Система охлаждения двигателя отвечает за поддержание оптимальной температуры его работы. Появление воздушных пробок из-за банального расслоения патрубков приведут к серьезным поломкам мотора вплоть до капитального ремонта.
Из чего состоит система охлаждения двигателя
Система охлаждения в автомобиле не так уж и сложна. Она состоит из:
- Радиатора
- Термостата
- Насоса
- Радиатора печки
Для того чтобы двигатель прогревался быстрее, система охлаждения состоит из двух кругов — большого и малого. При запуске мотора охлаждающая жидкость начинает идти по малому кругу за счет специального насоса — помпы. Антифриз проходит через рубашку охлаждения мотора (через каждый цилиндр), радиатор печки и термостат.
Как только двигатель достигает рабочей температуры в 90℃, срабатывает специальный прибор — термостат, который открывает и закрывает клапан, позволяя охлаждающей жидкости циркулировать по большому кругу. Оттуда жидкость по патрубкам попадает в радиатор, где охлаждается и снова возвращается в двигатель.
Признаки и причины завоздушивания системы
Поняв, как работает система охлаждения, нужно разобраться, как воздух может попасть в систему или в конкретные узлы.
Причинами попадания воздуха в систему охлаждения могут стать:
- Дефектные патрубки
- Дефекты в пробке радиатора или расширительного бачка
- Проблемы с водяной помпой
Косвенными же признаками завоздушенной системы охлаждения могут быть матово-белый дым из выхлопной трубы, резко опустевший расширительный бачок, появление подтеканий антифриза на элементах двигателя или земле около автомобиля. Также к признакам можно отнести быстрый прогрев мотора в холодное время года.
Как найти причину
Найти причины попадания воздуха в систему достаточно просто. Негерметичность патрубков можно определить визуально по характерным пятнам охлаждающей жидкости. Таким же способом определяется недостаток антифриза в системе охлаждения.
Дефекты в пробке радиатора или расширительного бачка можно определить визуально, разобрав их. И если на пробках есть какие-то трещины или сколы, то их лучше заменить на новые, чтобы исключить возможность дополнительных утечек. Также нужно проверить основной радиатор и радиатор печки.
Проблемы с водяной помпой можно определить по характерному щелканью. Еще можно зажать патрубок, идущий к радиатору, и наблюдать за работой и пульсацией. Если помпа работает исправно, патрубок должен пульсировать без лишних шумов.
Способы удаления воздуха из системы
Удаление воздушной пробки из системы охлаждения помогает избежать перегрева двигателя и поломок связанных с ним систем. Вот три основных способа удалить пробку:
- Прокачка системы
- Использование воздушных пробок
- Откручивание специальных винтов
Важно помнить, что при прокачке системы всегда следует компенсировать ушедший антифриз в расширительном бачке. Иначе воздух попадет обратно, и все усилия будут бесполезными.
Как избежать пробок в системе охлаждения
Для того чтобы избежать появления пробок в системе охлаждения, рекомендуется регулярно проводить техническое обслуживание автомобиля, проверять на предмет утечек и натекания охлаждающей жидкости, а также обращаться к профессионалам для проверки и обслуживания системы охлаждения.
Советы по охлаждению двигателя
Совет для избежания воздушных пробок в системе охлаждения можно дать только один — своевременно проводите ТО-1. Для профилактики раз в 2-3 дня заглядывайте под капот своего автомобиля, чтобы:
- Проверить уровень охлаждающей жидкости
- Проверить состояние шлангов и присоединений
- Убедиться, что нет утечек
Кроме того, менять охлаждающую жидкость нужно минимум раз в год. А раз в два года — промывать всю систему охлаждения.
Заключение
Появление воздушных пробок в системе — частая проблема двигателя, которая может привести к его выходу из строя. Поэтому важно правильно и регулярно менять охлаждающую жидкость, а также вовремя ее прокачивать.
Система охлаждения двигателя
Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком. Насос охлаждающей жидкости центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала.
Электровентиляторы
Электровентиляторы с пластмассовыми крыльчатками установлены в общем кожухе, закрепленном на задней поверхности радиатора, и нагнетают воздух через сердцевину радиатора в подкапотное пространство. Они включаются и выключаются в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.
