С какого года устанавливают гур на ниву — Все о Лада Гранта

В спас-дощатый через третью столицу

Сложив факторы воедино, получаем готовую идею для путешествия выходного дня. Почему бы не сгонять на переименованном вездеходе-долгожителе в древнее переименованное село на периферии региона, где точно найдутся непростые дороги и прочие интересности?

Вбив в навигатор Спас-Дощатый, выезжаем из Москвы в сторону Коломны. И первую остановку разумно сделать еще до того, как начнутся приключения – на повороте с основной трассы в Луховицах. Во-первых, здесь следует подкрепиться тем, кто не привык таскать провиант с собой. Дальше по маршруту безопасного для здоровья общепита долго не будет. Во-вторых, атмосферный городок интересен деталями.

https://www.youtube.com/watch?v=qDA8vmJHprk

«Есть в России три столицы: Москва, Рязань и Луховицы» уверяет известная местная поговорка. Смело. А еще здесь поставили памятники почтальону Печкину из мультиков о Простоквашино и… огурцу-кормильцу. Огромный овощ торчит из бочки прямо на нужном нам повороте.

Если судить по заброшенной бензоколонке на выезде из города, эра электрификации в Московской области и правда уже наступила. Хотя на самом деле привычных АЗС в Луховицах хватает – и это хорошо, поскольку «Ниву» лучше дозаправить до полного бака. Борткомпьютер «Лады» предусмотрительно не обучили считать средний расход, потому как владельцу компактного внедорожника вряд ли бы понравилось наблюдать цифры порядка 12-14 л/100 км. Но правду на скроешь: увы – аппетит у «Лады» изрядный.

Lada Niva Off-road (2020) – заброшенная АЗС в Луховицах

Завод не дал владельцу «Нивы» выбора – внедорожнику предписан исключительно 95-й бензин.

К тому же до Луховиц придется ехать (или, вернее, ползти) долго. За исключением небольшого отрезка от моста через Москву-реку до Бронниц Новорязанское шоссе – ад автомобилиста, кипящий «пробками» едва ли не круглосуточно и в обоих направлениях. Пилоту «Нивы» крепкие нервы тоже понадобятся, а вот к физической форме внедорожник отнюдь не требователен.

Lada Niva Off-road (2020) – передняя панель

Салон «Нивы» в версии Off-road порадовал не только стильным черным потолком, но и аккуратной сборкой – даже при езде по неровному полю пластик не скрипел. Вот только проблема заедающих воздушных заслонок, похоже, осталась – сторону переднего пассажира обдувает с меньшей интенсивностью.

От Луховиц до Спас-Дощатого идет на удивление неплохая асфальтовая дорога, петляющая по живописным разноцветным полям. В теории «Нива» не против прибавить ход даже на «зубастых» колесах Cordiant All-Terrain 215/65 R16 (одна из примет версии Off-Road).

Lada Niva Off-road (2020) – мультимедиа

Нелепый нарост экрана можно оправдать лишь наличием камеры заднего вида (хотя и без того у «Нивы» с обзорностью порядок). А в остальном могу сказать о мультимедиа, которую инструкция называет «радиоаппаратом», только нехорошие слова. В темноте дисплей отражается в ветровом стекле, навигация Navitel во всех смыслах туповата, уверенный прием радио прекращается на смешном расстоянии от города. Музыку с iPhone «голова» принимать отказывается (через шнурок, по Bluetooth – не имеет значения). И самое интересное, что включать/выключать систему приходится вручную – к положению ключа зажигания питание не привязано.

Lada Niva Off-road (2020) – навигатор
Lada Niva Off-road (2020) – камера заднего вида

Niva вообще оказалась довольно тихой машиной (с поправкой на бюджетную ценовую категорию). Настораживает только постоянный трансмиссионный «концерт»: характерный гул меняет тональность и громкость в зависимости от выбранной передачи, ускорения и замедления, но никогда не утихает полностью.

Но основная беда «Нивы» (что «Шевроле», что «Лады») остается неизменной уже много лет – беспомощный 1,7-литровый двигатель. 80 «лошадей» выбиваются из сил и на обычных модификациях, а потяжелевшие колеса исполнения Off-road окончательно вгоняют бензиновую восьмиклапанную «четверку» в уныние.

Lada Niva Off-road (2020) – багажник

В багажнике немало интересных штук. Обратите внимание – жесткую полку можно притянуть к потолку петелькой, а набор автомобилиста упрятан в чехол, сшитый по форме боковой ниши. В распашной двери спрятан бачок омывателя заднего стекла. И заполнить его без воронки, не испачкав обивку, малореально.

Lada Niva Off-road (2020) – набор автомобилиста
Lada Niva Off-road (2020) – полка багажника
Lada Niva Off-road (2020) – запаска

Видимо, в целях экономии Niva Off-road получила только четыре вседорожных колеса – и полноценная запаска размерности 205/70 R15 (К-175 Barguzin 4×4) превратилась в «докатку».

Не припомню за последние годы другой машины, применительно к которой фигуральное выражение «газ в пол» стало бы нормой существования. Причем как не дави на акселератор, 1,5-тонный внедорожник все равно раскочегаривается чрезвычайно туго. До такой степени, что и в неспешном городском потоке порой неловко перед другими участниками движения за собственную медлительность.

Ваз-2110: свой тернистый путь

Тем не менее, эти приятные «допы» всё же не являлись внутривазовскими разработками, хотя усилителем рулевого управления и системой микроклимата в Тольятти серьезно начали заниматься еще в восьмидесятые годы.

Во время работ над «десяткой» ВАЗ заключил лицензионное соглашение с фирмой ZF, которое предполагало создание двух типов рулевого механизма — обычного реечного с переменным передаточным числом и варианта с гидроусилителем.

