывание отверстий в брызговике, лонжероне, и сделать вырез на крыле. Помимо стандартного комплекта инструментов понадобится:
- герметик;
- электролобзик;
- дрель со сверлом на 4 и 10 мм;
- скотч;
- маркер.
Процесс установки шноркеля включает в себя (в зависимости от выбранного производителя):
- Поддомкрачивается левая сторона автомобиля.
- Далее необходимо снять защиту с крыла, а также колесо и бачок воздушного фильтра.
- Очищается поверхность кузова и подготавливается к вырезанию. Для этого кузов в месте надрезания необходимо заклеить скотчем.
- С помощью маркера размечается контур на крыле и делается вырез. В комплекте с изделием прилагается готовая разметка, которую необходимо только приложить и проделать отверстие. На фото показан готовый эскиз отверстия.
- Осуществляется сверление…
Должно получиться примерно так, как показано на фото. - Заводим патрубок от воздушного фильтра к высверленному отверстию. Фото расположения патрубков под капотом.
- Далее потребуется высверлить отверстия в стойке, на которых будет крепиться вертикальная часть девайса. Оклеиваем скотчем стойку и начинаем сверление, предварительно сделав отметки.
- На завершающем этапе необходимо установить заклепки с резьбой и нанести в отверстия герметик, чтобы не возникало коррозии металла.
Теперь можно установить воздухозаборник от воды и наслаждаться дизайном своей Шеви Нивы, ведь теперь она стала еще эффективней для преодоления бездорожья.
Фото установленного изделия приведено ниже.
Как видно, ничего сложного в установке шноркеля на Шевроле Ниву нет, необходимо только соблюдать прилагаемую инструкцию.