Содержание
Выбираем карданы для «нивы»: шрус или крестовина?
Из-за конструктивных особенностей автомобилей «Нива» в качестве заднего кардана подойдет не каждый, пусть даже надлежащим образом сбалансированный. Поговорим о преимуществах и недостатках карданов ШРУС, или синхронных, и карданов с узлами крестовин. Каждый из них, как и любой другой, не может быть универсальным и подходит только для определенных условий и стиля езды.
Технические возможности разных видов карданов
У автомобилей «Нива» есть одна особенность – это перекос осей вращения агрегатов, который может возникнуть после неудачного ремонта или быть заложен изначально. Во время разгона или торможения автомобиля возникает перекос оси вращения, к которому приспособлены не все карданы. Но в случае с карданами типа ШРУС проблем возникнуть не должно. В работе его оси могут смещаться на 23 градуса, а предельные углы для кратковременной работы могут достигать 45 градусов. Это делает карданы с шарнирами равных угловых скоростей практически идеальными для «Нивы». Но есть один существенный недостаток – шарниры системы очень чувствительны к загрязнениям с тем учетом, что в качестве барьера между ними и грязью на трассе служит всего лишь эластичный чехол.
При агрессивной езде защитный пыльник может порваться, и смазка на шарнирах при контакте с воздухом и встречными потоками воды в случае дождя моментально смоется, что приведет к непредвиденным последствиям.
В любом из случаев такие детали стоит воспринимать как расходный материал и внимательно следить за своевременной диагностикой и заменой. При первых признаках неисправностей для предотвращения разрушения других узлов должен быть проведен профессиональный ремонт и балансировка карданных валов.
Перейдем к особенностям карданов с крестовинами. Они способны выдержать более серьезные условия. Поэтому, если вы привыкли ездить по бездорожью и не часто прибегаете к услугам СТО, стоит выбрать именно кардан с крестовиной. В сложных условиях он гарантированно обеспечит вам плавный ход, но при условии, что каждые 50-60 тыс. километров может потребоваться замена на новый.
В целом, можем сказать, что карданы ШРУС оптимальны при езде на высоких скоростях с резкими разгонами и торможениями. То есть, для городских условий. В других случаях стоит выбрать кардан с узлами крестовин.
Карданы — нива тюнинг
Коротенько сделаю обзор карданов на крестовинах выпускаемых на Ниву и более подробно остановлюсь на том изделии которое я выбрал для дальнейшей эксплуатации. Основных поставщика три. Это сызранский завод — российские, г.Чернигов – украинские, Белкард – братья белорусы.
Про сызранские карданы особо долго распространяться не буду. Хорошая балансировка, нивовские крестовины. Основной недостаток это тонкая шлицевая группа, которая ежели изнашивается, то восстановлению не подлежит и кардан выкидывается. Для бибики которая ездит по городу очень неплохой вариант и по цене и по качеству.
Остановлюсь на «хохловских» карданах.
Здесь пожалуй были задействованы конструктора-танкисты. Самое тяжелое изделие которое мне попадалось в руки. Шлицевая закрыта резиновым пыльником и самое главное что ее диаметр равен диаметру кардана. Стоят «волговские» крестовины. Главный недостаток, это качество изготовления и балансировка. Изначальный брак, еще во время установки на машины составил около 10% ( заклинившая шлицевая, порванные пыльники, отсутствие смазки). Ну а вторая радость проявилась в жуткой балансировке. Выглядело это примерно так, ставил кардан на автомобиль, разгонялся до сотни, и дальше все было понятно: если гудит, ставим следующий, если нет оставляем. В итоге накопилась еще одна кучка, которую пришлось везти на балансировку. Но в плане бездорожья на этих нивах я чуствовал себя как на родных танках. Ну представьте что этот кардан спокойно переживает, когда Нива карабкается через высокое бревно и садится на него всем своим «полным» весом, сползает как на лыже и едет дальше. Тонкая шлицевая конкурентов таких изысков просто не выдерживает.
Теперь о Белорусских карданах, то бишь Белкарде.