Регулировка рулевой колонки по высоте – еще одно «иномарочное» новшество ВАЗ-2110

Увы, внедрить ГУР одновременно с обычной «рейкой» помешало отсутствие финансирования и «усечённая лицензия», которая была заключена лишь на сам механизм, в то время как насос, бачок и остальную «обвязку» нужно было закупать за рубежом.

«Десятке» изначально полагался гидроусилитель руля, разработанный фирмой ZF. Но эта модель получила его уже «под занавес» своей конвейерной жизни

Именно поэтому с автомобилями десятого семейства «гидравликой» поделилась уже Chevrolet Niva — а точнее, созданное совместно с ZF тольяттинское предприятие «Рулевые системы» помимо механизма для «шнивы» освоило выпуск и «десяточных» ГУРов, которые поставлялись на конвейер ВАЗа.

На «десятке» конструкторы решили отказаться от крана отопителя, применив заодно систему автоматического управления вентиляцией и отоплением — так называемую САУО, которая могла самостоятельно изменять температуру в салоне в зависимости от положения регуляторов.

Конечно, для работы системы в качестве полноценной климатической установки для этого потребовался бы кондиционер. К сожалению, во время работ над ВАЗ-2110 он так и остался не до конца доработанным, да и по финансовым причинам установка с дорогими импортными комплектующими (компрессор и радиатор) повысила бы цену машины как минимум на 1 000 долларов, что на тот момент было не по карману ни заводу, ни массовому российскому потребителю.

Буква «А» на регуляторе отопителя ВАЗ-2110 обозначала автоматический режим работы системы вентиляции и отопления! Правда, без кондиционера это был, скорее, автоматизированный обогрев…

В рамках работ по «десятке» были проведены испытания АБС, но внедрить их, как и остальные «навороты», в полном объеме удалось уже лишь на следующих моделях – Калине и Приоре.

Потенциально на «десятке» могли с завода появиться не только гидроусилитель, но и кондиционер с АБС. Не получилось

Тем не менее, именно ВАЗ-2110 стал первой Ладой, для которой все эти системы предусматривались уже на стадии разработки. Увы, рождалась «антилопа» трудно, долго и тяжело – время было такое…

Доработка деталей, установка насосов и шлангов

Сошка на гидроусилитель руля также должна быть доработана. Ее с помощью дисковой электропилы срезают на 3-5 мм в части переднего упора, ставят на нижний вал сошки ГУР, устанавливают стопорную шайбу, заворачивают гайку крепления, законтривают гайку, отгибая усики стопорной шайбы.

ГУР в сборе с сошкой ставится при среднем положении руля, при совпадении метки на торце рулевого вала (гидроусилителя) с соответствующей меткой на его корпусе. Усилитель располагается на лонжероне с помощью трех болтов из комплекта, гайки затягиваются усилием около 35-45 Нм (потребуется ключ и головка торцовая на «17», динамометрический ключ).

Покупайте только оригинальную деталь

Установка насоса ГУР начинается с установки шкива привода и крепления его специальной втулкой на удлиненную гайку. Далее устанавливается кронштейн насоса гидроусилителя, закрепляется головка цилиндра через верхнюю площадку кронштейна, устанавливается сам насос.

Когда мы ставим гидравлические шланги ГУР, нужно снять транспортные заглушки таким образом, чтобы обеспечить непопадание туда мусора. Шланг высокого давления присоединяется к подающему отверстию в насосе и, одновременно, к отверстию высокого давления ГУР через полый болт. Все болты затягиваются, шланг располагается так, чтобы он не касался других частей авто. Далее ставим трубу низкого давления, сливной и подводящий шланги низкого давления, устанавливаем обратно снятые узлы, заправляем маслом усилитель (двигатель без масла категорически запрещается запускать!), проверяем работу систем.

Калина: эмур на конвейере!

Исходя из общемировых тенденций, Калина сразу задумывалась в исполнении с усилителем рулевого управления, который давно стал обычным явлением даже на малолитражках. Выбирая между гидравлическим или электрическим приводом, конструкторы склонились в пользу электромеханического усилителя рулевого управления (ЭМУР) по нескольким причинам.

Во-первых, его модуль заметно компактнее и не требует «обвязки» с шлангами, насосом и прочими особенностями гидравлики. Во-вторых, коэффициент усиления на «электрическом» руле можно задавать на уровне прошивки — то есть, это обеспечивало более широкие возможности по настройке информативности рулевого управления.

В-третьих, ЭМУР просто дешевле в массовом производстве, проще в монтаже и лучше подходит для относительно слабого двигателя, поскольку практически не нагружает его на малых скоростях. Наконец, электроусилитель «помогает» водителю лишь тогда, когда это требуется, в то время как традиционный ГУР действует всё время, пока работает двигатель.

Калина «сразу» получила ЭМУР, а вот подушки безопасности, кондиционер и АБС этой модели пришлось подождать несколько лет

Электроусилитель автомобилей ВАЗ заметно компактнее «гидравлики»

К сожалению, несмотря на перечисленные преимущества «электрики», именно на Калине отечественные автомобилисты поначалу столкнулись с очень неприятным эффектом — в случае неисправности ЭМУР редукторного типа махачкалинского рулевое управление обретало некую «самостоятельность»!

Во время поездки это было чревато потерей управляемости и даже аварией. Поэтому куда более предпочтительным оказался электроусилитель центрального типа калужского или димитровградского производства, который впоследствии начали устанавливать не только на Калину, но и на Приору.