Термостат
Термостат с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной и перепускной клапаны. Начало открытия основного клапана при определенной температуре охлаждающей жидкости.
Радиатор
Радиатор – горизонтальный, трубчато-пластинчатый, алюминиевый с пластмассовыми бачками.
Охлаждающую жидкость заливают через горловину расширительного бачка. Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав тосола входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки.
Регулировка натяжения и замена ремня привода водяного насоса и генератора
Недостаточное натяжение ремня ухудшает циркуляцию жидкости в системе охлаждения, что приводит к перегреву двигателя. Кроме этого ухудшается подзарядка аккумуляторной батареи и повышенно изнашивается сам ремень.
При слишком сильном натяжении могут выйти из строя подшипники водяного насоса и генератора.
Проверка натяжения ремня
Проверяют натяжение ремня привода водяного насоса и генератора сверху в подкапотном пространстве.
Натяжение ремня
Натяжение характеризуется величиной прогиба ремня между шкивами насоса и коленчатого вала (прогиб В) или шкивами генератора и насоса (прогиб А) при приложении усилия 98,1 Н (10 кгс) в середине расстояния между шкивами. Прогиб А должен быть 10–15 мм, прогиб В – 12–17 мм.
Регулировка натяжения
Удобнее проверять прогиб А. Для проверки натяжения можно использовать пружинные весы-безмен, зацепив их крючком ветвь ремня и оттягивая ее вверх.
Натяжение ремня регулируйте на автомобиле, установленном на подъемнике или смотровой канаве. Регулировка осуществляется перемещением генератора относительно двигателя.
Замена ремня
- Снимите защиту масляного картера и брызговик двигателя.
- Для увеличения натяжения ремня переместите генератор от двигателя.
- Для уменьшения натяжения ремня рукой переместите.
- Не меняя положения генератора, затяните гайку крепления генератора к натяжной планке и гайку нижнего крепления генератора.
- Гайки крепления генератора к натяжной планке: 28,08–45,3 Н·м (2,9–4,6 кгс·м)
- Гайки нижнего крепления генератора: 57,3–72 Н·м (5,95–7,35 кгс·м)
- Установите защиту масляного картера и брызговик двигателя в порядке, обратном снятию.
- Для замены ремня выверните винт датчика положения коленчатого вала и извлеките датчик из гнезда кронштейна, не отсоединяя провода.
- Снимите ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления.
- Выполните операции по регулировке натяжения ремня и придвиньте генератор к двигателю до упора.
- Снимите старый ремень и установите новый, проворачивая шкивы.
- Выполните операции по регулировке натяжения ремня еще раз.
Установка датчика положения коленчатого вала
Установите на место датчик положения коленчатого вала.
Установка поликлинового ремня
На автомобиль можно установить один поликлиновой ремень, который служит приводом всех вспомогательных агрегатов (водяного насоса, генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления). Генератор установлен слева от двигателя вверху.
Схема проверки натяжения поликлинового ремня:
- 1 – шкив коленчатого вала
- 2 – шкив водяного насоса
- 3 – натяжной ролик
- 4 – натяжная планка
- 5 – болт
- 6 – шкив генератора
- 7 – ремень
- 8 – гайка
- 9 – поддерживающий ролик
- 10 – шкив насоса гидроусилителя
При нормальном натяжении ремня прогиб h под действием нагрузки должен быть равен (12±1) мм.
Регулируйте натяжение ремня перемещением натяжного ролика. После регулировки проверните коленчатый вал двигателя на два оборота и снова проверьте натяжение.
Замена радиатора и электровентиляторов системы охлаждения
Необходимые инструменты:
- Ключ на 10
- Отвертка
- **Отсоедините провод от минусовой клеммы аккумуляторной батареи.
- Снимите защиту масляного картера и брызговик двигателя.
- Слейте жидкость из системы охлаждения.
- Снимите облицовку радиатора.
- Отсоедините колодки жгутов проводов от электровентиляторов.
- Ослабьте хомут крепления и снимите нижний шланг радиатора.
- Выверните болты крепления верхних кронштейнов радиатора и снимите их.