На этом варианте я остановился как на компромиссе между ценой, качеством изготовления и силовым исполнением. Сначала о минусах: это цена. Видимо «батька Лукашенко» совсем гайки закрутил. Цена на карданы с усиленной шлицевой регулярно поднимается. Некоторое время назад она достигла своего предела, когда их просто перестали покупать, но рынок есть рынок и даже батька Лукашенко оказался бессилен, цена снова поползла вниз. Скажу сразу что белорусские задние карданы есть и с обычной шлицевой, но они проигрывают по цене сызранским, поэтому останавливаться на них не буду. Из плюсов этих карданов: это хорошая заводская балансировка. Второй: это очень хорошее заводское качество и покраска. Даже по питерским отвратительным условиям через год у них остается очень приличный товарный вид. Шлицевая группа усиленного кардана обычно переживает до 5 замен крестовин, тогда как «тонкая» стандартная не больше двух-трех. Единственное что осталось для меня загадкой производителя, почему они пожалели поставить штуцер для шприцевания шлицевой группы. На одном из форумов представитель завода гордо заявил что заложенной смазки хватает на весь срок службы. Но как говорил персонаж одного великого фильма, «меня терзают смутные сомнения».
Будьте внимательны: на рынке очень много подделок под белкард, от откровенной китайщины, до вполне заводских изделий. Самое смешное что я видел заводские подделки на белкард именно с белорусских заводов. Отличить их подчас непросто, но есть два «секрета»: если вы хоть один раз держали в руках «настоящий белкард», то вы сразу поймете что сейчас в ваших руках. И второе это установка на машину: на моей памяти ни один из белкардов не давал вибраций до скоростей 80-100 кмч. Тогда как Китай-белкард колбасит уже на 50, да так что кажется, что вот вот развалится машина. Ну и отдельно для владельцев ШНив: задний кардан нивы это ваши и передние и задние карданы.
Купить автозапчасти чехлы грязезащитные нива для иномарок — автопитер
Отличия оригинальных карданных валов «нива-белкард» от аналогов других
поставщиков
Продукция ОАО «Белкард» окрашивается матовой краской, однако поверхности
фланцев не окрашиваются. Валы сторонних производители часто окрашены глянцевой краской.
карданный вал «Белкард» окрашен матовой
краской
карданные валы других производителей, окрашенные
глянцевой краской
Обозначение карданных валов ОАО «Белкард» осуществляется с использованием:
- голограмм,
- стикеров (наклеек) со штрихкодом,
- логотипом завода в виде прописной русской буквы «г», названием детали,
заводским кодом, датой производства.
(штрих код умышленно замазан)
Логотип ОАО «Белкард» часто путают с внешне похожим логотипом другого
производителя, напоминающим символ «Х», пересекающим три окружности. Ниже
представлено визуальное сравнение данных логотипов:
![]() | ![]() |
логотип ОАО «Белкард» | логотип стороннего производителя |
![]() | ![]() |
Логотип ОАО «Белкард» дополнительно штампуется на приварной вилке …
… логотип также штампуется на скользящей вилке
Помимо основного стикера на трубе карданного вала также применяется дублирующая
наклейка в полости фланца с обозначением даты производства.
Вместе с этикетками на валах используются защитные голограммы «Техносфера»
«Белкард» получил почетное право на использование данного знака как
лучшее инновационное предприятие Республики Беларусь в 2006 году и по сей день применяет
данную голограмму для обозначения своей продукции.
Под разными углами зрения и при различном освещении голограмма принимает различные
цвета и формы, при её демонтаже (снятии) голографические свойства теряются.
Таким образом, голограмма представляет собой еще одно из надёжных средств подтверждения
оригинальности продукции.
Балансировочные пластины должны быть установлены ровно, с плотным прилеганием к
трубе карданного вала. Отсутствие балансировочных пластин, небрежная приварка
указывают на то, что вал изготавливался в «кустарных» условиях. Труба
карданного вала должна быть ровной, наличие вмятин не допускается.
Отдельное внимание к шлицевому соединению карданного вала. Свободное перемещение
указывает на наличие в нём окружного зазора, что может привести к преждевременному
выходу из строя. Если растянуть карданный вал не получилось, или для этого пришлось
приложить существенное усилие – шлицевое соединение селективно не подобрано.
Метки взаимного расположения сбалансированного комплекта должны располагаться строго
одна напротив другой.
Шарниры карданного вала должны поворачиваться не слишком туго, пресс-масленки должны
защищаться резиновыми колпачками.
На приварной и скользящей вилках должен иметься штамп логотипа ОАО «Белкард».
В шлицевом соединении отсутствуют пресс-маслёнки за ненадобностью. Конструкция
шлицевого соединения отличается повышенной надежностью и не требует технического обслуживания
в процессе эксплуатации.
Отсутствие любого из вышеперечисленных признаков при анализе карданных валов указывает
на производство их сторонними производителями.