Лада 4х4

Классическая Нива, она же Лада 4х4, за 43 года на конвейере перенесла три крупные модернизации. В прошлом году появились новые передняя панель, сиденья и обшивка потолка, улучшенная шумоизоляция, доработанная электрика, а в базовую комплектацию включены система ЭРА-ГЛОНАСС и боковая подушка безопасности водителя. Но двигатель 1.7 (83 л.с.) и пятиступенчатая «механика» прежние. Цены начинаются с 567 тысяч рублей, версия Люкс с кондиционером, легкосплавными колесами, подогревом передних сидений и электроприводом зеркал стоит 623 тысячи. А для «примерки» мы взяли обновленную Ниву с дилерским пакетом Комфорт (аудиосистема и центральный замок) и заводской камуфляжной окраской за 672 тысячи.

А еще интересно:  126 мотор в ниву шевроле

С какого года устанавливают гур на ниву - Все о Лада Гранта

Нива-2020 — ад аудиала. Жестянкой хлопает дверца, дизельно зудит на холостых древний мотор, с диким лязганьем и жестким ударом принимает крутящий момент от сцепления воющая на все голоса трансмиссия. Ноет гидроусилитель руля в крайних положениях огромной и нелепой баранки, которая бьется в конвульсиях на каждой серьезной кочке. Свиристит печка, ­по-прежнему немощная — что есть здесь кондиционер, что нет его. А когда пытаешься ехать внатяг, на низах весь кузов сотрясают неприятные вибрации — нормально двигатель начинает тянуть лишь тысячам к трем.

И ладно, что багажник можно открыть только из салона рукояткой по левому борту за спиной водителя. Но если поставить Ниву на кочке, то третью дверь вообще клинит из-за перекоса! Кузов, похоже, пластилиновый. Интересно, что будет, если ударить по правилам ARCAP нынешнюю машину? Тогда, в 2002-м, было ноль баллов, но передняя левая стойка хотя бы ушла всего на 60 мм.

А примитивнейший интерьер, сделанный без чувства вкуса, — жалкое подобие того первого салона? Стив Маттин вообще это видел? Хоть раз сидел в этом буйстве кооперативного пластика родом из лихих 90-х? И да, спасибо, что арматура нового кресла больше не впивается в поясницу, однако спина все равно ноет через пару часов.

С какого года устанавливают гур на ниву - Все о Лада Гранта

Единственный луч света в камуфляжном царстве — реактивное действие на руле, чистейшее и искреннее. Но коснешься ватного тормоза, клюнет носом полноприводная старушка — и…

Хочешь, дружок, я расскажу тебе сказку? Про Золушку. По-тольяттински.

Была любимой дочкой у старика, но пришли расчетливые мачехи — и отдали все младшеньким, от Приоры до Весты с Логанами. А прекрасный принц так и не пришел. Постарела, подурнела, донашивая обноски. Да и старика нет давно в живых, умер Петр «Самых» Михалыч Прусов.

Недостатки «нивы» 4х4 с инжектором

С какого года началось производство более надежных моделей, вы уже знаете, но есть ли у них недостатки? Их, на самом деле, совсем немного:

  • Из-за того, что более новая система может похвастаться большим количеством электроники, автовладельцы иногда сталкиваются с неисправными контрольными датчиками.
  • Если расход топлива увеличился, нужно обратить внимание на датчик расхода воздуха.
  • Если двигатель не выдерживает нормальных оборотов на холостых, причиной могут быть неполадки в регуляторе холостого хода.
  • Если мотор просто не заводится, вероятно, отошли контакты от датчика положения коленчатого вала.

Но даже здесь есть положительный момент. Если вы желаете определиться, с какого года «Нива» с инжектором вам подходит, то выбирайте модели конца 90-х годов. В таком случае с подобными проблемами вам придется сталкиваться не слишком часто, а диагностируются они достаточно просто.

Таким образом, инжектор более надежен и практичен. С ним вы сможете избежать проблем и головной боли. Об этом говорят бесчисленные отзывы автовладельцев. И если вы все еще думаете, что лучше — карбюратор или инжектор, и с какого года производства «Нива» является более надежной, то обратитесь к их мнениям.

Они считают, что в инжекторной версии легче запустить двигатель, а расход топлива меньше. Кроме этого, подобные «Нивы» не такие старые, не требуют регулярного ремонта и серьезных затрат на обслуживание.

В настоящее время выпускаются исключительно инжекторные версии «Нивы», которые носят название LADA 4×4, 3-дверная.

Одной левой

ГИДРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Понятно, что обойтись можно не только без гидроусилителя — всякие кондиционеры-прикуриватели тоже в какой-то мере элементы роскоши. Однако сегодня гидроруль встретишь даже на совсем легких иномарках, а вседорожник без него — скорее исключение, чем правило.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Возможность оснастить свою машину столь полезной опцией появилась у владельцев «нив» лет, наверное, десять назад. Тогда для этого адаптировали гидроусилитель известной немецкой фирмы ZFLS модели 8052. Только цена под 2000 долларов начисто отбивала желание такого тюнинга.

Другое дело — сегодня. Тольяттинская фирма «Рулевые системы» освоила производство «нивовского» усилителя за вполне разумную цену. Совместная разработка «Рулевых систем», ВАЗа и ZF получилась почти в четыре раза дешевле зарубежного аналога. (Продукция сертифицирована для семейства «Нива», см. ЗР, 2003, № 11, с. 184).

Дело в том, что корпус и крышка рулевого механизма для «Нивы» отличаются от оригинала ZF8052, поэтому немцы их делали чуть ли не штучно. Себестоимость комплекта при таком раскладе, естественно, намного возросла. Наладив же производство этих деталей у себя, но оставив серийные комплектующие немецкими, удалось получить вполне приемлемую цену всего комплекта.