- Выдвиньте вперед верхнюю часть радиатора и снимите верхний шланг.
- Выдвиньте радиатор вперед на максимальное расстояние.
- Для замены электровентилятора отверните гайки его крепления, снимите шайбы и отсоедините электровентилятор от кожуха. Установите новый электровентилятор.
- Промойте радиатор снаружи струей воды и просушите.
- Проверьте герметичность радиатора.
- Устанавливайте радиатор и все снятые детали в обратной последовательности.
Чтобы в дальнейшем исключить возможность подтекания охлаждающей жидкости, перед установкой смажьте патрубки радиатора тонким слоем силиконового герметика.
26. Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы охлаждения воздушные пробки (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
Замена водяного насоса
Насос снимайте для ремонта или замены при возникновении во время его работы шума, уровень которого превышает обычный, и течи охлаждающей жидкости.
Подшипник и сальник установлены в крышке насоса с натягом, кроме того, ступица шкива и крыльчатка напрессованы на валик. В связи с этим разборка насоса достаточно трудоемка, поэтому рекомендуем при неисправности заменять крышку в сборе со всеми входящими деталями.
Вам потребуются: ключи «на 13», «на 17», отвертка, пластилин, штангенциркуль.
Водяной насос снимают без снятия радиатора системы охлаждения. На фотографиях радиатор снят для наглядности.
1. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
2. Ослабьте три болта крепления шкива, удерживая его от проворачивания отверткой.3. Окончательно выверните болты крепления шкива и снимите его вместе с ремнем.
6. Отверните четыре гайки крепления крышки насоса, снимите шайбы.7. Отверткой аккуратно отделите крышку от корпуса и снимите ее.
8. Снимите прокладку крышки.
Сильно обжатую или надорванную прокладку замените.
9. Очистите привалочную плоскость корпуса от остатков прокладки.
10. Отверните гайку крепления и снимите с крышки натяжную планку.
Перед установкой новой крышки (в сборе) обязательно проверьте зазор между лопатками крыльчатки и корпусом насоса. Он должен быть 0,9–1,3 мм. При слишком большом зазоре подача насоса будет снижена, а при слишком малом – возможно задевание лопаток крыльчатки за стенки корпуса и их поломка.
13. Установите прокладку на крышку.
14. Установите крышку на корпус, затянув четыре гайки.
15. Снимите крышку. «Столбики» будут сжаты.16. Определите штангенциркулем выступание «столбиков» над лопатками. Значение выступания равно зазору между лопатками и корпусом насоса.
17. Удалите «столбики» и установите крышку и снятые детали в порядке, обратном снятию.
18. Отрегулируйте натяжение ремня привода водяного насоса и генератора (см. «Регулировка натяжения и замена ремня привода водяного насоса и генератора»).
19. Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы охлаждения воздушные пробки (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
Необходимость в снятии термостата может возникнуть для его замены при нестабильном температурном режиме двигателя – перегреве или недостаточном прогреве. При этом полностью сливать охлаждающую жидкость не требуется. Для проверки термостата на автомобиле пустите двигатель и потрогайте рукой нижний шланг радиатора – он должен быть холодным. После того как температура охлаждающей жидкости достигнет 80–85 °С, шланг должен начать нагреваться. Если этого не происходит, снимите термостат и проверьте его работоспособность.
Снимать термостат необходимо только на полностью остывшем двигателе.
Вам потребуется отвертка.
1. Слейте часть охлаждающей жидкости, вывернув пробку из отверстия для слива жидкости блока цилиндров (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
8. Перед установкой проверьте термостат, для чего опустите его в воду, подогретую до 70–75 °С. Нагревайте воду, постоянно перемешивая ее, до (80±2) °С.
9. При температуре (80±2) °С основной клапан термостата должен начать открываться. Если этого не происходит, замените термостат.
10. Установите новый термостат в порядке, обратном снятию.
Чтобы в дальнейшем исключить возможность подтекания охлаждающей жидкости, перед установкой смажьте патрубки термостата тонким слоем силиконового герметика.
11. Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы охлаждения воздушные пробки (см. «Замена охлаждающей жидкости»).