Принципиальное отличие нового ГУРа (модель 21.3400012) от устаревшего сегодня ZF8052 — золотниковый распределитель роторного типа (производства ZF) вместо вращающегося золотникового. Аналогичная конструкция с середины 90-х годов успешно работает в модели ZF8070 на многих европейских машинах.

Другая особенность новинки — картер рулевого механизма при установке на «Ниву» практически не требует изменений в самом автомобиле. В перспективе — усилители с электронной системой управления, изменяющей коэффициент усиления в зависимости от скорости автомобиля, и золотники с повышенным усилием в центре (см. рис.).

Как устроен и работает штатный рулевой механизм «Нивы», знают, наверное, все. За 33 года существования «классики» он практически не изменился. Чуть подробнее о новинке — рулевом механизме со встроенным гидроусилителем.

Его задача — уловить намерение водителя изменить направление движения машины и повернуть колеса на нужный угол. По сути, водителю остается лишь перемещать рулем золотник, а он, направляя поток жидкости от насоса, управляет движением поршня. Поршень, он же рейка, находится в зацеплении с зубчатым сектором на валу сошки и крутит его вправо или влево по мере необходимости.

Если усилие гидравлики недостаточно, в работу включатся мышцы водителя — внутри поршня есть резьба, а в ней на шариках вращается винт, связанный через торсион с валом рулевой колонки. Эта же резьба позволяет сохранить управление машиной и при неработающем усилителе. Масло, гонимое поршнем, будет перекачиваться через клапан, минуя насос.

Монтаж гидроусилителя на нашу «Ниву» занял несколько часов. В установочном комплекте есть подробнейшая инструкция, точнее, операционная карта с указанием последовательности действий, необходимого инструмента, моментов затяжки крепежа и шаблонов для разметки нужных отверстий.

Приводить ее здесь нет необходимости. Самое трудоемкое — вырезать отверстия в щите передка и доработать сошку — доступно даже новичку. Зато результат! Машина с гидроусилителем преобразилась настолько, что сразу отпали все сомнения в целесообразности этого приобретения.

Езда по бездорожью стала уже не борьбой с препятствиями, а забавой. Руль настолько легкий, что в первые минуты движения кажется, что вал оборвался или палец сошки лопнул. Усилитель при этом работает совершенно бесшумно. К хорошему привыкаешь быстро, и теперь после нашей «Нивы» даже переднеприводные ВАЗы кажутся непомерно тяжелыми в управлении.

Установочный комплект гидроусилителя руля ГУР 21.3400012 снабжен подробной инструкцией, и монтаж его на автомобиль по силам даже

Перспектива. Изменение момента на рулевом колесе (помощь гидроусилителя) для разных скоростей автомобиля (сервотроник).

Руль (и золотник) повернуты вправо: 1 — торсион; 2 — золотник; 3 — винт;

4 — шарики; 5 — гайка-поршень;

6 — сектор; 7 — бачок; 8 — насос;

9 — корпус золотника.

Схема золотника с повышенным усилием в центре.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГИДРАВЛИЧЕСКОГО И МЕХАНИЧЕСКОГО РУЛЯ

Модель ГУР 21. 3400012 Мех. 21213

Тип Винт-шариковая гайка с распределителем Глобоидальный червяк-

роторного типа двухгребневый ролик

Передаточное число 14,5 16,4

Полное число оборотов рулевого колеса 2,9 3,3

Особенности установки гидроусилителя руля

Вкратце об особенностях установки ГУР на Ниву:

  1. Сначала откручивается центральная гайка рулевого колеса, после чего оно демонтируется. Для откручивания гайки может потребоваться съемник. С рулем демонтируется и карданный шарнир.
  2. Затем ослабляется ремешок вентилятора.
  3. После установки гидроусилителя нужно заправить систему — для этого откручивается крышка расширительного бачка, в систему заливается масло до нужного уровня. После этого рулевое колесо следует провернуть в крайние положения несколько раз при отключенном моторе, это позволит избавиться от воздушной пробки в системе.
  4. При прокачке системы рекомендуется поддомкратить переднюю часть авто или отключить от сошки рулевую тягу. Далее, производится запуск мотора, в систему добавляется необходимое количество жидкости. Если вы заметили, что после добавления масло стало пениться, это свидетельствует о попадании воздуха в шланги ГУР. Тогда вам нужно будет заглушить мотор и подождать какое-то время, пока не перестанут выделяться пузырьки.
  5. Процедура осуществляется практически идентичным образом установке ЭУР, только есть некоторые нюансы. Перед тем, как приступить к процессу, внимательно ознакомьтесь с сервисной книжкой, которая идет в комплекте (автор видео — канал Andrew Humm).

Оценка неисправности насоса

  1. Необходимо провести очистку внутренних деталей насоса, чтобы найти причину неисправности.
  2. Если при снятии крышки обнаруживается износ внутренних деталей или их дефекты, то необходимо приобрести новые детали либо попробовать убрать дефекты. Если же дефекты сильно выражены, то ремонт уже не поможет. На фото представлен износ обоймы насоса, который невозможно отремонтировать.
  3. Также причиной неисправности может быть изношенность подшипника или сальника.
  4. Вал имеет острые грани, которые со временем вырабатываются, увеличиваются и появляются заусеницы. Их необходимо убирать.
  5. Берется цилиндр и осматривается. Поверхность его должна быть гладкой и без сколов и заусениц. В таком случае необходимо их устранить.

Итак, зная неисправности, можно перейти непосредственно к их устранению и провести ремонт. Для проведения ремонта деталей необходимо убедиться в наличии следующих инструментов:

1) Ветошь; 2) Растворитель; 3) Наждачная бумага с максимальной зернистостью Р2000. 4) Треугольный напильник. 5) Сверло диаметром 12 мм. 6) Дрель или шуруповерт.

Печальная судьба графского гнезда

Сверяюсь с картой. Оказывается, отмахав в сторону комбайнов некое расстояние «по азимуту», мы изрядно срезали путь до усадьбы Сенницы. Точнее, осколков этого старого разоренного имения.

Задумка была в том, чтобы забраться в вотчину семейства Келлер как бы с тыла: со стороны, откуда редко появляются туристы. И этот план по счастью удалось реализовать. Опять калейдоскоп пейзажей, расчистка дороги от упавшего дерева, ухабистая тропа в лес – и внезапно Lada замирает на явно рукотворной аллее бывшего парка. Лет сто прошло, а деревья до сих пор стоят ровными рядами как на параде.

А еще интересно:  "АвтоВАЗ" намекнул на появление переднеприводной версии новой "Нивы"

Увы, дальнейший процесс стал все сильнее напоминать американский подростковый ужастик в духе «Поворот не туда». Немало я заброшек повидал, вот только именно здесь, в Сенницах, атмосфера буквально прессует какой-то потусторонней тревогой.

Руины электростанции со злобными политическими граффити, флигель в английско-готическом стиле – на вид заросший и покинутый людьми, однако снабженный спутниковой тарелкой и свежим замком на двери. Перекинутый через перемычку усадебных прудов мостик: обычно влюбленные на таких замочки крепят.

Возможно, это просто зловещая историческая аура так работает. Знаменитого владельца усадьбы – коменданта Москвы и губернатора Сибири Матвея Петровича Гагарина – в 1721 году казнили за казнокрадство, взятки и прочие нехорошие дела. Тело государственного деятеля в назидание чиновникам не хоронили полгода, но по легенде опальный дворянин все же обрел вечный покой в родных Сенницах, под полом отстроенной им церкви Вознесения Господня (хотя документов на этот счет нет).

Усадьба Келлера

Храм Вознесения Господня донес до наших дней архитектуру петровской эпохи начала 18 века. Это единственное восстановленное здание усадьбы Сенницы.

Затем в здешних местах жили влиятельные семьи: Вильегорские, Шаховские и, наконец, Келлеры. С именем графа Федора Эдуардовича связывают золотые годы Сенниц. Генерал-лейтенант толково вел хозяйство (основал в селе фабрики, обустроил водопровод, освещение, отопление), прославился на балканской и русско-турецкой войнах, но с русско-японской (1904 год) вернуться ему уже было не суждено – пал в бою на Янзелинском перевале, сраженный 36 шрапнельными пулями.

Героя захоронили в семейной усыпальнице-оранжерее (руины здания, к слову, сохранились), отстроенной по другому печальному поводу: в 1894 году девятилетняя Мария – дочь Келлера – скончалась от травм, полученных при неудачном катании с ледяной горки. Именно в память о девочке ее прах окружили экзотическими растениями, которые цвели в отапливаемой теплице при склепе круглый год. В 1911 году в Сенницах похоронили и трехлетнего внука Федора Артуровича, который не перенес дифтерит.

Lada Niva Off-road (2020) в усадьбе Келлера

Даже мягкие кусты оставляют на пластике неопрятные царапины. С другой стороны, основную функцию развитый обвес выполняет успешно – защищает краску от повреждений.

Усадьба Келлера
Усадьба Келлера

А дальше грянула революция. В 1920 году Келлеры навсегда покинули Россию (внучка генерала скончалась во Франции в 2002-м или 2003-м), но злоключения усадьбы на этом не закончились. В главном доме большевики устроили дом отдыха рабочих, после – детский приют.

Да вот беда – директор и завхоз, как уверяет местная история, навострились пропивать оставшееся после «национализации» 1918 года графское имущество. А когда нагрянула проверка, подельники просто подожгли здание – горело оно несколько дней, никто не тушил… Сегодня даже фундамент в зарослях найти сложно. Усыпальницу разграбили в поисках наградного оружия, а ничего не найдя, устроили в помещении силосную яму.

На этом трагичном фоне судьба «Нивы» второго поколения – образец благополучия. Пусть в ней нет ретро-шарма, доступности и даже проворности классической Lada 4×4, у которой бывшая «Шнива» забрала имя. А заводские «экспедиционные» УАЗы со штатными лебедками по проходимости в теории ушли далеко вперед.

Ведь к «бытовой» проходимости «Лады» (о серьезных джиперских утехах разговор отдельный) вопросов минимум – надо только шины тщательнее подобрать. А для подобных путешествий выходного дня и штатной «атэшной» резины достаточно. Но с вялым мотором и шумной трансмиссией давным-давно пора что-то делать.

Lada Niva Off-road (2020) в заброшенном карьере
Lada Niva Off-road (2020) – шноркель

Штатный шноркель забирает воздух для двигателя в районе крыши. Но по инструкции «Нива» готова брать броды глубиной всего лишь до полуметра. Забавно, что без спецустройства этот показатель почти такой же – 0,4 м.

Lada Niva Off-road (2020) – штатный фаркоп

Сертифицированное сцепное устройство сокращает угол съезда, зато защищает глушитель и позволяет таскать прицепы массой до 1,2 тонны. Другой вопрос, как медлительная «Нива» с этим справится.

Что касается исполнения Off-road, то на него следует обратить внимание, если:

  • не хочется иметь проблем с гаишниками и заводской гарантией;
  • надо сэкономить (фаркоп, шины, шноркель по отдельности обойдутся дороже);
  • есть желание выделить из толпы (в камуфляж обычные «Шнивы» не красят);
  • нет времени заморачиваться с грамотным тюнингом.

Но буквально понимать название Off-road не стоит – по факту этот набор оборудования проходимость кардинально не меняет. И если Niva покупается в качестве заготовки для соревнований или суровых экспедиций, то проще взять самую недорогую базовую машину и строить «боевой» аппарат уже на ее основе.

Подробное руководство по установке электроусилителя руля на ниву

Процедура установки ЭУР своими руками выполняется так:

  1. Сначала необходимо отключить АКБ.
  2. Затем демонтируется заглушка с рулевого колеса, откручивается гайка фиксации, демонтируется сам руль. Также нужно выкрутить четыре винта с шурупом и извлечь пластмассовую накладку.
  3. Откручиваются крепежные болты и демонтируется панель приборов. Отключите штекер подрулевого выключателя, открутите болт, который его крепит, после чего демонтируйте устройство.
  4. Затем отсоединяется проводка замка зажигания, само устройство снимается, для этого открутите два крепежных винта и поверните ключ в положение I.
  5. Следующим этапом будет демонтаж рулевой колонки, для этого нужно открутить винт рулевого вала, а также несколько крепежных винтов и гаек. Учтите, в Нивах используются винты со срывными головками, поэтому оптимальным вариантом будет нанести насечки с помощью зубила и открутить их плоскогубцами. Далее, саму колонку необходимо опустить вниз, после чего демонтировать.
  6. После этого выкрутите гайки на монтажных блоках с предохранителями, извлеките их. Также демонтируйте накладку реле, расположенную под панелью приборов.
  7. Салон и моторный отсек отделены друг от друга с помощью перегородкой, в ней имеется эластичная заглушка, ее надо снять. Через отверстие протягивается провод ЭУР. Убедитесь в том, чтобы уложенный провод не контактировал с движущимися компонентами электродвигателя стеклоочистителя.
  8. Под самой приборной панелью, слева от рулевого колеса, расположен разъем на 8 контактов, к нему подведены два провода серого цвета. К этому разъему следует подключить желто-голубой от ЭУР. Затем к красной колодке, которая идет от приборки, необходимо подсоединить провода оранжевого, а также сине-розового цветов от электроусилителя. Здесь же, за приборной вы можете найти болт массы, к нему следует подключить минус.
  9. Под приборкой устанавливается кронштейн усилителя, в него следует продеть проводку от переключателя зажигания.
  10. Далее, на шлицы самого усилителя следует установить промежуточный вал, помните о том, что к нему следует заранее подключить массу. Сам вал следует надежно зафиксировать на валу рулевого механизма и прикрепить ЭУР к кронштейну. Нельзя допустить того, чтобы вал был зажат или слишком натянут.
  11. Сам узел фиксируется к пластине при помощи двух болтов и двух шпилек, под них желательно установить гайки.
  12. Далее, производится подключение силового, а также информационного разъемов к усилителю.
  13. По сути, на этом процедуру установки можно считать завершенной. Теперь вам нужно установить на место замок зажигания, подрулевой переключатель. Для установки накладки рулевой колонки ее необходимо будет подрезать, к примеру, ножовкой. На место ставится рулевое колесо, приборная панель. Затем протягивается проводка от ЭУР к аккумуляторной батарее. Учтите, что в имеющейся заглушке в перегородке между моторным отсеком и салоном необходимо будет увеличить размер отверстия. Выполните проверку работоспособности оборудования и проверьте еще раз все подключения.

По-иномарочному: как и когда на ладах массово появились опции комфорта и безопасности

Кондиционер, усилитель рулевого управления, антиблокировочная система тормозов и подушки безопасности давно стали привычными элементами оборудования «иномарок», включая представителей так называемого бюджетного сегмента. Не отстаёт и российский автогигант из Тольятти – уже около десяти лет многие модели с ладьей на решётке с , и климатической установкой, и «эйрбегами», и АБС. Когда же эти недоступные ранее опции были массово внедрены на Ладах?

М ы уже рассказывали о том, что кондиционер в заводском исполнении бывал предусмотрен даже. на ВАЗ-2108! Действительно, на некоторые экспортные модификации «восьмерок» в Тольятти устанавливали комплекты производства японской фирмы SANDEN.

Подушка безопасности на Ладах впервые появилась тоже на «зубиле» — но не на трёхдверной модели, а на пятидверной Lada Baltic, которую в середине девяностых производили для европейского рынка в Финляндии — на заводе Valmet в городе Уусикаупунки.

«Балтика» оснащалась рулём с «эйрбегом» производства Volkswagen AG — такие же «баранки», но с другим логотипом встречались на VW Golf MKIII, VW Passat B4 и Skoda Felicia. Кроме того, в качестве опции на Lada Baltic также предлагался кондиционер, но большая часть машин им всё же не оснащалась.

с подушкой безопасности

Lada Baltic оснащалась модулем airbag производства TRW

Принцип действия эур и гур

Прежде чем произвести установку усилителя в ВАЗ 2121 своими руками, давайте разберем принцип действия систем, начнем с ГУР. Когда рулевое колесо находится в центральном положении, оно фиксируется при помощи центрирующих пружин. В таком положении жидкость циркулирует по всем элементам системы при условии, что распределитель стоит правильно.

При повороте руля происходит перемещение золотника, в результате чего элемент перекрывает сливные магистрали, в один из цилиндров начинает подаваться жидкость. При этом на поршень, а также шток под давлением воздействует масло, что приводит к повороту колеса, а также корпуса в определенную сторону.

Что касается принципа работы ЭУР, то сам усилитель монтируется на рулевой вал транспортного средства. Его составляющие части соединены друг с другом при помощи торсионного вала, с установленным контроллером считывания оборотов двигателя. Когда водитель поворачивает руль, торсионный вал скручивается, это фиксирует датчик момента.

Принцип работы системы гидравлического управления

Как же работает гидроусилитель руля? Его основным элементом является насос, который с помощью ремня от коленчатого вала засасывает масло и нагнетает его в распределитель. Последний, в свою очередь, отслеживает усилие, прикладываемое к рулю, и с помощью торсиона (следящего устройства) помогает поворачивать ведущие колеса. При движении по прямой торсион не закручивается, поэтому каналы распределителя перекрыты и масло сливается назад в бачок.

ГУР чаще всего приносит пользу при парковке и на поворотах, облегчая работу рук в три раза. Также можно говорить о том, что механизм ослабляет передачу на рулевое управление микроударов от поверхности дороги. Полезен механизм и при резком падении давления в шинах.

А еще интересно:  Буксует сцепление: причины, признаки и ремонт

Иностранные производители проводят массу исследований для того, чтобы сделать гидроусилитель легким на небольшой скорости и упругим — на высокой. Для этого в немецкие гидроусилители от компании ZF ставятся модуляторы давления, которые с ростом скорости ограничивают давление масла в рабочем контуре.

Снятие насоса гур

Распространенной причиной неисправности ГУР на Ниве Шевроле является износ или поломка насоса. Но, для того чтобы разобраться с причиной поломки, необходимо, прежде всего, извлечь насос из посадочного места. Снятие осуществляется в таком порядке:

  1. Снимается приводной ремень привода ГУР, защитка поддона и брызговики моторного отсека.
  2. Выкачивается вся жидкость из бачка.
  3. Стопорится шкив с помощью отвертки и ослабляется крепление болтов к фланцу.
  4. Выкручиваются полностью болты крепления и снимается шкив.
  5. Сливается оставшаяся жидкость из устройства в специальную баночку.
  6. Ослабляется крепление хомута шланга и извлекается сам шланг.
  7. Отвинчивается и вынимается болт-штуцер.
  8. Наконечник шланга необходимо уплотнить специальными шайбами.
  9. Отворачиваем крепления.
  10. Болт, который соединяет насос с масляным фильтром также выкручивается.
  11. Верхний крепежный болт отвинчивается и извлекается сам насос ГУР.

Итак, насос извлечен из системы автомобиля и теперь необходимо провести ремонт, если он возможен. Ремонт включает в себя следующие четыре действия:

  • Разборка насоса.
  • Оценка неисправности.
  • Ремонт.
  • Сборка устройства или его замена.

На фото изображен насос в собранном виде

Приступая к первому пункту, стоит отметить, что ремонт устройства ГУР осуществим лишь в 40% случаях, все остальные требуют попросту замены на новый.

Разборка ГУР осуществляется следующим образом: 1) Откручиваются на крышке все винты крепления. 2) Вынимается внутренность устройства. 3) После выемки внутренних деталей, необходимо запомнить их порядок расположения и крепления.

Ставим усилитель на ниву самостоятельно

Гидроусилитель руля ставится не на все машины «Нива» в базовой комплектации, поэтому почти все «нивоводы» стремятся улучшить свое авто с помощью этого полезного агрегата. Можно купить как немецкий, так и российский вариант, устанавливать который лучше в мастерской, если вы не обладаете значительным опытом в авторемонте, чтобы сделать это своими руками.

Общая схема монтажа ГУР на отечественную Ниву такова:

  • Снять минусовую клемму с аккумулятора (ключом на «10»).
  • Убрать кронштейн крепления от запасного колеса и само колесо.
  • Отсоединить трубки / провода с электромоторов омывателя, удалить бачок омывателя.
  • Для инжекторных вариантов — снять топливный фильтр с левого брызговика, не отсоединяя шланги подачи топлива (торцовым ключом на «10»).
  • С помощью крестцовой отвертки снять нижний и верхний кожухи вала руля.
  • Убрать колодки жгута на провода от трехкрестцового переключателя, зажигания, аварийки, сигнала торможения.
  • С помощью торцовых и гаечных ключей на «13» отвернуть болт, которым крепится конец промежуточного карданного вала.
  • С помощью зубила, молотка, торцового ключа на «13» освободить Ниву от кронштейна вала (руля), баранки и промежуточного карданного вала.
  • Посредством гаечного и торцового ключей на «13» отвернуть болт крепления верхнего окончания карданного вала, снять последний.
  • Изъять шток от вакуумного тормозного усилителя путем снятия скобы крепления (выполняется плоскогубцами и плоской отверткой).

Как расположена деталь на авто

Так проводится предварительная подготовка машины для установки гидроусилителя. Кроме того, придется доработать кузов в части расширения отверстия в щитке передка и изготовления паза в кронштейне блока педалей (потребуется дрель, лобзик, электропила, напильник, зубило, молоток, сверло на D9мм).

Чтобы поставить ГУР, нужно произвести и некоторые изменения в двигателе. Для этого на блоке цилиндров устанавливается кронштейн крепления от насоса гидроусилителя, определяется разметка центра бокового отверстия, изготавливается резьбовое отверстие глубиной строго 12 мм.

Затем отворачивается гайка крепления шкива на коленвале (при включенной 4 передаче и ручном тормозе). Для инжекторных вариантов требуется подправить кронштейн модуля (зажигания). Для этого откручивается блок катушек от кронштейна и его проушина разгибается с помощью тисков и молотка определенным образом.

Хронология изменений

Прежде чем выяснять, с какого года выпускается инжекторная «Нива», рассмотрим этапы ее модернизации. Вместе с 1,6-литровым двигателем на «Ниву» устанавливали стандартную четырехступенчатую коробку передач. Чтобы увеличить тяговые качества, изначально применяли главные пары с числом 4,44.

В 1994 году выпустили множество переходных модификаций, имеющих различные индексы, но все же в качестве базовой остановились на версии ВАЗ-21213 с карбюраторным мотором 1,7 литра (именно эта модель представлена в основном сейчас на рынке подержанных автомобилей).

Еще через год появляется модель с инжектором ВАЗ-21214 и две «вытянутые» на 0,5 м машины 2129 и 2130. Таким образом, ответом на вопрос, с какого года инжектор на «Ниве», будет 1995 год.

Царские легенды и поэтические реалии

На первый взгляд в Спас-Дощатом нет ничего экзотического, да и следов старины тоже. Формально село, по факту – ухоженный дачный поселок с утопающими в зелени опрятными домиками. Но чтобы понять истинную атмосферу этого места, надо лишь выдохнуть, остановиться и внимательно оглядеться вокруг. И тогда – хоть за мольберт вставай или стихи сочиняй. Вдохновение накрывает сразу же.

С древних времен сохранился интересный рельеф – населенный пункт расположен на вершине холма, окаймленного изгибом русла реки Осетр. Государственный университет по землеустройству даже основал здесь в 1963 году геодезическую базу, расположенную на склоне прямо над выходами на поверхность известняка. Но все же венчает природную композицию колокольня величественного Спасо-Преображенского храма.

Откуда в уединенном селе столь монументальное здание? По легенде основал обитель сам Иван Грозный. Совершая путешествие в Зарайск водным транспортом, царь сделал остановку в этом месте, поднялся на вершину горы и, пораженный пейзажем, воскликнул: «Се Фавор наш русский!

Каменный храм, формой, как утверждается, напоминающий царскую ладью, появился в самом начале 18 века. В середине 19-го столетия здание обновили и перестроили, а в 1941 году ожидаемо закрыли, устроив внутри сначала склад, после – загон для скота. Настоятеля Алексея Никонова еще раньше арестовали и отправили в северные лагеря, где священник вскоре скончался.

К тому моменту населенный пункт переименовали в Горный (с 1940 года), а в округе организовали колхоз «Красная звезда» (по другим данным – «Красная спайка»). Только в 21 веке, когда селу уже вернули историческое имя, Спасо-Преображенский храм восстановили.

Вообще у предания насчет происхождения названия села есть разные варианты. Отличаются они деталями, но во всех фигурируют корабельные доски и первый русский царь. Так, одна из альтернативных версий говорит о том, что на самом деле храм стоял на Спасском погосте издревле, а глубоко верующий Иван Грозный пожертвовал часть судов своей флотилии на ремонт ветхового строения.

Существует и военный сюжет. Дескать, царь неожиданно столкнулся на реке с крупным отрядом татар, принял бой, но ладья дала течь – пришлось добираться до берега вплавь, используя оторванные доски обшивки. Враги же внезапно отказались от преследования.

Достоверно же можно говорить о двух вещах: первое – Спас-Дощатый упоминается в документах с 1594-1597 годов, второе – пейзажи вокруг и правда фантастические: затейливый ландшафт, древние курганы, заброшенные каменоломни. Пешком на осмотр ушел бы не один день, а Niva Off-road позволяет изучать местность без привязки к твердым дорогам.

Подготовленная Lada легко глотает пересеченный рельеф, бодро шпарит по кочковатым тропам, а то и вовсе поперек поля – руль только покрепче держи. Энергоемкость подвесок важна еще и по той причине, что с учетом дефицита тяги и отсутствия межколесных блокировок (даже их имитаций) препятствия логичнее брать ходом.

Хотя на подъемах, особенно затяжных, без понижающей передачи все равно не обойтись. Благо включается она наравне с межосевой блокировкой одним движением рычага. Плюс важно знать меру и не переборщить с игрой в ралли-рейд – шасси «Нивы», как известно, имеет невысокий запас прочности, неумелая езда быстро «ушатает» автомобиль.

Lada Niva Off-road (2020) – передние кресла

Кресла сложно назвать удачными: установлены высоковато, жесткая набивка и профиль – не для дальних поездок, доступ к «барашку» изменения наклона спинки затруднен, а рослому водителю едва хватает диапазона продольной регулировки.

Lada Niva Off-road (2020) – задние сиденья

Задним пассажирам тесно в коленях, да и сидеть на плоском диване с вертикальной спинкой неудобно.

Короткий, но мощный ливень обильно смочил грунтовки. И неприятным сюрпризом при дождливой погоде стала беспомощность шин. Порадовав на асфальте, «Кордианты» оказались не готовы к влажному глинистому грунту – протектор моментально замыливается, отказывается самоочищаться и превращает «Ниву» в подобие человека, который впервые надел коньки и вышел на каток. Возможно, подбором давления в покрышках удастся добиться приемлемого зацепа, но это тема отдельного эксперимента.

А пока нам пришлось отказаться от идеи пробиться к следующей точке маршрута «диким» путем, форсировав вброд Осетр. Переправу обнаружили, но, судя по глубокой и узкой колее, пользуются ею не автомобили, а «квадрики». И если глубина преграды для оснащенной шноркелем и выведенными наверх сапунами «Ниве» в разумных пределах побоку, то без лебедки да на скользких шинах Lada на другой берег просто бы не вышла.

Обходной маневр до моста наглядно подтвердил опасения – трактор искать пришлось бы долго. В округе обнаружилась лишь стая нарядных новеньких комбайнов. Обожающий разную специальную технику фотограф Костя Якубов немедленно скомандовал – туда! И Niva вновь вернула себе мое расположение.

Lada Niva Off-road (2020) и русское поле

Камуфляж «Рыбак» прибавляет к цене «Нивы» 16 000 рублей, обычный металлик стоит 6 000. Но на момент публикации материала необычный цвет из конфигуратора почему-то убрали.

1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *